как обучение влияет на мозг
Гранит науки: что учеба делает с мозгом?
Когда мы интенсивно что-то изучаем, буквально физически чувствуем, как работает мозг. Если приходится много и долго зубрить, писать, придумывать и воплощать проекты, то мозг утомляется. Но при правильном распределении нагрузок и отдыха мы получаем новые навыки, знания, способности, которые потом значительно облегчают нам жизнь. Что именно «чувствует» мозг во время учебы и почему это полезно?
Новые связи
Любой процесс обучения чему-то новому в нашем мозге происходит благодаря образованию нейронных связей. Движения, речь, память, способность мыслить, наконец, — результат взаимодействия этих связей. Поначалу нам трудно выполнять новые действия, следовать алгоритмам, даже запоминать стихи, но со временем становится все проще, и в результате мы оттачиваем навык до автоматизма. В результате регулярного повторения мозг укрепляется, буквально. Созданные нейронные связи становятся прочнее, словно мышцы при постоянных тренировках. Получается, что наш мозг сильно меняется, когда мы чему-то учимся.
Обратная сторона медали
«Совершенству нет предела» — фраза, которая на 100% применима к процессу развития мозга. В течение всей жизни мы можем создавать и наращивать новые нейронные связи. А это значит, что никогда не поздно начать учить новый язык, высшую математику или программирование. Это феномен называется нейропластичностью, но у него есть и обратный эффект. Если не учиться, не нагружать свой ум и не осваивать новые навыки, мозг деградирует. Помимо того, что новые связи не создаются, так еще и разрушаются старые. Постепенно мы можем разучиться делать такие вещи, которые, казалось бы, забыть невозможно. Уже сегодня мы не можем сразу запомнить номер телефона, хотя еще 15 лет назад, до повсеместного распространения смартфонов, держали целую записную книжку в голове. Мы почти перестали писать от руки, а это напрямую связано с нашим мышлением — речемыслительные процессы влияют друг на друга, на способность правильно формулировать мысли, строить предложения.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Цифровые технологии упрощают нам жизнь, а прогресс диктует свои правила. Незачем заставлять себя придерживаться «старых правил», когда есть возможность развивать мозг по-новому. Многолетние исследования нейропсихологов подарили нам массу методик укрепления мозга. Викиум адаптировал эти научные знания и воплотил в онлайн-тренажеры. Выполненные в игровой форме, они просты и понятны, но при этом крайне ценны. Чтобы поддерживать высокий тонус мозга, важно развивать его базовые функции — мышление, восприятие, внимание, память. Именно на тренировку этих функций направлены задания. Запатентованная программа выстраивает персональную тренировку так, чтобы развитие происходило комплексно, создавая крепкий фундамент вашей ежедневной продуктивности. Укрепляйте мозг вместе с Викиум!
«Качай» мозг с молоду, или как непрерывное обучение влияет на наше серое вещество
Как говорил сами знаете кто, учиться никогда не поздно. Подписывается под этим всей редакцией и хором добавляем: «. и полезно»!
При обучении в мозге формируются новые нейроны и синапсы, а также растут связи между ними
Раньше считалось, что «нервные клетки не восстанавливаются». Однако исследование 2013 года показывает, что взрослые и пожилые люди производят столько же новых нейронов, как и молодые люди. Причем нейроны образуются в частях мозга, связанных с обучением, памятью и эмоциями. Ученые предполагают, что чем больше эти зоны задействованы, чем больше человек учится и работает с информацией, тем чаще будут появляться новые нервные клетки.
Но для правильной работы мозга важно не только количество нейронов, но и связи между ними. Нейроны передают информацию друг другу через синапсы, зоны на концах клеток и между ними. У человека постоянно меняются и количество синапсов — во время сна их становится меньше, а вот во время обучения и запоминания появляются новые синапсы, а также растут старые. Это помогает нейронам создавать связи, обмениваться информацией и в итоге запоминать ее.
Также в процессе обучения нейроны получают свою специализацию — каждый раз сталкиваясь с определенной проблемой мозг берет часть нейронов, модифицирует их и затем снова использует их же, сталкиваясь с этой проблемой еще раз. И эта группа нейронов будет отвечать за определенный навык в течение всей жизни. Это означает, что человек не забывает усвоенные навыки, просто иногда ему так кажется.
Из-за обучения синапсы тренируются и мозг работает эффективнее
В процессе обучения синапсов не только становится больше — они тренируются и начинают передавать информацию быстрее.
Чтобы импульс перешел через синапс от нейрона к нейрону, в синапсе выделяется специальное вещество нейромедиатор. Нейромедиатор воздействует на принимающий нейрон и на него передается импульс. Но бывают ситуации, когда в нейроне недостает медиатора, запасы еще не пополнены. Без медиатора информация не сможет перейти дальше. Исследования показали, что обучение тренирует синапсы — они запасают больше медиатора или быстрее восстанавливают его объем. Это помогает информации закрепляться и передаваться быстрее.
Эффективность обучения зависит от вознаграждения
Человек считает, что он сам определяет важность информации — «мне нужно запомнить все, что шеф говорил на планерке, а не запоминать ролики, которые я посмотрел на ютубе». Но мозгу виднее — исследования, проведенные в Колумбийском университете, показывают, что за ночь мозг сортирует наши воспоминания и лучше запоминает те, которые приведут к высокому вознаграждению. Если ролик вызвал у вас положительные эмоции, то и запомните вы его лучше, чем наставления начальника.
Чем больше мозг обучается, тем он устойчивее к деменциям
Исследование 2019 года доказывает, что чем больше у человека «когнитивный резерв», тем меньше риск развития деменции. Под когнитивным резервом ученые понимали уровень образования и уровень умственной и социальной активности, как в течение всей жизни, так и за несколько лет до исследования. Оказалось, что люди с высоким когнитивным резервом переносят или компенсируют патологические изменения в мозге. При этом у части пациентов с высоким когнитивным резервом были диагностированы болезнь Альцгеймера или сосудистые патологии, при этом их интеллект и социальная активность не снижались.
Ученые считают, что в когнитивном резерве более важна постоянная ментальная активность. У человека может быть низкий уровень образования, но если он постоянно решает новые задачи, общается с другими людьми и узнает новое, его мозг будет работать эффективнее и медленнее стареть. И чем больше видов активности, тем лучше. Ученые показали, что чем больше видов умственной активности использует испытуемый, тем сильнее снижается риск развития деменции.
Чтобы помочь мозгу, нужно заниматься регулярно и иметь цель
Для того, чтобы обучение влияло на развитие мозга, нужно не просто заниматься, а заниматься регулярно. Достаточно 10-15 минут в день тренировать новый навык — это не сделает вас профессионалом, но поможет мозгу формировать новые связи между нейронами.
При этом лучше раз в неделю изучать новый навык или вырабатывать новую привычку — это также помогает укреплять нейронные связи. Навыки или привычки могут быть разнообразными. Можно сделать упор на здоровый образ жизни: первую неделю приучить себя делать зарядку, вторую — завтракать сухофруктами, третью — раньше вставать. Или, к примеру, заниматься творчеством: одну неделю читать каждый день стихи, вторую — собирать поделку из бумаги. При этом понравившуюся практику стоит закрепить, сделать постоянной — это также позитивно влияет на формирование нейронов и нейронных связей.
Если не нравится художественное творчество, можно решать задачи, использовать приложения для развития мозга или игры-головоломки, изучать языки программирования. Важно найти язык под свой уровень и постепенно поднимать планку. Это не только поможет мозгу формировать новые нейронные связи, но и прокачает логическое мышление. Программирование подойдет для любого возраста — детям будет интересно разобраться, как устроены любимые игры, взрослые смогут создать полезное приложение.
Мозг поощряет движение к значимым целям. Поэтому в начале обучения важно не только поставить цель, но и придумать для себя значимую награду. В идеале она должна быть связана с едой, комфортом или приятными эмоциями — такую награду мозг воспримет лучше.
Также мозг лучше работает, если в течение дня уделять время физическим упражнениям. Исследования Гарвардского университета показывают, что достаточно ходить в быстром темпе 120 минут в неделю, чтобы улучшать результаты обучения.
От улитки до профессора Гарварда: что происходит с мозгом, когда мы учимся
Olesia Vlasova
Если сравнивать с детенышами других животных, можно сказать, что человек рождается с недоразвитым мозгом: его масса у новорожденного составляет всего 30% массы мозга взрослого. Эволюционные биологи предполагают, что мы должны рождаться недоношенными, чтобы наш мозг развивался, взаимодействуя с внешней средой. Научный журналист Ася Казанцева в лекции «Зачем мозгу учиться?» в рамках программы «Арт-образование 17/18» рассказала о процессе обучения с точки зрения нейробиологии и объяснила, как мозг меняется под влиянием опыта, а также чем во время учебы полезны сон и лень. T&P публикуют конспект.
Кто изучает феномен обучения
Вопросом, зачем мозгу учиться, занимаются как минимум две важные науки — нейробиология и экспериментальная психология. Нейробиология, изучающая нервную систему и происходящее в мозге на уровне нейронов в момент обучения, работает чаще всего не с людьми, а с крысами, улиточками и червячками. Специалисты по экспериментальной психологии пытаются понять, какие вещи влияют на обучаемость человека: например, дают ему важное задание, проверяющее его память или обучаемость, и смотрят, как он с ним справляется. Эти науки интенсивно развивались в последние годы.
Если смотреть на обучение с точки зрения экспериментальной психологии, то полезно вспомнить, что эта наука — наследница бихевиоризма, а бихевиористы считали, что мозг — черный ящик, и их принципиально не интересовало, что в нем происходит. Они воспринимали мозг как систему, на которую можно воздействовать стимулами, после чего в ней случается какая-то магия, и она определенным образом на эти стимулы реагирует. Бихевиористов интересовало, как может выглядеть эта реакция и что на нее способно влиять. Они считали, что обучение — это изменение поведения в результате освоения новой информации. Это определение до сих пор широко применяется в когнитивных науках. Скажем, если студенту дали почитать Канта и он запомнил, что есть «звездное небо над головой и моральный закон во мне», озвучил это на экзамене и ему поставили пятерку, значит, произошло обучение.
С другой стороны, такое же определение применимо и к поведению морского зайца (аплизии). Нейробиологи часто ставят опыты с этим моллюском. Если бить аплизию током в хвостик, она начинает бояться окружающей реальности и втягивать жабры в ответ на слабые стимулы, которых она раньше не боялась. Таким образом, у нее тоже происходит изменение поведения, обучение. Это определение можно применять и к еще более простым биологическим системам. Представим себе систему из двух нейронов, соединенных одним контактом. Если мы подадим на нее два слабых импульса тока, то в ней временно изменится проводимость и одному нейрону станет легче подавать сигналы другому. Это тоже обучение на уровне этой маленькой биологической системы. Таким образом, от обучения, которое мы наблюдаем во внешней реальности, можно построить мостик к тому, что происходит в мозге. В нем есть нейроны, изменения в которых влияют на нашу реакцию на среду, т. е. на произошедшее обучение.
Как работает мозг
Но чтобы говорить о мозге, нужно иметь базовое представление о его работе. В конце концов, у каждого из нас в голове есть эти полтора килограмма нервной ткани. Мозг состоит из 86 миллиардов нервных клеток, или нейронов. У типичного нейрона есть тело клетки со множеством отростков. Часть отростков — дендриты, которые собирают информацию и передают ее на нейрон. А один длинный отросток, аксон, передает ее следующим клеткам. Под передачей информации в рамках одной нервной клетки подразумевается электрический импульс, который идет по отростку, как по проводу. Один нейрон взаимодействует с другим через место контакта, которое называется «синапс», сигнал идет с помощью химических веществ. Электрический импульс приводит к высвобождению молекул — нейромедиаторов: серотонина, дофамина, эндорфинов. Они просачиваются через синаптическую щель, воздействуют на рецепторы следующего нейрона, и он изменяет свое функциональное состояние — например, у него на мембране открываются каналы, через которые начинают проходить ионы натрия, хлора, кальция, калия и т. д. Это приводит к тому, что на нем, в свою очередь, тоже формируется разность потенциалов, и электрический сигнал идет дальше, на следующую клетку.
Но когда клетка передает сигнал другой клетке, этого чаще всего недостаточно для каких-то заметных изменений в поведении, ведь один сигнал может получиться и случайно из-за возмущений в системе. Для обмена информацией клетки передают друг другу много сигналов. Главный кодирующий параметр в мозге — это частота импульсов: когда одна клетка хочет что-то передать другой клетке, она начинает посылать сотни сигналов в секунду. Кстати, ранние исследовательские механизмы 1960–70-х годов формировали звуковой сигнал. В мозг экспериментальному животному вживляли электрод, и по скорости треска пулемета, который слышался в лаборатории, можно было понять, насколько активен нейрон.
Система кодирования с помощью частоты импульсов работает на разных уровнях передачи информации — даже на уровне простых зрительных сигналов. У нас на сетчатке есть колбочки, которые реагируют на разные длины волн: короткие (в школьном учебнике они называются синие), средние (зеленые) и длинные (красные). Когда на сетчатку поступает волна света определенной длины, разные колбочки возбуждаются в разной степени. И если волна длинная, то красная колбочка начинает интенсивно подавать сигнал в мозг, чтобы вы поняли, что цвет красный. Впрочем, тут все не так просто: у колбочек перекрывается спектр чувствительности, и зеленая тоже делает вид, что она что-то такое увидела. Дальше мозг самостоятельно это анализирует.
Как мозг принимает решения
Принципы, аналогичные тем, что используются в современных механических исследованиях и опытах на животных с вживленными электродами, можно применять и к гораздо более сложным поведенческим актам. Например, в мозге есть так называемый центр удовольствия — прилежащее ядро. Чем более активна эта область, тем сильнее испытуемому нравится то, что он видит, и выше вероятность, что он захочет это купить или, например, съесть. Эксперименты с томографом показывают, что по определенной активности прилежащего ядра можно еще до того, как человек озвучит свое решение, допустим, относительно покупки кофточки, сказать, будет он ее покупать или нет. Как говорит прекрасный нейробиолог Василий Ключарев, мы делаем все, чтобы понравиться нашим нейронам в прилежащем ядре.
Сложность в том, что у нас в мозге нет единства суждений, каждый отдел может иметь свое мнение о происходящем. История, похожая на спор колбочек в сетчатке, повторяется и с более сложными вещами. Допустим, вы увидели кофточку, она вам понравилась, и ваше прилежащее ядро издает сигналы. С другой стороны, эта кофточка стоит 9 тысяч рублей, а зарплата еще через неделю — и тогда ваша амигдала, или миндалевидное тело (центр, связанный в первую очередь с негативными эмоциями), начинает издавать свои электрические импульсы: «Слушай, остается мало денег. Если мы сейчас купим эту кофточку, у нас будут проблемы». Лобная кора принимает решение в зависимости от того, кто громче орет — прилежащее ядро или амигдала. И тут еще важно, что каждый раз впоследствии мы способны проанализировать последствия, к которым это решение привело. Дело в том, что лобная кора общается и с амигдалой, и с прилежащим ядром, и с отделами мозга, связанными с памятью: они ей рассказывают, что произошло после того, как в прошлый раз мы принимали такое решение. В зависимости от этого лобная кора может более внимательно отнестись к тому, что говорят ей амигдала и прилежащее ядро. Так мозг способен меняться под влиянием опыта.
Почему мы рождаемся с маленьким мозгом
Все человеческие дети рождаются недоразвитыми, буквально недоношенными в сравнении с детенышами любого другого вида. Ни у одного животного нет настолько длинного детства, как у человека, и у них не бывает потомства, которое рождалось бы с настолько маленьким мозгом относительно массы мозга взрослого: у человеческого новорожденного она составляет лишь 30%.
Все исследователи сходятся во мнении, что мы вынуждены рождать человека незрелым из-за внушительного размера его мозга. Классическое объяснение — это акушерская дилемма, то есть история конфликта между прямохождением и большой головой. Чтобы родить детеныша с такой головой и крупным мозгом, нужно иметь широкие бедра, но невозможно их бесконечно расширять, потому что это будет мешать ходить. По подсчетам антрополога Холли Дансуорт, чтобы рожать более зрелых детей, достаточно было бы увеличить ширину родового канала всего на три сантиметра, но эволюция все равно в момент остановила расширение бедер. Эволюционные биологи предположили: вероятно, мы и должны рождаться недоношенными, чтобы наш мозг развивался во взаимодействии с внешней средой, ведь в матке в целом довольно мало стимулов.
Есть знаменитое исследование Блэкмора и Купера. Они в 70-е годы проводили опыты с котятами: большую часть времени держали их в темноте и на пять часов в день сажали в освещенный цилиндр, где они получали не совсем обычную картину мира. Одна группа котят в течение нескольких месяцев видела только горизонтальные полосы, а другая — только вертикальные. В итоге у котят возникли большие проблемы с восприятием реальности. Одни врезались в ножки стульев, потому что не видели вертикальных линий, другие таким же образом игнорировали горизонтальные — например, не понимали, что у стола есть край. С ними проводили тесты, играли с помощью палочки. Если котенок рос среди горизонтальных линий, то горизонтальную палочку он видит и ловит, а вертикальную просто не замечает. Затем вживляли электроды в кору головного мозга котят и смотрели, каким должен быть наклон палочки, чтобы нейроны начали издавать сигналы. Важно, что со взрослым котом во время такого эксперимента ничего бы не случилось, а вот мир маленького котенка, чей мозг только учится воспринимать информацию, вследствие подобного опыта может быть навсегда искажен. Нейроны, которые никогда не подвергались воздействию, перестают функционировать.
Чем люди похожи на моллюсков
Мы привыкли считать, что чем больше связей между разными нейронами, отделами человеческого мозга, тем лучше. Это так, но с определенными оговорками. Нужно не просто чтобы связей было много, а чтобы они имели какое-то отношение к реальной жизни. У полуторагодовалого ребенка синапсов, то есть контактов между нейронами в мозге, гораздо больше, чем у профессора Гарварда или Оксфорда. Проблема в том, что эти нейроны связаны хаотично. В раннем возрасте мозг быстро созревает, и его клетки формируют десятки тысяч синапсов между всем и всем. Каждый нейрон раскидывает отростки во все стороны, и они цепляются за все, до чего смогли дотянуться. Но дальше начинает работать принцип «Используй, или потеряешь». Мозг живет в окружающей среде и пытается справляться с разными задачами: ребенка учат координировать движения, хватать погремушку и т. д. Когда ему показывают, как есть ложкой, у него в коре остаются связи, полезные, чтобы есть ложкой, так как именно через них он гонял нервные импульсы. А связи, которые отвечают за то, чтобы расшвыривать кашу по всей комнате, становятся менее выраженными, потому что родители такие действия не поощряют.
Процессы роста синапсов довольно хорошо изучены на молекулярном уровне. Эрику Канделу дали Нобелевскую премию за то, что он догадался изучать память не на людях. У человека 86 миллиардов нейронов, и, пока ученый разобрался бы в этих нейронах, ему пришлось бы извести сотни испытуемых. А поскольку никто не позволяет вскрывать мозги стольким людям ради того, чтобы посмотреть, как они научились держать ложку, Кандел придумал работать с улиточками. Аплизия — суперудобная система: с ней можно работать, изучив всего четыре нейрона. На самом деле у этого моллюска больше нейронов, но на его примере гораздо проще выявить системы, связанные с обучением и памятью. В ходе экспериментов Кандел понял, что кратковременная память — это временное усиление проводимости уже существующих синапсов, а долговременная заключается в росте новых синаптических связей. Это оказалось применимо и к человеку — похоже на то, как мы ходим по траве. Сначала нам все равно, куда идти на поле, но постепенно мы протаптываем тропинку, которая потом превращается в грунтовую дорогу, а затем в асфальтированную улицу и трехполосное шоссе с фонарями. Похожим образом нервные импульсы протаптывают себе дорожки в мозге.
Как формируются ассоциации
Наш мозг так устроен: он формирует связи между событиями, происходящими одновременно. Обычно при передаче нервного импульса выделяются нейромедиаторы, которые воздействуют на рецептор, и электрический импульс идет на следующий нейрон. Но есть один рецептор, который работает не так, он называется NMDA. Это один из ключевых рецепторов для формирования памяти на молекулярном уровне. Его особенность в том, что он работает в том случае, если сигнал пришел с обеих сторон одновременно.
Все нейроны куда-то ведут. Один может привести в большую нейронную сеть, которая связана со звучанием модной песенки в кафе. А другие — в другую сеть, связанную с тем, что вы пошли на свидание. Мозг заточен на то, чтобы связывать причину и следствие, он на анатомическом уровне способен запомнить, что между песней и свиданием есть связь. Рецептор активируется и пропускает через себя кальций. Он начинает вступать в огромное количество молекулярных каскадов, которые приводят к работе некоторых до этого не работавших генов. Эти гены проводят синтез новых белков, и вырастает еще один синапс. Так связь между нейронной сетью, отвечающей за песенку, и сетью, отвечающей за свидание, становится более прочной. Теперь даже слабого сигнала достаточно, чтобы пошел нервный импульс и у вас сформировалась ассоциация.
Как обучение влияет на мозг
Есть знаменитая история о лондонских таксистах. Не знаю, как сейчас, но буквально несколько лет назад для того, чтобы стать настоящим таксистом в Лондоне, нужно было сдать экзамен по ориентации в городе без навигатора — то есть знать как минимум две с половиной тысячи улиц, одностороннее движение, дорожные знаки, запреты на остановку, а также уметь выстроить оптимальный маршрут. Поэтому, чтобы стать лондонским таксистом, люди несколько месяцев ходили на курсы. Исследователи набрали три группы людей. Одна группа — поступившие на курсы, чтобы стать таксистами. Вторая группа — те, кто тоже ходил на курсы, но бросил обучение. А люди из третьей группы вообще не думали становиться таксистами. Всем трем группам ученые сделали томограмму, чтобы посмотреть плотность серого вещества в гиппокампе. Это важная зона мозга, связанная с формированием памяти и пространственным мышлением. Обнаружилось, что если человек не хотел становиться таксистом или хотел, но не стал, то плотность серого вещества в его гиппокампе оставалась прежней. А вот если он хотел стать таксистом, прошел тренинг и действительно овладел новой профессией, то плотность серого вещества увеличилась на треть — это очень много.
И хотя до конца не ясно, где причина, а где следствие (то ли люди действительно овладели новым навыком, то ли у них изначально была хорошо развита эта область мозга и поэтому им было легко научиться), совершенно точно наш мозг — дико пластичная штука, и индивидуальное обучение серьезно на него влияет — в значительно большей степени, чем врожденные предрасположенности. Важно, что и в 60 лет обучение оказывает воздействие на мозг. Конечно, не так эффективно и быстро, как в 20, но целом мозг в течение всей жизни сохраняет некоторую способность к пластичности.
Зачем мозгу лениться и спать
Когда мозг чему-то учится, он выращивает новые связи между нейронами. А это процесс медленный и дорогостоящий, на него нужно тратить много калорий, сахара, кислорода, энергии. Вообще, человеческий мозг, притом что его вес составляет всего 2% от веса всего тела, потребляет около 20% всей энергии, которую мы получаем. Поэтому при любой возможности он старается ничему не учиться, не тратить энергию. На самом деле это очень мило с его стороны, ведь если бы мы запоминали все, что видим каждый день, то мы довольно быстро сошли бы с ума.
В обучении, с точки зрения мозга, есть два принципиально важных момента. Первый заключается в том, что, когда мы осваиваем любой навык, нам становится легче действовать правильно, чем неправильно. Например, вы учитесь водить машину с механической коробкой передач, и вам сначала все равно, переключать передачу с первой на вторую или с первой на четвертую. Для вашей руки и мозга все эти движения равновероятны; вам неважно, в какую сторону гнать нервные импульсы. А когда вы уже более опытный водитель, то вам физически проще переключать передачи правильно. Если вы попадете в машину с принципиально другой конструкцией, вам снова придется задумываться и контролировать усилием воли, чтобы импульс не пошел по проторенной дорожке.
Второй важный момент: главное в обучении — это сон. У него много функций: поддержание здоровья, иммунитета, обмена веществ и разных сторон работы мозга. Но все нейробиологи сходятся в том, что самая главная функция сна — это работа с информацией и обучением. Когда мы освоили какой-то навык, то хотим сформировать долговременную память. Новые синапсы растут несколько часов, это долгий процесс, и мозгу удобнее всего это делать именно тогда, когда вы ничем не заняты. Во время сна мозг обрабатывает информацию, полученную за день, и стирает то, что из этого надо забыть.
Есть эксперимент с крысами, где их учили ходить по лабиринту с вживленными в мозг электродами и обнаружили, что во сне они повторяли свой путь по лабиринту, а на следующий день ходили по нему лучше. Во многих тестах на людях показано, что то, что мы выучили перед сном, вспомнится лучше, чем выученное с утра. Выходит, что студенты, которые принимаются за подготовку к экзамену где-то ближе к полуночи, все делают правильно. По той же причине важно думать о проблемах перед сном. Конечно, заснуть будет сложнее, но мы загрузим вопрос в мозг, и, может быть, наутро придет какое-то решение. Кстати, сновидения — это, скорее всего, просто побочный эффект обработки информации.
Как обучение зависит от эмоций
Обучение в большой степени зависит от внимания, потому что оно направлено на то, чтобы снова и снова прогонять импульсы по конкретным путям нейронной сети. Из огромного количества информации мы на фокусируемся, берем это в рабочую память. Дальше то, на чем мы удерживаем внимание, попадает уже в память долговременную. Вы могли понять всю мою лекцию, но это не означает, что вам будет легко ее пересказать. А если вы прямо сейчас на листке бумаги нарисуете велосипед, то это не значит, что он будет хорошо ездить. Люди склонны забывать важные детали, особенно если они не специалисты по велосипедам.
У детей всегда были проблемы с вниманием. Но сейчас в этом смысле все становится проще. В современном обществе уже не так нужны конкретные фактические знания — просто их стало невероятно много. Гораздо важнее оказывается способность быстро ориентироваться в информации, отличать достоверные источники от недостоверных. Нам уже почти и не нужно долго концентрироваться на одном и том же и запоминать большие объемы информации — важнее быстро переключаться. Кроме того, сейчас появляется все больше профессий как раз для людей, которым сложнее концентрироваться.
Есть еще один важный фактор, влияющий на обучение, — эмоции. На самом деле это вообще главное, что у нас было на протяжении многих миллионов лет эволюции, еще до того, как мы нарастили всю эту огромную лобную кору. Ценность овладения тем или иным навыком мы оцениваем с точки зрения того, радует он нас или нет. Поэтому здорово, если удается наши базовые биологические эмоциональные механизмы вовлекать в обучение. Например, выстраивать такую систему мотивации, в которой лобная кора не думает о том, что мы должны выучить что-то с помощью усидчивости и целенаправленности, а в которой прилежащее ядро говорит, что ему просто чертовски нравится это занятие.
Фото: © unoL / iStock, © chaikom / iStock, © yacobchuk / iStock