как эмоции влияют на обучение

Как влияют эмоции на процесс обучения. Часть вторая.

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

В первой части статьи мы рассказали об эмоциональном восприятии информации и физиологии эмоций. Сейчас остановимся на учебных процессах, в которых встроены эмоциональные составляющие и посмотрим, как эмоции влияют на обучение.

Внимание

Внимание – это концентрация на определенном предмете даже при воздействии помех от окружающей среды. Если студент испытывает во время лекции скуку, раздражение или неудовлетворенность от учебного материала, его внимание рассеивается, он отвлекается на посторонние мысли и действия. Положительные эмоции, такие как интерес или увлеченность, помогут ему сохранить концентрацию на теме занятия.

Отрицательное действие эмоций на внимание учеников

Положительная эмоция положительной эмоции рознь. Те эмоции, которые не относятся к процессу обучения отвлекают внимание обучаемых. Они растворяют концентрацию внимания и мешают усвоению материала.

Надо помнить, что не все положительные эмоции одинаково хороши, они могут и способствовать, и препятствовать процессу обучения.

Память

Эмоции оказывают непосредственное влияние, как на оперативную, так и на долгосрочную память ученика. Извлечение данных из памяти также облегчается и ускоряется, если в процессе запоминания участвовали эмоции. Самое интересное то, что при запоминании могут быть задействованы и положительные, и отрицательные (гнев, протест и т. д.) эмоции.

Когда эмоции соединяются с полученным во время обучения опытом, способность к запоминанию повышается. Кроме того, вместе с памятью улучшается и усвоение информации. Запоминаются не только данные из учебного курса, но и сам процесс обучения, что в свою очередь добавляет индивидууму положительных эмоций.

Мотивация

Мотивация, как толчок при следовании к цели как к конечному результату, не может обойтись без эмоций. Мотивация служит как бы аккумулятором, который заряжает энергией при интенсивной деятельности во время получения знаний.

Психологи провели исследования, которые показали, что при положительных эмоциях люди прилагают большие усилия для достижения цели. При отрицательных эмоциях мотивация очень слаба или вовсе отсутствует. А в творческой деятельности положительные эмоции являются просто необходимыми мотивационными факторами.

Наиболее оптимальны задачи умеренной сложности. Мотивация падает, если задача слишком проста или очень сложна. А вот если подобрать задание, которое будет оптимальным по сложности, т. е. ученик уверен, что с ней справиться, мотивация заметно повышается.

Восприятие

Восприятие информации тем успешнее, чем более неординарна ее подача. Эмоции как бы раскрашивают ее в яркие цвета, меняют привычный угол зрения, рассматривают окружающий нас мир под различными, часто необычными ракурсами.

Люди с положительным настроем готовы к получению и восприятию новой информации. Они обладают такой аурой, что даже собеседник готов добровольно делиться с ними знаниями. Напротив, люди с негативными эмоциями воспринимают окружающий мир через множество фильтров, отсекающих определенную информацию. К тому же обратная связь с окружающими у них также как правило, отрицательная.

В следующей статье мы поговорим о методах эмоционального воздействия на восприятие учебных материалов и как с их помощью можно улучшить процесс дистанционного обучения.

Источник

Эмоции и обучение

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

Я никогда не проводил специального исследования, но рискну предположить, что большинство онлайновых учебных курсов не оказывают сильного эмоционального влияния на их слушателей. Тот факт, что о положительном влиянии эмоций на учебный процесс известно уже не первый день, к сожалению, не меняет общей ситуации. Между тем, эмоции создают мотивацию, позволяют привлечь внимание слушателей и облегчают запоминание материала.

Connie Malamed, theelearningcoach.com. Иллюстрации автора дополнены иллюстрациями, которые подобрали авторы данного сайта в открытых источниках.

Должен признать, я и сам не всегда уделял должное внимание эмоциям моих студентов. Но я чувствую, что будь мы способны лучше понимать эмоции обучающихся и обращаться к ним в процессе преподавания, это помогло бы нам уйти от закостенелых стереотипов, которые зачастую превалируют в среде разработчиков учебных курсов. Перед вами первая из трех частей статьи, посвященной теме эмоций в обучении.

Эмоции и усвоение учебного материала

Идея о том, что эмоции и усвоение учебного материала — «две вещи несовместные», происходит из давней философской и научной традиции. Предполагалось, что если эмоции связаны с чувствами и телесными ощущениями, они должны быть совершенно отдельны от механизма приобретением знаний, связанного с логикой и рассудком.

В наши дни такие сложные методы исследования, как функциональная магниторезонансная томография способны продемонстрировать ошибочность данного умозаключения. Теперь нам известно, что процесс усвоения знаний и эмоции динамически взаимосвязаны и взаимозависимы с точки зрения неврологии и психологии. Эмоции и усвоение учебного материала не просто взаимосвязаны, но их взаимодействие необходимо для адаптивного обучения.

Амигдала и то, что с нею связано

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучениеПри серьезном обсуждении темы эмоций, нельзя не упомянуть о роли амигдалы или миндалевидного тела. Эти миндалевидные структуры, насыщенные нейронами, имеют размер около двух с половиной сантиметров и расположены в обоих полушариях мозга вблизи уха. На иллюстрации миндалевидные тела выделены красным цветом. Считается, что миндалевидное тело, являясь частью лимбической системы, ответственно за регулирование эмоций.

Амигдала рассматривается как основной компонент связанный с эмоциональной памятью. Для разработчиков учебных программ представляет интерес тот факт, что активация амигдалы связана с лучшим усвоением информации. Другими словами, повышенное эмоциональное возбуждение, сопутствующее учебному событию, влияет на стойкость запоминания события.

Это важно с точки зрения выживания. Важно запоминать опасные или приносящие пользу события, чтобы защищать и улучшать свою жизнь.

Эмоции — система тревожного оповещения

Ученые — когнитивисты определяют эмоции как сильное, обычно кратковременное переживание, возникающее в ответ на определенный раздражитель. Являясь частью эволюционного наследия человека, эмоции возникли как составляющая механизма быстрой оценки значения объекта или события, схожей с системой тревожного оповещения.

Эмоции не только улучшают общее восприятие действительности и помогают лучше приспосабливаться к изменениям непредсказуемого окружения, но и облегчают социальные взаимосвязи и взаимодействие. Это происходит благодаря нашей способности считывать эмоции других людей через выражение лица, позы, жесты и тон голоса.

С эмоциями связано понятие чувств, являющихся личностными переживаниями. Чтобы лучше понять разницу между этими двумя понятиями напомним, что эмоции связаны с процессом выживания, а чувства — нет. Эмоции можно измерить в категориях мысленных образов, температуры тела, частоты сердцебиения, уровня кровяного давления. Чувства же обычно не поддаются измерению.

Быстрое принятие решений

Современная наука считает, что эмоции способны влиять на наши решения в обход рассудочного механизма принятия решений. В то время, как опирающийся на усвоенные знания рассудочный механизм принятия решений проводит оценку и анализирует затраты и выгоды данного действия, эмоциональный механизм принятия решений основывается на эмпирических правилах и обобщениях. Эмоциональный механизм позволяет принимать решения быстрее и тратить на их принятие меньше умственных усилий. Работникам рекламной промышленности это хорошо известно, поэтому они предпочитают апеллировать к эмоциям.

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучениеИсследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие, внимание, мотивацию, а также на осознание и усвоение информации.

Опубликованное ниже являет собой краткий обзор некоторых из многих существующих способов, которыми эмоции влияют на эти, столь различные, процессы. Если вы не читали первую часть данной статьи, вам не помешает ее прочесть. Однако это не обязательно, и зачет по этой теме мы проводить не станем.

Восприятие

Нет никакого сомнения, что эмоции делают восприятие более красочным. Своим влиянием они изменяют угол зрения, под которым мы смотрим на мир. Никого не удивит тот факт, что люди с позитивным эмоциональным настроем открыты к получению знаний, выносят больше полезных суждений и дают более подходящую обратную связь, чем люди с негативным настроем. Задачей разработчиков учебных курсов является создание учебных интерфейсов, которые были бы достаточно убедительны и привлекательны, чтобы вызывать позитивные эмоции у учащихся.

В том, что касается тренингов по наработке положительного настроя и развитию личностных качеств, важно помнить, что излишне эмоциональные личности могут отказываться принимать факты, вызывающие неприятные эмоции, или верить в утверждения, вызывающие приятные эмоции, несмотря на то, что факты явственно свидетельствуют об обратном.

Мотивация

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучениеЭмоции, как минимум частично, ответственны за нашу мотивацию в деле следования к заданной цели, в деятельности, ориентированной на результат. Они заряжают людей энергией, обеспечивают интенсивность деятельности и ведут за собой. Для примера, мотивация возрастает, когда достижение цели не слишком просто и не слишком сложно. Задача умеренной сложности вызывает оптимальную мотивацию.

Кроме того, исследования показывают, что эмоции человека влияют на познавательные процессы, зависящие от мотивации. Например, люди которые испытывают положительные эмоции, такие как самореализация и удовлетворение, готовы предпринимать большие умственные усилия для решения поставленных задач, чем те, которые испытывают отрицательные эмоции. Кроме того, эмоции часто лежат в основе любознательности и творческого подхода, которые могут быть мотивационными факторами в процессе обучения.

Внимание

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

Как Вы полагаете, интересно ли слушать такого преподавателя?

Внимание позволяет нам сконцентрироваться на выбранном объекте, игнорируя помехи окружающей среды. Исследования показывают, что внимание и мотивация сильно взаимосвязаны. Люди обычно обращают внимание на те вещи, которые сильнее их мотивируют. Тот факт, что некто уделяет внимание некой задаче, подразумевает, что человек ожидает получить или получает некую действительную или воображаемую награду.

В процессе получения знаний учащиеся непрерывно оценивают происходящее. Возникающие эмоциональные реакции могут влиять на процесс обучения. Например, слушатель учебного курса, у которого данный курс вызывает скуку, может испытывать также неудовлетворенность и раздражение. Эти чувства, в свою очередь, могут сказаться на его внимательности. Положительная реакция на учебный процесс должна помочь учащемуся сохранять внимание.

Память

Множество исследований показывают, что положительные эмоции могут улучшить работу памяти и помочь долгосрочному запоминанию и последующему извлечению информации из памяти. Когда эмоции лежат в основе опыта, полученного в процессе обучения, это повышает способность индивидуума к его запоминанию. Например, когда группа людей, сотрудничая, успешно справляется с трудной задачей, сам факт достижения и социальная природа опыта могут пробудить положительные эмоции. Эмоции улучшают усвояемость информации и делают процесс обучения значительным и запоминающимся.

Когда сильнодействующие зрительные образы или ситуации, связанные с эмоциональными переживаниями, являются частью учебного процесса, они могут также улучшать запоминание материала. Ясные, осмысленные воспоминания останутся скорее об эмоционально окрашенной ситуации, чем об аналогичной ситуации, не связанной с эмоциями.

Потеря внимания из-за эмоций

Какова оборотная сторона использования эмоций в процессе обучения? Эмоции могут стать помехой, если они неподходящие или не имеют отношения к учебному процессу. Неподходящие эмоции словно бы поглощают способность учащегося справиться с заданием и усвоить материал.

Хотя преобладает мнение, что положительные эмоции облегчают процесс обучения, необходимо помнить, что они могут как помогать, так и мешать учебному процессу.

Перед нами, разработчиками учебных курсов, стоит двойная задача: проектировать эмоционально насыщенные учебные курсы, используя приемлемые в образовании, осмысленные методы и создать положительные переживания, которые улучшают усвоение материала.

10 способов проектировать эмоционально насыщенные учебные курсы

Исследования связи эмоций с обучением абсолютно ясно показывают, что эмоциональная связь может быть создана учебными методами совмещенными с творческим подходом. Потенциально они способны облегчить обучение и преподавание.

Это третья статья в серии, посвященной эмоциям и обучению. Если вы хотите ознакомится с теоретической стороной этого вопроса, прочтите части первую и вторую этой статьи. Теперь давайте перейдем к практическим рекомендациям по разработке эмоционально насыщенных учебных курсов. Пожалуйста, оставляйте свои замечания по данной теме в разделе «Комментарии».

1. Узнайте, что чувствуют ваши студенты

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучениеЭтот наиболее эффективный и ясный подход недостаточно используется в онлайновом обучении. Идея проста: обращайтесь к эмоциям студентов, обращайтесь к их эмоциям. Узнайте, какие эмоции возникают у студентов относительно получаемых в процессе обучения знаний или опыта. Попытайтесь описать цель курса так, чтобы она находила у вашей аудитории эмоциональный отклик. Например, вы могли бы объяснить своим слушателям, как данная учебная программа поможет им стать более эффективными, более компетентными, или сделает их способными помогать другим.

При изучении, например, литературного произведения, вы могли бы спросить у студентов, какие чувства вызвал у них сюжет книги, или что по их мнению мог бы чувствовать герой произведения. Спросите обучающихся об их эмоциях на завершающем курс обзорном занятии. Резюмируя вышесказанное: у взрослых учащихся есть богатый жизненный опыт, большая часть которого связана с эмоциями. Студенты вносят это эмоциональное измерение в учебную среду, и этот факт заслуживает принятия и осмысления.

2. Уважайте вашу аудиторию

Людям приятно, когда их ценят и относятся к ним уважительно. Это один из способов вызвать положительные эмоции аудитории. Но как использовать его в случае с онлайновым обучением? Избегайте говорить снисходительно или свысока в текстах ваших лекций и онлайновых web-семинарах. Убедитесь, что ваши ответы снабжены веской аргументацией и сформулированы в ободрительной тональности. И удостоверьтесь, что сложность учебного курса соответствует подготовке аудитории. Если вы предлагаете опытной аудитории заново изучать основы предмета, это означает, что вы не заботитесь об их времени. Если же курс слишком сложен, это означает, что вы не знаете своей аудитории достаточно хорошо.

3. Используйте социальное взаимодействие

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучениеОчень часто люди, обмениваясь информацией, задействуют эмоциональные каналы. Использование средств, обеспечивающих совместную работу и социальных сетей, может помочь ученикам построить отношения, сотрудничать в решении задач и будет способствовать развитию взаимодействия и взаимовыручки.

Если вы в разработке учебного курса учитываете значимость социального взаимодействия, дайте слушателям четкие указания, которые помогут сделать пережитый опыт более запоминающимся. Например, если члены учебной группы должны рецензировать работы друг друга, убедите их предоставить подробные отзывы, а не поверхностные комментарии типа «Хорошая работа». Подробнее о способах взаимодействия учащихся читайте в статьях «10 инструментов социальных сетей для учебы» ( 10 Social Media Tools for Learning ) и «Социальные сети и учеба» ( Social Media and Learning ).

4. Используйте при разработке учебных курсов принципы чувственного восприятия

Визуальный дизайн онлайнового учебного курса может усиливать эмоциональную реакцию учащегося. Правильно проектируя свой учебный курс, вы можете использовать для достижения результата человеческую способность к чувственному восприятию. Авторы одного из исследований, изучавшего влияние эмоций на мультимедийные способы обучения, пришли к следующему выводу: «эмоции оказывают значительное влияние на результат прохождения [участниками] теста, на уровень их умственных усилий и удовлетворенности. Мы можем также заключить, что правильный дизайн учебного курса способен вызывать позитивные эмоции и положительно влиять на способности слушателей к усвоению материала. Результаты исследования показывают, что положительные эмоции должны рассматриваться как важный компонент педагогического дизайна.» (Юньчжун Ум (Eunjoon Um) и др.) Даже если вы не владеете навыками графического дизайна, у вас наверняка найдется, что сказать о компоновке, цветах и шрифтах, использованных в учебном курсе, и о том, что может вызвать положительные эмоции учащегося.

5. Добивайтесь легкости использования

Не позволяйте технологии или пользовательскому интерфейсу встать на пути знаний. Учебные инструменты должны быть, насколько это возможно, прозрачны для пользователя, для получения полноценного результата. Простые в использовании технологии положительно влияют на эмоциональное состояние учащегося. Исследование показывает, что люди отмечают, насколько процесс работы с данным продуктом требует напряжения их умственных способностей и критически относятся к продуктам, обладающим низким удобством использования.

Вот несколько вещей, которые вам следует сделать: избегайте долгих загрузок, напишите понятные инструкции по использованию продукта, поясняйте учащимся, что надо делать на каждой из страниц курса и, насколько это возможно, придерживайтесь общепринятых стандартов в пользовательском интерфейсе. Большинство пользователей имеют некий образ того, как онлайновая учебная программа должна работать и могут быть разочарованы, если дизайн вашего курса окажется нетрадиционным. Если вы хотите узнать больше о разработке пользовательского интерфейса прочтите статьи «Разработка пользовательского интерфейса учебных курсов» ( User Interface Design For Learning ) и «Написание микротекстов» ( Writing Microcopy ).

6. Удивляйте

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучениеВы можете вызывать эмоциональную реакцию, добавляя неожиданные элементы в ваши учебные курсы. Когда все происходящее рутинно, мозговая активность так же сохраняется на рутинном уровне. Удивительное, неожиданное событие вызывает резкий всплеск мозговой активности.

Почему бы не позволить учащимся потерпеть неудачу в их первой попытке решить задачу, если эта неудача может стать частью учебного опыта? Для некоторых из них расстройство от этой незначительной неудачи может усилить мотивацию для достижения успеха.

Что если действие вызовет неожиданные последствия? Почему бы не отклониться от линейного мышления и не использовать стремление к открытиям и исследованию? Вы можете добавить юмор в неожиданные моменты, или внести необычные повороты в общепринятые сценарии обучения. Когда учащийся воспринимает и запоминает информацию, связанная с ней эмоциональная реакция может играть роль некоего ментального индекса, позволяющего в дальнейшем воспроизвести воспоминания и относящуюся к ним информацию.

7. Погружение в трехмерное окружение

Для получения всеобъемлющего представления об использовании эмоций в обучении давайте рассмотрим пример проектирования учебного мероприятия с использованием погружения в трехмерную среду. Реализм и подлинность ощущений от виртуальных событий и задач по решению проблем в трехмерной учебной среде способны вызывать эмоции, которые аналогичны испытываемым в схожей ситуации, возникающей в реальном мире. Кроме того, возможность ролевой игры и решения проблем с помощью анимационных персонажей являются идеальной окружающей средой для эмоционального восприятия учебного материала. Если вы хотите знать больше об этой теме, прочтите статью. «Трехмерная учеба для вашего мозга» ( Your Brain On 3D Learning ).

8. Рассказывайте истории

Похоже любовь к рассказыванию и слушанию историй внутренне присуща человеку от природы. Они являются древним механизмом для передачи знаний, информации и моральных ценностей. Истории способны воздействовать на наши эмоции потому, что слушатели сопереживают их героям.

Повествовательная форма эффективна при разборке кейсов, при проведении личных бесед, в симуляциях и учебных программах с ролевыми играми. Истории делают содержимое курса более запоминающимся потому, что добавляют реальные детали и переживания к этому содержимому.

9. Используйте эмоционально заряженные зрительные образы

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучениеКак приятные, так и тревожащие зрителя изображения вызывают физическую реакцию организма и воздействуют непосредственно на эмоциональные центры мозга, в отличие от нейтральных изображений. Известно, что изображения, на которых мы видим выражения лиц людей или выразительные жесты вызывают эмоциональную реакцию и одинаково воспринимаются представителями различных культур.

Когда это приемлемо с точки зрения учебного процесса, эмоционально насыщенные изображения являются эффективным способом возбудить любопытство, привлечь внимание, и вовлечь аудиторию в учебный процесс потому, что они пробуждают эмоции. Согласитесь, фотография в левом верхнем углу абзаца вызвала у вас эмоциональную реакцию.

10. Пробуждайте воспоминания

В своей книге «Эмоциональный дизайн: почему мы любим или ненавидим обычные вещи» ( Emotional Design: Why We Love (or Hate) Everyday Things ) Дональд Норман (Donald Norman) указывает, что у людей возникают эмоциональные связи с событиями и объектами, имеющими существенное значение. Это типично для всех людей потому, что такие вещи связаны с эмоциональными воспоминаниями. Вы можете сослаться на значимые личные воспоминания вашей аудитории, используя значимые для всех людей события или понятия, использовать аналогии и метафоры, чтобы помочь ученикам усвоить содержание курса. Воспоминания о детстве, пережитом страхе или разочаровании, семейных праздниках и романтической любви – все это возможные пути к достижению вашей цели.

Подытоживая все вышесказанное: воспринимайте ваших студентов как индивидуумов с богатой эмоциональной историей, которые вовсе не являются просто емкостями для хранения информации.

Источник

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

как эмоции влияют на обучение. Смотреть фото как эмоции влияют на обучение. Смотреть картинку как эмоции влияют на обучение. Картинка про как эмоции влияют на обучение. Фото как эмоции влияют на обучение

Влияние эмоций на результаты обучения

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства способны оказывать регулирующее и энергизирующее влияние как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления (интересы, потребности, мотивы и др.). В каждом познавательном процессе можно вычленить эмоциональную составляющую.

Следовательно, познавательная деятельность несколько тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность. Положительные эмоции закрепляют и эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия, возникающие в ходе выполнения учебных задач. При сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается. При этом возникает импульсивная непредсказуемость поведения.

Итак, нами было определено, что эмоции обусловливают динамические характеристики познавательных процессов: тонус, темп деятельности, настроенность на тот или иной уровень активности. Эмоции выделяют в познавательном образе цели и побуждают к соответствующим действиям.

Основные функции эмоций – оценка и побуждение. Известно, что действие эмоций может быть усиливающим (стеническим) или понижающим (астеническим). Эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим, к прошлым или к прогнозируемым ситуациям, к себе или выполняемым видам деятельности.

Необходимо отметить, что эмоциональная составляющая включена в учебную деятельность не в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, который влияет как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, персонализацией и другими показателями. Поэтому правильное соотношение эмоциональных и познавательных процессов в обучении приобретает особую значимость. Недооценка эмоциональных компонентов приводит к большому количеству затруднений и ошибок в организации процесса обучения. Эмоциональные факторы важны не только на начальных этапах обучения учащихся. Они сохраняют функцию регуляторов учебной деятельности и на последующих ступенях обучения.

Итак, экспериментально доказано, что восприятие словесного (вербального) и несловесного материала зависит от исходного эмоционального состояния обучаемых. Так, если учащийся приступает к выполнению задания в состоянии фрустрации, то у него обязательно возникают ошибки восприятия. Беспокойное, тревожное состояние перед экзаменами усиливает отрицательную оценку незнакомых людей. Замечено, что восприятие учащихся в большой степени зависит и от того, какое эмоциональное содержание несут воздействующие на них стимулы. Эмоционально насыщенная деятельность оказывается значительно эффективнее, чем эмоционально ненасыщенная. Эмоциональный фон выступает одним из значимых условий, влияющих на оценку положительных или индифферентных выражений лица.

Необходимо отметить, что человек способен оценить эмоциональные проявления не только взаимодействующих с ним людей, но и свои собственные. Эта оценка обычно совершается на когнитивном (осознанном) и на аффективном (эмоциональном) уровнях. Известно, что осознание собственного эмоционального состояния способствует развитию способности осознавать себя в целом, в совокупности своих свойств и качеств.

Следовательно, события, оцениваемые человеком как приятные или, наоборот, очень неприятные, запоминаются лучше, чем события индифферентные. Эта закономерность была подтверждена в экспериментах на запоминание бессмысленных слогов: если они сочетались с очень привлекательными (или непривлекательными) лицами на фотографиях, то запоминание было гораздо лучше, чем если на них были ничем не примечательные лица. При определении аффективной тональности слов было установлено, что слова способны вызывать приятные или неприятные ассоциации. «Эмоциональные» слова запоминались лучше, чем не эмоциональные. Если слова входили в эмоциональную фазу, то при воспроизведении их количество значительно увеличивалось. Доказано, что существует эффект селективного (избирательного) запоминания «эмоциональных» слов. Следовательно, слова имеют ценностный эмоциональный ранг.

Вместе с тем, в течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго «застревает» в памяти человека.

Итак, исследовались также влияния личностных особенностей учащихся на запоминание позитивного и негативного эмоционального материала. На воспроизведение эмоционально окрашенной информации влияет и исходное эмоциональное состояние человека. Внушенная временная депрессия» уменьшает воспроизведение приятной информации и увеличивает воспроизведение неприятной. Внушенное приподнятое настроение ведет к уменьшению воспроизведения негативных и увеличению позитивных событий. Изучалось также влияние настроения на запоминание слов, фраз, рассказов, эпизодов личной биографии. Зависимость запоминания изображений, слов, фраз, текстов от их эмоционального значения и от эмоционального состояния человека считается уже доказанным.

В работах В. В. Давыдова, посвященных развивающему обучению, показано, что эмоциональные процессы играют роль «механизмов эмоционального закрепления», образования аффективных комплексов.

Изучалось влияние эмоциональных состояний человека на процесс развития мышления. Оказалось, что никакое движение мыслительного процесса невозможно без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение задач. В хорошем настроении у человека наблюдается большее упорство, он решает большее количество задач, чем при нейтральном состоянии.

Формирование мышления обусловливают, прежде всего, интеллектуальные эмоции и чувства, которые возникают в процессе познавательной деятельности человека. Они включены не только в рациональное, но и чувственное познание человека.

Факт существования интеллектуальных эмоций признается еще со времен Платона, которым были выделены специфические умственные наслаждения. Вопрос функционирования интеллектуальных эмоций решался и Аристотелем, который считал интеллектуальную эмоцию удивления началом процесса познания. Уточнение функций интеллектуальных эмоций и чувств сделал Р. Декарт в труде «О страстях души». Именно он включил удивление в число шести основных страстей человека, отдавая ему первое место среди всех страстей. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления, которое, по его мнению, позволяет человеку замечать и обращать внимание на то, что раньше проходило мимо его сознания. Удивление имеет как побуждающую, так и ориентирующую функции. К числу интеллектуальных чувств Р. Декарт относил также сомнение, которое является основной частью мыслительного процесса. Он утверждал, что сомнение – мать истины.

Основой интеллектуальных эмоций и чувств признавались сознательные оценки «абсолютных достоинств вещей». Гамма эмоциональных проявлений достаточно широка. Так, Б. Спиноза к удивлению Платона и к сомнению Декарта добавил чувство уверенности, которое он рассматривал как чувство, противоположное сомнению. Уверенность – это удовлетворение, возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, причина сомнения которой исчезла.

К объяснению интеллектуальных чувств обращался И. Кант. Его, как и Платона, интересовало интеллектуальное чувство: «это такое возбуждение чувства, которое первоначально задерживает естественно игру мысли, значит бывает неприятным, но потом тем больше содействует приливу мысли и неожиданных представлений и поэтому становится приятным» ‘. Кант отмечал тормозящее и мобилизующее влияние чувства удивления на мыслительный процесс.

Позже появилось утверждение В. Дильтея о том, что человеку достаточно испытать чувство, чтобы он тотчас же приобрел знания о находящемся вне его мире. Он поставил переживание на место мышления. Однако сегодня ясно, что нельзя рассматривать интеллектуальные чувства в отрыве от мышления. Интеллектуальные чувства – это внутренние сигналы и побудители мыслительного процесса, но они отнюдь не заменяют мысль.

Как и другие эмоции интеллектуальные имеют внешнее проявление, отражаясь в мимике лица, в позах тела, в мелодике, динамике, темпе, тембре, ритме речи, т. е. в невербальном поведении. Органические и экспрессивные проявления интеллектуальных эмоций доказывают их сходство с другими эмоциями.

Интеллектуальные эмоции определяют как результат, так и процесс мыслительной деятельности. Вместе с тем они могут выполнять функцию предвосхищения по отношению к познавательным задачам. Можно также выделить регуляторную и ориентирующую функции эмоций, так как человек осуществляет эмоциональную оценку мыслительного процесса. Именно эмоциональная ориентировка позволяет выделить в мыслительной деятельности те моменты, которые имеют личностный смысл и отражают его связь с познавательными мотивами.

Интеллектуальные эмоции, выделяя значимые компоненты мышления, опосредуют реализацию побудительной функции познавательного мотива. Благодаря им в мыслительной деятельности выделяются те элементы, на которые направляются познавательные мотивы. Интеллектуальные эмоции по-разному соотносятся с познавательными мотивами и целями мыслительной деятельности. Сам факт возникновения интеллектуальных эмоций задается отношением хода мыслительной деятельности к познавательному мотиву. Познавательные цели, в свою очередь, обусловливают направленность интеллектуальных эмоций на определенные компоненты мыслительной деятельности.

В психологии предпринимаются попытки не только определить природу и функции интеллектуальных эмоций, классифицировать их, но и развести понятия эмоций и чувств: интеллектуальные эмоции – это эмоциональные процессы, имеющие ситуативный и индикаторный характер, а интеллектуальные чувства характеризуются большей устойчивостью эмоциональных переживаний.

К интеллектуальным эмоциям – относят те, которые как констатируют, так и предвосхищают успех или неуспех мыслительной деятельности. Они имеют специфическую модальность. Интеллектуальные эмоции возникают уже на первой фазе мыслительного процесса при формулировании проблемы. Чаще всего – это эмоция удивления. Она начинает функционировать в мыслительном процессе и презентирует в сознание еще неосознанные противоречия между старым и новым. Вместе с тем эмоция удивления – это конкретный механизм, опосредующий влияние познавательного мотива. Это позволяет осознать противопоставление, выбрать средства для его преодоления.

«На следующей фазе мыслительного процесса – фазе разрешения проблемы – возникают эмоциональные догадки, которые представляют собой эмоциональные оценки новых, еще неосознанных смысловых образований по их адекватности познавательному мотиву. Именно эмоция догадки сигнализирует о появлении нового смыслового образования и вызывает уверенность или сомнение в том, что мыслительная деятельность протекает правильно. Такие догадки, как следствие прошлого опыта человека, его знаний, позволяют проверить степень вероятности разрешения проблемы.

Следовательно, эмоции предвосхищают дальнейший ход мышления и осуществляют прогноз: возможно или нет решение проблемы. Когда возникает уверенность, человек начинает действовать более определенно и еще больше включается в мыслительный процесс. Сомнение и отрицательные эмоции сигнализируют о бесперспективности дальнейшего хода мыслительного процесса.

Существенное количество эмоций возникает на завершающей фазе мыслительного процесса, когда проверяется правильность решения. Именно с результатами мышления связано наибольшее число как положительных, так и отрицательных эмоций: радости, восторга, восхищения, чувства удовлетворения, облегчения или – неудовлетворения, разочарования, скепсиса, тревожности.

Каждая интеллектуальная эмоция может быть соотнесена с определенной фазой мыслительного процесса. Однако это соотношение не является жестким, так как любая эмоция может возникнуть на разных этапах процесса мышления. На определенной фазе та или иная эмоция выполняет свою основную функцию, а другие являются как бы вспомогательными. Например, удивление возникает на первой фазе мыслительного процесса при постановке проблемы, но может появиться и на последующих этапах (В. Л. Поплужный).

Благодаря механизму эмоционального подкрепления происходит повышение избирательности мыслительной деятельности человека, достигается успешность в решении не только отдельных мыслительных задач, но и познавательной деятельности в целом.

Диапазон интеллектуальных чувств расширил американский психолог Э. Титченер. Он отнес к ним чувства согласия и противоречия, легкости и трудности, истинности и ложности, уверенности и неуверенности. Как видно из этого перечня, к области интеллектуальных чувств отнесены только те, которые связаны с осознанием мыслительного акта.

К. Д. Ушинский считал, что интеллектуальные чувства вызываются течением мыслительного процесса с его остановками, тупиками и противоречиями. Ведущими чувствами, функционирующими на всех этапах мыслительного процесса, являются чувства сходства и различия. К этой же группе он относил умственное напряжение, ожидание, неожиданность, удивление, обман, сомнение, уверенность, неуверенность, контраст, успех, неуспех и др.

Следовательно, развитие интеллектуальных чувств рассматривал французский психолог Т. Рибо, в основу которого он положил инстинкт любопытства. Развитие интеллектуальных чувств, по его мнению, идет от первичного чувства изумления, возникающего у ребенка вследствие недостатка приспособления, к чувству эмоционального удивления, любопытства и заканчивается постановкой вопросов. Высшей стадией интеллектуальных эмоций являются страсти.

Необходимо сделать вывод, что переживание успеха делает человека более уверенным в своих силах и устойчивым по отношению к последующим нагрузкам. Кроме того, следует обратить внимание учащегося на то, что значительная цель создает позитивный эмоциональный фон, способствует высокой работоспособности и сопротивляемости организма в ходе ее достижения, позволяет сохранить их и в последующее время поставить перед собой еще более значимые цели. Переключение на очередную цель должно быть своевременным. Это предотвратит снижение работоспособности. Высокие цели становятся своеобразным щитом, удерживающим творчество и возможности человека на очень высоком уровне. Немаловажно, что постановка такого рода целей позволяет повысить авторитет и способствует персонализации личности и изменению ее социального статуса.

Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что эмоции напрямую влияют на работоспособность. Важно понимать, что положительные эмоции помогают нам, прежде всего в развитии и достижении поставленных целей. Начиная изучать, что то новое очень важно подходить к этому с положительными мыслями, так как они помогают нам. Отрицательные же, напротив, замедляют, а иногда и сделают невозможным достижение поставленных целей.

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978.

Лебедева, И.В., Шабанова Т.Л. Эмоциональное развитие в структуре формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов //Science and world. 2014.№7 (11). С. 109-111.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *