как открыть курсы по обучению без лицензии в казахстане
Открытие переводческого бюро и языковых курсов Версия для печати
Переводческий бизнес лучше открывать человеку, который знает хотя бы один иностранный язык на уровне устного общения и умения писать. Но при большем желании можно открыть этот бизнес и без соответствующего образования. Итак, что нужно для открытия переводческого бюро, в частности, требуются ли какие либо разрешительные документы?
Согласно Закону РК от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК «О разрешениях и уведомлениях» для ведения данного вида деятельности не требуется получения какого-либо разрешения государственного органа.
Чтобы оказывать платные услуги по переводу вам достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и своевременно оплачивать налоги. Для ведения данного рода деятельности, если годовой доход не превышает 300 МЗП, установленного 429 ст. Налогового Кодекса, рекомендуется организовать индивидуальное предпринимательство с применением специального налогового режима на основе патента.
Если будет использоваться труд наемных работников, рекомендуется организовать индивидуальное предпринимательство с применением специального налогового режима на основе упрощенной декларации.
Ведение языковых курсов
В сфере образования лицензированию подлежат только следующие виды деятельности:
Таким образом, организации, предоставляющие дополнительные образовательные услуги, в том числе преподавание языковых курсов, лицензированию не подлежат. Отсутствие лицензии у такой организации не лишает ее права выдавать сертификаты о прохождении обучения. То есть вы можете организовать курсы языков с выдачей сертификата либо без сертификата, но выданный вами сертификат не предоставляет слушателю права на преподавание, но подтверждает факт изучения языка в течение определенного времени, с указанием уровня и баллов слушателя.
Нужна ли лицензия, если я веду семинары
Читатель Вадим М. спрашивает:
Я провожу обучение для тренеров и фитнес-инструкторов, выдаю сертификаты от себя. Обучение проходит в арендованных помещениях в Москве и других городах России. Заранее ставится дата обучения, собираются люди и записываются на обучение.
Сейчас работаю как ИП без работников, но хочу нанять сотрудников. Хочется разобраться, нужна ли лицензия, если у меня будут сотрудники в штате?
Вадим, закон говорит так: все, кто ведут образовательную деятельность, должны получить для этого лицензию. Но у образовательной деятельности есть свои признаки, и, если у семинаров их нет, значит, и лицензия не нужна.
Что считается образовательной деятельностью
Признаки образовательной деятельности прописаны в законе об образовании. Вот основной:
Остальные признаки такие:
Ваши семинары, тренинги и мастер-классы проходят в разных зданиях, их не проводят обученные педагоги, и вряд ли у вас есть программа обучения на месяцы, расписание занятий и экзамены. Поэтому лицензию можно не получать.
Это не универсальное решение, лучше всегда ориентироваться по ситуации.
Как подстраховаться
Закон об образовательной деятельности неточный, по опыту, люди часто путаются, что считается образованием, а что нет. Чтобы к вам не пришли с вопросами, можно сделать вот что:
Если придерживаться этих нехитрых правил, можно спокойно работать без лицензии. А вот если семинары стали похожи на постоянную школу, вам за лицензией — об этом мы написали отдельную статью.
Как получить лицензию на образовательную деятельность
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Компания открыла учебные курсы, а ее за это оштрафовали
Компания не считала, что она осуществляет образовательную деятельность, для которой нужна лицензия. Но пришла транспортная прокуратура и выписала 40 тысяч рублей штрафа. Дело дошло до Верховного суда. Если вы кого-нибудь чему-нибудь учите, узнаете много интересного.
За что прокуратура выписала штраф?
Фирму оштрафовали за предпринимательскую деятельность без лицензии. По закону, если для какого-то бизнеса нужна лицензия, а ее нет, юрлицо штрафуют на 40—50 тысяч рублей, а ИП — на 4—5 тысяч.
Прокуратура решила, что раз компания кого-то чему-то учит, то это образовательная деятельность. А она по закону лицензируется. Учить без лицензии — нарушение.
Компания не согласилась платить штраф и пошла оспаривать его в судах. У нее это даже сначала получилось, но прокурор не сдался. Так они и судились больше года, пока судебная коллегия Верховного суда не поставила точку в этом деле.
Что сказали суды?
Прокурор прав. Курсы имеют все признаки образовательной деятельности. Пусть платят штраф.
Апелляция и кассация: 👎
Штрафовать за отсутствие лицензии можно, только если она обязательная. Не всякая деятельность лицензируется.
При лицензировании образовательной деятельности нужно учитывать, чему и для чего учат людей.
Со школами и вузами все понятно — это основное образование, для него нужна лицензия. Но по закону лицензия нужна еще и для дополнительного образования.
Две инстанции посчитали, что курсы, которые предлагает компания, — это не дополнительное образование. Они не обязательные и ни на что не влияют. Получить права на управление маломерными судами можно и без этих курсов. А если человек закончил курсы, это не дает ему преимуществ при получении прав и аттестации.
Фирма разработала собственную программу, и она не утверждала ее ни в каких органах. А сертификат после этих курсов фиксирует только их окончание и официально не считается подтверждением профессиональной квалификации.
Такие курсы вроде бы не попадают под законы об образовании и лицензировании. Решили, что прокурор не прав, первая инстанция тоже — штраф нужно отменить.
Дело оказалось сложным и важным: его передали на рассмотрение судебной коллегии. А еще оно вошло в пятый обзор судебной практики за 2017 год. Так бывает не с каждым делом.
Вот выводы трех судей с учетом аргументов всех сторон.
Образование — это процесс воспитания и обучения. Еще это совокупность знаний, умений, навыков, ценностей, опыта и компетенции. То есть образование — это не только садик, школа или вуз.
Обучение — это процесс получения умений, навыков и знаний. А еще это развитие способностей и их применения в повседневной жизни.
Содержание образования зависит от программы. Их может утверждать какое-то ведомство или разрабатывать тот, кто учит. Если фирма или ИП сами разработали какую-то программу или методику — это тоже образовательная программа.
Получается, что курсы для водителей катеров и лодок — образование. Слушатели получают какие-то навыки и знания. А компания проводит внутренние экзамены и проверяет, как усвоен материал.
Если фирма занимается образованием, это образовательная деятельность. Для нее нужна лицензия. Так государство контролирует, чтобы образовательные услуги никому не наносили вред. Лицензию на образовательную деятельность нужно получать обязательно, а не по желанию.
Тот факт, что эти курсы ни на что не влияют и не нужны для получения прав, — это не аргумент, чтобы не получать лицензию. И это совсем не значит, что деятельность не образовательная.
Прокурор был прав. Штраф законный, а работать без лицензии фирме нельзя.
Итог. Решение первой инстанции оставили в силе. Компания заплатит 40 тысяч рублей за то, что организовала курсы без лицензии. А если она и дальше будет так работать, ее опять оштрафуют и даже могут закрыть.
Кого касается это решение суда?
Это решение касается всех, кто организует курсы, тренинги и школы. Не обязательно учить детей или выдавать дипломы государственного образца. Если вы даете кому-то знания по собственной программе, на ваших курсах люди получают какие угодно навыки и потом могут применять их в обычной жизни, вполне возможно, вы не имеете права работать без лицензии.
Даже если вы на своих курсах и тренингах только мотивируете людей получать образование, это тоже может быть лицензируемым видом деятельности.
Я лично учу людей. Мне тоже нужна лицензия?
Например, репетитору по английскому языку лицензия не нужна. А вот если он объединится с другими преподавателями и откроет частную школу — нужна. Но если он будет преподавать в этой школе один, а на работу возьмет только уборщицу, то лицензия не нужна. Там есть еще нюансы, мы не даем полное руководство. Если работаете в этом сегменте, изучите нормативные документы по своему бизнесу или проконсультируйтесь у эксперта.
Что будет, если не получить лицензию?
Вас оштрафуют и даже могут запретить работать какое-то время. Сумма штрафа зависит от организационно-правовой формы. Для физлиц и ИП штраф меньше, чем для компаний, но он все равно есть.
Проверка может быть плановой, но может быть и внеплановой. О факте нарушения уполномоченный орган может узнать как угодно, например от ваших учеников или конкурентов.
Как оформить курсы и тренинги, чтобы не платить штраф?
Убедитесь, что у вас образовательная деятельность. Для начала изучите выводы Верховного суда из этого дела. Потом прочитайте статьи законов, на которые ссылается судебная коллегия.
Как видите, суды на местах по-своему толкуют одни и те же нормы закона. Узнайте мнение разных органов. Отправьте запросы в отдел образования в своем регионе, прокуратуру, Рособрнадзор. Запросы можно отправлять электронно или по почте. Сейчас даже ходить никуда не надо.
Ничего не спрашивайте устно. Подготовьте одинаковые запросы, в которых подробно опишите, чем занимаетесь, по каким ОКВЭДам работаете, кого, чему и зачем учите. Приложите свою программу обучения, расскажите, как организуете учебный процесс и чем подтверждаете квалификацию по завершении учебы.
Не пытайтесь скрыть смысл работы правильными формулировками в договорах. Если придет прокуратура или кто угодно еще с проверкой, это не поможет. Суд докопается до сути вашего бизнеса и разберется, на самом деле вы учите людей или просто передаете им набор вебинаров и ссылок для изучения. А если найдется недовольный ученик, который заплатил вам деньги, у проверяющих будет еще больше доказательств.
Собирайте ответы уполномоченных органов. Если вам ответят, что лицензия не нужна, а при проверке обнаружится, что это ошибка, будет аргумент оспорить штраф. Вы докажете, что хотели сделать все по закону и что-то для этого предпринимали.
Если лицензия нужна, получите ее. Узнайте, что нужно конкретно вам и сколько это стоит. В интернете полно информации о том, что делать и куда обращаться. Есть фирмы, которые помогут получить лицензию — вам даже делать ничего не придется.
Лицензия на образовательную деятельность — это долго и стоит денег. Но это точно дешевле, чем платить штрафы. Если вы получите лицензию, у вас будет преимущество перед конкурентами. Например, на ваши курсы разрешат потратить материнский капитал, а дипломы и сертификаты будут более ценными в профессиональном сообществе.
Правильно оформите документы. Если вы уверены, что вам не нужна лицензия, но нет желания проверять это в суде, обратитесь к юристу. Он поможет правильно оформить документы, чтобы ни у конкурентов, ни у прокурора не было шансов привлечь вас к ответственности.
Как получить лицензию для онлайн-школы, если у меня нет помещения?
Учитывая это, в вашей ситуации пока лучше оставить все как есть. Вы говорите, что преподаете как ИП. Получать лицензию для самостоятельного преподавания вам не нужно.
Но можно, например, спросить про лицензию в Рособрнадзоре, потому что некоторые положения в российском законодательстве допускают, что онлайн-школе без помещения все-таки реально получить лицензию. Но официально подтвердить это может только орган власти, курирующий сферу лицензирования в образовании.
Какие правовые документы можно использовать в свою пользу
Если будете писать в Рособрнадзор, есть несколько документов, на которые можно сослаться.
При этом в пунктах 2 и 3 письма Минобразования № ВК-1013/06 перечисляются минимальные требования к материальной базе для дистанционного обучения: нужны только браузер и подключение к интернету.
Чему нельзя обучать только через интернет
Некоторым профессиям нельзя обучать только дистанционно. Их перечень утвержден Минобрнаукой и касается среднего профессионального образования.
В основном в списке Минобрнауки технические и производственные специальности: слесари, монтажники и механики. Но также это касается дополнительного образования в медицине, искусстве или сфере услуг, если вы, например, обучаете будущих кассиров, официантов, барменов, ветеринаров.
Что будет, если преподавать без лицензии
За работу онлайн-школы с преподавателями, но без лицензии положены штрафы:
Помимо штрафа, могут отобрать средство производства, то есть компьютер, если так решит суд.
Что в итоге
Я советую вам задать вопрос Рособрнадзору, в письме сослаться на перечисленные выше положения законов и нормативных актов. Есть шанс, что ответ будет положительным. Тогда уже с официальным ответом можно будет начинать процедуру получения лицензии.
Основной момент, который я бы использовала при обращении в Рособрнадзор: для дистанционного обучения нужен только браузер и доступ к интернету. То есть рабочим местом преподавателя онлайн-школы может быть компьютер, ноутбук или планшет, которые могут находиться в любой точке мира. Главное, чтобы был интернет, а не кабинет в здании.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Свой бизнес: как открыть учебный центр
Бурное развитие бизнеса в сегменте учебных и образовательных центров является общемировой тенденцией. Концепция непрерывного обучения заставляет людей пользоваться услугами учебных центров на протяжении всей жизни – от дошкольного образования и до пенсионного возраста. Современные образовательные платформы делают возможным минимальный порог входа и обеспечивают хорошую рентабельность этого бизнеса.
Что такое современный учебный центр
Современный учебный центр представляет собой комплексный бизнес. Рассмотрим основные направления его деятельности.
Если 10-15 лет назад учебный центр представлял собой специализированную учебную организацию, занимающуюся обучением слушателей какой-либо деятельности или нескольким смежным областям деятельности, то в настоящее время учебный центр представляет собой, по сути, тренинговую и консалтинговую компанию.
Современный процесс обучения может быть как групповым, так и индивидуальным. Индивидуальный процесс обучения более близок к предоставлению консалтинговых услуг, где эксперты проводят обучение в соответствии с конкретными задачами клиента. Также и процесс группового обучения становится более близок к индивидуальному обучению, так как программа обучения гибко меняется в соответствии с пожеланиями и задачами слушателей. Программы обучения, в данном случае, становятся нацеленными на решение определенных практических задач, их становится много, каждая из них конкретно выражает требования определенной группы клиентов.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Еще одним отличием современного учебного центра является то, что его клиентами являются не только отдельные слушатели, а бизнес-структуры, которые хотят повысить профессиональную подготовку своих сотрудников в каких-либо направлениях. Такая работа, когда клиентом учебного центра является бизнес, называется сегментом B2B (бизнес для бизнеса) и является в настоящий момент основной движущей силой всей отрасли обучения, так как если отдельный слушатель оплачивает свое обучение самостоятельно и, соответственно, имеет ограниченные финансовые ресурсы, то бизнес имеет таких ограничений гораздо меньше.
Следует отметить еще тот факт, что учебные центры уже стали являться не просто дополнительным образованием, а постоянным спутником любого профессионала. Быстрое развитие научно-технического прогресса и накопление знаний во всем мире не позволяет профессионалу быть в курсе всех современных тенденций. С другой стороны, темп современной жизни не оставляет времени на самостоятельное развитие, гораздо проще пройти краткосрочные тренинговые курсы и получить лучший набор знаний по профессии, который уже выбрали профессиональные преподаватели, исходя из мирового опыта и лучших используемых практик.
Еще одной тенденцией, которая определяет быстрое развитие учебных центров в современный период, является постоянное изменение наиболее востребованных и актуальных профессий и направлений деятельности. Многие профессии, которые были востребованы 10-15 лет назад, теряют свою актуальность или дополняются новыми, несвойственными им ранее функциями.
Самым простым примером является профессия бухгалтера. Раньше это был специалист именно в бухгалтерии, теперь же профессия бухгалтера неотделима от компьютерных технологий – это и использование справочно-правовых систем, специализированных бухгалтерских программ, программ для сдачи отчетности и средств обмена данными. Программное обеспечение забирает на себя и автоматизирует все больше бухгалтерских функций, но заставляет бухгалтеров все больше становиться специалистами в области программного обеспечения. И таких профессий со сходными тенденциями – тысячи. Все эти специалисты нуждаются в постоянной профессиональной подготовке на базе учебных центров.
Формы организации работы учебного центра
В настоящий момент существуют две основные формы организации учебного процесса. Это онлайн и офлайн обучение. От выбора этой формы, или, скорее от того, какая форма будет превалировать в деятельности учебного центра, во многом зависит его организация и принципы функционирования.
Онлайн-обучение (по-английски online или e-learning) представляет собой дистанционное обучение, когда обучение ведется помощью интернета в режиме реального времени с помощью программ для проведения конференций или слушатель просматривает уже записанный видеоматериал.
Офлайн обучение представляет собой классический вид обучения, когда слушатель обучается в учебном классе, как правило в составе группы и тренер или преподаватель напрямую взаимодействует со слушателями.
Рассмотрим, в чем преимущество той и другой формы обучения.
Преимущества онлайн-обучения для учебного центра:
Прежде всего, это экономия расходов на содержание и оборудование помещений для обучения.
Из первого преимущества вытекает второе преимущество: цены на онлайн обучение можно сделать ниже, благодаря экономии затрат, то есть все больше людей смогут воспользоваться вашими обучающими программами.
Используя онлайн-модель обучения, ваш учебный центр может привлекать слушателей со всей страны и даже всего мира, существенно расширяя аудиторию слушателей и, соответственно, свои финансовые потоки без значительного увеличения затрат.
Комфортная среда обучения для слушателей, которые могут обучаться в удобном месте и в удобное время также способствует увеличению аудитории ваших курсов и росту вашей прибыли.
А вот выгод для учебного центра от проведения прямого, офлайн обучения почти нет. Расходы выше, аудитория, которую можно привлечь, меньше. Но существует ряд нюансов. Людям более высокой возрастной категории сложнее обучаться онлайн. Это происходит как из-за сложившейся психологической установки на прямое обучение, так и на недостаточности опыта и знаний при работе с компьютером. Так же следует учесть, что промежуточную проверку знаний тяжело проводить онлайн, особенно итоговые тестирования, по результатам которых выдается документ об окончании курсов. Конечно, такой документ можно предоставлять всем, кто заплатил за курс, но это значительно снизит ценность от прохождения ваших курсов в глазах слушателей. Не следует сбрасывать со счетов тот факт, что при прямом обучении лучше обеспечивается контакт с лектором.
И, наконец, следует учесть, что обучающие курсы дают возможность слушателям приобрести новые контакты, потенциально полезные в деловом плане, что является немаловажным стимулом для прохождения офлайн-курсов многими слушателями.
Таким образом, желательно совмещать плюсы онлайн и офлайн обучения, комбинируя эти формы обучения таким образом, чтобы Ваш учебный центр получал максимальную прибыль.
Самые выгодные направления обучения для учебного центра
Выбор направления для обучения очень важен для успешности создаваемого учебного центра. Следует заметить, что обучать можно чему угодно – от техники маникюра до работе на рынке криптовалют. Конечно, вам, как организатору учебного центра нет необходимости разбираться во всех направлениях самостоятельно. Ваша основная задача – организовать бизнес. Найти лучших тренеров или преподавателей, тем более, что вы можете предлагать работу по совмещению, не на полный рабочий день, не составляет труда.
Что касается России, то рынок дополнительного образования оценивается более чем в 100 миллиардов рублей. Почти семь миллионов граждан РФ занимаются на курсах дополнительного образования.
По мнению участников рынка, наиболее востребованными являются курсы длительностью до одного месяца.
Весь рынок дополнительного образования в России можно условно разделить на две большие части: дополнительное образование для детей и подростков, и дополнительное профессиональное образование.
С дополнительным образованием детей все просто. Наибольшую востребованность среди учебных центров имеют центры, занимающиеся подготовкой к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Это объяснимо, так как без специальной подготовки к ЕГЭ очень сложно набрать достаточное количество баллов для поступления в высшее учебное заведение. На втором месте по востребованности для детей и подростков идут различные языковые курсы, особенно курсы английского языка, что связано с традиционно низким уровнем его преподавания в обычной общеобразовательной школе. Далее идут художественное и спортивное образование. Особенно разнообразны направления дополнительного художественного образования. В нем популярны как классические курсы рисования, так и современные его направления, например, фотосъемка или актерское мастерство.
Определить список самых востребованных курсов для дополнительного профессионального образования гораздо сложнее, слишком обширен их перечень. Большинство слушателей в этом сегменте (порядка 44%) обновляли знания по ранее полученной в системе высшего или среднего образования профессии. Слушателями данных курсов являлись профессионалы, активно работающие по своей основной специальности, например, бухгалтера, аудиторы, юристы. Очень востребованы курсы, направленные на обучение и дополнительную подготовку работников образования и здравоохранения.
Рассматривая отраслевой характер наиболее востребованных направлений деятельности учебного центра, можем отметить, что здесь лидирует сфера добычи полезных ископаемых, что связано, с одной стороны с стремительным технологическим развитием отрасли, так и с наличием в данной отрасли достаточных финансовых ресурсов, которые, по данным статистики, позволили вовлечь в сферу дополнительного образования почти каждого третьего своего сотрудника.
Стоит обратить внимание на такие направления дополнительного образования как маркетинг в интернете, графический дизайн, логистика и корпоративное управление, то есть на те области, в которых высшее образование не успевает за современными тенденциями развития.
Говоря о дополнительном профессиональном образовании, нельзя не упомянуть концепцию непрерывного образования, очень популярную в развитых странах. Если коротко, то данная концепция предусматривает образование «не на всю жизнь, а в течение всей жизни». По этому показателю Россия существенно отстает от развитых стран. В РФ в процессе непрерывного образования участвуют не более 20% работающих, в странах Европейского союза этот показатель в два раза выше. Таким образом, потенциал развития дополнительного профессионального образования огромен, рынок должен вырасти не менее чем в два раза.
Поэтому, рассмотрим какие тенденции существуют на рынке дополнительного профессионального образования в развитых странах, так как тенденции, которые существуют там, скоро будут востребованы и в нашей стране, необходимо к этому подготовится, чтобы заранее занять свою нишу.
Прежде всего, это курсы, связанные с бизнес-администрированием и управленческой деятельностью. Например, к ним относятся курсы, направленные на развитие аналитических способностей, инструменты для принятия решений в сложных ситуациях, тренинги для повышения производительности и управления собственным временем. Очень быстро развиваются учебные центры, специализирующиеся на развитии навыков управления и лидерских качеств для женщин. В России такое направление развито слабо, гендерная окраска в образовании в нашей стране, как правило, не приветствуется, но она является мировой тенденцией. Стоит внимательно присмотреться к этому направлению.
Очень популярны за рубежом профессиональные курсы поварского искусства, психологического развития и ремонта.
Так какое направление стоит выбрать как более выгодное? Точного ответа на этот вопрос нет. Нельзя выбирать специализацию учебного центра, исходя из того, какие направления наиболее востребованы сейчас – к тому времени, как вы выйдете на рынок, вам придётся конкурировать за клиентов с учебными центрами, которые уже будут иметь устойчивую репутацию в данном сегменте. Выбирайте те направления специализации учебного центра, которые либо позволяют слушателям переквалифицироваться и получить более современную специальность, либо зарабатывать больше денег в своей специальности. Ну, и, конечно, заполнять свой досуг. Курсы поварского искусства особенно популярны в наше время.
Юридические аспекты создания учебного центра: лицензии, сертификаты, разрешения
Начнем с самого важного момента – нужна ли лицензия для учебного центра. Это сложный вопрос с юридической точки зрения. На практике, данная сфера бизнеса регулируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Не смотрите на то, что законы были приняты давно. Ежегодно в них идут дополнения и уточнения, практика их применения, в связи с неоднозначностью формулировок достаточно сложна. Не вдаваясь в юридические сложности, ответим на этот вопрос просто.
Лицензия для учебного центра нужна. Исключением является тот случай, когда преподавание ведет индивидуальный предприниматель лично. Он не имеет права нанимать сотрудников. Как правило, это репетиторская деятельность. Но формат учебного центра, о котором мы говорим в данной статье другой – мы предполагаем создание учебного центра с несколькими преподавателями, работающими на постоянной основе и несколькими учебными программами. В данном случае лицензия обязательна.
Конечно, существуют «законные» варианты обхода этого закона. К одному из них относится, например, схема по которой каждый репетитор заключает отдельный договор с учениками, а учебный центр заключает договор с каждым репетитором или преподавателем на аренду помещения. Вариант неоднозначный с юридической точки зрения. Мы настоятельно не рекомендуем пользоваться таким вариантом без консультации с квалифицированным юристом в вашем регионе, так как действия надзорных органов могут быть совершенно различными.
Поэтому рассмотрим, что нужно для получения лицензии для учебного центра. Все начинается с выбора организационной формы учебного центра. Согласно закону, это может быть образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Образовательные организации представляют собой некоммерческие организации (АНО, НОЧУ, ОЧУДО и прочие). Организации, осуществляющие обучение – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе и с сотрудниками. Мы выберем второй вариант, так как все-таки собираемся осуществлять коммерческую деятельность, да и требования при получении лицензии к ним ниже.
Получение лицензии для организации, осуществляющей обучение, не представляет особой сложности. Не будем останавливаться на этом подробно, в целом схема выглядит следующим образом: получение заключения от Роспотребнадзора и самой лицензии в Департаменте образования. Естественно, для получения этих документов недостаточно просто заявлений, к ним прикладывается еще достаточно большой перечень документов. Данный перечень вы можете получить у сотрудников этих органов. Пошлина за получение лицензии составляет 7500 рублей. Озаботьтесь получением этого перечня заранее, так как существуют особые требования к помещениям для разных типов учебных центров. Например, в детском обучающем центре должно быть, как минимум три туалета: для мальчиков, девочек и для сотрудников. А это можно организовать не в каждом помещении, так что будьте внимательны.
Если же Вы не хотите самостоятельно проходить всю эту процедуру, то вам помогут специализированные организации. Срок получения такой лицензии занимает около трех месяцев, стоимость услуги – от 30 тысяч рублей.
Есть некоторые сложности и по выбору кода ОКВЭД. Основным будет являться код ОКВЭД раздел P «Образование». А вот с выбором подраздела могут быть сложности. Все зависит от многих факторов: продолжительности курсов, формы организации, типа оказываемых услуг. Настоятельно рекомендуем вам в данном вопросе воспользоваться консультацией Росстата или Росстандарта в Вашем регионе, либо обратится в соответствующую юридическую компанию за консультацией. У различных контролирующих органом могут быть претензии по данному вопросу, поэтому лучше заранее уточнить все нюансы.
Инвестиции, прибыль и финансовые показатели учебного центра
Сразу определимся, что вопрос вложений и прибыльности учебного центра зависит от множества факторов. Если вы планируете начать с онлайн курсов и вести их самостоятельно, то инвестиции составят от 50 тысяч рублей. Вам достаточно будет приобрести компьютер с выходом в интернет, зарегистрировать ИП и потратить некоторую сумму на рекламу. Лучше всего в данном случае будет работать реклама в социальных сетях. Предпочтительно в Facebook. Но тут все зависит от направленности ваших курсов. Например, для кулинарных курсов будет лучше работать Инстаграм.
Если ваша деятельность будет связана с офлайн обучением, то прежде всего, вам необходимо помещение, соответствующее определенным требованиям для учебных заведений. Стоимость аренды такого помещения может быть не очень большой, так как по площади оно может быть от 25-30 метров квадратных. Возможно, понадобится ремонт, но это все индивидуально.
Другой значительной статьей расхода может быть приобретение офисной и компьютерной техники, проектора и прочего оборудования необходимого для осуществления учебного процесса. Если ваши курсы связаны с компьютерами и вам нужно оснастить ими каждое учебное место, то расходы на это могут составить от 300 тысяч рублей на десять учебных мест. Округленно, если мы арендуем помещение, оно не требует значительного ремонта, и мы оснащаем каждое учебное место компьютером, то расходы на организацию такого центра, с учетом мебели, составят от 600 тысяч рублей. Также необходимо предусмотреть оперативный запас на несколько месяцев на оплату аренды и заработной платы на то время, пока вы не выйдете на операционную окупаемость. Итого затраты на открытие офлайн обучающего центра составят от 1 миллиона рублей.
Что касается расходов, то основную часть будет составлять заработная плата преподавателей или экспертов, которые будут проводить обучение. Прибыль же напрямую будет зависеть от количества слушателей на ваших курсах и количества преподавателей. Приведем пример. Предположим, вы организовали офлайн учебный центр с тремя преподавателями, то есть на три программы. Срок обучения – один месяц по все программам. Среднее количество слушателей на программе – 10 человек. Стоимость курса составляет 8 тысяч рублей. Таким образом, ваша выручка составит около 240 тысяч рублей. Расходы, с учетом аренды, заработной платы, налогов и рекламы, составят порядка 180 тысяч рублей. Итого ваш доход составит порядка 60 тысяч рублей в месяц.
Что касается онлайн курсов, то при минимальных вложениях и качественных востребованных направлениях курсов мы можем получить и более 50 человек на курсе. Прибыль с проведенного курса может составлять более сотни тысяч рублей.
Срок окупаемости учебного центра составляет в среднем около одного года.
Существуют и менее очевидные способы монетизации онлайн учебных центров. Например, можно зарабатывать и предоставлением с полностью бесплатных тренингов. Модель выглядит следующим образом. Российские партнеры компании Coursera, бесплатно предоставляют свои обучающие тренинги, но за прохождение аттестации и получение свидетельства взымает плату. Подготовив не очень значительное количество курсов на русском языке и затратив на их подготовку около 2 миллионов долларов, российское подразделение Coursera получило годовую выручку около 3 миллионов долларов. То есть окупила свои затраты менее чем за год. А ведь эти курсы могут приносить прибыль годами.
Маркетинг и продвижение учебного центра
Приведем несколько основных правил, которым необходимо следовать, продвигая учебный или тренинговый центр.
Стремитесь продавать свои продукты как можно более широкой аудитории: компаниям, детям, их родителям, студентам. Например, если речь идет о детском центре, то если вы не представите родителям свой курс выгодно, то не приобретете клиента, а если не увлечете ребенка на первом занятии, то он больше не придет.
Основной канал продвижения для учебного центра – это виральность, то есть способ рекламы, когда информация передается самими пользователями, иными словами «сарафанное радио».
Рекламируйте не центр, рекламируйте преподавателей и экспертов. Таким образом вы привлечете больше слушателей и повысите их доверие.
Делайте дополнительные продажи. Предположим, прошедшим начальный курс, предлагайте более дорогой продвинутый, а далее – экспертный.
Используйте для продвижения социальные сети. В них пользователям легко делиться понравившейся информацией. Выкладывайте на страницы своего учебного центра не новостную и рекламную информацию, а конкретные кейсы и варианты их решения, пусть читатели в социальных сетях видят потенциал ваших курсов.
Постоянно получайте обратную связь от своих слушателей. Это не только позволит вам сделать курсы все более полезными и эффективными, но и повысит лояльность клиентов. Обязательно просите слушателей составлять отзывы о пройденных курсах на вашем сайте или странице в социальных сетях.
Франшиза и онлайн-платформы для учебного центра
Даже если вы планируете открыть офлайн учебный центр, то в его программу необходимо добавить и онлайн составляющую, чтобы расширить аудиторию и привлечь новых клиентов. Современные специальные платформы позволяют это сделать легко и почти без вложений.
За небольшую плату вы получите не только все необходимые инструменты для проведения обучения в режиме онлайн, но и возможность получения оплаты и проведения дополнительных продаж. На многих площадках есть бесплатный период для проведения нескольких онлайн семинаров, Вы сможете легко и без вложений оценить эффективность такой формы обучения.
Также для упрощения запуска бизнеса, особенно если вы не работали ранее в этом бизнесе, вам может помочь приобретение франшизы учебного центра. Зачастую компании, которые предлагают франшизы, предоставляют не только уже разработанные курсы, но и клиентов, самостоятельно обеспечивая рекламную деятельность для вашего учебного центра, а также предоставляют юридическое и бухгалтерское сопровождение.
Подведя итог, делаем вывод, что создание учебного центра — это перспективный бизнес, потенциал которого на рынке России только раскрывается. Эффективные методы онлайн обучения могут минимизировать вложения, а привлекаемая аудитория обеспечит хорошую доходность.