как называется район новодевичьего монастыря
История Новодевичьего монастыря в Москве
Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад, в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).
Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.
Это место находилось на перекрестке городских путей: сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.
Икона Божьей Матери «Путеводительница» (по-гречески «Одигитрия»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.
В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву. Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.
Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.
Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля «московское барокко».
Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.
В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.
Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.
Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.
Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.
Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.
Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы, пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.
В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.
В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская «самодержавная» царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.
Некрополь, возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.
На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.
После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.
В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу православный Богословский институт и пастырско-богословские курсы, позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.
В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.
Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.
В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.
Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).
В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Новодевичий монастырь
Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.
А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.
С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.
Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.
И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».
Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.
Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.
История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.
В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.
Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.
И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.
А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.
Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.
При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.
Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.
Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории.
Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.
Прогулка в Новодевичий монастырь и парк «Новодевичьи пруды». Обед в «Оджахури»
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь — православная женская действующая обитель, раскинувшаяся на поле Девичьем, где поворачивает Москва-река. Как классический образец нарышкинского барокко, монастырь с 2004 года находится под охраной ЮНЕСКО. Архитектурный памятник — не только яркая достопримечательность Москвы, но и, безусловно, общее достояние мировой культуры.
Некоторые факты о Новодевичьем монастыре
Белокаменного красавца окружает массивная неприступная стена, которая соединяет 12 высоких, декоративно украшенных, башен.
Основан
К середине XVI века столетняя тяжба между русскими и литовцами за Смоленские земли закончилась, и территория присоединилась к нам. Именно это событие увековечил сын Иоанна Грозного Василий III, приказав заложить фундамент будущего чуда архитектуры — Новодевичьего монастыря.
Посвящен
Посвящен Новодевичий монастырь Пресвятой Богородице-Путеводительнице, а древний образ Богоматери был создан самим евангелистом Лукой.
Перед тем, как икона оказалась в Новодевичьем, она проделала долгий витиеватый путь. Как результат, изображение Богородицы-Путеводительницы стал святыней для русских властителей и символом близости династий. А еще легенда гласит, что икона спасла Смоленск от войск Батыя.
Почему так назван
На момент начала строительства комплекса уже существовали Стародевичий и Вознесенский монастыри. Естественным было в названии применить слово «Новый».
Цели, которым служил и служит Новодевичий монастырь
Скоро половина тысячелетия, как живет Новодевичий. Неудивительно, что история монастыря так богата на события и имена. За столь долгое время существования стены видели и красивое, и страшное.
Темница
Целых 2 века монастырь был местом, куда ссылали представительниц знатного рода, приближенных к царям, но неугодных им. Известно, что будущие монахини, по своей или нет воле принявшие постриг, жертвовали монастырю немалые средства. В заточении стен Новодевичьего побывали: царевна Татьяна, Евдокия Лопухина, овдовевшая Ирина Годунова, сестры Петра Великого Евдокия и Екатерина и другие. Однако не все женщины, оказавшиеся в темнице, полностью отрекались от мирских интересов. Некоторые и после пострига продолжали заниматься важными государственными делами.
Хочется отдельно упомянуть невеселую историю царевны Софьи Алексеевны. Известно, что Великая Государыня много сил отдала строительству и благоустройству Новодевичьего. А потом, после подавления Стрелецкого бунта, сама оказалась под стражей в Напрудной монастырской башне. По сей день считается, что если на стенах башни начертать заветное желание, то оно непременно исполнится.
Сиротский дом для девочек
Традиция привечать бездомных, сиротских девочек в стенах обителей, давая приют, кров, пищу, не обошла и Новодевичий. В начале XVIII века при монастыре был открыт сиротский дом. Таким образом, девочки оказывались под присмотром и в добрых руках. Монахини обучали сирот ремеслам, в том числе и плетению замысловатых брабатских кружев.
Благие дела
В стенах Новодевичьего монастыря чувствовали себя защищенно и спокойно женщины всех возрастов. Для самых маленьких работал Елисаветинский приют. Девочки постарше учились в церковно-приходской школе. Для девушек было открыто Филатьевское училище.
Местная больница оказывала все известные медицинские услуги. А для самых стареньких постоялиц существовала богадельня.
Нужно помнить, что в годы Первой Мировой войны монахини действовали как сестры милосердия, поддерживали раненых, спасали жизни. Отдадим им должное.
На краю гибели в 1812 году
Осень 1812 года чуть не принесла Новодевичьему гибель. Наполеон со своим войском устроились в монастыре на постой. Изысканность и величие обители не могли не впечатлить императора. А позже французский завоеватель был настолько оглушен великолепием самой Москвы, что стал одержим идеей уничтожить достояние столицы — монастырь. Император не желал покидать стольный град, пока не убедится, что Новодевичий сгорел до тла.
Усилиями монахинь задуманный французами гибельный пожар был предотвращен. А дальше…Самое интересное!
История гласит, что Наполеон был сбит с толку. Кто-то из москвичей, проживающих неподалеку от монастырских угодий, запалил собственный дом. Пожар так разбушевался, что император решил, что пылает Новодевичий. Тщеславный француз успокоился и оставил Москву.
Музеи и бытовки при новой власти
После победы Октября Новодевичий монастырь перестал служить верующим. Наступила эра воинствующего атеизма. Дабы сооружение не простаивало, новые власти основали здесь «Музей раскрепощения женщины», который несколькими годами позже был реорганизован в Музей Истории и быта.
Невозможно представить, но в кельях разместили ясли, а великолепную трапезную отдали под спортивный зал.
Большой удачей стало то, что при монастыре жил и трудился архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Именно он стал спасителем множества старинных памятников страны, в том числе Новодевичьего ансамбля и Собора Василия Блаженного.
Лучшим решением, которое приняла новая власть в начале 30-х годов, стало провести реконструкцию монастырской территории. Так появился сквер с ухоженными газонами и удобными прогулочными тропинками.
Приют во время Великой Отечественной войны
В горькие и страшные годы Великой Отечественной войны Новодевичий стал домом для огромного количества людей, оставшихся без крыши над головой. Под жилье были переоборудованы и башни, и пристройки, и подвалы, а под монастырскими стенами выросли деревянные домики.
Отрадно, что летом 1944 года возродились духовные школы, открылся Богословский институт Православия и курсы пастырей.
Новодевичий монастырь в наши дни
Жемчужной красоты Новодевичий монастырь курируется одновременно РПЦ и Государственным историческим музеем. Неудивительно, что Новодевичий стал филиалом Государственного исторического музея. А в 2010 году в здании был открыт и Церковный музей Московской епархии, где можно увидеть и изучить уникальные снимки, документы и иконы, связанные с историей обители.
С осени 1994 года монахини вернулись в монастырь, где живут, работают, занимаются иконописью, а также вышивают золотом.
Новодевичий как архитектурный ансамбль. Святыни монастыря
Комплекс сооружений монастыря как был изначально задуман и заложен, так и до наших дней почти не изменился. Но если первые строения были из дерева, то при Борисе Годунове монастырь стал каменным защитником, крепостью с несокрушимой стеной длиной в километр.
Сегодня Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь весьма популярен как туристический объект у жителей Москвы и у гостей столицы.
Ансамбль Новодевичьего монастыря включает:
Основным зданием ансамбля является очень старый, воздвигнутый в XVI веке Смоленский собор. Внушительный храм о пяти куполах хранит уникальные фрески.
Известно, что близ Смоленского собора находится могила первой монастырской игуменьи, Елены Девочкиной. Захоронение Святой стало местом паломничества для многих.
Святыни монастыря
Разумеется, Новодевичий монастырь — хранитель православных святынь. Бережно убранные частицы мощей святых, в том числе и самого Св. Николая, целое собрание древних икон — бесценные сокровища обители.
Иверская икона Божьей матери
Знаменитый образ списан с афонской иконы один в один. Говорят, что Богородица помогла монахам перебраться через Дунай, когда они держали путь в Россию. А привезла икону в монастырь царевна Софья Алексеевна. Место обитания Иверской иконы в Успенском соборе. Сюда приходят верующие помолиться, припадают к иконе в просьбах о помощи, избавлении от горестей и болезней.
Новодевичье кладбище
Кладбище при Новодевичьем монастыре изначально служило местом последнего приюта монахинь. Но с XVIII столетия сюда стали захоранивать и представителей дворянства. Из-за более чем 26000 могил монастырское кладбище входит в перечень «Сто важнейших некрополей мира» ЮНЕСКО.
Некрополь
Кладбище было гигантским и неоднократно восстанавливалось. Сносились надгробия, оседала и проваливалась земля, склепы трещали по швам, обнаружилось, что большая часть захоронений никому не нужна. А последователи Октября после 1917 года полностью уничтожили остатки некрополя.
Ближе к сегодняшним дням энтузиасты постарались и нашли довольно много памятников, но расставить их пришлось произвольно. Ведь карты с могилами и списками погребенных отсутствовали. Тем не менее точно известно, что на территории некрополя Новодевичьего монастыря покоятся Денис Давыдов, Сергей Трубецкой, А.Н. Муравьев и М. И. Муравьев-Апостол, А. П. Чехов. А. Н. Плещеев, А. А. Брусилов и многие другие герои и личности, важные для нашей истории.
Новое кладбище
С южной стороны Новодевичьего в XX веке, уже за монастырскими стенами появилось кладбище, которое определили как «новое». В 30-е годы из Даниловской обители на Новое кладбище был перенесен прах Н. В. Гоголя. Позже более престижного после кремлевской стены места для захоронения не было.
Среди известных исторических личностей и других знаменитостей Новодевичье кладбище хранит прах Льва Ландау, Андрея Туполева, Никиты Хрущева, Бориса Ельцина, «палача» Кагановича, Александры Коллонтай, Андрея Громыко, Михаила Булгакова, Александра Скрябина, Юрия Никулина, Николая Гоголя, Сергея Прокофьева, Людмилы Зыкиной и многих других.
Про такое место, как Новодевичье кладбище, отлично говорит строка:
«От коммуниста и до дворянина недвижны все до Страшного Суда».
Парк «Новодевичьи пруды»
Любимый и с удовольствием посещаемый москвичами парк «Новодевичьи пруды» расположился под монастырскими стенами. Большой и Малый пруды вдохновляют художников и фотографов.
Но такой мирный пейзаж в этих местах был не всегда.
Страшные картины явились обитателям монастыря, когда в 1698 году приказом Петра I был осуществлен акт публичной казни бунтарей. Под келью царевны Софьи были повешены почти 200 стрельцов. А на прудах головы восставшим нещадно рубил сам царь.
Нынче романтичный парк «Новодевичьи пруды» привлекает покоем и тишиной. Здесь нет аниматоров и кафе, не звучат оркестры. Иными словами, в парке царствует природа, а на монастырь открываются чудесные виды.
К слову сказать, это место популярно у японских туристов. Парочки влюбленных также любят прогуляться по живописным дорожкам и мостикам, оставив на память о посещении замки с именами.
Экскурсии в Новодевичий монастырь
Ознакомиться в Новодевичьим монастырем и окрестностями можно как в сопровождении грамотного гида, так и самим. По этим ссылкам индивидуальная и групповая экскурсия в Новодевичий монастырь.
Организованная экскурсия по монастырю
Организованная экскурсия может быть как групповой, так и индивидуальной. Отдельно готовятся и проводятся прогулки для школьников и для иностранных туристов.
Место встречи, как правило, — станция метро «Спортивная». Монастырь неподалеку. Маршрут проложен по всей территории, Вы осмотрите достопримечательности и услышите захватывающие рассказы об обители, истории ее появления, обитателях. Экскурсия заканчивается посещением Новодевичьего кладбища, где можно поклониться любимым поэтам и артистам, отдать честь важным военачальникам.
Самостоятельное посещение монастыря
Самостоятельная прогулка вполне выполнима и бесплатна. Но прайс за вход в Музей — 300 рублей для взрослых и 100 рублей гражданам льготных категорий.
ВАЖНО: любителям запечатлеть объекты, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, придется оплатить 200 рублей за видеосъемку и 100 рублей за использование фотоаппарата.
Квест по Новодевичьему
Собрав группу 7-8 человек, можно устроить прекрасную и полезную прогулку по территории.
Место сбора – Надвратный храм у Северных ворот монастыря.
Разработанный маршрут длиной 2 км вы пройдете за 2 часа, но не заметите, как пролетит время. Ведь вы будете постоянно в интерактиве. По пути вы услышите исторические факты и загадочные легенды о храмах и святынях, расположенных на территории монастыря, получите увлекательную информацию о важных для истории страны личностях, имена которых хранят стены Новодевичьего.
Квест приведет к конечной точке – симпатичному памятнику «Дайте дорогу утятам». Эту латунную стаю во главе с мамой уткой подарила русским детям в 1991 году Барбара Буш. Название пришло из популярной доброй американской сказки «Дорогу утятам».
Богослужения в Новодевичьем монастыре
В 1945 году был заново торжественно освящен Успенский трапезный храм. После знаменательного ритуала в Новодевичьем монастыре снова начались богослужения.
Сегодня службы исполняются по будням, выходным дням и в праздники, также проводятся все положенные исповеди, обряды причащения, крещения, венчания, отпевания.
Как работает Новодевичий монастырь для посещений
Архитектурный ансамбль открыт ежедневно с 9.00 до 17.00.
Музеи открыты с 10.00 до 16.30.
В первый понедельник каждый месяц проводится санитарный день.
Выходной день — вторник.
Как доехать
Добраться до монастыря можно на метро, автобусах или машине.
Метро:
Обед в ресторане «Оджахури»
Территория монастыря внушительна, и вы наверняка утомитесь и проголодаетесь. Неподалеку разбросаны закусочные. Но если вы не любитель есть на бегу, то имеет смысл по тихим переулкам выйти на улицу Малая Пироговская и добраться до комфортабельного Усачевского рынка. Там расположено вкусное кафе сети «Оджахури». Дорога займет около 10 минут.
И вот вы попадаете в атмосферу грузинского гостеприимства и пряных запахов.
Под душевные напевы вы выпьете домашнего легкого вина и получите истинное удовольствие от таких блюд, как чихиртма (куриный супчик с мучной и яичной заправками), долмы с соусом «Джонджоли» из каперсов, лобио из белых и красных бобов. А фирменное блюдо жаркое «Оджахури» (в переводе «вся семья») вам подадут непременно на глиняной сковороде кеци.
Вот теперь вы ощутите, на сколько прекрасный сегодня день.
Ведь вы получили за один день все возможные удовольствия:
А теперь можно и домой фильтровать полученные впечатления и разбирать отснятые фотографии.