как называются буддийские иконы
Мир буддийской иконы
Буддийская средневековая икона — «тханка» или «хирук» — обязана своим возникновением религии, возникшей в Индии в V веке до нашей эры. Распространившись сначала среди народов стран Южной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, в первых веках нашей эры буддизм проник в Центральную Азию. С началом XIII века с ним познакомились правители монголов-кочевников — Чингисхан и его преемники, а с начала XVI века начинается интенсивное приобщение к этой религии широких народных масс монголов, бурят и калмыков.
Значительная роль в этом процессе принадлежала буддийской иконе, которая переводила сложнейшие метафизические построения на язык образа, доступного пониманию как монаха, принявшего высший сан посвящения, так и простолюдина. К тому же до начала XX века существовала древняя традиция устного рассказа, объяснявшего то или иное изображение. Когда в буддийские монастыри на религиозные праздники со всех концов страны собирались паломники, перед ними на стенах домов, заборах, специально сооруженных конструкциях или на отвесных склонах гор и холмов растягивали рисованные на ткани изображения святых и будд, окруженных сценами из их жизни.
Монахи в течение многих часов объясняли и показывали изображения божеств и сюжеты из их жизни, собирая вокруг себя большие толпы людей. Этих монахов узнавали по изображениям солнца и луны, укрепленным на их головных уборах, и по указке-стреле, которую они держали в руках во время рассказа. Излюбленными героями таких рассказов были Будда Шакьямуни, известный проповедник буддизма Падмасамбхава, знаменитый поэт-мистик Миларепа.
Следуя наставлениям великого индийского проповедника Атиши (982—1064 гг.), буддисты особое внимание уделяли психофизическим особенностям восприятия их учения. Предполагалось, что его осознание проходит как бы на двух уровнях. Первый охватывал лишь небольшую часть духовенства, занимавшегося разработкой теории и практики буддизма. Для них создавалась репрезентативная храмовая икона, мало доступная пониманию большинства верующих. Она служила наглядной иллюстрацией таких разделов теории буддизма, как космология, учение о преемственности, использовалась для передачи тайных разделов буддийских знаний «из уст учителя в ухо ученика», а также при медитации. Второй уровень предполагал знание буддизма, доступное широким массам, принявшем буддизм, а также тем, кто только приобщался к этому учению.
Репрезентативные иконы обычно были большого размера. Для их создания привлекались художники-ламы, имевшие профессиональную подготовку и определенную известность. Исполнение и освящение таких икон проходило по строгому ритуалу, их размещение в интерьере храма было четко расписано. По сторонам от входа находились две композиции: слева от входа — мандала вместе с календарем, справа — композиция «Колесо Сансары», являвшаяся образным выражением основ учения буддизма — воздаяния за совершенные дела.
В центре северной стены, напротив входа и в длинных плоских шкафах-витринах вдоль восточной и западной стен храма помещались скульптурные изображения будд и бодхисаттв. Иконы подвешивались к потолку вдоль восточной, северной и западной стен, свисая на длинных шнурах над центральным пространством храма, как своеобразный балдахин. Часть из них в специальных киотах располагается в алтарной части, между скульптурными образами. Наконец, они полностью занимают северную стену специальной надстройки второго этажа, так называемого «гонхона», составляя своеобразный иконный ряд.
На них представлены будды, бодхисаттвы, охранители буддийского учения, сюжеты из жизни Будды Шакьямуни, серия пятнадцати чудес, совершенных им в Шравасти, популярные джатаки (рассказы про прошлые реинкарнации Будды Шакьямуни). Они выполняли функцию назидательного рассказа, образного изложения истории буддизма.
В главной части храма, расположенной у северной стены — «местопребывания Будды Шакьямуни», — висели иконы, представляющие персонажи, связанные с патроном храма и его окружением. Оформление их напоминает иконостас. Иногда для них возводятся специальные павильоны, например, в саду для диспута. Эти легкие павильоны состоят из центральной части и двух меньших боковых, отделенных от центральной небольшими колоннами. Здесь размещаются скульптурные или живописные изображения Будды Шакьямуни в окружении бодхисаттв Авалокитешвары и Манчжушри.
Иконы могут играть роль сакральных вложений внутрь больших и малых статуй, закладываться в основание субурганов (ступ) и других мемориальных сооружений. Их заказывают как посвятительные дары в благодарность за излечение от болезни, рождение ребенка, благополучное завершение трудного путешествия и так далее. Они могут служить к исправлению характера или улучшению прежней кармы, тогда их заказывают в монастыре, согласно указанию ламы-наставника.
Живописное изображение божества, как временное отражение вечной сути, зафиксированное во время акта самооткрытия, использовалось для медитации. Причем медитирующий принимал такую позу, повторял такие жесты-мудры и брал в руки такие предметы, которые были подобны объекту его созерцания, представленному на иконе, настраивая, таким образом, свою психику на определенный лад. Во время медитации он должен представить себе, что его тело по отношению к божественному «патрону» то же, что отражение в зеркале: не одинаково и не различно, созерцая при этом не только изображение божества, но и знаки, буквы, являющиеся выражением его сущности.
Существовали личностные иконы, которых было несопоставимо больше репрезентативных и которые предназначались в первую очередь для контакта с божеством. Всем своим содержанием такая икона стремилась установить духовную связь с молящимся, ответить на его обращение. Было множество легенд о самоявленных изображениях на скалах, стенах монастырей и храмов. Существовало представление о самостоятельных чувствах изображения. Считалось, что чем древнее оно, тем большей силой обладает. Благополучие, умножение семьи, приплод скота — все зависело в этом мире от благосклонности божеств. Они получили в народном буддизме вполне реальные земные места своего обитания. Так, например, бодхисаттва Манчжушри обретается в горах Утая на севере Китая, а резиденция Тары была на острове Путо против приморского города Нинпо.
Среди личностных икон получают преимущество те сюжеты, персонажи, которые оказывали воздействие на конкретные дела и события. Этим объясняется распространение изображений Тары, культ которой вобрал в себя почитание древнего божества земли и буддийское представление о ней как о воплощении нравственного символа милосердия и сострадания. Столь же популярным стал образ Белого Старца — подателя плодородия.
Надписи на иконах — краткие, обычно односложные — служили своеобразными подсказками, как воспринимать тот или иной образ. На лицевой стороне иконы надписи очень кратки. Исполненные тонкой золотой линией они вынесены на свободный участок фона или «спрятаны» — вписаны в лепестки лотоса, на котором стоит или сидит персонаж. Надписи практически можно прочесть лишь с очень близкого расстояния. Они совершенно теряются, когда свиток повешен в интерьер храма. Подобные надписи призваны были уточнить имя главного персонажа и его окружения. Существовали надписи другого рода. Они наносились на бумажные ярлыки или кусочки шелка, пришитые к верхней штанге иконы, на них указывался порядок расположения образа в интерьере храма. Эти надписи были очень кратки и состояли всего из двух слов: «второй слева», «третий справа» и так далее.
По своему функциональному назначению иконы подразделялись на две группы. К первой относились созданные во время созерцания в течение одних суток — «однодневные изображения», исполненные в традициях передачи учения от учителя к ученику. Эти «медитативные» образы часто исполнялись на черном фоне и назывались «черное письмо» — «нагтан», или написанные на красном фоне: «красное письмо» — «мартан». При этом само изображение наносилось художником контурной линией белой или золотой краской.
Другую группу икон составляли исполненные на заказ, по какому-либо случаю: рождению ребенка, юбилею, смерти близкого человека, началу или окончании: важного предприятия. Они никогда не продавались и не покупались, а передавались из рук в руки с целью приобрести «благие заслуги» для будущего лучшего рождения, как самого заказчика, так и исполнителя. Заказывая какой-либо образ, человек обычно старался «улучшить» себя: поправить здоровье, усовершенствовать духовные качества. Так, гневному, легко возбудимому человеку предлагалось изображение «спокойного» божества, болезненному стоило иметь постоянно при себе образ будды врачевания или будды бесконечной жизни Амитаюса.
Сюжеты тханок были многообразны. Их разделяли на несколько групп. К первой относятся изображение будд и бодхисаттв. В изображении будд выделялись три категории. Первая — будды прошедшего времен, нынешнего периода и будущего. Им полагалось быть в монашеском платье, символизировавшем полное постижение дисциплины, медитации и мудрости в состоянии глубокого самоуглубления.
Вторая категория изображений — идамы — персональные божества, представленные в спокойных или гневных обличьях, мужского или женского облика. Гневные идамы изображались в стремительном движении ритуального танца, украшенными коронами из черепов, гирляндами и ожерельями из отрубленных голов демонов, попирающими трупы. Их одежду составляют шкуры животных, еще сочившиеся свежей кровью. Такая одежда — символ бесстрашия, силы ее владельца. Спокойные идамы изображались в облике царственных существ: в благородных позах, в коронах из драгоценностей, украшенными ожерельями и браслетами, облаченными в царские одежды. Третья категория изображений — дхармакайя-будды — раскрывала буддийское понимание «абсолютной реальности».
К последней группе могут быть отнесены ритуальные диаграммы — янтры, представленные в виде концентрических кругов, квадратов, поля которых заполнены текстами-заклинаниями. Их складывали определенным образом в виде ромба, квадрата, круга, вкладывая внутрь какой-нибудь небольшой предмет — зерно, нить, крупинку металла или лекарственного растения. Символика янтры определялась связью с определенным божеством, дарующим владельцу янтры свою защиту от конкретной опасности.
Иконография Тибетского Буддизма
Тибетский Буддизм (Ваджраяна или Алмазная Колесница) это буддизм Тантрический, который подразумевает работу со многими планами человеческого сознания. Работа с сознанием в Тантре чаще всего заключается в практике визуализации мандал и различных божеств, представляющих из себя многочисленные аспекты сознания, представление и созерцание которых помогают адепту на его пути. Кроме того, тибетский буддизм унаследовал достаточно обширную индуистскую иконографию, а также многочисленные божества добуддийской религии Бон. Стоит ли говорить, что различных Божеств, Будд и Бодхисаттв в тибетском буддизме великое множество, возможно несколько тысяч. Кроме того, каждое из них может представать перед нами во множестве манифестаций, значительно отличающихся друг от друга визуально. Разобраться в хитросплетениях тибетской иконографии иногда непросто даже специалисту. Тем не менее, основные и самые главные фигуры тибетского буддизма тем, кто хочет посетить эту страну изучить, совсем не помешает. Здесь мы представим изображения, наиболее часто встречающиеся в монастырях Тибета.
Важнейшие фигуры тибетского буддизма
Шакьямуни Будда (Сакья Тукпа) Будда нашего времени, исторический Будда, основатель буддизма.
Чаще всего изображается в позе лотоса, сидящим на лотосовом троне, над головой, как и у всех Будд и святых нимб, означающий просветленную природу, волосы, как правило, синего цвета, связаны в шишку на темени, в руках чаша для подаяний, правая рука касается земли. Часто изображается в окружении двоих учеников.
Мармедзе (Дипанкара или Кашьяпа) Будда прошедшего времени, воплотившийся на земле перед Буддой Шакьямуни. По легенде провел на земле 100 000 лет. Часто изображается вместе с Буддой Будущего (Майтрейей) и Буддой нашего времени (Шакьямуни). Руки чаще всего изображаются в виде мудры защитника.
Опагме (Амитабха) Один из Дхьяни Будд, или Будда Бесконечного Света, в дальневосточном буддизме известен как Будда Амида. Панчен Лама Тибета (второе лицо после Далай Лам), представляется, как земное воплощение Амитабхи. Изображается красным, в позе лотоса на лотосовом троне, руки в мудре классической медитации, в руках чаша для подаяний. Известен культ Чистой Земли этого Будды под названием Сукховати или Западный Рай.
Тсепаме (Амитаус) Будда Бесконечной Жизни, особая ипостась Амитабхи. Изображение похоже на Амитабху, но в руках сосуд с нектаром бессмертия.
Будда Медицины (Менлха) Чаще всего изображается синего цвета, в правой руке исцеляющие растения и исцеляющий нектар в левой. Вокруг тела исходит сияние.
Амогасиддхи
Ратнасамбхава
Вайрочана
Будда Майтрейя (Джампа) Будда Будущего. Следующий Будда, который воплотится в нашем мире после Шакьямуни. Изображается часто в обычной европейской позе, сидения на стуле. Над короной изображается ступа, тело желтого цвета, а руки в позе дхармачакра мудры, символ следующего поворота колеса учения.
Бодхисаттвы
Поклявшиеся достичь Бодхи (Просветления) и возрождаться вновь и вновь, пока не будут спасены все живые существа. Таким образом, Бодхисаттвы в отличие от Будд после достижения просветления не уходят окончательно в Нирвану.
Авалокитешвара (Ченрези)
Бодхисаттва Сострадания. Далай Лама представляется, как его земное воплощение. Есть множество вариантов изображений Авалокитешвары, наиболее популярная четырехрукая форма (Тондже Ченпо), где он изображен сидящим на лунном диске, покоящемся на цветке лотоса, тело Бодхисаттвы белого цвета, в руках он держит четки и цветок лотоса, символ сострадания. Еще одна популярная форма, это тысячерукий Бодхисаттва (Чактонг Джентонг) с одиннадцатью головами.
Манджушри (Джампелянг) Бодхисаттва Мудрости. Первый Божественный покровитель Буддийской доктрины, покровитель всех практикующих, ученых и т.д. Изображается с поднятым мечом, символом пробуждения, отсекающим неведение. Тело чаще всего желтого цвета, на голове корона.
Тара (Дролма) Бодхисаттва в женском воплощении, особая женская манифестация Авалокитешвары, возникшая по легенде из его слезы. Символизирует Чистоту и Изобилие и считается особой защитницей Тибета, очень популярна среди населения, поскольку тибетцы верят, что Тара исполняет желания. Белая Тара олицетворяет день, зеленая Тара ночь.
Божества Защитники
Особые формы существ, поклявшихся защищать Дхарму. Это могут быть как гневные манифестации Будд и Бодхисатв, так и существа-демоны (Дхармапала и Ийдамы), обращенные Гуру Ринпоче (Падмасабхава) и также принявшие обет защитников Учения. Чокьенг (Четыре короля защитника) Отвечают за 4 стороны света и часто изображаются при входе в тибетские монастыри. Ямантака (Дордже Джигдже) Победитель Ямы, царя смерти, считается, что это особое гневное воплощение бодхисатвы мудрости Манджушри.
Махакала (Нагпо Ченпо) Также защитник Учения, название означает Великий Черный, считается, что божество пришло из Индуизма (Бог Шива). Также, представляется как гневная манифестация Авалокитешвары.
Хайягрива (Тамдрин) Название означает Шея Лошади, считается гневной манифестацией Будды Амитабхи. Часто изображается красного цвета.
Ваджрапани (Чана Дордже) Бодхисаттва с ваджрой (дордже) в руке, имя означает несущий в руках гром, олицетворяет энергию просветления, считается манифестацией Будды Акшобьи, имеет мирную и гневную манифестации,в гневной изображается синего цвета, часто с Бодхисаттвами Ченрези и Манджушри, это троица, также, называется Ригсум Гонпо.
Шри Деви (Палден Ламо) Женское воплощение Махакалы (в индуизме жена Шивы в гневной манифестации Кали), особое божество защитник Лхасы, Далай Ламы и ордена Гелуг.
Чакрасамвара (Демчог) Божество, покровитель одной из высших тантр буддизма Чакрасамвара Тантры. Считается, что он живет на горе Кайлас (Кайлаш), иногда считают его гневным воплощением Будды Шакьямуни.
Исторические персонажи
Падмасабхава (Гуру Ринпоче)
Рожденный в Лотосе, Великий Маг и Йогин 8 века, при посредстве которого в Тибет пришел Буддизм. Одна из самых почитаемых фигур в секте Ньигма, да и во всех остальных школах Буддизма, включая Бон.
Цонкапа (Цзонхава)
Великий учитель и реформатор, основатель ордена Гелуг (секта желтошапочников).
Пятый Далай Лама. Самый почитаемый из Далай Лам, при нем власть в Тибете окончательно перешла к ордену Гелуг.
Король Сонгцен Гампо Первый правитель Дхармы в Тибете. При нем были построены первые буддийские храмы Джоканг и Рамоче. Считается манифестацией Авалокитешвары.
Король Трисонг Децен Внук Сонгцена Гампо, следующий тибетский монарх, покровитель буддизма, при нем построен первый монастырь Самье.
Миларепа Тибетский йог и мистик 11 века, один из его учеников основал орден Кагью.
Взято отсюда
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Иконография Тибета.
Особенности буддизма Ваджраяны. Тантрический Буддизм.
Работа с различными аспектами человеческого сознания – отличительная особенность буддизма Ваджраяны, который еще часто называют буддизмом тантрическим.
Именно по этой причине вопросы иконографии особенно важны для того, кто это направление практикует. Эта информация также не будет лишней для тех, кто путешествует по буддийским местам.
Работа с мантрами и визуализациями в Ваджраяне.
Практика любого направления буддизма — это так или иначе работа с сознанием, поскольку считается, что лишь его трансформация может быть залогом осуществления главной цели любой буддийской школы – просветления или бодхи.
Что касается тибетского буддизма, то в основе его практик лежит чтение (пение) мантр, особых текстов, которые могут и не иметь осмысленного перевода, ибо считается, что сами звуки и есть практика, а также созерцание и последующая визуализация мандал и разного рода существ, будд и бодхисаттв.
В подобной практике присутствует глубочайший смысл, потому что каждый из таких объектов в ваджраяне представляет из себя целостное сознание практикующего в каком-то из его определенных аспектов.
Таким образом сам факт визуализации уже является работой с сознанием, а уровень такой работы (получается ли у вас при этом выйти за пределы ума, то есть медитировать) определяет глубину самой практики, то есть то, насколько сильно ваш ум под воздействием этого метода меняется.
Тибетский буддизм в своей основе произошел из поздней доктрины индийской махаяны (примерно 11-12 век) и представляет из себя кульминацию развития индийского тантрического буддизма, который, в отличие от буддизма дальневосточного и тхеравады, впитал в себя намного больше индийских элементов, унаследовав довольно обширную индуисткую иконографию. Кроме того в его арсенале находятся и многочисленные божества, и сущности тибетской добуддийской религии Бон.
Все эти элементы за более чем тысячелетнюю историю тибетского буддизма претерпели существенные изменения, а их пантеон расширился до невообразимых размеров, и мы едва ли теперь можем понять, какой первоначальный источник скрывается за тем или иным существом или божеством ваджраяны.
Таких персонажей и сюжетов с их участием в тибетском буддизме, возможно, несколько сотен, кроме того, каждое их них может представать перед нами в различных манифестациях, которые могут отличаются визуально и порой довольно сильно.
По этой причине даже специалисту непросто разобраться в хитросплетениях тибетской иконографии, и ей посвящены многочисленные монографии с изображениями икон, которые в Тибете называются тханка, где на каждой странице можно найти довольно длинное описание и объяснение смысла той или иной фигуры.
Сами тханка могут представлять из себя холсты с картиной, или же, реже, ткань с вышитым на ней изображением. Стены тибетских монастырей часто украшают целые истории из буддистких трактатов и сутр, сами же тханка вывешиваются в молитвенных залах, комнатах для медитаций, а во время празднеств и на улицах городов.
Тханка могли представлять из себя настоящие произведения искусства, ведь зачастую их выполняли известные мастера своего времени. Но интересен тот факт, что в традиции тибетских монастырей не было отношения к тханка как к предметам искусства. Так старые и отслужившие свой век ритуальные предметы безжалостно выбрасывались, а на их место вешались новые, пусть даже их художественные достоинства и были несравнимо ниже.
Такое отношение к ритуальным предметам естественно для буддизма и происходит не только из соображений практичности, здесь вполне можно усмотреть идею о бренности и никчемности материальных проявлений чего бы там ни было.
Традиция построения песочных мандал ярко иллюстрирует такой подход. Мандала, которая строятся монахами в течении многих дней, безжалостно уничтожается в одно мгновение.
Основные пресонажи тибетской иконографии.
Мы не ставим задачи изучения и тем более интерпретации тибетской иконографии. Ниже будет приведено несколько изображений самых главных фигур тибетского буддизма, тех, которые наиболее часто встречаются в монастырях Тибета, а также, по возможности, даны краткие объяснения их смысла.
Пантеон Будд.
Шакьямуни Будда (Сакья Тукпа).
Одна из важнейших и главных фигур как тибетского буддизма, так и любой другой буддисткой секты.
Шакьямуни — принц Сиддхартха из рода Сакья, основатель религии Буддизм. В соответствии с традицией он чаще всего изображается на лотосовом троне в позе полного лотоса с нимбом над головой, как у христианских святых, но в отличие от христианства этот нимб означает вовсе не святость, но просветленную природу человеческого сознания, которая и есть Будда.
На изображениях волосы Шакьямуни часто синие, синим может быть все его тело, на голове шишка – ушниша, в руках чаша для подаяний, правая рука касается земли, этот жест отличает именно исторического Будду и происходит из легенды, которая говорит о том, что Шакьямуни в момент своего просветления призвал в свидетели землю.
Иногда Будда сидит на фоне дерева Бодхи, именно под этим деревом согласно легенде и произошло просветление.
Мармедзе (Дипанкара или Кашьяпа).
Это один из Будд прошлых времен, воплощенный непосредственно перед Шакьямуни (Буддой нашего времени).
Согласно легенде он провел на земле 100 000 лет, проповедуя Учение. Часто его изображают в компании с Буддой будущего – Майтрейей или же с Буддой Шакьямуни. Отличительной чертой Мармедзе является позиция его рук в мудре защитника.
Опагме (Амитабха).
Амитабха (Будда Амида), или иначе Будда бесконечного света.
Панчен Лама – второе в тибетской иерархии лицо после Далай Ламы, позиционируется как воплощение именно Амитабхи.
Амитабха один из пяти так называемых Дхьяни Будд, которые представляют пять различных манифестаций изначального Ади Будды.
Амитабха в тибетской традиции часто изображается красным, сидящим на лотосовом троне с руками сложенными в классической мудре медитации, сверху в руках лежит сосуд с нектаром высшего блаженства.
В дальневосточном буддизме более тысячи лет существует особый культ поклонения Амитабхе, в форме повторения его имени, также известный как школа Чистой Земли, которая называется Сукховати или западный рай.
Благодаря этому культу Амитабха, вероятно, самый известный на востоке Будда.
Тсепаме (Амитаус).
Это манифестация Будды Амитабхи в виде Будды бесконечной жизни. В некоторых буддийских школах эти фигуры тождественны.
В тибетской традиции изображается похожим на Амитабху, в руках он держит сосуд с нектаром бессмертия. К Амитаусу часто обращены молитвы верующих, вопрошающих о долгой и счастливой жизни.
Будда Медицины (Менлха, Бхайшаджьягуру).
Изображение этого Будды очень похоже на то, как изображается Будда Шакьямуни.
Будда Медицины чаще всего изображается синим в одежде монаха.
Он сидит на лотосовом троне, в левой руке находится сосуд с целебным растением, которое является лекарством не только для тела, но и для ума, омрачения которого в тибетской традиции и являются истинным источником всех болезней.
Правая рука развернута вперед в защищающей мудре (варада), вокруг тела Будды распространяется сияние.
Будду медицины часто изображают в компании Шакьямуни и Амитабхи.
Среди мирян это один из самых популярных Будд в тибетской традиции поскольку считается, что даже простое прикосновение к тханке может исцелить болезнь.
Большой популярностью пользуется также повторение мантры Будды медицины, которой также приписываются исцеляющие свойства.
В кратком виде звучит она так – Тадьята Ом Бекандзе Бекандзе Маха Бекандзе Рандза Самудгате Соха.
Дхьяни Будды.
Существует всего пять Дхьяни Будд, являющих различные аспекты Ади Будды, которого иногда называют истоком единого и целостного разума, однако не стоит думать, что этот Будда является каким-то аналогом бога творца.
Вообще это довольно типичное заблуждение, которое рассеивается лишь при более пристальном взгляде на доктрину Буддизма в которой говорится о том, что о мире нельзя говорить, что он является когда-либо или кем-либо сотворенным. Таким образом в любом направлении буддизма не остается места для вопросов о сотворении вселенной.
У каждого из Дхьяни Будд свой собственный цвет и конфигурация рук, а также и собственная атрибутика.
Перечислим их – Вайрочана (Нампар Намце), Акшобья (Микьеба или Матрукпа), Ратнасамбхава (Ринчен Джунге), Амогасиддхи (Донье Друпа), Амитабха.
Будда Майтрейя (Джампа).
Это Будда будущего, который должен воплотиться в нашем мире после Будды Шакьямуни. Иначе говоря, будущий исторический Будда.
На тханка он часто изображен по-европейски сидящим на возвышении, похожем на стул. Тело Майтреии золотистого цвета, а руки скрещены в позе дхармачакры мудры, это мудра учения.
Будда Майтрейя ни кто иной, как будущий Учитель человечества, несущий абсолютное благо распространения Дхармы в грядущие времена, поэтому эта фигура несет в себе особый смысл и значение для каждого буддиста. По этой причине его изображения встречаются в ваджраяне очень часто.
Бодхисаттвы.
Это существа, которые дали клятву спасения всех живых существ.
Это означает следующее – целью миссии Бодхисаттвы является Бодхи (просветление), но с достижением этого состояния сознания Бодхисаттва не становится Буддой, то есть не растворяется без остатка в Нирване, а возрождается в мире живых существ вновь и вновь, пока самое последнее существо не достигнет освобождения.
Идея Бодхисаттвы является основой доктрины буддизма Махаяны, в Тхераваде же считается ересью.
На пути к своей великой цели Бодхисаттвы проходят через 10 уровней сознания от самого первого, который начинается с момента осознания живым существом своей миссии, до десятого, когда бодхисаттва становится существом более похожим на божество, чем на человека. Такое состояние последнего уровня называется Облаком Дхармы и им обладают так называемые Великие Бодхисаттвы, уже достигшие состояния просветления.
Именно бодхисаттвы последнего уровня чаще всего становятся объектами тибетской иконографии.
Авалокитешвара (Ченрези). Бодхисаттва Сострадания.
Далай Ламы Тибета считаются земными воплощениями Ченрези.
В тибетской живописи существует множество вариантов изображений Авалокитешвары, самая частая из них четырехрукая форма Тондже Ченпо, где бодхисаттва изображается сидящим на лунном диске и на цветке лотоса.
Тело Ченрези чаще всего изображается белым, в руках у него четки и лотос, являющийся символом сострадания.
Авалокитешвара относится к линии проявлений дхьяни Будды Амитабхи.
Очень популярна форма с тысячей рук (Чактонг Джентонг) с пирамидой из одиннадцати голов.
Авалокитешвара вероятно самый почитаемый бодхисаттва в буддизме Махаяны.
Причина в том, что основная доктрина Махаяны прямо вытекает из сострадания ко всем живым существам из нее же происходит как сам культ Бодхисаттв, так и махаянская идея духовного пути.
В Тибете Авалокитешвара называется Ченрези, в китайском буддизме Гуань-Инь, в Японии Кэнон или Канзеон.
Манчжушри (Джампелянг). Бодхисаттва мудрости.
Манджушри отвечает за буддийскую доктрину, а также и за любую форму обучения, он покровитель всех людей, которые изучают и практикуют Дхарму (Буддисткое учение).
Отличительной чертой Манчжушри является поднятый над головой меч, отсекающий неведение – самый основной из трех ядов, вызывающих страдания мира.
Манчжушри чаще всего изображается желтым, с короной на голове.
Тара (Дролма).
Отличительной особенностью буддийской доктрины ваджраяны является то, что все основные персонажи пантеона — Будды и Бодхисаттвы — могут быть изображены в совершенно разных обликах. Причина этого в том, что каждая из фигур, изображаемых на тханках, по сути является символом манифестации определенного аспекта просветленного ума, который в разных обстоятельствах по-разному проявляется.
Целесообразность и смысл таких проявлений диктуется главной целью буддизма – спасением всех живых существ от страданий.
Тара — это Бодхисаттва в женском воплощении, а Белая Тара — особая манифестация Авалокитешвары, согласно легенде рожденная из слез его сострадания.
Символ Белой Тары – чистота и благополучие, у нее особая роль, защитницы Тибета.
Тибетцы верят, что Белая Тара может исполнять желания и это делает ее одной из самых популярных фигур для верующих мирян.
Тара может существовать в двадцати одной различной форме, но наиболее популярными являются белая и зеленая Тара. Именно они чаще всего и изображаются на тханка.
Белая Тара (тиб. Долкар) является символом чистоты и трансцендентной мудрости, она изображается в виде женщины с телом белого цвета сидящей на лотосовом троне. Эту форму еще называют семиглазой, поскольку она имеет глаз на каждой из конечностей и три на голове. Большое количество глаз символизирует видение страданий всех живых существ. Эта форма наиболее близка по проявлениям к самому Авалокитешваре.
Зеленая Тара (Дролджанг) относится к семейству дхьяни Будды Амогхасиддхи, именно поэтому ее цвет зеленый.
Тем не менее это не Будда, а именно бодхисаттва в женском воплощении.
Зеленая Тара часто изображается сидящей на лотосовом троне с правой ногой, опущенной вниз, ее левая рука складывается в районе груди в мудру защиты. В ее руках изображают либо лотос, либо лилию.
Миряне обращаются к Зеленой Таре за защитой, как к особому покровительствующему божеству, ее роль сравнима с ролью матери, поддерживающей домашний очаг и семью, люди также верят, что она оказывает поддержку и тем, кто идет по духовному пути буддизма.
Защитники Учения.
Это особые формы существ, роль которых устранять всевозможные препятствия в постижении буддийского учения (Дхармы), от физических до препятствий, возникающих в сознании адепта. В иконографии они предстают в грозном демоническом облике.
Защитники делятся на две основные категории.
Первая — это мирские или непросветленные существа, те, которые называются «Дамчен».
По сути, это те самые природные духи и сущности, жившие на территории Тибета до проникновения туда буддизма, то есть демоны, которым поклонялись в свое время последователи религии Бон.
Некоторые из них, будучи укрощенными великими йогинами и учителями, такими как Падмасабхава и Миларепа, дали обет защищать Дхарму и ее последователей, с тех пор они являются полноправными членами пантеона тибетского буддизма.
Вторая разновидность защитников — это манифестации (чаще всего гневные) бодхисаттв и будд, которые, с одной стороны, тоже выполняют роль защитников учения, а, с другой стороны, могут являться помощниками в буддийской практике.
Как уже было сказано, все они представляют из себя определенную форму просветленного сознания, которая может быть использована в медитациях и визуализациях при работе с определенными проблемами и препятствиями, например, гневом, страстными желаниями, заблуждениями и т.д.
В подобном случае такие существа называются «Йидам» (также «Идам»).
Это некая идеальная форма ума, с которой может отождествить себя практикующий Дхарму.
Иногда духовный учитель, видя определенные трудности в практике ученика, специально выбирает тому определенного йидама, и тогда на некоторое время эта форма становится для ученика своеобразным покровителем в учении.
Чокьенг (Четыре короля защитника).
Эти фигуры традиционно изображаются на входе в тибетский монастырь или храм и представляют из себя картины четырех существ (правителей), каждый из которых отвечает за определенное направление и соответственно обеспечивает защиту монастыря.
Ямантака (Дордже Шнинг Дже).
Буквально – одолевший Яму или царя смерти, йидам, гневное воплощение Манчжушри – бодхисаттвы мудрости.
На тханка часто изображается с 16 ногами (16 аспектов пустотности сознания), 34 руками (34 аспекта пути) и 9 головами (девять частей канона), одна из его голов – голова быка или буйвола.
У Ямантака есть еще одно имя – Ваджрабхайрава, которое восходит к индуисткому названию Бога Шивы — Бхайравы, что означает ужасный.
Он может быть изображен как в одиночестве, так и в союзе со своей супругой Ваджраветали.
Махакала (Нагпо Ченпо), Великий Черный.
Еще один защитник учения и йидам. Чаще всего изображается темно синим или черным. Кроме основных имеет множество других форм – по некоторым данным таких вариантов 72. Большинство его манифестаций гневные.
По поводу происхождения этой формы есть две версии. Первая: Махакала ни что иное как очередное заимствование из индийской тантрической иконографии, аналог Шивы – Бхайравы. Согласно второй, он является трансформированным вариантом одного из тибетских бонских демонов.
Махакала очень популярная среди верующих мирян форма, поскольку считается покровителем не только учения, но и домашнего очага.
В его образе интересно то, что он способен становится манифестациями разных бодхисаттв. Например, Махакала с двумя руками — это Ваджрапани, с четырьмя — Манджушри, а шестирукая форма ассоциируется с Авалокитешварой.
Кроме черной и синей форм Махакала может быть белого, желтого, а также красного цветов.
Хайягрива (Тамдрин).
Его имя буквально означает лошадиная шея, это один из йидамов, считающийся одной из форм манифестации Будды Амитабхи.
Изображается в гневной форме с шестью головами – тремя лошадиными и тремя демоническими. Три лица демона имеют три цвета – красный, синий и белый, его атрибуты – ваджра, стрела, жезл, лотос, ваджрный меч и череп.
Изначально образ Хайягривы берет начало в идуисткой мифологии, где он ассоциировался с культом лошади, а также с манифестацией Вишну.
Ваджрапани (Чана Дордже).
Ваджрапани – манифестации дхьяни будды Акшобьи и имеет как гневную, так и мирную формы.
В гневной форме он синего цвета и часто в обществе двух других бодхисаттв – Ченрези и Манчжушри. Эта троица также имеет свое название – Ригсум Гонпо.
Считается, что Ваджрапани — воплощение энергии могущества всех Будд. В гневной форме он изображается в виде воина, несущего ваджру в правой поднятой руке, а в левой лассо для поимки демонов. Ваджрапани носит корону из человеческих черепов, ожерелье в виде змеи и повязку из тигриной шкуры.
Шри Деви (Палден Ламо).
Это женская манифестация Махакалы (индуисткий аналог — жена Шивы в ее гневной манифестации, Кали). Шри Деви является особой фигурой — покровителем для секты Гелуг, главой которой является Далай Лама, а также и для города Лхаса.
Чакрасамвара (Корло Демчог).
Главная фигура в Чакрасамвара Тантра, ее божество – покровитель, главный йидам, бог медитации. Считается, что это божество живет на горе Кайлас (Кайлаш).
Изображается Демчог с двумя или двенадцатью руками в симбиозе с супругой Ваджраварахи.
Смысл и символизм этого изображения – единство блаженства и великой пустоты.
Исторические персонажи.
Падмасабхава (Гуру Ринпоче или Драгоценный Учитель).
Одна из самых почитаемых фигур тибетского буддизма, особенно для секты Ньигма.
Формально считается историческим персонажем, который был приглашен в Тибет для помощи в строительстве монастыря Самье, однако, несомненно, Падмасабхава представляет из себя фигуру больше мистическую, чем историческую.
По легенде Падмасабхава был рожден в лотосе в мифической стране Уддияна (по одной из версий на территории современного Пакистана), жил и учил в Индии, пока не был призван в Тибет для распространения там Учения Будды.
Именно Падмасабхава, явив свои великие магические умения, усмирил демонов Бон и заставил их служить Буддизму превратив в защитников.
Падмасабхава иногда ассоциируется с реинкарнацией Будды Шакьямуни.
Дже Цонкапа.
Реальное историческое лицо, основатель ордена Гелуг (секты желтошапочников), реформатор буддизма.
5 Далай Лама.
Пятый глава секты Гелуг, один из самых популярных и почитаемых Далай Лам Тибета, именно при нем власть окончательно перешла к ордену Гелуг. Его называют Великим Далай Ламой.
Король Сонгцен Гампо.
Правитель Тибета при котором в 8 веке началось распространение буддизма в Тибете и построены первые храмы. В тибетском буддизме считается манифестацией Авалокитешвары.
Король Трисонг Децен.
Это внук Сонгцена Гампо, тибетский правитель, во времена которого был построен первый монастырь Самье.
Миларепа.
Один из самых знаменитых и почитаемых исторических персонажей Тибета, йог и мистик, живший в 11 веке, основатель ордена Кагью.