как осуществляется очно заочное обучение
Что значит очно-заочная форма обучения?
После выбора специальности и вуза абитуриент определяется с формой обучения. Современная система образования предполагает четыре способа получения знаний и профессии: очно, заочно, дистанционно и очно-заочно. С первыми тремя все ясно – это классика. На дневном отделении посещают занятия каждый день по установленному вузом расписанию, а объем самостоятельной учебной работы минимален. На заочном – все наоборот: большую часть информации студенты изучают сами, а в университете только сдают экзамены в сессию. Дистанционное образование тоже уже становится неоклассикой – редкую профессию нельзя освоить через интернет. А вот очно-заочная форма обучения – это как?
Что значит очно-заочная форма обучения
Понять, что такое очно-заочная форма обучения, поможет другое ее традиционное название – вечерняя учеба. Помните фильм «Большая перемена»? Его герои садились за школьные парты после трудовой смены, чтобы постигать премудрости химии, алгебры, истории и литературы. При очно-заочной форме обучения в институте все то же самое, с той только разницей, что образование в итоге высшее, причем ничуть не хуже, чем полученное студентами, ежедневно ходившими на занятия к 9:00.
На очно-заочном (вечернем) отделении вуза:
При таком расписании студенту удается совмещать получение образования и работу. Так почему же форма обучения называется очно-заочной?
Очная часть
Определенный объем программы студенты осваивают с преподавателем на занятиях во время лекций, семинаров, лабораторных – совсем как их коллеги на дневном отделении. Очно сдаются все без исключения экзамены, практикумы, зачеты. Эта форма обучения гораздо глубже, чем заочная, погружает студента в процесс учебы.
Заочная часть
Несмотря на плотный график очных встреч с преподавателями (от пятнадцати до двадцати часов в неделю – для сравнения: на дневных отделениях предусмотрено около 40 часов аудиторных занятий), вечерникам все-таки приходится многое изучать своими силами и сдавать на проверку довольно приличное количество контрольных, рефератов, домашних заданий – это сближает их с заочниками.
В общем, выходит, как в рекламе: очно и заочно – это как два в одном флаконе.
Сроки и стоимость очно-заочной учебы
Среднестатистический студент очно-заочной формы обучения проводит в университете вдвое меньше времени, чем учащийся стационара, а значит, ему нужно больше лет, чтобы получить необходимые для работы по специальности знания. Диплом бакалавра на вечернем отделении (в документах, кстати, не указывается, в каком формате учился выпускник) в разных вузах выдают через 4,5–5 лет. Соответственно, на полгода-год увеличиваются и сроки учебы на программах специалитета и магистратуры.
Очно-заочная учеба так же, как и дневная, бывает платной и бюджетной. Стоимость контрактного обучения на вечернем отделении существенно ниже, чем договорного на той же специальности на дневном: обычно в 2–3 раза.
Минусы
Очно-заочная учеба не пользуется большой популярностью в силу ряда причин:
Плюсы
Минусов хватает. Как тогда понять тех студентов, которые выбирают именно эту форму обучения? На то есть веские причины.
Во-первых, выпускник очно-заочного отделения гораздо опытнее своих коллег с дневного, ведь он полноценно трудился все пять-шесть лет учебы (ну или три года, если речь о магистратуре) – и это понимают работодатели. К тому же редкий начальник не оценит недюжинную выносливость и завидную целеустремленность, которыми надо обладать, чтобы благополучно окончить очно-заочное обучение.
Во-вторых, трудовой кодекс не оставляет очно-заочников тет-а-тет с их проблемами. Студентам вечерних отделений по месту работы положены льготы:
Все эти льготы установлены только для студентов вузов, имеющих госаккредитацию. Кроме того, высшее образование, которое получает очно-заочник, должно быть первым.
Еще один неоспоримый плюс очно-заочного обучения – проходные баллы на вечернее отделение ниже, а вступительная кампания проводится позже, чем на стационар. Значит, этот вариант подойдет тем, кто не прошел по конкурсу на желаемую специальность, но сдаваться не намерен.
Очно-заочная форма обучения: что это такое и в чем ее особенность
Студенты очного (дневного) отделения каждый день ходят в вуз, заочного – приезжают только на сессии. А как учатся студенты очно-заочной формы, какие преимущества и недостатки у такого вида обучения?
Бывшие «вечерники»
В советское время очно-заочную форму обучения называли вечерней. Студенты могли поступить на неё и учиться без отрыва от производства.
Контрактного обучения в то время не было, а конкурс на отдельные специальности дневного отделения был достаточно высок, к тому же подавать документы в несколько вузов сразу запрещалось. Поэтому люди, которые не прошли по конкурсу, находили работу и поступали на вечернее. Работали и учились параллельно, осваивали новую профессию.
Как устроена очно-заочная форма сейчас
Лекции, семинары и практические занятия для студентов очно-заочной формы организуют вечером или на выходных. Это позволяет совмещать работу с учебой.
Конечно, вечером остается не так много времени – больше 2-3 пар после 6 часов вечера проводят редко. К тому же по закону учиться после 22:00 запрещено.
Поэтому программу, которую студенты очной формы проходят за 4 года, на очно-заочном отделении осваивают обычно за 5 лет. Некоторые вузы делят её на 4,5 года.
Пары в выходные дни – скорее редкость, ведь преподавателям нужны выходные. Такое практикуют только по договоренности между вузом, его сотрудниками и студентами.
Кроме того, при очно-заочном обучении дается много материала для самостоятельной работы. Не 70% от общего объема, как на заочном, но значительно больше, чем на дневной форме.
Преимущества очно-заочной формы
Можно работать и учиться одновременно. Чаще всего очно-заочное обучение совмещают с работой по стандартному графику, но и людям, которые работают посменно, такой формат обычно подходит.
Конкурс при поступлении на очно-заочную форму ниже, чем на дневную.
Цена обучения меньше, чем на дневном отделении.
В отличие от заочной формы, при очно-заочной вы регулярно видите преподавателей в вузе и можете получить у них консультации.
Вуз предоставляет справку, чтобы на работе дали отпуск для сдачи экзаменов (до 50 дней в году). Правда, для этого вы должны быть устроены на работу официально.
Кроме того, должны предоставить 4 месяца отпуска на написание и защиту диплома, госэкзамены, обеспечить сокращенную рабочую неделю (до 7 часов в день) в течение 10 последних месяцев обучения.
Зачисление происходит позже. Вы можете попробовать поступить на дневную форму, а если не получится, подать документы на очно-заочную.
Можно получить реальный опыт работы параллельно с учебой.
Недостатки очно-заочного обучения
Очень высокая нагрузка на студентов. Учиться приходится, несмотря на усталость после работы, а делать домашние задания – в выходные или ночью после пар.
Практически все вузы предлагают очно-заочное обучение только по контракту. Бюджетных мест крайне мало, они есть не во всех вузах.
Стипендия на очно-заочной форме не предусмотрена. Её выплачивают только студентам дневного отделения.
Сроки обучения длиннее, чем на дневной форме. Но примерно такие же, как на заочном отделении.
Нужен высокий уровень самодисциплины.
Такая форма обучения доступна не для всех специальностей.
Очно-заочная форма не дает отсрочку от службы в армии.
Место в общежитии не предоставляется. Точнее, места могут быть, но они сначала распределяются между студентами дневной формы. И на них же заканчиваются.
Очное, заочное, дистанционное обучение в вузе: плюсы и минусы
Ходить на все пары и получать стипендию, совмещать учёбу и работу или учиться из дома — выбор за вами.
Чтобы учиться в вузе, не обязательно каждый день присутствовать в аудитории. Диплом о высшем образовании можно получить разными способами. Большинство школьников стремятся поступить на очную форму, но иногда стоит рассмотреть и другие варианты. Рассказываем о преимуществах и недостатках разных форм образования.
Очная форма
При очной форме обучения студент посещает все лекции и семинары в течение семестра. В день обычно несколько пар — сдвоенных уроков по 45 минут. Обучение начинается с 9 или 10 утра. На вторую половину дня тоже ставят пары, семинары и лабораторные работы, но большая часть студентов-очников всё же учится в первую смену.
Заочная форма обучения
Студент-заочник не ходит на лекции и семинары. Он самостоятельно учится дома по плану от вуза. В течение семестра ему задают контрольные или рефераты по всем предметам, а очная учёба начинается в период сессии. В это время заочники сдают экзамены, слушают лекции и участвуют в практических занятиях.
Очно-заочная форма
Сочетание очной и заочной формы. Раньше такая форма обучения называлась вечерней. Студенты посещают лекции и семинары, но в вечернее время и не каждый день. Экзамены и зачёты сдают очно, много времени уделяют самостоятельной подготовке: пишут контрольные, курсовые, рефераты, готовят доклады.
Дистанционное обучение
Новая форма, возникшая с распространением технологий. Студент посещает занятия онлайн и так же взаимодействует с преподавателями и однокурсниками. Сдача сессий возможна в удалённом режиме.
Как выбрать
Выбирайте форму образования, исходя из своих целей, приоритетов, финансовых возможностей. Прежде чем принимать решение, изучите условия, сроки и стоимость получения образования в конкретном вузе. И помните: диплом о высшем образовании вам дадут на любой форме обучения. А какие знания и навыки вы получите и какую карьеру сделаете напрямую зависит от ваших усилий.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что такое очно-заочное обучение в средней школе
Закон об образовании предусматривает несколько форм получения среднего образования. Это заочная, семейная, домашняя и очно-заочная. Проблема начинается где-то на уровне местного руководства, иногда даже в городском отделе образования – там тоже могут не знать или не хотеть знать о правах родителей и детей.
Заочное обучение в школе – это возможность освободить ребенка от излишней нагрузки. Бывает, что его воспитывает один родитель и поэтому не имеет времени забирать его или отводить на учебу. Ситуации разные, но выход найти можно. Нужно только знать, как организовать режим дня ученику.
Формы получения среднего образования в школе
С юридической точки зрения ребенок может законно не посещать школу, но сдавать все необходимые экзамены, а также получить аттестат. Оформить школьника на одну из форм удаленного обучения можно в любое время учебного года. Руководство школы обязано выслушать пожелания родителей. Если ситуация действительно серьезная, то пойти навстречу и подготовить все документы.
Анализируя отзывы с форумов, можно сделать вывод, что не все директора хотят брать на себя ответственность за успеваемость учащегося.
А зависит это вот от чего:
Если руководство школы не хочет организовывать заочное обучение в школе, то можно воспользоваться другими методами. Например, оформить ученика на семейное образование. Оно немного отличается от очно-заочного и заочного, а также домашнего.
Семейное образование предполагает, что ученик на базе данной школы будет сдавать экзамены в конце года, а также ОГЭ и ЕГЭ. Больше ничего от руководства не требуется, потому что все заботы об образовании ребенка родители берут на себя.
Домашнее образование – эта форма чаще всего применяется для детей с ограниченными возможностями. Они прикреплены документально к школе, преподаватели ходят к ним домой и проводят уроки, которые официально оплачиваются.
Заочное образование похоже на домашнее, только школьник абсолютно здоров. Просто в силу некоторых причин не может посещать школу. Это могут быть дополнительные занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе, после которых не остается времени на подготовку домашних заданий – как известно, нагрузки в отечественных школах растут с каждым годом. Если ребенок хорошо усваивает материал, ему нет смысла просиживать столько времени на уроках, ведь программа рассчитана на средний уровень.
Очно-заочное образование в средней школе
Очно-заочное образование – это вариант посещения школы через день или один раз в неделю, чтобы взять задание, определиться, что надо учить и когда. Для того, чтобы перевестись, необходимо заявление родителей. Директор школы обязана выслушать аргументы и предоставить такую возможность.
К сожалению, в большинстве случаев приходится добиваться своих прав через Рособрнадзор. Иногда не помогают даже местные органы управления – родителям предлагают искать другую школу, бросать работу (это уже вообще никуда не годится, а жить как?) и заниматься только ребенком. Многие перестают надеяться, а зря.
Среди нас есть родители, которые добиваются признания своих прав, находят другие школы, более лояльных директоров, которые стараются выполнять предписания Министерства образования.
Противники такого обучения ссылаются на недостаток знаний у родителей, которые будут помогать детям. Но ведь речь идет не только о взрослых родственниках школьника – есть профессиональные репетиторы, курсы, школы. Иногда даже вне общеобразовательного заведения можно получить гораздо более серьезные знания и заинтересоваться предметом.
Какой смысл тратить рабочий день на просиживание за партой, если оно не приносит пользы?
Сейчас преобладают ситуации, когда главным ресурсом является именно время – что человек успеет сделать, то и будет иметь. К сожалению, общеобразовательные школы ввели много ненужных дисциплин, которые отнимают это самое время у детей. В результате его не хватает на дополнительные занятия или даже на отдых.
Кому из детей можно учиться очно-заочно
Далеко не всем ученикам подходит такая форма обучения. Очно-заочное образование предполагает, что основную часть работы ученик будет делать дома с помощью родителей или репетиторов.
Если родители думают, что уйдя со школы, ребенок будет что-то делать самостоятельно, они ошибаются. Со временем ученик вообще перестанет вспоминать про уроки. Нужно или хорошо знать своего ребенка, или постоянно контролировать процесс получения знаний.
Если взрослые понимают важность контроля и готовы с этим жить, пока школьник не окончит учебу, значит, перевод на заочное среднее образование будет оправдан. В противном случае, пусть ходит вместе со всеми и учителя частично проконтролируют процесс.
Необходимо четко понимать, для чего совершается данный поступок, что вы планируете делать в свободное время. Возможно, хотите записать ученика на какие-либо заочные курсы по определенным предметам, которые будут проходить в то время, когда ребенок должен находиться в школе.
Есть еще одна причина, по которой родители хотят, чтобы дети получали среднее образование заочно:
Важно, чтобы в таких случаях родители встали на защиту ребенка и не дали сломать ему психику некомпетентными методами учителей. Такое часто встречается в школах, хотя руководство старается умалчивать.
Слабые преподаватели практически не дают шансов ребенку поступить в вуз по своему любимому направлению. Это, кстати, может быть еще одним аргументом в пользу своих прав: ученик имеет право получить знания в полном объеме, а не только то, что знает преподаватель.
Бывали случаи, что дети успокаивались и начинали учиться, находясь дома. Можно только представить, как тяжело им было в школе и через что они, возможно, прошли. Не все любят рассказывать дома о негативе, тем более направленном на них самих.
Как проходит обучение
Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который в обязательном порядке должен устраивать и детей, и родителей, и школьных учителей.
Заранее оговариваются дни, в которые ребенок будет посещать школу. Это может быть один или два дня в неделю. Возможно, он захочет ходить только на определенные уроки, например, математику, потому что ему это нравится.
Отдельно необходимо обсудить, как ученик будет писать контрольные работы – самостоятельно или со всем классом, тогда дни посещений могут не совпасть. Одним словом, нужно понимание обоих сторон, чтобы всем было удобно и понятно, что делать.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Что такое очно-заочное обучение: особенности, плюсы и минусы
Содержание статьи
Что представляет собой очно-заочная форма обучения в вузе
Очно-заочную форму обучения также называют «вечерней». Она ориентирована в первую очередь на студентов, которые совмещают учебу с работой. Лекции, лабораторные и практические занятия на очно-заочных отделениях вузов проходят в вечернее время или в выходные дни. При этом подразумевается, что студент много времени уделяет самостоятельной работе.
Очный компонент – это занятия на базе вуза, которые проходят на протяжении всего учебного года. При этом занятий у «вечерников» меньше, чем у тех, кто учится на дневном отделении и проводит в университете 5-6 дней в неделю. В среднем студенты очно-заочного отделения учатся 3 дня в неделю, иногда больше. Время начала занятий устанавливается с расчетом на то, что студенты приходят в вуз после полноценного рабочего дня. Как правило, первая пара на очно-заочном отделении начинается в интервале от 18.30 до 19.00. Заканчиваться занятия должны не позднее десяти вечера.
Иногда на очно-заочных отделениях практикуют занятия в выходные дни или «погружения», когда студентам несколько раз в семестр устраиваются интенсивы выходного дня. Но самый распространенный режим – все-таки учеба по вечерам будних дней.
Заочный компонент – домашние задания, рефераты и контрольные работы, которые студенты выполняют самостоятельно и сдают в течение семестра. Объемы материала на «самостоятельную отработку» могут быть довольно серьезными. И, если студентам очной формы обучения для освоения курса порой бывает достаточно просто посещать все занятия, «вечерникам» обычно приходится довольно много работать дополнительно – дома или в библиотеке.
Экзамены и зачеты студенты вечернего отделения (как и все прочие) сдают во время сессий, которые проходят два раза в год.
Можно ли учиться на очно-заочном на бюджете
Многие полагают, что бесплатное высшее образование можно получить только на дневном отделении. Это заблуждение: обучение на бюджете возможно на любой форме обучения, включая очно-заочную.
Бесплатных мест на вечернем отделении обычно меньше, чем на дневном, однако и проходной балл на бюджет на очно-заочное обучение ниже – все-таки в массе своей студенты стремятся к «классической» очной форме. Поэтому «вечерка» становится выходом для абитуриентов, которые не добрали баллов для прохода на дневную форму, но при этом не могут позволить себе учебу на контрактной основе.
Сколько лет учатся на вечернем отделении в институте
Поскольку интенсивность занятий у «вечерников» ниже, чем у студентов очной формы обучения, программа каждого семестра у них чуть менее плотная. Соответственно, на освоение всего объема дисциплин уходит больше времени.
Поэтому на вечернем отделении обычно учатся чуть дольше. Если студенты-очники получают диплом бакалавра после 4 лет обучения в вузе, то у «вечерников» на это обычно уходит 5 лет. Иногда программа очно-заочного отделения рассчитана на 9 семестров (4.5 года). Защита дипломов в таких случаях происходит зимой.
Как совмещать работу с учебой на очно-заочном отделении
Вечерняя форма обучения в советское время была введена как раз для того, чтобы люди имели возможность получать образование «без отрыва от производства». И совмещать учебу с работой на полную ставку можно вполне успешно, но при соблюдении ряда условий:
Студент очно-заочного отделения после работы сразу же отправляется на учебу, таким образом «рабочее-учебный» день, начавшись утром, заканчивается около 10 вечера – и так три дня в неделю. Кроме того, в выходные дни надо уделять время самостоятельной отработке материала, так что времени на отдых и восстановление сил остается очень мало.
При этом учеба на вечернем плохо «стыкуется» с ненормируемым рабочим днем, сменным графиком или работой в вечерние часы. Конечно, преподаватели «вечерников» обычно с пониманием относятся к проблемам работающим студентов и готовы «закрывать глаза» на опоздания или периодические пропуски. Но в то же время регулярное посещение занятий все-таки считается обязанностью студента, и большое количество пропусков может привести к проблемам в сессию.
Студентам очно-заочного отделения по закону должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи сессии, прохождения практики и подготовки и защиты дипломной работы. Если работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники повышали свой образовательный уровень – проблем не возникает. Но во многих случаях необходимость брать дополнительные отпуска становится жирным «минусом», снижающим ценность работника. Поэтому студенты-вечерники часто договариваются о том, что будут использовать во время сессии свой очередной отпуск. Или же сдают сессию «без отрыва от производства», отпрашиваясь с работы на несколько часов для сдачи экзамена или зачета.
Минусы очно-заочного обучения в институте
Главные недостатки вечерней формы обучения очевидны: при совмещении полноценной работы с учебой «без халтуры» студенты очень устают и умственно, и физически. Отсутствие свободного времени, недосып – все это выматывает и ведет к пропускам, проблемам в учебе, недостатку времени на хобби и личную жизнь. При этом бурная студенческая жизнь – как «официальная», проходящая в рамках вуза, так и неформальная, проходят мимо студентов-вечерников: работа обычно не оставляет времени на вечеринки и непринужденное общение между собой.
Существенным минусом для юношей является и то, что очно-заочное обучение в вузе не дает право на отсрочку от армии.
Кроме того, иногородним студентам-вечерникам вуз обычно не предоставляет мест в общежитии, поэтому вопрос с жильем приходится решать самостоятельно.
Диплом о высшем образовании, полученном на очно-заочном отделении, котируется обычно несколько ниже – считается, что объем знаний у таких студентов меньше, чем у очников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что большинство выпускников вечернего отделения к моменту окончания вуза уже успевают получить полноценный опыт работы по специальности. А специалист с опытом ценится на рынке труда значительно выше.
Преимущества вечернего обучения в университете
Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:
Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.
С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:
Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот: