как называют дни между рождеством и крещением
Свято-Никольский мужской монастырь
Когда начинаются святки?
Обычно первым днем святок считают сам праздник Рождества Христова, отмечаемый в Русской православной церкви 7 января по новому стилю. Рождественский сочельник — день весьма строгого поста, когда любые торжества исключены. Однако некоторые уверены, что первый день святок приходится именно на сочельник, ведь испокон веку в этот день хозяйки готовили особые святочные блюда: ячменную кашу с медом и изюмом — кутью, сушеные яблоки, вареные в меду, овсяные печенья в форме человечков (как символ поклонившихся Богомладенцу Христу пастухов и волхвов) и домашнего скота (вспоминая о животных, обитавших в том самом вифлеемском вертепе). За стол с этими угощениями по традиции садились после появления на небе первой звезды.
Когда заканчиваются святки?
Святки заканчиваются 17 января. Первый день воздержания — Навечерие Крещения 18 января, когда Церковный Устав предписывает соблюдать пост, тем самым готовясь к еще одному Господскому двунадесятому празднику — Крещению.
Святки длятся от Рождественского сочельника до Крещенского сочельника, или, как еще говорят, «от звезды до воды».
Почему эти двенадцать дней называются «святками», что в них святого?
Они освящены великими Евангельскими событиями. Праздники Рождества Христова и Крещения Господня — одни из главнейших торжеств богослужебного года.
Христианский философ и учитель веры Климент Александрийский в третьем веке описывает обычай праздновать Явление Господне. В первые века христианства это торжество, в отличие от известного нам праздника Богоявления, посвящалось воспоминанию целого ряда событий, связанных с пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа — начиная от Рождества в Вифлееме и до Крещения на реке Иордан.
Впервые эти ключевые эпизоды Священной истории стали отмечать в разные даты только в середине четвертого века. Это произошло на христианском Западе при папе Юлии около 354 года. На Востоке, в Антиохии, отдельное празднование Рождества Христова было благословлено святителем Иоанном Златоустом приблизительно в 386 году.
Таким образом период между торжествами получил название святых дней (или, реже, святых вечеров). Мы можем найти упоминания об этом в проповедях св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. О древнем двенадцатидневном праздновании святок свидетельствует составленный в шестом веке монастырский устав преподобного Саввы Освященного. Согласно изложенным там правилам, на святках «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».
Особые дни радости о рождении Спасителя Иисуса Христа и поныне отмечаются отсутствием постных дней, включая среду и пятницу, и земных поклонов, как на богослужении, так и на домашней молитве.
Про пост и поклоны понятно, чем еще святки отличаются от прочих дней?
В продолжение святок по Уставу не положено совершать таинство брака. Церковь рекомендует супругам интимное воздержание в святые дни, поскольку телесная, земная радость не должна затмевать ликование о пришествии в мир Солнца Правды — Христа Бога нашего.
Отметим, что венчание также не совершается во все посты, на пасхальной неделе, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).
И про супружеское воздержание ясно, что-нибудь еще под запретом?
В правилах шестого Вселенского Собора читаем: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий.
Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастии, судьбе, родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов.
Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме, говорит Апостол, или кое сложение церкви Божией со идолы; или кем часть верному с неверным; коеже согласие Христови с велиаром (2 Кор. 6:14—16).
Так называемые календы (т. е. языческие празднования первого дня каждого месяца), Вота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных.
Также и всенародные пляски, великий вред и пагубу причинить могущие, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые пляски и обряды, по старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок.
Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков, — повелеваем извергать из священного чина, а мирян — отлучать от общения церковного».
Это соборное постановление в дисциплинарных мерах (на наше счастье) устарело, зато суть осталась неизменной: Церковь запрещает гадания. Как отметил в одном интервью протодиакон Андрей Кураев, «что касается святочных гаданий, так это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».
В Российской империи было также законодательно запрещено «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
По духу и смыслу Церковного устава святки каждый христианин посвящает личной и церковной молитве, особенно Божественной литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления.
Уже много веков верующие проводят святые дни с особым благоговением, раздают милостыню, кормят нищих, помогают немощным, утешают одиноких и отчаявшихся, посещают нуждающихся — в больницах, в приютах, в тюрьмах, неся миру Евангельскую весть.
Слава Тебе, Господи! — Дождались мы и еще светлых дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в дни сии, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтоб, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том, однако ж, она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но, исстари наименовав дни сии святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свято, как святы дни. Чтоб не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа Рождшегося, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней их занятия. «Христос раждается — славите», и прочее. — Славьте же Христа, и славьте так, чтоб сим славословием усладились гортань, душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа. — Это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу. Нет… Но если помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликните: слава Тебе, Господи, что родился Христос,— этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж, небеса и внидет во уши Божий. Желал бы я видеть всех вас радующимися сею именно святою радостию и не хотящими знать других радостей. Но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся у вас увеселения пустые — буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие сколько ни говори: укротитесь,— они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые праздники до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: мерзость Мне все эти празднества ваши. И на деле так есть, что многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию повод говорить к Богу: что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением. все ко мне идут! Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища не знающих Бога — нечестивцев и развратников.
Святитель Феофан Затворник
Хочу в святки молиться за умерших близких, а в этот период поминовение усопших за богослужением не совершается. Как быть?
Вы можете подать поминальную записку о здравии и упокоении дорогих вам людей на Божественную литургию (на проскомидию), а также попросить о милости Божией к живым и усопшим в личной домашней молитве.
Святитель Афанасий (Сахаров) в труде «Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви» пишет: «Предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления отличаются от предпразднства и попразднства других двунадесятых праздников тем, что здесь совсем Октоих не поется кроме единых недель… Особый характер этих предпразднств и попразднств не мог не оказать влияния на правила поминовения в эти дни. 169-е правило Номоканона при Большом Требнике отмечает, что в двунадесятодневном… помины не бывают, так же как и в воскресные дни и в великие праздники. А так как строй и характер служб 20–24 декабря (здесь и далее — по юлианскому календарю) вполне соответствуют строю и характеру служб 2–5 января, входящих в двунадесятодневие, а строй и характер служб 7–14 января совершенно соответствуют таковым 26–31 декабря, то ясно, что во все время с 20 декабря по 15 января отменяются все заупокойные моления, не исключая и обычной литии, хотя и вечерня, и утреня имеют будничное окончание».
Святки на Руси: история и традиции
Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.
По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление).
В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.
Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.
Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем, практиковались и магические обряды.
Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих. Многие песни сопровождались действиями, изображающими земледельческие работы. В святки принято было гадать, фактически в каждой деревне или селе были свои ритуалы и гадания. Особое место занимали приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве в течение будущего года.
Почему между Рождеством и Крещением разница в 12 дней
У православных, отмечавших Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января, 18 января наступил сочельник следующего большого христианского праздника, которые имеет сразу два названия – Крещение или Богоявление.
Почему Крещение Господне называется именно так догадаться просто. Немного сложнее ответить на вопрос, почему этот же праздник называется Богоявление. Но самым интересным представляется найти верный ответ на вопрос, как вышло, что Крещение и Рождество разделяют 12 дней? И почему именно 12?
Кстати, если задать этот вопрос на просторах православных форумов, ответы придется прочесть такие: «Крещение проходит 19 января, потому что это день, когда крестился Иисус Христос». «Потому что тогда младенцев крестили на 13-й день». «По преданиям, Иисусу в момент выхода на плечо опустился голубь, это был Святой дух. С тех пор 19 января люди окунаются в прорубь». «Почему через 12 дней после рождества? Вроде ж Христа крестили на сороковой день после рождения». «Крещение отмечают 19 января, потому что в этот день (по юлианскому календарю это 6 января) было совершено крещение Христа Иоанном Предтечей (Крестителем)». (Авторские орфография, пунктуация и стиль сохранены).
Как всегда придется разбираться самим.
Итак, в день Крещения христиане вспоминают о событии, произошедшем с Иисусом не на тринадцатый или сороковой день после рождения, а во взрослом возрасте. Евангелист Лука об этом говорит без малейших сомнений: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк. 3:11). Первым делом Христос пришел на берег Иордана – креститься.
Крестился он не самостоятельно, попросил об этом пророка Иоанна Предтечу: тот после поста совершал принятое у евреев омовение и, как было свойственно пророкам, проповедовал: рассказывал остальным, что им нужно покаяться в грехах и очиститься от них, совершив омовение в реке. Убежденность Иоанна была настолько искренней, что кое-кто, поверив его словам, так и поступал.
Но это все люди. Обычные. А тут Христос подошел – о крещении просит. Иоанна же не случайно назвали пророком, он сразу догадался, кто перед ним и и попытался уклониться: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Иисус, конечно, нашел правильные, убедительные слова, после которых Иоанн не мог отказаться.
В момент Крещения Иисус погрузился и воду, Святой Дух (в виде голубя) спустился к нему. Одновременно люди услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13-17). Именно это событие дало празднику Крещение второе название — Богоявление.
Богоявление — буквальный перевод греческого слова Теофания. Но у этого события есть более древнее название, и оно называется Явление, а на греческом – Эпифания. Явлением сначала называли день, когда Бог появился на земле, родившись младенцем Иисусом.
Как известно первые века для христиан были суровые: за веру их постоянно преследовали, пытали и убивали. Словом, не до отмечаний. Поэтому в одном дне соединили сразу три близких по смыслу евангельских события: Рождество Иисуса, поклонение ему волхвов и Крещение. Но еще и от того, что согласно Ефрему Сирину, Богоявление – это праздник второго (духовного) рождения Христа.
Датой празднования назначили 6 января. День вычислили греки. Как пишет в своем исследовании «Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов» игумен Дионисий (Шленов): «Празднование 6 января очень хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории – с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в 6 день творения, так и Христос, Новый Адам, в 6 день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. 6 января соответствовало 6 нисану – дню творения первого Адама согласно иудейской традиции. В то же время оно достаточно органично вписывалось в римский календарь».
Тут бы и остановиться христианам, но чем дальше, тем больше они убеждались, что язычники не торопятся приходить к правильной вере в единого Бога. Что хуже, проходившие в конце декабря гуляния, посвященные богу Непобедимое Солнце и другим богам, по своему масштабу настолько превосходили праздник Явления, что некоторые христиане не гнушались конец года отметить в компании язычников, а в начале следующего — сообразно христианской традиции — пойти помолиться в церковь.
И праздник перенесли. Вернее разделили. Первую часть — Рождество — в противовес язычникам решили праздновать 25 декабря (7 января по новому стилю), а Богоявление и Крещение оставили 6 января (19 января).
Опустим долгую историю перенесения праздников (она действительно была долгой) и толкования смыслов этих действий с точки зрения всяких философов и богословов и зададим очередной вопрос. Вернее, два. Первый уже прозвучал в самом начале: почему между Рождеством и Крещением 12 дней? И второй вопрос. Живший во II-III веках философ Ориген писал, что Крещение как отдельное, самостоятельное торжество отмечалось христианами 5 января. Насколько правдоподобна эта версия?
Начнем со второго пункта. Как пишет игумен Дионисий, «в древнем Армянском лекционарии (иерусалимский армянский кодекс нач. V в. под № 121) отражена ситуация Иерусалимской Церкви времен Эгерии: «5 января – Собрание на месте пастухов. Бдение в церкви в Вифлееме. Собрание на Богоявление в Мартирионе в Иерусалиме». Восьмидневный цикл служб завершается празднованием обрезания в храме Воскресения. Современный католический ученый А. Рену, подробно проанализироваший текст, вопреки мнению некоторых других отметил, что здесь идет речь именно о Рождестве, а не о Крещении».
Получается, что дата хотя и непонятная, тем не менее, относилась она к Рождеству. Однако значительно позже, в XI веке веке, Афанасий Великий, написав, что Богоявление празднуется в Новом году, когда отмечается сбор урожая, даст другую подсказку. Игумен Дионисий считает, что «хотя точная дата Крещения здесь не указана, несомненно имеется в виду уже известное нам 5-6 января».
Вероятнее всего Шленов прав. Первые даты христианских праздников были условны и вполне могли быть привязаны к намного более важным событиям в жизни христиан. И сбор урожая был несомненно важнее дня, в который надо пойти в храм, чтобы поздравить Христа с рождением или крещением. То же касается и даты, указанной Оригеном, — вполне возможно, что при его жизни в Александрии, где он проживал, Крещение (и окончание сбора урожая) действительно отмечали 5 января.
Вернемся к 12 дням. Помощь в решении этой загадки предложили несколько человек. Однако все их ответы, как, в частности такой: «Потому что на столько дней отличается лунный и солнечный календарь в определении даты Рождества Христова» не выглядели убедительными.
Кроме очевидного и самого простейшего: первоначально в рамках Явления Рождество праздновалось 6 января. Потом его отделили и перенесли на 25 декабря, а Крещение и Богоявление оставили 6 января. Разница между этими датами составляет 12 дней.
С тех пор как Русская Православная Церковь стала жить по Юлианскому календарю, в датировании ничего не изменилось – Рождество Христово приходится на 7 января (25 декабря по старому стилю), а Богоявление празднуется 19 (6 по старому стилю) января.
Когда принималось решение перенести Рождество с 6 января на другой день, а Крещение оставить, разница между ними могла оказаться любой,. Но обязательно равной числу дней, отделявших праздник Явления от Дня рождения бога Непобедимое Солнце. Волею случай их оказалось 12.
Поэтому 12 дней между Рождеством и Крещением не означают ничего, кроме естественного хода событий.
Почему между Рождеством и Крещением разница в 12 дней
У православных, отмечавших Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января, 18 января наступил сочельник следующего большого христианского праздника, которые имеет сразу два названия – Крещение или Богоявление.
Почему Крещение Господне называется именно так догадаться просто. Немного сложнее ответить на вопрос, почему этот же праздник называется Богоявление. Но самым интересным представляется найти верный ответ на вопрос, как вышло, что Крещение и Рождество разделяют 12 дней? И почему именно 12?
Кстати, если задать этот вопрос на просторах православных форумов, ответы придется прочесть такие: «Крещение проходит 19 января, потому что это день, когда крестился Иисус Христос». «Потому что тогда младенцев крестили на 13-й день». «По преданиям, Иисусу в момент выхода на плечо опустился голубь, это был Святой дух. С тех пор 19 января люди окунаются в прорубь». «Почему через 12 дней после рождества? Вроде ж Христа крестили на сороковой день после рождения». «Крещение отмечают 19 января, потому что в этот день (по юлианскому календарю это 6 января) было совершено крещение Христа Иоанном Предтечей (Крестителем)». (Авторские орфография, пунктуация и стиль сохранены).
Как всегда придется разбираться самим.
Итак, в день Крещения христиане вспоминают о событии, произошедшем с Иисусом не на тринадцатый или сороковой день после рождения, а во взрослом возрасте. Евангелист Лука об этом говорит без малейших сомнений: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк. 3:11). Первым делом Христос пришел на берег Иордана – креститься.
Крестился он не самостоятельно, попросил об этом пророка Иоанна Предтечу: тот после поста совершал принятое у евреев омовение и, как было свойственно пророкам, проповедовал: рассказывал остальным, что им нужно покаяться в грехах и очиститься от них, совершив омовение в реке. Убежденность Иоанна была настолько искренней, что кое-кто, поверив его словам, так и поступал.
Но это все люди. Обычные. А тут Христос подошел – о крещении просит. Иоанна же не случайно назвали пророком, он сразу догадался, кто перед ним и и попытался уклониться: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Иисус, конечно, нашел правильные, убедительные слова, после которых Иоанн не мог отказаться.
В момент Крещения Иисус погрузился и воду, Святой Дух (в виде голубя) спустился к нему. Одновременно люди услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13-17). Именно это событие дало празднику Крещение второе название — Богоявление.
Богоявление — буквальный перевод греческого слова Теофания. Но у этого события есть более древнее название, и оно называется Явление, а на греческом – Эпифания. Явлением сначала называли день, когда Бог появился на земле, родившись младенцем Иисусом.
Как известно первые века для христиан были суровые: за веру их постоянно преследовали, пытали и убивали. Словом, не до отмечаний. Поэтому в одном дне соединили сразу три близких по смыслу евангельских события: Рождество Иисуса, поклонение ему волхвов и Крещение. Но еще и от того, что согласно Ефрему Сирину, Богоявление – это праздник второго (духовного) рождения Христа.
Датой празднования назначили 6 января. День вычислили греки. Как пишет в своем исследовании «Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов» игумен Дионисий (Шленов): «Празднование 6 января очень хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории – с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в 6 день творения, так и Христос, Новый Адам, в 6 день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. 6 января соответствовало 6 нисану – дню творения первого Адама согласно иудейской традиции. В то же время оно достаточно органично вписывалось в римский календарь».
Тут бы и остановиться христианам, но чем дальше, тем больше они убеждались, что язычники не торопятся приходить к правильной вере в единого Бога. Что хуже, проходившие в конце декабря гуляния, посвященные богу Непобедимое Солнце и другим богам, по своему масштабу настолько превосходили праздник Явления, что некоторые христиане не гнушались конец года отметить в компании язычников, а в начале следующего — сообразно христианской традиции — пойти помолиться в церковь.
И праздник перенесли. Вернее разделили. Первую часть — Рождество — в противовес язычникам решили праздновать 25 декабря (7 января по новому стилю), а Богоявление и Крещение оставили 6 января (19 января).
Опустим долгую историю перенесения праздников (она действительно была долгой) и толкования смыслов этих действий с точки зрения всяких философов и богословов и зададим очередной вопрос. Вернее, два. Первый уже прозвучал в самом начале: почему между Рождеством и Крещением 12 дней? И второй вопрос. Живший во II-III веках философ Ориген писал, что Крещение как отдельное, самостоятельное торжество отмечалось христианами 5 января. Насколько правдоподобна эта версия?
Начнем со второго пункта. Как пишет игумен Дионисий, «в древнем Армянском лекционарии (иерусалимский армянский кодекс нач. V в. под № 121) отражена ситуация Иерусалимской Церкви времен Эгерии: «5 января – Собрание на месте пастухов. Бдение в церкви в Вифлееме. Собрание на Богоявление в Мартирионе в Иерусалиме». Восьмидневный цикл служб завершается празднованием обрезания в храме Воскресения. Современный католический ученый А. Рену, подробно проанализироваший текст, вопреки мнению некоторых других отметил, что здесь идет речь именно о Рождестве, а не о Крещении».
Получается, что дата хотя и непонятная, тем не менее, относилась она к Рождеству. Однако значительно позже, в XI веке веке, Афанасий Великий, написав, что Богоявление празднуется в Новом году, когда отмечается сбор урожая, даст другую подсказку. Игумен Дионисий считает, что «хотя точная дата Крещения здесь не указана, несомненно имеется в виду уже известное нам 5-6 января».
Вероятнее всего Шленов прав. Первые даты христианских праздников были условны и вполне могли быть привязаны к намного более важным событиям в жизни христиан. И сбор урожая был несомненно важнее дня, в который надо пойти в храм, чтобы поздравить Христа с рождением или крещением. То же касается и даты, указанной Оригеном, — вполне возможно, что при его жизни в Александрии, где он проживал, Крещение (и окончание сбора урожая) действительно отмечали 5 января.
Вернемся к 12 дням. Помощь в решении этой загадки предложили несколько человек. Однако все их ответы, как, в частности такой: «Потому что на столько дней отличается лунный и солнечный календарь в определении даты Рождества Христова» не выглядели убедительными.
Кроме очевидного и самого простейшего: первоначально в рамках Явления Рождество праздновалось 6 января. Потом его отделили и перенесли на 25 декабря, а Крещение и Богоявление оставили 6 января. Разница между этими датами составляет 12 дней.
С тех пор как Русская Православная Церковь стала жить по Юлианскому календарю, в датировании ничего не изменилось – Рождество Христово приходится на 7 января (25 декабря по старому стилю), а Богоявление празднуется 19 (6 по старому стилю) января.
Когда принималось решение перенести Рождество с 6 января на другой день, а Крещение оставить, разница между ними могла оказаться любой,. Но обязательно равной числу дней, отделявших праздник Явления от Дня рождения бога Непобедимое Солнце. Волею случай их оказалось 12.
Поэтому 12 дней между Рождеством и Крещением не означают ничего, кроме естественного хода событий.