как обратиться к настоятелю храма в письме

Как обратиться к настоятелю храма в письме

Правила обращения к духовенству в Русской православной Церкви

Белое духовенство

Монашествующее духовенство

Обращение

Указание адресата

Архиереи

Патриарх

Ваше Святейшество, Святейший Владыка

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

Митрополит, архиепископ

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка,

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), митрополиту/архиепископу (указание кафедры)

Епископ

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка,

Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (указание кафедры)

Протоиерей, протопресвитер

Архимандрит, игумен

Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Его Высокопреподобию, архимандриту / игумену / протоиерею (имя)

Игумения

Досточтимая матушка, матушка (имя)

Настоятельнице (название) монастыря игумении (имя)

Иерей

Иеромонах

Ваше Преподобие, отец (имя)

Его Преподобию, иеромонаху / иерею (имя)

Протодиакон, диакон

Иеродиакон

Иеродиакону / диакону (имя)

Архидиакон

Источник

Игнатьева
Елена Сергеевна

+7 (985) 247-18-38

Тонкости деловой переписки с духовенством: правила обращений

В деловой переписке с органами власти и коммерческими организациями мы уже привыкли и точно знаем, что к должностным лицам следует обращаться по имени и отчеству (в российской практике) или по имени (в западной практике), а вот со священнослужителями дело обстоит совсем иначе.

В таблице кратко представлены правила обращения к духовенству Русской Православной Церкви:

Монашествующее духовенство

Белое духовенство

Обращение к адресату

Указание адресата

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

Его Высокопреосвященству, Высокопоставленному (имя), архиепископу/митрополиту (кафедра)

Епископ (правящий, викарный)

Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)

Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя)

— Ваше Высокопреподобие, достопочтимый отец (имя)!

Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)

— Ваше Преподобие, отец (имя)!

Его Преподобному, иерею (имя)

Диакон (протодиакон, архидиакон)

— Достопочтимый отец (имя)!

Ниже привожу образцы писем духовенства.

По материал книги Марка Епископа Егорьевского «Церковний протокол»

Продолжение следует «Как общаться к предстоятелям древних Поместных Православных Церквей»

Источник

Правила церковного этикета

Правила церковного этикета

Как правильно обращаться к священнику, к митрополиту. Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или. Святейший Патриарх?
Об этом и о многом другом – замечательная книга епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол».
М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.

С полезными фрагментами этой книги хочу познакомить и вас.

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме
Епископ Марк (Головков)

Как правильно обращаться к духовному лицу?

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.
Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Сами священнослужители не должны именовать себя отцами. При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д. Неуместно, когда священник представляется: отец Павел. Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».

Вы решили написать письмо епископу (архиепископу, митрополиту)

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.
Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.

Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко можно проиллюстрировать так:

Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях:

Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
Дорогой и глубокочтимый Владыко!
Дорогой и досточтимый Владыко!
Дорогой и сердечночтимый Владыко!
Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
Многоуважаемый батюшка, отец.
Возлюбленный о Господе брат!
Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
Достопочтеннейшая о Господе. Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие! Благожелательно о Господе приветствую мать игумению.

Примеры комплимента:
Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим
Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю
Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю
С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник
Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся
Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник
С братской любовью о Христе
Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю
Благословение и милость Господня да пребудет с Вами
С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный
Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный
Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный
Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный
Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный
Вашего Преосвященства недостойный послушник
Вашего Преосвященства смиренный послушник
Вашего Преосвященства нижайший послушник

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

Церковные приемы, обеды, банкеты

В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.
Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.
Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.
Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.
Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.
Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.

Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.
В отношении рассадки классическое требование светского этикета — чередовать дам и мужчин — не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие — старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.
Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.

Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.
На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.
Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.
Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.

Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.

Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.

Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.
Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

Источник

Как обратиться к настоятелю храма в письме

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

Многие люди сегодня просто, действительно, не очень знают, как обращаться к священнику и пишут: «отец Яков Кротов», «священник Яков Кротов». Могут написать или сказать «святой отец». Делают так из лучших чувств, но всё же это ошибка.

Правильно писать и говорить: «Отец Яков» (фамилия опускается; если не в начале строки, то «отец» с маленькой буквы). Уместно добавить к этому «уважаемый» или «дорогой».

Некоторые протестанты из принципа не желают называть священника «отец». Такие люди должны обращаться к священнику по имени и отчеству, как они обратились бы к президенту, например. Назвать меня «брат Яков» (бывает) можно, но отвечать я на такое обращение не буду.

Из других соображений отказываются обращаться ко мне как к священнику некоторые православные; ответа не дождутся и они.

Может быть, Вам будет интересно и полезно знать, что в России форм обращения к священнику, при написании ему письма, очень много. Существует официальная форма: «Ваше преподобие». Так обращаются к приходскому священнику, не имеющему каких-либо наград или степеней. К священнику, имеющему сан протоиерея, официально обращаются «Выше высокопреподобие».

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

ОБРАЩЕНИЕ К ЕПИСКОПАМ

К митрополитам и архиепископам при личной встрече обращаются «Ваше высокопреосвященство», к епископам «Ваше преосвященство».

Если Вы не обращаетесь к живому человеку, а говорите о нём (например, пишете информацию для газеты), то можно сказать: «Его преосвященство архиепископ Александр поехал. «. «Архиепископ Австралийский Александр поехал». Некрасиво звучит: «Архиепископ Александр поехал». Так можно сказать только, если Вы в начале текста уже назвали полный титул.

Стоит помнить, что стили светской и церковной прессы различаются. В церковной прессе уместно называть епископа «преосвященный Александр», «владыка сказал», «владыка Александр сказал». В русской светской прессе это будет звучать так, словно православный журналист навязывает читателю свой этикет.

Если Вы обращаетесь к епископу письменно, то, даже если Вы не его подчинённый, вежливо на конверте или над текстом письма указать: «Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Имяреку», «Высокопреосвященнейшему митрополиту Австралийскому. «, «Преосвященнейшему епископу Содомскому. «. А затем уже начать собственно текст письма обращением: «Ваше Святейшество», «Ваше Высокопреосвященство».

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

Внимание: существуют особые правила для обращения к епископу со стороны нижестоящего, подчинённого ему лица. Священник своему епископу (или епископу другой епархии, но той же Церкви) пишет более вежливо: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек» от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)». Затем уже идёт обращение: «Ваше Преосвященство». Допустимо даже написать:» Ваше Преосвященство, милостивейший архипастырь». Письмо к епископу священник или мирянин обычно заканчивает словами: «Остаюсь в надежде на Ваши архипастырские молитвы».

При обращении к священнику кланяться не принято, а просто складывают ладони (правая поверх левой) и говорят: «Благословите», «благословите, отче», «батюшка, благословите». Священник совершает крестное знамение над Вами, и нужно поцеловать ему руку. Целуют руку и епископу после благословения.

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

Правила церковного этикета

Как правильно обращаться к священнику, к митрополиту. Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или. Святейший Патриарх?
Об этом и о многом другом – замечательная книга епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол».
М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.

http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=243
С полезными фрагментами этой книги хочу познакомить и вас.

Как правильно обращаться к духовному лицу?

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.
Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Сами священнослужители не должны именовать себя отцами. При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д. Неуместно, когда священник представляется: отец Павел. Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.
К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».

Вы решили написать письмо епископу (архиепископу, митрополиту)

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.
Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.

Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко можно проиллюстрировать так:

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

Церковные приемы, обеды, банкеты

В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.
Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.
Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.
Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.
Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.
Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.
Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.

Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.

Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.
Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

Как обращаться к священнику

Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, так как точно не знают, как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник – духовный пастырь, и для него важно помочь своим прихожанам.

Знание церковного этикета
Инструкция
1 При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило действует при прощании со священником.
2 Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.
3 Согласно этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благоговение. Бестактно обращаться за благословением к священнику во время богослужения, когда он направляется к месту исповеди или крещения. Если прихожанин встречает священника на улице, благословения испросить можно. Но если батюшка занят или торопится, разумнее ограничиться поклоном. У диакона – помощника священника – благословения не испрашивают. Если необходимо к нему обратиться, можно сказать, например: «Отец диакон, состоится ли завтра крещение?».
4 Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.
5 Обращаясь к священнику письменно, употребляются формы «Ваше преподобие» (при обращении к иерею), «Ваше высокопреподобие» (при обращении к протоиерею).

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

Как приветствовать священника

Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом.

Инструкция
1 Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавайте руку священнику, только если лично и давно знакомы с ним. В противном случае это будет восприниматься слишком фамильярно.
2 Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
3 В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
4 Если присутствует несколько священников во главе с Архиереем (управляющим всей епархией), за благословлением подходите только к нему. Если священников много и Архиерея среди них нет, подойдите и у попросите благословения у старшего по званию. Узнать это можно по кресту, который носит священник на груди.
5 Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.
6 Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.
7 При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
8 Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.
9 Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть фото как обратиться к настоятелю храма в письме. Смотреть картинку как обратиться к настоятелю храма в письме. Картинка про как обратиться к настоятелю храма в письме. Фото как обратиться к настоятелю храма в письме

Как задать вопрос священнику

Если вы делаете свои первые шаги на пути к воцерковлению, то вполне естественно, что у вас возникают разные вопросы. Иногда хочется узнать что-то о внешней, ритуальной стороне церковной жизни. Иногда нужно спросить о чем-то более серьезном, например, попросить совет в трудной жизненной ситуации. Но многие стесняются или боятся подойти к священнику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *