как называется наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения

Тифлопедагогика как наука, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:58, реферат

Описание

Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Содержание

Введение
3
История тифлопедагогики как науки
4
Предмет, задачи, методы тифлопедагогики
5
Тифлопедагогика на современном этапе развития общества
8
Заключение
17
Список использованной литературы
18

Работа состоит из 1 файл

реферат по тифло.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кузбасская государственная педагогическая академия

Кафедра специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения

на тему: Тифлопедагогика как наука, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

История тифлопедагогики как науки

Предмет, задачи, методы тифлопедагогики

Тифлопедагогика на современном этапе развития общества

Список использованной литературы

Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Слепые — подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры предметов.

Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций.

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи, французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждении для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Л. Брайль, потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течение ХIХ в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока.

После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ, а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю. Д. Жаринцева.

В 30-е гг. содержание образования в школах слепых обогащается предметами, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и недоступными слепым: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена Б. И. Коваленко.

Как раздел общей педагогики тифлопедагогика развивается на основе философии, принципов гуманистического воспитания и на обще дидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Тифлопедагогика является частью дефектологии. Дефектологию можно определить как интегративную науку, на стыке педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с отклонениями в развитии. Она включает в себя блоки медико-биологических и психолого-педагогических наук, которые интегрируют полученные в своих сферах знания, ради одной цели — воспитания человека с отклонениями в развитии.

В современных условиях можно условно разделить дефектологию на учения об изучении, воспитании и обучении разных категорий людей с отклонениями в развитии. Одним из таких учений является тифлология, которая объединяет медико-биологические и психолого-педагогические науки, занимающиеся вопросами изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди данных наук можно назвать офтальмологию, невропатологию, психиатрию, нейрофизиологию (медико-биологические науки); тифлопсихологию, тифлопедагогику (психолого-педагогические науки).

Ключевое место в тифлологии занимает тифлопедагогика. На обоснование адекватных способов и методов педагогического воздействия, которые реализуются в тифлопедагогике, направлены все перечисленные медико-биологические и психологические науки.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:

Важное место занимают:

Большое внимание уделяется:

В качестве методов исследования тифлопедагогика использует:

Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки: общую педагогику, дефектологию, тифл опсихологию, патофизиологию,оф тальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия, компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.

B процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое образование в объеме массовой школы, духовно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально- трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.

Отечественная специальная педагогика многие годы выступала за воспитание и образование слепых и слабовидящих детей в специализированных учреждениях, позволяющих более полно и эффективно осуществлять их реабилитацию и получать знания в объеме массовой школы. Причем работа в специальных учреждениях направлена не только на получение цензового образования, но, главное, на коррекцию нарушенного зрения. Это специализированные детские сады для детей с нарушением зрения, детские учреждения ясли-сад-школа для детей с амблиопией и косоглазием, школы (школы-интернаты) для детей с нарушением зрения. Однако не все эти дети обучаются в специальных школах и детских садах, хотя специальные учреждения предоставляют семье надежные условия для получения полноценного среднего образования, лечения и коррекции зрительных нарушений, т.к. имеют необходимое техническое оборудование и дидактические средства и поэтому комфортны для детей, имеющих глубокие нарушения зрения.

Причины обучения детей с нарушением зрения в массовых учреждениях:

— родители хотят видеть своих детей каждый день, общаться с ними, влиять на их воспитание и обучение;

— многие семьи не получают финансовую помощь от района для направления в специализированное учреждение, находящееся в другом районе страны;

— родители не хотят, чтобы их детей считали инвалидами, резко отличающимися от нормально видящих детей.

В результате в настоящее время возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушениями зрения общего воспитания и образования в условиях массовых учебных заведений. К сожалению, и массовая школа, и сами дети с нарушением зрения оказались слабо подготовлены к интегрированному обучению. Включение этих детей в систему общего воспитания и образования должно осуществляться по нескольким направлениям.

Готовятся специальные законодательные административные решения, позволяющие и допускающие обучение детей с глубокими нарушениями зрения в массовой школе, т.к. до настоящего времени прием таких детей осуществлялся неохотно и часто по личной договоренности с директорами и учителями. В решениях ставится вопрос о повышении оплаты труда учителей и воспитателей, имеющих в своем классе ребенка с глубоким нарушением зрения.

В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить дифференцированный и специализированный подход к ребенку. В классах должна быть обеспечена общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте (не менее 400-500 люкс). Учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. На отбор места для ребенка с нарушением зрения влияет, прежде всего, офтальмологический диагноз и степень снижения зрения. Если ребенок слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду; если ребенок сохранил частичное зрение, ему также следует сидеть на первой парте в среднем ряду. Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой, по усмотрению учителя, который должен все же учитывать степень слышимости в этом месте. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

Источник

Тифлопедагогика как наука

Вы будете перенаправлены на Автор24

Тифлопедагогика – это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.

Тифлопедагогика занимается разработкой методик обучения и воспитания детей с частичными нарушениями зрения, слабовидящих или полностью потерявших зрение, а также родившихся слепыми.

Данная наука имеет важное значение. Она помогает получить полноценное обучение и развитие детям, лишенным визуального восприятия окружающего мира.

Рисунок 1. Тифлопедагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

История тифлопедагогики

Становление тифлопедагогики, в качестве самостоятельной науки, не является одномоментным. Этот процесс происходил в течение нескольких столетий. Можно выделить следующие этапы исторического развития тифлопедагогики:

Открытие первой школы для слепых во Франции. Это произошло в XVIII веке. В 1784 году В. Гаюи – педагог-новатор, занимающийся исследованием процесса обучения детей с нарушениями зрения, разработал методику обучения таких детей. Им был создан специальный алфавит для слепых – рельефный. Учащиеся изучали буквы на основе осязательного восприятия.

Рисунок 2. Гаюи – основоположник тифлопедагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1852 году оформилась система рельефно-точечного изучения алфавита. Она была разработана французским тифлопедагогом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в три года. Он много лет трудился над созданием системы обучения слепых и создал рельефно-точечный шрифт, который базируется на комбинациях шести точек, отражающих буквенные и математические знаки. Это позволило слепым людям освоить технику чтения и письма. Данная методика была основана на базе ночной азбуки, созданной немного ранее Шарлем Бабье. Система рельефно-точечного алфавита активно продвинула развитие образовательной деятельности со слепыми. Школы для слепых стали активно открываться не только во Франции, но и по всему миру. Данная методика долгое время лежала в основе обучения незрячих.

В XIX веке происходит постепенное становление отечественной тифлопедагогики. В 1807 году открывается первая школа для слепых. Позже их количество возрастает, но обучение в них могут позволить себе только некоторые граждане, поскольку оно является платным. В 1881 году был открыт первый интернат для слепых мальчиков. Данное учебное заведение примечательно тем, что оно сохранило свое направление деятельности и по сей день. В ней обучаются дети по новым образовательным методикам и подходам тифлопедагогики.

XX век стал эпохой развития отечественной тифлопедагогики и ее обособления, как отдельной научной отрасли. В 30-е годы происходит разработка советских школьных программ для слепых, а интернаты для слепых становятся составным компонентом образовательной системы. В этот период, огромный вклад в разработку теоретических концепций тифлопедагогики был внесен ученым Б.И. Коваленко. Он занимался разработкой методов обучения слепых и специальных техник образовательной работы со слепыми.

Готовые работы на аналогичную тему

Предмет, цель и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика занимается изучением практических вопросов воспитания, обучения и развития детей, имеющих нарушения зрения. Эти вопросы и являются предметом данной науки.

В качестве объекта изучения, тифлопедагогика избрала проблемы, вопросы обучения людей с нарушениями зрения. Она исследует все аспекты специального образования детей разных возрастных категорий, имеющих разнородные проблемы со зрением.

Целевым назначением данной науки выступает процесс социального становления и развития личности с нарушениями зрения. Тифлопедагогика стремится к разработке методик, позволяющих беспрепятственно интегрировать личность с нарушениями зрения в социальную среду, сделать ее полноценным участником социальных отношений, научить слепого или плохо видящего человека самостоятельно себя обслуживать, находить пути построения социального взаимодействия, самоутвердиться и самореализоваться.

Исходя из целевого назначения тифлопедагогики, можно выделить ряд значимых задач, которые требуют реализации для достижения поставленной цели. К ним относятся:

Источник

Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени

как называется наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Смотреть фото как называется наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Смотреть картинку как называется наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Картинка про как называется наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Фото как называется наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения

Рубрика: История образования и педагогики

Дата публикации: 26.01.2016

Статья просмотрена: 11032 раза

Библиографическое описание:

Мухортова, Д. Д. Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени / Д. Д. Мухортова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/653/ (дата обращения: 10.11.2021).

В статье рассматривается история развития тифлопедагогики, прогресс в этой области.

Ключевые слова: тифлопедагогика, воспитание и обучение.

Глаза — один из важнейших сенсорных органов человека. За ними нужно тщательно следить, оберегать их. Глаза — это сложнейшая система, благодаря которой мы можем различать не просто цвета, а даже оттенки, мы можем увидеть не просто синий цвет, а темный ультрамариновый, индиго, сапфировый, не просто зеленый, а изумрудный или мятный. Мы видим не только, когда за окном светло, но и когда темно.

Было бы так развито искусство или наука, если бы мы ничего не видели, а могли бы только нюхать, щупать и пробовать?

Зрение — это восприятие организмом внешнего мира, т. е. получение информации о нём, посредством улавливания специальными органами зрения отражаемого или излучаемого объектами света. [2]

Зрение для многих обителей мира, является основным способом ориентировки, осознания мира, получения знаний.

По мнению разных специалистов, мы от 80 до 90 % всей информации, получаем благодаря зрению.

Зрение бывает разное, но его может и вовсе не быть. Представьте, с какими сложностями можно столкнуться при обучении, ведении социальной жизни людям с серьезными проблемами зрения.

Есть специальная наука, которая занимается проблемами обучения людей незрячих или с тяжелыми нарушениями зрения — тифлопедагогика.

Тифлопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения) [1].

Дефектология — наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания [1].

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика.

Дефектология изучает проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами.

Вернёмся к тифлопедагогике. Шел 1784 год, в Париже открылась первая школа для слепых детей. Школа открылась благодаря Валентину Гаюи,это известный человек в мире педагогики, новатор, он является одним из первых, кто начал заниматься проблемами обучения при глубоких нарушениях зрения. Валентин Гаюи не просто создал систему, по которой люди с нарушениями зрения смогли учиться, он перевернул мир в отношении к таким людям, благодаря этому человеку, люди с проблемами зрения получили возможность получать знания, образование, социализироваться в обществе с хорошим зрением. Валентин Гаюи первый тифлопедагог, он является автором рельефного алфавита для незрячих, предшественником Луи Брайля.

Неоценимый вклад в развитие тифлопедагогики внес, человек, который будучи трехлетним ребенком, потерял зрение. Воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых Луи Брайль. Он стал автором рельефно-точечного шрифта для слепых, это полностью изменило систему обучения незрячих. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Вдохновением для создания такого шрифта послужила ночная азбука, разработанная Шарлем Барбье, который являлся французским военным. Книги по Брайлю стали выходить с 1852 г. во Франции, а в России первая книга вышла в 1885 г. и был это «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» под авторством А. А. Адлер.

В отличие от Франции, в России первое учебное заведение для слепых, было открыто в 1807 году, при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Изучали там Закон Божий, пение, различные ремёсла, увы, но никакие науки, в то время не изучались.

В XIX веке стали открываться и другие школы для слепых. Был создан единый учебный план, но обучение было платным и потому, лишь маленький процент нуждающихся в этой школе, мог позволить себе там учиться.

В 1881 году, в Санкт-Петербурге, была открыта первая школа-интернат для десяти слепых мальчиков. Школу открыл Константин Карлович Грот, Российский государственный общественный деятель, который был далёк от педагогики, но внёс ощутимый вклад в развитие тифлопедагогики.

В 1917г. После Октябрьской революции школы-интернаты стали составной частью системы народного образования.

В 1928г. появились советские школьные программы для слепых. Условия создавались не только для людей полностью слепых, но и слабовидящих. Для них вначале 30-х г. открыли классы по охране зрения, а в конце 30-х г. открыли первые школы для слабовидящих людей.

В 30-е годы, содержание образования в школах слепых, обогащается предметами: физика, математика, естествознание и другие. Предметы, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и были недоступны слепым, теперь вошли в программу обучения.

Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал Борис Игнатьевич Коваленко, выдающийся тифлопедагог, профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Б. И. Коваленко утверждал, что цели и задачи обучения слепых такие же, как и зрячих: «…потеря зрения глубоко потрясает человека, но при современном состоянии науки нет основания считать ослепшего навсегда выбитым из жизненной колеи. Там, где офтальмология оказывается бессильной, в свои права вступает тифлопедагогика…. На смену суеверному страху и состраданию приходят специальные приемы обучения и специальная техника труда, благодаря которым потерявшие зрение могут обучаться и трудиться наравне со зрячими…».Теоретические положения, высказываемые Борисом Игнатьевичем, носят особенную ценность, так как основываются на личном опыте незрячего человека.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии, так же связано с именами таких ученых, как М. И. Земцова — психолог-дефектолог, занималась проблемами людей лишенных зрения. Л. И. Солнцева — тифлопсихолог, разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, А. И. Каплан, А. Б. Гордин, Р. С. Муратов, Б. В. Сермеев, В. А. Феоктистова, Э. М. Стернина, И. С. Моргулис, Л. А. Семенов эти и многие другие, занимались данной проблемой и внесли огромный вклад, написанием программ и методик.

Вернемся из прошлого в настоящее, сейчас тифлопедагогика отрасль, развитая практически во всем мире.

Мировое общество должно понимать, что незрячим людям нужна помощь, требуется открытие новых школ, которые будут соответствовать этому веку. Люди с проблемами зрения не должны социально отставать от хорошо видящих людей. Социальная среда должна быть доступной для них. Если посмотреть на историю развития, которую я привела выше, то мы видим, что прогресс есть. Появились учебные заведения, учебные программы.

Выше я писала о школе-интернате, которая была открыта в Санкт-Петербурге, в 1881 году Константином Карловичем Гротом. Эта школа-интернат № 1 имени К. К. Грота, действует и сейчас,реализует новые педагогические идеи и подходы, ищет пути совершенствования работы в современных условиях, в школе-интернате дети могут получать образование, начиная от начального до среднего-общего образования. Так же есть Костромская школа-интернат, она была основана 122 года назад. В учебном заведении живут и учатся 132 ребенка.Это все прекрасно, но школ не хватает, во многих областях, нет спецшкол или школ-интернатов, детям приходится обучаться или на дому или в обычной школе. Может это и хорошо, что полностью слепые или с недостатками зрения могут учиться в обычных школах, ходить в обычные детские сады, а может и плохо. Хорошо это или плохо, покажет время, но инклюзивное образование набирает скорость в распространении по миру.

В заключении хочу написать, что проблема зрения есть, была и скорее всего, будет всегда. По данным ВОЗ на 2009 год 45млн человек полностью незрячие, а 135млн страдали различными дефектами зрения. Такая безрадостная статистика на 2009 год, а сейчас 2016, соответственно, скорее всего, число людей с нарушением зрения возросло. Поэтому нужно открывать больше современных учебных комплексов для незрячих и с серьёзным нарушением зрения людей, делать среду для таких людей доступнее, нельзя останавливаться на достигнутом, так же нельзя забывать о профилактике, она может замедлить рост численности населения с нарушениями зрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *