как называется одежда священника для богослужения
Как называется одежда священника для богослужения
+380 (50) 367-02-09
+380 (67) 694-08-64
Виды священных облачений.
Одежды чтеца или певца.
— это краткая фелонь (верхнее облачение священников для богослужения в виде парчового, вытканного золотом или серебром одеяния без рукавов), которая в теперешнее время надевается на чтеца лишь при его посвящении. Она имеет вид фелони священнической, но отличается от нее тем, что весьма коротка, едва покрывая плечи. Ее надевают в знак посвящения на служение Богу. Ныне свое служение чтец совершает в одежде, которая называется стихарем.
Стихарь
– это длинная прямая одежда с широкими рукавами. Так как иереи и архиереи носят стихарь под другими ризами, то их стихарь немного изменен по форме и называется подризником. Стихарь делают преимущественно из белой или светлой материи, чтобы напомнить носящему его о той чистоте жизни, какая требуется от него. Стихарь знаменует также «ризу спасения и одежду веселия», т. е. спокойную совесть и исходящую из этого духовную радость.
К одеждам диакона принадлежат поручи, или «нарукавницы». Они употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды – как бы укрепить руки, сделать их более способными для священнодействования. Поручи напоминают священнослужителю, что он должен надеяться не на свои силы, а на силу и помощь Господа. Поручи напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Спасителя.
К одеждам иерея принадлежат: подризник (стихарь), епитрахиль, поручи, пояс и фелонь. Есть также еще две принадлежности, не входящие в число обязательных одежд священника – это набедренник и палица. Они являются наградами, которые возлагает архиерей на заслуженных священников.
Епитрахиль
– это не что иное, как диаконский орарь, обернутый вокруг шеи так, чтобы оба конца его спускались спереди. В древности при посвящении диакона в иереи епископ, вместо того чтобы возлагать на него епитрахиль, переносил только задний конец ораря на правое плечо так, чтобы оба конца свисали спереди. На это указывает и сама форма епитрахили представляющая как бы вдвое сложенный орарь. Епитрахиль означает сугубую благодать священства, данную иерею. Иерей без епитрахили, как и диакон без ораря, не совершает ни одной службы. Менее торжественные службы он совершает в одной епитрахили.
– лента, которой иерей препоясывается по вверх подризника и епитрахили для того, чтобы удобнее было священнодействовать. Пояс напоминает препоясание Господа Иисуса Христа перед Тайной Вечерей и символизирует силу Божию и одновременно готовность к священнослужению.
Набедренник и палица
Фелонь (риза)
Архиереи, кроме священнических одежд (епитрахили, подризника, пояса и поручей), имеют также одежды, свойственные их сану: саккос, омофор, митру и крест с панагией.
Саккос
– «одежда печали, смирения и покаяния». Это верхняя архиерейская одежда, похожая по форме на стихарь но короче его, несколько шире в объеме и украшена звонцами. Саккос имеет то же значение, что и фелонь. В древности только некоторые архиереи облачались в саккос, в основном все носили фелонь. Звонцы у саккоса символизируют благовествование Слово Божие, исходящие из уст епископа.
Омофор
– одежда, носимая архиереем на плечах. Это длинный и широкий плат, напоминающий собой диаконский орарь, но только шире и длиннее. Омофор возлагается по верх саккоса, одним концом спускаясь вперед на грудь, а другим назад, на спину епископа. Без омофора архиерей ни совершает ни одной службы. Омофор делали раньше из волны (шерсти), что знаменовало заблудшую овцу, т.е. грешный род человеческий. Архиерей с омофором символизирует собою Доброго Пастыря – Христа Спасителя несущего заблудшую овцу на Своих плечах. В следствии такого значения омофора, его во время служения Литургии несколько раз снимали и снова надевали. В те моменты, когда архиерей символизирует собою Христа, он бывает в омофоре; когда же читает Евангелие, совершает великий вход и пресушествление Святых Даров, омофор с архиерея снимают ибо в Евангелии и Святых Даров является молящимся Сам Христос. Обыкновенно после первого снятия омофора с архиерея с нова на него надевают уже другой омофор, меньших размеров, поэтому его называют малым омофором. Малый омофор ниспадает обоими концами спереди на грудь архиерея, и он существенно короче первого великого омофора.
Митра
– (с греч.-«связываю»), означает «повязка», «диадема», «венец». В богослужебных книгах митра называется шапка. Это царское украшение даруется архиерею потому, что он в служении изображает Царя – Христа. В месте с тем митра служит и знаком власти архиерейской. Самому архиерею она должна напоминать о терновом венце, который воины возложили на главу Христа, а также о сударе, которым была обвита Его глава при погребении.
Мантия
— есть монашеская одежда, покрывающая собою все тело, кроме головы. Она изображает крылья ангелов, по тому называется ангельской одежды. Обнимая собой все тело, мантия символизирует всепокрывающую силу Божию, а также строгость благоговение и смирение монашеской жизни. Монашествующие при совершении богослужений должны быть в мантиях.
Обыкновенная монашеская мантия – черного цвета и не имеет на себе никаких украшений.
Архиерейская мантия
– лилового цвета, на ней нашиты так называемые скрижали и источники. Скрижали имеются также и на мантии архимандрита.
Скрижали
– это четырехугольные платы, обыкновенно темно – красного цвета (а у архимандритов – зеленого), которые нашиваются к верхним и нижним краям мантии. Они олицетворяют собой Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать свое учение. На скрижалях нашиваются еще иногда кресты или иконы, вышитые золотом или цветными нитками. Источники – это ленты разных цветов, большей частью белого и красного, которые нашиваются вдоль мантии и изображают струи учения, вытекающего из уст архиерея. На мантии архиерея есть и звонцы, как были они на верхней одежде иудейского первосвященника. По обычаю в некоторых Поместных Церквах высшие архиереи, например, патриархи и митрополиты, носят мантии зеленого и голубого цветов. Все монашествующие, не исключая и архиереев, служат в мантии во всех тех случаях когда не положено по Уставу облачатся в полное облачение.
Орлецы
– небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом, символизирующим врученную епископу область управления. Орел знаменует чистоту учения, сияние – свет богословских знаний и благодатное дарование. Орлецы полагаются во время богослужения под ноги епископа и напоминают ему о том, что он должен своими помыслами и делами быть выше всего земного и стремится к небу подобно орлу.
Облачение
Богослужебные облаче́ния – 1) совокупность утвержденных Церковью применительно к разным случаям предметов одеяния и принадлежностей архиерея, священника, диакона, монаха; 2) действие, связанное с надеванием этих предметов и принадлежностей; 3) ризы; 4) одеяние, одежда.
По своему значению облачение делится на:
Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.
Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может.
Богослужебным облачением являются:
Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры.
Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству.
Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня. См. цвет облачения.
Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла).
Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом спасителя» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.