как начать курсы по обучению
Как самому сделать обучающий онлайн-курс: девять доступных инструментов
В интернет-пространстве, где сегодня дистанционно учат вязать шарфы, выращивать виноград и делать массаж грудничкам, без сомнения, найдется место и для обучающих курсов по предметам образовательной программы школы, колледжа или вуза.
Если еще 3-4 года назад занятия в формате онлайн-курсов были скорее исключением, то сейчас они — показатель открытости и современности учебного заведения или практикующего специалиста.
По результатам последнего исследования EdMarket.Digital, рынок онлайн-образования ежегодно прирастает на 7–10%, и это соотношение сохранится еще в ближайшие 3–5 лет. Поэтому если и запускать свой курс, то именно сейчас: спрос на онлайн-образование есть, сервисы для самостоятельного проектирования курса тоже есть, а конкуренция еще позволяет новичку не затеряться среди сотен подобных проектов.
ЛаЛаЛань расскажет, как создать и запустить собственный онлайн-курс. Статья пригодится тем, кто хочет получить дополнительный источник прибыли, монетизировать свои знания или просто предложить студентам альтернативу в виде дистанционного обучения.
Этапы создания онлайн-курса
Создание обучающего курса в онлайн-пространстве напоминает процесс подготовки материала для традиционных занятий в классно-урочной форме. Ключевое отличие кроется во взаимодействии студента и преподавателя: оно происходит удаленно. Этот формат ожидаемо обладает преимуществами и недостатками, например:
+ в большинстве онлайн-курсов студент может возвращаться к материалу вновь и
вновь;
— он лишен возможности задавать вопросы и уточнения.
Или еще:
+ разноплановая деятельность по созданию онлайн-курса позволяет полностью
раскрыть творческий потенциал и на практике применить технические навыки;
— для создания и запуска онлайн-курса необходимо быть не только специалистом в
своей области, но и немного оратором, дизайнером, бухгалтером, видеооператором и
т. д.
Таким образом, любой плюс и для студента, и для преподавателя оборачивается минусом, а минус — плюсом. Однако если вы сейчас читаете эту статью, то решение скорее всего принято в пользу создания собственного курса.
Создание первоначального плана — банальный, но обязательный атрибут хорошего курса.
Чем более подробной будет его концепция и визуализация конечного результата и чем сильнее вы углубитесь в потребности целевой аудитории, тем безболезненнее пройдут остальные этапы.
Как понять, что вы готовы приступить к реализации своей идеи? Проверьте себя с помощью «3С» от ЛаЛаЛани: система знаний, студенты, свободное время.
1. Система знаний. Вы обладаете теми знаниями, которыми собираетесь делиться. Удивительно, но мошенники, продающие воздух и мыльные пузыри вместо знаний, тоже существуют. Продажа такого курса может быть успешной, но она скорее всего будет однократной. Экспертное мнение, наоборот, ценится, вызывает уважение и желание вернуться за новой порцией знаний.
2. Студенты. Вы отчетливо представляете себе целевую аудиторию, для которой планируете создать инфопродукт. Конкретизируйте: пусть это будут не просто «М., 18–25 лет», а характеристики, описывающие взгляды, образ жизни и занятость вашего студента. Какой он? Чем увлекается? На каком языке говорит? Сколько у него свободного времени? Для чего ему нужен предмет, который вы преподаете, — это способ получить «пятерку» и сохранить стипендию или это навык, без которого он не сможет в будущем работать по специальности?
3. Свободное время. У вас есть свободное время, энтузиазм и желание учиться самому. Создавать курс с нуля непросто: это требует физических и моральных сил. Могут требоваться денежные вложения и, конечно, ваше время. Если хочется сэкономить (или альтернатив даже нет), то нужно быть готовым к самостоятельному выполнению разнообразных операций: от создания лендинга и монтажа видео до регистрации ИП и написания текста для рассылок по почте. Многому из перечисленного придется научиться.
К этапу планирования можно подойти по-разному. Кому-то достаточно беглого наброска, чтобы разбить предмет на темы и модули. Кто-то, наоборот, углубится и напишет сценарий с раскадровкой, предусмотрит ракурсы для записи видео и визуал интерактивных тренажеров для отработки домашнего задания. Начать вполне можно с минимума, но чем подробнее составлен план, тем лучше для итогового результата.
На что стоит обратить внимание на этом этапе?
1. Содержание курса.
Подумайте, о чем и кому вы будете рассказывать, как структурировать ваши мысли и идеи. Выбор «упаковки» и подачи материала будет напрямую зависеть от того, что вы преподаете.
Реализация задуманного будет зависеть от того, как вы ответили на предыдущие вопросы.
Черновик программы, модули. На первом этапе мы советуем написать черновик образовательной программы: разделите тему на несколько занятий, разбейте их на модули для удобства восприятия информации. Продумайте логику развития темы, чтобы изложение было последовательным и понятным, от простого к сложному. Оптимально начать с 3–5 модулей по 4–5 занятий в каждом.
Длительность занятия. Если вы планируете использовать в курсе видеоматериалы (проводить вебинары, онлайн-консультации или выкладывать уроки в записи), то не переусердствуйте с длительностью урока.Продолжительность занятия по гуманитарным дисциплинам — до 1,5–2 часов, для предметов физико-математического и естественнонаучного цикла — до 1 часа.
Однако учитывайте, что многие ваши будущие ученики находятся в режиме многозадачности и постоянной загруженности, из-за чего им бывает непросто выделить несколько часов на освоение дополнительного материала. Кроме того, у людей, живущих в плотном инфопотоке, снижается концентрация внимания. Поэтому многие современные онлайн-курсы предлагают серии небольших
видео длительностью до 8–15 минут: практика показывает, что такой урок досмотрят с большей вероятностью.
Выбор платформы. Следует как можно раньше определиться с платформой для курса. Вы можете самостоятельно ее разработать (создать сайт) или обратиться к платформе-агрегатору, где собрано множество других курсов, например:
Пробный запуск и анонс. После создания черновика предлагаем вам создать посадочную страницу и сделать пробный запуск курса: стартовый вебинар, смонтированное и выложенное видео, полноценный урок из первого модуля или его «облегченная» версия. Несмотря на дополнительные хлопоты по разработке такого урока, вы сможете опробовать свою идею в деле. Так вы оцените актуальность выбранной темы, протестируете систему, оцените аудиторию вживую и определите конверсию. Пробный запуск позволит вам сэкономить средства и заранее подготовиться к возможным сложностям. Если все пройдет хорошо (в чем ЛаЛаЛань не сомневается), то вы можете анонсировать полный курс через
2–6 месяцев — срок напрямую зависит от проработанности вашего сценария, количества запланированных уроков и ваших технических умений.
Работа над материалами. После анонса пути назад нет, а значит, самое время приниматься за реализацию задуманного. Большинство обучающих онлайн-курсов содержат видеоматериалы, а также текстовые, графические материалы и различные способы проверки знаний: тесты, сочинения, тренажеры и т. п. Мы хотели бы предложить вам несколько бесплатных программ и электронных ресурсов, которые помогут в их разработке.
Пожалуйста, помните о том, что ваш студент нуждается не только в обучающем материале, но и в его грамотной подаче. Если вы используете видео, то продумайте свет, однотонный фон, качество изображения, ракурс, четкий звук. Если вы проводите вебинары или видеотрансляции в режиме реального времени, а не в записи, то проверьте скорость интернет-соединения: рекомендуемая — от 10 Мбит/с.
Если вы слегка потерялись в многообразии функций, программ и сервисов, то можете пройти дополнительные обучающие курсы. Например, пройти бесплатный онлайн-курс по современному курсостроению можно здесь.
Вы подготовили обучающие материалы, разместили их на платформе, и уже близится анонсированный запуск курса. Что дальше?
Разработка онлайн-курса — трудоемкий процесс, который потребует от преподавателя стать ненадолго предпринимателем, сценаристом, дизайнером, IT-специалистом, видеооператором, монтажером, бухгалтером и не только. Несмотря на все сопутствующие сложности, курс для дистанционного обучения — прекрасная возможность масштабировать свой проект и увеличить прибыль.
Для успешного запуска стоит серьезно отнестись к планированию и проектированию курса. В этом случае можно обойтись минимальными денежными затратами — на рекламу и оплату комиссионного взноса платформе-агрегатору или содержание собственной интернет-площадки. Все остальные процессы — начиная от видеосъемки и заканчивая разработкой интерактивных домашних заданий — вы можете выполнить самостоятельно с помощью бесплатных сервисов в свободном доступе.
Я запустила образовательный курс
Без посторонней помощи и инвестиций
В апреле 2020 года я запустила курс по написанию прозы: пригласила экспертов, продумала программу, набрала участников и провела девять занятий в интернете.
Расскажу, как мне все это удалось и к чему нужно подготовиться, если вы тоже хотите создать образовательный курс.
Моей целью не были деньги
Сразу скажу, что я не хотела заработать много денег на первом наборе. Если хотите узнать, как построить многомиллионную империю в инфобизнесе, — у меня такого опыта нет.
Я хочу, чтобы однажды курс стал моим основным источником дохода, поэтому у меня есть идеи развития проекта. Но это планы на будущее. Мне кажется, это хорошая стратегия: сначала сделать крутой и выверенный продукт, а потом просить людей платить за него большие деньги.
Как появилась идея
Я писатель, редактор и продюсер. Три года занималась продюсированием образовательных программ по креативному мышлению Most creative camp. У нас был маленький коллектив из четырех человек, но мы обучали команды Сбербанка, МТС, «Касперского» и других известных компаний.
Вместе мы запустили онлайн-курс в телеграм-боте. Постарались, чтобы он получился качественным и полезным: недавно его прошли одновременно 1100 сотрудников «Ростелекома» и поставили среднюю оценку 9,1 балла.
За время работы продюсером я многому научилась и не хотела растерять свой опыт. Поэтому решила сделать собственный образовательный курс. Я несколько лет пишу рассказы и работаю над романом, а литература вообще — главная сфера моих интересов. Мне хотелось совместить знания о проектировании образовательных проектов и свои интересы, чтобы придумать что-то новое в преподавании творческого письма. До этого я сама была на нескольких курсах для писателей, и в каждом из них мне чего-то не хватало, например знакомства с разными подходами к созданию историй, активной практики, увлекательных заданий и новых форматов обучения.
Я хотела, чтобы курс был не просто набором лекций, а небольшим приключением: с сюрпризами, неожиданными и необычными домашними заданиями. Курс не должен был учить людей правильно писать — скорее, показать, как смотреть на мир глазами писателя, везде видеть истории и сюжеты, записывать их и превращать в рассказы.
Я не крутой писатель и лектор, но умею продюсировать образовательный процесс и проектировать программы, поэтому сразу решила, что вести занятия будут эксперты, а я буду участвовать только как модератор.
Подготовка к запуску
Чтобы определиться с процессом запуска, я представила, что собираюсь делать текст для сайта курса и задала себе вопрос: «Что нужно рассказать о курсе, чтобы привлечь участников?» Как минимум — описать концепцию, содержание, составить расписание, подготовить список экспертов и определить стоимость участия. Без этого курс не получится.
В итоге вот что я сделала перед запуском:
Расскажу подробно, как я готовилась к первому набору и как проходили занятия.
Где я хранила информацию о курсе
Вот листы, которые мне понадобились:
Концепция курса
Первое, с чем нужно было определиться, — какую задачу и каким образом будет решать курс.
В своей работе я отвечала на эти вопросы без всякой структуры и порядка, просто рисуя кучу табличек и схем. Когда села писать статью, решила упорядочить этот процесс. Вот что получилось.
Вопросы для разработки концепции курса
Какая цель курса? | Сделать так, чтобы участники почувствовали, что значит быть писателем |
Кто будет участвовать в таком курсе? | Люди, которые хотят писать прозу, но не знают, с чего начать. И люди, которым просто интересно пробовать новое, чтобы лучше узнать себя |
Будет ли у курса финальный продукт? Какой? | В конце мы выпустим собственный литературный самиздат-журнал с рассказами участников |
Каким будет формат занятий? | Минимум теории, максимум практики — на занятиях и в домашних заданиях. Персональная обратная связь каждому |
Какая примерная длительность курса и периодичность занятий? | Около месяца, занятия два раза в неделю |
Кто будет вести занятия? | Приглашенные эксперты из разных областей: писатели, сценаристы, драматурги и редакторы |
Сколько участников будет на курсе? | 12, чтобы можно было работать в парах, тройках, четверках и делиться на две большие команды |
Я сразу определилась, что не хочу делать длинный и сложный курс: на это мне просто не хватало смелости. Кроме того, мне нравятся интенсивные форматы, когда на небольшой период времени погружаешься в другую жизнь, после чего уже сам решаешь, хочется продолжения или нет. Поэтому оптимальная длительность курса, на мой взгляд, не больше месяца.
Я подумала, что будет здорово проводить занятия два раза в неделю: тогда участники все время будут включены в процесс, но при этом у них останется время на домашние задания.
Мне важно было сделать камерный курс, чтобы успевать выслушивать всех на занятиях и давать каждому качественную обратную связь. Поэтому я решила, что участников будет 12.
Название
Придумать название было настоящим мучением. Никогда не любила этим заниматься, потому что решение нужно принять надолго: не получится взять и все переиграть в любой момент. При этом название, как и сайт, многое говорит о бренде и его характере.
Сначала я придумала название «Школа писательских опытов». Оно почти полностью отражало суть проекта, в котором ключевое место отводится практике и экспериментам. Это название существовало почти до самого запуска курса и изменилось, только когда был готов сайт. Я отправила его на проверку друзьям — они сказали, что название занудное.
После этого я создала лист для собственного мозгового штурма в гугл-таблице курса и написала знакомым из рекламных агентств, чтобы они предложили свои варианты слов и выражений о писательстве. Получилось где-то пятьдесят вариантов типа «слово за слово», «писать поперек», «пиши». Но все они были заняты или не нравились мне и окружающим.
Вечером перед анонсом курса, окончательно измучившись, я нашла слово «глагол». Уже не стала ни с кем советоваться, а просто попросила дизайнера заменить название на сайте.
Программа и расписание
Мне было важно, чтобы в финале каждый участник написал свой рассказ. Поэтому сначала я выписала в блокнот навыки, которые надо для этого прокачать: научиться смотреть по сторонам, придумывать новое, развивать драматургию и думать о целях героя, подбирать слова и редактировать написанный текст. Это был самый минимум программы курса.
Сначала я разработала программу, в которой было несколько офлайн-занятий. Но за месяц до старта курса стало ясно, что проводить его в таком формате небезопасно: началась пандемия. Тогда я объявила участникам, что мы полностью самоизолируемся. Все меня поддержали. Через несколько дней после этого ввели запрет на собрания группами больше десяти.
По воскресеньям мы занимались пять часов: два часа длился курс, потом перерыв на час, потом снова два часа занятий. По средам участники занимались по два часа вечером.
Пятичасовое занятие — это жестко: все очень уставали. Поэтому во втором наборе курса я решила делать занятия не длиннее двух часов.
Я считаю, что хороший курс похож на голливудский фильм: неожиданные повороты сюжета, спецэффекты, драматургия, которая заставляет прилипать к экрану. Участнику курса должно быть интересно, иначе он запустит на соседней вкладке «Фейсбук» или просто закроет вебинар.
Вот несколько советов, которые помогут подготовить методическую часть курса — продумать лекции и теоретические основы, а также построить его драматургию — понять, что за чем должно идти, чтобы не терялась динамика:
Эксперты
Экспертов я выбирала исходя из того, какую тему хотела раскрыть в тот или иной день курса. О поиске сюжетов говорил сценарист короткометражного кино, о развитии героев — драматург, о том, как подбирать верные слова, — главред литературного журнала.
Вместе с экспертами я обсуждала их занятия, чтобы скоординировать подход и продумать задания. Они должны были быть интересными и полезными, не слишком простыми или сложными. Еще одно условие — возможность выполнять задания в онлайне. У кого-то из экспертов уже был набор готовых заданий, а с кем-то мы вместе над ними думали.
Я хотела позвать людей, у которых мне было бы интересно учиться самой, но которые не преподают в других школах. Составить список экспертов было просто: я слежу за творческим миром, а многих уже когда-то добавляла в друзья в «Фейсбуке».
А вот решиться написать незнакомым людям было так сложно, что запуск курса я откладывала несколько месяцев. Но в итоге я отправила приглашения всем, кого приметила. Для убедительности сделала презентацию курса. Мне казалось, что все скажут что-то вроде: «А ты вообще кто?» Но отказался только один человек — на эти даты у него уже были планы.
Один раз мне пришлось написать пост в «Фейсбуке» и посоветоваться с людьми, кто мог бы вести лекцию по драматургии. После этого было легче писать незнакомому человеку: сообщение можно было начать со слов « такая-то посоветовала обратиться к вам».
Конкуренты и стоимость курса
Когда я начинала интересоваться писательскими курсами, больших и серьезных было всего два: первый предлагал долгосрочные программы с одним писателем-мастером, а на втором были лекционные и семинарские занятия с разными известными авторами.
Сейчас курсов стало больше — чувствуется спрос на такое обучение. У всех есть офлайн-версии, и большинство проводятся в Москве: все-таки основная концентрация и писателей, и потенциальных покупателей именно в столице. Есть курсы только для девушек, есть обучение жанровой прозе, работе над рассказами, романами и даже поэзии в онлайне и офлайне.
Я давно следила за темой, поэтому знала все хорошие команды на рынке. Я изучила сайты всех курсов, куда могла бы пойти сама, и выписала их преподавателей, формы обучения, длительность и стоимость. Так я поняла, какие вообще есть расценки и концепции курсов, и прикинула, где среди них может быть мой проект.
стоил мой первый месячный курс
Мне нужно было установить такую стоимость курса, которая не казалась бы потенциальным покупателям чрезмерной по сравнению с конкурентами, но в то же время позволяла окупить вложенную работу.
Для первого набора я остановилась на 19 000 Р за месячный курс — довольно высокая цена для обычных писательских курсов, но для качественной образовательной программы в целом это совсем недорого.
Я могла бы сделать курс дешевле, но заработать много, если бы набирала больше людей. Но камерный формат из 12 участников был для меня важнее миллионов в кармане: так я могла индивидуально работать с каждым.
Сервисы для работы онлайн
Иногда я показывала презентации — хотела пользоваться доской «Миро», на которой можно рисовать схемы, но в итоге она не пригодилась. Еще многие рекомендовали мне доски «Падлет» — это сервис, где все участники могут размещать и редактировать картинки, схемы и текст на одном бесконечном листе. Возможно, в одном из наборов курса использую их.
Смета
я заплатила за дизайн сайта
Можно самостоятельно сверстать сайт на «Тильде» и не покупать домен — тогда получится запуститься с нулевыми вложениями.
Мерч и подарки. У меня было заложено 30 000 Р на аренду помещений для тех дней курса, которые сначала должны были пройти в офлайне. И еще 20 000 Р я собиралась потратить на мерч: 50 блокнотов и 50 выпускных журналов — это минимальный тираж в типографии.
Расценки я узнала в типографии ESH print, которую посоветовал друг: она специализируется на разных самиздат-журналах. Я отправила им запрос, встретилась, посмотрела на образцы и заказала расчет стоимости нескольких вариантов тиража и цветности. Чем больше тираж, тем дешевле одна копия, а чем больше цветов — тем дороже. Остановилась на тираже в 50 штук и печати в один цвет.
На сэкономленные от аренды деньги я купила кучу полезных подарков для участников и отправила их курьерской доставкой: это были книги, литературный журнал, наклейки, билеты в театр, подписка на сервис для чтения книг и маленькие бутылки шампанского.
Эксперты. Экспертам я решила платить 2000—3000 Р в час. Это позволило мне сохранить адекватную стоимость курса. Дальше я бы хотела увеличивать ставки, потому что приятно платить всем хорошие гонорары.
Чем именитее эксперт, тем больше он стоит. Многие организаторы курсов просто покупают «имя», чтобы выглядеть круче, но иногда даже хорошие специалисты в своей сфере оказываются слабыми преподавателями. Лучше звать тех, у кого есть педагогический опыт, чем тех, у кого популярные книги.
я планировала потратить на запуск курса
Еще 5000 Р заложила на рекламу в «Фейсбуке». У меня уже был опыт работы с их рекламным кабинетом — это единственное место, которое я умею настраивать сама. Кабинет ужасно неудобный, но реклама крутится эффективно и недорого. Подробнее про рекламу расскажу ниже.
Как запустить свой онлайн-курс и не прогореть
Инструкция для тех, кто делает первые шаги на рынке образовательных продуктов и боится потратить деньги впустую.
Мария Румянцева, бизнес-консультант digital-проектов, провела мастер-класс в Центре развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Мы законспектировали основные советы, и получился краткий гайд для всех, кто хочет вывести на рынок свой обучающий онлайн-курс. На самом деле инструкция будет полезной для запуска любого EdTech-проекта, но в этой статье мы сосредоточились на онлайн-курсах.
Мария Румянцева — руководитель агентства Free For Marketing. В прошлом — директор проектов компании «Ростелеком», руководитель бизнес-юнита в «Нетологии» и руководитель направления «Гуманитарные науки» в Лицее Высшей школы экономики.
В этой статье мы расскажем не про методику превращения экспертных знаний и опыта в полноценный обучающий курс. И не про то, как правильно спродюсировать съёмку и монтаж курса. Эта статья — про исследования, которые вам нужно провести до того, как вы начнёте делать свой курс, и перед тем, как запускать его рекламу. Стартаперы очень часто игнорируют эти этапы — это одна из причин, по которым образовательные проекты проваливаются.
Пусть вас не пугает слово «исследование» — это не то, что требует долгих месяцев и миллионов рублей. Будет достаточно пары недель или даже нескольких дней, а что касается цены — есть экономичные способы на любой бюджет.
Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.
Нулевая точка: с чего начать
Итак, у вас родилась идея создать свой курс или, может быть, даже целую онлайн-школу.
Если вы эксперт в какой-то предметной области, то, скорее всего, именно на эту тему вы хотите делать обучающий продукт для других. Прежде чем бросаться в производство курса, вам нужно понять, какое место ваш продукт может занять на рынке образовательных услуг, есть ли у него вообще шанс стать востребованным.
Второй вариант: вы просто выбрали рынок онлайн-образования как привлекательную и модную нишу для вложения, считаете её относительно простой, но какие именно курсы делать, ещё не решили.
В любом из этих двух случаев есть четыре этапа, через которые стоит пройти для успеха курса:
Результаты первых двух этапов имеют значение для последующих, поэтому желательно их не пропускать.
Первый этап: исследование
Для запуска любого бизнес-проекта обычно требуются исследования трёх типов: исследование рынка, конкурентов и аудитории. Образовательные проекты не исключение. Нельзя полагаться только на то, что вы знаток какой-то темы и поэтому можете сделать по ней блестящий курс, — это ещё не означает, что вам удастся этот курс продать. И точно так же не стоит полагаться на то, что онлайн-обучение — бурно растущий сегмент бизнеса. Сегмент растёт, но это касается не любого направления образования, и не каждый проект в этом сегменте успешен — многие с треском проваливаются. Поэтому важно трезво оценить свои перспективы.
Как исследовать рынок
В любое исследование рынка включаются его объём, динамика и тренды. Объём — количество денег, которое сейчас есть на рынке в определённой нише. Например, вы продаёте фитнес-курсы для людей с грыжей в спине. Вы понимаете, что такие курсы в среднем по рынку стоят 10 000 рублей, что клиент в среднем совершает одну покупку в год, а всего за год таких курсов на рынке было продано 100 000. Значит, объём рынка на данный момент — 1 * 10 000 рублей * 100 000 = 1 000 000 000 рублей.
Дальше мы видим, что количество людей с грыжей неуклонно растёт. Вместе с этим будет расти спрос на продукт, а значит, и динамика рынка. В аналитике рынка динамику обычно обозначают аббревиатурой CARG и высчитывают в процентах.
Тренды при таком анализе — это не то, что модно, а то, что пользуется б ольшим спросом по сравнению с остальными продуктами в нише. Например, пусть средний темп роста курсов по фитнесу у нас будет 10% от года к году. При этом мы замечаем, что динамика курсов для людей с больной спиной сильно выше среднего значения — например, равна 25%. Это и есть тренд или драйвер роста. Такие драйверы являются золотой жилой для бизнеса, именно они обеспечивают рост сегмента в целом.
Теперь рассмотрим примеры, когда нужна аналитика рынка.
Первый сценарий: для оценки перспективности рынка
Этот вариант применяется, когда у вас есть несколько вариантов, какие продукты запускать на рынок, и нужно выбрать тот, который «выстрелит» лучше.
Пример. Предположим, вы выбираете между курсами по фитнесу и бизнесу. По результатам аналитики вы видите, что показатель CARG курсов по фитнесу сильно выше, чем CARG курсов по бизнесу. То есть объём проданных курсов по фитнесу растёт год от года быстрее, чем объём курсов по бизнесу.
Второй сценарий: для оценки трендов рынка
А этот вариант — для случая, когда вы точно знаете, в какую нишу хотите идти, но вам нужно определиться со специализацией. Тогда надо внимательно изучить тренды в этой нише, чтобы не упустить драйверы роста и не оказаться в убытке. Про динамику роста можно говорить, когда у какого-то направления показатели продаж выше, чем в среднем по нише. Например, если есть данные о том, что продажи курсов по обучению софт-скиллам растут быстрее, чем продажи курсов других тематик, то можно констатировать, что это тренд.
Пример. Вы эксперт в сфере бизнеса и поэтому собираетесь делать курсы именно в этой нише. Какие конкретно темы обучения сейчас востребованы у бизнес-аудитории? Изучив сайты крупных игроков рынка бизнес-образования, вы, например, заметите, что акцент в этой сфере смещается с хард-скиллов на софт-скиллы: у аудитории нет запроса на курсы о том, как делать свой бизнес, но есть запросы на обучение тому, как вести переговоры.
Как провести исследования
Всё зависит от того, какие у вас риски и ресурсы. Если крупному или среднему бизнесу логичнее обратиться в специализированное агентство, то малому бизнесу и тем более микробизнесу это не всегда по карману.
При минимальном бюджете можно обратиться к полезному инструменту — англоязычной платформе Fiverr (она позволяет заказать и исследования для российского рынка). На ней можно найти подрядчика или фрилансера, который оперативно проанализирует для вас всё, что нужно. Причём сделает это намного дешевле, чем агентство. Почему цены у фрилансеров ниже? Как правило, у них есть доступы к базам данных с информацией о рынке и они могут сделать аналитику на их основе. Обычно анализ рынка обходится в семь-восемь тысяч рублей.
На что обращать внимание при выборе фрилансера:
А можно провести исследование самостоятельно? Да, это вполне рабочий вариант, если для вас полноценный анализ рынка не так важен и вы хотите просто сориентироваться в ситуации. Есть много онлайн-систем по аналитике — часть информации в них закрыта платной подпиской, однако даже открытой информации порой будет достаточно, чтобы скорректировать тему или получить дополнительные инсайты. Например:
Как исследовать конкурентов
Зачем проводить эти исследования
Например, вы собираетесь выпускать онлайн-курс по маркетингу, программированию, e-commerce. Имеет смысл потратить время на то, чтобы изучить уже имеющиеся аналогичные продукты конкурентов и способы их продвижения.
Чтобы понимать, с помощью каких инструментов вам лучше продвигать свой продукт, не надо изобретать велосипед — изучите основные источники трафика конкурентов. Существует множество каналов, в которые можно вложить деньги: SEO, таргетированная реклама, контекстная реклама и прочее. Аналитика конкурентов косвенно позволяет понять, на каких из них стоит сконцентрироваться на первых порах.
Как провести исследования
Если агентство вам не по карману, то вы можете найти продукты конкурентов самостоятельно (только сбор данных займёт некоторое время) — в том числе проведя визуальный анализ их сайтов. А разобраться в источниках их трафика позволят специальные онлайн-сервисы — например, SimilarWeb, Serpstat и Semrush (SimilarWeb и Semrush на английском языке, так что для удобства можете поставить расширение с автоматическим переводом). Они покажут:
Важно помнить, что эти сервисы дают не точную, а приблизительную информацию и могут иногда ошибаться. Поэтому для полной картины лучше обращаться не к одному, а сразу к нескольким из них.
Если вы хотите проанализировать крупного конкурента, достаточно бесплатной версии этих сервисов. Если же нужно посмотреть на небольшие сайты, соразмерные вашему, нужен платный доступ.
Оформлять собственную подписку на эти сервисы ради нескольких отчётов не стоит. Опять же, намного дешевле обратиться к фрилансерам, у которых уже есть постоянный доступ к ним.
Как проводить исследование целевой аудитории
И здесь — два сценария.
Первый сценарий: надо понять, в каком продукте есть потребность
Для этого нужно разобраться в «болях» аудитории — так маркетологи называют проблемы, с которыми сталкиваются возможные потребители вашего будущего продукта.
Основной инструмент при оценке «болей» — проблемные интервью. Допустим, вы предполагаете, что айтишникам трудно выступать публично, но им это необходимо для участия в профессиональных конференциях, а значит, можно предложить им онлайн-курс, который развивает этот навык. Прежде чем делать такой продукт, проверьте свою версию: найдите нескольких программистов и пообщайтесь с ними. Но не спрашивайте в лоб: «Тебе трудно выступать публично? Ты купил бы онлайн-курс, который этому учит?» Задайте наводящие вопросы. Например:
Человек начнёт описывать свои эмоции и сам упомянет о проблемах, если они у него есть.
Словом, не нужно говорить о своей идее проекта на проблемном интервью. Спрашивайте о ситуациях, в которых представители вашей целевой аудитории часто оказываются. Потом проанализируйте, о каких проблемах люди говорили чаще всего. Это позволит лучше понять, какой продукт им действительно нужен. Возможно, ваше первоначальное предположение не подтвердится, но вы получите идею получше. Как вариант: представителям вашей аудитории психологически не трудно выступать, но у них не получается упаковать свои тезисы в лаконичной и эффектной презентации. А значит, именно этому их стоит учить.
Второй сценарий: надо улучшить уже имеющийся курс
Здесь основной инструмент — интервью лояльности. Всегда напоминайте себе, что вы никогда не будете знать до конца, что нравится или не нравится вашим потенциальным клиентам. Интервью лояльности позволяет разобраться, за что на самом деле люди ценят ваш продукт, — иногда может оказаться, что ваши представления о его преимуществах совсем не совпадают с тем, за что клиенты на самом деле его любят.
Как найти людей для интервью
Зайдите в тематические группы в соцсетях или обратитесь к администраторам Telegram-каналов, на которые подписана нужная вам аудитория. Напишите подробный пост-приглашение. Не стоит предлагать людям деньги за интервью, лучше предложите скидку на свой курс — в случае с платными интервью высок риск того, что вы наберёте случайных людей, а не представителей вашей целевой аудитории. Вместо денежного вознаграждения лучше предлагать то, что представляет ценность для вашей целевой аудитории и имеет отношение к вашему будущему продукту, — например, скидку на курс или бесплатное занятие.
Второй этап: формулирование гипотез
На основе проведённых исследований вы сможете составить конкретные гипотезы, которые тоже нужно проверить. Рассмотрим пример трёх:
Главное правило: не пытайтесь проверить все три гипотезы одновременно, иначе вы получите смазанные результаты. Но проверять каждую гипотезу по отдельности может быть дорого — например, придётся сделать три отдельных лендинга и вкладываться в продвижение каждого из них, чтобы посмотреть на отклики. Как же быть?
Расставьте приоритеты, чтобы проверить сначала главную гипотезу. И продумайте систему, по которой вы будете проводить проверку, — здесь стоит исходить из бюджета.
Как расставить приоритеты между гипотезами
Оцените три критерия:
Жаль денег на эксперименты? Помните: запуская в продвижение курс без проверки гипотез, вы рискуете понести гораздо большие убытки, если окажется, что ваш продукт никому не нужен.
Проверить гипотезу можно несколькими способами:
Конкретные способы проверки гипотез нужно подбирать под свою ситуацию. Можно сочетать сразу несколько. «Решенческие» интервью и тестирование прототипа дадут инсайты о продукте, а опросы и эксперименты покажут, какой процент целевой аудитории считает его полезным.
Третий этап: продуктовая стратегия
Тема разработки продуктовой стратегии, если говорить о ней детально, достойна отдельной статьи (как и другие этапы). Но если обрисовать этот процесс кратко, то вам нужно последовательно ответить на ряд вопросов. Вы наверняка заметите, что б ольшую часть информации можете собрать на первых двух этапах, останется только сформулировать результат доступно для целевой аудитории:
Четвёртый этап: стратегия продвижения
Ваш курс готов — пора его рекламировать. Не запускайте сразу большую рекламную кампанию — сначала удостоверьтесь, что те рекламные каналы, которые вы выбрали на основе анализа трафика конкурентов, хорошо сработают и у вас. Может быть, вы не учли что-то при разработке лендинга или рекламного объявления. Используйте для тестовой рекламы небольшой бюджет.
Но и не перегибайте с экономией: даже если у вас микропроект, важно отдавать профессионалам те задачи, с которыми вы не справитесь самостоятельно из-за отсутствия опыта, — не обязательно обращаться в агентства, можно найти фрилансеров по более доступным расценкам. Вариант делать всё своими силами очень рискованный. Его, конечно, можно попробовать, если хочется во всём разобраться, но точно не стоит пытаться самостоятельно запускать рекламные кампании и заниматься дизайном. Любая техническая настройка таргетированной или контекстной рекламы, равно как и работа с визуальной частью, — это задача, в которой вы рискуете бюджетом, если у вас нет опыта. Обучаясь настройке на своих ошибках, вы потратите больше, чем если сразу обратитесь к специалистам. Чем выше бюджет и масштабнее проект, тем больше риск напрасно потерять деньги.
Сравнение плюсов и минусов разных вариантов исполнения
Исполнитель | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Агентство | Сами отбирают специалистов-исполнителей, грамотно ставят им ТЗ и контролируют их работу, обычно помогают разработать стратегию | Дороже, зачастую дольше по срокам из-за согласований |
Фрилансер | Дешевле и зачастую быстрее по срокам, но при условии, что исполнитель — хороший специалист | Нужно самому подбирать исполнителя (есть риск попасть на плохого специалиста и напрасно потратить бюджет и время), учиться чётко формулировать ТЗ и детально контролировать его работу |
Самостоятельно | Нет расходов на оплату услуг исполнителя | Придётся разбираться во всём с азов (это долго) и учиться на своих ошибках (велик риск напрасно потратить бюджет) |
Если рекламная кампания не сработала, обязательно проанализируйте причины. Это поможет вам скорректировать стратегию.