как добраться до хутынского монастыря
Варлаамо-Хутынский монастырь
Давно в 12 веке в Великом Новгороде жила богатая семья. Там рос мальчик Алексей. Он любил уединяться, читать священные книги, постился и молился. После смерти родителей ушёл в пустыню, стал монахом с именем Варлаам. Много чудес рассказывают про него. Некоторые из них связаны с основанием монастыря.
Полное его название Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Он расположился около селения Хутынь, в семи километрах от города у реки Волхов. Так вот, легенда гласит, что место это было плохое, во власти злых духов. Поэтому его так назвали «хутынь» — худое. Монах решил уединиться здесь, построил келью, стал молиться, подвизался на труд. К нему собирались люди, желавшие разделить с ним труды и подвиги духовные. Однажды в 1190 году новгородский князь Ярослав Владиславович приехал к подвижнику. Тот благословил гостя, добавив «… с благородным сыном твоим…». Изумился Ярослав, не зная, что родился у него сын. Одержав вверх над тёмной силой этого места, Варлаам срубил здесь деревянную церковь, построил ещё одну — из камня. Назвал её во имя Преображения Господня. В 1192 году приехал архиепископ Григорий и освятил её. Так основался монастырь. Постройки не дожили до нашего времени. Варлаам умер 6 ноября 1192 года.
В 1515 году здесь воздвигли Спасо-Преображенский собор. А наиболее знаменитой постройкой является церковь Григория Армянского. За долгую историю своего существования с начала 13-го столетия до закрытия в 1925 году службы на территории обители совершались в пяти храмах. Если какая-то церковь закрывалась от старости, то строили другую.
Когда в 1611 году на древний город напали шведские войска, монастырь превратился на время в их резиденцию.
Известный поэт Гаврила Романович Державин часто посещал монастырь и завещал похоронить его здесь. Он умер в 1816 году в родовом имении. По реке Волох поэта отправили в последний путь — в Хутынский монастырь. Его захоронили в Спасо-Преображенском соборе. Здесь же нашла свой последний приют его жена. Во время военных действий монастырские постройки сильно пострадали, особенно колокольня, Спасо-Преображенский собор, церковь Варлаама… Разрушились могилы Державиных. В 1959 году их останки перевезли в Новгородский Детинец. А в 1993 году, в юбилей, гроб поэта возвратили и захоронили в приделе Святого апостола Иоанна Богослова.
Сегодня монастырь представляет собой архитектурный комплекс XVI—XIX вв. С 1994 это женский монастырь, в котором трудятся во славу божью более ста сестёр.
Варлаамо-Хутынский монастырь
Варлаамо-Хутынский женский монастырь находится в Новгородской области, близ деревни Хутынь, что примерно в 7 км от Великого Новгорода. Туристы и паломники круглый год едут сюда толпами. Одних привлекает многовековая история обители, другие просят помощи у преподобного Варлаама Хутынского. Но обо всем подробнее. Согласно летописным источникам, Варлаамо-Хутынский монастырь был заложен в 1192 г. уже упомянутым монахом Варлаамом. Усилиями аскета на этом месте был воздвигнут каменный храм во имя Преображения Господня, который просуществовал до начала 16 века. На его месте был построен Спасо-Преображенский собор. Величественный храм украшает женский монастырь и по сей день.
Изначально это была мужская обитель, но в 1920 г. жизнь в Варлаамо-Хутынском монастыре внезапно остановилась. Собор и монастырские помещения закрыли, а ее настоятелей и служителей предали жестоким гонениям. Чтобы храм и корпуса обители не пустовали, здесь сначала размещалось училище для военных, а затем и вовсе психиатрическая больница. В годы войны Варлаамо-Хутынский монастырь неоднократно становился мишенью в бомбежках и победу над фашистами встретил в полуразрушенном состоянии. Но даже в мирное время здесь мало что изменилось. Многие десятилетия обитель простояла в запустении, без ремонта и реконструкции.
Лишь в 1994 г. в обители стала зарождаться монашеская жизнь. Причем служение стали нести не монахи, а монахини. Во многом благодаря их стараниям сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь встречает верующих в обновленном и достойном виде. Как уже было сказано выше, главная святыня обители — мощи преподобного Варлаама Хутынского. Но мало кто уезжает отсюда, не побывав на могиле известного поэта и государственного деятеля 18 века Гавриила Державина. Он покоится недалеко от главного собора вместе с супругой — Дарьей Дьяковой.
Время работы Варлаамо-Хутынского монастыря: ежедневно с 9:00 до 20:00. Богослужения в будние дни совершаются в 7:30 и в 18:00, в воскресенье и в праздничные дни — в 9:00 и в 18:00. При монастыре работает паломнический центр, который занимается организацией трансфера и размещения туристов. Связаться с паломническим центром можно по следующим телефонам: +7 (81-62) 74-96-02, +7 (921) 20-15-641.
Как добраться
До Варлаамо-Хутынского монастыря можно добраться самостоятельно. Для этого нужно прибыть на автовокзал Великого Новгорода и там пересесть на автобус № 121, который доставляет туристов до деревни Хутынь.
Варлаамо-Хутынский монастырь, Великий Новгород. Расписание богослужений, фото, адрес, сайт
Варлаамо-Хутынский женский монастырь является местом паломничества к чудотворным мощам и активного посещения туристов. Это одна из главных достопримечательностей северо-западной части России, где покоится прах Гавриила Державина, известного русского поэта и государственного деятеля XVIII столетия.
Адрес Варлаамо-Хутынский монастыря
Варлаамо-Хутынский монастырь находится в Новгородской области в деревне Хутынь на Монастырской улице, 59.
Как добраться
Обитель расположена совсем недалеко от города Великий Новгород, где нужно сесть на регулярный рейсовый автобус № 121, который отправляется с городской автостанции 5 раз в день с 6-30 до 18-45 ч. Интервал движения около 3 ч. Время в пути занимает не более 25 мин. Стоимость проезда — 50 руб.
На личном автомобиле из центра города необходимо выехать на большую Московскую улицу и проехать до перекрестка с улицей Державина, затем сделать поворот направо и продолжить движение до нужного указателя, где следует повернуть налево и ехать до развилки, а затем по левой дороге до самого места назначения.
Можно вбить в навигатор для построения оптимального маршрута следующие координаты: 58.587600°N 31.394000°E.
История храма
Варлаамо-Хутынский монастырь ведет свою историю с XII столетия, когда чернецом Валаамом на заросшем дремучем лесом берегу реки Волхов, пользовавшемся у народа дурной славой месте, срубил себе уединенную келью по божественному указанию, сошедшему ему в виде яркого луча света. В память об этом событии построенная здесь деревянная церковь была освящена Преображенской.
К строгому подвижнику начали стекаться люди за помощью и молитвой, многие из которых остались с ним навсегда. Святой тайно носил тяжелые вериги и вел очень строгую постническую жизнь. Господь прославил своего угодника прижизненным даром прозорливости, чудотворения и воскрешения мертвых.
Позднее вместо обветшавшей церкви Варлаамом был заложен новый уже каменный храм. Вскоре после этого святой подвижник скончался, и был погребен братией у его стен. При прощании с телом подвижника случились многочисленные чудесные исцеления тяжелобольных со всей округи.
Но и позднее над его могилой долгое время продолжали совершаться исцеления и чудеса:
После смерти преподобного, его ученики продолжили его дело, и обитель росла и процветала. Из его стен вышло много святых и подвижников земли русской. Состоятельные новгородцы и приезжие почитатели Святого неустанно жертвовали на благоустройство монастыря.
Среди именитых благотворителей и посетителей можно особенно выделить следующих:
Наивысший расцвет пришелся со Смутных времен до периода XVIII столетия, когда обитель превратилась в одну из богатейших на северной земле. Здесь очень любил бывать Гавриил Державин, который завещал щедрые дары на помин своей души и просил себе здесь места упокоения.
Это было исполнено женой почившего, когда гроб с телом великого русского поэта и общественного деятеля был доставлен по реке Волхов от его имения в Званках. Могила поэта и его супруги была перенесена из стен обители в Новгород связи с разорением и запустением монастыря в середине прошлого века, но к 250-летнему юбилею останки вновь возвращены и перезахоронены в стенах обители.
Немало бедствий пришлось пережить обители за свою долгую историю. Были страшные опустошительные пожары, завоевание шведами, закрытие обители и размещение в ее стенах психоневрологической лечебницы в советское время, разрушение от бомбежки и артобстрелов в годы Великой Отечественной войны и период запустения.
В 1976 году в монастырских зданиях начались реставрационные работы, в 90-е годы обитель передана церкви, и вскоре здесь появляются первые насельницы. Сегодня женский монастырь представляет собой величественное зрелище, здания полностью восстановлены, в стенах храмов совершаются регулярные богослужения.
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Спасо-Преображенский собор был возведен взамен обветшавшего в начале XVI столетия. Белокаменное 5-главое здание в плане имеет квадратную форму с 3 полукружиями на восток и 4 внутренними массивными столбами опорами. Впоследствии храм подвергся небольшой перестройке, которая привела к замене кровли на 4-скатную взамен бывшей позакомарной крыши.
Вокруг здания выстроили низкие закрытые галереи, были достроены новые пределы Богородицы и Иоанна Богослова, а с запада появилась новая паперть.
Фасад здания украшают пилястры с ордерными формами. Оконные проемы нижнего яруса оформлены арками, верхних этажей вписаны в прямоугольные ниши. Средний ярус декорирован нишами-киотами с треугольным завершением. На углах здания можно увидеть своеобразное декоративное украшение с небольшими кокошниками.
Мощное шатровое крыльцо с подвесными арками на 4 столбах с декоративными изразцами украшает главный портал храма.
Архитектурный ансамбль монастыря
Северо-западнее главного храма обители находится одноглавая бесстолпная церковь Варлаама Хутынского с обширной трапезой, возведенная в середине XVI века. Строение квадратное в плане, внешне вытянуто вверх, с 3 апсидами. Внутри здание поделено на 2 этажа. В подклети находилась кухня.
Трапезная в западной части представляет собой просторное светлое помещение с 2 восьмигранными столбами и сводчатыми потолками. Напротив входа Преображенского храма, над южными воротами в обитель возвышается церковь с колокольней, выполненная в барочном стиле в виде триумфальной арки. Нижние этажи звонницы массивны и имеют одинаковую величину, декорированы колоннами.
На фоне такого основания завершение колокольного яруса смотрится довольно скудно. Архитектором строения выступил Д.В. Ухтомский. На 2 этаже сегодня находится церковь Новомучеников и исповедников Российских. Сестринский корпус являет собой 2-этажное здание с домовым храмом, освященным в честь святого римского папы Льва.
На территории монастыря есть горка, которую наносил сам преподобный, сооружая пещерную келью. Сегодня на ее вершине установлена деревянная часовня. Над колодцем, вырытым еще самим Варлаамом, сегодня установлена сень. Все монастырские постройки с фруктовым садом обнесены белокаменной оградой.
Внутреннее убранство
Интерьер Преображенского храма восстановлен в традициях XVI века, с открытой аркой алтарного проема и тябловым иконостасом. Стены храма украшены с помощью плоских пилястр, которые служат визуальными опорами для арок бокового нефа. Угловые пилястры имеют сдвоенную форму, создавая четкий ритм и целостность интерьера. Карнизом под окнами стены разделены по высоте.
Купол светлый с узкими повышенными подпружными арками создает ощущения легкости и простора. Весь интерьер очень легких и воздушный. Интересной особенностью является ведущая из проема в алтарной части до купола каменная лестница, назначение которой однозначно не установлено.
Святыни и мощи
Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.
Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.
Наставники
За свою долгую историю обитель сменила огромное число наставников, многие из которых были прославлены в лике святых.
Особо отмечены православной церковью:
Сегодня настоятельницей обители является монахиня Алексия Симдянкина.
Расписание служб, режим работы
Монастырь открыт для паломников и прихожан каждый день с 6 до 21-30 ч. Все желающие могут посетить ежедневные церковные богослужения, которые в Варлаамо-Хутынском храме начинаются по следующему расписанию.
Расписание:
После обедни в 12 ч. служится еженедельный молебен святому Варлааму. В субботние дни после утренней службы по предварительной договоренности совершается таинство крещения.
Правила посещения монастыря
При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:
Престольные праздники
Варлаамо-Хутынский монастырь особенно торжественно проводит церковные богослужения в дни престольных праздников:
Дата | Праздник |
19 августа | День Преображения Господа |
14 октября | Покрова Пресвятой Богородицы |
19 ноября и 28 июня | Память преподобного Варлаама |
В начале Петровского поста в пятницу принято совершать крестный ход в память о чудесном событии, заранее предсказанном преподобным, когда летом выпал снег, спасший урожай хлеба от нашествия вредителей.
Интересные факты про монастырь
Древнейшим новгородским официальным документом XII века является пергаментная грамота о вкладе Варлаама земель в имущество монастыря, сегодня хранится в государственном музее Новгорода. В ризнице монастыря долгое время хранились опаленная алтарная дверь и личный жезл царя Ивана III, с которыми связано удивительное событие.
При поклонении святым нетленным мощам царь стал донимать игумена монастыря, чтобы вскрыли раку святого для всеобщего открытого поклонения. Когда игумен уступил царским просьбам, и начали выкапывать могилу, из нее вышел мощный столб огня, опаливший церковные стены и деревянную дверь.
Иван Васильевич с ужасом выбежал из здания, но огонь продолжал его преследовать, вырываясь из земли при каждом ударе трости. Царь кинул свой посох и со страхом уехал из монастыря. Перед самым закрытием монастыря в нем был чтецом и пел на клиросе широко известный впоследствии Павел Груздев. Патриарх Алексий I был архиепископом Хутынским.
Информация для посетителей
В монастырской лавке можно приобрести экологически чистые продукты: молоко, творог, яйца, соленья и мед. Также продается свежий хлеб и очень вкусная выпечка. В церковной лавке можно купить религиозную литературу, сувенирную продукцию, свечи. Также можно заказать молебен, сделать пожертвование и подать записки на проскомидию о поминовении живых и усопших или на неусыпаемую псалтирь.
В святом источнике на территории монастыря можно умыться и набрать воды с собой. В паломнической службе обители по предварительной телефонной заявке предоставляется бесплатный ночлег всем желающим помолиться и потрудиться в монастыре. Телефон паломнического отдела 8-162-74-96-02.
Также можно остановиться в монастырской гостинице, которая предлагает 2 и 4-местные номера. Стоимость проживания от 300 руб. в сутки с человека. Забронировать место заранее можно по номеру телефона +7-921-201-56-41.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь всегда с радостью принимает посетителей и паломников со всех концов страны, предлагая не только молитвенно поучаствовать в жизни обители, но и насладиться щедрыми дарами своего богатого хозяйства.
Видео о Варлаамо-Хутынском монастыре
Варлаамо-Хутынский монастырь Великий Новгород:
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь
Мiръ Россия Новгородская область деревня Хутынь Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь
Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц.
Содержание
История [ править ]
Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.
В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.
Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).
В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).
Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Современное состояние [ править ]
С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). В монастыре проживает около 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.
Духовник обители — игумен Макарий (Шамсутдинов). По словам одной из паломниц: «Самое неизгладимое впечатление на меня произвел батюшка — игумен Макарий. В суетном мире, в котором мы живем, каждый раз поражаюсь, встречая таких удивительных людей. Я бы сравнила отношение отца Макария к другим людям с добротой и любовью Христа. Рядом с таким человеком начинаешь чувствовать в себе свет. Как ребенок учишься по-новому любить людей, и за это я ему благодарна. Образ его светящейся улыбки я буду нести с собой по жизни». По словам другой паломницы: «Он имеет от Господа дар любви и утешения. Сколько бы ни приехало паломников, для каждого у него найдется улыбка и доброе слово, на горочке каждого помажет маслицем после молебна, каждому уготовано ведро воды из колодца, причем независимо от погоды и времени года. Паломники в шутку зовут о. Макария гидромонахом». К о. Макарию едут за духовным советом и помощью люди из многих городов России, исповедь он принимает перед началом Литургии.
Истории монастырей
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь.
Адрес Варлаамо-Хутынского монастыря: 173011, Новгородская область, Новгородский район, пос. Хутынь.
Телефон Варлаамо-Хутынского монастыря: (8162) 74-96-02.
План Варлаамо-Хутынского монастыря.
Как проехать к Варлаамо-Хутынскому монастырю:
В отличие от многих других русских монастырей, Хутынская обитель вполне доступна с точки зрения общественного транспорта. Добраться до Новгорода не должно составить труда. А уж до Хутыни с новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1, рядом с железнодорожным вокзалом) довольно регулярно ходит автобус № 121.
На автомобиле из центра Новгорода нужно ехать по Большой Московской улице до пересечения с улицей Державина. Здесь повернуть направо и следовать до указателя на Хутынь (поворот налево). Через некоторое время будет развилка. Вам нужно налево, на Монастырскую улицу. Она-то и выведет вас к обители. Богослужения в Варлаамо-Хутынском монастыре.
Ежедневные богослужения : общая утренняя молитва, полунощница, акафист соответствующего дня, часы, литургия (06:30) (по окончании обедни служатся молебны в храме, в часовне преподобного Варлаама, у его колодца), вечернее богослужение (18:00). В воскресные дни по вечерам читается акафист перед мощами преподобного Варлаама.
Особые дни и праздники в монастыре связаны, прежде всего, с прп. Варлаамом. Память его празднуется 19 ноября по новому стилю и в первую пятницу Петрова поста. Престольный праздник обители — Преображение Господне (19 августа по новому стилю).
Хутынский монастырь, переживший на протяжении своей многовековой истории взлеты и падения, прославился чудесами, происходившими при мощах его основателя, преподобного Варлаама. Пожалуй, самым поразительным из этих чудес стало возрождение обители в самом конце XX века.
Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 году. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь».
Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Место это, удаленное на несколько верст от Новгорода, было в те времена довольно мрачным. Берега Волхова, обильно поросшие лесом, внушали новгородцам суеверные страхи. Говорили, будто эти леса находятся во власти нечистой силы. И название-то свое сей новгородский «пригород» получил соответствующее — Хутынь, то есть «худое место». Но преподобный Варлаам не убоялся дурной молвы о Хутыни и решил поселиться именно здесь, в глухом лесу, обнадеженный бывшим ему знамением — ярким лучом света, исходившим из самой непроходимой чащи. В память об этом и первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»).
Будучи в миру богатым человеком, прп. Варлаам немало средств потратил на устроение Хутынской обители. Историк Церкви А. В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников.
Преподобный Варлаам скончался в 1192 году, буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде. По его смерти Хутынский монастырь отнюдь не пришел в упадок. Напротив, стараниями учеников подвижника он все более украшался и укреплялся. По-видимому, внешней красотой своей обитель была обязана вкладам состоятельных новгородцев, чрезвычайно чтивших прп. Варлаама. К сожалению, документальных сведений о раннем периоде существования монастыря имеется крайне мало, и поэтому сложно говорить о тех приобретениях и постройках, которые тогда предпринимались (тем более что ни одно из древнейших зданий, не исключая и Спасо-Преображенского храма, не сохранилось). Непросто обрисовать и жизнь первых насельников Хутынского монастыря с точки зрения монашеского устава.
Надо полагать, что прп. Варлаам, будучи человеком «книжным», воспринявшим христианские традиции Византии во всей их полноте, дал своим ученикам общежительный устав. Впрочем, это не более чем догадки; самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников.
Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 году к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 году в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием, — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.
С этого времени преподобный становится, наравне с прп. Сергием Радонежским, одним из самых известных на Руси святых. И хотя Хутынский монастырь утратил после присоединения Новгорода к Москве часть своих имений, он оставался в числе богатейших в епархии, уступая в этом отношении только Юрьеву монастырю. При Василии III, весьма почитавшем прп. Варлаама (перед смертью великий князь принял схиму с именем Варлаам), наступила эпоха наивысшего расцвета монастыря. В 1532 году он получил от Василия III так называемую «несудимую грамоту», согласно которой в духовных делах хутынского игумена мог судить только архиепископ Новгородский, а в недуховных — лишь сам великий князь. Тогда же обитель была освобождена от пошлин на соляные варницы. Великие князья и цари, а также знатнейшие бояре делали вклады в Хутынский монастырь.
К XV—XVI столетиям относится обширное каменное строительство в обители. Именно тогда было принято решение разобрать древний Спасо-Преображенский собор, сооруженный еще при прп. Варлааме Хутынском, «за ветхостию». Основной причиной этого все же, надо думать, стала не ветхость здания (каменные церкви в Новгороде строили даже не на века, а на тысячелетия), а его несоответствие тому важному статусу, который приобрел Хутынский монастырь в это время. Старый собор, по сохранившимся описаниям, был довольно скромен.
Новый, выстроенный на прежнем месте, поражает и сегодня своим величием.
В 1540 году Хутынский монастырь пострадал от пожара. В летописи указано, что пожар начался в Спасо-Преображенском соборе, «у Чудотворцева гроба». «И погореша, — повествует летописец, — иконы со всем узорочьем до Царских дверей». Тогда это не составило большого бедствия для монастыря, ибо все его материальные нужды находили живейший отклик в среде знати, и вскоре Спасо-Преображенский собор стал еще краше, чем раньше.
Спустя несколько десятилетий, в 1611 году, Варлаамиевой обители пришлось пережить куда более тяжкое испытание — нашествие шведов под предводительством Якоба Делагарди. Несмотря на то, что захватчики выбрали Хутынский монастырь в качестве штаб-квартиры, они вели себя здесь довольно бесцеремонно. Историки прежних веков прямо называют их действия «ограблением». С одной только раки преподобного Варлаама Хутынского шведы сняли несколько килограммов серебра.
Но и после шведского разорения монастырь не обеднел. Архимандрит Макарий в своем «Археологическом описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», составленном «в память тысячелетия России», отмечает: «Всеэти бедствия. незначительны в сравнении с теми вкладами, которыми он (монастырь) был обогащаем».
В 1642 году была составлена опись строений и имущества Хутынского монастыря. Именно по ней, в основном, судят о его состоянии в это время. Согласно описи, в обители — кроме каменных храмов (Спасо-Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского) — имелись две каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келейных корпусов, поваренная изба, ограда и хозяйственный двор. Спустя несколько лет появились здесь также архимандричьи кельи, возведенные по обеим сторонам надвратной Ильинской церкви, а к югу от собора вырос новый братский корпус.
Много внимания уделял Хутынскому монастырю Патриарх Никон в бытность свою митрополитом Новгородским. Он даже пытался затеять здесь типографию, памятуя об особой приверженности иноков этой обители к книжной премудрости (в XIII— XVI веках книжное собрание Варлаамиева монастыря было богатейшим среди монастырских библиотек Новгородчины, а здешние монахи традиционно считались лучшими переписчиками). Типографский проект Никона «почти провалился». Лишь одна книга, переведенная с греческого «Диоптра жизни человеческой», вышла из Хутынской типографии.
Новгородцы очень любили Хутынскую обитель. Два главных здешних праздника всегда проходили при большом стечении народа. В день памяти прп. Варлаама (6 ноября по старому стилю) всех приходивших, согласно завещанию святого, оделяли ломтями монастырского хлеба и медными деньгами — к большой радости местных нищих, подходивших за «милостыней прп. Варлаама» по два и по три раза. Летом же, в первую пятницу Петрова поста, в воспоминание чудесно предсказанного преподобным снега и мороза (об этом читайте в разделе «Чудеса»), устраивался крестный ход из новгородского Софийского собора в Хутынский монастырь. Неизвестно, когда именно установилась традиция совершать крестный ход, но уже с XVII века он превратился в настоящее торжество, в котором участвовал чуть не весь город. Часть богомольцев приходила в обитель накануне вечером, другая же, вместе с архиереем, приплывала в самый день праздника на стругах по Волхову. Особым почитанием горожан пользовалось и то место в Новгороде, где, по преданию, родился преподобный Варлаам. В 1645 году хутынские монахи выстроили здесь деревянную часовню. Ею, собственно, и завершился второй этап активной строительной деятельности монастыря (если принять за первый этап начальное устройство обители прп. Варлаамом).
Во второй трети XVIII столетия монастырь смог живо почувствовать на себе перемены, происходившие в общественной и религиозной жизни. Хотя он и оставался богатейшим землевладельцем (принадлежали ему также 5500 крестьян), но ряды его иноков стали стремительно редеть. Так, в 1723 году в нем подвизались пятьдесят восемь насельников, а спустя пятнадцать лет — всего двадцать.
В 1764 году Хутынский монастырь был одной из немногих обителей, причисленных после екатерининской церковной реформы к первому классу. По штату здесь могли жить 32 насельника, не считая настоятеля. Таким образом, положение обители не было поколеблено. Хотя, конечно, без прежних обширных земельных угодий монахи в первое время чувствовали себя обделенными. Но жаловаться не приходилось — в других монастырях дело обстояло еще хуже. Хутынская обитель, где находилась одна из главных святынь Новгорода, мощи прп. Варлаама, оказалась счастливее прочих. Екатерина II даже соизволила посетить ее. Умная государыня, она понимала, что новгородцы осудят ее, если она, будучи в Новгороде, не поклонится мощам святого.
С конца XVIII века, после пожара 1787 года, в монастыре вновь развернулось строительство. На новые масштабные здания средств уже не хватало, поэтому ограничились переделкой (хотя и весьма существенной) старых. Была отремонтирована Всехсвятская больничная церковь, перестроен Варлаамиевский храм, возведена колокольня над южными воротами монастыря. Тогда же заново расписали Спасо-Преображенский собор.
В XIX столетии обитель прп. Варлаама являлась одной из самых процветающих в Новгородской губернии. Ей принадлежали две пожни, луга на левом берегу Волхова, три мельницы, две соляные варницы (в Старой Руссе), рыбные ловли, подворье на Буяновской улице в Новгороде. В 1880 году при монастыре открылась церковно-приходская школа. По состоянию на начало XX столетия в монастыре насчитывалось двадцать шесть насельников.
Веками строившаяся жизнь монастыря рухнула в одночасье. В 1919 году решением III губернского съезда советов Хутынский монастырь был упразднен, а в 1920 году окончательно закрыт. При закрытии из обители изъяли ценностей почти на 17000 рублей. Десятерых престарелых иноков приписали при этом к Спасо-Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, обращенным в приходские, а остальных поставили на учет на бирже труда. В начале 1930-х годов последовало изгнание старцев-монахов, живших в монастыре «на птичьих правах». Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло военное ведомство. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области. Затем здания достались психиатрической лечебнице.
Монахи же, переселившись из обители в деревню Хутынь, жили, насколько это было возможно, прежней жизнью — в частности, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось довольно много людей. Долго «сходить с рук» это инокам не могло. В 1932 году их всех арестовали. Наказание оказалось скромным — «всего» три года ссылки. Но это было только начало крестного пути. Дальнейшая участь большинства «участников антисоветской подпольной группы» неясна. Достоверно известен лишь год и обстоятельства смерти одного из них — иеромонаха Виталия (Летенкова). Его расстреляли в 1937 году.
Сам монастырь в последующие годы оказался на грани полного разрушения. Справедливости ради стоит сказать, что виной тому в данном случае была не советская власть, а Великая Отечественная война. Бомбежки и артобстрелы причинили очень сильный ущерб древним строениям.
Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Первые насельницы, появившиеся здесь в 1994 году (а монастырь восстанавливается как женский), говорили, что почти не верили в возрождение монастыря. И тем не менее — возрождение состоялось.
Летопись Варлаамо-Хутынского монастыря
1192 г. Основание монастыря прп. Варлаамом Хутынским. Освящение каменной Преображенской церкви. 6 ноября — кончина прп. Варлаама Хутынского.
1440 г. (или 1452 г. ) Освидетельствование мощей преподобного Варлаама.
1460 г. Посещение монастыря великим князем Василием II Темным. Чудо исцеления княжеского постельничего Георгия.
1471 г. Посещение обители великим князем Иоанном III. Чудо исхождения огня из гроба святого.
1505 г. Явление преподобного Варлаама пономарю Тарасию.
1515 г. Освящение нового Спасо-Преображенского собора, построенного на месте прежнего храма.
1532 г. Монастырь получает несудимую грамоту от великого князя Василия III.
1540 г. Обитель пострадала от большого пожара.
1587 г. В Хутынский монастырь присылают под стражей митрополита Московского Дионисия.
1608 г. Учреждение архимандрии в Хутынском монастыре.
1611 г. Шведы захватывают Хутынский монастырь.
1651 г. В типографии Хутынской обители, устроенной митрополитом Новгородским Никоном (будущим Патриархом), печатается первая и единственная книга — «Диоптра жизни человеческой».
1764 г. Причисление монастыря к первому классу.
1787 г. После очередного пожара в монастыре развертывается новое строительство; многие здания подвергаются реконструкции.
1816 г. В обители похоронен великий русский поэт Г. Р. Державин.
1919 г. Монастырь упразднен по распоряжению III губернского съезда Советов.
1932 г. Арест последних монахов, остававшихся в Хутыни.
1976 г. Начало реставрационных работ в Хутынском монастыре.
1991 г. Передача обители Новгородской епархии.
1993 г. Возобновление Хутынского монастыря как женской обители.
1994 г. В монастыре появляются первые насельницы.
Журнал «Православные монастыри. Путешествие по святым местам» издательского дома «Де Агостини» № 14, 2009 год.