как называется икона христа
Икона Иисус Христос. Иконография Иисуса Христа: самые известные иконы, значение, в чем помогают, как молиться
Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета. Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.
Стандарты изображения Иисуса Христа
Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.
В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.
У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.
Описание образа Христа Пантократора
Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.
Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.
Современная иконография Христа
В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.
Легенда первой иконы Иисуса Христа
Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.
Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.
Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.
Образ Христа «Спас Мокрая Борода»
На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный. По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного. В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.
Спас Вседержитель
Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.
Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.
Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.
Спас Эммануил
Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.
Деисус
На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.
Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.
Ангельский Деисус — традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.
Образ «Предста Царица»
Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.
Спас благое Молчание
На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.
Спас Великий Архиерей
Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.
Добрый пастырь
На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.
Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.
Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.
Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.
Изображая Бога: иконы Иисуса Христа
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско — богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.
Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»
Внешность Христа
Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).
Плащаница
Христос Пантократор
Явление Божией славы
С нами Бог
— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.
Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.
Екатерина СТЕПАНОВА
Читайте также:
Иконы Cпасителя: в чем помогают и как молиться
Иконы считаются одним из самых древних способов почитания Господа. Однако молитва святыне – это уже поклонение идолу. Для верующего важен не предмет, а то, что на нем изображено. Издревле люди молятся образам святых, запечатленных на полотнах. Особой силой обладает икона с изображением Иисуса Христа. Фактически, Бога-Сына можно приравнять к святым, так как запечатлен он в своем человеческом обличье.
К сожалению, человечество не сразу пришло к мысли о том, что поклонение образам не есть идолопоклонничество. В период с VIII по IX век нашей эры, была организована процессия, которая выступала за уничтожение вех икон. К ним приравнивались также фрески, мозаики с изображением святых.
Вероятно, что оригинальный образ Иисуса Христа не дошел до наших дней. По указанию Вселенских Соборов в 787 и 843 годах, борьба за уничтожение икон была прекращена. С этого времени, религиозные идеи на полотнах стали оправданными, и большая часть дошла до наших дней.
О чем рассказывает икона
Верующий должен понимать, что полотно с ликом святого, в том числе с ликом Христа, не является доподлинно божественным. Человек не может изобразить всю святость и божественность образа, используя земные инструменты. Изображаются только те моменты, что имели земное воплощение.
Древние историки, которым посчастливилось увидеть Спасителя, дали ему подробное описание. Иконам в этом плане верить сложно. Изображения пишутся не «под копирку», но явные черты личности вполне узнаваемы. Главным правилом, которому следовали при написании икон с Сыном Божьим, называется золотым сечением. В качестве примера может послужить Новгородский спас. Золотое сечение будет соблюдено, если иконописец делает акцент на таких деталях:
В качестве дополнения используют элементы плат (ткань), молитвословие, дополнительные персонажи в виде святых и ангелов.
Редкие иконы Христа
Как было сказано в начале, не все иконы с ликом Спасителя дошли до наших дней. Оригинальные варианты погибли во время иконоборчества. Сегодня остается ориентироваться на относительно древние варианты написания.
Храм Христа Спасителя содержит у себя изображение Богочеловека, под авторством Евграфа Сорокина. Спас обладает большим количеством индивидуальных черт: у Христа длинные волосы, которые опускаются до плеч, глаза низко посажены. Такой прием позволяет сделать акцент на глазах, которые кажутся печальными. Этот стиль не нашел широкого распространения. Другие храмы предпочитают использовать Спас византийского образца.
Иконография богата на сюжеты. Например, икону Христа и Богоматери в момент его погребения. Изображение не может не привлекать к себе внимание. Иисус наполовину в гробу, а мать прижимает бездыханное тело к своей груди. Этот сюжет описывает события до Воскрешения. Мало, кто верил, что Христос воскреснет из мертвых, для большинства все было кончено. Композиция имеет предостаточно общих черт с аналогичными изображениями события, хотя положение тела Спасителя может меняться.
Еще одной редкой иконой можно назвать образ «Иисус во гробе». Богочеловек находится в каменном гробу, на теле имеются раны от истязаний. У сюжета одна единственная цель – напоминать, какой ценой были искуплены все грехи человечества, о том, как за род людской страдал Господь.
Значение иконы Спасителя
Воскресение Господня не является досужим домыслом. Для христиан это подтверждение, что Господь жив и будет жить. Поэтому верующие не должны забывать о нем и всегда помнить, о том жертве, которую он принес в искуплении грехов. В суете дней, когда реальные истины, подменяются ложными, нельзя забывать о главном.
Первые люди – Адам и Ева – совершили первородный грех, за что были отправлены в Земное Царство в наказание себе и своим потомкам. Но Господь милостив и пока люди не осознают в полной мере свои прегрешения и откажутся от своей порочной натуры, путь на небеса до смерти им будет закрыт. Но поддержка есть. Это Иисус.
Будучи человеком, тот познал все горести жизни, стал лучше понимать людей не с позиций Бога, но с позиций человека. К Нему можно обратиться за помощью, поделиться сокровенным и тот обязательно поможет, какой бы трудной ни была ситуация. Пути Господа неисповедимы, но чтобы проникнуться Божественным Промыслом, необходимо читать Библию.
Молитва должна нести умиротворение и спокойствие. Но человек слаб. Если ощущения счастья нет, следует спросить совета у более опытного верующего. Кто знает, может он скажет вам то, что поможет приблизиться к Царству Божьему.
Когда обращаются к иконе
Будучи земным существом, человек слаб. Его душа постоянно подвергается испытаниям, в которых он может пройти успешно или же погрузиться в пучину отчаяния от своей беспомощности. В такие моменты необходимо утешение. Облегчить душу позволит молитва, направленная к образу Божьего Сына. Чистое и праведное сердце всегда найдет в Его лице помощь, сможет очиститься и по-новому взглянуть на мир.
По каким причинам обращаются к Спасу:
Как изображается лик
Существует огромное количество изображений – «Спас на престоле», «Спас в силах», «Спас Эммануил». Но общих правил написания никто не отменял. Иконописцы стараются следовать каноническим правилам изображения лика святых. Одно из них правило золотого сечения.
О нем мы упомянули в начале, но не дали полной его характеристики. В чем же заключается его смысл? Постараемся дать ответ в этом разделе.
Итак, основным элементом каждой иконы является не только образ святого, но и сопутствующие элементы. Например, нимб. С латинского переводится, как «облако», «туман», «ореол». Христос впервые явил его на горе Фавор перед своими учениками, которые были поражены в первые секунды благолепием нерукотворного света. 9 черт, по количеству ангельских чинов, в пересечении образуют крест – главный символ христианства. Изображается поверх нимба.
Особое значение имеют надписи. Так традиционно пишутся три греческие буквы, которые вместе имеют перевод, как «Я есмь Сущий» — одно из имен Всевышнего. Так Творец представился перед Моисеем в первый раз.
Говорят, глаза – это душа человека. Так же считается и в иконописи. Взгляд Христа может быть печальным или же полным надежды на прощение рода человеческого. Подобный прием создает настоящий эффект присутствия. Верующий может ясно представить собственное общение не с полотном, но с Богом в его земном проявлении.
Роль иконы в православии
Православие пришло на Русь в далеком 988 году. И по сей день люди ходят в храм, чтобы получить помощь от Господа. Икона Христа играет в этом процессе не последнюю роль. Какое же значение она имеет в рамках православия и для простого верующего?
Посредством образа, изображенного на иконе, происходит почитание Всевышнего во всех Его проявлениях. Икона Христа считается не идолом, а вратами в Небесное Царство. А молитва ключом. Таким образом, верующие люди изо дня в день становятся ближе к Христу, получить долгожданное исцеление или же напутствие на решение личных проблем.
Православие издревле считается ревностной ветвью христианства. Но, Господь милостив к православным, так как видит их благочестие и силу веры. Икона Христа лишь проводник, а не предмет веры. Каждый верующий знает, что Бог не в иконе, он в сердце. Изображение лишь помогает ощутить связь со своим внутренним Богом, стать ближе к нему. После искупления Христа это стало возможно. Человек обрел шанс вернуться в Царство Божие. А Спаситель поможет ему в этом.
Все иконы Иисуса Христа с названиями и фото
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Христос Пантократор. Первая половина VI в. 84 × 45.5 × 1.2 см Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Вседержитель, Царь на троне, в терновом венце, с закрытыми глазами, с ангелами, первые Его шаги, плач об убиенных младенцах — все это икона Иисуса Христа. Самые первые изображения Спасителя, самые главные, сильные, чудотворные, редкие, нерукотворные… Какие бывают иконы, их названия, описание и значение — все подробности в статье Натальи Сазоновой.
Икона Господа – самая дорогая сердцу каждого верующего, и, конечно, нет православного дома, где не было бы хотя бы одной. Отсюда – разнообразие изображений Господа, возникшее еще с древности.
Какой была внешность Христа
Достоверных письменных источников по этому поводу почти не сохранилось. Евангелисты совсем не описывают внешность Христа – по большей части потому, что иудаизм просто запрещал любые изображения, Бога или человека, отсюда неуместны были также словесные описания. Именно поэтому сведений о внешности Христа мало.
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в
Именно таким выглядит Господь на образах того, да и более позднего времени.
Как выглядел на самом деле, кем был по национальности, на каком языке говорил, чем питался и во что одевался, что стало с Телом после Воскресения…
Какой бывает икона Иисуса Христа
Обычно их выделяют два типа:
При этом образы первого типа вышли из употребления с VII в., тогда как изображения второго вида к настоящему времени получили наибольшее распространение.
Катакомбы святого Калликста, Рим. Изображение датируют I-II веками
Агнец, Пастырь, «рыба»…
Современный христианин вряд ли узнает здесь Бога Живого. На стенах катакомб I-IV вв. часто можно увидеть фрески:
Причины распространенности символических изображений различны: все еще довлевшие над многими стереотипы времен Ветхого Завета, запрещавшие изображать Бога, а еще гонения, которым подвергались христиане.
Отношение к ним Церковь сформулировала с конца VII в. Решением так называемого Трулльского собора 692 г. они были признаны нежелательными – не столько из-за возможности их неоднозначного понимания, сколько потому, что исповедание веры должно быть открытым:
Так и изображать Спасителя нужно таким, каким Он воплотился и жил на земле. Постановления Собора положили начало развития совсем другой иконографии Христа.
Однако, несмотря на них, до сих пор существуют символические изображения Господа.
Ангел Великого Совета
Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г.
Именование основано книге пророка Исайи, именующего Мессию «Великого совета Ангелом» (Ис.3:6). Песнопение, основанное на книге пророка, поется накануне Рождества Христова, поэтому Господь изображается до Его Рождения на земле.
Благое Молчание
Спас Благое Молчание — очень редко встречающийся иконографический тип образа Спасителя. Икона изображает Христа до прихода к людям
Здесь осмысливается Христос до Воплощения на земле. Он символически написан как Ангел, с крыльями, при этом – облаченным царскими одеждами.
Икона Иисуса Христа «Пастырь Добрый»
Пастырь Добрый Россия, XIXв., 36х31,2 см. Нидерланды, частное собрание. Первые известные изображения датируются III веком. В условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее Царство Божие. В более поздние периоды изображения встречаются редко
Это древнее изображение, восходящее к первым векам Церкви – Господь представлен как Пастух, несущий на плечах потерянную овцу. Подобные иконы получили наибольшее распространение у западных христиан.
Сын Человеческий
«Подобный Сыну Человеческому» с мечом в устах посреди семи светильников. Откровение Иоанна Богослова, иллюстрация из Бамбергского Апокалипсиса XI века.
Помимо того, что начал писаться Лик Христа, постепенно сложились также особые правила Его изображения:
Надписи
Особенности иконографии Спасителя
1. Нимб крещатый
2. Синий плащ (гиматий)
3, 4. Красная рубаха (хитон)
5. Книга с цитатой
6. Имя
Принадлежностью ранних образов были греческие буквы «альфа» и «омега» по сторонам от Лика. Первая и последняя буквы греческого алфавита символизировали начало и конец – в данном случае мира.Они отсылают к словам Христа, передаваемым св. Иоанном Богословом: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…» (Откр.1:8).
СXI в. появляются новые надписания: это греческие буквы OWN на крестчатом нимбе. Это слово «Сущий», одно из имен Бога; кроме того, тогда же появляется надпись под титлами (короткая изогнутая линия над словом): ІС ХС, означающая «Иисус Христос».
Перечисленные черты – неотъемлемая часть любой иконы Господа как Сына Человеческого. Однако, при единстве в главном, иконография Его все равно очень разнообразна.
Лики: чудотворные и знаменитые, необычные и редкие
Спас Эммануил. Симон Ушаков, 1697 г., Москва, Исторический музей
Существует несколько десятков изводов. Основные из них:
Икона Иисуса Христа: краткое описание и значение
Среди других образов Господа Нерукотворный выделяется тем, что представляет не только собственно Лик Христа, но также – событие, с которого вообще начинается складывание Его иконографии.
Первый образ: Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII века. Третьяковская галерея
Церковное предание хранившееся с первых веков христианства, повествует, что оригинал представлял собой чудесно проявившийся на ткани отпечаток Лика Христа еще при Его земной жизни. Правитель города Эдесса (ныне – Урфа, территория Турции) по имени Авгарь тяжело болел. Услышав о Целителе из Назарета, он возымел веру, что даже изображение Спасителя может излечить его от болезни. Поэтому правитель послал живописца, который должен был начертать Лик Господа.
Художник нашел Иисуса, однако за множеством народа не смог приблизиться к Нему. Провидя, с чем пришел посланец Авгаря, Господь Сам подозвал его. А затем, попросив воды, умыл Свой Лик, отерся платом. На нем внезапно проступил образ Иисуса.
Впоследствии Авгарь действительно получил облегчение недуга, приложившись к плату (по-гречески – Мандилиону), полностью же выздоровел – после Крещения. С I в. в его городе появилась первая христианская община.
После захвата города язычниками Мандилион скрыли в нише над городскими воротами, заложив глиняной плитой. Когда же через много лет местонахождение святыни было открыто, на глиняной дощечке, закрывавшей Лик, отпечаталась его точная копия. Так возник Керамион – также Нерукотворный, но «на чрепии».
Бесспорно одно: к началу XII в. подлинники святынь были утрачены, так что позже стали появляться их копии.
Мандилион и Керамион
Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)
Это две разновидности Нерукотворного Образа: Лик Христа пишется или на плате, или «на черепице». Изображения последнего типа отличаются коричневым или же золотистым фоном, подобным цвету глиняной дощечки.
Особенность обеих икон – то, что изображается исключительно Лик Господа, обрамленный традиционным «крестчатым» нимбом. Иногда по сторонам его могут быть написаны Ангелы.
Мокрая Брада
Спас Мокрая Брада. XV век
Власы, борода Христа изображаются прямыми, как бы влажными, как ознаменование того, что Спаситель умыл Свой Лик, перед тем, как отереться платом.
В терновом венце
Это западный извод Нерукотворного Образа, представляющий Христа Распинаемого: Его Лик на белом плате, однако очи закрыты, а на главе – терновый венец. Западные христиане считают, что во время казни женщина по имени Вероника отерла Лицо умирающего Спасителя, а на ткани отпечатался Лик.
Однако православные подвергают сомнению само предание, считая его более поздним, возникшим не ранее XIII в. Тем не менее реликвия – кусок ткани, на котором просматривается изображение Христа – хранится в Римской базилике св. Петра.
В католическом мире бытуют многочисленные списки.
С закрытыми глазами (моргающий)
Редкая икона, которую называют «Иисус моргающий»
Это образ из монастыря Св. Креста в Джвари (Грузия), похожий на «Плат св. Вероники». Здесь Господь в терновом венце. Паломники говорят, что одни люди могут видеть глаза Господа, тогда как для других Его очи закрыты.
Пантократор (Спас Вседержитель)
Иисус Христос-Спаситель и Животодавец. Икона 1394-го года, находится в церкви монастыря Сс. Перображение в деревне. Зрзе — Prilep
Слово переводится с греческого как «всевластный» или «Вседержитель». Это самый распространенный тип изображений Христа, на которых Он представлен, как Царь Царей, Судия:
Древнейшее из таких изображений датируют VI в., это мозаика из Синайского монастыря, изображающая благословляющего Господа с раскрытым Евангелием.
Христос может изображаться:
Смысл образа всегда состоит в представлении Христа как Царя мира, Милостивого, благословляющего. Не случайно Вседержитель чаще всего пишется под куполом храма, символизирующим небо.
Ветхий Денми
Христос Ветхий Денми. Фреска XIV в. из Убиси, Грузия
Это необычный, нечасто встречающийся образ Христа как седого старца. Так иногда пишется Бог Отец, однако по православным канонам изображать можно лишь Человечество Христа, тогда как Божество неизобразимо. Видимо, поэтому некоторые иконописцы, пишущие Бога как «Ветхого денми», старца, делают надписание «Иисус Христос».
Самое древнее изображение такого рода относится к VI в., оно находится в Римском храме св. Констанции. На Руси подобная фреска известна с XII в. в Новгородском храме Спаса на Нередице.
Произведение Андрея Рублева
Спас, из деисусного чина, Рублев Андрей, Школа или худ. центр: Москва, 1410-е годы
Икона, найденная реставраторами в 1918 г. в Звенигороде, приписывается кисти прп. Андрея Рублева на основании его узнаваемого стиля: одухотворенность лика, золотистый свет, как бы пронизывающий весь образ. Несмотря на то, что икона сохранилась не полностью – только лик – глаза Господа, весь Его Лик, дышавший мудростью, любовью, спокойствием, производят неизгладимое впечатление на каждого, увидевшего даже репродукцию. Оригинал его сейчас хранит Третьяковская галерея.
На троне (на престоле)
Икона Господь Вседержитель на троне (Пантократор на престоле)
Этот вид изображений Пантократора представляет Христа восседающим на украшенном троне, которому предстоят святые, Богородица, Ангелы.
В Силах
Спас в силах. Из деисусного чина. Рублев Андрей c помощниками. Школа или худ. центр: Москва 1408 г. 314 × 220 см. Государственная Третьяковская галерея
Это одно из наиболее ярких, эмоционально сильных изображений Вседержителя.Его отличительные черты– доминирование алого (царский цвет) с синим (традиционный цвет земли).
Он окружен особым нимбом – мандорлой, который охватывает не только главу, но всю фигуру Господа. Это красные ромбы, один из которых вписан в синюю сферу, другой – окружает уже саму эту сферу. Мандорла пронизала золотыми лучами, а на иногда можно видеть едва прорисованные лики Ангелов – они как бы невидимо присутствуют у престола.
Такую икону часто можно видеть над Царскими вратами храмов, ведь это, по мнению многих, изображение главного Таинства – Евхаристии, ведь именно здесь в священнических молитвах упоминаются Небесные Силы, окружающие Царя Царей. По католической традиции «Спасу в силах» соответствует образ «MaestasDomini», обычно, правда, выполненный как скульптура.
Царь Царем
Царь Царем (Предста Царица) 19 век. Палех Дерево, левкас, темпера. 91х72,3 см. Иисус Христос, представленный как Царь Царем и Великий Архиерей, восседает на троне. Ему предстоят Богоматерь в царских одеяниях и венце, Иоанн Предтеча, также в венце, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный. Ему поклоняются павшие на колени преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона является произведением мастеров иконописных сел Владимирской губернии, возможно, Палеха. Представляет художественный и иконографический интерес
Название заимствовано из Откровения св. Иоанна Богослова (Откр.19:11-17). Христос представляется как Владыка царей земных, поэтому Его пишут облаченным одеянием правителя, часто – мантией. Неотъемлемый атрибут – диадемы на главе, держава, символ мира, увенчанная крестом, скипетр, означающий царскую власть. Иногда Господь пишется с предстоящими святыми.
В полный рост
Появление иконы на Руси относится к 60-м годам XII века — периоду формирования Владимирского княжества как сильной военно-политической державы. Текст «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа» гласит:
«Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости Божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати»
Это также извод Пантократора. На нем Господь благословляет верных, держа на левой руке Евангелие.
Всемилостивый
Название связано с введением на Руси праздника Всемилостивого Спаса 1 (14 н.ст.) августа, когда, по словам летописца «еже пантократы день милости Божиа празднуем». Речь идет о благословенной Господом победе над Волжскими булгарами 14 августа 1164 г., как память о которой появился праздник.
Смоленский
Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС. Икону XVI века несколько раз образ поновляли и даже переписывади заново «в связи с порухами»
Это ростовое изображение Христа, известное с конца XIV в. Кроме Него, здесь припавшие к Господу с молением прпп. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Образ написан в 1514 г. как благодарность за взятие Смоленска русскими войсками.
Эммануил с ангелами
Спас Эммануил с ангелами. XII век
Дерево, крупнозернистая паволока, левкас; яичная темпера. 72 × 129 см
Третьяковская галерея, Москва
Так как именование «Эммануил» («с нами Бог») преимущественно применяется к Христу Воплотившемуся, Родившемуся на земле, изображение этого типа представляет Его отроком или младенцем. Это может быть как самостоятельная икона Отрока Иисуса, так и вместе с Богородицей, Небесными Силами.
Всевидящее Око
Всевидящее Око Божие (икона)
Здесь благословляющий Эммануил – центр всей композиции. Его изображение вписано в круг, окруженный еще тремя:
Сложность семантики, а также неоднозначное отношение к ее каноничности (изображение Бога Отца, что не приветствуется Церковью) привели к тому, что «Всевидящее Око» не принадлежит к распространенным иконам.
Агнец
Еще один образ Эммануила с Ангелами –«Агнец». Это не символическое изображение, как было с первых веков христианства: здесь Эммануил показан как Жертва, приносимая во время Евхаристии.
Земная жизнь Христа (Евангельские сцены)
Здесь получили отражение значимые события, описанные Евангелистами. Наиболее древние из них – посвященные тем, стали основой праздников, особенно 12 великих, отмеченных церковным календарем. С XVI в. появляются образы другого рода, иллюстрирующие отдельные эпизоды жизни Христа или сказанные Им притчи.
Рождество
Василий Шебуев. Рождество Христово (Поклонение пастухов). 1847 г. Холст, масло. 233 х 139,5 см. Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге
Икону можно увидеть за богослужением праздника, а также в Рождественских вертепах, напоминающих о пещере, где явился миру Спаситель. Центр композиции – пещера, где в яслях (кормушке для животных) лежит обернутый пеленами Младенец, рядом – Богородица. Вокруг вертепа – события, предшествовавшие Рождеству, последующие за ним. Здесь можно увидеть прав. Иосифа, сидящего в недоумении о происходящем, пастухов, идущих поклониться Господу, волхвов, несущих дары. А вверху образа – звезда, указавшая путь «царям с Востока».
Все образы и символы в статье:
Первые шаги
Редкая икона «Первые шаги Иисуса Христа»: православные верят, что молитва перед образом поможет в воспитании детей
В России этот образ не распространен. Он – отражение предания о пребывании Святого Семейства в Египте. Именно там Младенец впервые встал на ноги. На иконе Он идет к Матери, Которая заботливо протягивает Иисусу руки.
Крещение
Крещение Господне, Андрей Рублев, фрагмент
Центр композиции – вошедший в Иордан Христос и св. Иоанн, возложивший руку на Его главу. Воды священной реки не покрывают Господа, как бы стоят почтительно по сторонам Его. Это соответствует церковному песнопению праздника: «… и разделяется Иордан, Владыку зря крещаема»
Много фотографий с описанием
Искушение
«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка)
Образы по большей части распространены у католиков. Однако подобные есть также у православных – обычно это храмовые фрески. Господь стоит на горе, на отдалении от него – темный ангел, не смеющий приблизиться. Иногда длань Господа простерта к сатане запретительным жестом.
Виноградная лоза
Спас Лоза Истинная – редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь»
Образ появился с XV в. Первый его вариант – Господь как Лоза Истинная, ветви которой – святые. На более поздних изображениях Христос держит Чашу, куда выжимает сок грозди винограда.
Исцеление
Исцеление расслабленного в Капернауме. Фреска 1684 года. Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Еще один по преимуществу храмовый образ – исцеление расслабленного. Обычно этот сюжет можно увидеть на фресках: узнается он как по характерным деталям – лежащий человек, благословляющий Господь, так по надписанию.
С Лазарем
Воскрешение Лазаря. Русская икона XV века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Обычно икона лежит на аналое в Лазареву Субботу. На нем:
Омовение ног
Омовение ног
Первая половина X в.
25.6 × 25.9 см
Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Сюжет встречается среди мозаик, фресок храмов Византии еще с XI в. Изображение воспроизводит рассказ св. Иоанна Богослова о том, как Христос омыл ноги ученикам перед Тайной Вечерей.
Моление о чаше
Василий Петрович Верещагин. «Моление о чаше». Художник написал шесть полотен для храма Христа Спасителя, представляющих единый цикл: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб»
Лобзание Иудой (поцелуй)
После революции Николо-Берлюковский монастырь, в котором в 1829 году обрели чудотворный образ «Лобзание Иудой» власти закрыли, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки
Обычно это также – храмовые фрески.
К настоящему времени святыня утрачена, она была увезена из обители во время гонений советских лет.
В темнице
Христос в темнице. Тотемское музейное объединение, XVII век
Обычно это образ, похожий на Пантократора, но при этом поверх Лика написана тюремная решетка. Существует также скульптурный вариант, больше тяготеющий к католическим натуралистических изображениям – кроме тернового венца, здесь также представлены раны Господа от бичей, видна кровь. Подобные деревянные резные изображения можно было увидеть в русских храмах XVIII-XIXвв., хотя еще Стоглавый собор запретил натуралистические изображения Христа.
Бичевание
Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест. Иконы-таблетки из собора Святой Софии Великого Новгорода. Школа или худ. центр: Новгород. Конец XV — начало XVI вв.
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Это изображение обычно встречается в росписях церквей. Оно представляет Господа привязанным к столбу, избиваемым римскими воинами.
Спаситель на Кресте, распятие
Икона «Кийский крест с предстоящими» (слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична. Изограф Иван Салтанов, 1670-е годы)
Обычно такое изображение находится:
Самое знаменитое Распятие такого рода – так называемый Кийский крест, полная копия Креста Христова, сделанная по просьбе Патриарха Никона. Это не просто изображение Распятия, но также реликварий с частицами мощей нескольких сотен святых. До революции Крест находился в Кий-островском Крестном монастыре на р. Онеге, ныне святыне можно поклониться в храме прп. Сергия Радонежского Московского района Крапивники.
Снятие с Креста
Сюжетная композиция Снятие с Креста. Дерево, левкас, темпера, 16 в. Около 1515 г. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Реставрирована в 1969-1973 гг. в Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, реставратор Н.В.Перцев
Больше всего подобных изображений у западных христиан, однако, по крайней мере с XV в., они встречались в России, например, во Введенском соборе Комельской обители (г. Вологда). На нем представлен Христос умерший, Тело Которого бережно снимают с Крестного древа Богоматерь и прав. Иосиф. Рядом скорбящий св. Иоанн Богослов, женщины, смотревшие на казнь.
Положение во гроб
Икона
Положение во гроб
Школа: Русский Север XV в.
Государственная Третьяковская галерея
Икона имеет византийское происхождение и множество вариантов. Обычно пишется Тело Христа, окруженное Его близкими. Иногда одна из жен-мироносиц (Мария Магдалина) изображается со скорбно воздетыми руками.
Царь Славы
Христос во гробе (Царь Славы). Икона. Византия, последняя четверть XII века. Византийский музей в Кастории, Греция. Фрагмент
Это изображение умершего Христа – как человека, обычно погрудное. Его Тело обнажено, очи закрыты.
С Божией Матерью («Не рыдай Мене, Мати»)
Икона «Не рыдай Мене, Мати», со святыми на полях Школа: Невьянск (?) Конец XVIII — первая четверть XIX вв. Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург
Это одна из самых эмоциональных икон, на которой Богородица прижалась к Лику умершего Сына. Однако, Христос склонил к Ней главу, как бы утешая Скорбящую. Не случайно название образа начинается со слов песнопения «Не рыдай Мене Мати, во гробе зрящи…»: Сын обращается к Марии как живой, а не как умерший, возвещая будущее Воскресение.
Воскресение
Иконография: Воскресение Христово, 1910 год. Иконописец: Карпычев Сергей Васильевич. Материал: Дерево, левкас, темпера, масло, золото Размеры иконы: высота 31 см, ширина 27,2 см Христос изображен в рост, в белых одеждах, с поднятым крестом в руке. Позади него ангел со скрещенными на груди руками. Инв. № ГМПИ 3108. ДИ-343-И. © Государственный музей Палехского искусства
Есть два варианта иконы:
С Марией Магдалиной
Явление Христа святым женам Конец XII в. Собор Рождества Богородицы, Монреале (Сицилия), Италия Мозаика частично реставрирована.
Таковые некоторые современные греческие иконы, представляющие Марию и Воскресшего Господа: она пала на колени, Христос благословляет Свою ученицу.
Благословение детей
«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:13-16)
Подобные иконы характерны для католических, особенно – протестантских изображений. Многие поздние образы в России написаны под этим влиянием по канонам светской живописи. Однако немало образов традиционного стиля на сюжет Евангелия, когда Господь обнимает, благословляет детей.
Плач об убиенных младенцах (аборты)
«Плач Иисуса Христа о детоубийцах» 2012 г., иконописец Сергей Осипов
Современные иконы, посвященные убийству детей – страшному греху нашего времени, появляются за последние годы.
В 2012 г. Самарский художник Сергей Осипов создал большую икону, которая как бы делится на две части:
А в храме св. Уара, епископа Липецкого, есть икона плачущего Господа, держащего на ладони убиенного во чреве ребенка.
«Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах» — икона символ исцеляющего покаяния. Многие повинные в абртах возле этой иконы обретают покаянное умиротворение. Хранится она в Липецком храме священномученика Уара первого епископа Липецкого, содержит капсулу с частичкой мощей от святых 14000 убиенных младенцев
Другие
Среди икон Господа также:
Какая икона Иисуса Христа подходит для домашнего иконостаса, а какая для храма
Как правило, православные стараются иметь для домашних молитв образы Вседержителя, такие, на которые больше отзывается душа. По традиции, восходящей еще к древней Эдессе, Спаса Нерукотворного обычно помещают над дверями, при входе. Многие также любят иконы Воскресения Христова.
Иконы, посвященные отдельным сюжетам жизни Господа, как правило, часть настенной росписи храмов.
Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)
В чем помогает Господь по молитве перед Его образом
Ответ на этот вопрос прост: во всем, что полезно человеку, что просится с верой, ибо, по слову ап. Иакова, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).
Молитва перед Ликом Господа, даже просто взгляд на него, успокаивает мятущиеся души, дарит покой, обещанный Христом Своим чадам. Его взгляд, полный любви дарит надежду во время любой скорби.