как называются башни донского монастыря
Архитектурный ансамбль
Расписание богослужений
Башни и стены монастыря
После возведения первого собора территория монастыря была обнесена деревянной оградой. К концу XVI века, монастырь был обнесен новой деревянной оградой, в которой существовали двое проездных каменных ворот. Территория монастыря была небольшой, окруженная деревянным забором на 52 прясла в окружности.
В 1686 году на средства из царской казны начато было строительство каменной ограды вокруг монастыря, но вскоре финансирование строительства стен было прекращено. Ограда была возведена лишь до половины. В 1697 году архимандрит Антоний (Одинович) продолжил строительство ограды на средства Ирины Симоновны Кирилловой, чей супруг думный дьяк Яков Аверкиевич принял монашеский постриг в Донском монастыре, с именем Арсений. Окончены все работы по возведению ограды и 12 башен были при архимандрите Лаврентии (Габашвили) в 1711 году.
Ограду строили по всем канонам русского оборонительного зодчества. Башни и стены имели бойницы, причем, в связи с развитием артиллерии, были сделаны отверстия для пушечных стволов. Угловые выносные башни на ¾ выходили из плоскости стен, чтобы была возможность их защиты. Вдоль всех стен изнутри существовали галереи, на которых в крепостях обычно находились стрельцы, а еще по галереям можно было обойти всю территорию монастыря. Первоначально галереи были открытыми.
Ко времени строительств монастырских стен и башен Москва уже не нуждалась в защите от набегов кочевников, в силу этого, хотя по всем канонам оборонительного зодчества стены оборудованы бойницами, а внутри имели галереи, по которым можно было обойти всю территорию монастыря, как оборонительные они не строились. Об этом свидетельствует и не столь значительная толщина стен и нарядные гульбища на башнях, украшенные белокаменными гребешками, характерными для московского барокко конца XVII века. В 1860 году открытую галерею стен покрыли железной кровлей «по деревянным стропилам». Средства на это пожертвовал архиепископ Евгений (Казанцев) пребывавший в монастыре на покое, но выполнявший обязанности наместника монастыря.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов монастырская ограда была частично отреставрирована. Однако за прошедшие годы стены и башни значительно обветшали. Утрачена часть белокаменного декора, кирпичная кладка стен и башен местами разрушена, в стенах появились сквозные трещины. В особо плачевном виде сегодня находится южная стена монастырской ограды.
Белый декор и прочные стены: еще две башни старинного Донского монастыря отреставрируют
Еще две башни крепостной стены Донского монастыря ждет реставрация. Департамент культурного наследия столицы выдал разрешение на проведение работ. Их планируют завершить к началу 2020 года. Круглая башня № 11 находится на юго-западной стороне комплекса, а квадратная башня № 12 — на западной.
Монастырская стена с 12 башнями была построена из красного кирпича в конце XVII — начале XVIII века. Ограду и башни возводили согласно канонам русского оборонного зодчества — с бойницами и боевым ходом вдоль стен (галереей, по которой обходили всю территорию монастыря). Оттуда можно было обстреливать противника.
Обе башни — трехъярусные. В верхней части каждой из них находится гульбище — открытая площадка, по периметру которой проходит аркада (ряд одинаковых арок). Парапеты гульбищ были украшены белокаменными балясинами, а стены — фигурными завитками или гребешками, характерными для московского барокко конца XVII века. Эти украшения частично сохранились до сих пор.
В последний раз реставрацию крепостных сооружений монастыря проводили в середине прошлого столетия. С того времени строения сильно обветшали, была утрачена часть белокаменного декора, кирпичная кладка местами разрушилась и покрылась трещинами.
«Сначала реставраторы очистят фасады башен от загрязнений, старых слоев краски и штукатурки, а затем восстановят кирпичную кладку, белокаменный цоколь и декор. Затем поверхности фасадов покроют новым слоем обмазки, после чего стены покрасят в цвет кирпича, а декоративные элементы — в белый. Стены и своды помещений башен также приведут в порядок — их очистят, выровняют, загрунтуют и покрасят», — заявил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
По словам главы ведомства, на реставрацию восьми из 12 башен, а также 14 прясел (участков стены между двумя башнями) выделены средства из городского бюджета. Две башни, квадратная на северной стороне (№ 4) и круглая угловая в северо-восточной части ограды (№ 5), были приведены в порядок в мае этого года.
Реставрация обители
Донской ставропигиальный мужской монастырь — объект культурного наследия федерального значения. В его ансамбль входят более 30 архитектурных памятников. Их реставрация, а также благоустройство территории проходит за счет федеральных и региональных средств, собственных средств обители и частных инвесторов.
Любые ремонтные или реставрационные работы проводятся под контролем Департамента культурного наследия города и после согласования с ним. Строения архитектурного комплекса запрещено сносить, а их исторический облик нельзя нарушать.
Комплексная реставрация архитектурного ансамбля Донского монастыря началась в 2013 году. Работы в Малом соборе были завершены в 2016 году. Специалисты раскрыли белокаменный цоколь фасадов храма, восстановили древние окна XVI века, отреставрировали интерьеры храма и трапезной, воссоздали по историческим документам иконостас.
В 2017 году отреставрировали церковь Архангела Михаила — воссоздали не только архитектурный облик храма, но и монументальную скульптуру, живопись и иконостас. Кроме того, специалисты проложили инженерные коммуникации и благоустроили территорию. Сейчас проводятся работы по реставрации семинарского корпуса Донской обители и бани XVIII века. Работу над фасадами планируют закончить в этом году. За счет средств столичного бюджета восстановили 23 надгробия в некрополе Донского монастыря, сейчас идет реставрация еще семи.
История Донского монастыря
Донской монастырь был основан в 1593 году по указу царя Федора Иоановича. Обитель получила название в честь Донской иконы Божией Матери. Именно ей молился царь о спасении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Монастырь построили в том месте, где прежде стояла небольшая походная церковь с этой иконой.
Первой каменной постройкой монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. В 1679 году к нему были пристроены шатровая колокольня и трапезная.
Строительство второго собора Донской иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684–1698 годы. С 1686 по 1711 годы также возвели монастырские стены с 12 башнями. Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря.
В XVIII веке архитектурный ансамбль дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери 1714 года; над западными была достроена церковь Святых Захария и Елисаветы с колокольней; в юго-западной части построены больница и другие здания.
В 1920-х годах в монастыре еще совершались богослужения, но отдельные строения были переданы под иные нужды. В них разместились советские учреждения, часть помещений сделали жилыми. К концу 1929 года все монастырские постройки национализировали. Богослужения прекратили. Здания монастыря приспособили под антирелигиозный музей, интернат, фабрику и молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В ведение патриархии весь ансамбль монастыря вернулся лишь в 1991 году.
Сегодня на территории Донского монастыря работают реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», воскресная школа, предусмотрены богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей основ православной культуры.
Некрополь Донского монастыря — место упокоения многих выдающихся церковных, политических и военных деятелей, а также русских писателей. Монастырский некрополь насчитывает также более 100 захоронений грузинских церковных, политических и государственных деятелей, здесь же находится фамильная усыпальница князей Голицыных (около 100 могил). На участке за апсидами Малого собора расположен греческий некрополь монастыря второй половины XVIII — первой половины XIX века.
Кроме того, в обители похоронены около 90 участников Отечественной войны 1812 года, 11 декабристов, участники Крымской (1853–1856 годы), Русско-турецкой (1877–1878 годы) и Первой мировой (1914–1918 годы) войн.
На территории некрополя похоронены бабушка, дядя и тетки А.С. Пушкина, а также родственники А.С. Грибоедова, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.
Некоторые надгробия выполнены выдающимися скульпторами И.П. Витали, Ф.Г. Гордеевым, В.И. Демут-Малиновским, Г.Т. Замараевым, И.П. Мартосом.
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы столичного Департамента культурного наследия. За последние восемь лет в городе отреставрировали более 1200 памятников архитектуры.
Донской и Даниловский монастыри
Являясь одними из главных достопримечательностей Замоскворечья и юга Москвы, Донской и Даниловский монастыри первоначально располагались в полутора километрах от городских валов, служа одновременно защитными заставами и убежищами. Оба они по-своему интересны, но Донской монастырь теснее связан с историей города, здесь имеется большое кладбище. Собственное кладбище Даниловского монастыря находится дальше на юг, граничит с мусульманским кладбищем.
Кладбища были устроены здесь по императорскому указу во время последней эпидемии чумы в 1770-1771 годах. Чтобы препятствовать её распространению, целые кварталы московских зданий были сожжены и все средневековые кладбища в пределах центра были перекопаны и удалены за пределы города, чтобы зараза от уже умерших не передавалась живым. За пределами города было устроено семь новых больших православных кладбищ, поскольку список умерших резко увеличился. В Москве одна треть населения – более 200 тысяч человек – умерли от чумы в том году.
Донской монастырь и окрестности
Массивные стены Донского монастыря, выложенные из красного кирпича, напоминают Красный форт в Агре (Индия) или замки крестоносцев в Палестине. Высота и толщина стен воплощала постоянный страх перед монголами, которые при обстреле монастыря использовали катапульты и горящие стрелы, а не перед европейскими армиями, использующими массивные орудия; оборонительным целям служила и дюжина башен, равномерно распределённых по периметру. Монастырское кладбище занимает площадь в 42 тысячи квадратных метров, с множеством могил старого кладбища, которое не надо путать с новым кладбищем, расположенным вниз по улице.
Панорама Донского монастыря
Хотя монастырь открыт ежедневно, однако некоторые части его находятся вне досягаемости для туристов в будние дни, поэтому лучше посещать монастырь в выходные дни. Чтобы попасть туда, необходимо доехать до станции метро «Шаболовская», а оттуда пройти несколько кварталов пешком. В зависимости от того, какой маршрут вы выберете, вы можете встретить несколько интересных объектов по пути к монастырю или на обратной дороге к метро.
Башни Донского монастыря
Краткая история Донского монастыря
Разграбленный и заброшенный в Смутное время, монастырь был восстановлен во время царствования Фёдора и Алексея, но оставался маленьким и бедным до возобновления войны против татар, что заставило регентшу Софью и её фаворита князя Василия Голицына укрепить его стены. Продолженная Петром Великим программа строительства (1684-1733 годы) закончилась сооружением существующих и поныне укреплений и Большого собора. Ко второй половине XVIII века Донской монастырь стал одним из самых богатых, то было и одно из престижнейших мест погребения для московской знати и многих деятелей культуры.
Горельефы Донского монастыря
Вскоре после революции монастырь был закрыт большевиками, хотя его монахи продолжали жить там до 1929 года, пока не были выселены для того, чтобы власти имели возможность устроить здесь Музей атеизма. Музей впоследствии стал отделением Архитектурного музея имени Щусева, в котором собирались скульптуры из уничтожаемых церквей со всей Москвы. Фашистское вторжение вынудило Сталина призвать православную Церковь в свои союзники; и чтобы вознаградить её за поддержку, в Старом соборе в 1946 году были возобновлены церковные службы. Однако только в 1992 году святые мощи патриарха Тихона были захоронены там со всеми полагающимися почестями.
Провозглашённый патриархом накануне революции, он был заключён в тюрьму большевиками и похоронен в безымянной могиле на территории монастыря в 1925 году. Вскоре после его перезахоронения пожар уничтожил в соборе все иконы кроме иконы Донской Богоматери, а когда реставраторы открыли могилу, чтобы проверить нанесённый пожаром ущерб, они обнаружили, что мощи патриарха остались нетронутыми пожаром. Тогда он был канонизирован православной церковью. Сегодня монастырь, помимо обычных церковных построек, имеет собственное издательство, студию реставрации икон, а также детскую школу иконописи и украшения икон.
Некрополь Донского монастыря
Общая информация о Донском монастыре
Вход в монастырь со стороны Донской улицы под коренастыми воротами, спроектированными Трезини, увенчан трёхъярусной колокольней, которая была пристроена позднее, в 1750-х годах. Перезвон её колоколов нарушает спокойную тишину, а городские звуки приглушены высокими монастырскими стенами и карканьем ворон. Очень странным кажется то, что первая вещь, с которой вы сталкиваетесь, входя в пределы монастыря, – множество советских танков, нарисованных яркой белой краской, – так отмечается память о танковом подразделении, сформированном церковью в 1943 году, которая была названа в честь святого-воина князя Дмитрия Донского.
В центре комплекса возвышается Большой собор Донской Богоматери, известный также как Новый собор. Состоящий из четырёх круглых башен, сгруппированных вокруг центрального барабана под пятью бронзовыми куполами, этот собор был одним из самых больших зданий своего времени; его строительство началось при Голицыне в 1684 году и полностью закончилось в 1698 году. В интерьере представлены апокрифические фрески и иконы святых, увенчанных цветущими венками, а также огромный 7-ярусный иконостас, который украшали резьбой в течение 4 лет.
Храм Захарии и Елисаветы
Во время эпидемии чумы архиепископ Амвросий спрятался за этим иконостасом, чтобы избежать разъярённой толпы, но его обнаружили, вытащили из его убежища и забили до смерти. Сегодня верующие люди специально приходят на молитву к иконе Донской Богоматери (оригинал находится в Третьяковской галерее) и к мощам святого Тихона, помещённым в раку, налево от Царских врат. В подвале – грузинский некрополь.
Большой собор Донской Богоматери
Основанный одновременно с монастырём, Малый собор Донской Богоматери напоминает простую московскую барочную церковь, окрашенную в мягкие бело-коричневые цвета, с рядами кокошников и позолоченным куполом. Внутренние помещения – низкие, белые и сводчатые, его пол отполирован ногами прихожан. Оба собора посещают больше всего людей во время дневных служб на Благовещенье (7 апреля), праздники Донской Богоматери (1 сентября) и Фёдора Стратилата (21 февраля).
Окрестное кладбище густо заполнено надгробиями и памятниками. Специально для туристов каждый участок снабжён планом с именами знаменитых русских людей, похороненных там, – людей, дорогих сердцу русского человека; у всех них скромные, простые могилы. Могила архитектора Осипа Бове выделяется чёрной гранитной плитой, расположенной рядом с ещё одним памятником, своей формой напоминающим бомбу; а могила печально известной графини Дарьи Салтыковой, убившей своих крепостных, отмечена обелиском без надписи. Ещё более безликими являются могилы бабушки Льва Толстого, а также бабушки и деда Пушкина.
Малый собор Донской Богоматери
Тёмно-красная церковь Святого Николая была построена в 1806-1809 годах как личная часовня Голицыных. Поблизости стоит церковь Святого Иоанна Лествичника, построенная по завещанию генерал-майора И. Ф. Терещенко под шатровым сводом в неорусском стиле, украшенная православными крестами и воздвигнутая в 1899 году. Лучшей из всех является церковь Иоанна Златоуста, построенная для семейства Первушиных в 1891 году.
Рядом стоит надвратная церковь Тихвинской Богоматери, внушительное строение, которое является одним из последних примеров московского барокко. Она была закончена в 1713 году, год спустя после того, как Пётр Великий перевёл столицу в Санкт-Петербург и запретил возведение каменных зданий где-нибудь ещё в России, поощряя этим строительство своего города на Неве.
Церкви Лествичника и Свирского
Другие достопримечательности
Дальше по улице расположено другое кладбище, датированное 1900-ми годами. Помимо нескольких грандиозных могил, например могилы Сергея Муромцева, председателя Первой думы, это кладбище известно благодаря памятнику жертвам репрессий, установленному около крематория. Последний первоначально был монастырской больницей, перед тем как большевики превратили её в крематорий, чтобы упростить гражданские похороны; его печи сжигали тысячи трупов, доставляемых ночами из Лубянской и Бутырской тюрем или из Военной коллегии в 1930-х годах.
В то время как советские жертвы отмечены безымянной статуей женщины в трауре, иностранцы, расстрелянные в Бутырской тюрьме после 1945 года, отмечены индивидуальными табличками, установленными их родственниками, включая могилу венгерского премьер-министра времён войны графа Бетлена, члена польского кабинета министров, и могилы нескольких японских солдат.
Донской монастырь — историческая сокровищница
Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы.
Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм — усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря.
Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра.
Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.
Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь — одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.
Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.
Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.
Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.
Некрополь
«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам.
Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.
На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:
«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.
От мира и забот его призвал Бог в рай».
Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской:
«Скончалась от операции доктора Снигирева»…
На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.
Донской монастырь иногда называют еще и «архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова:
Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
Монастырь в городе
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.
В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.
В ризнице монастыря
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких «городских» монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское».
Сейчас в монастыре существует большой просветительский центр для молодежи, открытая библиотека, большой книжный магазина, музеи.
До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение.
«Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).
Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода.
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.
«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».
Фото превью: donskoi.org
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.