как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь

Рождественское Богослужение в Православной Церкви

Рождественский цикл

Празднование Рождества Христова (25 декабря по старому и 7 января по новому стилю) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!»

С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных — пришествия Бога в Свой мир! Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев и Отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство Рождества, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой — потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.

Навечерие

24 декабря, в Навечерие Рождества, совершаются следующие богослужения:
1) Часы,
2) Вечерня и
3) Божественная литургия св. Василия Великого.

Появляясь в конце предпразднства и всего поста в целом, Часы соединяют в себе все темы праздника для того, чтобы торжественно возвестить их в последний раз. В специальных для каждого Часа псалмах, гимнах и библейских чтениях провозглашается радость и сила Христова пришествия. Это — последнее размышление о вселенском значении Рождества, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему творению.

В конце службы священник выносит на середину храма зажженную свечу и в окружении прихожан запевает тропарь и кондак праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звездам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднство

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение.

Человечество Христа — конкретно и исторически — есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело — это прежде всего Ее тело, Его жизнь — это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднства продолжаются до 31 декабря и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Источник

Рождественское Богослужение в Православной Церкви

Рож­де­ствен­ский цикл

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова (25 декабря) начи­на­ется с под­го­то­ви­тель­ного пери­ода. За сорок дней до празд­но­ва­ния собы­тия рож­де­ния нашего Гос­пода мы начи­наем Рож­де­ствен­ский пост, очищая душу и тело для того, чтобы долж­ным обра­зом войти в празд­ник и участ­во­вать в вели­кой духов­ной реаль­но­сти Хри­стова при­ше­ствия. Время поста не пред­став­ляет собой осо­бого литур­ги­че­ского пери­ода, подобно Вели­кому посту; Рож­де­ствен­ский пост имеет скорее «аске­ти­че­скую», чем «литур­ги­че­скую» при­роду. Однако, период Рож­де­ствен­ского поста отра­жа­ется в цер­ков­ной жизни рядом литур­ги­че­ских осо­бен­но­стей, кото­рые ука­зы­вают на гря­ду­щий празд­ник.

Тема при­бли­жа­ю­ще­гося Рож­де­ства в бого­слу­же­ниях соро­ка­днев­ного под­го­то­ви­тель­ного пери­ода появ­ля­ется посте­пенно. В начале поста – 15 ноября – ни в одном из пес­но­пе­ний еще не упо­ми­на­ется о Рож­де­стве, затем, пять дней спустя, нака­нуне празд­но­ва­ния Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в девяти ирмо­сах рож­де­ствен­ского канона мы слышим первое изве­ще­ние о при­бли­жа­ю­щемся собы­тии: «Хри­стос раж­да­ется, сла­вите!»

С этими сло­вами что-то изме­ня­ется в нашей жизни, в самом воз­духе, кото­рым мы дышим, во всем строе цер­ков­ной жизни. Мы как будто чув­ствуем где-то вдали первый свет самой вели­кой радо­сти из всех воз­мож­ных – при­ше­ствия Бога в Свой мир! Цер­ковь воз­ве­щает таким обра­зом приход Христа, вопло­ще­ние Бога, Его вхож­де­ние в мир для спа­се­ния мира. Далее, в два вос­кре­се­нья перед Рож­де­ством, Цер­ковь вспо­ми­нает Пра­от­цев и Отцев: про­ро­ков и святых Вет­хого Завета, кото­рые под­го­то­вили при­ше­ствие Христа, пре­тво­рив исто­рию в ожи­да­ние спа­се­ния и вос­ста­нов­ле­ния чело­ве­че­ства Богом. Нако­нец, 20 декабря Цер­ковь начи­нает пред­праздн­ство Рож­де­ства, литур­ги­че­ская струк­тура кото­рого подобна Страст­ной сед­мице перед Пасхой – потому что с рож­де­ния Сына Божия в виде Мла­денца нача­лось Его спа­си­тель­ное слу­же­ние ради нашего спа­се­ния, кото­рое далее при­ве­дет к завер­ша­ю­щей крест­ной жертве.

Наве­че­рие

24 декабря, в Наве­че­рие Рож­де­ства, совер­ша­ются сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния:

Появ­ля­ясь в конце пред­праздн­ства и всего поста в целом, Часы соеди­няют в себе все темы празд­ника для того, чтобы тор­же­ственно воз­ве­стить их в послед­ний раз. В спе­ци­аль­ных для каж­дого Часа псал­мах, гимнах и биб­лей­ских чте­ниях про­воз­гла­ша­ется радость и сила Хри­стова при­ше­ствия. Это – послед­нее раз­мыш­ле­ние о все­лен­ском зна­че­нии Рож­де­ства, о реша­ю­щих и ради­каль­ных пере­ме­нах, кото­рые оно при­несло всему тво­ре­нию.

Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого, кото­рая сле­дует за Вечер­ней, в про­шлом была кре­щаль­ной литур­гией, за кото­рой катеху­мены (гото­вя­щи­еся ко Кре­ще­нию) при­ни­мали Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние и ста­но­ви­лись чле­нами Церкви – Тела Хри­стова. Двой­ная радость празд­ника – для ново­кре­ще­ных и прочих членов Церкви – выра­жена в про­кимне дня:

Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки досто­я­ние Твое, и одер­жа­ние Твое концы земли.

В конце службы свя­щен­ник выно­сит на сере­дину храма зажжен­ную свечу и в окру­же­нии при­хо­жан запе­вает тро­парь и кондак празд­ника:

Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звез­дам слу­жа­щии звез­дою уча­хуся
Тебе кла­ня­тися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Гос­поди, слава Тебе!

Все­нощ­ное бдение и Литур­гия

Поскольку празд­нич­ная Вечерня уже была отслу­жена, Все­нощ­ное бдение начи­на­ется с Вели­кого пове­че­рия и радост­ного воз­гласа про­рока Исаии: «С нами Бог!» Утреня совер­ша­ется по чину вели­ких празд­ни­ков. На ней впер­вые пол­но­стью поется канон «Хри­стос раж­да­ется…» – один из самых кра­си­вых кано­нов в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии. Во время пения канона веру­ю­щие при­кла­ды­ва­ются к иконе Рож­де­ства Хри­стова. Далее сле­дуют сти­хиры на Хва­ли­тех, в кото­рых радостно соеди­ня­ется вся празд­нич­ная тема­тика:

Весе­ли­теся, пра­вед­нии,
Небеса, радуй­теся,
Взыг­райте, горы, Христу рожд­шуся!
Дева сидит, херу­ви­мом подо­бя­щися,
Носящи в недрех Бога Слова вопло­щенна;
Пас­ты­рие Рож­ден­ному дивятся,
Волсви Вла­дыце дары при­но­сят,
Ангели вос­пе­ва­юще гла­го­лют:
Непо­сти­жиме Гос­поди, слава Тебе!

Заклю­чает празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова непо­сред­ственно Литур­гия дня с ее празд­нич­ными анти­фо­нами, кото­рые воз­ве­щают:

Жезл силы послет Ти Гос­подь от Сиона, и гос­под­ствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во свет­ло­стех святых Твоих.

Попраздн­ство

На сле­ду­ю­щий день совер­ша­ется празд­но­ва­ние Собора Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Соеди­няя рож­де­ствен­ские гимны с пес­но­пе­ни­ями, про­слав­ля­ю­щими Матерь Божию, Цер­ковь ука­зы­вает на Марию как на того чело­века, бла­го­даря кото­рому стало воз­мож­ным Бого­во­пло­ще­ние. Чело­ве­че­ство Христа – кон­кретно и исто­ри­че­ски – есть то чело­ве­че­ство, кото­рое Он вос­при­нял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Празд­ник Собора Пре­свя­той Бого­ро­дицы, веро­ятно, явля­ется в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции наи­бо­лее древним празд­ни­ком в честь Девы Марии, нача­лом Ее цер­ков­ного почи­та­ния.

Шесть дней попраздн­ства про­дол­жа­ются до 31 декабря и завер­шают рож­де­ствен­ский период. В тече­ние этих дней на бого­слу­же­ниях Цер­ковь повто­ряет гимны и пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щие вопло­ще­ние Христа, напо­ми­ная, что источ­ник и осно­ва­ние нашего спа­се­ния можно отыс­кать только в Том, Кто, будучи пред­веч­ным Богом, ради нас пришел в мир и родился как малень­кий Мла­де­нец.

пере­вод с англий­ского свя­щен­ника Андрея Дуд­ченко, 2001.

Ори­ги­наль­ный текст в изда­нии: The Services of Christmas: The Nativity of Our Lord Jesus Christ, David Anderson and John Erickson, Dept of Religious Education, Orthodox Church in America, Syosset, New York, 1981.

Источник

История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки

Рождество — главный христианский праздник. Рождественская церковная служба всегда начинается во всех православных храмах в Сочельник, который отмечается 6 января. В полночь Рождества происходит уже всенощная, ближе к утру начинается литургия. Безусловно, каждый православный человек должен не только правильно отметить Рождество, но и отстоять полную службу.

Как проходит богослужение в храме на Рождество

Празднование Рождества, вопреки расхожему мнению, не начинается прямо 6 января. Подготовка к нему проводится еще за 40 дней до событий. Именно тогда православные очищают свое тело и душу при помощи подготовительного и довольно строгого поста. По своей природе рождественский пост, скорее, относится к аскетическом типу, чем литургическому.

В середине ноября никакого упоминания о Рождестве в песнопениях еще не присутствует. А вот пять дней спустя — с 20 ноября уже начинают появляться в ирмосах канона первые строки — Христос рождается, славите!

Упоминания о событии Рождества впервые замечены во время песнопений перед Введением в храм Пресвятой Богородицы.

Непосредственное празднование Рождества начинается с 20 декабря. Литургии проводятся наподобие основных. В конце декабря — 24 числа, в так называемое Навечение, проводится несколько служений:

Часы — это служба, которая присутствует практически во всех темах церковных праздников. Сакральный смысл в оповещении народа и памяти события. Вечерняя служба начинает праздник, присутствуют пять стихир на Господи воззвав, восемь текстов из священной книги. Литургия Святого Василия Великого ранее предназначалась для проведения Крещения и Миропомазания. Сейчас же скорее выполняет заключительную функцию, а не утилитарную. После окончания этой службы священнослужитель ставит в середине церкви зажженную свечу и припевает кондак и тропарь, оповещающие о скором Рождестве.

как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть картинку как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Картинка про как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь

Всенощное бдение

Всенощное бдение перед Рождеством представляет собой храмовую службу, которая включает вечерню, утреню и первый час. На Христово Рождество бдение состоит из повечерия с литией, утрени и первого часа. При этом перед началом проводится или нет благовест.

Повечение состоит их нескольких этапов. Сюда включаются части:

Три части всенощного бдения начинаются 6 января и оканчиваются уже 7 числа.

Утреня

Утреня — это также часть всенощного бдения. Начинается после шестипсалмия (тропарь трижды, кафизмы и полиелей).

как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть картинку как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Картинка про как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь

Величание — «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии; Несколько канонов: Космы Мауимского и Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается отпустом: И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Первый час

Час первый рождественской службы знаменует собой начало празднования. Первый час стандартно посвящается мыслям и чувствам православных, которые пришли в храм. Состоит это действие из чтения псалмов, тропарей, а также нескольких молитв Всевышнему.

Литургия свт. Василия Великого

Литургия Святого Василия Великого проводится в церквях лишь десять раз за весь год. Она соединяется с вечерней, сначала служится именно вечерня, а уже потом сама литургия. По своей сути литургия является показателем того, что Христос вновь и вновь приносит себя в жертву за всех людей. Состоит литургия из евхаристических текстов, которые зачитываются после пения Символа веры. В отличие от молитв, которые присутствуют в других литургиях, к Святому Василию Великому используются тексты более пространные.

«Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях… …победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие».

Далее хор читает: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!

Полны небо и земля славою Твоей!

Благословен Грядущий во имя Господне!

как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть картинку как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Картинка про как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь

Вечерня

Обычай совершать вечерню пред Христовым рождеством, пожалуй, самый старый. Сохранилась в священных текстах информация, что ее проводили уже в 4-м веке. Совершается девятый час, читается весь памерий. Смысл:

Читают Апостол и Евангелие, есть ектения. Священник зажигает свечу и выносит ее на середину помещения. Произносится тропарь и кондак. Свеча означает, что звезда появилась в Вифлееме.

Историческая справка и православное значение

Христово Рождество абсолютно всегда в православной церкви припадает на 7 января. Это один из самых главных праздников, которому уделяется особенное внимание. Ему предшествует пост, который оканчивается Сочельником.

как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть картинку как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Картинка про как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь

Вместе с тем Рождество начали праздновать только в третьем веке. Этому есть понятное объяснение — в древней Иудее было не принято отмечать дни рождения человека. Но появилось мнение определить тот праздник, предназначить ему дату. Место, где появился Христос, сохранилось до сих пор. Пещера, которая так и называется Рождества Христова, обустроена базиликой, внутри есть звезда с 14 лучами.

Пророчества касаемо рождения Христа появились довольно давно, еще за несколько веков до события. Самое известное — это волхвам. По нему они должны были идти за звездой, точно просчитав момент ее появления. Пастухам же было другое пророчество — им появился ангел и приказал идти в определенное место. Они все собрались в яслях, где содержали скот, чтобы лицезреть новоявленного Иисуса. Событие это стало настолько значимым в истории, что в честь него даже изменили календарь. Легко понять, что обозначения до нашей эры и после нашей эры определяются по знаковому событию — первому Рождеству.

Особенность Рождества в том, что он один из немногих православных праздников, служба при котором совершается ночью. Ночь эта довольно длинная, в ней читаются многочисленные молитвы. Длина их разнится в различных храмах, поэтому время начала и окончания рождественской службы лучше уточнять заранее в храме.

О сочельнике

Сочельник — это канун Рождества Христова. Он приходится на 24 декабря (6 января). Принято отказываться от пищи до появления первой звезды — отсылка к Вифлеемской, которая возвестила о появлении Иисуса на свет.

как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть картинку как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Картинка про как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь

В Сочельник перед Рождеством проводятся богослужения, как уже было указано выше. Если он припадает на выходной день, то служба Царских часов и вечерня переносятся на пятницу. Литургия же служится в тот же день — меняется на Иоанна Златоуста. На Рождество проводится литургия Василия Великого.

Как нужно готовиться

Есть определенные правила, которые помогут подготовиться к Рождеству и выстоять рождественскую службу. К ним относят:

Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Поэтому не лишним будет освежить свои знания православия.

как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Смотреть картинку как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Картинка про как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь. Фото как называется церковное богослужение продолжающееся всю рождественскую ночь

Рождественская служба

Существуют определенные правила, которых должны придерживаться все православные.

Как зайти в церковь

В храме перед рождественской службой очень много людей. Толкаться и рваться вперед не нужно. Служба начинается около 9-10 вечера, но время может разниться. Целый день 6 января верующие не едят, вечером идут в храм, где ведется подвечерье, утреня и литургия.

Длительность

Начинается служба около 10 вечера 6 числа, а заканчивается также поздно вечером 7.

Значение Вифлеемской Звезды

Только после появления Вифлеемской звезды на Рождество можно во время службы вкусить сочиво — постная еда из пшена с медом. Звезда — это символ того, что Иисус родился.

Тексты

Тексты разделяют на те, что читаются священниками шепотом, и те, что произносит хор. Любые сейчас доступны в интернете.

Что еще нужно знать о праздновании Рождества Христова

Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Многие семьи по-прежнему готовят многочисленные блюда, созывают много друзей. Это неправильно. Лучше приготовить на Рождество совсем мало, собрать только самых близких в кругу семьи, а время посвятить чтению Библии. Службу транслируют многие телевизионные каналы онлайн.

Источник

Рождественское богослужение Православной Церкви

Содержание

Рождественский цикл

Празднование Рождества Христова (25 декабря) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста – 15 ноября – ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!»

С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных – пришествия Бога в Свой мир! Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев и Отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство Рождества, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой – потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.

Навечерие

24 декабря, в Навечерие Рождества, совершаются следующие богослужения:

3) Божественная литургия св. Василия Великого.

Появляясь в конце предпразднства и всего поста в целом, Часы соединяют в себе все темы праздника для того, чтобы торжественно возвестить их в последний раз. В специальных для каждого Часа псалмах, гимнах и библейских чтениях провозглашается радость и сила Христова пришествия. Это – последнее размышление о вселенском значении Рождества, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему творению.

Литургия св. Василия Великого, которая следует за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой катехумены (готовящиеся ко Крещению) принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви – Тела Христова. Двойная радость праздника – для новокрещеных и прочих членов Церкви – выражена в прокимне дня:

В конце службы священник выносит на середину храма зажженную свечу и в окружении прихожан запевает тропарь и кондак праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови свет разума.

В нем бо звездам служащии звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу правды,

И Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Взыграйте, горы, Христу рождшуся!

Дева сидит, херувимом подобящися,

Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;

Пастырие Рожденному дивятся,

Волсви Владыце дары приносят,

Ангели воспевающе глаголют:

Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднство

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднства продолжаются до 31 декабря и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Источник: Перевод с английского священника Андрея Дудченко, 2001.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *