как начать логопедическую практику
Профессиональный рост начинающего логопеда: как от теоретических знаний перейти к успешной практике
Многим специалистам без опыта трудно начинать карьеру в логопедии, особенно если они получили в учебном заведении только теоретическую подготовку. Страх допустить ошибку мешает новичкам, вынуждает сомневаться в каждом решении и даже отправлять клиентов, которые нуждаются в помощи, к более опытным коллегам. Если и вы столкнулись с этим, знайте — вы не одиноки.
Чтобы смягчить процесс входа в профессию и упростить старт карьеры для Слушателей, мы в АНО «НИИДПО» даем максимум практики и предлагаем готовые методические материалы (игры, упражнения и пр.), которые можно использовать в работе.
На программах профессиональной переподготовки по логопедии в среднем на каждые 20 часов лекций приходится 30 часов практики, каждое задание проверяют эксперты, дают обратную связь, объясняют, как исправить ошибки. Такой подход помогает Слушателям подготовиться к ежедневной самостоятельной работе — но это вовсе не значит, что после обучения профессиональный рост останавливается.
Какими навыками нужно овладеть логопеду для успешного начала карьеры?
Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что вы умеете:
Если вы понимаете, что навыков не хватает, пройдите дополнительное обучение. Например, если вы планируете работать в детском саду, но не знаете, как взаимодействовать с педагогами, можете пройти дополнительную программу по организации совместной работы с воспитателямио слушать вебинары опытных логопедов-профессионалов по этой теме.
Также всем начинающим специалистам рекомендуем прочитать базовые учебные пособия: «Логопедию» под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской и сборник научных публикаций «Логопедия. Методическое наследие».
Выбор специализации: с кем вы будете работать?
Лучше не начинать карьеру с частной практики. Важно сначала поработать в организации, где можно понаблюдать за коллегами и перенять их опыт. Такой организацией может стать детский сад, школа общего или специального назначения, поликлиника, детский психоневрологический стационар, неврологический стационар для взрослых, реабилитационный центр, лечебно-профилактический санаторий или курорт.
Чтобы выбрать организацию, нужно решить, с кем вы хотите работать. Если позднее захотите открыть частную практику, уже будете знать свой круг клиентов. Основных категорий пять:
Начинающему логопеду нет смысла учиться работе со всеми категориями сразу. Выберите одну и специализируйтесь на ней. Позднее вы сможете расширить практику и научиться работать с другими категориями клиентов. Это прекрасная точка роста — но начинать лучше с глубокого погружения в одну область логопедии.
Какие технологии и приемы вам нужно освоить?
Начинающему специалисту не нужно изучать весь спектр актуальных проблем современной логопедии, овладевать широким набором методик и приемов. На старте осваивайте только то, что пригодится вам в работе уже сейчас! Отталкивайтесь от того, с какими клиентами вы будете работать, каковы их запросы, какие методы и приемы помогут им лучше всего.
Поиск точек роста начинающего логопеда: где проходить дополнительное обучение?
Нельзя ограничиваться знаниями, которые вы получили в вузе (в том числе на программах профпереподготовки). Чтобы следить за развитием знаний в современной логопедии:
Выбирая программы повышения квалификации, убедитесь, что у учебной организации ► есть лицензия, а документы соответствуют установленным требованиям. Во-первых, это нужно, чтобы аттестационная комиссия приняла ваше удостоверение (напоминаем, что логопед обязан повышать квалификацию каждые 3 года и проходить аттестацию каждые 5 лет). Во-вторых, документы, соответствующие требованиям, примет работодатель — они повысят ваши шансы на трудоустройство и рост зарплаты.
Начинающим логопедам при выборе программ рекомендуем отдавать предпочтение самым актуальным направлениям: например, работе с дисфагиями, нейропсихологическим технологиям и пр. Практические навыки в этих сферах значительно повысят ваши шансы на трудоустройство.
Выбор материалов и оборудования
Не закупайтесь инвентарем, пока не выберете окончательно направление работы, иначе большая часть покупок может оказаться ненужной. Помните, что часть оборудования и материалов можно изготовить самостоятельно.
Обратите внимание на специальные пособия для логопедов, сочетающие игровой материал и методическую основу. Они полезны для начинающих специалистов, но выбирать их нужно осторожно и вдумчиво. Важно понимать, с какой целью вы покупаете пособие, чтобы не ошибиться в выборе.
Желаем вам удачи в развитии карьеры!
Частная логопедическая практика. Как открыть и сделать прибыльной
Частная логопедическая практика – необходимое направление в нашем современном мире, ввиду статистики количества детей с речевыми нарушениями, а также ввиду состояния государственной коррекционной системы. В книге вы найдете практический и теоретический материал, необходимый для начала работы над идеей создания частной логопедической практики в виде приватного логопедического кабинета или логопедического центра.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частная логопедическая практика. Как открыть и сделать прибыльной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Высокое звание Логопед
Больше всего в жизни я ненавижу рутину. Более ужасающего, чем одинаковый день изо дня в день, я просто представить себе не могу (простите за тавтологию). Смотрели фильм «День сурка»? Вот что-то похожее.
Когда я училась в педагогическом университете, там рутиной и не пахло. Каждый день что-то новое: предметы, лекции, преподаватели, вылазки на практические занятия помимо учебы, посещение детских садов, центров, больниц, детдомов, интернатов, разные конференции, методобъединения и т. п. Я не хотела оканчивать университет, потому что понимала: интересная и разнообразная жизнь закончится, и мне придется выходить на работу. И начнется… в 7 подъем, работа, дом, работа, дом, выходные… И пополню я статистику любителей в субботу поспать и ненавистников понедельников… Такая жизнь меня ужасала.
Но мне нравилось учиться, посещать учебные заведения, писать статьи, знакомиться с логопедами-практиками и поэтому, я, ни секунды не рассуждая, поступила на магистратуру, где «выиграла» еще один год интересной и совершенно не рутинной жизни. Но и этот год прошел.
Я узнала, что есть еще и аспирантура. И я, естественно, туда стала поступать. Оказалось, что во время аспирантуры можно и даже желательно практиковать. И я решила устроиться на работу в детский сад логопедом, совмещая работу с аспирантурой. В саду было неплохо работать. Рутины не было. Но… и особого развития тоже. Много времени занимало заполнение 1001 журнала с миллионами отчетов… А в это время хотелось и с родителями индивидуально работать и на методические столы поездить, и в ПМПК на обследованиях присутствовать… но много чего было «не положено». Зарплата тоже была грустной.
В этот период мой муж предложил мне: попробуй поработать приватно, как частный логопед, после основной работы. Я немного скептично восприняла эту идею, потому что мой первый опыт частной практики был уж очень энергозатратным, волнительным и мне не очень хотелось бы его повторить.
Еще, будучи студенткой, я пробовала работать частным образом. Это было все очень неорганизованно. Мне было непонятно, где брать материал, как строить занятие, с чего начать говорить с ребенком, как вообще понять, какая у него проблема, как правильно говорить обо всем с родителями, какую ставить цену за занятие (и вообще, имею ли я моральное право брать оплату, по факту-то я же еще не логопед), как рассказать родителю про речь его ребенка, и вообще, почему она мне должна верить, «я ж не волшебник, а только учусь!»
Первым моим учеником тогда стал мальчик-сосед из квартиры этажом ниже. В одном из очередных «лестничных» соседских разговоров моя мама обмолвилась о том, что ее дочь, то есть я, учится в университете, и будет логопедом. Вот, собственно, так эта идея и родилась — не взять ли позаниматься с соседским мальчиком и не попрактиковаться ли мне-студентке, в постановке звука [р].
Перед первым занятием я очень волновалась. Я не знала с чего начать и чем заниматься. Я вспомнила то, что мы в тот период учили по логопедии в университете: важность развития мелкой моторики при становлении и развитии речи. Решив внедрить теорию в практику, к первому занятию я приготовила «мелкомоторный бассейн» — взяла большую миску, насыпала туда сухую гречку и смешала ее со стеклянными шариками. Кроме того, я взяла несколько книг со стихами и прописи, предварительно открыв их на букве Р.
Во время всей этой подготовки я готовила «речь», что скажу маме ребенка до, и даже после занятия с ребенком. Волнению не было предела.
Взяв все приготовленное добро с собой, я спустилась к моим первым клиентам в предварительно оговоренное время. Ирина Геннадьевна (мама ребенка) приветливо меня встретила, немного удивленно посмотрела на мой «реквизит», улыбнулась и показала стол, где мы можем заниматься, и… ушла на кухню готовить ужин. Мне это показалось странным, но, тем не менее, я с облегчением вздохнула. Мне, как начинающему практику, было гораздо проще остаться с ребенком и вести с ним диалог наедине, чем заниматься под пристальным наблюдением его родителей.
Это был первый очень утомительный и сложный опыт. Когда занятия с ним закончились (ему все-таки удалось произнести звук [р]), у меня мелькнула мысль, что я все-таки вряд ли буду этим всем заниматься. Очень уже по нервам мне это дорого обходиться. Хорошо, хоть он сказал тот звук… А если б не сказал? А если бы не получилось? А если б родители возмущаться стали? Ужас…
Вот, собственно, поэтому моя реакция на идею мужа поработать частным образом воспринялась тогда «в штыки». Но он настаивал. Предложил сначала подготовиться — снять небольшой кабинет, приготовить необходимую литературу, материалы и т. д. После долгих бесед и споров на эту тему, я нехотя согласилась. К тому же, тогда очень нужны были деньги.
С принятием этого решения я стала готовиться к открытию частного Логопедического Кабинета. Как могла и как считала правильным на тот момент. Сняли кабинет почасово, я перевезла туда некоторую литературу из дома, альбомы, которые мы делали в университете. Первой моей рекламой были объявления на столбах. Мы с мужем их напечатали штук 500 и вечерами расклеивали у подъездов, на остановках и везде, где можно было. Удивительно, но на следующий день, мне стали поступать звонки. Мамы звонили и спрашивали о занятиях, с готовностью записаться на консультацию. Так, потихоньку началась работа.
Как начать логопедическую практику
С чего начать начинающему логопеду? Нужна практика Где можно постажироваться и пройти практику под крылом опытного логопеда? На страницу 1, 2, 3 След. |
Сейчас эту тему просматривают: Нет
Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » Работа и обучение. Свой бизнес. Для взрослых |
Предыдущая тема :: Следующая тема | |
Автор | Сообщение |
---|---|
СибНастена Профессор |
На сайте с 01.04.10
Сообщения: 6294
В дневниках: 51
Откуда: Октябрьский, Выборная
а в педе пока не звонила.
На сайте с 07.12.14
Сообщения: 6857
В дневниках: 17
Откуда: Здесь и Сейчас!
Благодарностей: (1)
Студент
На сайте с 08.06.12
Сообщения: 1743
В дневниках: 1
Откуда: пл. Станиславского
На сайте с 07.12.14
Сообщения: 6857
В дневниках: 17
Откуда: Здесь и Сейчас!
Благодарностей: (3)
Студент
На сайте с 08.06.12
Сообщения: 1743
В дневниках: 1
Откуда: пл. Станиславского
На сайте с 07.12.14
Сообщения: 6857
В дневниках: 17
Откуда: Здесь и Сейчас!
Академик
На сайте с 06.01.11
Сообщения: 13210
В дневниках: 489
Откуда: ПЕРВОМАЙКА
На сайте с 07.12.14
Сообщения: 6857
В дневниках: 17
Откуда: Здесь и Сейчас!
Частная практика логопеда. С чего и как начать?
Почти каждый логопед рано или поздно задумывается, не начать ли ему частную практику. Но решаются на это далеко не все, слишком много вопросов, сомнений и страхов. Как зарегистрировать свою деятельность? Где искать клиентов? Какие цены устанавливать? Как продвигать свои услуги и что делать, если клиенты не идут? Поговорим о том, на что стоит обратить внимание перед открытием собственного логопедического кабинета, и расскажем, где можно обучиться ведению частной логопедической практики и продвижению своих услуг.
Какое направление выбрать для частной практики?
Здесь стоит отталкиваться от того, что вам больше нравится и на что есть спрос. Большинство частных логопедов работают с детьми от 2,5 лет. Есть и те, кто берется за исправление речевых нарушений у взрослых. Чаще всего занятия индивидуальные, но если позволяет кабинет, можно принимать и группы.
Частнопрактикующие логопеды редко специализируются на каком-то узком направлении – это сильно ограничивает количество клиентов, особенно в небольших городах. Поэтому стоит работать со всеми востребованными речевыми проблемами: задержкой речевого развития, неправильным звукопроизношением, заиканием, алалией, дисграфией, дизартрией и т. д. Нужно освоить популярные методики работы: логопедический массаж, логоритмику.
Как оформить свою деятельность? Нужна ли лицензия?
Лицензия частному логопеду не требуется. Обычно специалисты регистрируются как индивидуальные предприниматели с кодом ОКВЭД 85.41.9 «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки». Если вы планируете работать без сотрудников, то можно оформиться как самозанятый. Это более простая процедура – вы просто скачиваете приложение и регистрируетесь без посещения инстанций и сбора документов.
Нужен ли отдельный кабинет или можно работать дома?
Для эффективной работы частным логопедом необходимо специально оборудованное помещение, где вас и ваших посетителей ничто не будет отвлекать от консультаций и занятий. Поэтому желательно арендовать кабинет. Он должен быть площадью от 20 м3, с рукомойником, кулером с питьевой водой, зоной ожидания для сопровождающих. В самом кабинете должны быть учебные столы и стулья (количество зависит от того, проводите ли вы групповые занятия), большое зеркало, шкаф для книг, пособий и игрушек, доска. Желательно также иметь интерактивный логопедический стол, массажную кушетку и другое профессиональное оборудование, которое необходимо для вашей работы.
► Если вам все же приходится в первое время работать дома, отведите под прием посетителей отдельную комнату или зону. Предупредите родственников, чтобы они не мешали вам во время работы, изолируйте домашних животных.
Дистанционные занятия
В последние годы логопеды все чаще ведут консультации и занятия онлайн, ведь это позволяет искать клиентов не только в своем городе, а в любой точке мира. Для дистанционных консультаций и занятий иметь кабинет не обязательно, но обустроить рабочее место в квартире или доме все равно придется.
► Вам потребуются рабочий стол, компьютер или ноутбук с быстрым доступом в интернет, хорошая веб-камера и микрофон. Все пособия и инструменты, которые необходимы во время работы, должны быть под рукой. В комнате, где вы ведете онлайн-занятия и консультации, не должно быть посторонних людей и животных.
Занятия на территории клиента
Иногда логопедические занятия проводятся дома у клиентов. Это особенно удобно, когда у клиента есть проблемы со здоровьем или клиент — это ребенок с ОВЗ. Например, малыши с РАС долго привыкают к новой обстановке, а взрослые люди после инсульта или ЧМТ плохо переносят поездки. Поэтому занятия на дому будут для них более эффективными.
► Если вы хотите проводить логопедическую работу на территории клиентов, желательно иметь свой автомобиль. Так вы будете вовремя приезжать на занятия и без проблем привозить с собой все необходимые пособия и инструменты.
Где искать клиентов?
Сколько может зарабатывать частный логопед?
Стоимость занятия или консультации зависит от опыта, квалификации и репутации специалиста, цели и содержания логопедической работы. Так, сеанс логопедического массажа обычно стоит в 2-3 раза дороже, чем обычное занятие по постановке звука. Если у логопеда есть опыт работы с детьми с ОВЗ, например с расстройствами аутистического спектра, он может ставить более высокую цену на свои услуги.
По данным с портала Яндекс.Услуги, в Москве стоимость одного занятия с логопедом стартует с 500-600 рублей. В регионах цены ниже – от 300 рублей.
Где познакомиться со спецификой открытия и продвижения частного логопедического кабинета?
Наши эксперты-практики разработали программу дистанционных* курсов повышения квалификации «Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета». Она рассматривает нормативно-правовые основы работы частнопрактикующего учителя-логопеда, специфику продвижения услуг, содержание занятий. Курс всего за 1 месяц подготовит вас к открытию собственного логопедического кабинета и убережет от распространенных ошибок.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Рекомендации для начинающих логопедов
Куда пойти начинающему логопеду? С чего начать работу с новым пациентом? Как обустроить рабочее место и организовать процесс? Какие документы обязательно нужны для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Начните с простых задач
Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?
Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.
Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.
Изучите нормативные акты
В первую очередь это «Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. В нем содержатся основные условия работы логопеда в дошкольных учреждениях и школах:
В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.
► Другие полезные документы:
Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения
Основные задачи логопеда:
► Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.
Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.
Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.
Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.
Используйте имеющиеся пособия по максимуму
В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.
Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.
Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.
Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.
Правильно ведите документацию
Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.
Не переставайте развиваться
Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.
В вузе вы получили неплохую базу — продолжайте совершенствоваться, чтобы стать хорошим специалистом. Приходите на курсы повышения квалификации к нам, в АНО «НИИДПО».
- как начать курсы по обучению
- как начать магическую практику