как мозг расшифровывает сигналы поступающие по разным каналам
Как мозг расшифровывает сигналы поступающие по разным каналам
16. Реакция внимания связана со степенью…………… или….. стимула (события или объекта).
17. Выбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от………. и….. самого субъекта.
18. По-видимому, в мозгу существует какой-то…… который ограничивает способность мозга улавливать сигналы, поступающие по разным входным каналам.
19. Предел чувствительности каждого из органов чувств, за которым не может произойти их…… называется………
20. Порог восприятия зависит от уровня….. мозга, а также от….. субъекта к сигналу, который превысил….. порог.
21. Зона, расположенная между физиологическим порогом и порогом восприятия, называется….. зоной.
22……… состоит в повышении порога для сигналов, оцениваемых центрами мозга как…..
23….. восприятие, по-видимому, позволяет организму так реагировать на поступающие сигналы, как он не смог бы отреагировать, если бы они были восприняты на уровне…..
24. По мнению некоторых ученых….. восприятие является нормальной способностью, которой, возможно, в….. форме обладает каждый из нас.
25. Сенсорная изоляция очень быстро вызывает появление….. в ЭЭГ, а также всевозможные….. и…..
Верно или неверно?
1. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограниченна.
2. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта.
3. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.
4. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.
5. Наше стереоскопическое видение мира перестает зависеть от бинокулярного зрения, если предметы удалены от нас более чем на 15 метров.
6. Сенсорная адаптация и привыкание — явления, происходящие на уровне рецепторов.
7. Чаще всего мозг оказывается способным сознательно расшифровывать сигналы, поступающие по разным каналам.
8. Порог восприятия гораздо менее постоянен, чем физиологический порог.
9. Перцептивную бдительность можно объяснить повышением порога восприятия.
10. Проявления подпорогового восприятия были неопровержимо доказаны.
11. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как законный предмет научного исследования.
12. Последние эксперименты подтвердили наличие патологических эффектов при сенсорной изоляции.
Выбрать правильный ответ
1. Функции рецепторов
а) характерны для каждого вида живых существ;
б) зависят от уровня развития мозга;
в) одинаковы у всех видов;
г) наиболее развиты у человека.
2. Органы чувств ребенка начинают функционировать
а) у большинства до рождения;
б) с момента рождения;
в) в первые недели после рождения;
г) на втором месяце после рождения.
3. Наше восприятие мира связано
а) с культурой, к которой мы принадлежим;
г) Всеэти ответы верны.
4. По мнению представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более
г) Все ответы верны.
5. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится
а) дополнить плохо очерченный контур;
б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;
в) сгруппировать сходные элементы.
г) Все ответы верны.
6. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип
7. Бинокулярное зрение
а) позволяет воспринимать глубину;
б) неэффективно на расстояниях более 15 метров;
в) может быть заменено монокулярными признаками.
г) Все ответы верны.
8. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен
а) постоянно осуществлять коррекции;
б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы;
в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения.
г) Ни один из ответов не верен.
9. Эффект параллакса
а) позволяет оценивать расположение удаленных предметов;
б) служит одним из монокулярных признаков глубины;
РЕЖИМ МНОГОЗАДАЧНОСТИ. КАК МОЗГ КОДИРУЕТ СИГНАЛЫ?
Как нейронам мозга удается одновременно обрабатывать несколько входящих сигналов?
В информационных технологиях и системах связи существует понятие мультиплексирование (то есть передача нескольких потоков данных с меньшей скоростью и пропускной способностью по одному и тому же каналу). Открытие, что и наш мозг с его нейронами, обладает аналогичными возможностями и способностями, сделали ученые Center for Cognitive Neuroscience при Duke University (Великобритания), представив «стратегию мозга» летом 2018 года на официальном сайте университета и в Nature Communications.
Согласно новым данным, клетки мозга способны обрабатывать несколько сигналов одновременно, быстро переключаясь с одного на другой. В своих экспериментах нейробиологи изучали реакцию обезьян на звуковые сигналы. «Вопрос, который мы поставили перед собой — как нейроны сохраняют информацию о двух разных стимулах одновременно?» — рассказала одна из авторов работы, профессор кафедры Психологии и неврологии Jennifer Groh.
Оказалось, что один и тот же нейрон может кодировать информацию из двух различных источников, переключаясь между сигналом, связанным с одним звуком, и сигналом, связанным с другим звуком. В предыдущих исследованиях специалисты изучали, как нейроны воспринимают отдельные сигналы, скажем, звук или изображение. Однако такой подход имеет некоторые ограничения и не учитывает сложность реального мира, ведь наш мозг постоянно реагирует на несколько «раздражителей». Например, человек способен поддерживать разговор с собеседником и при этом слышать фоновую музыку, может выявить отельный звук цикады на фоне целой симфонии оркестра насекомых в лесу и прочее. В новой работе ученые выяснили, что в один период времени каждый конкретный нейрон реагирует на один стимул, а в другой период – на другой. И эти временные отрезки очень быстро чередуются. Результаты объясняют, как мозг обрабатывает сложную информацию из окружающего нас мира, а также могут дать представление о некоторых наших ограничениях восприятия и ограничениях когнитивных функций, развитии нарушений, конечности нашей способности работать в режиме многозадачности.
«Было не ясно, как осуществляется переход от одиночного нейрона, кодирующего отдельные объекты, к нейронам, кодирующим несколько объектов. Мы сделали промежуточный шаг, рассмотрев, как нейроны кодируют небольшие группы объектов», — поясняет научный сотрудник исследовательской команды Valeria Caruso. Исследования с одиночными нейронами показали, что многие сенсорные нейроны широко настроены, что означает, что каждый из них способен реагировать на звуки в диапазоне различных частот. Например, те же нейроны, которые запускаются голосом близкого человека, также могут запускаться нотами ваших любимых мелодий. «Если я — нейрон, и способна среагировать как на изображение подушки, так и на кровать, на которой она лежит, то как мозг разбирается и определяет, что и подушка и кровать присутствуют вместе или в наличии только одно? В этом мы пытались разобраться».
При проведении экспериментов испытуемых животных помещали в тёмную комнату и обучали смотреть в направлении звуков, которые они слышали. При этом учёные включали либо один, либо два звуковых сигнала. Во втором случае использовались звуки разных частот, исходивших из разных мест. Наблюдения показали, что при одновременном включении 2 звуков приматы сначала смотрели в направлении одного источника, затем – другого. Другими словами, они различали эти звуки и понимали, что исходят они не из одного источника. Чтобы понять, что в это время происходит в мозге обезьян, и отследить активность нейронов, исследователи использовали электроды, подключенные к определенной области мозга — нижнему двухолмию (этот участок мозга является ключевым отрезком так называемого «слухового пути»). В ходе экспериментов измерялись пики нейронной электрической активности, отслеживались реакции отдельных клеток как на одиночные звуки, так и на их комбинацию. Команда применила комбинацию передовых статистических методов анализа.
Оказалось, что каждый конкретный нейрон реагировал на один звук с одной скоростью, а на второй – с другой. Когда же звуки воспроизводились одновременно, нейрон действительно переключал своё «внимание» с одного звука на другой, при этом чередовалась и скорость реакции. В одних случаях на обработку сигнала уходило буквально доля секунды, в других чуть переключение осуществлялось медленнее.
Команда повторила статистический анализ данных экспериментов, проведенных профессором неврологии и поведения в университете The Rockefeller University, в экспериментах которого исследовалась частота срабатывания одиночных нейронов в визуальной области коры мозга в ответ на изображения одного лица или двух лиц. Анализ выявил идентичную схему переключения.
Результаты приоткрывают тайну и дают подсказки по ситуации, когда мозг должен выполнять больше 1 задачи за один раз с ограниченным набором нейронов. Например, наша рабочая память — количество вещей, которые мы можем держать в уме одновременно ограничена примерно 5-7 предметами. Хотя выполненные эксперименты напрямую не проверяют рабочую память, исследователи считают, что дальнейшая работа поможет объяснить эти ограничения. «Наша система рабочей памяти довольно ограничена, и никто не знает и не может объяснить — почему? Возможно, этот предел возникает из-за некоторого циклического поведения, когда вы кодируете одну вещь за раз, и в течение определенного периода времени количество вещей, которые вы можете представлять, зависит от того, как долго вам нужно представлять каждую из них, и как быстро вы можете переключиться».
Источник: Duke Today / Neurons can carry more than one signal at a time
Nature Communications / Single neurons may encode simultaneous stimuli by switching between activity patterns
О моделировании психических процессов
Обработка информации человеческим мозгом
При всем многообразии внешних условий, в которых живет человек, существует лишь один доказанный путь информационного воздействия окружающей среды на его центральную нервную систему: внешняя информация поступает в мозг через органы чувств.
В органах чувств происходит перекодирование информации: специфическая энергия раздражителя преобразуется в нервные импульсы. Нервный импульс представляет собой электрохимический процесс, и нет оснований думать, что импульс, который передается в мозг по зрительному нерву, чем-то отличается от импульса, который идет по слуховому или осязательному путям. Импульсы одинаковы не только по своей физико-химической природе, но и по величине (амплитуде). Для передачи информации любой степени сложности из органов чувств в мозг используется различная частота импульсов. В терминах теории информации это означает, что в нервной системе используется импульсный код с частотной модуляцией.
Кроме частоты импульсов для передачи информации используется еще и топологическое представительство органов чувств в коре головного мозга: импульсы с периферии не просто направляются в мозг, но адресуются в его определенные участки, например, импульсы от органа зрения идут в затылочные доли, от органов слуха — в височные и т. д. Это позволяет от разных датчиков (органов чувств) передавать одинаковые сигналы (импульсы), а различие информации обеспечивается самим фактом передачи по различным каналам.
Импульсы, поступающие в мозг, подвергаются обработке — происходит их пространственная в временная суммация в высших отделах мозга. Это и есть физиологическая основа формирования образов и идей, являющихся отражением реального мира. Как же примирить это свойство с тем хорошо известным фактом, что один и тот же человек в разное время из одних и тех же посылок может делать иногда прямо противоположные выводы? Очевидно процесс обработки информации мозгом, будучи частью объективного процесса отражения, является в тоже время и глубоко субъективным процессом. Нам кажется, что одним из ключей к пониманию (а не только словесному признанию) этого диалектического противоречия может служить выдвинутая Н. М. Амосовым гипотеза о программах познавательной деятельности человека. Кроме чисто интеллектуальных программ познания мира существуют и эмоциональные программы, связанные с физиологическими центрами, регулирующими основные физиологические влечения и инстинкты человека, — голод, половое влечение, защитные реакции. Любая информация, воспринятая органами чувств (рецепторами) человека, передается в мозг и возбуждает эти эмоциональные центры — в большей или меньшей степени, подчас едва заметно. (Термин «центр» надо понимать не в анатомическом, а в функционально-динамическом смысле.) Это, так сказать, эмоциональный аккомпанемент, который сопровождает любую передачу информации в центральную нервную систему. Когда сигналы информации достигают высших отделов мозга, где происходит их пространственно-временная интеграция, то в тоже отделы параллельно с ними поступают импульсы от эмоциональных центров, несущие информацию об основных интересах и потребностях организма, сквозь призму которых преломляется внешняя информация.
Таким образом, обработка информации мозгом осуществляется как взаимодействие двух основных программ — интеллектуальной и эмоциональной. При таком подхода становится ясным, почему у разных людей (и у одного человека в разное время) одна и та же входная информация после переработки преобразуется в противоположные по содержанию информационные выходы: эмоциональная программа существенно влияет на полученные результаты.
Взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной программ протекает далеко не просто. Промежуточные результаты обработки информации могут оказывать обратное влияние на развитие эмоций и видоизменять эмоциональные программы. А это в свою очередь сказывается па осуществлении интеллектуальных программ: взаимодействие по типу обратной связи.
Может произойти диссоциация, расхождение этих программ — потеря четкости их взаимодействия. Вероятно, такое расхождение лежит в основе некоторых психических расстройств. Возможны и преднамеренные волевые усилия с целью отрыва этих программ друг от друга и высвобождения интеллектуальной программы из-под влияния эмоций.
Представление о взаимодействии интеллектуальной и эмоциональной программ как физиологической основе познавательной деятельности человека заслуживает внимания прежде всего потому, что оно может оказаться плодотворным в области кибернетики, которая занимается моделированием психических функций человека.
В связи с этим возникает ряд интересных вопросов. Во-первых, нужно выяснить конкретный механизм взаимодействия обеих программ. Не менее важен вопрос о преобладающей роли той или иной программы у разных людей и в разных ситуациях. Впервые на это обстоятельство указал И. П. Павлов, выделив два основных типа высшей нервной деятельности человека — мыслительный и художественный:
«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».
Вот отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир», описывающий чувства Андрея Волконского, приехавшего в австрийскую штаб-квартиру с донесением о первом успехе Кутузова против французов в неудачной кампании 1807 года:
«Флигель-адъютант своею изысканной учтивостью, казалось, хотел оградить себя от попыток фамильярность русского адъютанта. Радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. Он почувствовал себя оскорбленным, и чувство оскорбления перешло в то же время незаметно для него самого в чувство презрения, ни на чем не основанного. Находчивый же ум в то же мгновение подсказал ему ту точку зрения, с которой он имел право презирать и адъютанта и военного министра».
Как видим, эмоциональная обработка информации «опережала» интеллектуальную. Обычно у человека результатом такай обработки является смутное предчувствие, безотчетная тревога, необъяснимое недоверие, как будто бы необоснованная антипатия и т. д. В этом отношении чрезвычайно показателен эпизод из романа Дж. Стейнбека «Зима тревоги нашей». Кассир банка Джой Морфи предчувствует, что готовится ограбление, и даже включил специальную сигнализацию. Никакой мистики в этом нет. Просто Итен Хоули всем своим поведением и тематикой разговоров (включая и смысл и интонация) наталкивал его на это, давая соответствующую информацию. Обработка ее не позволила кассиру точно сформулировать евои опасения, но у него появилось чувство тревоги, ожидание опасности, которое отразилось на его поведении. Предчувствие не было внушено ему свыше, а возникло как результат преимущественно эмоциональной обработки воспринятой информации.
Можно предположить, что у некоторых людей обработка информации, как правило, происходит со «смещением акцентов»: центр тяжести может смещаться в сторону обработки эмоционального компонента. Нам кажется, что такую схему можно прямо связать с тем, что принято именовать художественным восприятием действительности.
Это не значит, что «смещение акцентов» есть отклонение от нормы. С точки зрения художника, дело обстоит как раз наоборот: интеллектуальная обработка может казаться ему «смещением акцентов». На самом же деле это два варианта нормы, два крайних типа. Между ними находятся переходные, промежуточные варианты, к которым принадлежит большинство людей. Художественное познание мира не только эмоционально, но и интеллектуально.
Ведь мыслительный и художественный типы — это типы корковой деятельности.
О силе художественного постижения действительности писал более 100 лет назад Н. А. Добролюбов:
«В литературе, впрочем, явилось до сих пор несколько деятелей, которые стояли так высоко, что их не превзойдут ни практические деятели, ни люди чистой науки. Эти писатели были одарены так богато природою, что умели как бы по инстинкту приблизиться к естественным понятиям и стремлениям, которые еще только искали современные им философы с помощью строгой науки. Мало того: истины, которые философы только предугадывали в теории, гениальные писатели умели схватывать в жизни и изображать в действительности… Таков был Шекспир». Н. А. Добролюбов подчеркивает важную особенность художественного познания: оно позволяет получать результаты, еще недоступные научному анализу.
