как называется озеро в раифском монастыре
Местечко Раифа
Раифский Богородицкий монастырь в настоящее время самый известный монастырь Казанской епархии. Он был основан иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче., но стены и самые старые каменные постройки монастыря относятся к концу 17-го — началу 18 века. Основные храмы монастыря были построены ещё позднее. Монастырь находится в лесу, на берегу озера, на территории Волго-Камского природного заповедника, в 30 километрах от Казани.
Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцов, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.
До пожара 1689 года обитель была полностью деревянной. Небольшой по размерам комплекс и в плане имеющий форму пятиугольника, в 1690–1717 годах был обнесен невысокими зубчатыми стенами с башнями. Эта ограда носила традиционный для монастырей предшествующего времени оборонительный характер. По углам крепости стояли круглые башни.
Колокольня с надвратным храмом в честь Архистратига Божия Архангела Михаила
60-ти метровая надвратная колокольня, или как её ещё называют «раифская свеча», увенчанная 7-ми метровым крестом, встречает каждого, кто приезжает к стенам монастыря. На втором этаже колокольни, над вратами — храм во имя Архистратига Михаила, небесного покровителя М. Атлашкина, купца пожертвовавшего на строительство деньги и кирпичи.
Строительство звонницы было начато в 1889 году на средства марийского купца Михаила Атлашкина, который умер в 1901 году и похоронен на монастырском кладбище.
В 1891 году в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню подняли крест высотой 7 метров. Трудно представить как его устанавливали в конце XIX века, ведь когда в 1999 году ураган снес крест, то обратно его устанавливали с помощью вертолета.
Собор Грузинской Божией Матери
Собор в честь иконы Грузинской Божией Матери построен в стиле классицизма в 1835–1842 годах архитектором М.Коринфским. Строительство обошлось в 50 000 руб. По тем временам сумма огромная. Пятую часть (10 000 рублей) внёс один человек — казанский мещанин Дмитрий Орлов.
В этом соборе хранится главная святыня монастыря — Грузинская икона Божией матери.
Молчание лягушек и другие тайны Раифского монастыря
Турист, приехавший в Казань, почти наверняка попадет и в Раифский монастырь: ехать до него от столицы Татарстана всего 27 км. И вот когда осмотрен Казанский кремль и дом Ушковой, нанесен визит в Музей изобразительных искусств ради богатой коллекции работ Константина Фешина и Ивана Шишкина, когда распробован перемеч, баурсак, кыстыбый, вак бэлиш, чибрики (в единственном числе они практически не встречаются), дучмак, губадия и, конечно же, эчпочмак, а также другие шедевры татарской кухни, туристы устремляются в Раифский монастырь.
Он стоит на берегу небольшого Раифского (оно же Сумское) озера и окружен старым хвойный лесом. Это место в 1613 году выбрал отшельник Филарет. В свое время он жил в Москве, но затем роздал все свое имущество бедным, ушел в Чудов монастырь, получил сан иеромонаха. Затем Филарет пришел в Казань, недолгое время провел в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля и отправился искать место для уединения. Берег Сумского озера привлек его своей полной изолированностью от мирской суеты: Филарет тогда еще не знал, что лес и озеро были священными местами для местных язычников-черемисов. Здесь они совершали свои обряды.
Обнаружив на берегу ритуального озера келью, черемисы, конечно, не обрадовались, однако Филарет произвел на них самое благоприятное впечатление. Они не только не тронули монаха, но и рассказали по всей округе, что у озера поселился русский святой. Филарет стал популярной фигурой, к нему потянулись паломники, которые тоже стали обживаться у озера: уединения иеромонах не достиг, однако стал главой монашеского скита, который с каждым годом становился все больше. Так прошло почти пятьдесят лет.
В 1661 году, через два года после смерти Филарета, казанский митрополит благословил строительство монастыря на месте монашеского поселения. Обитель получила название в честь святых отцов, в Раифе и Синае избиенных, – то есть, почитаемых православной церковью египетских монахов-подвижников, живших в окрестностях горы Синай в монастыре Святой Екатерины и в расположенной рядом Раифской пустыни на берегу Красного моря.
В 1668 году Раифский монастырь под Казанью получил свою главную святыню: список с иконы Грузинской Божьей Матери, хранившейся в Красногорском Богородицком монастыре в поселке Пинега недалеко от Архангельска. Сегодня этот монастырь разрушен, а оригинал иконы был утерян еще в 1922 году, затем появились свидетельства, что икону несли на Архангельском крестном ходе в 1946 году – но после этого следы святыни окончательно потерялись. Оригинальная икона, относившаяся к типу Одигитрия, была чудотворной. В 1654 году, когда ее привозили из Пинеги в Москву для поновления, она спасла немало народа от бушевавшей тогда в столице чумы. Список, хранящийся сегодня в храме, освященном в честь иконы Грузинской Божьей Матери, тоже творит чудеса и исцеляет болезни. Ради нее в Раифский монастырь сегодня приезжают толпы верующих.
Но в год обретения иконы монастырю было еще очень далеко до его современного состояния. В 1689 году в обители случился пожар, погибли все деревянные постройки – огромный многолетний труд нескольких десятков людей. Тогда монастырь начали строить заново – уже в камне. С 1690 по 1717 годы были возведены зубчатые стены и башни: они образовали живописный монастырский кремль. Первую каменную церковь – в честь Преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных, – построили в 1708 году, через двадцать лет появилась миниатюрная Софийская церковь над братскими кельями, а в 1842-м архитектор Михаил Коринфский достроил уже упомянутый нами собор иконы Грузинской Богоматери. Затем появилась величественная надвратная колокольня, а в 1910 году открылся спроектированный Федором Малиновским Троицкий собор в русском стиле.
В 1918-м монастырь закрыли, но здесь все равно тайно велись богослужения. Так продолжалось до 1930-го, пока оставшихся здесь пятерых иеромонахов и одного послушника не расстреляли. Сегодня их имена включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. После уничтожения монахов в их кельях поселили политзаключенных: монастырь превратили в тюрьму, а затем – в колонию для несовершеннолетних. В 1991 году обитель вернули Русской Православной Церкви. Поскольку к тому времени она представляла собой практически одни руины, здания пришлось восстанавливать, причем православным монахам помогали в этом местные мусульмане.
Сегодня на территории монастыря открыт приют для мальчиков-сирот, а одной из достопримечательностей считаются скульптуры, автор которых – монастырский послушник, в прошлом профессиональный скульптор.
Еще одна особенность Раифы – местные молчаливые лягушки. Раньше они квакали, и очень громко, мешая церковным песнопениям. Тогда монахи попросили у Бога милости – избавить их от этой какофонии. И лягушки замолчали. Этой загадкой заинтересовались ученые, стали проводить опыты. Они отпускали в монастырское озеро нормальных квакающих лягушек из других мест – животные тут же замолкали. Брали раифских лягушек и отпускали их в километре от монастыря – те тут же начинали истошно квакать.
Но у монастырских стен по-прежнему царит богоугодная тишина…
Тишь да гладь
В каждом уголке нашей необъятной страны есть особые знаковые места, где наиболее остро ощущается связь прошлого, настоящего и будущего. Таким местом несомненно является Раифская Богородицкая пустынь. Полное название звучит как Раифский Богородицкий мужской монастырь. В народе обитель попросту называют Раифой. Расположена она в Зеленодольском районе, в 27 км к северо-западу от Казани.
Возникновение монастыря связывают с именем преподобного иеромонаха Филарета. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что рожденный в знатной боярской семье, он, после смерти родителей раздал свое богатое состояние нищим, избрал монашеский путь и принял постриг в Московском Чудовом монастыре. В 1613 инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасопреображенского монастыря. Жаждущий уединения и безмолвия инок часто удалялся от монастыря в дремучие леса.
Однажды он набрел на Сумское озеро и на берегу соорудил себе не то землянку, не то хижину. Пребывая в строгом посте и молитвах, отшельник долго жил в одиночестве. Но постепенно вокруг скита стали селиться люди. Так образовалось киновия — небольшое поселение пустынников.
После смерти Филарета по просьбам иноков митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий в 1661 году дал благословение на создание монастыря на месте скита. Уже через год развернулись строительные работы. Первая деревянная церковь была освящена в 1663 году в честь Евфимия, архиепископа Новгородского. Позже обитель обнесли крепостной стеной с башнями, бойницами и двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, а другая — во имя Святых преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью.
По одной из трактовок слово «Раифа» можно перевести с еврейского как «Богом хранимая». Название «Раифа» связано с древним монашеским поселением на египетских землях неподалеку от горы Синай. Христианские подвижники жили в пещерах, в каменных ущельях и отличались особой строгостью монашеской жизни. Зачастую они питались только финиками, кореньями и дикими горькими травами. Многие прославились даром чудотворения. В IV–V веках иноки неоднократно подвергались нападению варваров и кочевых арабских племен. Кочевники зверски, с лютой свирепостью мучили подвижников и затем с ужасающей жестокостью их убивали. Первое избиение описано египетским монахом Аммонием, очевидцем гибели сорока святых Отцов синайских. Вторичное избиение произошло через сто лет и описано преподобным Нилом Постником, чудом избежавшим смерти.
Новоустроенный монастырь пребывал в немалой бедности и не имел ни собственных земель, ни угодий. Община терпела сильную нужду во всем необходимом. Игумен Савватий в 1670 году писал в своем челобитье царю Алексию Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем». По этой просьбе в 1674 году монастырю были пожалованы близлежащие деревни с крестьянами, лес, пашни и окрестные покосы.
Высшего расцвета Раифская обитель достигла после обретения списка с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. Сам образ, вывезенный персами из покоренной Грузии, был выкуплен русскими купцами и находился в Черногорской (Красногорской) обители Архангельской епархии. Чтобы снять с него копию, митрополит Лаврентий отправил на Север своего лучшего художника-иконописца. В 1668 году список торжественным крестным ходом был перенесён в Раифский монастырь и помещён в специально построенный для нее новый храм. Икона сразу начала совершать чудеса, неся исцеление незрячим, хромым и умалишенным.
В 1689 г. страшный пожар истребил все постройки Раифской обители. К великому счастью Чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена. Однако пустынь пришла в крайнее запустение. Кроме построек, сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что серьезно затрудняло процесс восстановления. Лишившись пристанища, престарелые и немощные монахи разбрелись кто куда. Те немногочисленные братья, что остались, ютились в землянках, вырытых на пепелище. Видя их безграничную преданность родной обители митрополит Казанский Адриан решил возродить монастырь и сделать это уже в камне.
Свое существование монастырю удавалось поддерживать до июня 1928 года во многом благодаря тому, что по инициативе профессоров Казанского университета здесь в 1921 году был заложен дендросад, а заповедные леса вокруг стали базой лесного факультета.
Дальнейшая подсоветская судьба монастыря типична. В сентябре 1933 в обители была организована Раифская трудовая коммуна. В числе первых коммунаров были изъятые с улиц беспризорные дети. В храмах и братских корпусах располагались клуб, столовая, жестяночный цех, кузнечные и слесарные мастерские. Воспитанники изготовляли самую разнообразную обувь, занимались корзиноплетением. В военные годы сотрудники и воспитанники трудовой колонии трудились под девизом «Всё для фронта, всё — для победы!». Шили плащ-палатки, санитарные и телефонные сумки, фляжные футляры, кисеты, обувь. В 1953 году Трудовая колония была преобразована в Раифскую детскую воспитательную колонию для несовершеннолетних преступников, а в 1965 году — в Раифское специальное профессиональное техническое училище.
Сегодня у детской колонии свои здания, отделённые от монастыря забором. Но жизнь воспитательного учреждения связана с монастырем и исторически, и духовно. Здесь одновременно живёт до 110 мальчишек со всего Татарстана и соседних регионов. Ребята с пятого по одиннадцатый класс. Сюда попадают на два-три года за кражи, хулиганство, торговлю наркотиками. У каждого воспитанника своя драматическая судьба, несчастливо сложившаяся детская жизнь, своё горе.
Возрождение монастыря состоялось в 1991 году. Огромная заслуга в этом принадлежит архимандриту Всеволоду. Этот удивительный, энергичный человек (в миру Вячеслав Александрович Захаров) сделал невозможное. По оценкам экспертов, на момент передачи церкви сохранность некоторых монастырских построек составляла всего 16 процентов. Трудно было изыскивать средства на восстановление едва ли не полностью разрушенной обители. Но отец Всеволод, поднял из руин монастырский комплекс в очень короткий срок, сделав его самым посещаемым в митрополии. У Булата Окуджавы есть замечательные строки: «Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…». Так и Всеволод. Увлеченный своим делом он дышал своей обителью, создавая новую историю святого места. Помогали и обычные люди. Кто чем мог: деньгами, кирпичом, продуктами, инструментами.
Сегодня от былой разрухи не осталось и следа. Все уцелевшие здания хорошо отреставрированы и радуют глаз свежевыкрашенными фасадами. Трудники и послушники следят за чистотой. Всюду высажены деревья, кустарники и разбиты цветочные клумбы. Вдоль дорожек установлено много скульптур на религиозную тематику, созданных скульптором Савельевым.
Каждого идущего в обитель встречает стройная пятиярусная колокольня под названием «Раифская свеча». Её возведение началось в 1889 году на средства известного марийского купца-лесопромышленника и мецената Михаила Тимофеевича Атлашкина. На втором этаже надвратной колокольни устроен храм во имя архистратига Божия Михаила. В 1891 году на колокольню водрузили семиметровый крест. Часы в верхнем ярусе башни, чистопольского производства, работают по принципу обычных «ходиков», с тихим тиканьем — это самые большие часы подобного устройства из всех, что зарегистрированы в мире.
Пройдя под массивной аркой колокольни, первая церковь, которую видишь, это Собор в честь иконы Грузинской Божией Матери.
Именно здесь хранится список Грузинской чудотворной иконы Божьей Матери, созданный в XVII веке. Ее подлинник был утрачен. Поэтому Раифская икона ― самая старинная и наиболее почитаемая из всех Грузинских икон Богородицы в России.
Массивное здание собора было построено в стиле классицизма в 1835–1842 годах архитектором М.Коринфским вместо пришедшего в ветхость храма конца XVII века. Венчает храм огромный синий купол. На стенах нижнего яруса встроены барельефы, на которых изображены 4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Самая крупная и самая «молодая» постройка Раифского монастыря ― Собор во имя Живоначальной Троицы. Он был фактически заново построен в 1894 году архитектором Ф. Н. Малиновским в русско-византийском стиле. В результате собор приобрел совершенно иной, нарядный вид.
Нельзя не заметить Семистрельную икону Божией Матери. Собрана она из морской гальки, мраморной крошки, смальты и ракушек. Автором этой необычной работы является мастер по мозаике Анна Солнечная. Четыре месяца художница трудилась над иконой, которую затем освятили в Раифском монастыре. Позже, икону вместе с другими работами выставили в Казани на продажу. А после того, как купили, икону подарили Раифскому монастырю. Икона вернулась туда, куда до этого ее привозила освящать сама Анна.
Троицкий собор славится своей уникальной акустикой. Рассказывают, что пение братии слышно на несколько верст вокруг. Жаль, но послушать хор не удалось. А вот оторвать взгляд от иконостаса не могла. Вызолоченный червонным золотом он искусно украшен резьбой и орнаментом.
На западной стороне прихрамовой площади находится двухэтажный корпус с братскими кельями. Рядом стоит Водосвятная часовня, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. Состав воды этого источника уникален — гидрокарбонатно магниево-кальциевая вода. Ученые проводили ее исследования и официально признали целебной. Воду можно набрать в бутылки и взять её собой.
Посреди двора обращает на себя внимание одинокий столбик. Это солнечные часы. Светящаяся полоса на циферблате в ясные дни показывает местное истинное время, отличающееся от московского почти на час.
Необычайно привлекательны кованые узорчатые оградки, перила и навесы над входными дверями. Выполненные в едином стиле металлические кружева смотрятся изящно и красиво.
Гуляя территории монастыря, постоянно натыкаешься на спящих и гуляющих котов. 18 лет назад кто-то пошутил и на одном из местных телеканалов разместил объявление в виде бегущей строки: «Раифский монастырь принимает бездомных кошек». Представляете, что началось! Число кошек вскоре практически сравнялось с числом насельников — служителей веры здесь около сорока. Для кошачьего семейства пришлось приспособить отдельный подвал — «кошкин дом» и оборудовать для животных специальную кухню. Расписание монастыря и особый колокольный звон, приглашающий монахов на трапезу хвостатые обитатели выучили быстро. Поэтому шагающая на обед в столовую братия и резво бегущие в направлении трапезной кошки — обычное явление. Недавно наместник монастыря игумен Гавриил (Рожнов) попросил паломников и гостей обители не подбрасывать кошек. «Мы в ответе за тех, кого приручили: если берете животное, ответственность берите за него до конца», — сказал игумен. Удивительно, что эта непреложная истина для некоторых недосягаема.
По квадратному периметру монастыря, как в древней обители, возведены крепостные стены. По углам возвышаются круглые башни под железными кровлями, увенчанные флюгерами.
В юго-восточной башне расположен исторический музей. Основу экспозиции составляют церковные облачения, рукописные книги XVII века, фотографии и уникальные документы, касающиеся Раифской обители.
На уровне третьего яруса расположена смотровая площадка. Оттуда можно обозреть весь монастырь и полюбоваться на озеро, полумесяцем обнимающее белокаменный «кремль».
Природное окружение монастыря придаёт ему живописность и очарование. Когда-то озеро, как и вытекающая из него мелководная речушка, носило название Сумка. С давних времён эти земли обживали коренные жители, называемые черемисами. На берегу озера они устраивали капища и совершали языческие обряды. Теперь, как и обитель, озеро именуется Раифским.
В озере обитают абсолютно молчаливые лягушки. Говорят, что в XVII веке они просто надрывались и квакали так пронзительно, что заглушали молитвы иноков. Тогда монахи попросили Бога заставить замолчать лягушек. И с тех пор они умолкли! Даже в брачный период не квакают. Самые любознательные пытались развенчать миф. Они привозили сюда обычных, голосистых лягушек, которые здесь не издавали ни звука. А когда увозили в другие места лягушек монастырских, то они там сразу начинали квакать.
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Раифский Богородицкий монастырь был основан в XVII веке отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов).
Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным.
Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.
До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 1690—1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.
В 1708 году возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 1739—1827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 1835—1842 гг. — Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 1889—1903 гг. — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 1904—1910 гг. — Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский).
Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье. Особую живописность ему придаёт уникальное природное окружение: Раифское озеро (длиной ок. 1,5 км и средней шириной 300 м) и великолепный сосновый лес (с 1960 г. объявлен заповедником).
Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников.
В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).
С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.
Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.
Архимандрит Всеволод, рассказывает, как он, молодой монах с двумя послушниками пришёл в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом. Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма — Троицкого.
Современное состояние [ править ]
В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе.
В течение 1990-х годов отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. Братия насчитывает до 60 человек. При монастыре действует школа-приют для мальчиков-сирот; выходит газета «Раифский вестник» и приложение для детей «Светлячок»; широкую известность получил монастырский вокальный квартет «Притча».
На территории монастыря огромное количество заботливо выращиваемых цветников, а также много скульптур, создаваемых монастырским послушником, профессиональным скульптором В. Н. Савельевым.
Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. По преданию, однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбуждённо прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.
До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных, и Троицкий собор.
Софийская церковь, построенная в конце XVIII века.
Храмы [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Если вы добираетесь до монастыря из Зеленодольска:
Адрес: 422538; Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.
Координаты GPS для личного транспорта: N 55°54’07,67″ E 48°43’45,12″
Паломнику [ править ]
Срок пребывания трудника в монастыре, при условии соблюдения устава, неограничен и зависит от личного решения человека.