как отблагодарить икону за помощь правильно
Наука благодарения Бога: шаг за шагом
Сегодня хочу поразмышлять вместе с вами, дорогие читатели, о благодарности. А знаете почему? Потому что чем благодарнее человек, тем он ближе к совершенству, а значит, и к Богу. Эти замечательные слова произнес мой любимый святитель Николай Сербский. Слова святых сказаны не для обсуждений и споров, а для смиренного исполнения, для детской веры в них. «В этом мире только в человеке благодарность приобретает свое истинное божественное сияние», – еще одна мысль сербского святителя. Она родилась из опыта чисто прожитой жизни, а еще потому, что святыми достигнута цель – Царство Небесное.
Напомню, что одним из признаков святости является безукоризненное православие угодника Божия, в том числе выраженное в его наставлениях и советах. В пояснение этих слов приведу пример из личной жизни. В молодости я немного увлекался альпинизмом. Ходить при ярком солнечном свете по снежным участкам очень опасно для глаз: можно ослепнуть. Новичку инструктор говорит: «Для восхождения нужны специальные темные очки! Без них – нельзя». Это совет умудренного практика неопытному ученику. Послушаешься – увидишь ни с чем не сравнимую красоту гор; усомнишься – станешь слепым. Так и слова святых о благодарности: они выведены из многолетнего опыта. Их советы – это ступени, которыми поднимаются в Горний Иерусалим. К словам святых нужно внимательно прислушиваться.
«За всё благодарите Господа!» – это изречение апостола Павла стало новозаветной заповедью. На него опирается святитель Николай Сербский, указывая путь к христианскому совершенству. Быть совершенным – это тоже заповедь; и так же, как святость, – это плод христианского подвига, и он должен в нас созревать. Духовная жизнь – это всегда движение вперед и развитие лучших качеств и способностей человека. В том числе благодарности. Об этом нужно знать, и этого надо хотеть. Вектор нашего движения должен всегда указывать на Христа, ибо Он – наш путь к вечной жизни и пример для подражания.
Но жизнь земная длится десятилетия, а требуется ежедневно делать правильные шаги и усилия. Как быть? На помощь приходит богатый евангельский юноша, задавший Спасителю самый важный вопрос: «Учитель благий, что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» На такой серьезный вопрос молодого человека сразу последовал единственно правильный ответ: «Если хочешь войти в жизнь вечную – соблюди заповеди…» А среди них есть и заповедь о благодарении Бога. Итак, ответ мы услышали.
Заповедей Божиих немало, своим множеством и разнообразием напоминают они тропинки в лесу. Идти через лес можно только по тропам. Путь напролом через кустарник и овраги – для кабанов и медведей, но не для человека. Примерно так и в христианской жизни: движение вперед, ко Христу возможно только по «духовным тропам» – заповедям Божиим. Это единственный правильный и безопасный путь. Святые отцы советуют избирать заповеди удобоисполнимые, которые, по мысли преподобного Серафима Саровского, «помогают в деле собирания наибольшего духовного прибытка». Благодарность Богу – одна из таких.
Рождается благодарность от внимательной жизни, особенно от внимания к мелочам
Рождается благодарность от внимательной жизни, особенно от внимания к мелочам. «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16: 10). Вовремя подъехавший автобус или свободное место в метро – и ты не будешь мерзнуть на остановке или целый час после службы стоять в вагоне. Как будто о тебе кто-то добрый позаботился, чтобы тебе стало повеселей. И таких маленьких радостей и утешений в течение дня бывает немало. Тихое солнечное утро, добрая обстановка в семье, комплимент или слово благодарности от людей, удачная покупка, да и просто чашка ароматного кофе или обилие цветов на улицах и в парках… Всё это не может не радовать. А кто дает нашей душе радость? О Нем-то мы чаще всего забываем.
Масштабные события в нашей жизни случаются нечасто. Свадьба, успешная операция, покупка жилья, повышение по службе, рождение сына или внука… Об этом люди просят Бога и потому какое-то время помнят и обычно благодарят. Хотя не все. С мелочами бывает по-другому. Они воспринимаются как должное и очевидное, и на поток маленьких радостей и сюрпризов мы даже не обращаем внимание. А надо бы! А еще нужно понимать и чувствовать, что их посылает Бог. Самое главное – не быть равнодушным к этому действию любви Божией, но обязательно реагировать – не только умом, но главное – сердцем.
Еще пример. В нашем храме есть буфет, куда я иногда хожу поесть. Однажды после службы мне очень захотелось пшенной каши. Повара каждый день варят разные: манную, рисовую, овсяную, гречневую… А мне хочется пшенной. Захожу в буфет – а пшенная каша меня ждет. Маленький, но очень важный повод прославить Бога. Он обо мне позаботился, и я должен Его поблагодарить.
Чтобы упражняться в благодарности Богу, требуются остановки на нашем жизненном марафоне. Человек – это не белка в колесе и не шестеренка в часовом механизме. Когда под завалами разрушенных зданий ищут живых людей, то каждые 10 минут глушат мощные двигатели строительной техники. В наступившей тишине все внимательно прислушиваются к каждому шороху и звуку. Лучшие часы для размышлений о жизни – это вечер – время тишины и отдыха, время для подведения итогов дня.
Начать можно с «благодарности от ума», а потом проснется и сердце
Благодарность Богу должна идти от сердца. На сердце человека Бог непрестанно взирает с высоты небесной, ждет, когда оно научится любить и станет Его храмом: «“Сыне, даждь Ми твое сердце” – и Я буду в нем пребывать». Сердце отогревается и мягчает долго. Ускорить этот процесс не получится, поэтому нужно набраться терпения. А вот ум человека более подвижен. Потому начинать надо с него: «благодарить от ума», как говорится. Вспомним, как воспитывают маленьких детей. Их просто заставляют произносить «волшебные слова», надеясь, что со временем и сердце ребенка включится в дело благодарения.
Развитию сердечной благодарности помогает процесс познания Бога в Его действиях. Бог благ и дела творит только благие. Каждый человек это чувствует, но по гордости с этим не соглашается, а потому на это никак не реагирует. Нужно развивать память сердца, накапливать бесценный опыт благодарных чувств и переживаний и бережно его хранить.
Христианин в деле благодарения Бога должен двигаться от частных случаев к общей картине жизни, от повседневных мелочей к конечной цели нашего бытия. За успешно сданный экзамен, например, нужно поблагодарить Бога сразу же – зайти в ближайший храм и поставить свечку или прочитать акафист Спасителю. Общих рецептов здесь нет, но принцип понятен: благодарить Бога как можно скорее.
Иногда благодарить Бога помогает даже личный эгоизм. Поясню как. Человек хочет себе комфорта и удобств, но у него нет возможностей этого достичь. Мол, «кругом все живут как надо, а я – хуже всех». И здесь утопающий в тоске человек может схватиться за свою последнюю соломинку: вспомнить о Боге и обратиться к Нему словами своей собственной молитвы. И часто такая молитва бывает услышана, а память о своем личном чуде долго хранится в сердце. И обычно бывает за всё это глубокая благодарность Богу, подобная чувствам исцеленного прокаженного самарянина. Если человек умеет быть благодарным, то Бог не откажет ему и в земных благах. Опасно давать гордому и умному, но не смиренному и не благодарному. «Благодарность Богу – это протянутая к Нему рука за новыми благодеяниями», – гласит замечательная духовная мудрость.
Наступило время подводить итог нашему разговору. Плодотворность духовных трудов зависит от точного и правильного исполнения евангельских заповедей. «Лучше меньше, да лучше» – это изречение применимо и к христианской жизни, когда человек, избрав одну из евангельских заповедей, ответственно и внимательно трудится над ее исполнением. В качестве примера была предложена заповедь за всё благодарить Бога. Она может способствовать успешному духовному росту и дать душе желанную благодать Божию. Я не говорю, что нужно оставить в небрежении прочие заповеди, нет-нет! Просто хотелось напомнить, что Богу, как и нам, иногда важнее качество, а не количество. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» – об этом следует помнить. Будешь пытаться исполнить всё сразу – надорвешься и разочаруешься в христианстве. Вспомним рассказ из Патерика про монаха, который внешне жил неусердно, но всеми силами старался никого не осуждать. Он достиг цели: ангелы были при его кончине и возвестили о его блаженной участи в вечности. Тщательно и разумно исполненная единственная Божия заповедь открыла монаху врата рая. Благодарность Богу – заповедь не менее важная, а ее исполнение не менее плодотворно.
Я благодарю Бога за Его помощь при написании статьи, а вы, дорогие читатели, прославьте Его, если наш разговор оказался для вас назидательным и полезным. До новых встреч.
Благодарим Матрону Московскую за помощь
Людям, молящимся святой Матроне, есть за что благодарить ее. Ведь она чрезвычайно быстро откликается на молитвы. Святая завещала ходить к ней на могилку и рассказывать все, как живой. Она во время своей жизни помогала множеству людей, а приходили к ней толпами ежедневно с просьбами. Никого не прогнала матушка Матрона, всех ласково выслушивала, помогала. Хотя сама страдала при жизни больше остальных.
Доброта ее не знала предела, святая исполнила заповедь Христа о любви к ближним, несмотря на свои страшные болезни. Поэтому верующие должны неустанно благодарить Милосердного Бога, явившего такую святую, и благодарить саму матушку Матрону.
Зачем нужно благодарить
В евангелии от Луки (гл. 17) рассказана история о том, как Христос исцелил десять прокаженных. Он велел им идти к священнику, показать исцеление от проказы по закону Моисееву. Но они были еще больными, когда поверили, что Христос может сотворить чудо исцеления, и послушно пошли к священнику. По дороге они вдруг почувствовали, что выздоровели. Проказа сошла с тел, они ужасно обрадовались. Но лишь один додумался вернуться к Христу, чтобы поблагодарить за исцеление. Остальные продолжили свой путь.
Христос, увидев, что только один вернулся и благодарил, и он был самарянин (которых презирали иудеи), спросил: «Где остальные девять, почему не вернулись с благодарностью?». Этим Господь дает понять, что нужно благодарить Его. Причем благодарить за все, не только за хорошие события, но и за болезни, скорби, неудачи. В этом содержится большой духовный смысл, основа спасения. Тем, кто пока не может понять, как можно благодарить за беды, должен принять это как истину.
Тот, кто хоть раз благодарил Бога и святых, знает, насколько это важно, какой плод душе это приносит. Есть притча, как один святой смиренно благодарил за неудачи, а затем все же удача коснулась его. Он во всем находил пользу, это называется благим помыслом. Поэтому всегда душа его пребывала в мирном устроении.
Если подумать, мы с самого рождения встречались с Божией милостью, сами не осознавая этого. А сколько раз Он спасает мирян от смерти, опасных ситуаций, неправедных поступков. Надо благодарить Бога за явленное и неявленное, так учит Церковь.
Как благодарить Бога
Когда чувство благодарности переполняют душу, человек найдет способ, как отблагодарить Бога.
В этом случае можно:
Благодарственный тропарь Христу звучит таким образом:
Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди,/ о Твои́х вели́ких благодея́ниих на нас бы́вших,/ сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие/ и ра́бски любо́вию вопие́м Ти:// Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Молитва:
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, Бо́же вся́кого милосе́рдия и щедро́т, ми́лость Кото́рого безме́рна и человеколю́бия — неизмери́мая пучи́на! Мы, припа́дая к Твоему́ вели́чию, со стра́хом и тре́петом, как недосто́йные рабы́, прино́сим благодаре́ние Тебе́ о ми́лостях, ока́занных нам. Как Го́спода, Влады́ку и благоде́теля, мы Тебя́ сла́вим, хва́лим, пое́м и велича́ем и, припа́дая, сно́ва благодари́м! Твое́ несказа́нное милосе́рдие смире́нно мо́лим: как ны́не Ты приня́л на́ши мольбы́ и испо́лнил их, так и в бу́дущем дай нам преуспева́ть в любви́ к Тебе́, к бли́жним и во всех доброде́телях. И сподо́би нас всегда́ благодари́ть и сла́вить Тебя́, вме́сте с безнача́льным Твои́м Отцо́м, и всесвяты́м, и благи́м, и единосу́щным Твои́м Ду́хом. Ами́нь.
Благодарность Матроне
Человек, обращавшийся в молитве к святой Матроне, знает, как быстро она откликается. Святая как будто становится рядом и покрывает своей любовью.
Кто-то получал по молитвам к святой:
Всех слышит матушка Матрона, всем помогает. Не воздать благодарность святой, – значит проявить крайнее невежество. Сердце само начинает взывать радостно святой, преисполненное чувства благодарности, счастья.
Но как воздать благодарение Святой? Специальной благодарственной молитвы Матроне не существует.
Можно прочесть тропарь св. Матроне:
Бо́гом умудре́нную блаже́нную ста́рицу Матро́ну, / земли́ Ту́льския процвете́ние / и гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние, / восхва́лим днесь, ве́рнии./ Сия́ бо, све́та дневна́го не позна́вши, / све́том Христо́вым просвети́ся / и да́ром прозре́ния и исцеле́ния обогати́ся. / Пресе́льница же и стра́нница на земли́ бы́вши, / ны́не в черто́зех Небе́сных Престо́лу Бо́жию предстои́т // и мо́лится о душа́х на́ших.
Благодарением будет чтение акафиста, который читается перед иконой святой со многими поклонами. Можно читать дома или в храме. Хорошо поставить свечу перед иконой Матроны Московской, главное – читать не машинально, а с теплыми чувствами.
Можно прочитать молитву святой:
О блаже́нная ма́ти Матро́но, душе́ю на Небеси́ пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́щи, те́лом же на земли́ почива́ющи, и да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чныя чудеса́ источа́ющи. При́зри ны́не ми́лостивным твои́м о́ком на ны, гре́шныя, в ско́рбех, боле́знех и грехо́вных искуше́ниих дни своя́ иждива́ющия, уте́ши ны, отча́янныя, исцели́ неду́ги на́ши лю́тыя, от Бо́га нам по грехо́м на́шим попуща́емыя, изба́ви нас от мно́гих бед и обстоя́ний, умоли́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́ прости́ти нам вся на́ша согреше́ния, беззако́ния и грехопаде́ния, и́миже мы от ю́ности на́шея да́же до настоя́щаго дне и часа́ согреши́хом, да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ве́лию ми́лость, просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Или спеть величание:
Велича́ем тя, / свята́я пра́ведная ста́рице Матро́но, / и чтим святу́ю па́мять твою́, / ты бо мо́лиши о нас // Христа́ Бо́га на́шего.
Можно заказать в храме благодарственный молебен Господу и святой Матроне.
Благодарность приносит пользу душе молящегося. Она успокаивает, умиротворяет дух, исполняет радостью, служит мотивацией для будущих прошений. Если бы людям на миг были открыты все благодеяния Божии к грешникам, каждый бы переисполнялся признательностью к Богу и благодарил бы его денно и нощно.
Видео: тропарь св. Матроне
Можно ли Богу, Богородице и святым говорить «спасибо»?
Чувство благодарности за совершенные чудеса и благодеяния порой просто переполняет верующих. Особенно это бывает, когда человек, у которого почти не было шансов выжить, вдруг преодолевает болезнь, чудесным образом выздоравливает. Но как выразить свои чувства, как отблагодарить Господа? Говорить ли «спасибо» Богородице и святым, которым молились, и они помогли?
Кого благодарить за помощь свыше?
Православная Церковь учит, что за любые благодеяния, посланные человеку после его молитв святым или Богородице, благодарить нужно только Господа. Ведь именно он источник и причина всего, что происходит, кроме греха. А Богородица и святые угодники являются только ходатаями нашими, заступниками и просителями перед Ним.
Благодарить Бога нужно также особым образом. Для этого существует Благодарственный Молебен. Он заказывается в храме, и присутствие того, кто благодарит Господа, является на нем обязательным. Этот молебен служит выражением признательности и благодарности Спасителю, который послал нам свою милость и помощь.
Пресвятая Богородица – главная ходатаица за людей перед Богом, поэтому почитать ей специальный Акафист будет лучшей признательностью. А вот святых как-то особо благодарить не нужно. Чем чаще мы обращаемся к ним с молитвой, тем больше для них радости, это и есть для них лучшая похвала и признательность.
Можно ли говорить «спасибо»?
Слово «спасибо» является главным способом выразить благодарность среди людей. Но ведь, по сути, оно означает «Спаси Боже». Зачем же его обращать к самому Спасителю? Это слово касается людей, являясь пожеланием и даже маленькой молитвой за них. Поэтому, если не находятся слова для молитвы, или нет возможности обратиться к молитвослову, то лучше Господу говорить «благодарим и хвалим».
Как лучше всего отблагодарить святых?
Главным событием, которое послужит для святых радостью и покажет им нашу благодарность, будет наша просьба помочь и обратиться к Богу за нас. Ведь они и при жизни посвятили свою жизнь добру, служению людям. И после смерти продолжают молиться о нас.
Но самое главное, что порадует все Небесные Силы, после того, как в отношении нас совершено благодеяние — начать вести благочестивую жизнь, посещать храм, исповедоваться и причащаться. Это и будет лучшей благодарностью Богу. Показать, что Его чудо не осталось незамеченным, а перевернуло душу и наставило ее на истинный христианский путь – вот хвала и благодарность.
Замечайте чудеса и благодеяния, не будьте «окаменелым сердцем» и жизнь для вас станет легче и лучше.
Как правильно благодарить Бога, Богородицу и святых?
Согласно практике Православной Церкви, за все благодеяния, о которых мы просили в наших молитвах, полагается благодарить только Самого Бога. И это вполне закономерно, поскольку к святым христиане обращаются как к ходатаям у Бога, имеющим дерзновение перед Ним. Но единственным источником и причиной всего, кроме греха, является Сам Господь.
Существует особый чин — Благодарственный молебен Спасителю. Его можно заказать в любом храме, но обязательным условием является присутствие на молебне того, кто его заказал. Также молиться можно и дома, например, прочитать Акафист Пресвятой Богородице, как главной Ходатаице о нас перед Богом. А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся, то есть проводим благочестивую христианскую жизнь, — это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния.
иеромонах Дорофей (Баранов)
Когда мы служим молебен святым угодникам Божиим, то, обращаясь к ним, надеемся, что они своей святой молитвой испросят нам от Бога милости, помощь, укрепление. Поэтому, когда священник служит молебен в храме, он обращается к святому и просит его молитвенного предстательства. Например: Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Конечным образом нам всегда помогает Сам Господь, Который и является Источником всех благ и милостей для нас. Поэтому благодарение (благодарственный молебен) в храмах всегда возносится Богу, а не святым людям.
Главной радостью для святых является то, что мы обращаемся к ним с просьбой помочь нам своей святой молитвой к Богу. Они при жизни учились молиться и помогать другим, они и оказавшись в вечности и обретя дерзновение пред Господом, продолжают помогать нам, прося для нас у Бога помощи. Поэтому благодарственный молебен всегда служится Богу, а не его святым угодникам.
протоиерей Андрей Туров
Можно ли Богу, Богородице и святым говорить «спасибо»?
Лучше выразить это словами благодарения или хваления, потому что в прямом смысле «спасибо» – это «спаси Боже», и его естественней обращать к людям.
протоиерей Максим Козлов
Можно ли Богородице и святым говорить Помилуй?
Лучше придерживаться традиции Церкви, то есть Богородице и святым говорить «моли Бога о нас», а также обращаться к Богородице «спаси нас».
архимандрит Рафаил
Какие существуют благодарственные молебны?
В Богослужебных книгах Православной Церкви не существует благодарственных последований святым или бесплотным силам, а только благодарственный молебен Спасителю, именуемый: Последование благодарственного молебного пения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.
Как благодарить Бога, если нет благодарности?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Как благодарить Бога за все, если не чувствую этой благодарности? Когда сильные трудности и кажется, что жизнь идёт под откос, и ты молишься, а Господь как будто не слышит? Я знаю, что и в этом нужно благодарить, но не знаю, как заставить себя — нет сил, нападает ропот. Благодарю за ответ.
Отвечает иерей Сергий Савенков:
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес.5:16–18)
Дорогая Анна, если вы не чувствуете благодарности, то и благодарить не получится. Притвориться благодарным и быть им на самом деле не одно и тоже. Выше я привёл слова из послания апостола Павла, в которых предельно конкретно сформулирован этот призыв, а значит мы должны как–то это понять и применить к собственной жизни.
Благодарность Богу рождается естественным образом, когда мы видим, как Господь, вмешиваясь в течение нашей жизни, меняет её ко благу. В такой ситуации благодарить вполне просто и естественно. Например, ты опоздал на автобус, но на остановке встретил любовь всей своей жизни.
Далеко не всегда мы видим, что жизненные трудности приводят нас к чему–то хорошему. Призывая к постоянной благодарности, апостол призывает нас верить, что всё находится в руках Божиих. Указанные стихи апостола из послания к Фессалоникийцам можно интерпретировать и так — всегда благодарите, потому что благодаря Господу Иисусу Христу о вас исполняется воля Божия. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Действия Божии сокрыты от нас и не явны, в том числе и для того, чтобы мы выработали в себе навык доверять Богу.
Как быть с тем, что молитва остаётся без ответа? Тут хочется привести пример из жизни. Дети порой очень настойчиво что–то просят у своих родителей: приводят доводы, делают милое лицо, иногда требуют и угрожают, а в крайних случаях даже моют пол, но мудрые родители совершенно не принимают во внимание все вышеперечисленные «аргументы». Если то, что просит ребёнок, ему во вред — он этого не получит. Бывает и иначе. Чадо умоляет не причинять ему боль плачет и вопиет, но лечить зубы всё равно надо и мольбы остаются без ответа. Все эти примеры помогают понять нам, что решающее значение имеют не наши молитвы, а промысел Божий о нас. Господь преподал нам этот урок, когда молился в Гефсиманском саду перед своими крестными страданиями: «А сам отошел от них на расстояние брошенного камня, стал на колени и молился, говоря: “Отче, если Ты хочешь, пронеси эту чашу мимо Меня! Но не Моя, а Твоя воля да исполнится”» (Лк.22:41–42). Вот «правильное» окончание любой мольбы и просьбы.