как определить возраст медной иконы

Как определить возраст медной иконы

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

Источник

Как узнать возраст иконы?

Определить возраст иконы без специальных знаний очень сложно. В этом деле также большую роль играет и опыт. Поэтому список критериев, которые вы найдете ниже, ориентировочный. Он поможет понять схему работу специалиста и самостоятельно уточнить приблизительный возраст святыни. Ведь сложно отказаться от соблазна узнать ценность старинного предмета, оказавшегося в ваших руках.

Основа

В старину образы писали на дереве. Такие иконы датируются XIV — XVII веками. Разброс в три столетия существенный: за это время технологии менялись, что отражалось на внешнем виде реликвий. Именно на тонкости изготовления основы и обращают внимание специалисты.

Грубые края, наличие зарубок — признак старый образ. Такие следы оставались от топора, которым и вытесывали доски для иконописей. Плоские борозды говорят о применении в обработке рубанка, а лункообразные — скобеля. Начиная с XVII века, доски стали изготавливать методом продольной распиловки. Край стал более ровным, без характерных зазубрин, что и выдает в таких иконах реликвии времен правления первого Романова — Михаила Федоровича.

Важно понимать, что оценка возраста по обработке основы может привести к ошибке. Это связано с тем, что иконы обновляли и выравнивали. Поэтому оценивать надо те места иконы, где видна первичная обработка.

С XIX века образы стали делать промышленным способом на металле и бумаге, которую крепили к дереву. К живописи такие работы не имеют отношения и ценность их для коллекционеров минимальна. Чтобы не перепутать настоящий антиквариат со старинной печатью, необходимо посмотреть на икону через лупу. Тонкие линии, оставленные кистью, расскажут, что написанием святого лика занимался художник, а не станок.

Тип красок

Еще один признак старинной иконной живописи — темперные краски. Их изготавливали с использованием куриных яиц, которые смешивали с водой и пигментом. Краски получались жидкими и требовали грунта или левкаса, который клали на холст. Именно левкас и холст служат признаками древней реликвии. Увидеть их можно, если внимательно присмотреться к трещинам и различным сколам краски на полотне. Если за красочным слоем видна лишь доска, то икона была примерно написана в XVIII — XIX веках, когда стали писать маслом по дереву.

Стоит помнить, что существовали школы иконописи, которые раньше других стали использовать масляные краски. Такие работы датируются XVII веком, хотя техника исполнения говорит о более поздних годах. Без помощи специалиста определить возраст в этом случае не получится.

как определить возраст медной иконы. Смотреть фото как определить возраст медной иконы. Смотреть картинку как определить возраст медной иконы. Картинка про как определить возраст медной иконы. Фото как определить возраст медной иконы

Особенности обратной стороны иконы

Для получения дополнительных сведений об образе антиквары детально изучают его «изнанку». Информация помогает подтвердить или опровергнуть предполагаемый возраст святыни.

Доски, на которых писали лики святых, со временем деформировались. Особенно сильно усушка сказывалась на липе и иве — двух популярных породах в иконописи. Чтобы естественные процессы, характерные для дерева, не сказались на внешнем виде иконы, в досках делали прорези и вставляли в них шпонки в виде узеньких дощечек из более прочных пород.

С лицевой стороны нередко вытесывали ковчег или углубление с рамкой по периметру. Глубина ковчега менялась, как и ширина рамки, форма шпонок и способ их установки. По этим деталям специалисты и устанавливают возраст иконы: для каждого периода характерны свои технологии. Если на шпонках видны отверстия от гвоздей, то примерный возраст образа XIII век. В то время их не врезали, а крепили. Врезать их стали веком позже, а в XV шпонки значительно выступали над доской. О такой дате написания также расскажет и двойной ковчег с лицевой стороны.

Иконописная школа, стиль письма художника

Манера письма икон менялась, как и технологии. Поэтому внимание стоит обратить на особенности изображения лиц святых. До XVII их писали в традиционном стиле с характерными длинными одеждами и умеренным количеством складок. После в письме появляется больше реалистичности.

Влияли на стиль написания и каноны определенных иконописных школ. Для создания фона северные художники нередко использовали голубой и зеленый цвета. Работы московских мастеров выделяются декоративностью и утонченностью.

Отзывы

Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.

Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.

Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.

Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.

Одинцово, Московская Область

ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.

Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!

Балашиха, Московская Область

Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.

Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.

Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.

Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.

Источник

Как узнать старая икона или нет. 5 главных факторов

как определить возраст медной иконы. Смотреть фото как определить возраст медной иконы. Смотреть картинку как определить возраст медной иконы. Картинка про как определить возраст медной иконы. Фото как определить возраст медной иконы

На скупки антиквариата часто приносят иконы, якобы 16–17 веков, которые на поверку оказываются совсем “юными”. А ведь возраст иконы — это один из важных факторов при ее оценке. При других равных исходных данных, чем старше икона, тем она считается дороже.

Рассказывают эксперты по антиквариату.

Фактор №1

Обратите внимание на то, нарисована икона или напечатана. На рубеже 19–20 веков начали печатать иконы на бумаге и металле, конечно же, не из любви к искусству, а для того, чтобы удешевить процесс. А чем дешевле процесс изготовления, тем дешевле и конечный продукт – икона. Иконописцу требовались недели, чтобы написать шедевр, а фабричный станок справлялся с этой задачей всего за несколько минут. Если у вас такая печатная икона, то она увидела мир не ранее, чем в конце 19 века.

как определить возраст медной иконы. Смотреть фото как определить возраст медной иконы. Смотреть картинку как определить возраст медной иконы. Картинка про как определить возраст медной иконы. Фото как определить возраст медной иконы

Если икона печатная, нет смысла нести ее на скупку антиквариата. Такие иконы, как тогда, так и сейчас, стоят недорого. Они имеют духовную ценность, но не историческую или культурную, так что коллекционеры их не покупают.

Фактор №2

Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.

как определить возраст медной иконы. Смотреть фото как определить возраст медной иконы. Смотреть картинку как определить возраст медной иконы. Картинка про как определить возраст медной иконы. Фото как определить возраст медной иконы

Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.

Фактор №3

Обратите внимание на доску. По обратной стороне опытный эксперт по антиквариату сразу все определит. К примеру, есть такое понятие как рубленые доски — до 17 века доски для икон рубили топорами, которые оставляли характерный, рубленый, след. Потом была внедрена продольная распиловка бревен и доски стали более гладкими, так что все, что гладкое — уже не 16 и не 17 век.

как определить возраст медной иконы. Смотреть фото как определить возраст медной иконы. Смотреть картинку как определить возраст медной иконы. Картинка про как определить возраст медной иконы. Фото как определить возраст медной иконы

Но и из этого правила есть исключения, к примеру, на рубленых досках могли писать позднее; даже в 18–19 веках в некоторых глухих деревнях использовали топоры, вместо пил; при поновлениях обратную сторону иконы могли стесать.

Фактор №4

На обратной стороне доски есть шпонки. Это так называемые планки, которые использовали для укрепления старинной иконы. В 11–12 веках для этой цели использовали кованые и деревянные гвозди, но на смену им пришли деревянные шпонки, которые в 14–15 веках шли от края до края, в 16 веке стали тонкими и плоскими, с 17 века – широкими и плоскими. А уже с конца 17 века иконописцы начали использовать шпонки, которые вставлялись в торцы.

как определить возраст медной иконы. Смотреть фото как определить возраст медной иконы. Смотреть картинку как определить возраст медной иконы. Картинка про как определить возраст медной иконы. Фото как определить возраст медной иконы

Со шпонками может быть такая же история, что и с досками. Советуем обратиться к эксперту по антиквариату, который по ним точно определит век, когда была написана икона.

Фактор №5

Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.

как определить возраст медной иконы. Смотреть фото как определить возраст медной иконы. Смотреть картинку как определить возраст медной иконы. Картинка про как определить возраст медной иконы. Фото как определить возраст медной иконы

Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.

Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.

Источник

Важно использовать неразрушающие методы исследований

Главная — Сегодня в продаже —

Многие люди, которые обладают старинными иконами, задаются вопросом, как определить возраст иконы,

чтобы иметь представление о её реальной стоимости. Старинные лики святых всегда привлекали интерес антикваров, коллекционеров и любителей старины. Они были и остаются одной из беспроигрышных инвестиций, которая в любое время может принести реальную семейную выгоду любой семье.

Где и как определяется возраст иконы?

Обычному обывателю сложно ориентироваться в возрасте иконы,

поэтому стоит доверить данный вопрос настоящим профессиональным экспертам. Определяя,
как и где
решить подобную задачу, стоит стараться минимизировать вероятность сделки с теневыми участниками антикварного рынка.

Ярким представителем квалифицированной помощи, более 10 лет, считается антикварный магазин Золотой совет. Компания имеет большой опыт работы и представлена штатом ведущих экспертов столицы, которые с легкостью определят возраст иконы на доске.

Обратиться за экспертной оценкой, можно:

Представители компании обладают должными знаниями и без труда определят истинную стоимость

и помогут
дорого
продать каждый представленный
для оценки
экземпляр.

Какие виды икон на дереве привлекают коллекционеров?

Иконы, написанные на дереве,

насчитывают огромное количество возможных изображений на них. Название многих из них основано на той местности, где создавались иконы. Прежде, чем
продать икону на дереве
, специалисты перед
выкупом
обязательно проводят экспертизу.

В числе известных экземпляров стоит выделить:

. Икона Казанской Богоматери имеет свою историю, связанную с пожаром в Казане, когда в 1957 году маленькая девочка нашла по велению Божьей Матери во сне, нашла икону прямо на пепелище.

. Каждое изображение имеет свою историю, которое легло в основу написания каждого лика. Поэтому,
стоимость икон на дереве
имеет самые разные предложения, зависящие от основных факторов.

, которые считались чудотворными. Еще при жизни, Николай отличался только хорошими благими делами по отношению к каждому. Обращение к лику Чудотворца всегда связано с исполнением желаний верующих, которые просят его о здравии, исцелении, помощи.

Поскольку на всех иконах лик Христа очень похож, специалисты отмечают, что образ был сформирован еще до начала иконописания. Поэтому, Спаситель изображается, как хранитель, судьи, земного человека с нимбом.

Что учитывается при определении возраста иконы?

Определить возраст иконы на дереве

может только квалифицированный эксперт. При этом, он обращает внимание на такие моменты:

Важно использовать неразрушающие методы исследований

Вопросами изучения памятников искусства традиционно и вполне естественно занимаются специалисты гуманитарных дисциплин, однако ни одна современная экспертиза памятника искусства не обходится без исследования в лаборатории для получения точных данных. Датированием предметов иконописи сегодня, как и раньше, занимаются историки искусства, анализирующие не только стилистические особенности памятника, но и данные, полученные в ходе химико- и физико-технологических исследований.

Возможности современных лабораторий, где изучают живопись, действительно велики — это и исследование живописи в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне излучения, рентгенографирование, компьютерная томография, изучение микрошлифов, химические анализы пигментов и покрытий, макрофотографии. Проанализировав эти данные в совокупности, можно получить большой блок информации: сохранность авторской живописи, ее характер, количество разновременных вмешательств, количество лаковых покрытий, состояние деревянной основы. Однако все это нисколько не умаляет классический метод датирования иконописи, который базируется на стилистическом или иконографическом анализе и на поиске источников. Аналитика архивных данных небезосновательно играет очень серьезную роль в вопросе датирования.

Соотнесение исторических сведений о датах правления князей и царей, датах военных походов, перенесения икон, прославлений святых, сопоставление исторических дат с церковным календарем, времени построек соборов и освящений престолов — все это становится неоспоримым основанием для датирования многих памятников, так как может быть непосредственно связано с историческими событиями, зафиксированными в письменных источниках. Но таких икон, конечно, очень мало. Сложнее с памятниками, происхождение которых неизвестно. Основным принципом для датирования в таких случаях является близость образа на иконе к памятнику с точно известной датой создания. Например, если известна дата росписи собора, то икона с аналогичным фреске изводом (изображением, написанным в рамках определенного канона) будет приблизительно датироваться этим же временем.

Поиск аналогов и выявление первоначального содержания образа — это и есть иконографический анализ. Точность такого анализа при кажущейся условности обуславливается регламентированной системой изображения персонажей или сюжетов, их типологических признаков, то есть каноном — консервативным сводом норм, весьма авторитетным и характерным в церковном искусстве и вообще в древности. Кроме того, иконографический анализ включает в себя возможности таких тонких вспомогательных дисциплин, как иконологии и палеографии. Иконология изучает символические аспекты произведения, которыми, как известно, изобилует русское иконописное искусство. Палеографический анализ подписей или их фрагментов, оставленных на иконе, также дает возможность определить границы создания надписи, а соответственно, и живописи (в случае если они одновременны), так как каждая эпоха и временной период в истории имеют свои закономерности развития графических форм и приемов.

Совокупность данных, полученных в ходе лабораторных экспертиз, могут дополнить сведения, полученные методом иконографического анализа и соотнесения его с историческим контекстом, что помогает уточнить временные рамки создания произведения искусства.

Помимо упомянутых лабораторных методов, помогающих проследить историю произведения искусства, существуют два метода, позволяющие с большой точностью определить время заготовки древесины для деревянной основы иконы. Это дендрохронологическое и радиоуглеродное датирование. Оно позволяет определить, когда было срублено дерево, впоследствии использованное для изготовления доски.

Дендрохронологический метод основан на синхронном росте деревьев в климатически однородном регионе. Ширина годичного кольца в каждый год зависит от климатических условий — температуры, засушливости, заморозков. Деревья одной породы, произрастающие на расстоянии 200–500 км друг от друга, подвержены влиянию похожих погодных условий, а значит, за годы формируют похожие последовательности широких и узких годичных колец. При сопоставлении этих последовательностей (если они достаточно длинные, желательно перекрытие должно быть не менее 100 лет) можно однозначно определить время роста одного дерева относительно другого. Начав с живых деревьев, последнее годичное кольцо которых датируется текущим годом, мы можем постепенно накладывать на них последовательности годичных колец из старинных домов, из археологической древесины, и таким образом получать очень длинные последовательности, каждое годичное кольцо которых привязано к конкретному году,— дендрошкалы.

Иллюстрация построения длинной дендрошкалы на основе перекрестного датирования образцов из разных источников: живых деревьев, архитектурных и археологических объектов

Эти дендрошкалы могут затем быть использованы для датирования древесины в регионе, для которого они построены. Создание таких шкал — весьма трудоемкий и длительный процесс. Для этого нужно найти старые деревья, а затем продлить полученные на их основе шкалы с помощью древесины из старинных зданий и из археологических раскопок. Далеко не все отобранные, подготовленные и измеренные образцы удается датировать сразу, поэтому построение длинных дендрошкал часто занимает годы. В Институте географии РАН работает дендрохронологическая лаборатория, которая занимается построением длинных дендрошкал для различных районов европейской территории России. На данный момент самыми длинными являются дендрошкалы сосны и ели для Вологодской (с 1085 года) и Архангельской (с 1183 года) областей. В Институте проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН ведется создание длинной дендрошкалы дуба для Центрального региона.

Для датирования произведений искусства очень важно использовать неразрушающие методы исследования. Годичные кольца на торцах досок аккуратно зачищаются и фотографируются с помощью макросъемки. Ширина годичных колец измеряется по фотографиям в специальной программе. Одним из распространенных и удобных объектов для дендрохронологического датирования являются старинные скрипки. Благодаря шлифовке и покрытию лаком годичные кольца там очень хорошо видны, достаточно сделать качественную фотографию.

Разметка годичных колец на торце доски иконы «Богоматерь Дексиократуса» (1410 год) в специализированной программе для измерения ширины по фотографии. Слева — линейка с ценой деления 1 мм

С помощью дендрохронологического метода в Институте географии была датирована новгородская икона начала XV века «Богоматерь Дексиократуса». Нам удалось с точностью до сезона определить дату порубки деревьев, использованных для изготовления досок основы иконы,— весна 1410 года. Для определения возможных погрешностей метода мы также датировали икону «Великомученик Димитрий Солунский с житием». Эта икона подписная, то есть на ней указана дата — 7105 год от сотворения мира, то есть 1596 год от Рождества Христова. Датирование дендрохронологическим методом показало год образования последнего годичного кольца — 1587-й. Разница в девять лет объясняется возможной утратой нескольких внешних годичных колец при изготовлении доски, а также временем, прошедшим от порубки дерева до написания самой иконы.

Радиоуглеродный анализ древесины основан на понимании нескольких физических процессов. В углекислом газе атмосферы одновременно присутствуют три изотопа углерода — два стабильных, 12-й и 13-й, и радиоактивный 14-й изотоп (14С). Образование, а значит, и процентное содержание радиоактивного изотопа углерода в основном зависит от активности солнца и космических лучей, а также от состояния магнитосферы Земли. Это означает, что соотношение изотопов углерода в атмосфере меняется год от года. Деревья получают углерод из углекислого газа атмосферы, в процессе фотосинтеза формируют из него целлюлозу, которую используют для построения ствола. Это, в свою очередь, значит, что содержание радиоактивного изотопа углерода в каждом годичном кольце вначале соответствует его содержанию в атмосфере в этот год, но затем начинает уменьшаться за счет радиоактивного распада. Период полураспада 14С равен 5700 лет, то есть за это время процентное содержание данного изотопа в веществе уменьшается вдвое. Измеренное процентное содержание 14С в образце сравнивается со значениями в специальной таблице, называемой калибровочной кривой и полученной по аналогичным измерениям в годичных кольцах, датированных дендрохронологическим методом и покрывающих последние 13 000 лет. Наилучшее совпадение показывает наиболее вероятный интервал радиоуглеродной датировки. Таким образом, точность радиоуглеродного анализа тоже отчасти обязана дендрохронологическому методу. В XX веке на содержание 14С в атмосфере начал сильно влиять человек — из-за сжигания ископаемого топлива, не содержащего 14С, а также из-за многочисленных ядерных испытаний. Поэтому применение радиоуглеродного метода для этого периода имеет свои особенности.

И у дендрохронологического, и у радиоуглеродного метода имеются свои ограничения, которые мешают получить датировки с желаемой точностью. Для дендрохронологического метода это прежде всего требование наличия дендрошкалы для данного региона и породы древесины.

Радиоуглеродный метод в некоторых случаях выдает погрешность в несколько десятков и даже сотен лет, что связано прежде всего с изменениями радиоактивного углерода в атмосфере в прошлом. Кроме того, радиоуглеродный анализ довольно дорог: коммерческая стоимость датирования одного образца на ускорителе — около 500 долларов. Также образцы могут быть загрязнены углеродом из посторонних источников, и не всегда это загрязнение легко убрать, что также может привести к ошибочной датировке.

Объединение дендрохронологического и радиоуглеродного методов позволяет получить довольно точные результаты в случае, когда сама по себе дендрохронологическая датировка невозможна, а радиоуглеродный метод в отдельности дает очень широкий интервал. Такое объединение называется виглмэтчингом (wiggle-matching), и оно позволяет сопоставить несколько радиоуглеродных дат, между которыми точно известен промежуток в годах. А известен он как раз благодаря дендрохронологии — образцы на радиоуглеродный анализ отбираются с подсчетом годичных колец между ними. Известные интервалы между «размазанными» радиоуглеродными датировками позволяют значительно сузить интервал итоговой датировки. Так, при сопоставлении пяти радиоуглеродных датировок для иконы XV века «Святой Николай Мирликийский со сценами жития», каждая из которых имела ширину интервала от 37 до 96 лет, удалось получить интервал шириной всего 17 лет (1474–1490 годы) для внешнего годичного кольца, то есть кольца, наиболее приближенного к дате написания иконы. При этом датировка на основе иконографического метода, подкрепленная данными химического анализа пигментов, ранее отнесла данную икону к началу XV века.

Таким образом, естественно-научные методы, а именно дендрохронологический и радиоуглеродный анализы, могут дать новую важную информацию для истории развития иконописи, а в более общем случае — истории живописи и культуры в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *