как писать складки на иконах

Нанесение красочного слоя

Таким образом мы получили на поверхности доски линейный рисунок. Настало время приступать к нанесению красочного слоя.

В качестве красящего вещества в иконописи издревле была избрана темпера, то есть краска, приготовленная на желтковой эмульсии. Живопись темперой была широко распространена еще в Византии. Краски, приготовленные на яйце, обладают большой прочностью. Создается впечатление, что они вообще не поддаются разрушению естественными факторами. Особенно прочными оказались краски, изготовленные из природных (натуральных) пигментов. Они не портятся, не выгорают, а с годами лишь крепнут.

По своим свойствам темпера подходит для иконописи как нельзя лучше. Оставаясь легкой и прозрачной, она позволяет создавать тона необычайной силы.

Итак, после перевода на левкас рисунка начиналось нанесение красочного слоя, так называемый «роскрышь». Последовательность писания иконы была выработана еще в древности, и вот уже несколько веков она остается неизменной. Начинали роскрышь с основных тонов, занимающих на иконе большие площади.

При внимательном рассмотрении иконы можно заметить, что краски на поверхность наложены в одних местах густо и равномерно, в других – прозрачно и неравномерно. Для получения звучных, как будто светящихся изнутри тонов мастера применяли метод «налива» жидкой краски на левкас, который на жаргонном языке иконописцев называют «плавью». Этот метод и дает неравномерность красочного слоя и придает ему живое, трепетное звучание. Покрывать участки левкаса лучше за один раз, так как покрытие одного и того же участка в несколько слоев снижает звучность красочного слоя. Наносить краску плавью следует осторожно, легкими движениями, последовательно, участок за участком, не размывая по возможности грунт. Однако, как бы искусно ни был наложен основной тон, после высыхания на нем могут обнаружиться какие-то шереховатости, которые можно выровнять полусухой кистью.

После раскрытия краской всей поверхности иконы мастер приступал к раскрытию головы, рук, ног и других частей обнаженного тела. Для этого он составлял локальный красочный тон, называемый иконописцами «санкирем». Тон санкиря – это тень лица. Состав его может значительно разниться. Так, палехские иконописцы санкирь составляли из охры темной, сажи и в зависимости от колера иконы небольшого количества киновари или изумрудной зелени. Иконописцы Троице-Сергиевой лавры в наши дни составляют санкирь из охры светлой, охры красной (или сиены жженой) и изумрудной зелени.

Причем санкирь составлялся или «в красноту», или «в зелень». Если обший колорит иконы холодный, то санкирь составлялся «в красноту», и наоборот, при теплом колорите санкирь делался зеленоватым.

Иногда я составляю санкирь всего из двух красок: кадмия оранжевого и окиси хрома. При этом его можно составить как «в красноту», так и «в зелень».

После выполнения роскрыши мастер приступает к обработке красочных пятен графическими средствами, то есть линией. Прорисовка контуров изображений темными красками называется росписью, а прорисовка черт лица, головы и частей обнаженного тела принято называть описью.

Рисунок иконы должен быть графически четким. Линия уверенная, твердая, четко очерчивающая детали иконы – архитектуру, пейзаж, черты ликов, пряди волос, складки одежды, контуры человеческих фигур. Красота линии зависит от различной насыщенности и ритмической напряженности. Она должна быть не однообразной, а литься свободно, сочно и живописно.

Цвет росписи и описи могут быть такими же, что и цвет роскрыши, но только более темными по тону. Но могут быть выполнены и совсем другим цветом. Например, по зеленому санкирю опись выполняют жженой сиеной, умброй или жженой умброй.

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

После того как мастер заканчивает роспись и опись, он приступает к нанесению «пробелов». Пробела – это высветления на одеждах, ликах, горках, палатах и других элеметах изображения, придающие им условно-декоративный объем. Они выполняются краской или золотом. Нанесение пробелов не простое дело. Пробела, положенные неграмотно, уродуют фигуру, они могут не украсить элементы композиции, а обезобразить их.

Пробела краской наносятся в 2 – 3 слоя, причем каждый последующий сокращается по площади. Первый тон лишь немного светлее тона роскрыши. Второй тон выполняется более светлым и меньшим по площади. Третий тон – это светлые черточки, отмечающие наиболее выпуклые места. Их принято называть «оживками» (рис. 17).

После нанесения пробелов производятся притенения наиболее углубленных мест одежды, лиц, палат и так далее, так называемый «приплеск». Он выполняется очень жидкой краской, что позволяет получать весьма тонкий красочный слой. Чаще всего приплеск выполняется иным цветом, чем цвет роскрыши. Например, свет желтый – тень зеленая; свет красный – тень коричневая и так далее.

На обнаженных частях тела также делается приплеск, причем если, например, рука лежит на одежде холодного оттенка, то приплеск делается теплым – сиеной или красной охрой, а на одежде теплого оттенка притеняется зеленой краской.

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Источник

Обучение иконописи

Ико­но­пись – это вид живо­пи­си, обла­да­ю­щий сво­ей эсте­ти­кой, при­ё­ма­ми, тех­но­ло­ги­ей. В дан­ной ста­тье основ­ное вни­ма­ние я уде­ляю эсте­ти­ко-ремес­лен­но­му нача­лу в ико­но­пи­си. Для созда­ния совер­шен­но­го обра­за, по воз­мож­но­сти, нуж­но овла­де­вать и совер­шен­ной фор­мой. Кро­ме овла­де­ния ремес­лен­ны­ми навы­ка­ми необ­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать худо­же­ствен­ный вкус, поча­ще созер­цать шедев­ры рус­ской и миро­вой ико­но­пи­си, нахо­дя­щих­ся в музе­ях, что, к сожа­ле­нию, доступ­но не всем. Часто репро­дук­ции икон гре­шат иска­же­ни­ем цве­та, сами ико­ны быва­ют в пла­чев­ном состо­я­нии. Для обу­че­ния необ­хо­ди­мы, конеч­но, хоро­шие аль­бо­мы, репро­дук­ции, луч­ше фото­гра­фии фраг­мен­тов, сде­лан­ные в музе­ях, кото­ры­ми обла­да­ют серьёз­ные ико­но­пис­ные школы.

После эле­мен­тар­ных упраж­не­ний, опи­сан­ных в преды­ду­щей ста­тье – гор­ки, архи­тек­ту­ра, вода, дере­вья, мож­но при­сту­пить к пись­му антич­ных оде­я­ний свя­тых, поизу­чать систе­му пробело́в на склад­ках. Основ­ные при­ё­мы созда­ния ико­но­пис­ной опти­че­ской систе­мы: роскрышь, при­те­не­ние, высвет­ле­ние, опись, лес­си­ров­ка. Часто уча­щи­е­ся вме­сто посто­ян­ных упраж­не­ний жела­ют узнать какие-то «сек­ре­ты» или «осо­бые тех­но­ло­гии», кото­рых не суще­ству­ет. Луч­ше хоро­шо выпол­нить про­стую зада­чу, напри­мер, мно­го­крат­но напи­сать рукав, или дру­гой фраг­мент оде­я­ний, что­бы он выгля­дел убе­ди­тель­но. Упраж­не­ния мож­но делать на залев­ка­шен­ной натя­ну­той бума­ге или орга­ли­те, неудав­ши­е­ся момен­ты надо научить­ся счи­щать скаль­пе­лем. Роскрышь, т. е. пят­но цве­та на одеж­дах, наби­ра­ет­ся плот­нее, чем гор­ки, но с неко­то­рой долей про­зрач­но­сти. Про­бе­ла́ име­ют сту­пен­ча­тый харак­тер, дости­гая в неко­то­рых древ­не­рус­ских ико­нах до пяти сту­пе­ней. Они долж­ны чёт­ко отде­лять­ся друг от дру­га, иметь свою логи­ку постро­е­ния объ­ё­ма. Начи­на­ют­ся про­бе­ла́ не чисты­ми бели­ла­ми, в них может под­ме­ши­вать­ся цвет роскры­ши или дру­гой пиг­мент. На сире­не­вом цве­те часто дела­ют­ся холод­но-синие про­бе­ла́, такой цвет дают смесь белил и чёр­но­го. Про­бе­ла́ в послед­них фазах дости­га­ют пол­ной плот­но­сти, в сред­них – более про­зрач­но, сквозь них может про­све­чи­вать цвет одежд. С тене­вой сто­ро­ны объ­ём моде­ли­ру­ет­ся «при­те­не­ни­я­ми» – тон­ки­ми, про­зрач­ны­ми, лес­си­ро­воч­ны­ми сло­я­ми крас­ки, цве­та немно­го тем­нее роскры­ши. Завер­ша­ет­ся постро­е­ние фор­мы опи­ся­ми и белиль­ны­ми тон­ки­ми маз­ка­ми. Опи­си созда­ют тене­вую «глу­би­ну», они име­ют раз­ную интен­сив­ность, с тене­вой сто­ро­ны – тем­нее. Необ­хо­ди­мо научить­ся в поис­ках выра­зи­тель­но­сти спо­кой­но «мять» мате­ри­ал, менять про­пор­ции, цве­та, дви­гать какие-то дета­ли, что-то счи­щать частич­но или пол­но­стью. Исправ­ле­ния рисун­ка вид­ны на древ­них ико­нах, ника­кой «гра­фьёй» ста­рые масте­ра не поль­зо­ва­лись. Про­ца­ра­пы­ва­ние кон­ту­ра дела­ет­ся при золо­че­нии, что­бы при нахлё­сты­ва­нии золо­та не поте­рять силу­эт. Тех­ни­ка постро­е­ния объ­ё­ма в иконе мно­го­слой­ная, слои под­су­ши­ва­ют­ся, рабо­та «по сыро­му» не ведётся.

При напи­са­нии мно­го­цвет­ных празд­ни­ков важ­но гар­мо­нич­но подо­брать цве­та, посте­пен­но уточ­няя их, все­гда луч­ше начи­нать блед­но, чем потом счи­щать слои скаль­пе­лем. В искус­стве ико­но­пи­си мно­гое зави­сит от внут­рен­ней куль­ту­ры чело­ве­ка, его эсте­ти­че­ских прин­ци­пов и ремес­лен­но-худо­же­ствен­ных навы­ков, уме­ние выби­рать из все­го огром­но­го мате­ри­а­ла самое выра­зи­тель­ное. Все цве­та на иконе под­дер­жи­ва­ют друг дру­га, сам по себе цвет вооб­ще не суще­ству­ет, какой нибудь охри­стый цвет рядом с синим выгля­дит ярко-оран­же­вым, а гряз­но-зелё­ный рядом с крас­ным ста­но­вит­ся весь­ма ярким. Мож­но делать коле­ров­ку на бума­ге, при­став­ляя кусо­чек коле­ро­ван­ной бума­ги к дру­гим цве­там. Важ­но не задер­жи­вать­ся на каком-то одном эта­пе, а попро­бо­вать про­ра­бо­тать чёт­ко наи­бо­лее понят­ный эле­мент ико­ны. Начать писать опи­си, про­бе­ла́, затем опять перей­ти к уточ­не­нию цве­та, тогда ста­нет виден даль­ней­ший путь рабо­ты. Конеч­но, мастер­ство дости­га­ет­ся боль­шим тру­дом и прак­ти­кой. Чёт­ко опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти напи­са­ния ико­ны я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Ино­гда начи­наю с про­ра­бот­ки лика, ино­гда – оде­я­ний. Укла­ды­вать золо­то, в неко­то­рых слу­ча­ях, при­хо­дит­ся так­же после опре­де­ле­ния основ­ных цве­то­вых пятен и силу­эта, кото­рый в каран­даш­ном рисун­ке не все­гда поня­тен. Каран­даш­ный рису­нок я не обво­жу тём­ной крас­кой, как дела­ют мно­гие ико­но­пис­цы, нано­шу цве­та не так плот­но, что­бы рису­нок про­све­чи­вал сквозь роскрышь, затем наме­чаю склад­ки, про­бе­ла́, сно­ва уплот­няю общий тон, ино­гда меняя, уточ­няя пред­ва­ри­тель­ный рису­нок. Часто при­ме­няю лес­си­ров­ку – это покры­тие тон­ким сло­ем крас­ки уже напи­сан­ных частич­но или пол­но­стью фраг­мен­тов ико­ны. Этот при­ём обоб­ща­ет дроб­но напи­сан­ные дета­ли. При­ме­няю его и в пись­ме ликов. Начи­наю с наи­бо­лее понят­ных мест ико­ны, даль­ней­шее реше­ние обра­за при­хо­дит посте­пен­но. Важ­но научить­ся при­ни­мать воле­вые реше­ния и про­дви­гать рабо­ту, не зацик­ли­ва­ясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Послед­няя ста­дия созда­ния ико­ны – нане­се­ние золо­тых штри­хов на ассист. Лип­кое веще­ство – чес­ноч­ный сок, вини­лик – син­те­ти­че­ский мате­ри­ал. Я поль­зу­юсь вини­ло­вым неза­сы­ха­ю­щим лаком “goldsize”. Гото­вую ико­ну луч­ше под­су­шить несколь­ко дней. На места, где будет ассист, нане­сти мел хоро­ше­го каче­ства, слег­ка вти­рая его кисточ­кой, для обез­жи­ри­ва­ния. Акку­рат­но нане­сти кле­я­щее веще­ство штри­ха­ми и пят­на­ми. Затем мож­но нано­сить золо­то, наре­зая его неболь­ши­ми кусоч­ка­ми и пере­но­ся и при­ми­ная его хлеб­ным мяки­шем. Оста­нут­ся золо­тые штри­хи, в тех местах, где был нане­сён вини­лик. Над­пись я ком­по­ную на каль­ке, затем пере­дав­ли­ваю руч­кой без пас­ты на золо­той фон. По золо­ту мож­но писать акри­ло­вой крас­кой или тем­пе­рой ПВА. Место, где будет над­пись, покры­ваю акри­ло­вым лаком, крас­ка по нему хоро­шо ложит­ся. Золо­то покры­ва­ет­ся про­зрач­ным лаком, ико­на олифится.

Гото­вая ико­на покры­ва­ет­ся нату­раль­ной оли­фой с сик­ка­ти­вом, посколь­ку син­те­ти­че­ский лак и раз­ба­ви­те­ли выбе­ли­ва­ют жел­ток. Эта опе­ра­ция так­же может пре­вра­тить­ся в про­бле­му и тре­бу­ет навы­ка. Сырая оли­фа без сик­ка­ти­ва дол­го сох­нет и на неё может налип­нуть пыль. Я поль­зу­юсь покуп­ной немец­кой оли­фой, раз­бав­ляя сырой нату­раль­ной. Так­же мож­но про­то­мить нату­раль­ную оли­фу с аце­та­том кобаль­та, кото­рый явля­ет­ся сик­ка­ти­вом, т. е. убыст­ря­ет про­цесс высы­ха­ния. Томят в духов­ке 3–4 часа. Покры­ваю ико­ну кистя­ми не за один раз. Рука­ми осо­бо не раз­гла­жи­ваю, пото­му что мож­но обо­драть ассист и крас­ку. Луч­ше всё это про­бо­вать на каком-либо ненуж­ном эски­зе, кото­рый не жал­ко испортить.

Процесс написания иконы

Ико­на «Вос­кре­се­ние Христово»

Про­цесс написания
1как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
2как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
3как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
4как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
5как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
6как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
7как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
8как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
Ико­на «Спа­си­тель»

Про­цесс написания
1как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
2как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
3как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
4как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
5как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
6как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
7как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
Ико­на «свт. Ген­на­дий Нов­го­род­ский»

Про­цесс написания
1как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
2как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
3как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
4как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
5как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах
Ико­на «Свт. Гри­го­рий Бого­слов»

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

Рису­нок каран­да­шом на залев­ка­шен­ной доске

Источник

Как пишут иконы маслом

До XVIII века иконы писали темперными красками. После постепенно стали использоваться масляные краски. Письмо, сочетавшее использование темперных красок и масляных, получило название «Фряжское письмо». Большой выбор икон предлагает иконописная мастерская Алипия Печерского в Москве.

Техника написания иконы

Традиционная икона пишется на деревянной доске с углублением – «ковчегом». Иногда доска выбирается без него. На доску наклеивается ткань – «паволока». После чего поверхность грунтуют.

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

Алебастровый грунт или меловый называют «левкас». Грунт наносят в несколько слоев. Когда он полностью высох, поверхность шлифуется и наносится рисунок будущей иконы.

Затем мастер приступает к нанесению образа красками. Главным отличием масляной иконы от темперной является использование холста вместо доски. Также при создании масляной иконы не применяется «роскрышь» – прорисовка основного фона.

Виды масляной иконописи

Первый тип масляных икон характеризовался золотым фоном, вызолоченными обшивками и венцами святых. Основой являлся меловый грунт (левкас). Работа начиналась с рисованием углем изображения. После чего мастер приступал к чеканке. Чеканка обшивки, нимбов, фона была разная.

Нимб и кайма чеканились глубже, чем фон. Выполненная чеканка расписывалась разными цветами под эмаль. Мастера, писавшего изображение святого, именуемую «Доличник». Роспись одежды святого походила на богатую золотую ткань.

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

Затем мастер, писавший лик, изображал образ святого как можно реалистичнее. Лик рисовался в 4 этапа – «подмалевка», «перемалевка», «заканчивание». Современные мастера иногда также используют их.

После каждого эта икона сушилась. В самом коцеголова святого отделывалась яичными красками. Перед их нанесением голова и десницы натирались луковым соком, который выполнял функцию скрепления двух типов красок. По окончанию работы наносился в лак в два этапа.

Второй тип масляной иконописи отличался выполнением работы на голубых тонах с изображением реалистического пейзажа. Нимбы святых и кайма покрывались позолотой, которая походила на золотую вязь. Пейзажи связывались с событиями из жизни святых. Иконы излучали мягкость, одновременно изображая реальные сюжеты.

Отличие масляной иконописи от темперной

Иконы выполненные масляными красками отличаются реалистичностью изображения. Складки на одежде, пейзаж, расположение фигуры, лик, приближены к реальности.

Масляные иконы в современной живописи называют академическими иконами. Однако иконы поражают своей яркостью, эмоциональностью.

Источник

Икона. Как создается чудо. Часть 1

Недавно специально для британской королевы Елизаветы II в Букингемский дворец была привезена сделанная по заказу на Урале икона Божьей Матери «Умиление». Теперь она красуется в монарших покоях главы англиканской церкви, и королева даже молится перед образом. Объяснили члены августейшей семьи такой нетрадиционный для англикан шаг просто: «От ваших икон исходит удивительная сила».

«В иконе есть нечто, что позволяет понять реальность Божества», – говорят сами иконописцы, люди, которые соприкасаются с этой тайной плотнее кого бы то ни было. Знакомство с мастерством иконописи изнутри – не поможет ли оно прикоснуться к этому чуду и понять слова священника и ученого Павла Флоренского: «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог»?

365 дней одной иконы

Открывается дверь одной из мастерских Православного Свято-Тихоновского Богословского университета – и нас «встречает» святой Георгий Победоносец. Почему-то этого святого невозможно не узнать, хотя на большом рисунке, сделанном с его иконы, он изображен в совсем непривычных декорациях: святой Георгий на своем коне перевозит через море маленького человека (по размеру он в несколько раз меньше святого), держащего в руках сосуд с вином.

Про­цесс написания
1
как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

Это рисунок дипломница Надежда Степанова сделала с фотографии киприотской иконы конца 13-го века, которая изображает сказание о местном чуде. Один юноша был захвачен в плен агарянами прямо в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Ровно через год, точно в тот день, когда молодой человек был пленен иноверцами, по молитвам его матери он был чудесным образом возвращен домой. Юноша прислуживал агарянскому князю за столом, а перед пораженными родителями явился прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: «Я налил вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь…».

Икона, судя по всему, будет необыкновенная. Но она должна быть готова через пару месяцев, а образ лишь намечен карандашом, хотя студентам отводится целый год на подготовку такой работы. Дело тут не в нерадивости, а просто в технологии написания современных образов: прежде чем взяться за кисточку, за что только не приходится браться иконописцу…

Малярно-столярные работы

На одну икону уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, иногда и больше. Скажем, если это образ с элементами резьбы по дереву – такое чудо тоже есть в мастерской – то, конечно, он потребует к себе «повышенного внимания». Все зависит от размера, сложности, а еще от опыта мастера.

Прежде чем взяться за кисточку, иконописец вынужден несколько дней посвятить подготовке. Нет, речь не о тысяче поклонов или десятке акафистов, и даже не о строжайшем посте. До кисточки в руках ремесленника побывает шкурка, резец, шпатель и множество разных инструментов и приспособлений, в том числе самодельных.

Да, любая икона, конечно, начинается с молитвы. Но технологически – с доски.

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

«Еще в 90-е годы была настоящая проблема: где доску взять? – вспоминает Екатерина Дмитриевна Шеко, зав. кафедры иконописи факультета церковных художеств СТПГУ. – Доходило до того, что мы отыскивали какие-то обрезки и на них писали».

Сегодня вопрос решается гораздо проще: изготовлением основы под иконы занимаются специализированные мастерские, где доски определенным образом склеивают, просушивают. Самый распространенный материал – липа: она плотная и легкая в обработке – что называется, дешево и сердито. Иногда – например, для более дорогих икон – используют бук, дуб или кипарис, а, если уж совсем ничего нет, на худой конец можно взять и смолистую сосну.

Вот доска ложится на стол перед иконописцем – и тут-то он перевоплощается скорее в ремесленника, нежели в художника…

Для начала вырезается «ковчег» – углубление на лицевой стороне доски, место для будущего изображения. Это элемент необязательный, образ «с чистой совестью» можно создавать и на одноуровневой доске.

Теперь можно писать икону? Увы, нет – рано.

Теперь на доску клеят паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань (иногда – просто марлю), играющую роль подстраховки: даже если дерево потрескается, изображению это не повредит. В самых древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски, однако века с XIV-го ткань научились приспосабливать лишь на места, наиболее подверженные растрескиванию – стыки многочастной иконной доски, локальные дефекты (сучки, свили).

Манипуляции, еще более напоминающие малярные и столярные работы, продолжаются… В мастерской постоянно звучат «инородные», режущие непросвещенный слух слова «левкас», «левкасить». «Я, например, люблю это дело, – признается Екатерина Дмитриевна. – Когда вечером после работы напряженно думать уже тяжело, можно и полевкасить». Оказывается, левкас – это что-то вроде шпаклевки, он варится из животного клея и мела. Когда паволока высохнет, доска покрывается этим самым левкасом – теплым и густым, обычно в несколько слоев, с обязательной просушкой каждого. Дело серьезное: чем тоньше и равномернее наносимые слои, тем лучше сохранится левкас, а значит и вся икона.

Воображению: быть

Когда доска стала гладкой, как слоновая кость, должно быть, можно, наконец, приниматься за написание иконы. Нет, рано.

Сначала делается точный и аккуратный карандашный рисунок на бумаге, размер в размер с будущей иконой – он перепроверяется, прорисовывается и совершенствуется, в общем, добросовестно доводится до идеала. Как раз такой эскиз для образа святого Георгия бросился мне в глаза в одной из мастерских. На мой взгляд, так его хоть сейчас можно на выставку, а это, оказывается, только лишь «черновик» для будущего маленького шедевра – иконы.

Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может.

В древности иконописцы обучались в артелях с детства и к 18-20 годам превращались в настоящих мастеров, способных писать образы, никуда не подглядывая и ничего не копируя. Секрет в том, что они долго и целенаправленно учились иконописному искусству, не отвлекаясь ни на ненужные предметы, ни на другие виды графики или лишнюю визуальную информацию – перед глазами этих счастливцев была только природа и конкретные образцы, которым они следовали.

Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение?

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

«Воображать можно, если ты автоматически представляешь себе, как пишется, например, молодая девушка, а как старица; какой тип одежды должен быть у мученицы, какой у царицы, а какой у преподобной, – объясняет Виктория Викторовна Солянкина, преподаватель кафедры. – Если четко этим владеешь, то можешь рисовать, просто взглянув на описание и отталкиваясь от него. Но не все этого достигают, поэтому, как правило, нужен образец, на который можно опираться».

И тут мастер сталкивается с проблемой выбора этого самого образца, первоисточника. Можно вообразить, какое невероятно множество разных икон было написано во всем мире за 2000 лет христианства: есть более условные изображения, есть, наоборот, более объемные, с академическим уклоном; бывают очень простые, «аскетичные» образы, а бывают даже вычурные, излишне узорчатые. Студенты ПСТГУ придерживаются классики, в основном предпочитая всем образцам русские иконы 15 века (Дионисий, Андрей Рублев) и византийские иконы 14 века, периода культурного расцвета империи.

НЕиспорченный телефон

Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной иконописицы Иулиании Соколовой (1899 – 1981), духовной дочери отца Алексея Мечева и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.

Вот и Екатерина Дмитриевна постигала мастерство у И.В. Ватагиной, ученицы и помощницы матушки Иулиании. У нее же завкафедры иконописи научилась никогда не ругаться, что бы ученик ни делал – об этом мне уже рассказывали сами студенты.

«Мы пытаемся изучать наиболее сохранные и классические с точки зрения рисунка, цвета образцы», – продолжает посвящать нас в мастерство иконописи Екатерина Дмитриевна. Помимо книг есть целая база данных, время от времени она пополняется новыми фотографиями, специально привезенными из Греции, Кипра, Сербии, Македонии и т.д.

Верность традициям – из упрямства.

Написанный с образца рисунок – это уже полдела. Затем он переносится на доску и… пора браться за кисточки? Нет, не пора.

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

Далее подходит почти что «кулинарная» стадия: иконописцы принимаются за изготовление красок. Чего, казалось бы, проще в век прогресса и потребления – пошел в магазин, да купил! Но древняя традиция самостоятельного изготовления натуральных красок сохраняется и сегодня – и отнюдь не из упрямства ее хранителей. Самодельные краски хоть и хранятся не более недели, зато, как минимум, дают такое единство колорита, которого акриловыми добиться невероятно трудно.

В иконописи используются темперные краски, история использования которых насчитывает более 3 тысяч лет – еще саркофаги египетских фараонов расписывались таким письмом. В России эта техника преобладала в искусстве вплоть до конца XVII века.

Сегодня процесс изготовления темперы почти не отличается от древнего: основные ингредиенты – яичный желток и пиво или вино. А я-то подумала, что холодильник в мастерской – только для «подкрепления братии»!

Итак, яичный желток смешивается с приготовленном на паровой бане пивом (из 4 бутылок после этой процедуры получается осадок толщиной порядка 10- 15 см ) – вот она, готовая эмульсия. Иногда в эту композицию добавляют еще и уксус, чтобы краска дольше хранилась. Если она нужна на один день, желток просто разводится водой.

Полученную эмульсию растирают с цветовыми пигментами – все почти как в старину, с той лишь разницей, что пигменты сейчас как раз можно везде купить. Только вот незадача: российские пигменты тусклые, потому что земля за короткое лето не получается достаточно света. На помощь приходит яркие пигменты из более обласканных солнцем стран, например из Италии. Вот так вот щедрая католическая итальянская земля становится основой для удивительной православной русской иконы!

Самовыражение иконописца

Цвета красок – красный, оранжевый, фиолетовый, желтый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый, коричнево-черный, черный. Тут вольность тоже сильно ограничена, так, например, серый в иконописи никогда не использовался и никому в голову не придет пробовать в этом деле, скажем, розовый или цвет морской волны.

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

Что ж получается – сплошные запреты, минимум творчества и самовыражения?! Иконописец тем и отличается от художника, что он не столь свободен в своем творчестве. Но здесь важна оговорка: икону-то можно лишь отчасти назвать самовыражением. Ведь это отражение веры не только личной, но и веры соборной – перед образом будет молиться, может быть, не одна сотня людей.

Так что если разобраться – ничего удивительного в том, что мастера свои иконы не подписывают и не подписывали никогда, испокон веков. «Автор – Церковь», – в один голос говорят студенты, и совсем эта фраза не декоративна. Напротив, это, может быть, как раз ключик к тайне иконописи.

Да ведь и цель этого творчества несколько другая, нежели представить свой богатый внутренний мир на суд критика или любопытствующего зрителя.

«Икона все-таки создается для того, чтобы перед ней молиться, объясняет Екатерина Шеко. – Я не знаю, как это происходит, но хорошая икона – по духу хорошая – приближает человека к тому первообразу, который на ней изображен».

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

Выходит, каноны и рамки оправданы огромной ответственностью цели. Поэтому-то в иконописи не может быть случайных или спонтанных элементов, которыми изобилует академический рисунок, особенно современный, где все зависит от вкуса и выбора художника.

Взять, к примеру, ракурс: как правило, поясное изображение должно быть обращено к зрителю, а на деисусных иконах (где в центре изображается Христос) святые, изображаемые со Спасителем, обязательно обращены к Нему. Таков канон. А вот ставшие популярными в 18-19 веках под влиянием западной живописи запрокинутые головы, профильные положения и т.п. не прижились в русской иконописи: слишком бросалась в глаза их нарочитость и некоторая искусственность, а точнее, неуместность.

как писать складки на иконах. Смотреть фото как писать складки на иконах. Смотреть картинку как писать складки на иконах. Картинка про как писать складки на иконах. Фото как писать складки на иконах

«Я увидела, как иконы пишут, – рассказывает пятикурсница Ольга, – и поняла, что никем другим, кроме иконописца, быть не могу». О чем тут еще спрашивать?

А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *