как активировать правое полушарие мозга

Упражнения для развития межполушарных связей

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Что делать, если ребенок невнимательный? Как ему помочь учиться лучше? Как взрослому развить память и воображение?

Человеческий мозг устроен таким образом, что каждое полушарие имеет свою специализацию. В частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов, контроль правой половины тела. Правое полушарие обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность, параллельную обработку информации и контроль левой половины тела. Интеллект человека основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.

Правильно ли вы готовите ребенка к школе?

Если родители понимают фразу «после трёх уже поздно» слишком буквально и записывают ребенка младше 5,5 лет на все «развивашки» подряд:

то в результате левое полушарие развивается слишком быстро, в ущерб правому, а нейронные связи между ними слабы и малочисленны. Что происходит с таким ребенком в школе? Будучи, на первый взгляд, более чем готовым к обучению, он с трудом сосредотачивается на уроке, пишет с ошибками, плохо воспринимает учебный материал.

Развитие интеллекта человека напрямую зависит от того, насколько тесно связаны левое и правое полушария головного мозга. Наибольшее количество нервных связей между ними образуется при регулярном совершении перекрестных движений, то есть левой и правой сторонами тела. Недаром нейропсихологи рекомендуют начинать подготовку к школе не с алфавита и прописей, а с обучения:

Психолого-педагогические исследования подтверждают: чем больше двигается ребенок и чем лучше он координирует свои движения, тем в большей степени развиты у него высшие психические функции.

Упражнения для формирования межполушарных связей

Что делать, если время упущено, ребенок уже учится в школе и его успехи оставляют желать лучшего? Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:

Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.

1. Рисование двумя руками

Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.

2. Лепка и оригами

В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.

3. Поиграйте в цвета

Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.

4. «Танец»

Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотроньтесь до правого мизинца. Поменяйте руки. Старайтесь делать движения быстро и точно.

5. Примерьте чужую шкуру

Иногда выполняйте привычные действия не ведущей, а подчиненной рукой. Например, если вы правша, попробуйте левой рукой размешивать чай, поворачивать ключи в замке, набирать текст эсэмэски.

6. «Ладонь, кулак, ребро»

Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.

7. «Колечко»

По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.

8. «Замок»

Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.

9. Массаж ушей

Попробуйте расправить и потянуть край каждого уха в сторону и вниз. Повторите несколько раз.

Выполнять упражнения для укрепления межполушарных связей необходимо регулярно, по 10-20 минут в день, только в этом случае они дадут положительный результат. Рекомендуемая длительность курса от 45 до 60 дней. Занятия должны вестись по определенной схеме, ее разрабатывает нейропсихолог на основании проведенного обследования.

Дата публикации: 17.12.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Как развивать мозг ребенка? Советы психолога (+упражнения)

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозгаВспомним о сферах специализации левого и правого полушарий головного мозга.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЕ 1: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.

УПРАЖНЕНИЕ 4: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

АССИМЕТРИЧНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА

Ассиметричная гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за «открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.

Упражнение 1. Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся — ускоряем темп.

Упражнение 2. Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.

Упражнение 3. Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение 4. Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение 5. Победитель. Одна рука показывает знак «V» а вторая «Ок». Меняем руки.

Упражнение 6. На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Упражнение 7. Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Упражнение 10. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача — делать упражнение одновременно двумя руками.

Источник

Методики для развития правого полушария мозга

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Установлено, что мозг поделен на 2 части, каждая из долей несет ответственность за некоторые действия. Работать только одна сторона мозга не может, всегда задействованы 2 полушария, но одно из них, у большинства людей функционирует активнее второго, что можно заметить по роду деятельности, поведению и прочему.

За что отвечает левая сторона мозга?

Левое полушарие ответственно за логику, вербальное и невербальное общение, математику, письмо и чтение. С участием левой доли мозга мы воспринимаем все слова буквально, она контролирует работу правой стороны тела. Люди, у которых более развита левая сторона мозга — организованные личности, они стараются поддерживать порядок во всем, живут слушая свой разум, не давая волю эмоциям.

Раньше было принято считать, что правая сторона мозга в принципе не нужна человеку, она ответственна за интуицию, которая была не больше чем мифом. Это служило причиной тому, что малышей левшей переучивали писать правой рукой.

По прошествии времени, академики пришли к выводу, что развитие полушарий мозга должно быть равномерным, ведь большинство ученых и изобретателей синхронно использовали обе стороны своего мозга, что позволяло им принимать нестандартные решения, благодаря которым они добивались успехов в разных сферах жизни.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

С какими функциями связана правая мозговая доля?

Правое полушарие производит обработку невербальной информации, которая имеет представление в форме картинок, символов, знаков и схематических картин. Сторона ответственна за распознавание лиц и эмоций на них. Люди с более активным правым полушарием:

Такие люди выделяются неординарностью, они часто интересные и творческие личности.

Как узнать, какое из полушарий активнее у вас?

Перед тем, как развить правое полушарие мозга, людям нужно знать какая из сторон работает активнее. Помощь в определении окажут подготовленные тестовые проверки.

Тест №1

Необходимо внимательно посмотреть на рисунок и определить что на нем.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Если вы увидели на рисунке образ девушки, то у вас больше развита правая доля мозга, если удалось разглядеть старуху, то противоположная сторона активней.

Тест №2

Следующий тест заключается в том, чтоб найти среди кофейных зерен мужскую голову. Время на поиски не должно превышать 3 минут.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Теперь смотрим на результаты, если вы нашли то, что искали:

Если на поиски ушло более 3 минут, работа правой стороны мозга плохая, желательно ознакомится с информацией о том, как развить правое полушарие мозга у взрослых.

Установлено, что большинство людей работают больше с одной долей мозга, однако встречаются и те, кто одинаково пользуется обоими. В основном эти люди гении, они обладают хорошей памятью, способны быстро анализировать происходящее и очень внимательные. Стать амбидекстром возможно и обычному человеку, для этого необходимо развивать правое полушарие мозга.

Для определения активной стороны мозга дополнительно с тестовыми задачами, можно ориентироваться на некоторые черты поведения, характерные для левшей, правшей и амбидекстров.

Характер правшей

Такие люди прислушиваются к чужому мнению и стараются жить по общепринятым правилам. Охарактеризовать правшей можно следующим образом, они:

Они стараются не идти на конфликт, проявляют мало эмоций, обладают аналитическим складом ума и могут добиться высот в точных науках.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Характер левшей

Левши эмоциональные и импульсивные личности, по природе они редко бывают консерваторами, они всегда желают перемен. Левши индивидуалисты, их не устраивают привычные устои, они живут по своим правилам, могут быть упрямыми и замкнутыми. Левшам проще добиться успехов в творческой деятельности.

Характер амбидекстров

Люди с одновременной работой обоих сторон мозга гибкие и универсальные. Им свойственна отзывчивость и эмоциональность, у них хорошо развита интуиция. Амбидекстры имеют способность видеть немного больше, чем обычные люди, они часто становятся первооткрывателями чего-либо и могут добиться успехов практически в любой сфере.

Упражнения для развития правого полушария мозга

Стоит отметить, что при рождении все люди имеют правостороннее мышление, позже некоторые из нас меняют сторону работы интеллекта. Чтоб активизировать работу правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой. По началу могут возникнуть трудности, позже процесс станет естественным и привычным. Результатом станет то, что человек начнет мыслить творчески и откроет в себе новые таланты. Чтоб натренировать полушарие быстрее, рекомендовано выполнять некоторые другие упражнения.

Звуковые тренировки

Первое занятие заключается в следующих действиях: необходимо найти спокойное место, расслабиться, закрыть глаза и представить, будто кто-то зовет вас. Теперь нужно определить, чей из знакомых был голос, прислушаться и понять, что он говорит еще.

Техника второго упражнения аналогична, только теперь необходимо вспоминать слова любимой песни и разрешить ей «поиграть в голове», с четко представленной речью.

Визуализация

Методика визуализации заключается в представлении белого листа бумаги, на котором пишется имя. Теперь нужно представлять, как буквы начинают менять цвет, если получится, то желательно и изменять фон бумаги, это поможет быстрее усовершенствовать работу правого полушария.

Тактильные ощущения

Следующее упражнение, как развить правое полушарие мозга, — это использование тактильных чувств. К примеру, визуально представляем, что кушаем какое-либо блюдо. Таким же методом, можно представить какой–либо запах или нарисовать образ.

Отзеркаливание

Методика зеркального рисования способствует развитию обоих полушарий мозга. Вам необходимо подготовить листок бумаги и 2 ручки, которыми нужно одновременно нарисовать одинаковые предметы. Выполняя подобные упражнения для развития обоих полушарий мозга, человек станет мыслить креативно.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Творчество

Активация правой доли мозга происходит благодаря творческой деятельности. Ребенок и дошкольник получает зарядку для интеллекта во время занятий в школе или кружке. Взрослому или подростку для развития необходимо посещать музеи, театры, слушать хорошую музыку и читать книги.

Тренировка пальцами

В этом упражнении работа происходит за счет движения пальцами. Сжимаем кулаки и начинаем поочередно выправлять сначала большой палец правой руки, после указательный на левой. Потом указательный палец на правой и большой палец на левой. После того как получится выполнять упражнение правильно, темп необходимо ускорить.

Рисуем цифру 8

Тренируют правую сторону следующим способом: левая рука выставляется вперед, на это же плечо кладется голова. Теперь фокусируем взгляд на указательном пальце, которым прорисовываем в воздухе цифру 8. Повторив движение 10 раз, необходимо сменить руку и положение головы.

Работа с осязанием

Для выполнения данного упражнения, человеку нужно представлять что-либо на ощупь. Можно попытаться почувствовать руками мягкость кошачьей шерсти, шершавость бумаги, холодную или горячую воду.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Параллельность движения

Данное упражнение включает рисование 2 параллельных линий. Получившийся рисунок должен быть размещен на уровне глаз. Теперь необходимо шагать, касаясь левой ладонью левого колена, а правой рукой – правого колена.

Йога для активизации правой доли мозга

Занятия йогой лучше начинать с утра, это заставит мозг активно использовать свои функции на протяжении всего дня. Перед тем как приступить к занятиям, специалисты рекомендуют на протяжении нескольких минут медитировать. Стоит отметить, что подобные занятия очень полезно проводить с детьми, больными ДЦП. Теперь приступаем к самой физкультуре:

Такую гимнастику выполняют в течение 3 минут, выработанную тактику дыхания изменять нельзя. Методика позволяет развить как левое, так и правое полушария мозга. В организме запускаются системы, которые были не доступны ранее. Со слов американских школьников и наблюдений за ними, им удалось включить некоторые мозговые системы, которые были малоактивны, они стали хорошо учится.

Упражнение Цигун для мозга

Самостоятельно исправить неравномерную работу мозговых долей помогут китайские упражнения:

И напоследок хочется напомнить, не стоит зацикливаться только на правой доле, развитие левого полушария мозга не менее важно, поэтому нагрузку рекомендовано чередовать.

Источник

Как активировать правое полушарие мозга

Развитие головного мозга ребенка начинается еще в материнской утробе, затем продолжается, проходя несколько этапов. Этот сложнейший процесс нельзя пускать на самотек.

Вопрос о том, как развить левое и правое полушарие мозга у ребенка, должен серьезно интересовать любого родителя, желающего воспитать здорового и умного человека.

Для этих целей разработано несколько эффективных методик, заслуживающих особого внимания.

Необходимые условия для развития мозга ребенка

Природа снабдила человеческий мозг огромным количеством нейронов, составляющих его ядро. Их многообразные связи обеспечивают сознание, мышление, память, координацию и функционирование всего организма. Именно их формирование и обеспечивает развитие мозга.

Активный процесс происходит до трехлетнего возраста ребенка, после которого темп развития значительно снижается. Полное физиологическое формирование завершается к 6-7 годам, когда человек полностью готов к восприятию информации, ее анализу и сознательной мыслительной деятельности.

Исследователи выделяют такие важные факторы, влияющие на развитие мозга:

Серьезные споры ведутся по поводу влияния телевизора на развитие мозга ребенка. Большинство психологов сходятся на том, что его нельзя считать помощником в этом важном процессе. Телевизионная информация практически не откладывается в младенческом мозге. В то же время, та же информация, прозвучавшая из уст матери усваивается хорошо.

Упражнения на развитие левого полушария

Человеческий мозг устроен так, что его полушария наделены разными способностями. Левое полушарие отвечает за такие функции:

Аналитическое мышление, логика и мышление. Происходит анализ фактов, распознаются числа и математические символы.

Помимо анализа и логического мышления, это полушарие обеспечивает контроль движения правой половины тела.

Для развития левого полушария рекомендуются такие упражнения:

Важно! Для развития левого полушария мозга полезны тренировки на логику и смекалку. Надо отметить, что школьная программа во многом нацелена на развитие именно этого полушария.

Упражнения на развитие правого полушария

На правое полушарие мозга приходятся следующие функции:

По сути, правое полушарие обеспечивает параллельную обработку информации на основе интуиции, образов, символов, не связывая со словами и буквами. Оно помогает распознавать лица. Кроме того, полушарие контролирует движения левой половины тела.

Рекомендуются такие упражнения:

Важно! Развивать правое полушария позволяют упражнения с загрузкой левой половины тела. Аналогично вышеописанной методики можно производить массаж основания большого пальца стопы левой ноги.

Упражнения на развитие двух полушарий одновременно

Для ребенка очень важно обеспечить развитие обоих полушарий мозга. Для этого проводятся простые упражнения для одновременной их тренировки:

Важно! Задачей совместного тренинга является согласование действия обоих полушарий. При систематическом проведении упражнений налаживается их синхронность и оптимальное взаимоотношение.

Человеческий мозг – это сложнейший механизм, который требует специальной подготовки для нормального функционирования. С раннего детства необходимо принять меры по его совершенствованию. Правое и левое полушария выполняют собственные, специфические функции, а потому различаются и методики их развития. Особенно важны упражнения по согласованию их работы.

Источник

Асимметрия социального поведения: левый глаз — правое полушарие

Карина Каренина, Андрей Гилёв
«Природа» №12, 2015

Об авторах

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Карина Андреевна Каренина — младший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается изучением социального поведения животных, асимметрии восприятия сенсорной информации, поиском проявлений межполушарной асимметрии в поведении животных в природе.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Андрей Николаевич Гилёв — кандидат биологических наук, младший научный сотрудник той же кафедры. Область научных интересов — поведенческая экология, когнитивные способности животных, асимметрия мозга и поведения, эволюция асимметрии в использовании конечностей.

Один из основных принципов функционирования мозга позвоночных животных — принцип асимметрии. Вклад левого и правого полушарий головного мозга в осуществление различных функций неравнозначен [1]. Подобными предложениями начинается большинство современных научных публикаций, посвященных вопросам асимметрии мозга и поведения. В англоязычной научной литературе такое «введение в тему» носит скорее формальный характер, ведь даже у биологов очень отдаленных специальностей общеизвестность и справедливость подобных утверждений не вызывает сомнений. Однако такое отношение к межполушарной асимметрии сложилось сравнительно недавно. Вплоть до начала XXI в. широко распространено было мнение, что функциональная асимметрия мозга характерна исключительно для человека и, по-видимому, имеет отношение к высокому уровню развития человеческого интеллекта [2].

Первые исследования, доказывающие существование асимметрии в функционировании мозга других видов, помимо человека, относятся к 70–80-м годам XX в. В. Л. Бианки выявил основные особенности работы левого и правого полушарий, а также сделал вывод, что функциональная специализация полушария не абсолютна, т. е. в зависимости от выполняемого процесса доминировать может то одно, то другое полушарие [1, 3]. Было обнаружено, к примеру, что левое полушарие мозга преимущественно контролирует пение у канареек [4] и распознавание пищевых объектов у куриц [5], а правое полушарие доминирует в процессах, обеспечивающих ориентацию в пространстве у крыс [6].

Несмотря на убедительную доказательную базу, первые свидетельства существования межполушарной асимметрии у животных зачастую резко критиковались или даже игнорировались научным миром [2, 7], вероятно, еще неготовым отвергнуть идею об уникальности принципиальных основ функционирования человеческого мозга. Но время расставило все по своим местам. На сегодняшний момент существование асимметрии функционирования нервной системы доказано как экспериментально, так и наблюдениями в природе, на разнообразнейших объектах животного мира — без преувеличения, от мухи до слона. Накопление в течение последних трех десятилетий массива информации о неравноценности функций левой и правой половин мозга наконец-то привело к тому, что фундаментальность и древнее происхождение функциональной асимметрии мозга были признаны широкой научной общественностью. Важно отметить, однако, что в основе современных представлений об асимметрии мозга лежит понимание основного свойства парного мозга — его двусторонней симметричности. Общий план строения мозга подчиняется принципу билатеральной симметрии, согласно которому одна половина зеркально повторяет другую. Однако детальное рассмотрение выявляет относительность принципа симметрии как в строении, так и в функционировании мозга. На основе парных, относительно симметричных структур возникает выраженная функциональная асимметрия полушарий мозга [1, 3, 6].

«Правый» и «левый» мир

Базовые различия между полушариями мозга, возникшие, как предполагают, на ранних этапах эволюции позвоночных [8], могут проявляться в поведении животных по-разному. К примеру, для многих видов позвоночных животных характерна моторная латерализация — неравное участие правой и левой половин тела в движении, связанное с асимметрией функционирования нервной системы [9]. Такая латерализация может выражаться в асимметрии поворотов тела и в асимметричном использовании парных конечностей. Другое распространенное проявление межполушарной асимметрии — сенсорная латерализация, т. е. неодинаковая восприимчивость органов чувств на левой и правой сторонах тела к определенным стимулам. Асимметрия восприятия сенсорных стимулов обусловлена специализацией левого и правого полушарий на обработке информации разного типа [10]. В поведении животных сенсорная латерализация может проявляться в виде предпочтения воспринимать определенный стимул левым или правым органом чувств (например, поворачиваться к стимулу одним ухом), а также в более высокой скорости и выраженности реакции на стимул при восприятии его одним из парных органов [11].

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Кулики ходулочники. Во время брачного танца самцы опускают клюв в воду и интенсивно трясут им. В период ухаживания они чаще всего начинают «танцевать», когда самка находится в поле зрения их левого глаза. Здесь и далее фото авторов

Наиболее детально на сегодняшний день изучена латерализация зрительного восприятия. Несмотря на значительные различия в организации зрительной системы, представители разных групп позвоночных по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, поступающую от левого и правого глаза. Это явление описано для костных рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Зрительная латерализация может проявляться при восприятии различных типов стимулов, например социальных партнеров, пищевых объектов, опасности, пространственных ориентиров [2]. Серия экспериментов на цыплятах домашней курицы служит одним из классических примеров исследований зрительной латерализации. Цыплят выпускали на экспериментальную площадку, по которой были рассыпаны зерна вперемешку с мелкими камешками. В разных вариантах эксперимента цыплята имели возможность использовать оба глаза либо только левый или правый глаз — другой был закрыт непрозрачным колпачком. Оказалось, что, если цыплята могли видеть обоими глазами или только правым, они практически не совершали ошибок, выбирая зерна среди камешков. В то же время, когда цыплята использовали только левый глаз, они с одинаковой частотой клевали зерна и камешки. Так как зрительная информация из правого глаза цыпленка преимущественно поступает в левое полушарие мозга, результаты описанных экспериментов указывают на доминирующую роль левого полушария в распознавании пищевых объектов [12]. Подобная латерализации при восприятии пищи была обнаружена и у представителей других групп позвоночных [13]. Например, костные рыбы и хвостатые амфибии преимущественно реагируют на пищевой стимул, находящийся в поле зрения правого глаза.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Кит белуха перед видеокамерой, которую рассматривает левым глазом

Модельными для изучения зрительной латерализации стали животные, у которых глаза расположены на голове латерально, т. е. по бокам. Человек, например, к таким видам не относится, ведь у нашего вида глаза расположены фронтально, т. е. спереди и в одной плоскости. У животных с латеральным расположением глаз поля зрения левого и правого глаза перекрываются лишь незначительно и из-за полного (или практически полного) перекреста зрительных нервов информация из одного глаза поступает преимущественно в противоположное полушарие мозга [14]. У видов с подобным устройством зрительного анализатора мы можем исследовать межполушарную функциональную асимметрию без применения инвазивных методик, просто анализируя поведение животных. Само по себе латеральное расположение глаз не определяет проявление латерализации. Однако многочисленные исследования подтверждают, что предпочтение держать определенные объекты в поле зрения одного из глаз у видов с латерально расположенными глазами обычно отражает доминирующую роль противоположного полушария в обработке информации об объектах такого типа. Предполагается, что части пространства, видимые левым и правым глазом, воспринимаются мозгом неодинаково и во взаимодействии животного с окружающей средой участвуют две разные, но взаимосвязанные системы: «левый глаз — правое полушарие» и «правый глаз — левое полушарие» [15].

Социальное полушарие

Одним из наиболее активно развивающихся направлений в исследованиях асимметрии мозга и поведения стало изучение «социальной латерализации» — асимметричного восприятия особей своего вида. Регулирование социального поведения — одна из наиболее сложных и многокомпонентных функций, которые осуществляет мозг позвоночных животных. В различные аспекты социального поведения могут быть вовлечены процессы, осуществляемые как левым, так и правым полушариями. Однако именно правое полушарие в научной литературе оправданно называют «социальным», ведь оно играет доминирующую роль в контроле большинства социальных реакций у различных видов позвоночных, включая человека [16]. В зрительном узнавании знакомых особей своего вида, к примеру, участвует преимущественно правое полушарие мозга, причем такая асимметрия выявлена как у млекопитающих, так и у птиц [17]. Преимущественная роль правого полушария в проявлении агрессивных реакций, направленных на особей своего вида, известна у амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Социальная латерализация находит отражение в поведении животных — как в эксперименте, так и в природе. Если малька рыбы поместить в аквариум с зеркальной стенкой, то осматривать «другую особь», т. е. собственное отражение, он будет преимущественно левым глазом (направляющим информацию в правое полушарие). Сходным образом, жеребцы одичавшей домашней лошади во время поединков предпочитают держать противника в поле зрения левого глаза [18].

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Поединок жеребцов одичавшей лошади. Во время агрессивных взаимодействий каждый из них предпочитает смотреть на противника левым глазом

Асимметрия материнско-детских отношений

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Самка тибетского макака

Одно из наиболее ярких проявлений асимметрии в социальном поведении человека — предпочтение держать ребенка с левой стороны от себя. Впервые научное описание этого феномена было опубликовано американским психологом Ли Солком в 1960 г. [19]. Он выяснил, что значительное большинство женщин предпочитает держать своего ребенка левой рукой на левой стороне тела. Впоследствии было обнаружено, что такое левостороннее предпочтение существует в различных культурах и проявляется в различных ситуациях: когда ребенка держит на руках его мать или отец, нерожавшая женщина или подросток, а также в случаях, когда вместо живого ребенка женщина держит игрушку, имитирующую младенца. Однако подобная латерализация не уникальна для человека. Так, большинство самок горилл (Gorilla gorilla) и шимпанзе (Pan troglodytes) предпочитают держать детенышей с левой стороны тела [20].

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Мадонна Грандука (Рафаэль, 1504 г.)

Научные публикации, в которых говорится, что асимметрия в расположении ребенка на руках — не просто любопытный феномен, но и важный критерий физиологического состояния матери, вызвали волну интереса исследователей к этому вопросу в течение последнего десятилетия. Было обнаружено достоверное влияние эмоционального состояния матери на асимметричное расположение ребенка. Более того, оказалось, что женщины, страдающие послеродовой депрессией, не проявляют левостороннего предпочтения [21]. Несмотря на то что асимметрия расположения ребенка относительно матери была обнаружена более полувека назад, механизмы возникновения данного феномена и факторы, определяющие его проявление, остаются не до конца понятными. Существует две основные гипотезы, объясняющие возникновение пространственной асимметрии между матерью и ребенком [19, 21]. Первая связывает данный феномен с моторными предпочтениями, проявляющимися в повседневной жизни человека. Можно предположить, что женщина держит ребенка левой рукой, так как правая должна оставаться свободной для выполнения какой-либо работы. Однако такое предположение не подтверждается данными о практически одинаковом числе матерей, предпочитающих держать ребенка левой рукой, среди правшей и левшей [19]. Вторая гипотеза объясняет асимметрию во взаимном расположении матери и ребенка с точки зрения асимметрии сенсорного восприятия. Предполагается, что левостороннее преобладание возникло из-за предпочтения держать ребенка в периферическом поле зрения левого глаза и, таким образом, направлять поток зрительной информации о нем в первую очередь в правое полушарие мозга [21]. Именно такое положение предположительно обеспечивает наиболее точное и быстрое осознание родителем эмоционального состояния ребенка, так как правое полушарие играет ведущую роль в подобных процессах восприятия социальной информации. Асимметричное расположение относительно родителя может иметь большое значение и для самого ребенка. Было показано, что, когда мать держит ребенка левой рукой, ему лучше видна левая половина лица матери, на которой более интенсивно отражаются эмоции. К тому же наблюдать мать в таком положении ребенок может преимущественно левым глазом, что способствует более эффективному восприятию социальной информации, исходящей от матери. Преимущественное расположение с определенной от нее стороны может оказывать влияние на формирование социальной латерализации. Так, дети, чьи матери держали их правой рукой, во взрослом возрасте проявляют пониженную нормальную межполушарную асимметрию в процессе восприятии лиц [22].

Смотрю левым глазом на себе подобных

У приматов использование передних конечностей — неотъемлемый компонент родительско-детских взаимоотношений, поэтому отдельно оценить вклад моторной и сенсорной латерализаций в возникновение асимметричного расположения особей крайне сложно. Изучение видов, у которых конечности напрямую не задействованы в поддержании близости между матерью и детенышем (мать не удерживает детеныша, а детеныш не держится за мать), позволит с точностью определить, может ли возникнуть асимметрия расположения детеныша лишь под воздействием латерализованного сенсорного восприятия особями друг друга. Это и стало целью нашего исследования. В качестве объектов были выбраны два вида парнокопытных, обитающих на территории России: сайгак (Saiga tatarica tatarica) и северный олень (Rangifer tarandus tarandus). Животные обоих видов обитают на открытых пространствах, имеют хорошо развитое зрение, а их глаза расположены на голове латерально. Кроме того, детеныши выбранных видов с раннего возраста самостоятельно следуют за своими матерями. Перечисленные особенности делают сайгака и северного оленя подходящими объектами для изучения природы асимметрии в расположении матери и детеныша у млекопитающих.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Самка сайгака с детенышем на водопое в заказнике «Степной»

Мы решили исследовать естественное поведение животных в природе, поэтому для полевых работ были организованы экспедиции. Наблюдения за дикими северными оленями проводились в Красноярском крае, в низовьях р. Хеты, а за сайгаками — в Астраханской области, на территории государственного природного заказника «Степной». Используя специальные замаскированные укрытия и маскировочные костюмы, мы проводили фото- и видеосъемку поведения самок с детенышами. При последующем анализе полученного материала мы оценили зрительную латерализацию во время социальных взаимодействий животных.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Ведется наблюдение за дикими северными оленями с берега р. Хеты

Перемещаясь вместе с матерью, основную часть времени детеныш проводит от нее сбоку. Объекты нашего исследования относятся к видам с латеральным расположением глаз, поэтому, находясь сбоку от матери, детеныш видит ее преимущественно левым или правым глазом. В ходе наблюдений мы отмечали, какое положение выбирает детеныш, приближаясь к матери сзади. Мы анализировали ситуации, в которых именно он был инициатором объединения пары и выбирал свое положение в пространстве относительно матери. У видов с латерально расположенными глазами предпочтение поворачиваться определенной стороной тела к социальному объекту — свидетельство сенсорной, а не моторной латерализации [14, 17]. Поэтому односторонние предпочтения детенышей при выборе положения относительно матери мы интерпретировали как проявление латерализованного зрительного восприятия.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Самка северного оленя с детенышем. Во время осенней миграции они преодолевают даже крупные реки

Результаты нашего исследования показали, что детеныши сайгака и северного оленя предпочитают располагаться в пространстве таким образом, чтобы мать находилась в поле зрения левого глаза. В результате, когда самка с детенышем перемещались совместно, в большинстве случаев он находился справа от нее. Такие предпочтения детеныши проявляли в различных типах активности, например во время отдыха, пастьбы и бегства при опасности. Зрительная латерализация была обнаружена у детенышей разного возраста, от новорожденных до подростков двух-трех месяцев от роду. Наши наблюдения показали, что как у сайгаков, так и у северных оленей в основном детеныши поддерживали пространственную близость с матерью, а не наоборот. Очевидно, что при перемещении пары мать — детеныш основная задача детеныша следовать за матерью, не терять ее из виду. Мать в первую очередь занята выбором направления движения, контролем за безопасностью, взаимодействиями с другими особями своего вида, т. е. ее внимание обращено скорее на окружающую обстановку, чем на детеныша. Несмотря на это, в определенных ситуациях именно мать инициирует сближение и контакт с детенышем. Латерализация в ситуациях, когда мать подходит к своему детенышу и выбирает определенное положение относительно него, — предмет будущих исследований.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Сопоставляя полученные результаты с данными исследований на приматах, можно проследить существование двух вариантов асимметрии в расположении матери и детеныша у млекопитающих. У приматов мать держит детеныша на руках и таким образом определяет его положение в пространстве. Сенсорная латерализация матери приводит к тому, что детеныш преимущественно находится слева от матери. В то же время у исследованных копытных детеныш сам определяет свое положение в пространстве, и его латерализованное поведение приводит к тому, что в большинстве случаев он располагается от матери справа. Несмотря на разное результирующее положение, оба варианта асимметрии между матерями и их детенышами, по всей видимости, обусловлены одной и той же социальной латерализацией, а именно предпочтением воспринимать социальную информацию с помощью системы «левый глаз — правое полушарие» [23]. Когда детеныш сайгака или северного оленя находится справа от матери и держит ее в поле зрения левого глаза, социальная информация от матери поступает преимущественно в его правое полушарие. Это подтверждают исследования организации зрительной системы копытных — около 90% нервных волокон от каждого глаза идут в противоположное полушарие мозга [18]. Таким образом, асимметричное расположение детеныша относительно матери — одно из проявлений правополушарного доминирования в регулировании социального поведения. В отличие от приматов, у исследованных видов передние конечности не участвуют напрямую во взаимном расположении матери и детеныша, поэтому мы можем исключить влияние моторной латерализации [24]. Наши результаты позволили понять, что асимметрия расположения матери относительно детеныша у млекопитающих может возникать вследствие асимметрии зрительного восприятия детенышем матери.

Наблюдая за поведением сайгаков в природе, помимо материнско-детских контактов, мы регистрировали латерализацию в отношениях между двумя детенышами, а также между взрослыми особями. Оказалось, что предпочтение смотреть на особь своего вида левым глазом проявляется и в этих типах социальных взаимодействий. Играя друг с другом, детеныши одного возраста часто объединяются в пары. Мы обнаружили, что при приближении к другому детенышу сайгачата предпочитают смотреть на потенциального партнера по играм левым глазом.

как активировать правое полушарие мозга. Смотреть фото как активировать правое полушарие мозга. Смотреть картинку как активировать правое полушарие мозга. Картинка про как активировать правое полушарие мозга. Фото как активировать правое полушарие мозга

Самцы сайгака. Во время «тренировочных» турниров они предпочитают поворачивать голову таким образом, чтобы противник находился в поле зрения левого глаза

Наблюдения за молодыми самцами показали, что во время «тренировочных» турниров самцы предпочитают поворачивать голову таким образом, чтобы противник находился в поле зрения левого глаза. Так же самцы располагаются в пространстве во время погони за своим противником после турнира. Эти результаты демонстрируют, что зрительная латерализация, проявляющаяся в поведении детенышей при контактах с матерью, не специфическая особенность материнско-детских взаимоотношений. Предпочтение воспринимать информацию о себе подобных левым глазом (правым полушарием) детеныши проявляют по отношению к разным социальным объектам, и такую же латерализацию демонстрируют взрослые особи. Результаты нашей работы еще раз доказывают, что асимметрия мозга и поведения не уникальна для человека, это общая черта позвоночных животных [14].

Авторы благодарят сотрудников заказника «Степной» и его директора В. Г. Калмыкова, а также Л. А. Колпащикова («Объединенная дирекция заповедников Таймыра») за помощь в организации исследования.

Исследования, проведенные на северном олене, выполнены при поддержке Российского научного фонда (проект 14-14-00284), на сайгаке — при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 14-04-31390).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *