как называются места в храме
Внутреннее устройство храма
Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.
Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.
Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Краткое объяснение устройства храма и утвари церковной, как принадлежностей богослужения
с приложением кратких сведений о священно и церковнослужителях и Богослужебных книгах
В вопросах и ответах. С изображениями храма и утвари
(Уроки для народных школ)
Содержание
I. Храм или церковь
Как называется место, куда главным образом собираемся мы для общественного Богослужения?
Место это называется храмом, а иначе церковью.
Храм или церковь есть здание, назначенное единственно для отправления в нем Богослужения и потому отличающееся от прочих зданий и наружным видом, и внутренним устройством своим.
Название храм берется от слова храмина, т. е. здание. Название церковь есть греческое и значит «дом Господень».
Почему храм называется домом Господним или Божиим?
Храм называется домом Божиим, во-первых, потому, что назначается для служения Богу и таким образом посвящается Ему, и Бог особенным образом, подобно, как и на небе, обитает в нем, как бы в своем доме; во-вторых, потому, что в храм для богослужения собирается церковь, т. е. общество истинно верующих, обыкновенно называемое церковью.
Почему храмы называются один Воскресенским, другой Благовещенским, третий Михайло-Архангельским, Никольским?
Каждый из храмов обыкновенно посвящается или воспоминанию какого-либо священного события, напр. воскресения Христова, благовещения Пресв. Богородицы, или кому-либо из святых Божиих, напр. архангелу Михаилу, святителю Николаю; потому один из храмов и называется именем события, – Воскресенским, Благовещенским, другой – именем святого, – Михайло-Архангельским, Никольским.
Каждый из храмов есть дом Божий, так понятно, почему тот и другой из них посвящается воспоминанию из жизни и деяний Господа; для чего же иные храмы посвящаются святым?
Как при крещении принимаем мы имена святых для того, чтобы в частности каждому из нас иметь в сих святых особенных покровителей и молитвенников о себе; так и при строении храмы посвящаются святым, для того, чтобы строителям, т. е. всей так называемой братии храма того (Сугуб. ект.), или, сказать просто, всему приходу, всем прихожанам ввериться особенному покровительству их и иметь в них особенных молитвенников о себе.
Откуда и с чего взято обыкновение посвящать храмы святым?
Это обыкновение произошло оттого, что в древности строили храмы большею частью на могилах мучеников, именами коих и назывались они.
Когда и как начались храмы?
Сначала не было храмов, а Богослужение совершалось под открытым небом, и преимущественно на каких-нибудь особенных местах, например, на местах явления Бога, или на горах и в лесах, которые сами собой располагали к молитве. Затем, при Моисее, по повелению Божию, построен был первый храм Божий.
Какой наружный вид имеют православные храмы?
Следующий. Храмы, мы видим, устраиваются большею частью особенным, отличным от обыкновенных домов, и возвышенным, устремленным к небу видом; в основании имеют одни подобие креста, другие корабля или звезды; вверху на них делаются купола, на куполах главы с крестами, – на одних по одной, на других по три и пяти глав. Переднею своею частью, – алтарем храмы всегда бывают обращены к востоку.
Что означается особенным, отличным от обыкновенных домов, и возвышенным видом храмов?
Особенным, отличным от обыкновенных домов, видом храмов означается, что они суть особенные, отличные от них здания, как дома Божии и места для священных христианских собраний. Возвышенным же, устремленным к небу видом храмов указывается на ту цель, для которой существует на земле церковь, т. е. общество истинно верующих, именно приготовление к вечной блаженной жизни на небе.
Что означается тем, что одни из храмов имеют вид креста, другие корабля или звезды?
Тем, что одни из храмов имеют вид креста, означается, что спасение людей совершено страданиями Спасителя на кресте и совершается путем креста, т. е. самоотвержением, лишениями и скорбями верующих. Тем же, что другие из храмов имеют вид корабля, означается то, что как праведный Ной мог спастись от потопа только в ковчеге и как мореплаватель может благополучно переплыть море и достигнуть пристани, к которой стремится, только в корабле; так и мы, только принадлежа к православной Церкви, можем избегнуть вечной погибели от волн мира и грехов и достигнуть блаженства на небе. Тем, что некоторые храмы имеют вид звезды, означается, что учение церкви, принесенное Христом, подобно звездам, разгоняющим темноту ночи, разогнало в мире темноту язычества и греха и осветило светом истины и добродетели.
Что означается куполами на храмах?
Свод небесный, – чтобы и вовне показать, что храм есть как бы небо на земле, так как в нем, как и на небе, Бог живет особенным образом.
Что означается вообще главами на храмах и в частности на одних – одною, на других тремя и пятью?
Что означают кресты на главах храмов?
Что означается, что храмы переднею частью своею, т. е. алтарем, бывают обращены к востоку?
Восток есть место многозначащее для христианина в отношении веры. Так: восток, как место светлое, изображает собою светлое, т. е. святое и блаженное царство И. Христа, где обитает Он со всеми святыми своими; тогда как запад, как место темное, представляет собою образ темного, т. е. греховного, царства сатаны. Посему обращение храма алтарем к востоку изображает отвращение верующих от сатаны, освобождение от его власти и от греха, союз со Христом и святыми, обращение к ним с молитвою. Притом еще, на востоке был и рай, где блаженствовали наши прародители, где и мы блаженствовали бы, если бы не согрешили они, а в лице их и все мы.
На востоке положено начало церкви Христовой: там согрешившим нашим прародителям обещан был Спаситель, там в Палестинской земле, где жили евреи, избранный Божий народ, родился, учил, страдал и умер, и учредил церковь, т. е. общество верующих, Спаситель, Глава церкви. С востока церковь распространилась по всей вселенной, отчего и называется она восточною. С востока придет судить род человеческий Господь Судия. Посему-то к востоку всего приличнее быть обращенными храмам, куда собирается для молитвы сама церковь.
Какое бывает внутреннее устройство храмов? Внутреннее устройство храмов таково: они разделяются на три части: 1) алтарь, – восточное, переднее отделение храма, – место для священнослужащих, 2) собственно храм, или настоящий храм, – средина храма, и 3) притвор, или иначе называемая трапезная, западная часть храма, с закрытым или открытым входом, называемым папертью,–место для молящихся. Алтарь отделяется от настоящего храма так называемым иконостасом, т. е. особою преградою, украшенною иконами в несколько рядов, с троими дверями. В алтаре мы видим: два стола, первый прямо за средними, называемыми царскими, дверями, который именуется святым Престолом, другой к северу от престола, который называется Жертвенником, и по большей части простое, а в иных храмах и возвышенное, с седалищами место за престолом, называемое Горним (т. е. со славянского языка возвышенным) местом. В настоящем храме видим: возвышенное место пред иконостасом, называемое Солею, на нем против царских врат свое возвышение, называемое Амвоном, и по сторонам двое особых мест для чтецов и певцов, называемых Клиросами. Вся внутренность храма, особенно на иконостасе, украшается святыми изображениями: иконами и священными картинами, которые в иконостасе размещаются в известном порядке. И каждый храм, кроме разве самого бедного, отличается особенным благолепием.
Почему храмы разделяются на три части?
Это делается по примеру ветхозаветного еврейского храма, устроенного по образцу, показанному Самим Богом. В том храме было: 1) Святое Святых, – место самое святое, как показывает и название его, куда только однажды, в год входил первосвященник; 2) Святилище, где священники совершали богослужение, и 3) двор, где молился народ.
Нет ли значения тому, что храм разделяется на три части?
Есть. Для того, чтобы видеть сие значение, нужно представить состав церкви, т. е. общества верующих, которые собираются в храм для молитвы. Общество сие состоит, во-первых, из святых, уже ликующих на небе. Таковых святых как бы и изображает собою в храме святое место, – алтарь, с служащими в нем священнослужителями, и место для сих священнослужащих – в храме алтарь. Кроме святых, общество верующих состоит еще из так называемых совершенных, т. е. верующих, живущих свято и добродетельно. Таковых представляет собою в храме настоящий храм, и место для сих совершенных-в самом храме. Кроме святых и совершенных, в обществе верующих есть еще несовершенные, т. е. грешники кающиеся и оглашенные, т. е. чрез наставление в вере готовящиеся ко крещению взрослые и некрещенные еще христианские младенцы. Таковых и представляет собою в храме притвор, в древние времена таковые оглашенные и кающиеся имели место только в притворе.
1. Алтарь
Что такое алтарь? Ответ на этот вопрос составить по сказанному на вопрос: какое бывает внутреннее устройство храмов? (Рис. см. выше.)
Какое назначение алтаря в храме?
В нем на св. престоле за литургией приносится бескровная жертва тела и крови Христовой, или, иначе сказать, совершается таинство св. Причащения.
Что значит название алтарь?
Это слово не русское, значит «возвышенный жертвенник». алтарь есть жертвенник, так как в нем на престоле за литургией приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовой. Алтарь и устраивается выше других частей храма, – и для того, чтобы стоящим в храме более были видимы священнодействия, совершаемые в алтаре, и для означения того, что алтарь изображает собою высший, небесный мир.
Какова часть храма алтарь по отношению к другим частям его?
Алтарь есть самая святая часть в храме, потому что в нем находится св. престол, – самое святейшее место храма, где невидимо, как царь, восседит, окруженный св. ангелами, Господь и на котором за литургией совершается страшное божественное таинство св. Причащения. По древним церковным правилам алтарь должен быть доступен только священнослужащим, как совершителям таинства; мирянам же вход туда запрещен.
Какое духовное значение алтаря?
Алтарь изображает собою небо, обиталище Бога и святых Его, откуда они внимают молящимся в храме и преподают благодать (т. е. силу Божию) освящающую и спасающую; и потому молящиеся в храме, предстоя и взирая к алтарю, предстоят и взирают, как бы к самому небу.
Что такое св. престол?
Какое назначение престола и что значит название сие?
Назначение престола, во-первых, то, что он есть место в храме, где, окруженный св. ангелами, как царь и глава церкви, Господь И. Христос таинственно и особенно, подобно как на небе, благодатью своею, и в св. Дарах тела и крови Христовой, восседит, совершает таинства для Своих верующих, внимает молитвам их, раздает им свою освящающую и спасающую благодать, преподает свое пречистое Тело и Кровь и управляет ими, как своею церковью, т. е. учит и судит в Св. Евангелии. Во-вторых, на престоле, а не иначе, во время литургии приносится святейшая бескровная жертва Тела и Крови Христовой за нас, грешников, как живых, так и усопших.
Какова часть алтаря и вообще храма, св. престол по отношению к другим частям их?
По своему назначению места особенного присутствия Божия и приношения святейшего таинства, он есть самое важнейшее и священнейшее место в алтаре и вообще во храме. Он есть святыня неприкосновенная не только для мирян, но и для церковнослужителей, или причетников. Равным образом также неприкосновенно и место пред ним от царских врат.
Какое духовное значение св. престола?
Вообще престол означает царский трон Господа, главы церкви. В частности, во время совершения литургии, его значение следующее: так как перед престолом и на престоле во время литургии воспоминаются особенно следующие обстоятельства из земной жизни И. Христа: совершение Им тайной вечери, на которой в великий чертверток установил Он таинство св. причащения и в первый раз причастил Своих апостолов, Его распятие, страдания, погребение, воскресение и вознесение на небо; то св. престол в это время и означает трапезу (стол), на которой И. X. в первый раз совершил св. причащение, гору Голгофу, где Он был распят, гроб, в котором был погребен и из которого воскрес, и гору Елеонскую, с которой вознесся.
Нет ли значения тому, что престолы всегда имеют четвероугольную Форму?
Вдревле престолы делались неодинаковой Формы. Впоследствии же стали делать их всегда четырехугольными – в знак того, что ко вкушению приносимой на них бескровной жертвы призываются народы всех четырех стран мира, как равно и того, что приносимая теперь за литургией на них жертва принесена была И. Христом на Голгофе за все сии народы
Откуда видно, что в храме, в алтаре на св. престоле Господь обитает Своею благодатью особенно, как на небе?
Там святилище, здесь св. престол. В Евангелии И. Христос сказал о храме: дом Мой, дом молитвы есть ( Лук. 19:46 ). Со времени освящения храм делается домом Божиим; все, даже материал, из которого сделан храм, делается священным. – Свят храм. Посему входящие в него для молитвы, проходящие мимо его должны помнить о сей святости, входить и стоять в нем благоговейно, как в доме даря небесного, проходить мимо его с молитвою и крестным знамением.
На св. престоле не возлежат ли какие св. вещи постоянно?
На каждом престоле всегда возлежат, мы видим, – посереди, так называемый Антиминс, на нем напрестольное Евангелие, в стороне справа, напрестольный крест, выше, 3 ковчега, один большой, называемый Дарохранительницею, два малых – Дароносицею, Мирницею.
Что такое антиминс?
Это освященный архиереем плат (платок) с изображением снятия со креста и положения во гроб тела Христова посередине и четырех евангелистов по углам, в который вложены св. мощи, и на котором совершается таинство св. причащения. Антиминс всегда хранится на престоле сложенным, а во время литургии развертывается.
Какое назначение антиминса и что значит название антиминс?
По правилам церковным, престол в храме непременно должен быть освящен самим архиереем. Так и бывало в самом начале христианства. Когда же христианство распространилось, и число храмов умножилось, тогда сделалось очень затруднительным, даже не стало и возможности самим архиереям освящать все престолы, особенно в местах, отдаленных; поэтому архиереи стали освящать платы из полотняной или толковой материи и посылать их в новоустраиваемые храмы, чтобы на них, как бы на освященных ими самими престолах, совершалась литургия. Таково назначение антиминсов. Так как сии освященные платы заменяли собою освященные самими архиереями престолы, то и назвали их антиминсами, что значит по-русски вместопрестолие.
Для чего в антиминс влагаются св. мощи?
В воспоминание того, что в древние времена христианства Богослужение совершалось и храмы строились на могилах мучеников. Совершалось же Богослужение и строились храмы тогда на могилах мучеников в воспоминание и прославление совершенных мучениками подвигов за Христа и таким образом в возбуждение христиан к мученическим же и вообще христианским подвигам.
Какое духовное значение антиминса?
Такое же, какое и самого престола, т. е, он означает трапезу тайной вечери, места распятия, погребения и воскресения Христа. Это значение указывается самым изображением на нем – снятия со креста и положения во гроб И. Христа. (Изображение же здесь Евангелистов указывает на то, что они проповедники о Христовой жертве по всей вселенной.)
Какое значение имеет то, что св. Евангелие постоянно возлежит на престоле?
Оно представляет собою Христа Спасителя, невидимо восседающего на престоле, так, как и чтение Евангелия в храме за службами есть как бы беседа с нами Самого Христа Спасителя.
Нет ли какого значения тому, что Евангелие украшается: серебром, золотом, драгоценными камнями и известными священ. изображениями?
Евангелие украшается серебром, золотом и драгоценными камнями, чтобы показать, что в нем светит золото премудрости, блестит серебро словес Христовых и, на подобие драгоценных камней, сияют чудеса Христовы и то, что Евангелие есть лучшая из всех книга в мире, представляющая собою даже Самого Христа. Изображение же на Евангелии, именно на верхней доске, следующие: в середине, Воскресения Христова; по углам, четырех Евангелистов. Изображение Воскресения Христова на Евангелии есть знак того, что Евангелие, т. е. с греческого, радостная весть о прощении грехов и даровании царства небесного людям чрез Христа, дано и утверждено Его воскресением; изображения же Евангелистов напоминают нам, кем написаны евангелия. (Рис. Еванг. см. на рис. прест.)
Для чего возлежит на престоле св. крест?
В знак того, что на престоле за литургией совершается та же самая жертва, которую совершил И. Христос на кресте, – совершается бескровно и таинственно.
Какое значение имеет украшение св. креста?
Что такое Дарохранительница, Дароносица и Мирница?
Дарохранительница, это – разной формы, большею частью в виде пещеры, в которой погребен был И. Христос, или церкви, ковчег, в котором хранятся св. Дары для причащения больных и Великим постом для совершаемой тогда по средам и пяткам Литургии прежде освященных Даров. – Дороносица, это – ковчег, в котором священники носят св. Дары в дома для причащения больных. В ней вместе с Дарами хранятся очень малые – сосуд из которого, и ложечка, с которой причащают больных. – Мирница, это – сосуд, где хранится св. миро для помазывания крещаемых. (См. рисун. прест.).
Что такое жертвенник?
Что такое жертвенник? Ответ на этот вопрос
составить по примеру ответа па вопрос об алтаре и престоле.
Какое назначение жертвенника и что значит название сие?
Назначение жертвенника то, что на нем за литургией приготовляются дары для принесения бескровной жертвы в таинстве св. причащения, отчего происходит и название его, и вынимаются из просфор части за живых и усопших.
Что известно о жертвеннике первых времен христианства?
Тогда жертвенник обыкновенно стоял в особом отделении с северной стороны алтаря. Так бывает и доселе в. некоторых храмах. Отделение сие называлось предложением, потому что тут предлагались, т. е. клались, приносимые тогда верующими дары, хлеб и вино, для таинства и для трапезы бедных после литургии; так как тогда, идя в храм на молитву, почти всякий, смотря по достатку, приносил с собою хлеба, вина, елея и др. веществ, и после литургии из оставшихся от таинства хлеба и вина, равно и из других принесенных веществ устраивалась в притворе храма трапеза.
Какое значение жертвенника?
Так как во время проскомидии, когда на жертвеннике приготовляются дары для таинства,
воспоминаются обстоятельства и рождества, и смерти И. Христа, то жертвенник и образует собою: 1) вертеп (пещеру), в котором Он родился, и ясли, в которых положен был Он по рождении, – и именно, если жертвенник в особом отделении от алтаря, то это отделение изображает вертеп, а самый жертвенник – ясли, и 2) гору Голгофу, на которой распят, и гроб, в котором погребен был Господь.
Что такое горнее место?
(Горнего места рис. см. выше.)
Какое назначение горнего места?
За литургией архиереи на него, а священники на стороны его, называемые сопрестолиями, восходят для стояния во время Евангельского и сидения во время Апостольского чтения.
Какое значение горнего места?
Так как за литургией при восхождении архиерея и священников на горнее место и на сопрестолия вспоминается вознесение Христово на небо, сидение же их тут означает сидение И. Христа одесную Бога Отца на небесном престоле и управление оттуда церковью через Его служителей: апостолов и их преемников; то горнее место и означает небесный престол управляющего церковью, великого архиерея И. Христа. Почему над горним местом и сопрестолиями в иных церквах пишутся изображения И. Христа в архиерейском облачении, с апостолами и св. святителями по сторонам.
2. Иконостас
Что такое иконостас?
Какое назначение иконостаса и что значит название сие?
Назначение иконостаса – отделять алтарь, как особую и священнейшую часть храма, от прочих частей его. Название же «иконостас» с греческого значит место, куда ставят иконы.
Что известно о иконостасах древних времен?
В первые времена христианства иконостасов в храмах не было, алтари не отделялись от храмов; тогда св. престол был видим для всех, и таинство св. причащения совершалось открыто. Это делалось так потому, что у христиан тех времен вера и усердие к молитве были велики. Когда же по времени вера и усердие сии стали ослабевать, и многие начали относиться к св. престолу и страшному таинству св. причащения без страха и благоговения; тогда нашли нужным св. престол отделять решеткой, и вход за нее всем без разбора возбранить. Впоследствии на решетке этой, как на самом видном месте в храме, стали ставить св. иконы.
Для чего иконостас покрывается св. иконами и свящ. изображениями?
Иконостас покрывается св. иконами и свящ. изображениями для той же цели, для которой и весь храм украшается ими. Во 1-х, храм, особенно алтарь в нем, есть дом Божий, место особенного пребывания Божия на земле, – есть потому как бы небо на земле; а на небе Господь окружен св. своими: Ангелами и св. человеками: пророками, апостолами, святителями, мучениками и др. Да и святые Божии в храме особенно внимают молитвам нашим, как бы сами они жили тут, как живут на небе. Во 2-х, храм есть дом молитвы, в него собираемся мы особенно для молитвы Богу и святым; так и необходимо, чтобы место сие было наполнено иконами Бога и святых: потому что православным обычно совершать молитву перед св. иконами. В 3-х, храм у нас есть место учения спасению – вере и благочестию: тут ежедневно и в чтениях, и в пениях и поучениях преподается это учение. Учение же может быть преподаваемо не посредством только слов, но и посредством изображений, и таковое учение успешнее и удобнее: так как оно лучше действует на сердце и память, его может принимать и неграмотный и лишенный возможности слушать. Вот причины, почему храмы, особенно на иконостасе, украшаются св. иконами и изображениями.
Какие же иконы и свящ. изображения мы видим в храме?
Какие из икон в иконостасе называются местными?
По правую сторону царских врат в иконостасе всегда ставится икона Спасителя, а по левую Пресвятой Богородицы; за иконой Спасителя – храмовая икона, т. е. того святого или праздника, в честь коего устроен храм. Сии иконы называются местными, потому что всегда ставятся в одних, особо устраиваемых для них, местах в иконостасе.
Не бывает ли в храмах каких особенных, общих всем храмам, икон и изображений?
К таким изображениям можно отнести так называемые: 1) Святцы, 2) Плащаницу и 3) Хоругви.
Святцы это – на 12 иконах, по числу месяцев, изображенные праздники и святые, которым посвящен каждый день месяца.
Что такое плащаница?
Плащаница это – изображение И. Христа, лежащего во гробе, которая в Великие пяток и субботу ставится посреди церкви и обносится вокруг нее. Называется плащаницею потому, что большею частью пишется на полотне, а И. Христос изображается на ней лежащим во гробе, обвитым плащаницею, т. е. полотняным покрывалом.
Это – изображения в виде воинских знамен на длинных древках или рукоятях, полотняные, или металлические и деревянные.
Рис. 10. 2-ое Хоругвей.
Какое назначение в храме хоругвей?
Стояние в храме и ношение в церковных церемониях, напр. в крестных ходах.
Какое значение имеют хоругви?
Они изображают победные знамена Главы церкви И. Христа над смертью и адом и самой церкви над врагами видимыми, напр. еретиками, и невидимыми, т. е. дьяволом.
Что известно о начале св. икон?
Самые первые иконы это – то изображение лица И. Христа, которое Он чудесно (нерукотворно) изобразил на платке и послал на исцеление больному, эдесскому владельцу Авгарю, и иконы Пресвятой Богородицы, написанные св. евангелистом Лукою и одобренные Ею, когда он показал их Ей. Употребление икон в начале христианства, когда были гонения на него, не было обширно. Причиною сего было опасение, чтобы святые иконы не попались в руки язычников и не подверглись поруганию.
Как устраиваются двери в иконостасе?
В иконостасе устраиваются двери таким образом: их устраивается большею частью трое, одна посереди, другие двое по сторонам. (См. рис. иконост.)
Какие бывают и как называются средние двери?
Они всегда бывают створчатые, и называются царскими, почему и украшаются более, чем прочие.
Почему они называются царскими?
Потому, что открывают вход к престолу царя царствующих, Христа Спасителя, и ими за литургией на великом входе во время перенесения Даров с жертвенника на престол входит заклатися на сем престоле и во время причащения исходит датися в снедь верным Царь царствующих и Господь господствующих, И. Христос.
Какое назначение царских дверей или врат?
Вхождение и похождение ими во время самого совершения Богослужения. Они – самые святые врата в храме, и ими не позволяется ходить никому, кроме архиереев, священников и диаконов. Чтобы видимо означить особенное и важное назначение сих врат, они украшаются особенным образом, – резьбой, позолотою.
Не имеют ли какого духовного значения царские врата?
Они образуют собою врата, т. е. вход на небо, в царство небесное; так как алтарь изображает собою небо, царство небесное.
Как называются другие двое дверей в иконостасе?
ТЕ из них, которые находятся против левого клироса, ближе к северной стороне храма, называются северными, а которые – против правого, ближе к южной – южными.
Какие изображения пишутся бол. част, на дверях иконостаса?
На царских дверях – в середине изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, а по сторонам четырех Евангелистов. На северных дверях больш. частью – еврейского первосвященника Аарона с свящ. хлебами храма, а на южных – св. Ангелов или св. диаконов: архидиакона Стефана, Лаврентия и др. (См. рисун. иконост.)
На царских дверях – Благовещения, потому что воплощением и рождением Спасителя отверзся для нас вход на небо, образ которого суть царские врата; евангелистов, потому что они, подобно архангельскому благовестию Пресвятой Богородице, благовествовали и благовествуют миру в св. Евангелиях о воплотившемся и родившемся Господе и о спасении Им рода человеческого. На северных дверях-Аарон с свящ. хлебами, потому что они ведут к св. жертвеннику, на котором во время литургии обыкновенно полагаются служебные хлебы, т. е. просфоры, как и в еврейском храме находились на трапезе 12 хлебов. На южных дверях – св. дьяконы, или св. ангелы, чин которых носят в себе дьяконы, потому что двери сии вели прежде, ведут и теперь в некоторых храмах в так называемый дьяконник, или ризницу, вверенную смотрению дьяконов.
Над царскими вратами не помещается ли какой известной иконы?
Икона тайной вечери, когда И. Христос установил таинство св. причащения и в первый раз причастил апостолов.
Для чего эта икона помещается здесь?
Чтобы показать, что здесь за царскими вратами в алтаре во время литургии совершается тоже самое таинство, какое было совершено самим Господом Иисусом Христом на тайной вечери.
3. Настоящий храм
Какая часть храма называется собственно храмом или настоящим храмом?
(Собственно храма или настоящего храма рис. см. на рис. и плане хр.)
Какое назначение сей части храма?
Она назначена для стояния при богослужении одних, так называемых, верных, т. е. крещенных и не отлучённых от причащения за грехи.
Какие предметы мы видим в настоящем храме?
Во 1-х, возвышение пред всем иконостасом, называемое солеею, на нем: во 2-х, против царских врат, выдавшееся в храм от солеи, иногда с несколькими ступенями, возвышение, называемое амвоном, и по сторонам, близ северных и южных врат огороженные места для чтецов и певцов, называемые клиросами (См. рис. иконост.)
Какое назначение солеи и что значит название сие?
Солея на русском языке значит престольное место, т. е. место на одинаковом возвышении простирающееся от престола; потому и назначена она для того, чтобы на ней причащать мирян, подобно как священнослужители причащаются в алтаре у самого престола, и чтобы священнослужащим дать удобство во время отправления богослужений совершать входы из алтаря в храм и отсюда туда, а молящимся в храме мирянам лучше видеть и слышать совершаемые здесь священнодействия и моления, напр. великий вход, чтение Евангелия, Апостола на литургии.
Как важно место солеи?
Солея, как ближайшее к алтарю место, есть место более священное, нежели прочие места, ближайшие ко входу в храм; потому большею частью ограждают его решеткой; восходить на это место без нужды и стоять здесь во время богослужения воспрещается мирянам.
(Амвона рис. см. выше.)
Какое назначение амвона и что значит название сие?
Священно и церковнослужители восходят на него возглашать ектеньи, читать Евангелие, Апостол и произносить поучения. Для того, чтобы чтения с него были слышнее и внятнее, он устраивается особенным возвышением, как и самое название амвон с греческого значит: место, на которое восходить нужно.
Не имеет ли какого значения амвон?
Он изображает собою те возвышенные места, напр. горы, корабли, с которых Господь И. Христос нередко проповедовал народу свое Евангелие, и тот отваленный от дверей гроба Господня ангелом камень, с которого возвестил Он мироносицам о воскресении Христовом.
Важно ли сие место?
Амвон – священнейшие место на солее. Церковными правилами воспрещается восходить на него мирским людям и не облаченным в стихарь причетникам, так что если причетник выходит читать Апостол без стихаря, то становится не на амвоне, а за ним.
Что такое за амвон, устраиваемый в иных храмах на самой средине?
Это – архиерейский амвон, по-гречески кафедра, устраиваемая в архиерейских, называемых кафедральных, храмах и в храмах, где бывает архиерейское служение. На этом амвоне архиерей облачается и стоит начало литургии.
(Клиросов рис. см. выше.)
Какое назначение клиросов, и что значит название сие?
Клиросы назначены для удобнейшего исполнения чтецами и певцами своего дела при отправления богослужения. Чтецы и певцы называются иначе клириками – с греческого, людьми, избранными в удел Господу, отсюда и происходит название мест для них в церкви клиросами.
Неизвестно ли что о происхождении клиросов?
В древности пение в храме совершалось всеми молящимися; но впоследствии, когда таковое пение от незнания песней церковных и неуменья петь большей части молящихся производило замешательства и беспорядки; то стали выбирать особых чтецов й певцов и для них устроят в храме особые места.
Почему клиросов бывает два?
Потому что некоторые из церковных песней поются на два хора, попеременно то на том, то на другом. Обыкновение сие введено во время св. Игнатия Богоносца, епископа в городе Антиохии во 2 веке, по образу ангелов, которые, как он слышал в бывшем ему откровении, пели Господу на небе на два хора и так, что когда пел один, то безмолвствовал и внимал пению другой.
4. Притвор или трапезная
Что называется в храме притвором?
(Притвора рис. см. на рис. и пл. хр.)
Какое назначение в храме притвора?
Притвор назначен для стояния при Богослужении оглашенных, т. е. готовящихся ко крещению, отлученных от церкви, т. е. от общества верных и стояния с ними в храме, и от св. причащения, и неверных для слушания Слова Божия и поучений, желающих познакомиться с христианскою верою и богослужением: так как стоять в самом храме оглашенным, отлученным и неверным признается делом недозволенным.
От чего притвор иначе называется трапезною?
От того, что в древние времена после литургии из остатков принесенного хлеба и вина здесь устроилась трапеза, так называемая вечеря любви, как и доселе в некоторых монастырях в притворе имеется монашеская трапеза.
Что называется колокольнею?
Это – или над притвором храма или особо выстроенная высокая башня, где повешены, для созывания верующих к богослужению, колокола. (См. рис. хр.)
Когда введены в употребление колокола?
В 9 столетии. До сего времени созывали к богослужению обыкновенно посредством помещенных в паперти так называемых бил и клепал, т. е. деревянных и железных досок.
Нет ли какого различия между колоколами?
Есть. Колокол, который весом больше всех, называется большим; в него благовестят, т. е. – звонят, в великие праздники, воскресные и царские дни. Второй после большого называется полиелейным, в который благовестят в полиелейные, т. е. средние праздники. Третий – малым или вседневным, в который благовестят в будничные дни.
Что такое в храме называется приделом?
Это – по сторонам храма приделываемые алтари; устраиваются они на те случаи, когда в один и тот же день в одном и том же храме приходится совершать две литургии, так как, в означение великой жертвы однажды на все времена принесенной И. Христом на Голгофе, на одном и том же престоле в один и тот же день не может быть совершаемо более одной литургии; устраиваются и по особенному усердию прихожан храма к какому либо из святых, или в благодарную память о явленной всем им или кому-либо из них милости Божией.
Какая причина того, что храмы не исключая и самых бедных, отличаются особенным благолепием?
Храм Божий, это – дом Божий, как бы небо на земле. Селения же Божии обыкновенно представляем мы в самом лучшем, светлом и благолепном виде.
II . Церковная утварь
Что называется церковною утварью?
Это – священные вещи, употребляемые при Богослужении в храме и вне храма.
Какая известна церковная утварь?
К церковной утвари относятся: во 1-х свящ. одежды, в которые облачаются священнослужащие при отправлении богослужения и во 2-х свящ. сосуды и другие вещи, которые употребляются при Богослужении.
1. Священные одежды
Для какой цели устроены особенные свящ. одежды при отправлении Богослужения?
Одежда у нас обыкновенно указывает на значение и дело одетого; так у царя есть особая царская, у воинов – воинская, у духовных – своя духовная, у светских – светская одежда. Потому и для священнодействующих при отправлении богослужения устроена своя особенная одежда, приличествующая св. делу богослужения.
Когда и кем, устроены первые священные одежды?
В ветхозаветное время Сам Бог, учредив у евреев богослужение и поставив лица для отправления оного, повелел Моисею сделать для них на время богослужения особенные свящ. одежды. И в новозаветной христианской церкви священнослужащие с самых первых времен имеют одежды для священнослужения. Так, по преданию известно, что при богослужении апостолы Павел и Иоанн употребляли особенные ризы, а апостол Иаков – первосвященнические у евреев одежды: подир, нарамник и на голове повязь – митру.
Какие известны свящ. одежды?
Во 1-х, одежды, которые надевают священнослужащие при Богослужении; во 2-х одежды, которыми облачен св. престол, и в 3-х одежды, называемые покровами, которыми покрываются св. Дары; так известны свящ. одежды: 1) священнослужащих, 2) св. престола и 3) св. Даров.
а. Одежды священнослужителей
Какие известны одежды, в которые облачаются священнослужащие при Богослужении?
Между сими одеждами мы видим одни, в которые облачаются дьяконы, другие, в которые облачаются священники, и третьи, в которые облачаются архиереи. Так известны одежды: дьяконские, священнические и архиерейские.
Какие дьяконские одежды?
Диакона при отправлении богослужения видим мы: в длинной, ровной, с широкими рукавами одежде, называемой стихарем, с длинным, в роде широкой ленты, на левом плече платом, который называется орарем, и в поручах, т. е. коротких нарукавниках, надетых на концы, рукавов под стихарем. Так дьяконские одежды суть: стихарь, орарь и поручи. 4
Какие священнические одежды?
На священнике при отправлении богослужения, видим мы, поверх одежды похожей на дьяконский стихарь, которая называется подризником, так как- надевается под другими одеждами или ризами, спереди надевается в виде передника, или ораря, сложенного вдвое и надетого на шею, так называемая епитрахиль; за тем он препоясан поясом, на руках имеет поручи и поверх всего одет в так называемую ризу или фелонь, – одежду круглую, без рукавов. На иных же заслуженных священниках, или протоиереях, архимандритах видим еще: с правого, иногда 5 и левого, боку род епитрахили, так называемый набедренник, или палицу, – тот же набедренник в уменьшенном виде и обращенный углами крестообразно, на голове разных видов шапки: малую бархатную, называемую скуфьею, большую- камилавкою, и украшенную по бархату священными изображениями, золотом, серебром и каменьями, – митрою, и на груди крест. Так священнические одежды суть: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, риза, иначе фелонь, и еще набедренник.