как обучение диалогу и монологу интегрируется с обучением различным аспектам языка

Обучение монологу и диалогу на уроках английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обучение монологу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения монологу .

Целенаправленность/соответствие речевой задаче;

Пути обучения монологу

В отечественной методике обучения И.Я. выделяют 2 основных пути формирования умений говорения:

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики, и проблематики обсуждаемых вопросов.

Для формирования монологических умений на основе различных этапов работы с текстом (путь « сверху вниз ») я использую следующие задания:

Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста;

Согласиться с утверждениями или опровергнуть их;

Выбрать глаголы, прилагательные идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор описывает /выражает своё отношение к людям, событиям, природе и т.д.

Определить основную идею текста.

Кратко изложить содержание текста.

Рассказать текст от лица главного героя.

Придумай другой конец; и т.д.

Для формирования монологических умений без опоры на конкретный текст (путь « снизу вверх »), на среднем и старшем этапах обучения, я предлагаю строить монологи на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранных языках.

Хочу предложить некоторые задания и проследить логику развития монологической речи на начальном и продвинутом этапах.

Назвать слово, глядя на картинку.

Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.

Составить словосочетания из предложенных слов.

Отгадать слово по его дефиниции.

2.Отработка слов на уровне предложения

Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики.

Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.

Заполнить пропуски/закончить предложения.

3. Работа на уровне сверх фразового единства

Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования).

Средний и старший этапы

Фронтальное обсуждение темы/беседы.

Ответить на вопросы.

Составить план-схему темы.

Подбор/повторение лексики по теме.

2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная обработка

Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания.

Языковые споры/игры на отгадывания, языковое лото.)

3. Речевые упражнения

Высказать своё мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д.

Подготовить доклад/сочинение на тему и т.д.

Обучение диалогу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения.

В основе специфики формулирования именно диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.

a ) Реакция партнёра по общению может быть совершенно непредсказуема.

b ) Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения.

c ) В отличии от монолога, где автор сам определяет не только логику высказывания, но и выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнёра.

Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.

Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

— Свободные (беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально границы общения каждого из партнёров, а значит и общая логика развития разговора жёстко не фиксируется)

Пути обучения диалогу и используемые в их рамках опоры.

При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.

Опорами для оставления собственных диалогов путём «сверху вниз» я использую:

Сами текстов диалогов-моделей;

Содержание речевой установки учителя на составление видоизменённых диалогов;

Описание ролей, получаемых каждым из участников диалога;

Картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

Обучение диалогу путём « снизу вверх ».

Что же необходимо совершенствовать в таком случае?

Умение задавать вопросы разных типов;

Логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы.

Использовать различные реплики реагировать в процессе общения.

Употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения.

Контроль и оценка изменений говорения

Я использую 3 вида контроля:

При первых 2х категориях контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые и речевые умений и навыки.

Оценки при контроле навыков устной речи я обычно выставляю за:

— подготовленные дома диалоги и монологи

— неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.

Что касается итогового контроля, я придерживаюсь основных положений итогового контроля в области умений говорения.

Итоговый контроль подразумевает контроль монологических и диалогических умений. Потому, как правило, экзаменуются двое экзаменуемых, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну (проблему) речевую задачу на И.Я.

Обучение данному виду речевой деятельности должно строиться с учётом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля.

Некоторые приемы, которые я использую на уроках английского языка для развития навыков говорения.

Работая в парах, задавайте друг другу самые разные вопросы. Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слово «да» ил «нет». Побеждает тот, кто заставит партнёра произнести эти слова;

Составьте верное, ложное и спорные утверждения на основе прочитанного текста. Обсудите их в парах и группах.

Я зачитываю различные реплики, утверждения, вопросы и т.д. Задача учеников заключается в том, чтобы быстро и не раздумываясь отреагировать на них. Я могу адресовать одну и ту же реплику разным людям, в таком случае дети должны стараться избегать повторов. Примеры реплик: «Как дела?», «Вы ведь уже читали эту книгу, не так ли?» и т.д.

Вспомните различные способы выражения согласия, несогласия, неудовольствия и т.д. Составьте линии диалога с их использованием. Разыграйте их в классе.

Составьте диалог на тему «Моё отношении к современным проблемам экологии» на основе данной схемы-опоры.

Повторное предложение с убеждением.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя общеобразовательная школа»

Учитель английского языка

Первой квалификационной категории

Абдрашитова Умет Жардешевна

1.Актуальность опыта 2-3

2.Теоретическое обоснование 3-4

3.Технология опыта 4-14

6.Список литературы 18

Мы вступили в третье тысячелетие, жизнь в котором претерпела ряд существенных изменений. Наше государство становится все более открытым, входя на правах партнера в мировое сообщество. Расширяются международные связи, происходит национализация всех сфер жизни нашего общества. Иностранный язык становится реально востребованным в деятельности человека. Все это, несомненно, внесло некоторые коррективы в методику преподавания английского языка и повысило значимость иностранного языка как учебного предмета. Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Исходным условием становления опыта явился возросший интерес личности к проблеме изучения иностранного языка вообще и английского языка в частности.

Другим важнейшим условием является Согласно ФГОС 2го поколения, что изучение иностранного языка в школе должно быть направленно главным образом на развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции.

Третьим условием становления данного опыта можно считать специфику деятельности нашей школы, которая ориентирована на интеграцию знаний детей о родном крае как окружающем микромире, а также знаний о культуре других стран планеты Земля. Представленный опыт связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приемов и средств обучения диалогической и монологической речи на уроках английского языка.

Актуальность работы состоит в том, что обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Сложная задача стоит перед учителем ИЯ: научить школьников на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. Где выход? Итак, с одной стороны сложность заявленной цели (ведь это непросто подготовить учащихся к эффективному участию в диалоге культур, вывести их на международный уровень общения), с другой стороны, налицо следующие объективные трудности:

а) отсутствие языковой среды;

б) сжатые рамки урока;

в) слабая разработанность учебно-методической базы

г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.

Таким образом, актуальность опыта определяется снятием этих трудностей. Разрешение данных противоречий приведёт нас к тому, что формирование коммуникативной компетенции учащихся в английском языке будет успешным. Выход, на мой взгляд, в расширении сферы изучения иностранного языка через интеграцию урочной и внеурочной деятельности; изучение методической литературы по вопросам развития познавательных интересов учащихся в школе; изучение нормативных документов (связанных с модернизацией системы образования, включая языковое), наблюдение за процессом обучения английскому языку в школе. Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим коммуникативно-ориентированный подход, с моей точки зрения, в значительной мере зависит от учителя. Необходимость обращения к проблеме обучения диалогической и монологической речи на основе коммуникативно-ориентированного подхода на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций).

Теоретическое обоснование опыта.

К основным трудностям обучения говорения следует отнести следующие проблемы, такие как:

— ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;

— учащиеся не понимают речевую задачу;

— у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;

— учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;

— учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке

Как сделать обучение английскому языку интересным, понятным и приятным? Какие образовательные технологии мы, учителя, должны использовать, чтобы ученик умел самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою коммуникативную и информационную культуру?

В научных исследованиях известных учёных-методистов (Е.С. Полат 2001, П.В. Бобкова 2005, И.А. Шпак 1992, З.Н. Никонова 2001 и др.) подтверждается значимость коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.

Обучение диалогической и монологической речи осуществляется за счёт использования различных форм и методов. Это и создание ситуаций для общения, и ролевая игра, и групповые дискуссии. Из выше сказанного, можно определить ведущую педагогическую идею моего опыта.

В процессе обучения учащихся диалогической и монологической речи достигаются следующие цели: формирование умения преодолевать психологический барьер в общении на иностранном языке; создание мотивации у учащихся к формированию собственного высказывания; выражению собственного метода; установке контакта;

Методы, приемы, средства преподавания.

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения:

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. Попробуем рассмотреть урок построенного по методу: путь «сверху вниз». Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний учащихся и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений. Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. Вот лишь некоторые из заданий, которые составляют содержание урока:

1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.

2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

3. Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор выражает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.

5. Определить основную идею текста.

7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.

8. Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).

9. Придумать другой конец для рассказа.

Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения.

В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.

Содержание урока построенного по методу: путь « снизу вверх».

В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный путь применяется учителем в следующих случаях:

1. На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.

2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. В работе над текстом я использую следующие таблицы В таблице 1 представлены примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологу.

Примеры заданий и упражнений

1. Ознакомление со с ловами и их пер вичная отработка на уровне слова и сло восочетаний

• Назвать слово, глядя на картинку.

• Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.

• Составить словосочетания из предложенных слов.

• Заполнить пропуски в предложении.

• Отгадать слово по его дефиниции.

2. Отработка слов на уровне предложения

• Ответить на вопросы, предполагающие использо вание новой лексики.

• Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.

• Заполнить пропуски/закончить предложения.

• Соединить разрозненные части предложения.

• Перефразировать предложения с использовани ем предложенных слов.

3. Работа на уровне сверхфразового единства.

• Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные со ревнования и т.д.).

В таблице 2 представлены примеры заданий и упражнений на среднем и старшем этапе обучения монологу.

Примеры заданий и упражнений

1 1. Повторение заученного материала по данной теме

• Фронтальное обсуждение темы/беседа.

• Ответить на вопросы.

• Составить /план-схему темы.

• Подбор/повторение лексики по теме.

2. Ознакомление с но вым языковым ма териалом и его пер вичная отработка

• Лексические упражнения на уровне слова и сло восочетания.

• Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.).

3. Речевые упражнения

• Высказать свое мнение по вопросу/утвержде нию/цитате и т.д.

• Подготовить доклад/сообщение на тему и т.д.

В начальном звене я работаю по УМК М.З. Биболетовой. На мой взгляд очень интересные задания подобраны, тексты содержательные. Во втором классе использую различные опорные схемы, которые помогают ученику при описании персонажа или характеристики своего друга или себя(имею комплект этих схем). Начиная с 6 класса и по 11 класс работаю по УМК В.П. Кузовлёва. Выше названные этапы работы я использовала в 9 классе при изучении темы «Школы Британии» (приложение 1).

Поэтапная работа над устной темой с помощью опор при обучении монологической речи помогает сильным учащимся свободно высказываться по теме, а слабым учащимся является вербальной опорой для высказывания, так как им сложнее установить и запомнить ассоциативные связи слов. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход в обучении иноязычной речи. Возьмём для примера тему «Моя квартира» (6 класс).

В своей практике я использую метод обучения в сотрудничестве, который относится к категории коммуникативных форм и методов обучения.

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других. Как я это делаю при работе с текстом:

. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, “ учитель” делает следующее:

Суммирует содержание абзаца;

Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

Растолковывает то, что для других осталось неясным;

Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца.

Как я это делаю при работе с грамматическим материалом:

Например, при изучении темы The Past Рerfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.

Класс делится на пары. Каждая выполняет свою функцию.

Пары получают карточки с типовыми предложениями по теме;

Первая пара выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;

Вторая — находит указатели, слова-помощники;

Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Ажурная пила (Jigsaw). Как я это делать при работе с текстом:

Каждый из учеников выбирает одну из предложенных частей текста и выполняет задания, относящиеся к ней. Цель работы на данном этапе – самостоятельное ознакомление с текстом с целью общего охвата содержания, полного понимания или извлечения конкретной информации (цель может варьироваться в разных текстах) и выполнение заданий, связанных с проверкой понимания прочитанного.

Второй этап работы проходит в “Expert Groups” (экспертных группах). Все учащиеся, которые работали над первой частью текста, собираются в одну группу; учащиеся, которые работали над второй – в другую группу; учащиеся, которые работали над третьей частью текста – в третью группу. Цели работы в экспертных группах:

1. Сравнить ответы, к которым учащиеся пришли, самостоятельно выполняя задание в “Home Groups”, и прийти к единому мнению;

2. Совместно подготовить такой вариант пересказа части текста, с которым каждый член группы вернется в свою первоначальную группу. Более подготовленные учащиеся помогают менее подготовленным.

3.Третий этап работы – возвращение учащихся в свои первоначальные группы (Ноme Groups), где они по очереди пересказывают свои части текста. Цель работы на данном этапе – каждый учащийся должен не только познакомить других членов группы с содержанием своей части текста, но и помочь им осознать его.

После того, как выскажутся все ученики, они должны обсудить и суммировать всю полученную информацию. В конечном результате этой деятельности учащихся на уроке, учитель может задать любому ученику и группе вопрос по теме.

Практически на каждом уроке использую игры.(Приложения4 )

Обучение навыкам диалога следует начинать с первых уроков. Можно использовать следующие виды работ. Например, тренировочные упражнения(1):

в них подбираются все возможные для данного класса ситуативно-семантические диалогические единицы Задание № 1: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение без дополнительной информации.

Are you his friend? May be

Can I do it? I don’t know

Is Ann absent today? Of course you can

Задание № 2: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение с наличием дополнительной информации .

Shall we go for a walk? No, I can’t I’m watching TV now.

When will you see him? When I finish my work we shall go for a walk

Can you help me? Tomorrow, I think he will be free.

I’m so happy today because I’ve got an excellent present

2) Творческие упражнении:

Задание № 1: составить вопросы к утвердительным предложениям.

I’m not ready. / I’ll be glad to do it. / The sooner the better. / It’s difficult to say.

Данное задание способствует отработке навыка вопроса.
Задание № 2: подобрать нестандартные ответы на вопросы а) учителя; б) учащегося; в) партнёра в паре.

Do you like this book? / Is anything wrong? / May I take your pen?

Задание № 3: составление диалога на основе стихотворения.

На доске написан стих :

Where are you going to go, Dad?

I’m going to the baker’s to buy some bread.

What else are you going to buy there, Andy?

I’m also going to buy a large candy.

Примерный диалог, который можно составить.

Where are you going?

I’m going to the fruit-shop.

What are you going to buy there?

I’m going to buy grapes and apples.

III) Логические упражнения .

Задание № 1: составление диалога по тексту.

Текст «At the book-shop”.Составлено 14 предложений.

«It’s not expensive, it costs only fifty roubles”.

«My friend likes poems and perhaps he has bought that book”.

«What can I do for you?”

«That’s cheap; I’ll take that then”.

«Here are some new novels”.

«A friend is coming to visit me and I want to give him a book as a present”.

«No, I think it is better to give him a book about our town”.

«There is a good book of poems which were written last year by young poets”

«That will be a very nice present, won’t it?”

«Yes, here is one with very good pictures”.

«How much does it cost?”

«Have you a book with pictures of our town?”

– Hello, Natasha. Nice to see you.
– Hi, Igor. Glad to see you, too. How are you?
– I am fine, thank you. And what about you? How are you?
– I am fine, too.
– I am glad to hear that.
– The weather is rather pleasant today, isn’t it?
– Oh, yes. I quite agree with you. It is rather nice, indeed.
– Igor, I’d like to ask you a couple of questions about…
– You are welcome. What would you like to ask me?
– To begin with…

Итак, начало диалогу положено. Диалог может касаться семьи, квартиры, школы, а также интересов партнера, его увлечений, распорядка дня, здоровья и т. д.

Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках предложенной ситуации.

Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:

-сначала читаем диалог по ролям, обращая внимание ребят на реплики, подлежащие усвоению;

-читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;

-инсценируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;

-самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации.

Составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной ситуации.

При проведении ролевых игр я использую средства наглядности. Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация.

Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.

Готовясь к экзамену можно использовать разного рода упражнения:

Сопоставьте части текста и пункты плана.

Распредели предложения из списка по пунктам плана.

Составь предложение из слов.

Вставьте в пропуски средства логической связи.

На более продвинутом этапе можно в парах или мини группах предложить ученикам придумать предложения на каждый пункт плана, а потом обменяться идеями. Очень важно использовать в монологе средства логической связи : first, second, moreover, more than that, finally, as for me, to my mind, etc. После того, как ученик раскроет тему, экзаменатор задаёт ему вопрос, связанный с темой. Здесь ученик должен продемонстрировать умение понимать иноязычную речь.

Второе задание (диалог) более полно проверяет умение взаимодействовать с собеседником.

Работая над диалогом, необходимо научить учащихся задавать вопросы. Здесь экзаменуемый должен продемонстрировать умение задавать общие, специальные и косвенные вопросы. Учащиеся должны чётко видеть разницу между прямыми и косвенными вопросами, соблюдать правильный порядок слов в вопросительном предложении. На уроках можно в качестве речевой зарядки начинать урок с заданий, которые направлены на отработку вопросительных предложений. Например :

I’ve got a letter. Ask me about it.

I saw a film yesterday. Ask me questions about it.

Ask me only general questions.

Ask me only special questions.

I’ve read a book. Ask me questions about it.

Распредели предложения согласно пунктам плана.

Напиши аргументы «за» и «против».

Соедините предложения, используя средства логической связи.

Составьте предложения с ключевыми словами.

При подготовке к устной части экзамена важно понимать, что искусству говорения необходимо учить учащихся с самых первых дней изучения языка. Урок должен вестись на английском языке и на уроке должен поддерживаться диалог между учителем и учениками и между учащимися. Следует уделять большое внимание формированию лексического запаса учащихся и совершенствованию грамматических навыков и умений, тогда будет достаточно легко подготовиться к устной части ГИА и ЕГЭ.

Длительность работы над опытом. Над изучением и разработкой темы описываемого опыта я работаю третий год.

Диапазон опыта охватывает систему «урок –дополнительные занятия-внеклассная работа», что позволяет охватить весь учебно-воспитательный процесс по предмету.

1.Уровень обученности учащихся за 2013-14 год составил 65 %. За последние 3 года – неуспевающих не было.

2.Динамика качества знаний учащихся ( процент успеваемости на «4» и «5» ) за последние 3 года представлена в следующей диаграмме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *