как называется икона царской семьи
Икона царской семьи Романовых
Одной из самых трагических страниц истории России двадцатого века было убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой нечеловеческой логики стали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его жена, императрица Александра Федоровна, их четыре дочери 17-23 лет и наследница семьи престол, 14-летний царевич Алексей. Погибли и те, кто оставался им верным в этот последний час: как члены семьи, так и их самые близкие.
История иконы
Грех убийства помазанника Божьего тяготел к России на многие десятилетия, и только в конце тысячелетия, в 2000 году, убитый Император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как носители царских страстей. В честь новых святых появились иконы царской семьи Романовых.
Однако икона Романовых служит не только для прославления убитых невинных, но и для раскаяния людей, виновных в грехе отступничества от помазанника Божия и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Этот грех усугубляется тем фактом, что ни семья, ни их близкие во время ареста и заключения не пытались сопротивляться, смиренно принимая волю Бога с христианской кротостью. Этот грех, который все еще висит на России, надо будет хвалить не одно поколение.
Поэтому неудивительно, что икона царственных святых мучеников сегодня есть практически во всех православных храмах, а у многих верующих она есть дома. В этом смысл иконы Царственных мучеников — напомнить всем нам, верующим и неверующим, о мученической кончине царской семьи, совершенной во имя мира на Русской земле и еще раз подтвердившей неприкосновенность праведников основы православия в государстве Российском.
Иконография царственных мучеников
Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, любил фотографировать, и многие фотографии его семьи хранились в архивах.
Русская православная церковь за пределами России в 1981 году классифицировала царскую семью как святых мучеников, и сразу же стали появляться иконы царственных мучеников с портретом, напоминающим фотографии. Таким образом, на иконе царя-мученика Николая II изображен хорошо известный нам по фотографии лик царя.
однако нельзя забывать, что вместе с царем была замучена вся его семья, включая невинных детей, поэтому икона царской семьи получила не меньшее распространение. Канон написания таких изображений еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. На некоторых изображена королевская семья, запечатленная на фотографиях.
Другие следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято изображать святых: в соответствующей одежде и с ликами, хотя и имеют сходство с портретом, но все же немного стилизованы в иконографическом стиле.
На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все те, кто остался им верен до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность учению Христа и Христу. Православная Церковь.
Как защищают иконы царя и царственной семьи
Правление Николая II можно оценивать по-разному, но его высокие нравственные основы никогда не подвергались сомнению. Он был прекрасным семьянином, жил и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности заповедям Христа, занимался благотворительностью и делал щедрые пожертвования на строительство церквей. Поэтому молятся иконе Николая II о защите и сохранении мира в семье, избавлении от семейных проблем, проблем с детьми и близкими, но не только. Их просят защитить ее от врагов нашей Родины, в том числе тех, кто пытается подорвать ее православные устои; укреплять патриотические чувства.
Икона царя Николая была широко известна, источала смирну и творила чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: а где же сейчас мироточная икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Николая Чудотворца в Пыжах.
В чем помогает икона царской семьи Романовых
Для каждого человека, названного в честь одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станет их святым покровителем. Это имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Молитва перед такой иконой помогает сохранить взаимоуважение поколений и близкие отношения между родственниками, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизму, а молитва перед чудотворной иконой Николая II помогает обрести исцеление.
Почитание иконы «Страсти Романовых» 4/17 июля — день кончины царской семьи и 25 января / 7 февраля — празднование Собора новомучеников, пострадавших за христианскую веру после 1917 года революция.
Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии
Как вы называете святых носителей страстей Царства Царя Николая, Царицу Александро, Цесаревича Алексея, Царевну Ольгу, Татьяно, Марию и Анастасию! Христос Господь гарантирует славу ангелов и нетленные венцы в Своем Царстве, но наш разум и язык не будут знать, как хвалить вас по наследству.
Мы молимся вам с верой и любовью, помогаем нам терпением, благодарением, кротостью и смирением нести наш крест, возлагая надежду на Господа и передавая все в руки Божьи. Научи нас чистоте и целомудрию сердца, да, согласно глаголу апостола, мы всегда радуемся, постоянно молимся, всех за все благодарим. Согрейте наши сердца теплотой христианской любви. Исцеляйте больных, обучайте молодых, делайте родителей мудрыми, дарите страждущим радость, утешение и надежду, обращайте ошибки в веру и покаяние. Защити нас от уловок злого духа и от всякой клеветы, несчастий и злобы.
Не оставляйте нас, заступничество ваших просителей. Молите Владыку Милостивого и Пречистую Богородицу за государство Российское! Да укрепит Господь нашу страну своим ходатайством, дарует нам все полезное для этой жизни и гарантию Царства Небесного, где вместе с Вами и всеми святыми земли Русской прославляем Отца и Сына и Святой Дух сейчас, всегда и всегда. Аминь.
Икона царской семьи Романовых
Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.
История иконы
Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.
Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.
Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.
Иконография царственных мучеников
Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.
Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.
Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.
На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.
Как защищают иконы царя и царственной семьи
Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.
Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.
В чем помогает икона царской семьи Романовых
Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.
Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы» 4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.
Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии
Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Николая 2 и его семьи: значение, о чем ей молятся
Одним из наиболее трагических событий в российской истории 20 века является убийство царской семьи. По утверждениям большевиков, оно было продиктовано т. н. «революционной необходимостью». Жертвами бесчеловечной «революционной» логики пали император Николай II, последний представитель 300-летней династии Романовых, императрица Александра Федоровна, его супруга, и их дети: четверо дочерей в возрасте 17-23 лет и цесаревич Алексей 14 лет, бывший наследником престола. Расстреляны были также люди, до последнего сохранившие верность царю и его семье: родственники и некоторые из приближенных.
Грех убийства
Помазанник Божий, его жена и дети были зверски убиты, и тот грех в течение долгих десятилетий тяготел над всей Россией. Только в 2000-м, на рубеже тысячелетий, убиенного императора Николая II и его семью Русская православная церковь канонизировала как царственных страстотерпцев. Для прославления новых святых появились икона Николая 2 (фото представлено далее), а также образа, посвященные его царственной супруге и детям.
Однако следует помнить, что увековечение иконописцами царственных жертв октябрьского произвола продиктовано не только желанием их прославить. Появление иконы Николая 2 и его семьи служит напоминанием о необходимости покаяния всего народа, который является повинным в страшном грехе — отступничестве от помазанника Божьего, оставленного вместе с невинными супругой и детьми в руках безжалостных врагов.
Святые иконы как напоминание о незыблемости основ православия
Поэтому неудивительно, что почти в каждом православном храме, а также дома у многих верующих можно увидеть икону мученика Николая 2 и образа, посвященные канонизированным членам его семьи. В этом и заключается их значение: напоминать о мученическом подвиге императора и его близких, совершенном во имя мира на русской земле и подтвердившем незыблемость в Российском государстве основ православия.
Свершившийся исторический факт нашел отражение как в иконописи, так и в существующих молитвах и акафистах к царственным мученикам. Сегодня известно множество свидетельств о чудесах, произошедших по молитвенным просьбам о защите к иконе царя Николая 2 и его семьи. Зафиксированы случаи исцеления недугов, соединения семей, находившихся на грани разрушения, мироточения образов императора и его близких.
Икона Николая 2: история создания
История иконописного увековечения российского царя-мученика удивительна и похожа на легенду. В ней отразился один из печальных парадоксов 20-го века. Икона Николая 2, последнего российского императора, была написана еще до его канонизации в России — по другую сторону океана, в США. В 1997-м русской эмигрантке Ие Шмит (в девичестве Подмошенской) приснился сон, в котором она увидела икону с изображением императора — мученика в великокняжеских одеждах.
Немногим ранее женщиной было получено небольшое наследство, и она намеревалась пожертвовать его на какое-нибудь благое дело. Проснувшись, она уже знала, что будет делать с деньгами. Ия Шмит обратилась к иконописцу Павлу Тихомирову, живущему в Калифорнии, с просьбой написать икону Николая 2, увиденную ею во сне. Они стали изучать фото царя, надеясь найти подходящий сюжет и выражение лица, сходное с привидевшимся женщине.
Икона многострадального российского императора была написана за несколько лет до того, как мучеников царской семьи прилучили к лику святых. Справа от государя изображен Николай Чудотворец, его небесный покровитель, а слева — праведный Иова Многострадальный. Надпись внизу гласит о том, что «сия святая икона» создана для прославления Царя-мученика в России.
О судьбе иконы
Икона с изображением русского царя сегодня хранится дома у Ии Шмидт. Литографии же, сделанные с образа, женщина стала продавать, чтобы они помогали россиянам, претерпевающим трудности за границей. Несколько литографий оказались у родного брата Ии Дмитревны, игумена Германа, служившего в Рязанской Свято-Никольской богадельне. Он привез их в Россию. Одну из них в Свято-Никольской богадельне (Рязань) увидел О. И. Бельченко, ставший ее хранителем. А случилось это спустя восемьдесят лет после отречения, 15 марта 1997-го. С тех пор по его инициативе образ государя стал кочевать по храмам России, нигде подолгу не задерживаясь.
Одним из чудес, связанных с образом императора, по заявлениям свидетелей, является мироточение его иконы, происходящее в дни особых торжеств или памятных исторических событий, сопровождающееся необыкновенным неземным благоуханием. Образ, перед которым читались акафисты, мироточил в продолжение нескольких месяцев. Например, 28 февраля 1999-го, в праздник Торжества Православия, литографию передали в находящийся в Пыжах храм святителя Николая Чудотворца. Икона была здесь принята с особой торжественностью: перед ней постелили ковровую дорогу, звонили во все колокола, а прихожане в это время совершали молитвы. По свидетельствам очевидцев, образ Государя в этот день сильно мироточил.
О чудесных исцелениях
Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.
Первый случай чудесного исцеления зафиксирован в храме Троицы Живоначальной (Хохлы). Здесь, благодаря иконе святого царя-мученика, было возвращено зрение полковнику в отставке А. М. Вытягову.
Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.
Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.
О почитании иконы
Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти. После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.
Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.
Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.
Об иконографии царственных мучеников
В основу иконографии семьи Романовых положены подлинные фото близких императора. Лики царственных страстотерпцев имеют сходство с их фотографическими портретами. Некоторые мастера изображают мучеников в иконописном стиле. Увековечены на святых образах не только члены семьи царя, но и все те, кто до самого смертного часа сохранял им верность.
Об иконе «Страстотерпцы Романовы»
О чудесах, происходивших по молитвам к убиенному государю императору Николаю Второму, а также безвинно замученным императрице Александре и детям: царским дочерям Марии, Татьяне, Анастасии, Ольге и царевичу Алексею – ходят легенды. До нашего времени не иссякает великое заступничество царственных мучеников. Обращаясь к ним, молят о родной земле, о помощи и защите.
Дни почитания иконы «Святые царственные страстотерпцы» («Страстотерпцы Романовы») — 17 июля (дата гибели семьи царя) и 7 февраля (дата празднования Собора новомучеников, которые пострадали за Христову веру после октябрьской революции).
В чем помогает икона?
Царственные страстотерпцы становятся покровителями для всех, кто носит их имена. Молитва перед иконой семьи царя помогает поддерживать взаимное уважение поколений, а также близкие отношения между родными людьми, воспитывать в благочестии детей, укреплять в них верность православным устоям и патриотизм.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Иконография образа «Царственных страстотерпцев»
Русская иконопись, в силу ее основного принципа – верности церковному преданию, всегда следовала своим лучшим образцам, которые отличало строгое соблюдение всех иконописных канонов. При этом существует исторически объяснимое стремление «примирить» традиционную иконопись с живописным наследием синодальной эпохи.
Принято считать, что истоки упадка русской иконописи коренятся в начале XVIII века. Фактически же это произошло на несколько десятилетий раньше. Именно в середине XVII столетия западное влияние на русскую иконопись оказалось столь сильным, что патриарх Никон вынужден был прибегнуть к самым решительным мерам: велел отбирать иконы, писанные по образцу западных картин.
Собственно, само по себе искусство, привнесенное из западной церковной традиции, не является антихудожественным или принципиально несовместимым с традиционной русской иконописью. Причина кроется в подходе к сути изображаемого: в разрушении древнего иконографического канона и исторической правдивости, когда, так называемая, «авторская свобода», то есть вольное истолкование иконописных образов, растворяет догматическую суть иконописного образа и, тем самым, уводит от правдивого изображения исторической реальности.
Православная икона пишется с точки зрения вечности, она – свидетельство Царства Божия, а свидетельство не имеет права на интерпретацию. То, что допустимо в религиозной живописи, интерпретирующей определенный священный сюжет, немыслимо в иконе, где изображенное должно следовать (или восходить) первообразу.
К каноническим требованиям русской иконографии также относится отсутствие на православных иконах черт чувственной, плотской привлекательности, которая очевидна в религиозной живописи. 100 правило VI Вселенского Собора гласит: «Изображение на досках или ином чем представляемыя, обаяющыя зрение, растлевающыя умы, и производящия воспламенения нечистых удовольствий, непозволимо отныне, каким бы то ни было способом начертавати».
Современные условия требуют от иконописцев не бездумно копировать готовые образцы, но быть вдумчивыми творцами, высоко образованными, как в иконописном деле, так и в истории. К сожалению, при выборе стиля и образцов художники-иконописцы нередко руководствуются преимущественно лишь своими вкусами или желаниями заказчика. В итоге, выразительная форма оказывается не выражением догматического содержания, а его интерпретацией, зачастую весьма вольной.
Создание новых иконографий всегда было делом трудным и очень ответственным. Сегодня мы становимся свидетелями создания иконографий святых нового времени. Самый обширный пласт новой иконографии составляют образы новомучеников. За период с 1988 года и до настоящего времени в Русской Православной Церкви был прославлен сонм святых. Только на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года было прославлено 1154 святых. По традиции, при канонизации каждому святому пишется икона, но для многих новомучеников еще не найдено общепризнанного образа. Те иконы, которые все-таки пишутся сегодня, не всегда удовлетворяют каноническим и художественным требованиям.
Каждая икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет догматико-каноническим, историческим и иконографическим требованиям.
Очертив круг наиболее важных требований, которые предъявляются к традиционной русской иконописи, попытаемся рассмотреть несколько образов иконографии «Царственных мучеников», столь широко ныне почитаемых.
Следует отметить, что икона написана с нарушением исторической правдивости изображения. Во-первых, это касается одеяний императора. Николай II, как известно, на Всероссийский престол был коронован в 1896 году. Коронация проходила в соответствии с установившейся традицией. Во время церемонии император получил символы царской власти: скипетр и державу, и облачен он был в парадный военный мундир и горностаевую мантию. Впервые данная атрибутика была использована во время провозглашения императором Петра I, но ко времени вступления на престол Николая II превратилось в своего рода закон. Одежд русских царей XVI-XVII веков император Николай II не носил и во все время своего дальнейшего правления.
Следующая, и весьма существенная историческую погрешность в изображении, заключается в том, что св. Николай изображен со скипетром и державой в руках, как с неотъемлемыми атрибутами русского самодержца. Не вдаваясь в дебаты, «как» и «отчего» произошли известные исторические события. Остановимся на бесспорном: Государь добровольно отрекся от Престола, сложив, тем самым, с себя монаршую власть. Возможность отречения Российского Государя от Престола по какой бы то ни было причине не предусматривалась Актом о Престолонаследии, и, в этой связи отречение Императора Николая II от государственной власти явилось беспрецедентным фактом в государственной жизни России. Изображение на иконе царя-мученика этих символов власти ни с какой точки зрения не может быть расценено как исторически обоснованное. Вместе с тем, иконографический канон строго определяет усвоение мученикам и страстотерпцам как действительно неотъемлемого символа мученического креста в деснице. Но этого нет в рассматриваемом образе.
Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных |
Среди других, наиболее известных икон с изображением Царской семьи, обращает на себя внимание икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных» из храма Христа Спасителя. Средник этой иконы очень известен, благодаря многократному литографическому тиражированию.
Фрагмент |
В последнее время широкое распространение получила икона «Святые Царственные мученики». Икона выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике. Подобное смешение стилей является невозможным для православной иконы, но, к сожалению, в иконе есть и другие, еще более серьезные противоречия.
Среди часто издаваемых большими тиражами икон есть иконы и с изображением непосредственно св. царя Николая II. В целом, им, как правило, присущи те же иконографические противоречия, о которых говорилось выше. Кроме того, стоит отметить, что изображение святого не в окружении членов Царской семьи все-таки тоже выходит за рамки канона. В иконографической традиции, конечно, есть примеры, когда из собора святых изображались лишь избранные святые, но они единичны. Для общего поклонения и почитания в традиции Русской Церкви с древности изображались соборы единопрославленных святых: «40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся», «Священномученики, в Херсонесе епископствовавшие» и др.
Таким образом, кратко обозначив круг основных требований иконографического канона и рассмотрев на общеизвестных примерах основные противоречия, существующие в современной иконографии «Царственных страстотерпцев», попытаемся определить, что же включает в себя исторически обоснованное и иконографически верное иконописное изображение.
Первоочередным здесь выступает требование следовать строго иконографическим традициям русской иконописи, не смешивая стили и художественные решения. С точки зрения иконографии нам представляется наиболее обоснованным следующее решение.
В центральной части образа в полный рост помещаются фигуры царя Николая II, царицы Александры и царевича Алексия. Композицию дополняют фигуры великих княжон: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.
Более того, к моменту своей кончины св. Николай оставался единственным законно поставленным государем, единственным помазанником. В России помазание Святым миром на царство было воспринято из традиции Византийской империи, но восходило ко временам Ветхозаветной Истории (вспомним помазание на царство царя Давида (1 Пар. 16,1.12)). Согласно учению Церкви, Дары Духа Святого, которые подаются через таинство миропомазания, неизгладимы, и даже добровольно оставивший Престол св. царь Николай оставался единственным законным правителем.
Иконографически справедливым будет, с учетом сказанного, изображать Царскую семью и в соборе новомучеников и исповедников Российских, где она по праву должна занимать центральное место.
Иконопись, бесспорно, является верной хранительницей преемственности священных традиций. Эту мысль отразили в своих определениях Отцы VII Вселенского Собора, и эту мысль должно продолжать во исполнение догматической и исторической истины.