как герострат сжег каменный храм
Герострат поджег храм Артемиды. Зачем?
Герострат сжег храм Артемиды в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский.
Пожар в храме был явным предзнаменованием того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её. Не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм.
Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.
Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.
Храм Артемиды. Источник: pinterest.com
Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.
Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.
Артемида. Источник: wikipedia.org
Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.
Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.
Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Преступление Герострата
Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.
Александр Македонский. Источник: wikipedia.org
Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.
Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.
Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.
Зачем на самом деле Герострат сжёг одно из чудес света — храм Артемиды
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Новорождённый был не кем иным, как будущим Александром Великим. Поджигателя звали Герострат. Храм, поджог которого был совершён, тоже являлся непростым. Это был один из величественнейших храмов на Земле, одно из семи чудес древнего мира — храм Артемиды в Эфесе. Сейчас это территория современной Турции, недалеко от города Сельчук.
Задолго до появления самого города Эфес, ещё за полторы тысячи лет до нашей эры, людские поселения в местности уже были. Племена, которые там жили, поклонялись Великой Матери. Когда территорию захватили ионийцы, культ им понравился, идея тоже. Они внесли некоторые изменения и культ трансформировался в почитание богини плодородия и охоты, Артемиды. Её просили о помощи в родах, о счастливом браке. У древних греков Артемида являлась покровительницей всего живого на Земле. Для своей великой богини греки и решили построить столь великолепный храм, который был сразу же внесён в список чудес света.
Колоссальное произведение архитектурного искусства и первое греческое строение из мрамора. Размеры здания впечатляли — оно занимало площадь равную двум современным спортивным стадионам. Колонны храма в высоту были чуть меньше сегодняшнего пятиэтажного дома. Они стояли в два ряда вдоль широкого церемониального прохода вокруг целлы, где находился алтарь богини Артемиды.
Средства на строительство этого храма пожертвовал легендарный лидийский царь Крез. Архитектурный проект был разработан Херсифроном. Он решил строить здание непременно из мрамора. По счастливой случайности его обнаружили неподалёку. Место под строительство выбрали тоже нестандартное. Из-за частых землетрясений в регионе, храм архитектор решил строить на болоте. Такая почва будет смягчать подземные толчки и защищать, таким образом, само здание. Под строение был вырыт огромный котлован, который засыпали углём и шерстью, а уже поверх построили фундамент.
Внутри храм Артемиды был дивно украшен резьбой, скульптурами и рельефами на стенах. Крышу декорировали мраморными плитами. Статуя богини была высечена из чёрного дерева и слоновой кости, фигуру инкрустировали драгоценными камнями и золотом.
Величественное строение было не только культурно-духовным центром, но и финансово-деловым. Тут был местный банк, управляли им жрецы. К сожалению, просуществовал чудный храм весьма недолго — всего двести лет.
Той ночью, когда всё королевство Македония праздновало появление на свет царского первенца, один скромный гражданин по имени Герострат решил увековечить своё имя в истории. Он вошёл в прекрасный храм и поджёг его. Тот полыхнул практически мгновенно, ведь внутри было много деревянной отделки, и сгорел до тла. Наутро всё, что осталось — это чёрные от огня колонны и тлеющие руины.
В своё время величественный храм пощадили даже жестокие персы, которые захватили Эфес парой десятилетий ранее. Древние греки считали, что Артемида лично защищает его. Но видимо в ту ночь богиня так отвлеклась на рождение Александра Македонского, что напрочь забыла о храме и не смогла его спасти.
Герострат был немедленно арестован. Всех интересовало только одно: зачем он это сделал? Согласно официальной версии Герострат сжёг храм, чтобы добыть себе вечную славу. Только вот признание он сделал под пытками. Так что можно ли этому верить? Если руководствоваться современными законами, то нет.
Власти казнили преступника и запретили кому-либо упоминать его имя. Многие указ соблюдали, но свидетель случившегося, историк Феопомп, упоминал Герострата в своих трудах. Потом личностью поджигателя заинтересовались другие летописцы. Так что если Герострат правда сделал это ради славы, то своего добился. Правда, слава эта своеобразная, тесно связанная с позором. Сейчас выражение «геростратова слава» употребляется исключительно в связи с постыдной известностью, с позором длиною в вечность.
Уничтожение храма огнём стало предзнаменованием того, что великому полководцу, Александру Македонскому, самой судьбой было предначертано завоевать Малую Азию. Ведь сама Артемида, наблюдая его рождение, пожертвовала собственным храмом.
Римский историк Валерий Максимус писал, что имя Герострата кануло бы в лету, если бы не гений красноречия Феопомп, вернувший его из тени небытия, и включивший в историю. Действительно, имя поджигателя написано во всех учебниках истории, а имена его судей давно забыты.
После этого кощунственного акта, греки построили на месте сожжённого ещё более великолепный храм. Сам Александр Македонский хотел спонсировать строительство, но при условии, что его имя будет запечатлено в надписях на храме. Ефесяне очень деликатно отказали великому полководцу, сказав, что «не годится, чтобы бог строил храмы в честь других богов». Тем не менее Александр Великий помог и его портрет, кисти Апеллеса, с молнией в руке, украсил одну из стен. Новый храм был весьма впечатляющим, краше прежнего и простоял на этот раз шестьсот лет. Его разрушили племена восточногерманских готов в 3 веке.
Гераклит, знаменитый древнегреческий философ и земляк Герострата, считал, что всё изменяется: невозможно дважды вступить в ту же реку, на входящего текут новые воды. Так и жизнь человеческая постоянно изменяется, но изменения эти происходят в результате борьбы. Всё в мире циклично, огонь есть всему и начало, и конец.
Конечно, вряд ли мы когда-нибудь узнаем зачем на самом деле Герострат сжёг храм Артемиды. Великий Сальвадор Дали однажды сказал: „Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать её.“
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Герострат и слава Герострата: сожжение храма Артемиды Эфесской и история выражения
Забыть Герострата: сожжение храма Артемиды Эфесской
В греческом городе Эфесе в Малой Азии стоял великолепный храм Артемиды Эфесской. В 356 году до н.э. местный житель по имени Герострат (Ἡρόστρατος) поджег храм, и тот сгорел дотла.
Под пыткой Герострат признался, что уничтожил храм, желая таким способом прославиться. Тогда безумца казнили и велели предать вечному забвению: суд под страхом смерти запретил произносить и записывать его имя.
Следующее желание славы соединено со святотатством. Ибо нашелся такой человек, которой для того вознамерился сжечь храм Дианны Ефесской, чтоб погублением оного наипрекраснейшего здания имя его известно сделалось во всем свете: которое впрочем неистовство мыслей показал он в пытке. Однако Ефесцы весьма разумно поступили в сем деле, истребив память того негоднейшего человека определением нарочным: которое конечно бы и погибло, ежели бы Феопомп по великому своему красноречию и разуму не внес оного в своих повествованиях.
Валерий Максим. « Достопамятные деяния и изречения » (Перевод Ивана Алексеева, 1772 год)
Герострат и слава Герострата. Примеры употребления
Холоп венчанного солдата,
Благодари свою судьбу:
Ты стоишь лавров Герострата
И смерти немца Коцебу.
А.С. Пушкин. Эпиграмма на Стурдзу
О Потапенке ходят самые гнусные рассказы, кои по гнусности я и передавать не стану. Вообще мы стали популярны геростратически.
Александр Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову
Он в ту пору был еще антимилитаристом и геростратовской славы создателя сверхоружия вовсе не жаждал.
Д.С. Данин. «Нильс Бор
Теляковский жадно накидывается на всякого, кто награжден шумом рекламы и славы, хотя бы геростратовой, вроде г. Мейерхольда…
Юрий Елагин. «Темный гений»
Неудивительно после этого, что при жизни Александра I истинный поджигатель Москвы Ростопчин отпирался от славы русского Герострата.
Александр Архангельский. «Александр I»
Вообразите: эфесский храм сгорел только по недосмотру пожарной службы, и чтобы это скрыть, сочиняют версию о поджоге, с запретом называть имя поджигателя. Такой версии обеспечен успех.
М.Л. Гаспаров. «Записи и выписки»
Герострат и развод
Имя Герострата стало нарицательным.
Чувак жил в Эфесе и так хотел прославиться, что сжёг храм Артемиды и вошёл в историю.
Примечательно, что Герострат это первый в истории случай эффекта Стрейзанд, его имя приговорили подвергнуть забвению, но получилось в точности до наоборот.
Когда я был в Эфесе и ездил смотреть на колонну на месте храма, я разговорился с гидом-турком, который рассказал мне своё видение ситуации, которое неоднократно обсуждал со своими коллегами и вообще оно у них доминирующее.
Вот, кстати фото, как храм выглядит сейчас, скачал из вики, но видел это своими глазами
Фактически храм Артемиды это офис крупного регионального банка с деньгохранилищем. Размеры этого офиса 600 на 400 метров.
И вот пастушок Герострат каким-то Макаром ночью проникает под крышу этого банка с изрядным запасом оливкового масла, которого хватило, чтобы облить деревянные балки по периметру храма. Периметр математически составляет пару километров, либо этот пастушок терминатор и таскал на себе сотню литров масла, либо деревяшки кто-то заботливо пропитал до него.
Храм сгорает, общак исчезает в пожаре, а руководству этого предприятия выделяют бюджет и сбор пожертвований на строительство нового храма, который они успешно реализуют и осваивают, храм вышел краше прежнего. Пастушка Герострата, сданного жрецами, долго пытают и ликвидируют, приговорив к забвению.
Итого: храм банк восстановлен, вклады сгорели, жрецы получили двойной профит, а виноватым под пытками назначили пастушка Герострата, чьё имя попробовали забанить.
В этой истории через века видно, что для обывателей эффект Стрейзанд оказался в этой истории куда занимательнее, чем явные бенефициары этого сжигания. Мастерски жрецы отработали, на века все обставили как надо. Об этом даже не особо пишут в учебниках истории, но только хитрые турки мотают на Ус их опыт.
По поводу эффекта Стрейзанд слышал такой анекдот:
А я читал, что на самом деле поджигателя звали иначе, но специально распространяли другое имя, чтобы изначальное уж точно забыли.
Ответ на волшебный вопрос «Кому выгодно?» во все времена расставляет точки над i. )
Размеры этого офиса 600 на 400 метров.
С какого потолка или из какого пальца взяты такие цифры? Герострат сжёг второй храм, построенный на этом месте. Та же википедия утверждает:
Согласно проекту, здание храма имело 115 метров в длину и 46 метров в ширину
Третий храм был больше второго; 137 метров в длину, 69 метров в ширину и 18 метров в высоту.
пастушок Герострат каким-то Макаром ночью проникает под крышу этого банка с изрядным запасом оливкового масла, которого хватило, чтобы облить деревянные балки по периметру храма. Периметр математически составляет пару километров, либо этот пастушок терминатор и таскал на себе сотню литров масла, либо деревяшки кто-то заботливо пропитал до него.
Фактически храм Артемиды это офис крупного регионального банка с деньгохранилищем. Размеры этого офиса 600 на 400 метров.
Пупок то у древних не развязался бы от такого строительства?
На Яндекс карте размеры 100 на 50
Может, он этому банку денег был должен? Вот и спалил.
Минута славы в античности или как прославиться в Древней Греции (метод Герострата)
В древности не было пиар-менеджеров и люди прославлялись кто как мог. Кто то шёл в политику, кто то ораторствовал, иные шли в полководцы. Но что делать если ты слаб и тщедушен, жутко заикаешься, картавишь и интеллектом можешь блистать только среди шимпанзе? Для одного такого человека (в присутствии первых двух черт я не уверен) по имени Герострат ответ на вопрос «как прославиться на тысячелетия?» был очевиден: он решил уничтожить что-нибудь великое. Но что и как? Войска под его началом не было, да и силой он особо не выделялся. Но на его счастье (только на его) в его городе, Эфесе, был построен замечательный храм, одно из чудес света, а именно Храм Артемиды. Давайте сделаем лирическое отступление для того, чтобы описать его и понять НАСКОЛЬКО Герострат мог прославиться, уничтожив его.
Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:
середины VII века до н. э.
небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16 х 31 м.
В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н.э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).
Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.
Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.
Ширина храма Артемиды была 52 метра, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.
Правда слава была весьма сомнительная.
Выражение «геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».
И ещё, этот случай один из первых так называемых эффектов Стрейзанд (англ. Streisand effect) — феномен, выражающийся в том, что попытка удалить определённую информацию приводит лишь к её более широкому распространению, часто (но не всегда) посредством сети Интернет (не в нашем случае). К примеру, попытка ограничения доступа к фотографии, файлу, тексту или числу (например, юридическими методами) приводит к дублированию данной информации на других серверах, появлению её в файлообменных сетях или иному тиражированию и распространению (для Герострата это были письменные источники разных историков, философов и ораторов).
Впрочем, Храм Артемиды воскрес. К началу III в. до н. э. он был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового храма выделил Александр Македонский (видимо почувствовал вину за то что именно в его день рождения сожгли чудо света и решил сделать из траурного дня праздничный, а то как то кисло выглядели горожане в его день рождения). Архитектор Александр Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.
Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.
В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.
Всё что осталось от некогда великого храма, одного из чудес света (передний план колонна).
Спасибо за внимание! Надеюсь, Вам было так же интересно, как и мне!=)