как был казнен апостол павел

Святые апостолы Петр и Павел: день казни и день торжества над смертью

12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петровский пост, который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.

Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) – еврейское слово, означающее «скала, камень», было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного.

Не отягощенный образованием или ученостью Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере – горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос – и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа, сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный».

Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время – его страданий в Гефсиманском саду. Там горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы.

Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами — «паси овец моих».

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

«Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.

Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

— Quo vadis, Domine?* * Куда идешь, Господи? (Лат.)

До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

— Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.

Видя это, юноша повторил как эхо:

— В Рим, — тихо отвечал апостол.».

Павел, по нашим понятиям, – совершенно противоположен Петру: сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого – еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу со Христом, Павел свидетельствует о нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и… терпит гонения. Он основал множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Главная особенность православных праздников в том, что в каждом дне заложен свой особый смысл – просто вспоминать даже очень важные события – едва ли принесет много пользы человеку. Поэтому каждый праздник православной Церкви несет в себе особый смысл, помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, а Богом. (Подробнее об этом ).

День апостолов Петра и Павла – это призыв к миссионерству – если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает. Конечно немногие сегодня ходят в миссионерские походы и не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку – быть для всех солнышками, как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»!

Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету «поминайте наставники ваша, подражайте вере их». В день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине, Все мы, в какой бы среде не находились, являемся апостолами, т.е. «посланниками». Церковь христианская называется апостольской, а значит члены ее, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе и делиться радостью о Господе.

Источник

13. Суд над апостолом Павлом и мученическая кончина его (58–67 гг. по Р.Х.)

Ввиду такого страшного раздражения евреев против апостола римский начальник велел бичевать его, но апостол заявил о своем достоинстве римского гражданина. Начальник испугался, поспешил освободить его от оков и велел собраться синедриону, чтобы достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи. Заседание синедриона прошло в ожесточенных спорах между фарисеями и саддукеями по поводу слов апостола, что он фарисей и его судят за ожидание воскресения мертвых. Фарисеи приняли его под свою защиту, а саддукеи так раздражались против апостола, что готовы были растерзать его. В ночь после этого бурного дня Господь явился апостолу и сказал: «Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме».

На другой день сорок евреев сделали заклятие не есть и не пить до тех пор, пока не убьют Павла. Временем для убийства назначено было, когда апостола поведут из темницы в синедрион на другое заседание. Первосвященник и старейшины вошли с ними в соглашение. Римский начальник, узнав об этом, поспешил препроводить апостола под крепкою охраною (200 пеших воинов, 70 конницы и 200 стрелков) в Кесарию, на суд прокуратора Феликса.

Феликс два года продержал апостола под стражею, надеясь получить за него выкуп от назореев, которые считались богатыми (потому что апостол участвовал в обете назореев). Однажды он пригласил Павла и со вниманием слушал, пока апостол говорил ему о вере, но как скоро он начал говорить о нравственных обязанностях – правосудии, воздержании, упомянул о будущем суде на нечестивых, прокуратор прервал его и сказал: «Пойди теперь, а когда найду время, позову тебя». Преемник Феликса, прокуратор Фест, для угождения евреям хотел выдать им апостола. Тогда Павел потребовал, чтобы дело его было перенесено на суд самого кесаря, и его отправили на корабле в Рим.

Во время путешествия в Рим апостол претерпел сильную морскую бурю. Две недели плывшие не видали ни солнца, ни звезд, потеряли всякую надежду на спасение и, ожидая с часу на час смерти, не вкушали пищи. Но вот великий апостол встает среди собрания и именем Божиим предрекает, что все спасутся, погибнет один корабль. «Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря, и вот Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Через несколько времени плывшие высадились на острове Мальте, а затем Павел благополучно достиг Рима.

Наконец, в 67 году, июня 29, святой апостол окончил свою славную жизнь мученическою смертию. Ему, как римскому гражданину, назначена была казнь благородных – усечение мечом.

– Это особенное раздражение против себя апостол возбудил, во-первых, самым обращением своим из гонителя в ревностнейшего проповедника христианства; во-вторых, свободною проповедью о необязательности для христиан обрядового закона Моисеева. Участие апостола Павла в обете назореев показало бы иудеям, что он – не такой противник закона Моисеева, каким представляли его.

– Святой апостол сам во многих случаях соблюдал обрядовые законы и учил, что христиане из евреев могут продолжать соблюдение древних обрядов. Он только не принуждал язычников делаться по вере иудеями.

– Поводом к этому последнему обвинению было то, что евреи видели в городе апостола Трофима, христианина из язычников.

– Первое из этих посланий называют благодарственным. Филиппийцы особенно любили православие, два раза уже послали ему пособия Фессалоники, и теперь, узнавши, что он – узник в Риме, отправили ему богатые дары. Павел трогательно благодарил их за усердие к нему. Послания к Ефесянам и Колоссянам сходны между собою по содержанию. Апостол прославляет в них Лицо и служение Господа Иисуса Христа и предостерегает верующих от приверженности как иудейской обрядности, так и языческой философии. Филимон был богатый житель города Колосс. Его раб Онисим бежал от него, был в Риме, слушал апостола Павла и обратился к вере. Апостол Павел с великою пастырскою любовию, кротостию и смирением ходатайствует за Онисима пред Филимоном и просит принять его не как раба, но как брата своего возлюбленного.

– Послания 1-е к Тимофею и к Титу были посланы ранее, во время 4-го путешествия.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Апостол Павел ‒ наименьший из апостолов

«Ибо я наи­мень­ший из Апо­сто­лов, и недо­сто­ин назы­вать­ся Апо­сто­лом, пото­му что гнал цер­ковь Божию;
но бла­го­да­тию Божи­ею есмь то, что есмь,и бла­го­дать Его во мне не была тщет­на»
( 1Кор.15:9–10 )

В Новом Заве­те 27 книг. Поло­ви­на из них напи­са­на одним чело­ве­ком. Боль­шую часть бого­слу­жеб­но­го года имен­но его тво­ре­ния чита­ют­ся в хра­мах во вре­мя Боже­ствен­ной литур­гии. Имя это­го чело­ве­ка апо­стол Павел.

Он назы­вал себя наи­мень­шим из апо­сто­лов, и недо­стой­ным назы­вать­ся апо­сто­лом, пото­му что гнал цер­ковь Божию (ср.: 1 Кор. 15:9 ). Этот чело­век, при­зван­ный к еван­гель­ско­му бла­го­ве­стию послед­ним из апо­сто­лов, более всех ново­за­вет­ных свя­щен­ных писа­те­лей потру­дил­ся в деле изъ­яс­не­ния хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Бле­стя­ще обра­зо­ван­ный фари­сей, он был рев­ност­ным гони­те­лем хри­сти­ан­ско­го уче­ния, но, чудес­ным обра­зом вра­зум­лен­ный Гос­по­дом, стал «Апо­сто­лом язы­ков», пла­мен­ным про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия, жизнь и силы свои поло­жив­шим на несе­ние в мир сло­ва Истины.

Гонитель христиан

«А Савл тер­зал цер­ковь, вхо­дя в домы и вла­ча муж­чин и жен­щин, отда­вал в тем­ни­цу» ( Деян. 8:3 )

Жизнь апо­сто­ла Пав­ла мож­но услов­но раз­де­лить на две части: жизнь до встре­чи с Богом и жизнь после. А при­вел ко Хри­сту гони­те­ля хри­сти­ан путь из Иеру­са­ли­ма в Дамаск, кото­рый стал для буду­ще­го апо­сто­ла языч­ни­ков пере­лом­ным моментом.

Свя­той апо­стол Павел, или Савл (пер­вое имя апо­сто­ла еврей­ское, вто­рое ‒ латин­ское) родил­ся и полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние в кили­кий­ском горо­де Тар­се, сла­вив­шем­ся гре­че­ской ака­де­ми­ей и уче­но­стью сво­их жите­лей. Тарс в то вре­мя по уров­ню обра­зо­ва­ния при­рав­ни­вал­ся к Афи­нам или Алек­сан­дрии. Павел имел рим­ское граж­дан­ство со все­ми пра­ва­ми и при­ви­ле­ги­я­ми. Даль­ней­шее обу­че­ние он про­дол­жил в Иеру­са­ли­ме у зна­ме­ни­то­го учи­те­ля Гама­ли­и­ла, кото­рый, несмот­ря на свою при­над­леж­ность к пар­тии фари­се­ев, был чело­ве­ком, спо­соб­ным мыс­лить и выска­зы­вать­ся сме­ло и неза­ви­си­мо. Об этом мож­но судить по его зна­ме­ни­той речи в синед­ри­оне. Когда реша­лась участь апо­сто­лов за про­по­ведь Еван­ге­лия, Гама­ли­ил ска­зал сло­во, став­шее реша­ю­щим: гово­рю вам, отстань­те от людей сих и оставь­те их; ибо если это пред­при­я­тие и это дело ‒ от чело­ве­ков, то оно раз­ру­шит­ся, а если от Бога, то вы не може­те раз­ру­шить его; бере­ги­тесь, что­бы вам не ока­зать­ся и бого­про­тив­ни­ка­ми ( Деян. 5:38–39 ). Щед­ро ода­рен­ный спо­соб­но­стя­ми, Савл пре­успе­вал в Иудей­стве более мно­гих сверст­ни­ков… будучи неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских… пре­да­ний ( Гал. 1:14 ). Вполне веро­ят­но, что он гото­вил­ся к долж­но­сти рав­ви­на и в испол­не­нии фари­сей­ско­го зако­на про­яв­лял поис­ти­не чудо­вищ­ную ревность.

Цер­ковь нес­ла поте­ри, ужас и тре­пет застав­лял хри­сти­ан скры­вать­ся. Савл же, еще дыша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да, при­шел к пер­во­свя­щен­ни­ку ( Деян. 9:1 ), выпро­сил офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние пре­сле­до­вать хри­сти­ан даже за пре­де­ла­ми Пале­сти­ны и отпра­вил­ся в Дамаск, узнав, что и там мно­го при­вер­жен­цев это­го ново­го, нена­вист­но­го ему уче­ния. Воору­жен­ный отряд дви­нул­ся к Дамас­ку. Каза­лось, Савла ничто не мог­ло оста­но­вить, ника­кая сила не была спо­соб­на заста­вить его пове­рить, что уче­ние Того, Кто умер на Кре­сте позор­ной смер­тью бег­ло­го раба, ‒ уче­ние Исти­ны. Никто. Толь­ко Бог!

Путе­ше­ствие в Дамаск пол­но­стью изме­ни­ло жизнь гонителя.

По дороге в Дамаск

«…И услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 )

Отряд при­бли­жал­ся к Дамас­ку. Нещад­но пали­ло солн­це. Вда­ле­ке пока­за­лась город­ская сте­на. Там, в этом горо­де, в сина­го­гах, как смер­то­нос­ная зара­за, рас­про­стра­ня­ет­ся новое уче­ние о вос­крес­шем Иису­се из Гали­леи. Совсем ско­ро, думал Савл, он поедет этой же доро­гой назад, а впе­ре­ди отря­да на суд синед­ри­о­на в Иеру­са­лим пой­дут зако­ван­ные в узы хри­сти­ане. Так, веро­ят­но, раз­мыш­лял он. «…Вне­зап­но оси­ял его свет с неба. Он упал на зем­лю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он ска­зал: кто Ты, Гос­по­ди? Гос­подь же ска­зал: Я Иисус, Кото­ро­го ты гонишь. Труд­но тебе идти про­тив рож­на. Он в тре­пе­те и ужа­се ска­зал: Гос­по­ди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь ска­зал ему: встань и иди в город; и ска­за­но будет тебе, что тебе надоб­но делать» ( Деян. 9:4–6 ).

От сия­ния это­го Боже­ствен­но­го све­та Савл ослеп. Сопро­вож­да­ю­щие при­ве­ли его в Дамаск, где он от силь­ней­ше­го потря­се­ния пер­вые три дня ниче­го не ел и не пил. В Дамас­ке жил хри­сти­а­нин име­нем Ана­ния, кото­ро­му Гос­подь в виде­нии пове­лел пой­ти к Сав­лу и воз­ло­жить на него руки, что­бы он про­зрел. «Гос­по­ди! я слы­шал от мно­гих о сем чело­ве­ке, сколь­ко зла сде­лал он свя­тым Тво­им в Иеру­са­ли­ме» ( Деян. 9:13 ), ‒ воз­ра­зил Ана­ния. Но Гос­подь ска­зал ему: «иди, ибо он есть Мой избран­ный сосуд, что­бы воз­ве­щать имя Мое перед наро­да­ми и царя­ми и сына­ми Изра­и­ле­вы­ми» ( Деян. 9:15 ). Ана­ния пошел и сде­лал, как пове­лел ему Гос­подь. И тот­час как бы чешуя отпа­ла от глаз его (Савла), и вдруг он про­зрел; и, встав, кре­стил­ся ( Деян. 9:18 ). Пла­мен­ный дух Савла не тер­пел без­дей­ствия, и он, уве­ро­вав во Хри­ста, с той реши­мо­стью и напо­ром, с кото­ры­ми ранее пре­сле­до­вал хри­сти­ан, стал про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие в сина­го­гах. Теперь на осно­ва­нии Вет­хо­го Заве­та, в зна­нии кото­ро­го с ним мало кто мог срав­нить­ся, он учил, что Иисус Хри­стос и есть ожи­да­е­мый иуде­я­ми Мес­сия. Сила его сло­ва, осно­ван­ная на бле­стя­щем обра­зо­ва­нии и про­свя­щен­но­сти Духом Свя­тым, при­во­ди­ла иуде­ев в заме­ша­тель­ство. Они воз­не­на­ви­де­ли Савла как пре­да­те­ля и днем и ночью сте­рег­ли город­ские воро­та, что­бы без сви­де­те­лей рас­пра­вить­ся с ним, когда он вый­дет из горо­да. Но Савл, знав­ший о гро­зив­шей ему опас­но­сти, был спу­щен уче­ни­ка­ми в кор­зине с город­ской сте­ны и таким обра­зом избе­жал смерти.

О том, что про­изо­шло на дамас­ской доро­ге, повест­ву­ют Дея­ния (см.: Деян. 9:3–8 ). И сам апо­стол Павел не раз вспо­ми­нал это собы­тие. О сво­ем обра­ще­нии апо­стол рас­ска­жет на суде перед иудей­ским царем Агрип­пой (см.: Деян. 26:12–19 ) и в посла­нии к Гала­там (см.: Гал. 1:13–17 ). Поче­му исто­рия обра­ще­ния апо­сто­ла Пав­ла так важ­на? Пото­му что это откро­ве­ние лич­но­го опы­та обще­ния с Богом и откро­ве­ние надеж­ды. Еще доволь­но дол­гое вре­мя после того, как свя­той апо­стол Павел сде­лал­ся из гони­те­ля хри­сти­ан про­по­вед­ни­ком Хри­ста, мно­гие боя­лись его, не веря, что он уче­ник ( Деян. 9:26 ). Дей­стви­тель­но, в это было слож­но пове­рить. Ведь и сам Павел не мог сна­ча­ла пове­рить в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. И толь­ко Сам Гос­подь укре­пил его слав­ным явле­ни­ем на пути в Дамаск.

Путь Бога к серд­цу каж­до­го чело­ве­ка все­гда будет тай­ной, пото­му что нико­гда нель­зя узнать, где и когда кос­нет­ся чело­ве­че­ской души бла­го­дат­ная рука Божия. Не знал это­го и апо­стол Павел. Навер­ное, не будет ошиб­кой ска­зать, что он даже и не мог пред­по­ло­жить, Кого он встре­тит в сво­ем путешествии.

Дамас­ская доро­га ста­нет для свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла доро­гой дли­ной в жизнь, ведь прак­ти­че­ски сра­зу после обра­ще­ния он нач­нет свои мис­си­о­нер­ские тру­ды про­по­ведь Сло­ва Божия языч­ни­кам. Спи­сок посе­щен­ных апо­сто­лом Пав­лом и его спо­движ­ни­ка­ми горо­дов тогдаш­ней Рим­ской импе­рии занял бы слиш­ком мно­го места. Обыч­но в учеб­ни­ках по Ново­му Заве­ту гово­рит­ся о трех круп­ных мис­си­о­нер­ских путе­ше­стви­ях апо­сто­ла Пав­ла, но это раз­де­ле­ние ско­рее услов­ность, вве­ден­ная иссле­до­ва­те­ля­ми жиз­ни вели­ко­го апо­сто­ла языч­ни­ков для удоб­ства изу­че­ния. Он путе­ше­ство­вал посто­ян­но, задер­жи­ва­ясь в раз­ных горо­дах на раз­ное вре­мя по мере необходимости.

Но пусть апо­стол Павел сам рас­ска­жет о том, что пере­жил во вре­мя про­по­ве­ди: «Я гораз­до более был в тру­дах, без­мер­но в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти. От Иуде­ев пять раз дано мне было по соро­ка уда­ров без одно­го; три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был во глу­бине мор­ской; мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков, в опас­но­стях от еди­но­пле­мен­ни­ков, в опас­но­стях от языч­ни­ков, в опас­но­стях в горо­де, в опас­но­стях в пустыне, в опас­но­стях на море, в опас­но­стях меж­ду лже­бра­ти­я­ми, в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наго­те. Кро­ме посто­рон­них при­клю­че­ний, у меня еже­днев­но сте­че­ние людей, забо­та о всех церк­вах. Кто изне­мо­га­ет, с кем бы и я не изне­мо­гал? Кто соблаз­ня­ет­ся, за кого бы я не вос­пла­ме­нял­ся?» ( 2 Кор. 11:23–29 ). Все это пре­тер­пел апо­стол ради Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ведь, как сам он писал, в хри­сти­а­нине долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Хри­сте Иису­се ( Фил. 2:5 ). И если Гос­подь Иисус Хри­стос отдал Свою жизнь за жизнь все­го мира, то апо­стол Павел ‒ вер­ный уче­ник Хри­стов ‒ отдал Ему все­го себя.

В сло­вах апо­сто­ла нет ноток гор­де­ли­во­го пре­воз­но­ше­ния. Он не хва­лит­ся пере­не­сен­ны­ми стра­да­ни­я­ми и лише­ни­я­ми. Все это он при­нял как долж­ное. Един­ствен­ное, чем он может похва­лить­ся, ‒ это немощь: «Если долж­но мне хва­лить­ся, то буду хва­лить­ся немо­щью моею. Бог и Отец Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, бла­го­сло­вен­ный во веки, зна­ет, что я не лгу» ( 2 Кор. 11:30–31 ).

Сила благодати

Бла­го­дат­ная сила Божия, кос­нув­ша­я­ся Пав­ла на дамас­ской доро­ге, ‒ вот то, что укреп­ля­ло его. Апо­стол писал в посла­нии к хри­сти­а­нам древ­не­го Корин­фа: «Гос­подь ска­зал мне: «доволь­но для тебя бла­го­да­ти Моей, ибо сила Моя совер­ша­ет­ся в немо­щи». И пото­му я гораз­до охот­нее буду хва­лить­ся сво­и­ми немо­ща­ми, что­бы оби­та­ла во мне сила Хри­сто­ва» ( 2 Кор. 12:9 ). Бог вел апо­сто­ла Пав­ла на про­по­ведь, поэто­му и успех пав­ло­вой мис­сии ‒ дело бла­го­да­ти Божи­ей. Когда сре­ди коринф­ских хри­сти­ан воз­ник­ло раз­де­ле­ние (одни пре­воз­но­си­лись тем, что были обра­ще­ны про­по­ве­дью Пав­ла, дру­гие ‒ Апол­ло­са (о нем см.: Деян. 18:24–28 ), тре­тьи ‒ апо­сто­ла Пет­ра), свя­той апо­стол так уве­ще­вал враж­ду­ю­щих: «Кто Павел? кто Апол­лос? Они толь­ко слу­жи­те­ли, через кото­рых вы уве­ро­ва­ли, и при­том посколь­ку каж­до­му дал Гос­подь. Я наса­дил, Апол­лос поли­вал, но воз­рас­тил Бог; посе­му и насаж­да­ю­щий и поли­ва­ю­щий есть ничто, а все Бог воз­ра­ща­ю­щий» ( 1 Кор. 3:5–7 ). Поэто­му апо­стол при­зы­вал все­гда бла­го­да­рить за все Бога и Отца, во имя Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, пови­ну­ясь друг дру­гу в стра­хе Божи­ем ( Еф. 5:20–21 ) и делать все во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста ( Кол. 3:17 ).

Посто­ян­ная бла­го­дар­ность Богу ‒ это то, что помо­га­ет нам почув­ство­вать при­сут­ствие бла­го­дат­ной силы Божи­ей в самих себе, помо­га­ет не пре­воз­но­сить­ся и не гор­дить­ся теми даро­ва­ни­я­ми, кото­рые дал нам Господь.

Послания апостола Павла

«…Но я более всех их потру­дил­ся: не я, впро­чем, а бла­го­дать Божия, кото­рая со мною» ( 1 Кор. 15:10 )

Труд­но себе пред­ста­вить, как свя­той апо­стол Павел (он же и Савл), имея сла­бое здо­ро­вье, мог поне­сти такие тру­ды. Вся жизнь апо­сто­ла ста­ла под­твер­жде­ни­ем слов: «сила Божия в немо­щи совер­ша­ет­ся» (см. 2 Кор. 12:9 ). «Я гораз­до более был в тру­дах, без­мер­но в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти… три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был в глу­бине мор­ской; мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков… в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наго­те» ( 2 Кор. 11:23, 25–27 ), ‒ в нази­да­ние Корин­фя­нам вспо­ми­на­ет апо­стол Павел. Такие тру­ды и испы­та­ния невоз­мож­но пере­не­сти, опи­ра­ясь толь­ко на чело­ве­че­ские силы. Все успе­хи сво­ей про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти апо­стол Павел при­пи­сы­ва­ет исклю­чи­тель­но дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­да­ти и ста­ра­ет­ся лишь о том, что­бы быть достой­ным Духа Святого.

Как уже было ска­за­но, апо­стол Павел явля­ет­ся авто­ром более поло­ви­ны книг, вхо­дя­щих в состав Ново­го Заве­та. Он напи­сал четыр­на­дцать посла­ний, кото­рые по важ­но­сти сво­е­го содер­жа­ния и высо­те бого­слов­ской мыс­ли неко­то­ры­ми име­ну­ют­ся «вто­рым Еван­ге­ли­ем». Каж­дое из этих посла­ний ‒ жем­чу­жи­на, насто­я­щее духов­ное сокро­ви­ще. В его тру­дах рас­кры­ва­ет­ся дог­ма­ти­че­ское и нрав­ствен­ное уче­ние Церк­ви. Бого­слов­ская глу­би­на его Посла­ний неред­ко при­во­ди­ла в заме­ша­тель­ство таких тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Писа­ния, как Иоанн Зла­то­уст и Бла­жен­ный Авгу­стин. Исклю­чи­тель­но апо­сто­лу Пав­лу при­над­ле­жат выра­же­ния «совос­крес­нуть», «облечь­ся во Хри­ста», «совлечь­ся вет­хо­го человека».

Навер­ное, нет таких тем и вопро­сов, кото­рые не были затро­ну­ты апо­сто­лом. В чем-то все посла­ния похо­жи, одна и та же мысль может повто­рять­ся в раз­ных посла­ни­ях несколь­ко раз, но в то же вре­мя в каж­дом из Пав­ло­вых тек­стов есть в бук­валь­ном смыс­ле непо­вто­ри­мые места, кото­рые нель­зя пере­пу­тать ни с чем дру­гим. В посла­ни­ях апо­стол Павел обра­щал­ся к кон­крет­ным хри­сти­ан­ским общи­нам (рим­ля­нам, корин­фя­нам, гала­там и др.) и даже к отдель­ным людям (Титу, Тимо­фею, Фили­мо­ну). Но через всех сво­их адре­са­тов апо­стол гово­рит и со все­ми нами, совре­мен­ны­ми христианами.

Апо­стол радо­вал­ся и скор­бел, обли­чал и уве­ще­вал, настав­лял и укреп­лял. Как он сам писал: «Для всех я сде­лал­ся всем, что­бы спа­сти по край­ней мере неко­то­рых» ( 1 Кор. 9:22 ). Очень важ­но понять эти сло­ва пра­виль­но. Быть всем для всех ‒ не зна­чит ста­рать­ся уго­дить всем любы­ми спо­со­ба­ми. Апо­стол отда­вал все­го себя дру­гим, хотя и не наде­ял­ся, что все слу­ша­ю­щие при­мут его про­по­ведь, пото­му что это зави­сит уже не от него, но от Бога, перед Кото­рым свя­той Павел счи­тал себя ничем. Но имен­но поэто­му апо­стол Павел и пола­гал все свои силы для про­по­ве­ди. Ведь если Сам Бог дей­ству­ет через него, то нель­зя даже в малом дать сла­би­ну или отступить…

Смерть Апостола

«И Я пока­жу ему, сколь­ко он дол­жен постра­дать за имя Мое» ( Деян. 9:16 ).

По пре­да­нию, неза­дол­го до сво­ей смер­ти апо­стол Павел про­по­ве­до­вал в Риме при дво­ре импе­ра­то­ра Неро­на и обра­тил к вере во Хри­ста его люби­мую налож­ни­цу. За это он был осуж­ден и, избе­жав, по мило­сти Божи­ей, каз­ни на арене цир­ка через рас­тер­за­ние хищ­ны­ми зве­ря­ми, был все же вверг­нут в узи­ли­ще так назы­ва­е­мые вто­рые узы, нахо­дясь в кото­рых, напи­сал в Ефес Вто­рое посла­ние к Тимо­фею, при­гла­шая его поспе­шить в Рим, на послед­нее сви­да­ние. Апо­стол Павел, види­мо, чув­ство­вал при­бли­же­ние смерти.

В то вре­мя в Рим­ской импе­рии было рас­про­стра­не­но четы­ре вида каз­ни: рас­пя­тие, сожже­ние зажи­во, рас­тер­за­ние дики­ми зве­ря­ми и усе­че­ние мечом. Пер­вый вид каз­ни пред­на­зна­чал­ся для рабов, вто­рой и тре­тий ‒ для сво­бод­но­го низ­ше­го сосло­вия, усе­че­ние мечом ‒ толь­ко для рим­ских граж­дан. После 9‑месячного пре­бы­ва­ния в тем­ни­це в 67 году в цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Неро­на свя­той апо­стол Павел, как рим­ский граж­да­нин, за дело еван­гель­ской про­по­ве­ди при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну через усе­че­ние мечом.

Свя­щен­ник Дио­ни­сий Каменщиков

Источ­ник: Газе­та «Пра­во­слав­ная вера» № 11 (415)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *