как отблагодарить священника за крещение
Нормально ли, когда священник берет деньги у прихожан? Разве он не получает зарплату?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Не так уж редко можно увидеть, как прихожане благодарят священника за совершение конкретного таинства или требы. Вручают ему пакетики, конверты, а иногда и просто деньги. Но разве священник не должен отказываться от такой благодарности? Неужели он не получает зарплату?
Можно ли брать деньги за таинства и обряды?
Скажем сразу: таинства — бесплатны. Бесплатны без всяких оговорок и уточнений. На этот счет Христос дал апостолам абсолютно ясную и четкую заповедь: проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф 10:7-8). Все, что священник делает именно как священник, он делает с помощью благодати Божией, которую получил в таинстве Священства. А благодать, как гласит 23-е правило Трулльского Собора (691–692), не продаема, поэтому всякий, кто станет требовать за таинства воздания, подлежит извержению из священного сана.
Из сказанного следует, что священник никогда не может требовать чего бы то ни было за свое служение от прихожан. Но из этого вовсе не следует, что прихожане не вправе жертвовать священнику что-либо по расположению своего сердца.
Апостол Павел заповедовал христианам из богатого приморского Коринфа не забывать о материальной поддержке других, менее благополучных христианских общин: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор 9:7). Но и сегодня, как и в Древней Церкви, экономическим принципом жизни любой христианской общины остается принцип жертвования. Если в первые века существования Церкви немногочисленные христиане сами приносили в храм все необходимое для воскресного богослужения (хлеб, вино, свечи и т. д.), то сегодня, когда храмы вмещают уже сотни людей и богослужения проводятся далеко не только в воскресные дни, более обычной стала форма денежных пожертвований. Члены общины жертвуют деньги на ее разнообразные нужды, в том числе и на оплату электричества, водоснабжения, уборки территории; на социальную помощь бедным и немощным членам прихода. А по сути, просто складываются деньгами для самих же себя — и для Христа. Ведь не кто иной, как сами прихожане и составляют все вместе церковную общину — ту самую неделимую «клеточку», из которых и состоит вся Церковь, тело Христово.
Подробнее о жертве как основе материальных взаимоотношений христиан можно прочесть в статье «Почему в Церкви берут деньги?».
Может ли священник рассчитывать на часть этих церковных пожертвований?
Не просто может рассчитывать — у него, как и у любого священнослужителя, по сути просто нет иного способа обеспечить свое существование.
Священник — это тот, кто несет свое служение постоянно: совершает таинства и обряды, возглавляет соборную молитву в храме, наставляет людей в основах веры, помогает им двигаться навстречу Богу. Священник посвящает служению Богу и ближнему всю свою жизнь без остатка. Он не может быть священником только «с девяти до шести». Священник всегда остается священником. В любое время дня и ночи он обязан, если возникнет такая нужда, напутствовать умирающего, соборовать больного, утешить скорбящего. Обязан исполнить свой пастырский долг.
У всех остальных членов церковной общины — свое служение. Оно состоит в заботе о храме и о том, чтобы священнослужители могли исполнять свои непосредственные обязанности, « всякое житейское отложив попечение Фрагмент из Херувимской песни, которая исполняется за литургией во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престолу ».
Приход может и должен обеспечить священнику и его семье достаток из поступающих пожертвований. Более того, в Священном Писании прямо сказано: священнику пристало питаться от святилища (1 Кор 9:13), то есть пользоваться тем, что жертвуют ему члены приходской общины. Это взаимное служение, которое есть не что иное, как проявление любви, необходимо для того чтобы, как пишет апостол Павел, сравнивающий Церковь с человеческим организмом, не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор 12:25).
Разумеется, священники могут отказаться — и нередко отказываются! — от благодарности лично себе, особенно когда видят перед собой нуждающегося человека. Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский принципиально не брал денег у бедных просителей, наоборот, сам раздавал им все, что у него было с собой, вплоть до сапог. Но священник не может не взять жертву на храм, потому что это жертва — Богу.
Апостол Павел посвятил много сил и энергии для организации масштабных сборов пожертвований на Церковь во время своих миссионерских путешествий. Это было вызвано вовсе не просто необходимостью поддержки Иерусалимской общины. Апостол учил христиан жертвенности, и этот общецерковный сбор был выражением церковного единства.
При этом апостол старался никак не обременять людей заботой о себе самом, тем самым подчеркивая, что собирает средства не для себя и своих помощников, а в жертву Богу для Церкви. С детства он был обучен шить палатки — и продолжал зарабатывать этим ремеслом себе на жизнь, даже когда стал апостолом. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал, — говорил Павел, наставляя пресвитеров основанной им Ефесской Церкви, — сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:33-35).
Однако это был личный подвиг апостола Павла. Он никому не навязывал себя в качестве общеобязательного ориентира. Наоборот, напоминал норму ветхозаветного закона: не заграждай рта волу, когда он молотит (Втор 25:4). Это житейское правило — не лишать рабочий скот корма — апостол переносит на всякого трудящегося: О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое (1 Кор 9:9-10). И апостолы тут не исключение: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1 Кор 9:11)
А все-таки почему бы священникам не зарабатывать самим, по примеру апостола Павла?
Иногда им приходится это делать. Например, если священник служит в далеком глухом селе, где по воскресеньям в храм собираются три-четыре бабушки, он вынужден искать оплачиваемую работу — вряд ли у него найдется иной вариант, как заплатить за электричество и отопление храма и как прокормить свою семью. Светская работа — вынужденная необходимость для многих священников в зарубежных приходах Русской Православной Церкви, где православных верующих мало и содержать храм некому. Тогда священник сам берет на себя финансовую заботу о приходе, но это неизбежно ограничивает его возможности как пастыря. Бóльшую часть рабочей недели он вынужден трудиться как светский человек, которому необходимо зарабатывать деньги, и лишь в субботу и воскресенье исполняет свои непосредственные пастырские обязанности: служит литургию, исповедует, крестит, беседует, исполняет неотложные просьбы людей. Это очень сильно влияет на церковную жизнь приходов, формирует весьма специфическую приходскую традицию.
Пример апостола Павла очень важен, но обратим внимание: когда случалась нужда, и он с благодарностью принимал пожертвования от своих духовных чад. Вот что он писал, например, верующим в Галатии: хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз. вы. приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал 4:14-15). Христиан из македонского города Филиппы апостол тоже сердечно благодарил за их участие в благовествовании от первого дня даже доныне (Флп 1:5): когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду (Флп 4:15-16).
Может быть, Церковь могла бы взять священников в штат и платить им централизованно?
Это невозможно. В нашей стране нет и, наверное, уже никогда не появится «церковного налога», то есть общеобязательных сборов на финансирование Церкви. В ряде стран граждане имеют право сами распоряжаться частью своих налогов и по выбору направлять их на поддержку одной из предлагаемых государством сфер — медицины, культуры, образования, религии. Но сегодня в нашей стране такой способ поддержки Церкви вызвал бы совершенно неуместные дискуссии и новый всплеск антицерковных настроений. Не говоря уже о неизбежном появлении риска нецелевого расходования таких средств государством и огромной сложности их учета и распределения.
В XIX веке в России были попытки платить священникам небольшие оклады из государственной казны, но эта форма имела множество издержек и постоянно критиковалась. При таком способе финансирования Церкви теряется и перестает ощущаться значимость личной жертвы на храм. Может быть, это и хорошо, что такая традиция стала невозможной в современной России. Опыт тех стран, где государственные власти все усерднее пропагандируют «либеральные ценности» вроде однополых браков и эвтаназии Эвтаназия — лишение тяжело больного человека жизни медицинскими средствами в случае, когда он сам просит об этом и давят на духовенство, которому платят зарплаты, показывает, что священникам лучше все-таки не иметь материальной зависимости от государства.
Сама же Церковь как организация вовсе не так богата, как иногда кажется постороннему наблюдателю. Дорогое убранство храмов, сверкающие на солнце купола и роскошные облачения архиереев (в основном в крупных городах) — это почти всегда плоды адресных пожертвований, которые делают богатые люди, а вовсе не доказательство наличия у Церкви каких-то немыслимых доходов. Всем, кто задумывается о перераспределении церковных денег, стоит вспомнить, что Церковь — это не казначейство, а община верующих людей, которые сами решают кому, как и сколько жертвовать. Продуктивнее перестать считать ее мнимые богатства и начать хотя бы понемногу жертвовать самому.
Так в каких же отношениях должны находиться священник и прихожане?
Если совсем коротко: они должны заботиться друг о друге.
Суть этой длинной цитаты проста: священник не может требовать от прихожан «платы» за свое служение. Как мы уже сказали, благодать Божия бесценна, ее невозможно «конвертировать» в деньги. А все то, что священнику добровольно жертвуют прихожане, он должен принимать с благодарностью и смирением, всегда помня о том, что это не его «зарплата», а церковные деньги, распоряжаться которыми пристало бережно и осмотрительно.
Прихожанам стоит помнить о добром примере филиппийцев, никогда не оставлявших апостола Павла в его нуждах и странствиях. И о том, что еще в ветхозаветные времена Бог установил правило «десятины»: десятую часть своего дохода израильтяне должны были уделять на содержание Храма и тех, кто в нем служил.
К сожалению, в России в силу исторических обстоятельств представление об ответственности прихожан за содержание храма и священника в значительной мере утеряно, как и многие традиции церковной жизни. В отличие, кстати, от некоторых других православных стран. Так, в Греции до сих пор существует обычай, что при назначении священника на приход прихожане сами собираются и решают, какой автомобиль они могут ему купить. Поэтому для греков вообще непонятно, как можно обсуждать вопрос о машинах, на которых ездит духовенство: какую прихожане купили, на той и ездит. Это перестает быть вопросом благосостояния священника и становится исключительно вопросом материальных возможностей прихожан, которые понимают: если священник вынужден будет сам заботиться о хлебе насущном, он не сможет уделять достаточно времени, сил, а главное, внутреннего внимания и заботы своей пастве. Тем самым людям, за которых с него и спросит Господь.
Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала проректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Николая Емельянова.
Не бойтесь поддержать священника
Священник – такой же человек
– Владыка, мы часто воспринимаем как само собой разумеющееся, что батюшка с утра до ночи служит, исповедует, выслушивает все наши проблемы, дает советы и утешает. И вдруг – песня о том, что священнику бывает очень грустно… Но, может, мрак, от которого его надо спасать, – это просто художественное преувеличение?
– Кстати, клип замечательный. Я сам увидел его у кого-то из священников на странице и разослал своим знакомым. Интересно, что видеоряд не совпадает с текстом по смыслу, но по всему чувствуется, что песня спета от души очень неравнодушным человеком. Она затрагивает многое из того, что волнует священнослужителей, хотя вслух об этом они не говорят и открыто не обсуждают.
Я хорошо помню случай, когда впервые увидел, насколько священникам нужна обратная связь: особенно поддержка, любовь и понимание со стороны прихожан. Это было в начале 1990-х. Один батюшка, который служил в нашем монастыре, вдруг стал унывать. Причем его выгорание, как сейчас принято называть, было очень явным. «Служу-служу, а никому это не нужно», – говорил он. Верующие заметили такое его состояние и пришли со словами поддержки: «Батюшка, мы вас очень любим. Может, иной раз стесняемся проявить свое внимание и заботу, но понимаем и ценим, как много вы делаете для нас». И после таких простых, но сказанных с искренним расположением слов он полностью воспрянул духом.
Благодарность вообще является одним из ключевых моментов наших взаимоотношений – и с Богом, и с людьми. Господь дал нам жизнь, возможность познать Его и быть с Ним в Вечности. Он питает нас, соединяется с нами в Своих Пречистых Тайнах, и мы всю жизнь учимся благодарить Его за всё. Но если Благой Бог ни в чем не нуждается (признательность – это больше педагогический момент, который нужен нам самим), то священник – обычный человек, и ему необходимы слова признательности.
Две крайности
Но бывают и крайности. Например, когда батюшка окружает себя почитателями или, что чаще, почитательницами. По меткому выражению одного известного церковного автора, если березовую чурку одеть в рясу и камилавку, у нее тут же появятся поклонники. Иногда священнослужители поощряют подобное к себе отношение, и тогда на отдельно взятом приходе развивается настоящий культ личности: «Ах, батюшка сказал», «Ах, батюшка пошел», «Ах, батюшке нужно то-то…»
Другая крайность – когда священнослужитель сознательно выстраивает огромную дистанцию между собой и общиной. Воспринимает себя как жреца, а остальных – как непосвященных и никчемных, и ведет себя с людьми соответственно. Хотя не знаю даже, на каком основании такая нелепость может прийти ему в голову. В литургической молитве есть слова: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Христе Боже наш…» Действительно, никто из священнослужителей не является достойным предстоять престолу. Мы совершаем таинства церковные не потому, что какие-то особенные, а исключительно по благодати Святого Духа, которая подается в Таинстве священства.
Собственно, оба описанные мной явления достаточно уродливые, но и в первом, и во втором случаях батюшки, как мне кажется, не особо рефлексируют по поводу своей нужности. Одни специально делают так, что их окружают сверхзаботой, а другие пребывают в таких заоблачных высотах, что никакие человеческие мельтешения им не нужны, тщеславие всё восполняет.
Берегите батюшек
В большинстве же случаев, слава Богу, священник – такой же христианин, как и все. Со слабостями и немощами. Он так же борется со своими страстями, ему бывает лень читать молитвенное правило, и хочется спать на ранних службах. Он болеет гриппом и насморком. Обычный человек.
И, как любой другой, он нуждается в душевном тепле. Тем более что его труд можно смело назвать самоотверженным, если, конечно, он служит Церкви «не ради хлеба куса, но ради Иисуса». А я знаю, что таких большинство. Понятно, что у кого-то получается лучше, у кого-то хуже – в силу дарований, которые человек получил при рождении, или воспитания, или в силу действия благодати Святого Духа.
Благодать, как мы знаем, способна менять кардинально, и самый посредственный батюшка вдруг может стать блестящим пастырем. Известен пример Иоанна Кронштадтского, который учился не самым лучшим образом, но благодаря молитве, горению сердца ко Господу получил дар пастырства, проповеди и предстательства за людей. Сергий Радонежский тоже был не особо даровит, но чудесно изменился. То есть множество есть случаев, когда Господь явственно поддерживает пастырей Своей благодатью.
Но, бывает, из-за слабости, немощи человека, его удобопреклонности ко греху, в частности к тщеславию, Бог не наделяет дарованиями. Вообще, в наше время священникам при рукоположении уже не посылаются от Господа те дары, которые были даны апостолам в день Пятидесятницы: исцеления, говорения на иных языках и прочее. Только благодать от лица общины совершать таинства церковные.
Поэтому хочется сказать прихожанам: берегите своих батюшек! Начните с молитвы за них. Как у апостола: «Друг за друга молитеся, тогда исцелеете». Действительно, нужно молиться, чтобы Господь давал священнику силы, Сам исправил его недостатки.
Если имеете возможность облегчить труд священника, постарайтесь это сделать. Предложите помочь с уборкой в храме или, если нужно, подвезти его детей в детсад или школу. Не постесняйтесь спросить: «Чем мы можем помочь в храме или лично вам?»
Ну, и обязательно говорите добрые слова. Если батюшка грустен, подойдите и просто поблагодарите его: «Мы очень рады, что мы ходим в этот храм, и у нас такой настоятель. Батюшка, вы для нас радость, утешение и укрепление».
– Часто люди боятся благодарить и хвалить: считается, что от этого развивается тщеславие, и для души пастыря такое неполезно.
– Как-то одному моему знакомому батюшке в юбилей его служения в священном сане никто не сказал доброго слова за весь день. Он не очень-то и надеялся, что кто-то фиксирует такую дату, но когда его полностью проигнорировали, несколько приуныл.
Понятно, что уныние – состояние демоническое, вызванное помыслами от лукавого. Но, думаю, не было бы греха, если бы прихожане знали значимые даты в жизни своего настоятеля и просто словами от сердца поздравили бы его.
Помпезные подарки, огромные букеты
– Что можно дарить священнослужителю? Чтобы было уместным и нужным…
– У отца Иоанна Охлобыстина есть замечательная книга под названием «Духовные копи» – сборник новелл об отце Савве, который, по сюжету, является настоятелем одного из подмосковных монастырей. Так вот накануне именин на вопросы прихожан, что ему подарить, отец Савва всегда говорил: «Будьте проще – дарите деньги. Обещаю сделать себе на них приятно». И он действительно делал «себе приятно» – «за сорок лет служения поставил десять храмов, открыл четыре приюта, выдал замуж и женил шестнадцать духовных чад-бесприданников, оплатил образование наиболее смышленых из них и купил себе мотоцикл…»
Хоть и звучит эпатажно, но любой священнослужитель согласится с этим. Не надо цветов, которые завтра увянут (тем более что несут букеты немыслимых размеров), или дорогих бесполезных сувениров, или помпезных подарков, например, икон в сверхпозолоченном окладе. Пусть это будет конверт с некой суммой денег, которую батюшка сможет использовать по своему усмотрению: на ремонт храма, помощь нуждающимся или иные нужды – свои, семьи или ближнего.
Знаю одну прихожанку, которая, отделяя от зарплаты десятину, всегда подходит к настоятелю и говорит: «Батюшка, вот это на храм, а это – лично вам». Сложилось так, что, как правило, жертвуют только на церковь. Но, по слову Священного Писания, служащие алтарю от алтаря и питаются. И не секрет, что в наше время подавляющее большинство священнослужителей живут более чем скромно. При этом они очень щепетильно относятся к формулировкам, и если пожертвование дали «на храм», никогда эти деньги не потратят на свои нужды.
Поэтому, если имеете такую возможность, поддержите батюшку материально. Можно написать записку о здравии своих родственников, приложить какую-то сумму и попросить: «Батюшка, помолитесь, пожалуйста, за моих родных». В такой форме даже самый деликатный священник отказать не сможет. Ведь очень многие пастыри стесняются брать деньги, говоря: «Мне не нужно, лучше на храм…»
– К сожалению, не только с такими пастырями сталкиваются люди. Сколько есть случаев, когда священник не заботится о пастве, живет своей жизнью. Или еще хуже – обирает приход. В таком случае какая может быть со стороны прихожан обратная связь?
– Не знаю, что ответить на это. Я могу говорить лишь о тех священниках, которые, действительно, душу полагают за овцы, и благодарю Господа, что подавляющее большинство моих знакомых именно такие. Милостью Божьей с циниками я не сталкивался, не знаю, что у них творится внутри, чем они живут. Единственное, что могу сказать – нужно молиться о них. Чтобы Пастыреначальник Христос Своей благодатью сделал их лучше.
Как отблагодарить священника за крещение
М. Куда мы катимся. Врачам, учителям, теперь еще и священникам помимо официальной платы за крещение (уже дикость) еще и личная благодарность.
+1 Сама по себе плата за крещение дикость, а уж личная благодарность за саму вообщем суть работы батюшки вдвойне
Ну можете ему продуктовый пакет дать с хлебом,вином монастырским. только не в пост 🙂
А вообще Вы дарите церкви после крещения одно полотенце и пожертвование.
Пожертвование сделать.
Я не думаю,что автор имела ввиду что батюшке собирается купить коньяк,кофе и т.п.:))
Деньги на нужды храма всегда нужны.
Именно это автор и имеет ввиду
+1 Сама по себе плата за крещение дикость, а уж личная благодарность за саму вообщем суть работы батюшки вдвойне
М. Куда мы катимся. Врачам, учителям, теперь еще и священникам помимо официальной платы за крещение (уже дикость) еще и личная благодарность.
А почему вас так удивляет наличие платы за крещение? На что, по вашему, должны жить священники и их семьи? У них нет зарплаты как таковой. Если сумма кажется большой всегда можно договориться индивидуально. Ну или выбрать другой храм:005: В соборах обычно цены выше.
Батюшку можно отблагодарить, почему бы и нет? Подойдет кагор, масло оливковое, можно сладкое что-нибудь для матушки и деток:008:
Ну можете ему продуктовый пакет дать с хлебом,вином монастырским. только не в пост 🙂
А вообще Вы дарите церкви после крещения одно полотенце и пожертвование.
И в пост можно, батюшки должны питаться:))
А почему вас так удивляет наличие платы за крещение? На что, по вашему, должны жить священники и их семьи? У них нет зарплаты как таковой. Если сумма кажется большой всегда можно договориться индивидуально. Ну или выбрать другой храм:005: В соборах обычно цены выше.
М. Куда мы катимся. Врачам, учителям, теперь еще и священникам помимо официальной платы за крещение (уже дикость) еще и личная благодарность.
я же написала, что мы сами хотим отблагодарить, это воля родителей, нас никто не заставляет:)
А почему вас так удивляет наличие платы за крещение? На что, по вашему, должны жить священники и их семьи? У них нет зарплаты как таковой. Если сумма кажется большой всегда можно договориться индивидуально. Ну или выбрать другой храм:005: В соборах обычно цены выше.
Батюшку можно отблагодарить, почему бы и нет? Подойдет кагор, масло оливковое, можно сладкое что-нибудь для матушки и деток:008:
спасибо за совет, что-то наподобие пирога, масла и пр. у меня вертелось в голове 🙂
+1.
Мы заплатили в общей сложности 2000 руб! А это для некоторых немалая сумма:005:.
Мне все понравилось и крещение и батюшка.
Именно это автор и имеет ввиду
про коньяк, кофе и пр. даже мыслей не было. просто видели, что после одного крещения люди несли батюшке что-то в корзинках, мы подумали, неплохо было бы тоже что-то приятное сделать. церковь за городом, небольшая и очень доброе отношение к каждому прихожанину. )
Вы первый день на форуме? :))
нет, не первый, Боже упаси, перерекаться в такой теме, да и Вам не советую.
согласна. тоже такие мысли посещали
спрашивайте, отвечу, если сочту нужным:flower:
спасибо за совет, что-то наподобие пирога, масла и пр. у меня вертелось в голове 🙂
А почему вас так удивляет наличие платы за крещение? На что, по вашему, должны жить священники и их семьи? У них нет зарплаты как таковой. Если сумма кажется большой всегда можно договориться индивидуально. Ну или выбрать другой храм:005: В соборах обычно цены выше.
Батюшку можно отблагодарить, почему бы и нет? Подойдет кагор, масло оливковое, можно сладкое что-нибудь для матушки и деток:008:
Я вам скажу если у вас нет денег и вы захотите покреститься вас покрестят. Не надо думать, что в церкве делается все только за деньги. Но кстати тут уже говорилось батюшке с семьей тоже жить на что-то нужно. И церковь должна платить за свет и т.д. Никого не хочу обидеть если что. ))
Автор а вам скажу если вы хотите как-то отблагодарить, то можно это сделать как угодно. Только если будете дарить вино дарите хорошее оно ведь будет для Причастия использоваться.
Я вам скажу если у вас нет денег и вы захотите покреститься вас покрестят. Не надо думать, что в церкве делается все только за деньги. Но кстати тут уже говорилось батюшке с семьей тоже жить на что-то нужно. И церковь должна платить за свет и т.д. Никого не хочу обидеть если что. ))
Автор а вам скажу если вы хотите как-то отблагодарить, то можно это сделать как угодно. Только если будете дарить вино дарите хорошее оно ведь будет для Причастия использоваться.
Венчание за деньги (и кстати немаленькие) стало уже бизнесом. Конечно, за все церкви не говорю.
М. Куда мы катимся. Врачам, учителям, теперь еще и священникам помимо официальной платы за крещение (уже дикость) еще и личная благодарность.
Дикость,что САМ Батюшка после крещения говорит,что его НАДО ОТБЛАГОДАРИТЬ. И во время крещения поднимает рясу достаёт из кармана штанов айфон и принимает входящий вызов!
То что описала,это опыт крещения своего сына моей знакомой(лежали вместе в РД)
я полностью согласна.
Дикость,что САМ Батюшка после крещения говорит,что его НАДО ОТБЛАГОДАРИТЬ. И во время крещения поднимает рясу достаёт из кармана штанов айфон и принимает входящий вызов!
То что описала,это опыт крещения своего сына моей знакомой(лежали вместе в РД)
А я кассир в магазине, мне тоже надо на что-то жить и семью кормить и платить за свет. Почему кассиров никто не благодарит?
Ну у вас же есть официальная зарплата. Вы зарплату взяли и все что нужно на нее сделали. А батюшка с семьей повторюсь живет на пожертвования у него нет зарплаты.
+1 Сама по себе плата за крещение дикость, а уж личная благодарность за саму вообщем суть работы батюшки вдвойне
+1, а так на нужды храма
Ну у вас же есть официальная зарплата. Вы зарплату взяли и все что нужно на нее сделали. А батюшка с семьей повторюсь живет на пожертвования у него нет зарплаты.
И у батюшки есть зарплата. А вообще они такие же как и остальные люди, кто на лексусах, кто на отдыхах в дорогих отелях, а кто небогат.
И у батюшки есть зарплата. А вообще они такие же как и остальные люди, кто на лексусах, кто на отдыхах в дорогих отелях, а кто небогат.
Вы так уверенны насчет зарплаты! А если у батюшки есть лексус как вы выразились так наверное ему кто-то из балгодарных прихожан пожертвовал при смене своей машины на парочку других. Главное ведь просто не завидовать наверное. А то создается впечатление, что батюшки ездят на машинах с личным водителем и отдыхают на Мальдивах. Может кто-то и ездит, но это такие единицы, которые скорее исключения.
Вы так уверенны насчет зарплаты! А если у батюшки есть лексус как вы выразились так наверное ему кто-то из балгодарных прихожан пожертвовал при смене своей машины на парочку других. Главное ведь просто не завидовать наверное. А то создается впечатление, что батюшки ездят на машинах с личным водителем и отдыхают на Мальдивах. Может кто-то и ездит, но это такие единицы, которые скорее исключения.
я полностью согласна.
да ладно:001:И сколько же дали. Нефига себе!
Ну может батюшка решил пошутить а вы тут переживаете.:support:
Вы так уверенны насчет зарплаты! А если у батюшки есть лексус как вы выразились так наверное ему кто-то из балгодарных прихожан пожертвовал при смене своей машины на парочку других. Главное ведь просто не завидовать наверное. А то создается впечатление, что батюшки ездят на машинах с личным водителем и отдыхают на Мальдивах. Может кто-то и ездит, но это такие единицы, которые скорее исключения.
Согласна в Вами!
Обычно обвиняют церковь в таких вещах люди, которые туда не ходят и поэтому не в курсе что к чему. Эту проблему мусолили уже столько раз, а все равно возникают эти вопросы.
Вот почему Охлобыстин, вернувшись в Москву быстренько сложил с себя сан? Да потому, что кормить семью стало не на что.
а вот интересно, почему в разных храмах по-разному? Нам вот так и сказали, пожертвуйте сколько можете, крестили в центре города, в Князь Владимирском Соборе:)
В соборах обычно цены выше. Если люди хотят совершить Таинство в таком храме, приходится и платить больше.
В деревне в Удмуртии, когда моя мама дала 100 руб. за поминальную записку, бабушка-свечница замахала руками, мол, что вы так много даете:))
Согласна в Вами!
Обычно обвиняют церковь в таких вещах люди, которые туда не ходят и поэтому не в курсе что к чему. Эту проблему мусолили уже столько раз, а все равно возникают эти вопросы.
Вот почему Охлобыстин, вернувшись в Москву быстренько сложил с себя сан? Да потому, что кормить семью стало не на что.
В соборах обычно цены выше. Если люди хотят совершить Таинство в таком храме, приходится и платить больше.
В деревне в Удмуртии, когда моя мама дала 100 руб. за поминальную записку, бабушка-свечница замахала руками, мол, что вы так много даете:))
Вы понимаете, что вы написали?
Охлобыстина не устроило то, что ему как внештатному священнику (приехал из другой епархии, следовательно должен коримться сам) денег не выделяли:005:, должен был сам зарабатывать, поэтому и вернулся в актерскую профессию.
Если люди так меркантильно относятся ко всему этому, что тут еще можно сказать
Мне кажется в отношении к церкви нельзя такое сказать. Туда может прийти любой человек.
Охлобыстина не устроило то, что ему как внештатному священнику (приехал из другой епархии, следовательно должен коримться сам) денег не выделяли:005:, должен был сам зарабатывать, поэтому и вернулся в актерскую профессию.
И более того. Не просто прийти, а прийти и не чувствовать себя не удобно от того, что нет денег, или нет достаточного количества денег. Прийти и не идти договариваться для себя о «скидках» как неимущему. Прийти и чувствовать себя равным остальным прихожанам. ибо хотя бы перед богом должны быть все равны.
однако одни получаются «ровнее» других. Кто-то придет в большой храм, увидит ценник, и без проблем. А кто-то подумает, что это не для него, и пойдет искать «что попроще». Бредятина.
Перед Богом и так все равны, в не зависимости от того будут они крестится\венчаться в Лавре с хором и колоколами за тысячи или в скромной церкви бесплатно.
Автор, лучшей благодарностью для батюшки, если он действительно хороший, будет видеть Вашу семью почаще на службах и, особенно, причастии.:)
И более того. Не просто прийти, а прийти и не чувствовать себя не удобно от того, что нет денег, или нет достаточного количества денег. Прийти и не идти договариваться для себя о «скидках» как неимущему. Прийти и чувствовать себя равным остальным прихожанам. ибо хотя бы перед богом должны быть все равны.
однако одни получаются «ровнее» других. Кто-то придет в большой храм, увидит ценник, и без проблем. А кто-то подумает, что это не для него, и пойдет искать «что попроще». Бредятина.
+100
Вообще не ожидала услышать все то, что выше написано. :001: Волосы встали дыбом и не ложатся обратно.
возник такой вопрос, т.к. крестит ребенка батюшка, с которым общались до этого несколько раз очень тепло и хочется его чем то лично отблагодарить, помимо официальной платы. деньги неудобно предлагать, а что уместно в качестве подарка не знаем. подскажите, кто знает, пожалуйста.:flower:
вполне можно отблагодарить деньгами, ведь батюшка зарабатывает себе на жизнь как раз исполнением треб
Да, я считаю это нормальным. Храм открыт для всех, поэтому возможно совершение Таинства и бесплатно. Особенно если вас там знают, как прихожанина, а не захожанина.
И, похоже, что это Вы не в курсе, за счет чего содержится церковь, раз возникает удивление по поводу оплаты.
Да и ладно, собственно, спор пустой, все равно каждый при своем остается, осуждать батюшек или учавствать в споре никому желаю и сама отколаниваюсь.
Да, я считаю это нормальным. Храм открыт для всех, поэтому возможно совершение Таинства и бесплатно. Особенно если вас там знают, как прихожанина, а не захожанина.
И, похоже, что это Вы не в курсе, за счет чего содержится церковь, раз возникает удивление по поводу оплаты.
Я в курсе за счет чего содержится, обсудили уже, но что это меняет?Я уже писала, почему у меня удивление по поводу оплаты. Да потому что это не фирма, это совершенно другое место, с другой миссией! Нужно понимать либо разницу между церковью и фирмой, либо признать, что разницы нет.
В соборах обычно цены выше. Если люди хотят совершить Таинство в таком храме, приходится и платить больше.
Я бы сказала иначе: если нет веры в Бога, то, наверное, нечего делать ни в соборе ни в маленькой церквушке. Никого не хотела обидеть.
И это правда. Ценник многих отворотит.
Я уже писала, что это вынужденная мера ибо Церковь отделена от государства и оно никак не помогает. Церкви приходится наоборот налог платит государству.
Я вообще не пойму проблему если я считаю себя православным христианином я буду радеть о том, чтобы в моем городе, в моем районе была церковь, захочу помочь наверное ее построить и потом наверное буду помогать ее облагоустраивать. Если я постоянный прихожанин я и так пожертвую на церковь и буду помогать ей существовать. А наверное вот этот «ценник» предложен в первую очередь для тех, кто пришел может первый раз и не знает, стесняется спросить сколько пожертвовать на нужды храма.
В других странах например по другому сделано если вы считаете себя например католиком, то от зарплаты автоматически отчисляется какая-то часть на существование того прихода, куда вы ходите.
А речь все таки наверное шла о благодарности священнику и конечно батюшка будет общаться со своми прихожанами не зависимо будут ли они его лично благодарить или нет. И очень кто-то хорошо написал самая большая благодарность батюшке-это видеть нас с вами на службе, учавствующими в Таинствах Церкви. А то мы иногда приходим просим благословение например на роды, просим молитв, а потом исчезаем очень надолго, батюшка все молится и переживает.
Вот удивительно, неужели у Вас ни разу не возникало простое чувство благодарности и желание сделать приятное человеку, который отдал себя благому делу? Пусть это будет учитель, врач, воспитатель,священник. Многие ли из нас избрали для себя такой путь, работу, в которой материальный доход не главное? Я нет, поэтому и преклоняюсь перед такими людьми.
Можно подумать, я ломаю голову о том, как отблагодарить депутата Гос. Думы:001:
Я бы сказала иначе: если нет веры в Бога, то, наверное, нечего делать ни в соборе ни в маленькой церквушке. Никого не хотела обидеть.
Я уже писала, что это вынужденная мера ибо Церковь отделена от государства и оно никак не помогает. Церкви приходится наоборот налог платит государству.
Я вообще не пойму проблему если я считаю себя православным христианином я буду радеть о том, чтобы в моем городе, в моем районе была церковь, захочу помочь наверное ее построить и потом наверное буду помогать ее облагоустраивать. Если я постоянный прихожанин я и так пожертвую на церковь и буду помогать ей существовать. А наверное вот этот «ценник» предложен в первую очередь для тех, кто пришел может первый раз и не знает, стесняется спросить сколько пожертвовать на нужды храма.
В других странах например по другому сделано если вы считаете себя например католиком, то от зарплаты автоматически отчисляется какая-то часть на существование того прихода, куда вы ходите.
А речь все таки наверное шла о благодарности священнику и конечно батюшка будет общаться со своми прихожанами не зависимо будут ли они его лично благодарить или нет. И очень кто-то хорошо написал самая большая благодарность батюшке-это видеть нас с вами на службе, учавствующими в Таинствах Церкви. А то мы иногда приходим просим благословение например на роды, просим молитв, а потом исчезаем очень надолго, батюшка все молится и переживает.
Вот удивительно, неужели у Вас ни разу не возникало простое чувство благодарности и желание сделать приятное человеку, который отдал себя благому делу? Пусть это будет учитель, врач, воспитатель,священник. Многие ли из нас избрали для себя такой путь, работу, в которой материальный доход не главное? Я нет, поэтому и преклоняюсь перед такими людьми.
+1 Сама по себе плата за крещение дикость, а уж личная благодарность за саму вообщем суть работы батюшки вдвойне
Думаю ничем, а то еще обидите! Мы крестились индивидуально, но «платы» определенной не было, батюшка сказал, сколько пожертвуете, то и хорошо.
Не обидится. Не стоит относится к священству, как к чему-то чуждому этому миру. Уместен будет любой подарок. Пишу исходя из личного опыта общения со священниками.
Я уже писала, что это вынужденная мера ибо Церковь отделена от государства и оно никак не помогает. Церкви приходится наоборот налог платит государству.
Я вообще не пойму проблему если я считаю себя православным христианином я буду радеть о том, чтобы в моем городе, в моем районе была церковь, захочу помочь наверное ее построить и потом наверное буду помогать ее облагоустраивать. Если я постоянный прихожанин я и так пожертвую на церковь и буду помогать ей существовать. А наверное вот этот «ценник» предложен в первую очередь для тех, кто пришел может первый раз и не знает, стесняется спросить сколько пожертвовать на нужды храма.
В других странах например по другому сделано если вы считаете себя например католиком, то от зарплаты автоматически отчисляется какая-то часть на существование того прихода, куда вы ходите.
А речь все таки наверное шла о благодарности священнику и конечно батюшка будет общаться со своми прихожанами не зависимо будут ли они его лично благодарить или нет. И очень кто-то хорошо написал самая большая благодарность батюшке-это видеть нас с вами на службе, учавствующими в Таинствах Церкви. А то мы иногда приходим просим благословение например на роды, просим молитв, а потом исчезаем очень надолго, батюшка все молится и переживает.
:))
Вы серьезно? Я не про помогут, я про спокойно говорить.
А почему собственно он вообще должен говорить о том есть деньги, нет их. Почему просто нельзя прийти и покреститься? ах да, прейскурант же есть.
Уж поверьте, если нет денег, то и без прейскуранта покрестят
Обычно люди. когда видят. что за что-то нужно платить. а у них нет денег, по меньшей мере чувствуют себя неудобно.
Неудобно в церкви чувствуют себя люди, далекие от церкви и нежелающие к ней приблизиться. Истинно верующие в церкви себя не чувствуют неудобно ни с деньгами ни без них.
Вам уже тут сто раз сказали, что если у вас нет денег, то для вас все будет бесплатно, но Вы как-то не хотите это слышать.
У церкви нет других доходов, кроме пожертвований, а расходы на содержание только храма огромные, но Вас ведь это не очень интересует, правда?;)
Неудобно в церкви чувствуют себя люди, далекие от церкви и нежелающие к ней приблизиться. Истинно верующие в церкви себя не чувствуют неудобно ни с деньгами ни без них.
Вам уже тут сто раз сказали, что если у вас нет денег, то для вас все будет бесплатно, но Вы как-то не хотите это слышать.
У церкви нет других доходов, кроме пожертвований, а расходы на содержание только храма огромные, но Вас ведь это не очень интересует, правда?;)