как часто организации должны проводить командно штабные учения
Как часто организации должны проводить командно штабные учения
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ МЧС России от 29 июля 2020 г. № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр | Е.Н. Зиничев |
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.
Регистрационный № 59580
УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 29.07.2020 № 565
Инструкция
по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
2. Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с учетом задач, решаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также настоящей Инструкции.
3. Учения и тренировки по назначению могут быть плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.
5. Проверочные учения и тренировки проводятся для оценки степени готовности органов управления и сил ГО и РСЧС.
7. Опытно-исследовательские учения проводятся для исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил ГО и РСЧС, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники.
8. При работе с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
12. ШТ проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны), планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими планирующими документами продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.
ШТ могут быть совместные и раздельные.
Совместные ШТ проводятся органами управления ГО и РСЧС с привлечением структурных подразделений организации для отработки вопросов взаимодействия между ними.
Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления ГО и РСЧС или отдельными структурными подразделениями организации.
ШТ могут быть совмещены с учениями вышестоящих органов управления ГО и РСЧС.
ОТ проводятся в целях отработки как всего комплекса мероприятий, так и отдельных вопросов, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).
Продолжительность ОТ определяется соответствующим руководителем организации (объекта) в зависимости от объема запланированных к отработке задач.
ОТ могут быть совмещены с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
СУТ проводятся в целях проверки реальности планов противопожарной защиты и оценки состояния противопожарной защиты, проверки готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара, обучения работников организаций (учащихся образовательных организаций) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара, повышения пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся образовательных организаций) к действиям при угрозе и возникновении пожара по противопожарной защите на пожароопасных объектах и в образовательных организациях ежегодно продолжительностью до восьми часов.
В зависимости от численности работников организаций (учащихся образовательных организаций) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися образовательной организации) или отдельными группами.
Если цели, указанные в тематике при организации учений и тренировок, не достигнуты, то решением соответствующих руководителей они могут быть спланированы и проведены повторно.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2019, N 52, ст. 7805.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2019, N 27, ст. 3524.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
Обзор документа
МЧС определило порядок подготовки и проведения в органах и организациях командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок.
Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями органов и организаций с учетом задач, решаемых в области ГО и ЧС.
Учения и тренировки подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.
Приложение N 1. Рекомендации по периодичности проведения комплексных, командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок
Приложение N 1
к Положению о порядке подготовки
и обучения населения
города Новочебоксарска в области
гражданской обороны защиты
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
Рекомендации
по периодичности проведения комплексных, командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок
(Приказ МЧС России от 24.04.2013 г. N 284)
Вид учебного мероприятия, где и с кем проводятся
Комплексные учения (КУ):
— в муниципальных образованиях
— в организациях, имеющих опасные производственные объекты
— в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек
— в других организациях
*Комплексные учения могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.
Командно-штабные учения (КШУ):
— в федеральных органах исполнительной власти
— в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации
— в органах местного самоуправления
Тактико-специальные учения (ТСУ):
— в организациях с участием аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (нештатных аварийно-спасательных формирований)
— в организациях с участием сил постоянной готовности
Штабные тренировки (ШТ):
— Совместные ШТ (с привлечением ОУ и всех структурных подразделений) организации
По плану ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (объектов)
— Раздельные ШТ (с ОУ или отдельным структурным подразделениям) организации
По плану ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (объектов)
Объектовые тренировки (ОТ):
Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций
По плану ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (объектов)
Специальные учения или тренировки по противопожарной защите (СУТ):
— на пожароопасных объектах
— в учебных заведениях
Вид учебного мероприятия, где и с кем проводятся
Плановые учения и тренировки
Проводятся по завершению цикла подготовки руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Проверочные учения и тренировки
Проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.
Показные учения и тренировки
Проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Опытные и исследовательские учения
Служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.
* Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок
Штабные учения представляют собой форму обучения органов управления различных уровней и проводятся с целью их слаживания и подготовки к решению задач по обеспечению управления силами и средствами при решении задач мирного и военного времени.
Продолжительность штабных учений зависит от объема решаемых задач. При этом в ходе каждого этапа учения отрабатываются два-три наиболее важных вопроса, которые слабо усвоены обучаемыми органами управления или требуют дополнительного изучения. На штабных учениях при отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной упор делается на выработку обучаемыми предложений в решения, их детальное обоснование необходимыми расчетами, организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения, на обеспечение устойчивого управления силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Аппарат руководства на штабном учении, кроме руководителя учения, может включать двух-трех заместителей руководителя учения (из числа штатных заместителей) и небольшой по составу штаб руководства. Посредники на штабное учение могут не назначаться. Их обязанности выполняют руководитель учения, его заместители (помощники) и должностные лица штаба руководства.
Штаб руководства на штабных учениях выполняет те же обязанности, что и на КШУ.
Специальные учения проводятся с целью практической отработки комплекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, слаживания органов управления и служб гражданской обороны для проведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе учебных мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.
В зависимости от целей, предназначения и состава привлекаемых органов управления, сил и других категорий обучаемых могут проводиться учения: по переводу с мирного на военное время; по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; служб гражданской обороны, по управлению, и др.
Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных вопросов и достижения целей учения является проведение практических мероприятий.
В ходе специальных учений, как правило, проводятся исследования по определенным группам мероприятий.
Подготовка и проведение специальных учений организуются применительно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зависимости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руководителем учения.
Исследовательские учения проводятся с целью детального исследования проблемных вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; изучения новых форм и методов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; целесообразности использования аварийно-спасательной техники; испытания новых образцов аварийно-спасательного инструмента; исследования новой организационно-штатной структуры и т.д.
К проведению исследовательских учений могут привлекаться заинтересованные в результатах этих учений представители федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подготовка и проведение исследовательских учений осуществляется аналогично командно-штабным учениям, но с учетом их особенностей.
Основным документом, на основе которого организуются и проводятся исследования, является план исследований. Обычно он разрабатывается, исходя из целей исследования, замысла и плана-календаря проведения учения и утверждается руководителем учения. В плане, как правило, указываются: цели и основные вопросы исследований; состав исследовательского аппарата; порядок организации исследования и обобщения результатов исследований.
На основе плана исследований заместители (помощники) руководителя учения, начальники (руководители) органов управления, сил и служб составляют частные планы исследований, в которых детализируется порядок проведения исследований по своему профилю. Вопросы, подлежащие исследованию посредниками, отражаются в их частных планах. Кроме того, заранее разрабатываются необходимые задания на проведение исследований, формализованные бланки и таблицы и другие документы для сбора статистических данных по исследуемым вопросам. Они должны быть небольшими по объему, удобными для заполнения и последующей обработки.
Исследования по поставленным вопросам должны начинаться в период подготовки учения. На основе имеющегося опыта ранее проведенных учений и теоретических материалов, моделирования развития той или иной чрезвычайной ситуации разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам. Для исследования этой работы могут привлекаться учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и др.
В отличие от командно-штабных (штабных) учений в ходе исследовательских учений действия органов управления и сил могут отрабатываться по нескольким вариантам с применением различных способов действий в решении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для уточнения и конкретизации некоторых выводов могут повторяться предыдущие эпизоды действия органов управления и сил. В отдельных случаях могут объявляться частные отбои (оперативные паузы) для систематизации полученных фактов, обмена мнениями между участниками, в том числе с привлечением обучаемых, по наиболее сложным исследуемым вопросам.
Основными методами исследования в ходе учения являются: проведение экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и сил; изучение разрабатываемых документов; хронометрирование, фото- и киносъемки; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.
Анализ и обобщение результатов исследований в ходе учения осуществляется на основе представляемых руководителю учения материалов исследования за каждый этап. К концу учения в итоге этой работы должны быть сформулированы выводы по каждому из исследуемых вопросов, которые, как правило, включаются отдельным разделом в доклад руководителя учения на разборе.
После окончания учения проводится более детальный анализ результатов исследований, конкретизация выводов, разработка рекомендаций и предложений. Результаты исследований отражаются в отчете о проведенном учении, который утверждается руководителем учения и представляется в вышестоящий орган управления.
Командно-штабные тренировки проводятся в целях приобретения и совершенствования навыков должностными лицами в выполнении своих функциональных обязанностей и слаживания органов управления. В ходе командно-штабных тренировок могут отрабатываться вопросы по переводу сил в различные режимы функционирования, переводу гражданской обороны с мирного на военное время, принятию решений и постановке задач подчиненным, планированию аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления силами в различных условиях обстановки. Командно-штабные тренировки, как правило, проводятся в один этап с отработкой одного-двух учебных вопросов
В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых, командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а также на пунктах управления.
Штабные тренировки проводятся с целью отработки должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативности и слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработке практических навыков в планировании и реализации мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.
Штабные тренировки проводятся, как правило, в следующих случаях:
— во время проверок состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных подсистем РСЧС с целью определения готовности органов управления к действиям по предназначению;
— в порядке подготовки к командно-штабным учениям с целью отработки отдельных вопросов, входящих в замысел командно-штабного учения;
— с целью проверки устранения отдельных недостатков в работе органа управления, выявленных в ходе проверки или командно-штабного учения.
В ходе штабных тренировок обучаемые разрабатывают оперативные документы, производят оперативные расчеты, готовят предложения для принятия решений, участвуют в планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Штабные тренировки могут проводиться как на пунктах управления, так и в служебных помещениях (учебных классах), со средствами связи и без них.
Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объема решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до двух суток. В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять функциональные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.
Для проведения тренировок разрабатываются: замысел на карте (плане города, района) с приложением пояснительной записки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; оперативное задание и карта исходной обстановки; план-календарь проведения тренировки; план наращивания обстановки; частные планы заместителей руководителя тренировки; директивы, приказы; распоряжения по видам обеспечения; табель срочных донесений. Необходимость разработки других документов определяется руководителем тренировки.
Общие положения по организации и проведению учений и тренировок
Учения являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки объекта экономики в целом, его органов управления, руководящего состава, формирований ГО, рабочих и служащих к действиям в ЧС мирного и военного времени.
Эти учения дают возможность практически отработать весь комплекс мероприятий РСЧС и ГО с учетом специфики производства, особенностей территориального размещения и других факторов, присущих данному объекту.
Учения и тренировки (далее – учения) организуются на основании требований Организационных указаний по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, наставлений и других руководящих документов.
В настоящее время комплексные учения проводятся продолжительностью 2-3 суток с периодичностью один раз в три года:
На остальных объектах проводятся один раз в три года объектовые тренировки продолжительностью не менее 8 часов. Они готовятся и проводятся аналогично комплексным учениям.
Учения проводятся в целях:
Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта экономики.
Назначение учений заключается в подготовке их участников к выполнению возлагаемых на них задач в условиях ЧС, а также в проверке эффективности и полноты разрабатываемых и осуществляемых мероприятий по предотвращению ЧС, защите персонала, повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС.
Район, в котором проводится учение, включает территорию объекта с находящимися на ней зданиями, сооружениями, коммунально-энергетическими сетями, средствами связи и оповещения, автоматическими системами управления производством, пунктом управления, защитными сооружениями. Отдельные вопросы учения могут отрабатываться на прилегающей к объекту территории, а также на имеющихся у него или расположенных за его пределами натуральных участках, полигонах, учебных городках.
Заблаговременная и тщательная организация и подготовка учения призваны обеспечить высокую готовность руководства и посреднического аппарата, всех участников к качественному выполнению своих задач и обязанностей, разработку соответствующих документов на его проведение, а также создание надлежащей учебно-материальной базы для методически грамотной отработки учебных вопросов и в целом повышение готовности объекта к решению задач РСЧС и ГО.
От своевременности и качества выполнения подготовительных мероприятий в решающей степени зависят поучительность и достижение целей учения.
Содержание и объем организационных мероприятий по учению, последовательность и сроки их выполнения определяет руководитель учения. Он несет личную ответственность за подготовку учения.
Как часто организации должны проводить командно штабные учения
1. Командно-штабные учения в организациях являются одной из основных форм совместной подготовки начальников Гражданской обороны, руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований Гражданской обороны к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по Гражданской обороне. Командно-штабные учения способствуют всесторонней подготовке организаций к комплексным учениям, объектовым тренировкам, а также к участию в других видах учений, проводимых старшими начальниками.
2. Командно-штабные учения проводятся в целях:
— достижения слаженности в работе руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, по организации и ведению Гражданской обороны;
— совершенствования приемов и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях и повышения устойчивости работы организаций;
— определения наиболее совершенных путей и способов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения Гражданской обороны в организациях и сокращения сроков приведения ее в готовность;
— приобретения руководящим составом прочных навыков в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся чрезвычайной ситуации, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения;
— достижения взаимодействия между штабами ГО и службами ГО и ЧС и слаженности в их работе;
— выработке у руководящего состава, командиров формирований высоких морально-психологических качеств, готовности грамотно действовать в сложившейся обстановке.
3. Командно-штабные учения могут быть одностепенными, двухстепенными и многостепенными.
4. Командно-штабное учение проводится не реже одного раза в год, в наиболее удобное для организации время, продолжительностью не менее одних суток, из них 8 часов рабочего времени.
5. Командно-штабное учение в организациях проводится в виде самостоятельного мероприятия или в порядке их привлечения на учения, проводимые в вышестоящих инстанциях.
6. Учение проводится по комплексным темам, обеспечивающим отработку руководящим составом, штабами ГО, службами ГО и ЧС и эвакоорганами всех мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и планом ГО организации.
7. Подготовка к учениям должна носить плановый и организованный характер. Командно-штабным учениям должна предшествовать подготовка руководящего состава (лекции, семинары, групповые упражнения), а также привлекаемых формирований (практические занятия, тренировки по оповещению и сбору).
8. Важным требованием является правильное определение состава участников учений и сроков их проведения. При решении этих вопросов необходимо в первую очередь учитывать характер производственной деятельности организации, а в организациях сельскохозяйственного производства и сезонность их работы, установленный график работы предприятий и рабочих смен, с тем чтобы обеспечить привлечение на учения силы и средств в рамках времени, минимально необходимого для отработки учебных вопросов без ущерба для производства, но и без послаблений и упрощений.
На командно-штабные учения, как правило, привлекаются:
— командиры формирований ГО;
— формирования ГО (по решению начальников ГО).
9. Для отработки учебных вопросов командно-штабных учений должна создаваться сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к условиям чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в зависимости от темы учения. Она должна побуждать участников учений к активным, инициативным действиям, принимать наиболее правильные решения и действия, осуществлять маневр силами и средствами, в полной мере использовать технику и другие средства оснащения для выполнения поставленных задач и в первую очередь задач, связанных со спасением людей.
Наращивание обстановки в ходе учений необходимо осуществлять путем объявления или вручения вводных, а также по докладам служб, с тем чтобы обеспечить получение участниками учений информации по времени, месту, объему и источникам с учетом реальных возможностей.
10. В ходе командно-штабных учений обеспечивают практическую отработку задач по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, а также применения современных средств поражения и совершенствуют практические навыки в организации управления. Это достигается:
— путем развертывания системы связи и оповещения и обеспечения ее непрерывной работы;
— подготовкой к работе пунктов управления;
— развертыванием работы оперативных групп и боевого расчета на пунктах управления;
— созданием необходимой обстановки, сбором данных о ней оценки;
— своевременным принятием решений и их оформлением;
— постановкой задач и организацией их выполнения;
— разработкой документов на проведение мероприятий ГО и ЧС и доведением до их исполнителей.
11. Практические мероприятия, намечаемые для осуществления в ходе учений, должны охватывать основные задачи ГО и ЧС, решаемые в организациях с учетом их особенностей. К ним следует отнести:
— освобождение и приведение в готовность отдельных защитных сооружений, укрытие в них некоторых участников учения;
— выдача участникам учений средств индивидуальной защиты;
— выдача личному составу формирований, привлекаемых на учения, средств индивидуальной защиты, имущества, приборов и инструмента;
— проведение мероприятий по переводу организаций на особый режим работы и светомаскировке;
— практическая организация работы эвакокомиссии;
— организация охраны и комендантской службы.
12. Воспитательная работа в ходе подготовки и проведения командно-штабного учения планируется и проводится в целях разъяснения участникам учения конкретных задач и мобилизации их усилий на полное и качественное выполнение замысла и плана учения, на выработку у них настойчивости и целеустремленности в выполнении мероприятий по защите рабочих, служащих организации и членов их семей от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения в военное время.
13. Для подготовки и проведения командно-штабного учения назначаются руководитель учения, его заместители, посредники, а также создается штаб руководства учением.
14. Руководителем командно-штабного учения в организации является начальник ГО организации, а функции штаба руководства выполняет штаб ГО организации. Руководитель командно-штабного учения несет персональную ответственность за его подготовку и проведение. Он обязан:
— изучить соответствующие положения законодательных и нормативно-правовых актов в области чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, других нормативных документов, а также настоящие методические рекомендации;
— знать действительное состояние дел в организации, уровень готовности руководящего состава и командиров формирований к практическому выполнению мероприятий и своих функциональных обязанностей по ГО и ЧС;
— определить исходные данные для учения, состав руководства учением, штаб руководства учением и посредников;
— осуществлять руководство разработкой основных документов учения;
— готовить своих заместителей, органы управления, штаб руководства учением и посредников;
— контролировать проведение мероприятий, предшествующих командно-штабному учению;
— организовать подготовку других участников учения и всестороннее обеспечение учения;
— добиваться в ходе учения полной и качественной отработки учебных вопросов путем последовательного наращивания и усложнения обстановки, осуществления систематического личного контроля и через заместителей, посредников за действиями участников учения;
— обеспечить строгое соблюдение всеми участниками учения мер безопасности;
— по окончании учения провести общий разбор руководящим составом и командирами формирований, в ходе которого дать оценку действиям участников и определить пути устранения недостатков.
15. В зависимости от масштаба и характера учения в помощь руководителю могут назначаться заместители и посредники.
Заместители руководителя учения назначаются из числа должностных лиц организации, наиболее подготовленных по вопросам ГО и ЧС. Их количество зависит от темы, масштабов мероприятия, специфики производства и определяется с расчетом охвата обучения и контроля основных служб и формирований, привлекаемых на учение. Они участвуют в разработке планирующих документов и на их основе составляют свои частные планы на период учения, которые утверждает руководитель учения.
Посредники назначаются при службах, эвакокомиссии, командирах формирований, формированиях, а при необходимости и при других участниках учения. По решению начальника районного (городского) отдела по ЧС в качестве посредников могут привлекаться работники ГО и ЧС соседних организаций. Они подчиняются руководителю учения и отвечают за обеспечение качественного и своевременного выполнения участниками учения поставленных задач и достижений целей учения. В подготовительный период посредники должны:
— изучить план проведения учения, свои обязанности, порядок работы обучаемых и действий формирований, при которых они определены;
— разработать частные планы работы.
В ходе учения они должны:
— направлять действия участников учения на качественную отработку учебных вопросов и своевременное выполнение предусмотренных мероприятий;
— постоянно знать общую обстановку и грамотно ее наращивать в интересах отработки учебных вопросов;
— проверять порядок действий работников служб, командиров формирований, оказывать им необходимую помощь в правильном уяснении полученных задач, своевременном принятии решений, постановке задач и организации их выполнения;
— контролировать полноту и правильность проведения необходимых расчетов при оценке радиационной, химической, бактериологической, инженерной и пожарной обстановки;
— следить за соблюдением мер безопасности при ведении формированиями практических работ;
— докладывать руководству учением о принятых обучаемыми решениях и отданных распоряжениях;
— представлять материал для разбора с оценкой работы и действий участников учения.
16. Заместитель руководителя по инженерно-техническим вопросам (главный инженер) обязан:
— участвовать в разработке плана командно-штабного учения по вопросам проведения инженерно-технических и противопожарных мероприятий;
— контролировать деятельность лиц, ответственных за проведение инженерно-технических и противопожарных мероприятий в структурных подразделениях при подготовке и в ходе учения;
— обеспечить проведение работ на технических и коммунально-энергетических сетях по оперативному и безаварийному их перекрытию (отключению) в чрезвычайных ситуациях;
— докладывать руководителю учения о выполненных инженерно-технических, противопожарных мероприятиях и их влиянии на повышение устойчивости работы организации в экстремальных ситуациях;
— готовить материал для разбора учения.
17. Заместитель руководителя по материально-техническому обеспечению обязан:
— участвовать в разработке плана командно-штабного учения по вопросам материально-технического обеспечения;
— создавать обстановку, позволяющую глубоко и всесторонне отработать задачи по бесперебойному материально-техническому обеспечению деятельности организации в ходе учения;
— контролировать обеспечение участников учения горячей пищей, водой, предметами первой необходимости;
— организовать правильное использование выделенной на учение техники, обеспечение ее горючими и смазочными материалами;
— докладывать руководителю учения о выполнении задач материально-технического обеспечения;
— готовить материал для разбора учения.
18. Заместитель руководителя по эвакуации обязан:
— участвовать в разработке и осуществлении эвакуационных мероприятий, связанных с подвозом смен к местам работы и обратно в безопасную зону по плану ГО;
— контролировать деятельность эвакокомиссии в ходе учения, оказывая ей помощь в осуществлении практических вопросов;
— готовить материал по итогам учений в общий разбор и конкретные предложения по совершенствованию эвакуационных мероприятий.
19. Штаб руководства учением является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. На штаб возлагается:
— разработка документов командно-штабного учения;
— планирование подготовки руководства учением, посредников и остальных участников учения;
— контроль за подготовкой к учению пунктов управления и рабочих мест обучаемых, средств связи и оповещения;
— организация работы посредников по отработке предусмотренных планом учебных вопросов;
— осуществление контроля за подачей вводных и их прохождением;
— обучение работников служб ГО и ЧС ведению разведки, методам сбора и анализа данных обстановки, подготовке предложений для принятия решений, их оформлению и доведению до исполнителей, осуществлению контроля за выполнением поставленных задач;
— обеспечение обобщения и оценки действий участников учения;
— контроль за соблюдением мер безопасности;
— подготовка материалов разбора учения.
20. Начальник штаба руководства учением является заместителем руководителя учения. Он обязан:
— руководить разработкой планирующих документов и контролировать их доведение до исполнителей;
— оказывать помощь руководителю учения в определении исходных данных для планирования учения, организации подготовки руководства, штаба руководства учением и посредников, а также всех участников учения к его проведению;
— направлять работу штаба руководства учением и посредников в ходе учения на обеспечение качественной отработки учебных вопросов и достижение целей, предусмотренных планом учения.