33 С. Михоэлс, Статьи, беседы, речи. М, «Искусство», 1964, стр. 335.
34 «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», т 1, М., «Искусство», 1957, стр. 11–12.
В 1905 году Альберт Эйнштейн опубликовал специальную теорию относительности. Одним из следствий этой теории является так называемый «парадокс часов». Поясним сущность этого парадокса мысленным примером. Представим себе, что с Земли в сторону Альдебарана летит космический корабль со скоростью, близкой к скорости света. Расстояние до Альдебарана — примерно 50 световых лет. Дорога туда и обратно займет, следовательно, 100 лет, — по нашим земным часам. Но на ракете все процессы будут протекать медленнее, и космонавтам покажется, что путешествие продолжалось значительно меньше, скажем, 10 лет. Именно таковы будут показания хронометров космического корабля и темп старения его экипажа. Вернувшись на Землю, обитатели ракеты едва ли застанут в живых кого-либо из своих сверстников.
Этот «парадокс часов» сейчас известен каждому школьнику: о нем много написано и в научно-популярной и в фантастической литературе.
Но немногие знают, что за год до опубликования теории Эйнштейна, в 1904 году, Александр Блок в стихотворении «Моей матери» сжато и точно описал этот парадокс:
Нам казалось: мы кратко блуждали.
Нет, мы прожили долгие жизни…
Возвратились — и нас не узнали,
И не встретили в милой отчизне.
Каким образом удалось поэту предвосхитить одно из величайших открытий науки? Или это случайное совпадение?
В подтверждение высказанных предположений сошлемся на слова А. М. Горького — человека, сочетавшего громадный талант художника с энциклопедической образованностью. Вот что он писал о художественном познании действительности:
35 М. Горький, Собрание сочинений в 30-ти томах, т. 24, Гослитиздат, стр. 468.
36 Герман Гельмгольц, Об отношении естествознания к системе наук вообще. Популярные научные статьи Г. Гельмгольца, Спб., 1866, стр. 18–19.
Чтобы лучше понять общность и отличия научного и художественного мышления, надо сперва ответить на вопрос — а что такое мышление?
Философы утверждают, что мышление — это обобщенное отражение действительности человеческим мозгом.
Физиологи предпочитают другую формулировку — мышление есть психическое проявление высшей нервной деятельности.
Психиатры говорят, что мышление — это интеллект в действии. Пожалуй, наиболее удачным, следует признать функциональное определение: мышление есть процесс обработки информации с отбором ее и с повышением кода (то есть степени абстракции).
Мышление не всегда осознается; процессы обработки информации мозгом могут в определенные моменты протекать вне сознательного контроля. Это так называемое подсознательное мышление лежит в основе неосознанного опыта, который принято именовать интуицией. Любое событие, происходящее вовне и воспринятое человеком, отражается, то есть моделируется, в его мозгу в виде нейронной структуры — модели. Модель — это совокупность нервных клеток и их связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу. Формирование нейронной модели отвечает тому, что в логике и психологии называют представлением… Если создается модель, отражающая одно какое-то свойство, присущее многим объектам, — то это соответствует формированию понятия.
Последовательная активация моделей, движение возбуждения и переход его с модели на модель — это материальный базис процесса мышления.
Схематически можно представить себе каждую модель в трех основных состояниях: возбужденном, субвозбужденном и невозбужденном.
Модель не возбуждена — это значит, что активность ее (энергетический уровень) минимальна. Она находится в долговременной памяти, и лишь в самой незначительной степени взаимодействует с другими моделями.
Модель находится в состоянии субвозбуждения — это означает ее высокую готовность перейти в возбужденное состояние, а также более активное взаимодействие с другими моделями и текущим опытом. Из числа субвозбужденных моделей отбираются те, которые будут возбуждены в следующий момент времени.
«Субвозбуждение», или возбуждение модели на неполном энергетическом уровне, есть, по-видимому, материальный базис подсознания.
Возбужденных моделей значительно меньше, чем моделей субвозбужденных. Их энергетический уровень наиболее высок — это те модели, которые находятся в сфере сознания.
В сознании может проходить лишь одна нить ассоциаций, то есть лишь один поток информации. Ассоциативные связи в подсознании гораздо многообразнее, шире и богаче.
Переход модели из подсознания в сознание, то есть на более высокий уровень возбуждения, связан в первую очередь с эмоциональным подкреплением, которое в значительной мере предопределяет ход ассоциативного процесса.
Одна из особенностей художественного творчества — построение корковых моделей в условиях большого дефицита информации. Но и научное творчество связано с таким построением. По-видимому, это особенность любого творческого процесса. Разница в том, что интуитивный вывод ученого может быть впоследствии переведен на язык строгой логики (экспериментальное обоснование гипотез и теорий), а художественное прозрение, как правило, не переводится на язык логической аргументации. Поэтому для изучения процесса художественного творчества вдвойне важно знание законов подсознательного мышления. Эти законы объективны, и в принципе не должны отличаться от законов осознанного мышления. Но есть и специфика; мы укажем на три особенности подсознательного мышления.
1. Скорость обработки информации в подсознании намного ниже. Это утверждение не является очевидным, потому что повседневный опыт как будто бы противоречит ему. Подсознательные умозаключения кажутся иногда молниеносными. Но эта молниеносность относится не к скорости обработки информации, а к скорости перехода нейронной модели из подсознания в сферу сознания. Этот переход, действительно, осуществляется мгновенно. Но ему предшествует длительная и медленная обработка информации на подсознательном уровне, длящаяся иногда месяцы и годы.
2. B подсознании возможна одновременная обработка нескольких параллельных потоков информации. Это весьма существенное обстоятельство, ибо при этом значительно шире и разнообразнее круг возникающих ассоциаций и аналогий, которые могут стать толчком и источником новых неожиданных решений.
3. Подсознательное мышление более подвержено влиянию эмоций и чувств.
Теперь естественно задать вопрос. Если подсознание столь существенный элемент творческого процесса, то почему нейрофизиологи так мало изучают его? Причина прежде всего в том, что нет хороших методик, вернее, их мало.
Из существующих работ нужно упомянуть исследования школы Быкова по восприятию раздражений из собственных внутренних органов. В опытах удалось показать, что на неощущаемые допороговые раздражения из внутренних органов могут формироваться условные рефлексы. Предполагается, что эти раздражения доходят до коры, но энергетический уровень их низок, и они не превращаются в ощущения, а анализируются без участия сознания. Это допороговые импульсы. Их можно учесть количественно. Они хотя и слабы, но, постепенно накапливаясь, могут полностью подчинить себе поведение. Особенно ярко это проявляется при выключении внешних раздражителей (во сне, например, когда содержание сновидений в большой мере определяется импульсами из желудка, мочевого пузыря и т. д.).
Но физиологическая основа подсознательного не сводится к импульсам из внутренних органов — она сложнее и многообразнее. В подсознании взаимодействуют потоки внутренней и внешней информации. Исследование подсознательного восприятия внешней информации проводил Г. В. Гершуни. Он пользовался слуховыми раздражителями допороговой величины и вырабатывал условные рефлексы на них. Оказалось, что условные рефлексы могут формироваться на неощущаемый, «неслышимый» звук. Такой условный рефлекс Гершуни трактует как неосознанную психическую реакцию. Сам факт образования условных рефлексов на неощущаемые раздражения делает — в приложении к человеку — вполне реальным допущение о существовании интуитивного мышления, когда в сознании всплывает мысль, предварительно сложившаяся в подсознании.
Применялись и другие модификации этого метода — кратковременные экспозиции рисунков, вкрапление кинокадров, тематически не связанных с фильмом, и т. д. Опыты показали, что неосознанные раздражители могут воздействовать на поведение.
В последнее время появились сенсационные сообщения о гипнопедии. Анализ опубликованных результатов позволяет сделать предварительный вывод, что гипнопедия может стать инструментом исследования подсознания. Наконец, психоанализ Фрейда. В руках талантливого врача в клинике он дает подчас блестящие результаты. Но психоанализу не хватает критериев точности: толкования его слишком произвольны.
Существующие методики изучения подсознания недостаточны. Нужны новые идеи. Но важность проблемы заслуживает того, чтобы прилагать здесь самые энергичные усилия.
Для естественных наук характерно стремление найти упрощенную модель сложного явления, изучать ее свойства, а затем с оговорками, осторожно переносить свои находки на самое сложное явление. Где же искать модель творческого процесса? Мы остановили свой выбор на модели несколько, быть может, неожиданной: на создании остроты, ибо здесь тоже наблюдаются три основных признака творческого акта:
а) наличие предварительных знаний;
б) подсознательное ассоциирование далеких понятий;
в) критическая оценка полученного результата.
Как и любой творческий процесс, создание остроты связано с выходом за пределы формальной логики, с освобождением мысли от тесных рамок строгой дедукции.
Пробуждающим мотивом, движущей пружиной этой умственной работы служат человеческие чувства — также, впрочем, как и при решении любой задачи, да и вообще — без чувств не может быть никакого человеческого творчества. Взгляд на остроумие как подсознательный процесс, второму свойственны все особенности подсознания, впервые был высказан Фрейдом. Правда Фрейд избрал несколько необычный способ доказательства своей мысли. Он решил показать, что остроумие имеет сходство с мышлением в сновидениях. А поскольку подсознательный характер мышления в сновидениях совершенно очевиден, то тем самым доказывается подсознательный характер остроумия.
Фрейд выделяет следующие общие черты мышления в сновидениях и остроумия:
2. Сдвиг, то есть выбор средств выражения, достаточно далеких от тех, которым внутренняя цензура (воспитание) оказывает препятствие.
3. Непрямое изображение (намек).
4. Бессмыслица, то есть перевернутые причинно-следственные связи.
5. Регрессивный поворот от абстракций к наглядно-чувственным образам.
Доказательства эти кажутся несколько надуманными, хотя вывод Фрейда о связи остроумия с подсознательными процессами вполне правдоподобен.
Подход к изучению остроумия может быть с разных прицельных точек. Для врача-невропатолога вполне естественно и к проблеме остроумия подойти с врачебных позиций. В клинике нервных болезней часто приходится наблюдать «лобное остроумие», которому в книге посвящен специальный раздел. Почему при опухолях лобной доли мозга возникают столь резкие нарушения именно в этой области словесного поведения человека? Может быть, признать лобные доли центром остроумия? Но это несерьезно, Центра остроумия в мозгу нет, как нет и центров других высших психических функций. В чем же здесь дело?
Для ответа на вопрос, почему при лобных поражениях страдает остроумие, надо сперва разобраться — что такое остроумие? Любая сложная психическая функция являются иерархической организацией других, более простых но тоже далеко не элементарных функций. Значит, и остроумие как сложное психическое свойство включает в себя целый комплекс психических качеств. Во-первых, критичность. Не всякую остроту можно обнародовать — надо мгновенно оценить ее до произнесения вслух. Отбор требуется очень строгий. А при поражении лобных долей критичность вообще нарушается. Во-вторых, для остроумия необходима способность к избирательным ассоциациям, позволяющая ассоциировать далекие понятия. А при поражении лобных долей способность к избирательным ассоциациям утрачивается, и в «потоке сознания» преобладают, как правило, случайные ассоциации.
Таким образом, «лобное остроумие» — не таинственный признак поражения некоего фантастического центра, а один из результатов дезинтеграции высших психических функций. Эта же дезинтеграция приводит и к другим психопатологическим явлениям, вызывая более широкие изменения личности больного. А острота может в какой-то мере служить моделью, в которой эти изменения проявляются наиболее демонстративно.
Чтобы лучше понять механизм патологического остроумия, необходимо проанализировать «нормальное» остроумие. Но тут возникает вопрос — чем отличается остроумие от чувства юмора? Ведь многие люди не делают между ними различия. Анализ чувства юмора как эмоциональной реакции выдвигает еще один вопрос — что такое чувство? Поэтому главе об остроумии пришлось предпослать пространный раздел об эмоциях и чувствах.
Разбор «нормального» остроумия приведен главным образом на примерах из художественной литературы, потому что это материал апробированный. Рискованно брать для анализа шутки своих знакомых.
Есть в проблеме остроумия и кибернетическая сторона. Можно ли описать структуру остроты формальным языком, языком программы для вычислительной машины? Если ответить на этот вопрос утвердительно, то это означает признать возможность моделирования остроумия. Задача эта громадной трудности и потребует совместных длительных усилий врачей, психологов, программистов, математиков. Но в принципе такая задача представляется вполне разрешимой.
Читайте еще:
Какие тут могут быть профилактические рекомендации? Во-первых, самая общая — необходимо помнить, что о своем психическом благополучии следует заботиться постоянно, а не только тогда, когда гром грянет. Во-вторых, самая частная — если у вас возник «больной пункт», то не.
Вечером перед сном, когда сознание наиболее восприимчиво, откройте книгу наугад и прочитайте несколько раз вслух или про себя те позитивные утверждения, которые притянули ваш взгляд. Затем закройте глаза и представьте, что самые лучшие события в жизни уже происходят с вами сейчас. Засыпайте с.
Да, не слишком корректная характеристика. Но, как говорил Пеликан в «Мистере Иксе»: «Ну уж, что выросло, то выросло!» Итак, злобная дура — самый несимпатичный «подвид» любительницы скандалов — уже упоминавшейся «саламандры». Любая свара, склока, сплетня и вообще ситуация, чреватая как.
Когда я могу говорить то, что думаю, – я по-настоящему свободен! Свобода – это отсутствие зависимости от чего-либо или кого-либо.
личных взаимоотношений, то нужно выяснить что является для Вас конечным успешным результатом: «спокойная семейная жизнь» или «наиболее приятная жизненная сфера». Оба результата совершенно нормальные и приемлемые, но невероятно отличающиеся друг от друга по масштабам и предстоящему.
Для того, чтобы знакомиться с девушками стоит хорошо понять, кто тебе нужен. Возможно для этого тебе придётся несколько лет пожить в режиме «нужны все, поразнообразней и побольше». Потом у тебя появится достаточно явная целевая аудитория. Кому-то нужны девственницы восточного типа и.
Для изучения этой проблемы зарубежные исследова `А. Николаев. Космос — дорога без конца. М., 1974, стр. 109.
Давайте посмотрим, что появляется в малыше сейчас, на границе между ранним и дошкольным детством, из-за чего поднимает иголки наш маленький ёжик. Только не пугайтесь. Все, что дальше перечислено, не обязано проявляться в вашем ребёнке на все сто. К счастью, эти явления могут проявляться с разной.
Год и месяц я следовал за ним по всей Индии и всякий раз, когда я хотел его повидать, он меня выгонял. Другим он позволял месяцами быть с ним, а я приду, и он мне говорит: «Уходи. Поезжай в Дели!» Поезжай туда, поезжай сюда. У меня было немало приключений, и всякий раз когда я возвращался и.
Стремясь компенсировать подобные потенциальные затруднения, мы рекомендуем вам уравновешивать контролируемые, осознанные сновидения — спонтанными сновидениями, не контролируемыми сознанием. Мы включаем в Программу снотворчеетва две ночи спонтанных сновидений и рекомендуем вам.
— Судя по твоим словам, Йоран, мое сознание способно заставить исчезнуть физическую вселенную, превратив ее в пузыри, — сказал я, все еще озадаченный такой возможностью.
Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на определенные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую информацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом.