как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь
Рождественское Богослужение в Православной Церкви
Рождественский цикл
Празднование Рождества Христова (25 декабря по старому и 7 января по новому стилю) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.
Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!»
С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных — пришествия Бога в Свой мир! Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев и Отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство Рождества, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой — потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.
Навечерие
24 декабря, в Навечерие Рождества, совершаются следующие богослужения:
1) Часы,
2) Вечерня и
3) Божественная литургия св. Василия Великого.
Появляясь в конце предпразднства и всего поста в целом, Часы соединяют в себе все темы праздника для того, чтобы торжественно возвестить их в последний раз. В специальных для каждого Часа псалмах, гимнах и библейских чтениях провозглашается радость и сила Христова пришествия. Это — последнее размышление о вселенском значении Рождества, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему творению.
В конце службы священник выносит на середину храма зажженную свечу и в окружении прихожан запевает тропарь и кондак праздника:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звездам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
Всенощное бдение и Литургия
Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:
Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!
Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:
Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.
Попразднство
На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение.
Человечество Христа — конкретно и исторически — есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело — это прежде всего Ее тело, Его жизнь — это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
Шесть дней попразднства продолжаются до 31 декабря и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.
Рождественское Богослужение в Православной Церкви
Рождественский цикл
Празднование Рождества Христова (25 декабря) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.
Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста – 15 ноября – ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!»
С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных – пришествия Бога в Свой мир! Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев и Отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство Рождества, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой – потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.
Навечерие
24 декабря, в Навечерие Рождества, совершаются следующие богослужения:
Появляясь в конце предпразднства и всего поста в целом, Часы соединяют в себе все темы праздника для того, чтобы торжественно возвестить их в последний раз. В специальных для каждого Часа псалмах, гимнах и библейских чтениях провозглашается радость и сила Христова пришествия. Это – последнее размышление о вселенском значении Рождества, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему творению.
Литургия св. Василия Великого, которая следует за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой катехумены (готовящиеся ко Крещению) принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви – Тела Христова. Двойная радость праздника – для новокрещеных и прочих членов Церкви – выражена в прокимне дня:
Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.
В конце службы священник выносит на середину храма зажженную свечу и в окружении прихожан запевает тропарь и кондак праздника:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звездам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
Всенощное бдение и Литургия
Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:
Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!
Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:
Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.
Попразднство
На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
Шесть дней попразднства продолжаются до 31 декабря и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.
перевод с английского священника Андрея Дудченко, 2001.
Оригинальный текст в издании: The Services of Christmas: The Nativity of Our Lord Jesus Christ, David Anderson and John Erickson, Dept of Religious Education, Orthodox Church in America, Syosset, New York, 1981.
История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки
Рождество — главный христианский праздник. Рождественская церковная служба всегда начинается во всех православных храмах в Сочельник, который отмечается 6 января. В полночь Рождества происходит уже всенощная, ближе к утру начинается литургия. Безусловно, каждый православный человек должен не только правильно отметить Рождество, но и отстоять полную службу.
Как проходит богослужение в храме на Рождество
Празднование Рождества, вопреки расхожему мнению, не начинается прямо 6 января. Подготовка к нему проводится еще за 40 дней до событий. Именно тогда православные очищают свое тело и душу при помощи подготовительного и довольно строгого поста. По своей природе рождественский пост, скорее, относится к аскетическом типу, чем литургическому.
В середине ноября никакого упоминания о Рождестве в песнопениях еще не присутствует. А вот пять дней спустя — с 20 ноября уже начинают появляться в ирмосах канона первые строки — Христос рождается, славите!
Упоминания о событии Рождества впервые замечены во время песнопений перед Введением в храм Пресвятой Богородицы.
Непосредственное празднование Рождества начинается с 20 декабря. Литургии проводятся наподобие основных. В конце декабря — 24 числа, в так называемое Навечение, проводится несколько служений:
Часы — это служба, которая присутствует практически во всех темах церковных праздников. Сакральный смысл в оповещении народа и памяти события. Вечерняя служба начинает праздник, присутствуют пять стихир на Господи воззвав, восемь текстов из священной книги. Литургия Святого Василия Великого ранее предназначалась для проведения Крещения и Миропомазания. Сейчас же скорее выполняет заключительную функцию, а не утилитарную. После окончания этой службы священнослужитель ставит в середине церкви зажженную свечу и припевает кондак и тропарь, оповещающие о скором Рождестве.
Всенощное бдение
Всенощное бдение перед Рождеством представляет собой храмовую службу, которая включает вечерню, утреню и первый час. На Христово Рождество бдение состоит из повечерия с литией, утрени и первого часа. При этом перед началом проводится или нет благовест.
Повечение состоит их нескольких этапов. Сюда включаются части:
Три части всенощного бдения начинаются 6 января и оканчиваются уже 7 числа.
Утреня
Утреня — это также часть всенощного бдения. Начинается после шестипсалмия (тропарь трижды, кафизмы и полиелей).
Величание — «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии; Несколько канонов: Космы Мауимского и Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается отпустом: И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Первый час
Час первый рождественской службы знаменует собой начало празднования. Первый час стандартно посвящается мыслям и чувствам православных, которые пришли в храм. Состоит это действие из чтения псалмов, тропарей, а также нескольких молитв Всевышнему.
Литургия свт. Василия Великого
Литургия Святого Василия Великого проводится в церквях лишь десять раз за весь год. Она соединяется с вечерней, сначала служится именно вечерня, а уже потом сама литургия. По своей сути литургия является показателем того, что Христос вновь и вновь приносит себя в жертву за всех людей. Состоит литургия из евхаристических текстов, которые зачитываются после пения Символа веры. В отличие от молитв, которые присутствуют в других литургиях, к Святому Василию Великому используются тексты более пространные.
«Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях… …победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие».
Далее хор читает: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Благословен Грядущий во имя Господне!
Вечерня
Обычай совершать вечерню пред Христовым рождеством, пожалуй, самый старый. Сохранилась в священных текстах информация, что ее проводили уже в 4-м веке. Совершается девятый час, читается весь памерий. Смысл:
Читают Апостол и Евангелие, есть ектения. Священник зажигает свечу и выносит ее на середину помещения. Произносится тропарь и кондак. Свеча означает, что звезда появилась в Вифлееме.
Историческая справка и православное значение
Христово Рождество абсолютно всегда в православной церкви припадает на 7 января. Это один из самых главных праздников, которому уделяется особенное внимание. Ему предшествует пост, который оканчивается Сочельником.
Вместе с тем Рождество начали праздновать только в третьем веке. Этому есть понятное объяснение — в древней Иудее было не принято отмечать дни рождения человека. Но появилось мнение определить тот праздник, предназначить ему дату. Место, где появился Христос, сохранилось до сих пор. Пещера, которая так и называется Рождества Христова, обустроена базиликой, внутри есть звезда с 14 лучами.
Пророчества касаемо рождения Христа появились довольно давно, еще за несколько веков до события. Самое известное — это волхвам. По нему они должны были идти за звездой, точно просчитав момент ее появления. Пастухам же было другое пророчество — им появился ангел и приказал идти в определенное место. Они все собрались в яслях, где содержали скот, чтобы лицезреть новоявленного Иисуса. Событие это стало настолько значимым в истории, что в честь него даже изменили календарь. Легко понять, что обозначения до нашей эры и после нашей эры определяются по знаковому событию — первому Рождеству.
Особенность Рождества в том, что он один из немногих православных праздников, служба при котором совершается ночью. Ночь эта довольно длинная, в ней читаются многочисленные молитвы. Длина их разнится в различных храмах, поэтому время начала и окончания рождественской службы лучше уточнять заранее в храме.
О сочельнике
Сочельник — это канун Рождества Христова. Он приходится на 24 декабря (6 января). Принято отказываться от пищи до появления первой звезды — отсылка к Вифлеемской, которая возвестила о появлении Иисуса на свет.
В Сочельник перед Рождеством проводятся богослужения, как уже было указано выше. Если он припадает на выходной день, то служба Царских часов и вечерня переносятся на пятницу. Литургия же служится в тот же день — меняется на Иоанна Златоуста. На Рождество проводится литургия Василия Великого.
Как нужно готовиться
Есть определенные правила, которые помогут подготовиться к Рождеству и выстоять рождественскую службу. К ним относят:
Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Поэтому не лишним будет освежить свои знания православия.
Рождественская служба
Существуют определенные правила, которых должны придерживаться все православные.
Как зайти в церковь
В храме перед рождественской службой очень много людей. Толкаться и рваться вперед не нужно. Служба начинается около 9-10 вечера, но время может разниться. Целый день 6 января верующие не едят, вечером идут в храм, где ведется подвечерье, утреня и литургия.
Длительность
Начинается служба около 10 вечера 6 числа, а заканчивается также поздно вечером 7.
Значение Вифлеемской Звезды
Только после появления Вифлеемской звезды на Рождество можно во время службы вкусить сочиво — постная еда из пшена с медом. Звезда — это символ того, что Иисус родился.
Тексты
Тексты разделяют на те, что читаются священниками шепотом, и те, что произносит хор. Любые сейчас доступны в интернете.
Что еще нужно знать о праздновании Рождества Христова
Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Многие семьи по-прежнему готовят многочисленные блюда, созывают много друзей. Это неправильно. Лучше приготовить на Рождество совсем мало, собрать только самых близких в кругу семьи, а время посвятить чтению Библии. Службу транслируют многие телевизионные каналы онлайн.
Рождественское богослужение Православной Церкви
Содержание
Рождественский цикл
Празднование Рождества Христова (25 декабря) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.
Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста – 15 ноября – ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!»
С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных – пришествия Бога в Свой мир! Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев и Отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство Рождества, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой – потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.
Навечерие
24 декабря, в Навечерие Рождества, совершаются следующие богослужения:
3) Божественная литургия св. Василия Великого.
Появляясь в конце предпразднства и всего поста в целом, Часы соединяют в себе все темы праздника для того, чтобы торжественно возвестить их в последний раз. В специальных для каждого Часа псалмах, гимнах и библейских чтениях провозглашается радость и сила Христова пришествия. Это – последнее размышление о вселенском значении Рождества, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему творению.
Литургия св. Василия Великого, которая следует за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой катехумены (готовящиеся ко Крещению) принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви – Тела Христова. Двойная радость праздника – для новокрещеных и прочих членов Церкви – выражена в прокимне дня:
В конце службы священник выносит на середину храма зажженную свечу и в окружении прихожан запевает тропарь и кондак праздника:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звездам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
Всенощное бдение и Литургия
Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!
Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:
Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.
Попразднство
На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
Шесть дней попразднства продолжаются до 31 декабря и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.
Источник: Перевод с английского священника Андрея Дудченко, 2001.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»