как гаджеты влияют на мозг человека
Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: в чем вред?
Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.
Содержание
Гаджеты и дети: мнение психолога
Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.
Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.
Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Гаджеты: риск аддикции?
Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.
Снижение фантазии и повышении тревоги
Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.
Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.
Вред для спины и зрения
Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.
Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.
Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?
Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.
С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.
Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.
Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.
Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.
«Цифровое слабоумие»: как гаджеты влияют на работу мозга
Еще в прошлом десятилетии ученые начали массово фиксировать у подростков забывчивость, нарушение внимания, неспособность понять, чего от тебя хотят. Специалисты связывают данные наблюдения с возросшим временем, которое школьники и подростки проводят за электронными устройствами, часть из них контактируют со своими телефонами, планшетами и ПК до 10-ти часов в день. По словам психолога Екатерины Тихоновой, у некоторых детей наблюдаются признаки, похожие на старческую деменцию. Об этом она рассказала в программе «Скрытые угрозы».
Но под влияние гаджетов попадают не только дети, но и взрослые. По мнению нейропсихолога Андрея Чистякова, «цифровое слабоумие», возникающее из-за злоупотребления интернетом, возникает от излишнего доверия информации в Сети и приводит к примитивности мышления.
Эксперт также отметил, что примитивная деятельность большинства людей в интернете может привести к деградации мозга и в дальнейшем человек уже будет не способен на более сложную умственную активность.
Множество ученых и специалистов солидарны в вопросе негативного влияния гаджетов. Так, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Андрей Курпатов уверен, что человечество столкнулось с не просто цифровой деменцией, а цифровым аутизмом – то есть утратой навыков общения. Данное последствие представляет угрозу уже не для отдельного человека, а для выживания всего вида.
Свое объяснение по теме деградации мозговой активности дал профессор Медицинской школы Университета Джорджа Вашингтона Маркус Рэйчел. По мнению американского специалиста, наш мозг работает в трех базовых режимах: потребление информации, ориентирование в ситуации и системное осмысление опыта. Чтобы включился третий режим нужно, чтобы отключились первые два, минимум, на 30 минут. Но если человек без конца потребляет контент, то режим системного анализа так и не включится.
Как формируется зависимость от гаджетов, и как этого избежать?
Смартфоны прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Они облегчают выполнение многих задач, дают возможность общаться без ограничений, учиться, открывать мир, но и одновременно вызывают опасную зависимость. Как и почему использование гаджетов взрослым, а тем более детям нужно ограничивать? Как длительное нахождение в смартфонах может влиять на ментальное здоровье?
Как и почему формируется зависимость?
В социальных сетях человека привлекает лёгкий развлекательный контент, осмысление которого не требует работы мозга. Иногда, это необходимо после напряжённого дня, чтобы переключиться и отвлечься от решения текущих проблем. Но с другой стороны, такого рода информация формирует зависимость и отрицательно влияет на течение мыслительных процессов, на их результативность и глубину.
Потребитель развлекательного контента видит яркие эмоциональные картинки и видео, просмотр которых не требует умственных усилий. Активное использование социальных сетей даёт ложное ощущение внутренней свободы и собственной значимости, общественное одобрение, когда каждое размещенное видео или фото собирает лайки.
Родители также могут провоцировать развитие зависимости от гаджетов у ребенка уже в раннем возрасте. Это происходит тогда, когда они во время еды ставят перед ним смартфон с мультиками. Ребенок ест, смотрит видео и не общается с мамой и папой.
Результат такого действия – формирование модели поведения «еда со смартфоном». Это чревато тем, что без гаджетов ребёнок не научится сосредотачиваться на процессе питания. В дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с усидчивостью, ему будет трудно читать и делать, не отвлекаясь, трудно будет довести дело до конца и развлекаться без смартфона.
Чем опасна зависимость от гаджетов?
Важно, чтобы во время уроков в школе и дома, рядом с ребенком не было гаджетов. Нужно сконцентрироваться на задании, прочитать, пересказать, решить, понять, но рядом лежащий гаджет не дает это сделать. Внимание постоянно переключается на него: хочется заглянуть и проверить, что там интересного.
Чтобы «на полную» запустить мыслительный процесс, сосредоточиться и осознать информацию, мозгу нужно 9-15 минут. Если отвлечься в этот момент, мыслительный процесс начнётся заново, и понадобится больше времени на обработку информации и поиск решения. Гаджет постоянно переключает внимание. Мозг не успевает усваивать информацию, его процесс прерывается и переключается на другое. В таких условиях трудно читать и учиться.
При постоянном просмотре развлекательного, лёгкого контента в социальных сетях у взрослого человека снижается качество мышления, а у ребёнка оно не может сформироваться. Вот почему ребенок, отвлекаясь на гаджеты, будет плохо усваивать даже самую качественную школьную программу с хорошими преподавателями и множеством часов.
Что делать?
Ограничить время использования смартфонов. Гаджет должен помогать, но не воровать время. Для этого взрослым необходимо самим выработать привычку не отвлекаться на телефон во время чтения и мыслительной деятельности. Важно, чтобы и у ребёнка, который делает уроки, не было гаджетов в поле зрения. Вместо социальных сетей тратьте время на чтение. Старайтесь читать каждый день и пересказывать прочитанное. Это тренирует мозг и является профилактикой деменции.
Для сохранения ментального здоровья важно вести здоровый образ жизни, способствующий укреплению иммунитета и снижающий риск развития заболеваний. ЗОЖ предполагает разумное использование гаджетов, отказ от табака и алкоголя, здоровое питание, регулярная физическая активность.
Читайте наши статьи
Как гаджеты меняют наш мозг: ТОП-8 изменений
Некоторые психологи уже давно подтвердили факт вмешательства технологий в наши мозговые процессы, тем не менее, они отдают им должное за способность комфортно обустроить нашу жизнь и освободить сознание для чего-то большего.
Другие же констатируют факт того, что технологии искалечили нашу концентрацию внимания, губят в нас творческое начало и делают нетерпеливыми, когда дело доходит до чего-либо без сенсорного управления и кнопок. В данном материале вы сможете примерить на себя 8 вновь приобретенных особенностей современного человека.
1. Синдром вибрации
Одна из теорий предполагает, что такие физические ощущения как зуд или позыв почесаться, теперь могут быть неправильно истолкованы нашим мозгом и приняты за вибрирующий телефон. В общем, что-то в нашем сознании срабатывает по-другому, чем всего несколько лет назад.
Впрочем, никого из респондентов, признавших присутствие у них фантомных вибраций, они сильно не беспокоят. Все неудобства лишь сводятся к тому, чтобы лишний раз достать телефон. Словом легчайшая форма паранойи современного человека.
2. Цветные сны
Влияние телевидения на нашу психику так велико, что может повлиять и на наши сны. В 2008 году в исследовании, проведенном, в Университете Данди в Шотландии обнаружили, что взрослые в возрасте старше 55 лет, которые выросли в семье с черно-белым телевизором, чаще всего видят черно-белые сны. Люди помладше, те, кто вырос уже в эпоху цветного телевидения, в свою очередь, уже чаще видят цветные сны. Американская психологическая ассоциация опубликовала большой отчет с аналогичными выводами на эту тему в 2011 году.
Впрочем, весь парадокс заключается в том, что судя по всему не повезло конкретному поколению. В исследованиях начала века указано, что люди в большинстве своем видели цветные сны, и только с появлением телевидения, которое первые 30 лет своего существования было черно-белым, картина начала меняться в сторону преобладания монохромных снов. В начале 60х, с появлением цвета на экранах сны снова стали цветными.
Боимся представить, что нас ждет в будущем, сны высокой четкости или в виде «гифок» и «коубов»?!
3. Страх упустить
Звучит, конечно, забавно, но исследователи определили эту фобию как: «смесь тревоги, неадекватности и раздражения, которая может возникнуть во время просмотра фрэндленты в социальных сетях», что же, весьма правдоподобно.
Конечно и раньше, задолго до facebook и Instagram, люди, которые решили провести субботний вечер с бокалом сухого и томиком Кафки, ощущали, что можно было бы провести вечер несколько иначе. Теперь же, не без помощи социальных сетей, это чувство усугубляется в сотни раз благодаря новостям о бушующих вечеринках коллег, туалетных луках лучшей подруги и бесконечных видео друзей, залпом выпивающих текилу. Даже если вы никогда бы в жизни не стали бы подобным образом развлекаться, вы все равно ловите себя на мысли, что: «Может я действительно, что-то пропускаю в этой жизни?» Это и есть страх упустить.
Самым наглядным примером, конечно, служат бесконечные посты с едой в Instagram, после которых ты чувствуешь, что все вокруг питаются как минимум салатом цезарь и мидиями, а ты до сих пор находишься на уровне пельменей и каши быстрого приготовления.
4. Мы стали меньше спать
В свою очередь, последние исследования неврологов показали, что свет излучаемый экраном ноутбука и других гаджетов может напрямую воздействовать на внутренние сигналы нашего тела и снотворные гормоны. Воздействие яркого света воспринимается мозгом, как продолжение светового дня. Потенциально это может иметь долгосрочные последствия для циркадных ритмов организма (внутренних часов). Как оказалось, наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Из-за этого, становится все труднее заснуть, особенно, когда человек в разгар ночи уже борется с бессонницей.
5. Развитые зрительные навыки
Недавнее исследование, опубликованное в 2013 году порталом sciencedaily, приводит данные о том, что опыт игры в шутеры от первого лица, такие как Call of Duty или Unreal Tournament, повышает скорость принятия решений и зрительные навыки. Во время игры в подобные шутеры мозг задействует по максимуму каналы восприятия, тем самым провоцирует игроков на спонтанные решения, основанные на визуальных сигналах, поступающих в мозг. За счет этого игроки повышают визуально-пространственные навыки внимания и способность анализировать обстановку вокруг них, намного лучше, чем к примеру игроки в Sims. Необходимость отслеживать несколько объектов одновременно и реагировать на серии быстро происходящих событий в игре, развивает сразу несколько параметров зрительной системы человека. Как выяснилось, в реальной жизни геймеры также лучше ощущают контраст между объектами при слабом освещении.
В свою очередь такие стратегии как Starcraft развивают когнитивную гибкость мозга, проще говоря, умение быстро переключаться между задачами, тем самым развивая столь широко обсуждаемую способность работать в многозадачном режиме. Данное заключение было особо заметно на людях пенсионного возраста, принявших участие в исследовании.
Но не спешите хвататься за клавиатуру и развивать зрительные навыки и реакцию. Увлечение «шутерами» имеет и побочные явления. В том же исследовании 2013 года ученые выявили, что игры, подобные Halo, снижают у игроков способность к самоконтролю и могут спровоцировать необоснованные вспышки агрессии в обычной жизни. Приобретенный в играх навык принятия мгновенных решений в «кризисных» ситуациях, подавляет умеренные реакции и импульсы мозга, отвечающие за проявление эмоций. Наблюдения определили склонность игроков к немедленной реакции, неоправданной враждебности и агрессии при возникновении конфликтных ситуаций в жизни. То, что вспышки насилия в последние 20 лет в американских школах совпали с бурным развитием компьютерных игр, косвенно лишь подтверждает данную теорию.
6. Память уже не та, как и концентрация внимания
Еще совсем недавно, умение выучить что-то наизусть считалось хорошим подспорьем для успешного обучения. Студенты должны были цитировать по памяти книги целыми главами. В сегодняшнем мире победившего google, когда практически любая информация у нас под рукой, мы не отягощаем себя запоминанием фактов, не говоря о уже том, чтобы держать в памяти целые книги. Зачем вам знать столицу Никарагуа, когда вы можете спросить об этом Siri?
В 2007 году неврологи опросили 3000 человек и обнаружили, что большинство молодых респондентов не помнят такую простую информацию, как день рождения родственников или даже собственный номер телефона. О днях рождениях им напоминает социальная сеть а все номера телефонов есть в смартфоне. Точно так же исследования показали, что калькуляторы стали использоваться для все более простых математических задач, по сравнению с предыдущими опросами. Некоторые люди, в свою очередь, даже по родному городу не могут перемещаются без помощи GPS. Ученые также выявили факт того, что социальные сети и интернет отрицательно воздействуют на концентрацию внимания. Для людей, зависимых от социальных сервисов в интернете, читать книги в течении длительного периода времени становится целым испытанием, они предпочитают бегло просматривать сразу несколько статей в интернете. Кстати из-за массы отличий, исследователи даже выделили чтение в интернете в отдельное понятие. Вместо слева направо, в интернете мы читаем сверху вниз, обращая внимание только на заголовки, гиперссылки, находящиеся в тексте, и те куски, которые выделены цветом. Желание объять необъятное и не тратить на это много времени не позволяет нам глубоко погрузиться в какую-либо серьезную задачу. Это явление в первую очередь может пагубно отразиться на школьниках, чей мозг особенно гибкий и, следовательно, не сможет развить навыки концентрации в должной степени.
7. Мы стали более креативными
Наконец мы добрались до однозначно положительного пункта. Одно из преимуществ, которое современные технологии привнесли в нашу жизнь, это то, что они упрощают творческое самовыражение как для профессионалов, так и для новичков. С тех пор как интернет стал рождать так называемый «когнитивный излишек», свободное время и возможности нашего мозга мы стали использовать только для того занятия, от которого получаем удовольствие. Те же социальные сети предлагают пользователям в дороге взаимодействовать сразу с текстом, фотографиями и видеороликами, а не просто смотреть телевизор. Они также способствуют культуре обмена информацией. Ведь современные пользователи все чаще стали чувствовать в себе силы не только потреблять, но и создавать информацию для общего пользования, будь то альбом во Flickr, отзыв на кинопоиске или статья в Википедии.
Провести этот самый триллион часов с пользой для самовыражения безусловно способствует и бурное развитие технологий, удешевившее многие устройства. Если те же зеркальные фотоаппараты стоили в свое время пару тысяч долларов и были доступны только профессионалам, то сейчас они доступны начиная с 500 долларов. Такое изменение цен привело к бурному росту увлечения фотографией: за последние 10 лет фотографий было сделано в несколько раз больше, чем со времен ее изобретения и эта цифра только растет. То же касается и других ранее сугубо профессиональных сфер деятельности, которые теперь доступны прямо у нас дома, такие как диджеинг, киносъемка и монтаж, наблюдение за звездами и т.д.
8. Мы становимся разборчивей
Как мы уже выяснили в предыдущем пункте, главным трендом последнего времени стало то, что большую часть информации в интернете создают сами пользователи. Проблема в том, что действительно талантливых людей от бурного развития технологий не прибавилось. Поэтому в практически бесцензурном и лишенном редактуры интернете полным-полно скучного, неинтересного, а то и просто отвратительного содержимого. У каждого пользователя вырабатывается внутренняя цензура, исходя из которой он формирует для себя черный список сайтов, информации которой он не доверяет. Многие студенты в свою очередь могут подтвердить, что поиски нужной информации для курсовой работы занимает сейчас уйму времени, приходиться просматривать десятки страниц предложенных поисковиком, отсеивая десятки либо безнадежно устаревших, либо откровенно недостоверных источников и любительских заметок, на которые невозможно сослаться. Наш мозг вынужден постоянно анализировать актуальность и достоверность той или иной информации в интернете, именно благодаря этому наша разборчивость так высоко развита.
Послесловие
Еще в прошлом веке великий Айзек Азимов предрекал наличие в каждой квартире компьютерной розетки, из которой можно будет получить ответ на любой вопрос. Вот уже как 20 лет человечество пользуется такой возможностью, практически забыв дорогу в библиотеку. К сожалению, все чаще для ответа на не самый сложный вопрос мы задумываемся о компьютере, а не о попытке напрячь извилины. Как вы боретесь с интернетгаджет-зависимостью? Как вы заставляете себя запоминать и помнить? Что делаете, чтобы не отвлекаться на входящие сообщения во время работы?
Делитесь в комментариях своими рецептами сохранения независимости от технологий.