как называются дни перед пасхой
Как называется неделя перед Пасхой — традиции каждого дня
Предшествующая Пасхе неделя – это период, когда верующие вспоминают Тайную вечерю, суд над Иисусом, его распятие и погребение. В 2021 году она будет длиться с 26 апреля по 1 мая включительно. В этот период особенно важно соблюдать строгий пост. Послабления в плане питания возможны для детей и подростков, беременных и кормящих грудью женщин, больных людей, а также тех, кто физически тяжело работает.
Как называется последняя неделя перед Пасхой
Предпасхальная неделя имеет несколько названий. Самое распространенное – это Страстная седмица. Слово «страсть» переводится как страдание. Имеется в виду страдание Сына Божьего, которому вскоре придется умереть, после чего воскреснуть и таким образом явить доказательство чуда.
Еще одно название – Красная или Червоная неделя. Оно дано в честь крови Иисуса, которая была пролита ради спасения человечества. Несколько реже неделю называют Страшной. Такая характеристика в объяснении не нуждается. Каждый день недели считается святым. Чтобы подчеркнуть его важность, верующие добавляют к его названию приставку «великий».
Традиции по дням Страстной недели у православных
На протяжении всей недели христиане не отмечают дни святых и не поминают усопших. Это не лучшее время для венчаний и крещений. Строго запрещено спорить, выяснять отношения, копить обиды. До конца недели нельзя устраивать пиршества и бурные гуляния, посещать развлекательные заведения.
Первый день Великий понедельник
С этого дня стартует строгий пост. Разрешается употреблять только хлеб, фрукты и овощи. Монахи полностью отказываются от пищи. В этот день священники рассказывают о патриархе Иосифе, которого продали родные братья. Также вспоминают бесплодную смоковницу, у которой высохла наземная часть. Она символизирует человека, который погибает нераскаянным.
В Великий понедельник Патриарх молится на начало чина мироварения. Миро – это «коктейль» из ароматных трав, растительных смол и эфиров (в состав входит около 50 компонентов). Его используют во время Таинства Миропомазания (следует после крещения) и при освящении мебели в храме.
Средство готовят на с понедельника по среду. В это время высшие представители духовенства читают Евангелие, а диаконы помешивают смесь особыми веслами. Освящает готовое средство Святейший Патриарх в четверг. Сегодня мироварница расположена в столице России, в Донском монастыре.
Великий вторник Страстной седмицы
В этот день православные уделяют внимание притчам, которые Сын Божий рассказывал своим ученикам перед смертью. В ходе богослужения Церковь напоминает притчи о талантах и о десяти девах. Кроме этого вспоминают рассказ о воскресении усопших и Страшном суде. В Великий разрешена исключительно сырая пища. В ее состав не должен входить даже растительный жир.
Третий день
В этот день принято вспоминать жену-грешницу, которая омыла слезами и смазала миром ноги Иисуса, когда Он находился в Вифании в доме Симона. Этим действием она, сама не зная того, предуготовила Его к погребению. В тот же день Иуда решил продать Спасителя иудейским старейшинам за 30 серебряников. В ходе Литургии в среду священники в последний раз произносят молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. С этого момента и до Троицы поклоны в церкви отменяются. Это послабление делается в честь того, что Сын Божий искупил человеческие грехи. Вечером в церкви верующие исповедуются. Так же как и во вторник, в среду можно есть только сырую пищу без масла.
Чистый четверг (Великий четверг)
На четвертый день Страстной недели верующие идут в баню, чтобы тщательно вымыться. Делают это до рассвета. Православные считают, что физическая чистота так же важна, как и ментальная. Четверг – это идеальное время для приготовления пасок, куличей и крашенок. В пятницу и субботу не рекомендуется заниматься бытовыми делами, а воскресенье делать это будет поздно. В Великий четверг верующие вспоминают Тайную вечерю. На стол в этот день ставят хлеб и освященную соль. При желании можно выпить немного вина.
Пятый день — Великая пятница
Это день, когда совершился суд и распятие. Божьего Сына, который исцелял и воскрешал из мертвых, убили способом, применимым к разбойникам. В Страстную пятницу священники читают 12 Евангелий Святых Страстей Христовых. Вечером верующим выносят плащаницу – большую ткань с изображением Иисуса.
Сохранилась ли настоящая плащаница ученым не известно. Сегодня на эту роль претендует Туринская плащаница, которая представляет собой четырехметровое полотно из льняной ткани. На ней проявлялся лик Спасителя, что даже удалось запечатлеть на фото.
Великая суббота
На шестой день недели тело умершего Иисуса положили в гроб и отнесли в пещеру. Вход в нее закрыли крупным овальным камнем. В этот день многие христиане отправляются в церковь, чтобы поприсутствовать при пасхальной службе, которая длится с 23 часов субботы практически до рассвета воскресенья.
В зависимости от возможностей организма одни стоят в течение всего времени, а другие – нескольких часов. Конечно, лучше дождаться завершения, чтобы оказаться в числе первых, кто скажет: «Христос Воскрес!». Богослужение завершается освящением продуктов.
Приметы на Страстную седмицу
Христиане считают, что в первый день Страстной недели нужно выполнить уборку в доме. Хотя бы на некоторое время следует оставить открытыми окна и двери. Это поспособствует тому, чтобы счастье и благополучие вошли внутрь. Если в доме есть ненужные вещи, их нужно выбросить. Делать это лучше днем, до захода солнца.
Верующим людям за Страстную неделю нужно хотя бы один раз сходить в церковь. Это поможет избавиться от груза людских тяжб. Христиане считают, что на Пасху человеческая душа может переродиться. Чтобы это произошло, следует тщательно подготовиться к празднику: покаяться в содеянном, отпустить обиды и поработать над своими мыслями.
Страстная неделя 2021 по дням: как называется каждый день
Пасха в этом году состоится 2 мая 2021 года, поэтому многие люди уже сейчас интересуются тем, как называется неделя перед этим праздником, какие праздники предшествуют Пасхе и что полагается делать в каждый день. Расскажем об этом подробно и понятно прямо сейчас.
Праздник перед Пасхой: что такое Вербное воскресенье
Отвечать на вопрос о традициях, связанных с последней неделей перед Пасхой, о тех действиях по дням, которые обычно совершают в это время, лучше не с понедельника, а с воскресенья. По сути, в этот день отмечают последний праздник перед Пасхой. И хотя торжество встречают не с таким размахом, но и о нем никто не забывает.
В последнее воскресенье до Пасхи (в этом году оно выпадает на 25 апреля 2021 года) многие люди стремятся уже с утра приобрести веточки ивы. Эти ветви называются вербами, а воскресенье – Вербным.
Дело в том, что почти 2000 лет назад Спаситель торжественно въехал в Иерусалим. Пришел с миром, и символом тому был ослик, на котором сидел Христос (ведь завоеватели города всегда приходили на коне). Огромное количество людей, проникнувшись верой в то, что он и есть Сын Бога, восторженно ликовали и радовались так, как никогда в жизни.
Они принесли огромное количество пальмовых ветвей и бросали на всем пути Христа. В итоге получилась целая дорожка, устланная ветвями. Конечно, это был особый, торжественный момент.
В наших краях веточек пальмы нет, поэтому мы приобретаем вербы и украшаем ими дом. Эта традиция появилась на Руси уже давно. Наши предки целыми семьями ходили в ивовые рощи, на побережья водоемов, в лесочки и рвали эти веточки.
Конечно, рвут их и сегодня, а большинство из нас стремится просто покупать вербочки, приносить домой и ставить в воду, чтобы ветви возвещали приход весны и дарили радость всей семье.
Почему неделя называется Страстной
А теперь собственно о том, как и почему называется неделя перед Пасхой (в этом году она пройдет с 26 апреля по 1 мая):
Интересно, что у католиков тоже есть свой аналог Страстной седмицы. Богослужения накануне Пасхи идут в течение всей недели. При этом особым почтением пользуются Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота – они объединяются в так называемое Великое триденствие.
Великий понедельник
В этот день вспоминают две библейские истории:
Интересно, что на Руси издавна в Великий понедельник было принято полностью прибраться в доме, побелить углы, очистить хлев, помыть скотину. К празднику начинали готовиться заранее – ведь ожидание торжества приближает нас к светлому дню, не правда ли?
Великий вторник
В этот день вспоминают сразу о нескольких проповедях Христа. Спаситель учил народ о воскресении мертвых, о том, что необходимо исполнять обязанности не только перед Богом, но и властью, а также рассказывал о Страшном суде.
Все эти и другие истории назидали людей и пробуждали в них веру. Ведь они искренне были убеждены в том, что Христос – Сын Бога, Мессия, приход которого уже давно ожидался благодаря предсказаниям пророков.
Великая среда
Еще в среду вспоминают об одной женщине, которая помогла подготовить тело Спасителя к погребению. До встречи с Христом она вела не вполне правильный образ жизни и прослыла грешницей. Положительное влияние Иисуса, искренняя вера этой женщины полностью изменили ее образ жизни, и в итоге она была прощена.
Считается, что в среду исповедь имеет особую силу. Поэтому верующим можно сходить в церковь, а также вознести молитву Господу о раскаянии в своих грехах.
Великий четверг
В народе его называют еще чистым. Принято ходить в баню и тщательно мыться всей семьей. Причем сделать это нужно до рассвета – т.е. фактически в среду вечером. Телесная чистота ничуть не менее важна чистоты духовной – об этом не стоит забывать.
До сих пор большое количество людей стремятся сходить в баню в Чистый четверг или просто совершить водные процедуры у себя дома всей семьей. И в этот же день по традиции принято подготовить куличи и крашеные яйца.
Дело в том, что в пятницу и субботу лучше не заниматься домашними делами. А в воскресенье уже будет пора праздновать, поэтому подготовиться стоит заранее.
А вот из историй, которые вспоминают в этот день, главное событие – это Тайная вечеря. Ей посвящены не только тексты Священного писания, но и некоторые произведения искусства – например, одноименная картина, которая принадлежит перу легендарного Леонардо да Винчи (нарисована в конце XV века).
Великий мастер стремился передать тот момент, когда Христос сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Конечно, все присутствовавшие были в смятении – и это можно заметить невооруженным глазом.
Великая пятница
А во время вечерней службы выносят плащаницу – это ткань большого размера, на которой вышито (или нарисовано) изображение Христа, лежащего в гробе. Вокруг Спасителя стоят люди и оплакивают его.
А вот сохранилась ли оригинальная ткань, в которую завернули тело умершего Иисуса? На эту роль претендует известная Туринская плащаница – полотно льняной материи (около 4 метров в длину).
Считается, что на ней проявился лик Христа, который даже запечатлен на негативе фотографии. Хотя православная и католическая церкви официально не признают достоверность этой истории, но тем не менее, воспринимают плащаницу как еще один символ страданий Спасителя.
Великая суббота
Кульминация Страстной недели. Спаситель умер еще в пятницу, а в субботу тело положили в гроб, который поставили в пещеру. Вход в нее заблокировали огромным камнем, какой по форме напоминал яйцо. Кстати говоря, одна из легенд утверждает, что именно поэтому яйцо стало символом Пасхи.
Многие верующие стремятся попасть в храм, чтобы принять участие в пасхальной службе – всенощной, которая проводится примерно с 23 часов субботы до 2-3 часов воскресенья. Постоять можно и в течение нескольких минут, и в течение всего времени – в зависимости от возможностей здоровья.
Но лучше, конечно, дождаться окончания богослужения. Ведь именно в этот момент можно оказаться в ряду первых людей в мире, которые произнесут в этом году: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
В эти дни верующие вспоминают страдания Господа, а еще приносят крашеные яйца и куличи в храм, чтобы освятить еду. Также в субботу в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, сходит благодатный огонь. И хотя признают чудо только представители православной церкви, радость верующих от этого не убавляется.
Страстная неделя – это особое время, кульминация всего христианского года. Как и всегда, срабатывает интересная закономерность: ожидание праздника и само по себе превращается в настоящий праздник. Конечно, Пасха – это великое торжество, настоящая радость христиан.
Однако не стоит забывать в праздничные дни про страдания Спасителя, о том, какая священная жертва была принесена за людей. Именно в этом заключается главное значение Страстной недели.
Пасхальная неделя и Страстная неделя 2021 г., когда, что такое, правила подготовки и проведения
Пасхальная неделя начинается Пасхой и заканчивается Красной горкой. Это время радости и особого воодушевления. Страстная неделя, предшествующая Пасхе, полна размышлений. Об этих особых неделях мы поговорили с Ерастовым Виктором Сергеевичем, руководителем Музея истории религий и национальностей Прикамья. Виктор Сергеевич развеял многие мифы и доходчиво рассказал об истинных традициях Пасхальной и Страстной недели.
Пасхальная неделя 2021, когда будет
Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская, в костромской области – Христовочка, в черниговской – Гремяцкая, в Беларуси – Пасочная) – неделя после Пасхи. Начинается в 2021 году со 2 мая (с Пасхи) и длится до 8 мая (до Красной горки). В литературе можно встретить ещё название Светлая седмица. Седмица в православии – это шесть суток и неделя (то есть воскресенье). Если говорить современным языком, седмица – это календарная неделя.
Пасхальная неделя, что такое
По церковному календарю, Пасхальная неделя (Светлая седмица) – вся праздничная. В среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый её день называется Светлым. Раньше в России широкое хождение имели рассказы, что Пасхальная неделя была одним днём – после воскресения Христова солнце не заходило восемь суток. Первые два дня оно стояло на востоке, следующие три – на полудне (в зените), два – на закате, а на восьмой – зашло.
В крупных, а особенно монастырских церквях всю Пасхальную неделю, после литургии, обносится вокруг храма с крестным ходом «артос» (в переводе с греческого – «хлеб»). Для этого специально выпекается большой хлеб с изображением креста с терновым венцом – символ победы над смертью. Возможно и изображение образа Воскресения Христова. Артос, символизирующий Иисуса Христа, освящали перед окончанием литургии в Светлое воскресенье. В субботу Пасхальной недели хлеб раздаётся верующим.
Светлое Христово Воскресение – Пасха – праздник праздников. Я родился в Сарапуле – это третий по численности город в Удмуртии, стоящий на берегу Камы и в переводе с чувашского его название обозначает «стерлядь». У нас с советских времён была традиция – завершать пасхальную неделю празднованием Фомина Воскресенья (в 2021 г. это 9 мая). В богоборческие времена из 21 сарапульских храмов выжил только один – Храм Воскресения Христова. Для него Пасха – ещё и престольный праздник. В Сарапул на Фомино воскресенье обычно приезжал архиерей. Даже сейчас, когда храмов стало больше, достаточно много жителей Удмуртии, Пермского края, Башкирии, Татарстана съезжается в Сарапул именно в Воскресенский храм на окончание пасхальной недели.
Как провести Страстную неделю, готовясь к Пасхальной неделе
Страстная неделя 2021 начинается в понедельник, 26 апреля и продолжается до субботы, 1 мая. Это седьмая последняя неделя Великого поста, продолжительностью шесть дней. Если есть возможность, ежедневно на Страстной неделе посещайте храм и участвуйте в богослужениях.
На протяжении года есть круги – не случайно каждая среда и пятница на неделе – постные, а любое воскресенье так созвучно с воскресением. А Страстная неделя – когда недельный и годовой круги совпадают.
Великий понедельник – вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа. Не забывается в этот день и евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы (дерева семейства тутовых, которое даёт инжир), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Великий вторник – вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Христом в Иерусалимском храме.
Великая среда Страстной недели – вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей Христа миром (особо освящённым ароматическим маслом) и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.
Великий четверг – вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Великая Суббота Страстной недели посвящается воспоминанию погребения и пребывания во гробе тела Иисуса Христа и сошествия Христа в ад.
Каждый день Страстной недели велик и сопоставим с особым событием, которое оставило значимый культурный след, знакомый даже людям далёким от Церкви. Возьмите хотя бы притчу о поцелуе Иуды. Кто-то из христиан исповедуется и причащается каждую неделю. Кто-то только длинными постами – четыре раза в год. Но, если вы верующий человек, очень важна Великая среда Страстной седмицы, когда необходимо исповедоваться. Каждый из нас сталкивался с предательством и тем горьким чувством, что оно после себя оставляет. Поэтому важно именно в этот день покаяться, чтобы тому самому Иуде не уподобиться.
В связи с особым воспоминанием Тайной вечери в Великий четверг стремятся причаститься даже те христиане, кто сохраняет практику редкого причащения. Ведь именно в Великий четверг Иисус Христос это таинство и установил.
Как в быту подготовиться к Пасхальной неделе 2021
Весь Великий Пост и Страстная неделя – это и есть подготовка к Светлому Христову Воскресению и Пасхальной неделе.
Правила, установленного православной церковью, что в Чистый четверг нужно красить яйца и печь куличи – нет. Это одно из самых больших заблуждений, сравнимое только с религиозным значением четверговой соли. Есть исключительно устоявшиеся народные обычаи и народное представление о чёрной соли, которую якобы готовят на Страстной неделе в Чистый четверг при церкви, а потом раздают на службе.
Окрашиванием яиц и выпечкой куличей раньше занимались, начиная с Чистого четверга, поскольку это связано с определёнными трудностями в технологии приготовления блюд и с их большим объёмом. Сейчас можно готовить пасхальные блюда и в пятницу, и в субботу. В помощь кулинарам есть и мелкая бытовая техника, и плита, которая печёт без предварительного длительного разогрева. По «правам» нет ограничений.
На Страстной неделе нет каких-либо особых запретов и правил по приготовлению блюд для праздничного пасхального стола. Набор всецело зависит от хозяйки, есть только обязательное блюдо – пасхальные яйца. По одной из устоявшихся версий их обязательное присутствие связано со встречей Марии Магдалины и императора Тиберия, когда после слов: «Христос Воскрес!» куриные яйца покраснели. Красить яйца и готовить пасхальные угощения разрешается всем, ограничений тоже нет. Атеисты, дети, верующие все могут принимать участие в подготовке праздника.
Интересно, в нашем регионе достаточно много не просто межнациональных, но и межконфессиональных семей. Я ни разу не слышал о каких-либо гастрономических конфликтах, зато знаю массу примеров, когда жена-мусульманка красит яйца, готовит творожную пасху и печёт куличи.
Есть только одно общее правило, которое касается подготовки пасхальных блюд – всё, что делаем, делаем с любовью. Я сам буду красить яйца по старинке – луковой шелухой. Я не знаю в чём тайна, но они мне кажутся всегда необыкновенно вкусными.
Освящать приготовленные блюда можно, начиная с вечерни Великой субботы, по окончании Пасхального Богослужения в ночь с субботы на воскресенье и утром в Светлое воскресенье, то есть именно на Пасху, 2 мая.
Что делать со скорлупой яиц, освящённых в церкви к Пасхальной неделе
Раньше скорлупу крашенных яиц зарывали в землю, некоторые, особенно в деревнях, использовали её для кормления домашней скотины и птицы. Сейчас в благоустроенном жилье без каминов и печей несъедобные остатки еды с пасхального стола попадают в мусор. И это неправильно!
Советую, с одной стороны, избегать излишнего фанатизма, а с другой – быть внимательнее при украшении праздничного стола и блюд. Так, искусственные цветы изначально не приветствуются. Использовать наклейки, а потом святить эти яйца тоже не стоит. Просто подумайте: что вы, ваши родные, близкие потом будете с ними делать? Особенно, если на наклейке не просто какой-то орнамент или рисунок, а изображение иконы с ликом Христа, Пресвятой Богородицы. Неужели у кого-то из христиан поднимется рука разбить такое яйцо, а потом?! Чтобы избежать соблазнов, искушений – подумайте перед тем, как использовать то или иное украшение. Пусть лучше всё будет натуральное, естественное – от природы.
О постах и трапезах
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши
не отягчились объядением и пьянством… Лк.21:34
В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года.
Многодневные посты
Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи;
Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла;
Успенский пост – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери;
Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым.
В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены.
Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет блаженный Августин, – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.”
Святитель Иоанн Златоуст наставляет: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.” То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия.
Однодневные посты
Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года.
Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого, «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа».
Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Кроме среды и пятницы существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом:
КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды.
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом.
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте.
Сплошные седмицы
По церковно-славянски «седмицей» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.
Сплошные седмицы следующие:
СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения.
МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ – за две недели до Великого поста.
СЫРНАЯ (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
ПАСХАЛЬНАЯ (Светлая) – неделя после Пасхи.
ТРОИЦКАЯ – неделя после Троицы (перед Петровым постом).
Великий пост
«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвит ель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).
Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.
Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» ( Лк.18:10-14 ). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»
Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» ( Лк.15:11-32 ), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136‑й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» ( Мф.25:31-46 ). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.
На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди ( Мф.6:14-21 ), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем».
Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.
По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.
Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.
Особенность великопостного богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.
Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.
Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.
Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.
Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.
Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.
Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.
После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмице, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.
В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял. Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына. Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.
Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. ( Мф. 25:40 ).
В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.
В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.
В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)
Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.
На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.
После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся». Но вступать в супружеские отношения в эти дни, согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные удовольствия не перебивали духовную радость.
В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.
Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.
Петров пост
Второй пост установлен в честь святых апостолов (Петров пост).
Длительность его зависит от дня празднования Пасхи. Он всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. Самый продолжительный пост может длиться шесть недель, а самый короткий восемь дней.
Церковь призывает нас к этому посту примером святых апостолов, которые, приняв святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост этот установлен в честь апостолов «потому, что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания… Согласно с постановлениями апостольскими, мы, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом за следующей затем, чествуем предавших нам поститься апостолов».
Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Во время него исключаются мясные и молочные продукты. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника – рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница – постные дни, но если на эти дни выпадут праздники великого святого, которому служится полиелейная служба, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
Успенский пост
Через месяц после апостольского поста наступает строгий Успенский пост. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».
На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».
На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).
Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.
В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».
По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговев переносится на следующий день.
Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.
Известно, что Божия Матерь после Вознесения Господа Иисуса Христа жила в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была в Гефсиманском саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил Царице Небесной, что через три дня Ей предстоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Ее Успения в Иерусалим из дальних стран стали чудесным образом собираться апостолы. Во время общей молитвы, в третьем часу, когда должно было совершиться Успение Богородицы, «облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», и сошел Сам Христос, окруженный архангелами и ангелами. Святые апостолы понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. Первосвященник Афония, желая остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень огненным мечом отсек его руки. Афония раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.
По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.
Рождественский пост
Рождественский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собою праздник Рождества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову предшествует тоже сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Также он называется Филипповым постом, потому что заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября).
По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу Уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста – со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.
Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье – без чрезмерного веселья.
Последний день Рождественского поста, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не вкушают до вечера – до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня – «сочельник».
Праздник Рождества Христова – двунадесятый. По величию воспоминаемого события он празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи.
Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» – святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, со гласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.
Период от поста Рождественского до Великого называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.
Примечание:
1 Запрет Устава на вкушение в некоторые постные дни растительного масла связан с тем, что масло в эти дни заменяется оливками (маслинами). Так и происходит в южных странах, откуда родом наш Устав. (Северной аналогией могло бы являться, например, правило употреблять яблоки, вместо того, чтобы выжимать из них сок для услаждения).