как читать клейма икон

Что такое иконы с клеймами?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

как читать клейма икон. Смотреть фото как читать клейма икон. Смотреть картинку как читать клейма икон. Картинка про как читать клейма икон. Фото как читать клейма икон

Александр Лавданский,
иконописец, основатель мастерской
церковного искусства «Киноварь»

Клеймами называют размещенные по периметру и на одной доске с главной иконой небольшие сюжеты, которые комментируют основную композицию иконописного образа. Иногда в клеймах встречаются пояснительные надписи, но это не правило, скорее исключение.

Иконы с клеймами условно можно разделить на несколько типов. Один из самых популярных — икона с житием. В центре изображается святой, а вокруг, как венок славы, история его жизни, духовных подвигов и посмертных чудес.

Не менее популярными являются иконы Воскресения Христова с праздниками. В этом случае на полях в клеймах изображены двенадцать важнейших событий Священной истории, описывающих земную жизнь Спасителя и Богородицы.

Довольно редко встречается икона Святой Троицы в Бытии. В этом случае на клеймах изображена вся Книга Бытия. В 22 сюжетах мы можем проследить за важнейшими событиями Ветхого Завета, начиная от сотворения мира, свержения падших ангелов, сотворения человека и изгнания его из рая, потопа, построения Вавилонской башни, кончая Моисеевым законодательством.

Наконец, еще один тип — это иконы с клеймами сказания. Например, сказание о Владимирской иконе Божией Матери. В этом случае вместо изображения праздников в венке клейм даны сюжеты, повествующие об истории появления иконы, ее почитании и чудесах, призванные прославить святыню.

Иконы с клеймами довольно большие по размеру, ведь изображения на полях должны легко читаться. Сюжеты расположены в хронологическом порядке, поэтому икону нужно читать по строкам, как книгу: сверху вниз и слева направо.

как читать клейма икон. Смотреть фото как читать клейма икон. Смотреть картинку как читать клейма икон. Картинка про как читать клейма икон. Фото как читать клейма иконНапоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно: за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Источник

Что такое иконы с клеймами?

Икона часто называется застывшим Евангелием и в этом есть канонический элемент. С самого начала изображения в православной традиции создавались для того, чтобы запечатлевать основные постулаты веры и описания жития самых значимых представителей веры. Для этого часто используются иконы с клеймами — это иконы, которые имеют нечто наподобие рамки около основного изображения. В этой рамке в свою очередь изображаются небольшие сюжеты в определенной последовательности. Таким образом рассказывается некая история.

Основное про иконы с клеймами

По сути, икона с клеймами представляет собой изображение с комментариями. Характерным примером является святой и его житие, то есть в центре изображения располагается сам святой, а по периметру последовательные сюжеты его жития, различные подвиги и подобное.

Таким образом, на одном изображении передается существенное количество сведений, запечатлеваются самые основные факты.

как читать клейма икон. Смотреть фото как читать клейма икон. Смотреть картинку как читать клейма икон. Картинка про как читать клейма икон. Фото как читать клейма икон

Иногда клеймо на иконе может иметь пояснительную надпись, но такие детали встречаются не часто. По большей части речь идет просто о каноническом иконописном изображении.

Символически подобная икона со святым прославляет подвижника, указывает верующим на его самые высокие духовные достижения и подвиги. Клеймо представляет собой своеобразный венок славы, который как бы венчает самого подвижника. Молитва и созерцания такого образа может приносить существенную духовную пользу.

как читать клейма икон. Смотреть фото как читать клейма икон. Смотреть картинку как читать клейма икон. Картинка про как читать клейма икон. Фото как читать клейма икон

Такое описание дает понять в целом, что из себя представляют иконы с клеймами. Есть различные варианты таких икон.

Варианты икон

Популярным вариантом является икона Воскресение Господне, которая включает в себя 12 клейм, равных соответственно двунадесятым праздникам, которые описывают житие Богородицы и Христа. Само Воскресение не является частью этих главных календарных церковных праздников, но представляет собой, безусловно, квинтэссенцию всей веры и всего земного пути Христа. Поэтому такой вариант обладает невероятной художественной выразительностью и гармоничной завершенностью.

Как другой пример следует привести икону Святой Троицы в Бытии, где используется 22 клеймы, на которых в свою очередь изображается основное из книги Бытия. Перед зрителем предстает вся история Ветхого Завета, которая включает в себя базовые эпизоды:

Соответственно, иконы с клеймами — это практически всегда какой-то рассказ, сжатый до масштаба одного изображения. Чаще всего рассказ ведется о различных библейских событиях или житие святых, но могут быть и более интересные варианты.

как читать клейма икон. Смотреть фото как читать клейма икон. Смотреть картинку как читать клейма икон. Картинка про как читать клейма икон. Фото как читать клейма икон

К примеру, может быть изображен рассказ о самой иконе, такой тип называется сказание. Если взять подобную икону Владимирской Божией Матери, то там клеймы изображают сюжеты о том какие чудеса творились с использованием этой иконы, как икона помогала людям. Целью подобного набора является дополнительное прославление самой иконы, использование возможности подчеркнуть ценность данного образа.

Чтение иконы с клеймами

Для того чтобы верно воспринять изображение следует использовать хронологическую последовательность, то есть читать сюжеты в верном порядке. Начинают читать сверху, а строчки читают слева направо.

Если вы знаете, что такое иконы с клеймами, то легко поймете, как читать изображение.

Начало отсчитывается, как правило, от левой верхней части и далее следуют направо, далее по краю изображения и снова оказываются там, где начинали.

Благодаря крупному размеру даже небольшие изображения по бокам легко рассмотреть.

Порядок чтения может отличаться в зависимости от возраста самого изображения, так как на протяжении развития иконописи менялся порядок расположения клейм. Существовали разные варианты чтения: по рядам, по столбцам и смешанные. Поэтому целесообразно предварительно узнать подробнее об изображаемом святом или празднике для того чтобы точнее ориентироваться.

Как правило, многое может дать понять нижняя часть иконы. На житийных иконах чаще всего именно снизу располагаются сцены успения и погребения святого. Исходя из этого, становится понятным как читать изображение.

Источник

Что такое житийная икона и как ее читать?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

как читать клейма икон. Смотреть фото как читать клейма икон. Смотреть картинку как читать клейма икон. Картинка про как читать клейма икон. Фото как читать клейма икон

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Житийная икона – совершенно особое явление в церковном искусстве. Первые житийные образы появились в XI веке. На Руси иконные жития известны с XIII столетия; всплеск интереса к ним пришелся на эпоху Дионисия в XV–XVI веках.
Можно сказать, что в житийной иконе соединились два типа изображений. Первый — крупный моленный образ святого (ростовой, поясной или оплечный). Он помещен в центре иконной доски, в ее среднике. Второй — пространный, полный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе посмертных. Повествование приводится в небольших по размеру композициях (клеймах), расположенных вокруг главного образа. Отдельные сцены, как и весь рассказ, заимствованы из рукописных или настенных житийных циклов. В их основе — тексты канонических и апокрифических источников.

как читать клейма икон. Смотреть фото как читать клейма икон. Смотреть картинку как читать клейма икон. Картинка про как читать клейма икон. Фото как читать клейма икон
Существуют разные системы расположения сцен жития. Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо, игнорируя образ в среднике. Изображения, как правило, снабжены пояснительными текстами.
Создание житийных икон требует от иконописца высокого уровня мастерства. Он одинаково должен владеть навыками художника-монументалиста для написания образа в среднике и миниатюриста — для выполнения мелких изображений в клеймах. Для созерцающего житийная икона открывает разные пути богообщения: молитвенное предстояние и благочестивое чтение/

На анонсе фрагмент иконы Дионисия митрополит Петр с житием.

Источник

Клеймо

Кле́ймо – пря­мо­уголь­ник, рас­по­ло­жен­ный на иконе сбоку, сверху или снизу от основ­ной, цен­траль­ной её части (где пред­став­лено изоб­ра­же­ние глав­ного сюжета иконы), заклю­ча­ю­щий изоб­ра­же­ние, свя­зан­ное содер­жа­нием с цен­траль­ным, допол­ня­ю­щее его или рас­кры­ва­ю­щее ту или иную сто­рону его содер­жа­ния. Размер клейма зна­чи­тельно усту­пает раз­меру сред­ника (глав­ной, пря­мо­уголь­ной части иконы). Клейма могут рас­по­ла­гаться по отно­ше­нию к нему сверху, снизу, либо обрам­лять его со всех четы­рех сторон.

как читать клейма икон. Смотреть фото как читать клейма икон. Смотреть картинку как читать клейма икон. Картинка про как читать клейма икон. Фото как читать клейма икон

С раз­ви­тием почи­та­ния святых в хри­сти­ан­ском искус­стве появи­лись не только изоб­ра­же­ния муче­ни­ков и подвиж­ни­ков, но и раз­лич­ные ком­по­зи­ции, иллю­стри­ру­ю­щие их жизнь, подвиги, кон­чину, при­жиз­нен­ные и посмерт­ные чудеса. Раз­ви­тие жанра жития в лите­ра­туре ока­зало вли­я­ние на появ­ле­ние целого круга подоб­ных сюже­тов в настен­ной живо­писи и книж­ных иллю­стра­циях, что при­вело впо­след­ствии к фор­ми­ро­ва­нию «житий­ной иконы».

Клейма в ком­по­зи­ции иконы

В цен­траль­ной части иконы («сред­нике») рас­по­ло­жено круп­ное изоб­ра­же­ние празд­ника или свя­того, кото­рое окру­жено повест­ву­ю­щими о нём сце­нами с пояс­ни­тель­ными над­пи­сями. Каждая сцена может зани­мать как отдель­ное клеймо, так и его часть. В визан­тий­ской ико­но­писи исполь­зо­ва­лись раз­лич­ные под­ходы к рас­по­ло­же­нию сцен в клей­мах. Анализ изоб­ра­же­ний ана­ло­ги­чен чтению книги и осу­ществ­ля­ется слева направо и сверху вниз. Начи­на­ется чтение обра­зов в левом верх­нем клейме и про­дол­жа­ется до конца верх­него поля. Затем клейма сле­дуют друг за другом попе­ре­менно на левом и правом поле иконы. Завер­ша­ется чтение клейм в правом нижнем углу иконы. В неко­то­рых слу­чаях рас­по­ло­же­ние сюже­тов клейм может быть нару­шено. В таких ситу­а­циях тексты разных редак­ций житий поз­во­ляют про­яс­нить замы­сел ико­но­писца. Каждое клеймо сопро­вож­дает пояс­ни­тель­ная над­пись. Сте­пень подроб­но­сти текста зави­сит от вре­мени напи­са­ния иконы: в ранних иконах пояс­ня­ю­щие тексты были крат­кими, позд­нее они ста­но­ви­лись более про­стран­ными.

Источ­ники сюже­тов

Осно­вами сюже­тов в клей­мах высту­пают разные пись­мен­ные источ­ники: жития святых (как кано­ни­че­ские, так и апо­кри­фи­че­ские), похваль­ные слова, ска­за­ния о чуде­сах, бого­слу­жеб­ные тексты. Для икон биб­лей­ских пер­со­на­жей или собы­тий при­вле­ка­ются непо­сред­ственно тексты Свя­щен­ного Писа­ния. К при­меру, в клей­мах иконы «Святая Троица в Бытии» после­до­ва­тельно гово­рится о собы­тиях вет­хо­за­вет­ной исто­рии, изло­жен­ной в книге Бытия. Если в изоб­ра­же­нии встре­ча­лись чудеса, кото­рые отсут­ство­вали в житии свя­того, то это могло быть либо пер­со­наль­ным тре­бо­ва­нием заказ­чика, либо вари­ан­том сюжета, неиз­вест­ного в пись­мен­ной тра­ди­ции1. Устой­чи­вый состав клейм изоб­ра­жал рож­де­ние, кре­ще­ние, обу­че­ние свя­того гра­моте, неко­то­рые основ­ные собы­тия его жизни, кон­чину, обре­те­ние мощей и посмерт­ные чудеса. В житий­ных иконах свя­ти­те­лей поме­ща­лись клейма со сце­нами мона­ше­ского пострига и руко­по­ло­же­ния во диа­коны, пре­сви­теры и епи­скопы.

Клейма в пра­во­слав­ной ико­но­писи

На сего­дняш­ний день одной из древ­ней­ших сохра­нив­шихся житий­ных икон с клей­мами явля­ется образ вели­ко­му­че­ницы Марины из одно­имен­ной церкви. Икона раз­ме­ром 106,0×62,0 см дати­ру­ется концом XII века и в насто­я­щее время нахо­дится в Визан­тий­ском музее куль­тур­ного центра имени архи­епи­скопа Мака­риоса в городе Нико­сия на Кипре. Клейма этой иконы сохра­ни­лись только на левом поле.

Наи­бо­лее древ­ней из сохра­нив­шихся рус­ских икон со сце­нами жития в клей­мах счи­та­ется икона про­рока Илии с житием и Деи­су­сом. Икона второй поло­вины XIII века про­ис­хо­дит из церкви про­рока Илии, рас­по­ло­жен­ной в деревне Выбуты около Пскова. Пере­чень святых, пред­став­лен­ных на древ­не­рус­ских иконах с житием, неве­лик и огра­ни­чен наи­бо­лее почи­та­е­мыми свя­тыми: среди них свя­ти­тель Нико­лай Чудо­тво­рец, князья Вла­ди­мир, Борис и Глеб, пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский. На житий­ных обра­зах, создан­ных извест­ным ико­но­пис­цем Дио­ни­сием в послед­ней трети XV – начале XVI века, часто отсут­ствует раз­де­ле­ние между клей­мами, так что дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ется в них плавно и после­до­ва­тельно.

В сере­дине ХVI века наблю­да­ется уве­ли­че­ние коли­че­ства клейм. Так, икона пре­по­доб­ных Зосимы и Сав­ва­тия Соло­вец­ких 1550–1560‑х годов (162,5×142,0 см) имеет 56 клейм. В иконе пре­по­доб­ного Алек­сандра Свир­ского, кото­рая дати­ру­ется сере­ди­ной ХVI сто­ле­тия, при­сут­ствует 129 клейм, рас­по­ло­жен­ных в 12 рядов. В насто­я­щее время икона нахо­дится в Успен­ском соборе Мос­ков­ского Кремля. Широ­кого рас­про­стра­не­ния это нов­ше­ство не полу­чило, поскольку такие иконы чаще всего поме­ща­лись в храме перед алта­рем, а рас­смат­ри­вать клейма в тече­ние дли­тель­ного вре­мени было прак­ти­че­ски невоз­можно2.

Во второй поло­вине XVI сто­ле­тия изме­нился подход к постро­е­нию ком­по­зи­ции клейм многих мос­ков­ских икон. Стрем­ле­ние масте­ров к повест­во­ва­тель­но­сти сюжета при­во­дило к ком­по­зи­ци­он­ной пере­гру­жен­но­сти. Поскольку не оста­ва­лось места для пояс­ня­ю­щих над­пи­сей в клей­мах, текст стали выно­сить за пре­делы клейм на поля иконы.

Во второй поло­вине XVII века ико­но­писцы стали исполь­зо­вать методы запад­но­ев­ро­пей­ских худож­ни­ков: сцены жизни свя­того раз­ме­ща­лись в пей­заже или у его ног. В резуль­тате нару­шался устой­чи­вый прин­цип чтения клейм «по стро­кам», прак­ти­че­ски стер­лись гра­ницы про­стран­ства между циклом жития и цен­траль­ным обра­зом иконы.

В XVIII сто­ле­тии наме­ти­лась тен­ден­ция к сокра­ще­нию житий­ных клейм до мини­мума (четы­рех или двух). Под вли­я­нием стиля барокко возник новый метод в оформ­ле­нии клейм. Каждое клеймо поме­ща­лось в особую фигур­ную рамочку (картуш). Картуш пред­став­ляет собой худо­же­ствен­ный мотив в виде обрам­лён­ного завит­ками щита или полу­раз­вер­ну­того, зача­стую с надо­рван­ными или над­ре­зан­ными краями бумаж­ного свитка.

При­ме­ча­ния:

1 Седова Р. А. Неко­то­рые итоги ком­плекс­ного иссле­до­ва­ния житий­ной ико­но­гра­фии рус­ских святых // Вест­ник РГНФ. 1997. № 4. С. 32–39.
2 Пуцко В.Г.. Рус­ская житий­ная икона: синтез агио­гра­фи­че­ского твор­че­ства // Древ­няя Русь. Вопросы меди­е­ви­стики. 2019. № 4 (78). С. 194–207.

Источник

Клейма на меднолитых иконах, распятиях и складнях

Во время экспедиций 2007—2009 годов на территории Кузнецкого края мною и искусствоведом Анатолием Панченко было исследовано более 1700 памятников медного художественного литья (кресты, иконы, складни) и на определенной части этих изделий обнаружены различные клейма [1]. В рамках подготовки этой статьи также било использовано исследование частного московского собрания из более чем 300 предметов.

Изучение клейм почти не проводилось отечественными учеными, о чем говорит практически полное отсутствие исследовательских работ по этой теме. Можно отметить только Е.Я. Зотову, которая подготовила наиболее интересный материал в статьях «Медное и серебряное заведение» М.И. Соколовой конца XIX — начала XX века» и «Вылит в Москве. ». Ранее теме клейм была посвящена статья Е.Я. Зотовой «Краткий каталог предметов медного литья с клеймами мастеров из собрания Музея имени Андрея Рублева» в сборнике «Русское медное литье» за 1993 год и ее вступительная часть «Образ «очищенный огнем. » в книге Ю. Голубева «Символы и образы».

На территории Кузнецкого края [2] и в частной московской коллекции удалось отснять старообрядческие иконы, кресты и складни с клеймами мастеров. Самое большое количество клейм принадлежит мастеру Р.С. Хрусталеву. Меньше — клейм «М.А.П.», с датой на кириллице 1864/1865 г., «С.И.Б.» (расшифровки монограмм этих мастеров неизвестны), «3 С» (расшифровывается как «Заведение Соколовой»), «С ИК КА ИГ ТИ» (клеймо относится к мастеру медного дела Игнату Тимофееву. Известно, что он точно работал в 1826 и 1846 гг. [3]). Вся информация об этих клеймах изложена в вышеназванных статьях Е.Я. Зотовой:

. «С одним из московских «медных заведений» первой половины XIX века можно определенно связать появление нарядного «двухвершкового» образа «Богоматери Казанской». На рамке средника иконы привлекают внимание врезные буквы, представляющие начало слов: «С ИК КА ИГ ТИ». Зашифрованный текст дополняют еще две буквы в нижних углах средника: «И А». Для разгадки этих «таинственных» букв необходимо обратиться к донесениям полицейских агентов, осуществлявших наблюдение за московскими старообрядцами в 1840-х гг. Среди жителей Лефортовской части Москвы упоминается Игнат Тимофеев, крестьянин Конюшенного ведомства, который отливает «медные кресты и иконы в большом количестве для беспоповщинского раскола (кроме филипповской секты). Существование этого московского «медного заведения» подтверждает и план домовладения, принадлежавшего сестрам Ирине и Аксинье Тимофеевым в Лефортовской части Москвы. Именно эти имена — мастера и его сестер — и отлиты на медном образе, полный расшифрованный текст на котором может быть прочитан следующим образом: «Святая икона Казанская Игната Тимофеева, Ирины и Аксиньи» [4].

. «Яркой страницей в истории литейного искусства стали произведения мастера, известные нам под «загадочной» монограммой-клеймом «М.А.П.» и датой на кириллице «ЗТОГ» (7373-1864/1865 г.)» [4].

. «. работы московского мастера-чеканщика Родиона Семеновича Хрусталева, впервые заявившего о себе, на наш взгляд, в 1872 г. «М.Р.С.Х.» — «Мастер Родион Семенович Хрусталев». К работам, выполненным мастером в 1880-х гг., принадлежит икона «Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст», на нижней рамке которой (рядом с буквами М.Р.С.Х.) угадывается год «84», т. е. «1884». » [4].

. «Образ «Мученик Кирик и Улита с избранными святыми», бесспорно, принадлежит к числу редких отливок, с сохранившейся развернутой надписью. На нижнем бортике иконы почти полностью читается отлитая надпись: «НОВАЯ МАТКА ОТЪЧЕКАНЕНА ВЪ (188) 6. Л. М.Р.С.Х.». Перед нами одна из первых отливок, выполненных с авторской модели мастера Р.С. Хрусталева» [4].

. «. московские мастера были хорошими чеканщиками. такими мастерами были и Р. Хрусталев, и мастер-монограммист «С.И.Б.», и «ЮС». » [4].

. «. Вероятно, в медном заведении Тимофеевых отливались и небольшие двустворчатые складни, на правой створке которых изображены Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, на левой — Ангел-хранитель, апостол Петр и святитель Никола Чудотворец. На обороте одной створки — рельефный текст: «СИЯ ИКОНА ВЫРИЗАНА 7350 (1842 г.) МЕСЯЦА ИЮНЯ МАСТЕРЪ ЕГОРЪ ИВАНОВЪ ЗАКАТКИНЪ КУПЦОВ гучковыхъ» [3].

Поэтому наибольший интерес вызвали клейма «Ф», «С М», «.М.П.И.К.», «А», «IP IЕ», «О Э Ф», «И Г», «С Г», «Аз» и «Аз М», описание которых ранее не было опубликовано.

Отснятая мной икона «Вознесение Господне» (ил. 2) изготовлена из медного сплава (литье, эмаль (5 цветов) размером 5,5×5,1 см. На лицевой стороне иконы в левом нижнем углу имеются инициалы мастера — «М.Р.С.Х.», что расшифровывается как «Мастер Родион Семенович Хрусталев», а на оборотной стороне в нижней части иконы стоит клеймо, что на старославянском языке означает букву «аз». В верхней части данной иконы, на ушке, стоит буква «С». Такое сочетание клейм я встретил впервые. Об этом мастере («М.Р.С.Х.») и его клеймах наиболее полно написано в статье Е.Я. Зотовой «Вылит в Москве. » [3], где говорится: «. Среди мастеров, работавших в медном заведении Е.П. Петровой, широкую известность получил Родион Семенович Хрусталев. Имя этого мастера и его инициалы: «М.Р.С.Х.», «Р.С.Х.», «Р.Х.», «ЧР СХ», «РХ РС» установлены на большом количестве меднолитых произведений 1870— 1880-х годов. в мастерской на улице Девятая Рота (г. Москва) Родион Хрусталев выполнил ряд меднолитых произведений. » Но ни в этой статье, ни в других ранее опубликованных работах не говорится об одновременном нахождении клейм «М.Р.С.Х.», «Аз» и «С» на изделии. Клеймо «Аз» отдельно встречается на меднолитых иконах, но никто еще не дал ему расшифровку. Теперь можно утверждать, что клеймо «Аз» относится к клеймам, которые наносились в медном заведении Екатерины Петровны Петровой. Возможно, это говорит о том, что изготовлением и правкой модели для литья этой иконы занимался Р. Хрусталев. Теперь можно предположить, что если на иконе стоит только одно клеймо «Аз», то это изделие изготовлено в медном заведении Екатерины Петровны Петровой и связано с именем известного мастера Родиона Семеновича Хрусталева! Клеймо «С» на ушке тоже можно растолковать по-разному. Может, это первая буква фамилии С[околова] Мария? Эта версия вполне логична, так как если опять обратиться к публикациям Е.Я. Зотовой [3, 5], то из них вытекает следующее:

. Медное заведение Петровой Екатерины Петровны располагалось тоже на ул. Девятая Рота, но в домовладении № 277. Первое упоминание об этом относится к 1872 году [3]. Ранее эта старообрядческая мастерская принадлежала сестрам Ирине и Аксинье Тимофеевым, и в ней «могли работать мастера Иван Трофимов, Емельян Афанасьев и Игнат Тимофеев» [3] «В заведении Е.П. Петровой мастер Р.С. Хрусталев, очевидно, начал работать в 1872 году. » [3]. Затем «по духовному завещанию Е.П. Петровой, утвержденному к исполнению в ноябре 1888 года» данное медное заведение перепью к Пелагее Никитичне Панкратовой. В 1908 году владельцами этой мастерской стали Гавриил Гавриилович и Фелицата Егоровна Панкратовы (сын и сноха П.Н. Панкратовой). Последнее упоминание об этой мастерской относится к 1914 году [3].

Следовательно, напрашивается предположение, что мастер-чеканщик Р.С. Хрусталев мог работать в разные периоды времени и в медном заведении Е.П. Петровой, и в заведении Соколовых. А может, он одновременно выполнял заказы для обеих мастерских, которые находились рядом — на ул. Девятая Рота, где он сам и проживал?

Также хочу остановиться на другой иконе — «Воскресение Христово — сошествие во ад» (ил. 5), изготовленной из медного сплава (литье, позолота). На оборотной стороне в нижней части данной иконы выбиты инициалы «С М». Если обратиться к научным публикациям, то о таком клейме нигде ничего не сказано. А в той же статье Е.Я. Зотовой «Вылит в Москве» говорится: «. в 1886 году заведение М.И. Соколовой начало работать с серебром и выпускать изделия с клеймом «М С». полагаем, что в этот период существования мастерской была отлита целая партия меднолитых предметов, отмеченных как небольшим отлитым клеймом «М С». так и маркированные крупным клеймом «М С». В середине 1900 года при описи домовладения № 360 на улице Девятая Рота владелицей указана уже сама Мария Ивановна Соколова. и меднолитые иконы стали выпускаться с монограммой «3 С», то есть «Заведение Соколовой». Можно предположить, что инициалы «С М» тоже относятся к заведению М.И. Соколовой и расшифровываются так же, как и уже известное клеймо «М С» (Мария Соколова).

Теперь рассмотрим киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (ил. 1) с клеймом мастера «М.Р.С.Х.». Этот крест интересен тем, что на нем стоит дата, но последняя цифра нечеткая — 1870 или 1879. В той же работе Е.Я. Зотовой «Вылит в Москве. » пишется: «В заведении Е.П. Петровой мастер, очевидно, начал работать в 1872 году. полагаем, что Р. Хрусталев снимал квартиру рядом с мастерской, в Кладбищенском переулке, в доме мещанки Александры Никифоровны Квасовой. В архивных документах имя мастера упоминается при описании дома. На первом этаже значится: «квартира Хрусталева». Очевидно, Р. Хрусталев жил в этой квартире до конца 1903 — начала 1904 года. Действительно, самая ранняя известная нам дата на отливках этого мастера — 1872 год. Именно этот год значится как начало работы мастерской при новой владелице». Фотография подобного креста есть в каталоге Ю. Голубева «Символы и образы», и дата на нем атрибутирована как 1879 год. А может, Р. Хрусталев работал в этой мастерской до 1872 года, но у другого владельца? Пока нет неопровержимых доказательств, можно придерживаться версии расшифровки ЕЛ. Зотовой надписи «М.Р.С.Х. 8 А. 1879 Г.», встречаемой на иконах, как: «В 1879 году мастер Р.С. Хрусталев проработал в этом заведении [Е.П. Петровой] 8 лет» [3]. При изучении киотных крестов «Распятие Христово с предстоящими» таких же размеров на территории Кузнецкого края и в различных каталогах, в том числе АА. Кирикова и В.Н. Бережкова «Антология православного художественного литья» [7], я обратил внимание, что если на оборотной стороне такого типа креста стоят инициалы мастера Р. Хрусталева с датой, то на его лицевой стороне верх черепа главы адамовой расположен справа, а низ — слева.

Следующее клеймо «Аз М» обнаружено на киотном кресте «Распятие Христово с предстоящими» (ил. 7). Кому принадлежит это клеймо, сегодня неизвестно. На данном же киотном кресте верх черепа главы адамовой расположен наоборот — слева, а низ — справа. При внимательном рассмотрении лицевой стороны креста я заметил в его верхней части маленькие буквы: в левом квадратике — «Р», а в правом — «X». Получается, что с этой моделью работал также Р. Хрусталев и клеймо «Аз М» относится к заведению Екатерины Петровны Петровой!

Интересна своим клеймом «Ф» на оборотной стороне иконы «Богоматерь Феодоровская» (ил. 9), но на данный момент об этом клейме нет никакой информации. Может, оно означает слово «Ф[еодоровская]»? Хотя если взять во внимание, что последней владелицей медного заведения № 277 на ул. Девятая Рота с 1908 года была Фелицата Егоровна Панкратова [3], то можно предположить, что это клеймо относится именно к ней.

Во время изучения меднолитых икон, крестов и складней также были обнаружены следующие клейма:

. На оборотной стороне иконы «Воскресение Христово — сошествие во ад» (ил. 10) выбито «Аз». Из вышесказанного следует, что это клеймо, предположительно, принадлежит заведению Екатерины Петровны Петровой.

. На иконе «Покров Богородицы» (ил. 12) на верхнем левом бортике — «Р.Х.». Это клеймо мастера Р.С. Хрусталева.

. На иконе «Святитель Никола Чудотворец» (ил. 11) по верхнему торцу — инициалы «М.А.П.» и дата на кириллице «ЗТОГ» (7373-1864/1865 г.).

. На иконе «Мученики Кирик и Иулита» (ил. 15) в левом нижнем углу — «РО». Если учитывать, что буква «Р» по своему написанию похожа на «Р» из клейм мастера Р.С. Хрусталева и данный сюжет встречается с клеймом «М.Р.С.Х.», то можно сделать предположение, что клеймо «РО» тоже относится к данному мастеру и означает первые буквы имени Родион.

. На Казанской иконе Божией Матери (ил. 13) в верхней части слева — «М.Р.С.Х.», а справа — «С С I». Может, клеймо «С С I» относится к «заведению Сергея Соколова» [5] и именно эта икона подтверждает то, что мастер чеканщик Р.С. Хрусталев работал и в заведении Соколовых, о чем я говорил выше? В любом случае, если клеймо «С С I» встретится на изделии отдельно, то можно утверждать, что этот предмет изготовлен в заведении с улицы Девятая Рота.

. На иконе «Мученики Кирик и Иулита» (ил. 14) на ушке — «П». Может, это начало фамилии П[етрова] Е.П.?

. На иконе «Мученик Уар» (ил 16) на верхнем бортике под ушком — «X». Вероятнее всего, это клеймо мастера Р.С. Хрусталева.

. На иконе «Воздвижение Креста Господня» (ил. 18) на оборотной стороне в нижней части выбита буква «3». Возможно, это клеймо относится к «Заведению Соколовой».

. На иконе «Преподобный Паисий Великий» (ил 19) в верхних углах рамки средника — «Р» (в левом углу) и «X» (в правом углу). Это клеймо мастера Р.С. Хрусталева.

. На Казанской иконе Божией Матери (ил 17) в верхней правой части бортика — «Р.С». Это также клеймо мастера Р.С. Хрусталева.

. На иконе «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» (ил. 20) на оборотной стороне в нижней части выбиты буквы «3» (слева) и «С» (справа). Это клеймо «Заведения Соколовой».

. На иконе «Богоматерь Знамение с символами Евангелистов» (ил. 21) на ушке выбито «С С». Можно предположить, что это клеймо относится к заведению Соколовых. «Предполагаем, что в новой мастерской меднолитые изделия стали выходить с монограммой ее владельца — «3/СС», то есть «Заведение Сергея Соколова». » [5]. Также не исключено, что это часть клейма «С С I», о котором сказано выше.

. На иконе «Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст» (ил. 22) внизу, в левой части рамки, — «Р.С.Х.» (Р.С. Хрусталев).

. На иконе «Спас Вседержитель» (ил. 23) в верхних углах рамки — «Р» (в левом углу) и «X» (в правом углу). Это клеймо мастера Р.С. Хрусталева.

. На Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия» (ил. 24) в нижнем углу рамки средника — «М.Р.С.Х.».

. На иконе «Святитель Никола Чудотворец» (ил. 25) на ушке — буквы «И Г». Можно предположить, что это инициалы мастера Игната Тимофеева.

. На складне «Деисус. Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец» (ил. 26) на оборотной стороне правой створки — буква «А».

. На иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (ил. 27) на оборотной стороне внизу — «Аз». Из вышесказанного следует, что это клеймо, предположительно, принадлежит заведению Екатерины Петровны Петровой.

. На складне «Деисус. Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец» (ил. 28) на оборотной стороне правой створки — «О Э Ф».

. На складне трехстворчатом «Богоматерь Казанская. Избранные праздники» на лицевой стороне центральной створки, чуть выше рамки с Богоматерью, — буквы «С Г» (ил. 29).

. На Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия» (ил. 30) на оборотной стороне вверху — буквы «М.П.И.К.».

. На иконе «Введение Богородицы во храм» (ил. 31) на оборотной стороне внизу — «Аз». Из вышесказанного следует, что это клеймо, предположительно, принадлежит заведению Екатерины Петровны Петровой.

. На иконе «Вход Господень в Иерусалим» (ил. 32) на лицевой части в правом верхнем углу — буквы «IP IЕ».

. На иконе «Воскресение Христово — сошествие во ад» (ил. 33) на лицевой стороне, внизу у бортика, — одновременное нахождение двух клейм: «Р.С.Х.» и «С И Б». Такое сочетание клейм я встретил впервые! Теперь на основании этого можно утверждать, что клеймо «С И Б» тоже относится к клеймам, которые наносились в медном заведении Екатерины Петровны Петровой. Также можно предположить, что если на изделии стоит только одно клеймо «С И Б», то оно изготовлено в медном заведении Екатерины Петровны Петровой и связано с именем известного мастера Родиона Семеновича Хрусталева («Р.С.Х.»). Хотя в своей работе [5] Е.Я. Зотова пишет: «. «С.И.Б.» известна лишь на произведениях с клеймом «М С». ». Выявленная отливка позволяет опровергнуть это и предположить, что данный мастер «С И Б» мог быть связан и с заведением М.И. Соколовой, и с заведением Е.П. Петровой. А может, он одновременно выполнял заказы для обоих заведений или один период времени работал в одном заведении (с Р.С. Хрусталевым), а другой — в другом?

. На иконе «Спас Нерукотворный» (ил. 35) на ушке — «Г.», а под ушком — «85 Г». Вероятнее всего, клеймо «85 Г» соответствует дате «1885 год».

. На трех иконах: «Богоматерь», «Спас Вседержитель» и «Иоанн Предтеча», которые образуют триптих, на оборотных сторонах имеются клейма «Аз М» (ил. 36). Как следует из вышесказанного, данные клейма относятся к заведению Екатерины Петровны Петровой.

. На нижней части рамки иконы «Святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов» (ил. 37) имеется клеймо «Р.». Это клеймо мастера Р.С. Хрусталева. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть рядом черточки, которые могут являться частями букв «М.» и «С.». Получается, что другие буквы были стерты или плохо пробиты.

. Сегодня на оборотных сторонах некоторых меднолитых икон, изготовленных до 1917 года, появились и современные клейма в виде креста (ил. 38). Этот знак состоит из двух букв «Т», одной прозрачной, другой черной. Это клеймо пока наносится на меднолитых изделиях, которые прошли через коллекцию Олега Тетеря. Это своего рода знак качества, то есть наличие этого клейма означает, что данный предмет — 100-процентный оригинал (наложены все настоящие эмали, нет подработок потертостей штихелем) и является своего рода шедевром в области пластики. Данное клеймо нанесено лазером, поэтому не исключено, что вскоре его научатся легко подделывать те, кто не постесняется использовать имя известного и порядочного коллекционера, истинного любителя меднолитой пластики в корыстных целях.

. На оборотной стороне иконы «Троица Ветхозаветная с Деисусом и Собором апостолов» слева выбита буква «3», а справа — «С», то есть «Заведение Соколовой» (Мария Ивановна Соколова) (ил. 39). Выше говорилось, что это клеймо стало наноситься ориентировочно с 1900 года [3]. Значит, можно сказать, что и данная плакета отлита в начале или первой четверти XX века.

. Хочу обратить внимание на две иконы с сюжетом «Богоматерь Боголюбская». На одной иконе (ил. 41) по верхнему торцу — инициалы «М.А.П.» и дата на кириллице «ЗТОГ» (7373 — 1864/1865 г.). У другой иконы (ил. 42) на оборотной стороне внизу выбиты буквы «Аз М». Как следует из вышесказанного, данное клеймо («Аз М») относится к заведению Екатерины Петровны Петровой. По своему рисунку и качеству отливки эти две иконы идентичны. Можно предположить, что модели для этих икон сделаны одним мастером. А может, и сами иконы отлиты с одной и той же матрицы, но имеют разные клейма? Тогда получается, что клейма «М.А.П.» и «Аз М» относятся к одной и той же мастерской.

. На иконе «Воскресение Христово — сошествие во ад» (ил. 43) по верхнему торцу выбиты инициалы «М.А.П.» и дата на кириллице «ЗТОГ» (7373—1864/1865 г.). Из вышесказанного следует, что это клеймо, предположительно, принадлежит заведению Екатерины Петровны Петровой. Другая икона «Воскресение Христово — сошествие во ад» (вторая половина XIX в.), о которой говорилось выше (ил. 5), на оборотной стороне имеет инициалы «С М». Предположительно, инициалы «С М» относятся к заведению М.И. Соколовой. По своему рисунку и качеству отливки эти две иконы идентичны. Можно предположить, что модели для этих икон сделаны одним и тем же мастером. Тогда подтверждается то, что этот мастер одновременно делал модели для обеих мастерских — Е.П. Петровой и М.И. Соколовой.

. На иконе «Богоматерь Казанская» (ил. 44) по верхнему торцу — инициалы «М.А.П.» и дата на кириллице «ЗТОГ» (7373 — 1864/1865 г.). Выше говорилось, что это клеймо, предположительно, принадлежит заведению Е.П. Петровой. Эти клейма на данном типе иконы я встретил впервые. До этого на всех подобных иконах «Богоматерь Казанская», описанных в различной литературе [1, 3, 4, 7], в рамке ее средника встречались только врезные буквы «С ИК КА ИГ ТИ» (И. Тимофеев). Эти клейма еще раз подтверждают, что мастера «М.А.П.» и И. Тимофеев имеют непосредственное отношение к старообрядческой мастерской на ул. Девятая Рота (домовладение № 277), которая сначала принадлежала сестрам Тимофеевым, а потом перешла к Е.П. Петровой.

. На иконе «Богоматерь Феодоровская» по верхнему торцу стоят инициалы «М.А.П.» и дата на кириллице «ЗТОГ» (7373—1864/1865 г.) (ил. 46). Ранее подобный тип иконы во многих каталогах датировали XVIII веком. Данное же клеймо опровергает это и говорит о том, что более правильная датировка — вторая половина XIX века. Почему я говорю не точную дату «ЗТОГ» (7373— /1865 г.)? Раз эта дата встречается на разных сюжетах икон, то, может быть, она означает не дату отливки данного изделия, а что-то другое (год начала работы данного мастера, год освоения медного заведения, год чем-то знаменательный для московских старообрядцев и т. п.)?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основная часть сюжетов (иконы, кресты, складни), которые отличаются большой тонкостью, высоким качеством отливки и наложения многоцветных эмалей, выполнена в заведениях М.И. Соколовой и Е.П. Петровой, где работал мастер Р.С. Хрусталев. Если попалось высокохудожественное изделие без клейм, то с большой вероятностью оно изготовлено именно в этих мастерских, располагавшихся в Москве на ул. Девятая Рота. Кроме того, большая часть клейм мастеров наносилась именно в этих мастерских, и можно предположить, что большинство неизвестных клейм также относится именно к этим заведениям. В то же время расшифровка клейм остается достаточно сложным вопросом для исследователей, ведь пока нет документальных доказательств верности тех или иных расшифровок всех вышеперечисленных клейм, можно согласиться только с их версиями.

Подводя итог, предлагаю обратить внимание на две малоформатные иконы «Благоверные князья Борис и Глеб» [6], которые мы описывали с искусствоведом А. Панченко во время подготовки материала к книге «Кресты и иконы Кузнецкого края». При исследовании данных икон мы обратили внимание, что на одной из них в правом верхнем углу стоит дата «1917» (ил. 50), а на другой она отсутствует, и на месте даты виден грубый затек металла (ил. 51). Следовательно, иконка с датой отлита в 1917 году, а по поводу другой можно предположить, что она изготовлена позже. Ее грубое изготовление говорит о том, что она отлита в некачественной форме, которая, вероятно, сделана с использованием качественно отлитой иконки. То есть хорошо отлитую икону помещают в специальную глину (землю), и после ее изъятия получается матрица, в которую и заливают металл. Если применяется родная модель, то при ее изъятии из глины (земли) она выходит свободно, не забирая с собой глину (землю). В нашем же случае в углу иконки, где должна быть дата, получился затек металла из-за некачественной матрицы. Такие повторные иконки могли отливаться и в Сибири, даже в старообрядческих деревнях. Таким образом, мы получили данные, никогда ранее не публиковавшиеся специалистами. До недавнего времени эти малоформатные иконки датировались специалистами второй половиной XIX века. А у известного вологодского любителя и исследователя меднолитой пластики М.В. Сурова в книге «Вологодчина: неизведанная давность» [8] подтип данной иконы (без даты) датируется даже XVIII веком. Теперь можно утверждать, что такие иконки отливались в первой четверти XX века.

Проведенный анализ говорит о том, что иконы, кресты и складни Кузнецкого края и одной из частных коллекций Москвы несут в себе много интересной информации. Во времена гонений в Сибирь бежали многие приверженцы старой веры, которые везли с собой религиозные предметы. Так, с верой уходили в глубь тайги и эти произведения искусства, которые сегодня разбросаны по всей России-матушке. А данная статья — это толчок к дальнейшим исследованиям и новым публикациям. Если таким же образом исследовать и описать меднолитые памятники, находящиеся в музеях и частных собраниях других областей, то получится фундаментальный труд, что позволит расширить круг меднолитых изделий с различными клеймами. И, возможно, откроются еще какие-нибудь тайны. В любом случае эта работа важна не только с исторической и художественной точек зрения, но и с позиции возрождения духовности, связи между нами и нашими предками.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 105 (апрель 2013), стр.34

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *