как читать иконостас в храме

Как устроен иконостас?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храмеГреческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.

Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.

Источник

Что есть что в церкви?

Архитектурно-историческая шпаргалка

Как читать иконостас?

Обычно алтарь отделяют от средней части с помощью завесы. Отсюда и пошло выражение «скрыться за занавес» — умереть. Сейчас роль занавеса выполняет иконостас (от греческого eikonostasis: икона — изображение, образ + стасис — место стояния), который символизирует границу между земным и Небесным миром.

Но иконостасы в церквях появились не сразу. Конечно, Священные места отделяли от суетного мира, но не огораживали. Со временем Святая Святых стали закрывать завесой. Потом появилась низкая перегородка с дверцами посередине, на которую стали ставить иконы. Символически они выполняли роль окон, через которые верующие могли «заглянуть» в духовный мир.

В таком виде иконостас пришел из Византии на Русь. Но со временем иконы на алтарной преграде начали ставить уже в несколько рядов, плотно друг к другу, пока не сложился русский тип иконостаса — высокий иконостас.

При этом иконы также располагают в строго определенном порядке.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Верхний ряд — праотеческий — представляет ветхозаветную историю от Адама до Моисея. Здесь можно увидеть Адама, Авеля, Ноя, Сима, Авраама и т.д.

Второй ряд — пророческий. Тут помещают иконы ветхозаветных праведников, через которых пришло откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Это вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки Давид, Соломон, Даниил. В центре этого ряда обычно находится икона Божией Матери «Знамение».

Третий ряд — деисус (от греческого «молитва», «моление»). Это важнейшая часть православного иконостаса. Этот ряд есть в любой православной церкви, даже если ее иконостас одноярусный. Он символизирует моление всей Небесной Церкви Христу. Центральная икона — «Спас в силах» — изображает Иисуса как судью всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле). Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве Богородицы и Иоанна Крестителя. Также здесь находятся иконы молящихся Апостолов и других Святых, поэтому этот ярус иногда называют Апостольским.

Четвертый ряд — праздничный — появился в иконостасе в XIV веке. Здесь изображают земную жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста») — то есть главные православные праздники.

Нижний (местный) ряд уникален в каждом храме. По обеим сторонам от Царских Врат помещают иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовую икону, изображающую тот праздник или того святого, которому посвящен храм. По ней всегда можно определить название церкви. Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей.

Часто над Царскими Вратами располагают икону «Тайная Вечеря», которая указывает, что в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Царские Врата символизируют врата Царствия Небесного, и на них часто изображают иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы» и четырех Евангелистов.

Есть также Северные и Южные Дьяконские врата. Они служат для прохода священнослужителей в алтарь. Справа — на южной двери изображают либо Архангела Михаила, либо архидиакона Стефана, либо первосвященника Аарона. Слева — на северной двери — изображают либо Архангела Гавриила, либо диакона Филиппа, либо пророка Моисея.

А в центре над верхним рядом иконостаса находится крест (Голгофа) — символ искупления человечества.

Такой тип иконостаса является самым распространенным, но число ярусов может уменьшаться до одного ряда, с обязательным изображением «Тайной Вечери» над Царскими Вратами. Также иногда под иконами нижнего ряда, почти у пола, помещают изображения языческих философов.

Иконы в храме размещают и вне иконостаса — в киотах (застекленных рамах) на стенах и на аналоях. При этом особо почитаемые иконы закрывают окладами — чеканным или литым металлическим украшением часто с драгоценными камнями. Оклад крепится к иконе поверх красочного слоя так, что остаются видны только лики, кисти рук и иногда стопы ног. Оклад иконы является своего рода ковчегом, сохраняющим святыню. Иногда оклад иконы делают из золотого шитья, жемчуга, бисера или резного позолоченного дерева.

Источник

Иконостас. Инфографика

+ кликабельные материалы и материалы для распечатки

Приблизительное время чтения: 2 мин.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части храма.

Современный классический пятиярусный иконостас сформировался на Руси в XV-XVI веках.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Из чего состоит иконостас:

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Кликните по изображению, чтобы открыть в большем размере

Ряды иконостаса:

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Праотеческий
В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Пророческий
Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Праздничный
Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Деисус
Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.

Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Завершение
Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Местночтимая икона

Дьяконские двери
Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.

Икона Богородицы
Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.

Царские врата
символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Тайная вечеря
Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери.

Спаситель с Евангелием
Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь.

Храмовая икона
изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм.

Источник

Андрей Сегеда: Как устроен иконостас в православном храме

Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона — то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом — «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время — дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах — образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы — икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется «деисисом» — от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом — праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре «пророческого» ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в центре «праотеческого» — икону Святой Троицы.

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Источник

Иконостас

как читать иконостас в храме. Смотреть фото как читать иконостас в храме. Смотреть картинку как читать иконостас в храме. Картинка про как читать иконостас в храме. Фото как читать иконостас в храме

Об ико­но­ста­се мож­но рас­ска­зать мно­го. Этой теме посвя­ще­ны боль­шие кни­ги, иссле­до­ва­ния. Мы будем лако­нич­ны. Рас­ска­жем лишь о самых основ­ных момен­тах, кото­рые поз­во­лят вам «читать», то есть пони­мать, ико­но­стас.

Итак, ико­но­стас, в пере­во­де с гре­че­ско­го, озна­ча­ет «под­став­ка для икон».
В древ­но­сти ико­но­ста­сов не было, алтарь от про­стран­ства хра­ма отде­лял­ся деко­ра­тив­ны­ми колон­на­ми.
Ино­гда там устра­и­ва­ли решет­ку (по пояс или чуть выше), что­бы вос­пре­пят­ство­вать тол­пе, осо­бен­но, когда храм пере­пол­нен, попа­дать в алтарь, к пре­сто­лу.
Впо­след­ствии, меж­ду этих колонн и на решет­ке ста­ли закреп­лять осо­бо чти­мые ико­ны. Таким обра­зом, ико­ны, обра­щен­ные лика­ми к моля­щим­ся, пока­зы­ва­ли, что в нашей молит­ве участ­ву­ют сами небо­жи­те­ли.

В мона­сты­рях, где шла осо­бая духов­ная бит­ва за спа­се­ние душ людей, ико­но­ста­сы ста­ли рас­ти и коли­че­ство икон ста­ло умно­жать­ся. Но и в этом слу­чае в Гре­ции ико­но­ста­сы не полу­чи­ли тако­го раз­ви­тия, как на Руси. У нас же, при­няв гре­че­скую хра­мо­вую куль­ту­ру, раз­ви­ли и уси­ли­ли ее. На Руси ико­но­ста­сы, осо­бен­но в Сред­ние века, ста­но­вят­ся глу­хи­ми сте­на­ми, сокрыв­ши­ми алтарь от взо­ра про­стых веру­ю­щих.

На Руси появ­ля­ют­ся ико­но­ста­сы в 5 (обыч­но) и более рядов икон вверх. Пер­вым высо­ким рус­ским ико­но­ста­сом обыч­но счи­та­ют ико­но­стас Успен­ско­го собо­ра во Вла­ди­ми­ре, создан­ный в 1408–1411 годах.

На фото­гра­фии – тра­ди­ци­он­ный рус­ский ико­но­стас из пяти рядов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *