как плетут четки в монастырях
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Помидоры на зиму Томатный соус с чесноком Уже самое время.
—Музыка
—Статистика
Технология плетения чёток (узелка на двух нитях сутажа)
Обычно четки плетутся из сутажа, шерстяных ниток или различного вида шнуров. Для выполнения 10–ти узелков требуется приблизительно от 80 см до 110 см материала в зависимости от толщины нити. На приведенных ниже рисунках изображена последовательность плетения. Для обучения и приобретения навыка плетения желательно выбрать два шнура разного цвета. Кроме того, для работы понадобятся бусинки, отличающиеся по размеру от выполненных узлов, для отделения десятков узлов друг от друга.
Описание всего процесса:
Отмериваете сутаж 5,5 метров, если вам надо чётки на 50 узелков к примеру, если на 100, то 11м, обычно я отмериваю от плеча левой руки и вправо до конца кисти правой руки.
Потом складываю эту нить сутажа пополам, разрезаю нить, потом ещё раз пополам, чтоб середина была- завязываю на петлю и скручиваю половину с 2 нитями сутажа, чтоб не мешали плетению с другой стороны, т.е. я плету с середины чётки, мне так удобнее :).
Края ниток тоже можно скрутить, чтоб не мешали при плетении.
Узелки плетутся обычно на левой руке. 10 узелков сплели, нанизываете бусинку деревянную, дырочку можно маникюрными ножницами сильнее просверлить и с помощью не слишком большой цыганской иглы пропихнуть сутаж.
Когда плетутся 25 узлов, заметьте: от середины плетутся 5 узлов и потом бусинка, а до конца по десяткам. После как будут готовы 25 узлов, раскрутить вторую половину и убрать петлю, продолжая плести 5 узлов на середины с другой стороны, чтоб было 10, далее бусинка и десятки.
Готовые чётки внизу сплетаются, т.е. плетётся узел из 4-х ниток сутажа на концах, далее крестик и кисточка прикрепляется. Это отдельная операция и крестик плетётся на вашу фантазию.
Я обычно перекладину отдельно сплетаю из узелков и пропускаю через оставшиеся нити, которые скрепили чётки, потом далее плету 2 узла на конце из 4-х нитей, обматываю нитью крепкой весь крестик с перекладинкой, а кисть креплю на последнем узле из 4-х ниток.
Р.S. Крест можно плести из оставшихся нитей сутажа, которые не стоит отрезать, когда вы соединили готовые чётки!
Сначала выйдет узелок у вас из 4-х ниток сутажа, после плетёте из двух нитей сутажа маленький узел и прежде чем его затянуть внутрь его пропускаете остальные две нити и потом затягиваете, далее делаете расстояние примерно 4см или как вам захочется меньше или больше, так же плетёте узелок маленький из двух нитей сутжа и пропускаете внутрь оставшиеся две нити сутажа.
Отдельно плетётся перекладина на двух нитях сутажа примерно в 3см так, чтобы по краям были узелки как в чётках, лишний сутаж обрезается после узелков, получается кольцо внутри если расширить.
После вдевается внутрь перекладины спелтённое расстояние чёток и можете спичку или 1 гвоздь без шляпки небольшой вставить в середину сутажа вертикально и обматывать простыми нитками крест с нанизанной перекладиной, предавая ему форму, я так и делаю, для меня это простой и красивый вариант. Значит после того, как вы сделали крест из узелков, у вас должны остаться ещё 4 нити и из них доплетаете 2 узла ниже креста в четыре нити сутажа, они будут крупные как и на том месте, где вы соединили чётки, если плели с середины.
Вот между двумя крупными узелками вы отдельно нарезаете сутаж примерно по 10-15см в длину штук 10 или более (можно сутаж обматать на небольшую книгу молитвослова и перерезать с обеих сторон) и им обкладываете крест так, чтобы посередине обложенного сутажа можно было обычными нитками перевязать сутажные нити между двумя крупными узлами.
Потом опускаете нити сутажа от креста вниз, получится, что нити будут поверх большого одного узла второго, т.е. последнего и обматываете обычными нитями кисточку сверху, которая получилась прикреплённой на узелке.
Потом уже лишние нити обрезаете, чтобы кисть была нужного размера. Ещё крест плетётся из 4-х нитей сутажа «крест на крест» каждая нить поочереди накладывается друг на друга и так же отдельно перекладина делается, но по краям узелки обычно прежде плетут. Я ещё делала крестик из бусинок, т.е. когда чётки соединила, то нанизала бусинку. Потом отдельно сделала перекладинку из узелков по краям и бусинок с одной и другой стороны с расстоянием и пропустила через перекладину низ чёток.
Далее нанизывала 2 бусинки и большие два узелка плела из 4-х оставшихся от чёток сутажа, чтобы между ними прикрепить кисть.
Кисть я ещё обычно из шерстяных ниток делала для сутажных чёток, в монастыре монахи говорят, что бесы боятся шерсти (тот же эффект власяницы на голом теле в древности им напоминает, а некоторые монахи били себя чётками шерстяными или плетями).
Хорошо этой кистью кропить св.водой. Значение чёток разное.
Рубрики: | Фильмы,видеоролики Творчество Православное христианство |
Метки: плетение чёток чётки
Процитировано 8 раз
Понравилось: 1 пользователю
Мастер-класс по изготовлению чёток
Предлагаю вашему вниманию пошаговый мастер-класс по изготовлению православных чёток с крестиком.
В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используют чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо кратным 10 или 12 числом. Чётки используются для счёта прочитанных молитв.
Я вам предлагаю собрать чётки из 33 каменных бусин. 30 бусин будут располагаться по кругу, «хвостик» будет из 3 бусин и крестика.
Нам понадобится:
2. Каменные бусины — 33 штуки диаметром 10 мм (самый оптимальный размер бусин диаметром 8 мм-12 мм).
3. Шёлковая нить толщиной 0,6 мм (в чётках лучше всего использовать шёлковую нить 0,6 мм-0,8 мм, ювелирный тросик не подходит).
4. 8 круглых металлических бусин диаметром 3 мм и одна бусина-трубка 2 мм х 3 мм, две шапочки для бусин, цепочка 3 см.
5. Расширитель отверстий с алмазным напылением.
Первый шаг. Подготовим камни к работе.
Расширителем надо обработать отверстия камней, сгладить все заусенцы и шероховатости.
Для этого смочите в воде бусину и расширитель.
Одеть бусину на расширитель и вращать. Прокручивать камешек надо медленно, без усилия, чтобы он не треснул.
Отверстия должны быть одинаково ровными у всех камней.
Подобный камешек использовать нельзя!
Второй шаг. Приступаем к сборке чёток.
На шёлковую нить нанизываем металлическую бусину и цепочку с крестиком.
Протягиваем шелковую нить в отверстие бусины.
Завязываем узел и фиксируем клеем.
После того, как высохнет клей, отрезать лишнюю ниточку.
Нанизываем на нить бусины, как показано на фото.
Завязываем узел между бусиной и трубочкой.
Завязываем узел после металлической бусины.
Узелок фиксируем клеем.
Нанизываем каменные бусины 30 штук, каждый десяток разделяем металлической бусиной.
Камни должны свободно передвигаться по нити, для этого оставляем свободными 1-1,5 см нити.
Фиксируем камни узелком. Одеваем металлическую бусину.
Затем протягиваем нить в трубочку. Завязываем узелок.
Узелок фиксируем клеем и еще раз протягиваем в трубочку.
Обрезаем лишнюю нить.
Чётки без крестика.
Конец «хвостика» можно зафиксировать металлической бусиной, узелки скрыть зажимными бусинами.
На подворье Псково-Печерского монастыря рассказали, как делают чётки
Паломники, прибывающие на подворье Псково-Печерского монастыря, часто покупают чётки в церковной лавке. А ведь чётки делает настоятель подворья иеромонах Анатолий, и каждая бусинка помнит тепло батюшкиных рук. Паломническая служба «Подворье» в Пскове долго искала возможности увидеть отца Анатолия за столь серьёзным занятием – и наконец удалось!
Но предварительно мы неоднократно подслушивали, что рассказывает батюшка гостям о чётках, и вот что узнали. Слово «чётки» – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке.
Предполагается, что употребление чёток в монастырях впервые ввёл святитель Василий Великий во второй половине IV века. Считается, что чётки были введены для монахов, не обученных грамоте, которые не могли молиться по книгам.
Как правило, православные чётки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На неё нанизаны бусинки. Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает чётки обычно крест. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и читает при этом Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку чёток, нужно читать «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.
Наш батюшка много лет провёл в Псково-Печерском монастыре. Для монаха чётки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы. В обители отец Анатолий постиг науку изготовления чёток и выплавления крестиков, а потому в очень немногие минуты отдыха плетёт чётки. Иногда для подарка делает в присутствии гостя, причём сам гость следит за каждым движением рук батюшки и пытается чем-то помочь.
Тепло батюшкиных рук вы почувствуете в каждой бусинке чёток из церковной лавки Покровского храма.
Трудами братии Валаамского монастыря: изготовление лестовок
«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»
Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.
Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.
Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.
Бытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.
Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.
Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.
Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».
Особо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.
Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.
Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.
В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.
Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:
4) Евхаристия (т.е. Причащение)
5) Исповедь (Покаяние)
7) Елеосвящение (Соборование)
Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.
Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.
Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.
Чётки Православные _Вервица_Комбоскини
Занимаюсь с Божьей помощью плетением православных узелковых чёток-вервиц из шерсти, сутажа, атласного шнура.
Чётки Православные _Вервица_Комбоскини запись закреплена
ОБ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ
Когда человек молится: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного», в слова «помилуй мя» он может вкладывать самый широкий смысл. «Помилуй меня» — значит, спаси меня в вечность; «помилуй меня» — значит, измени мое сердце, дай мне любовь, терпение, смирение; «помилуй меня» — приведи ко спасению родных и близких моих;
Показать полностью. «помилуй меня» — дай мне силы и крепость творить добрые дела; «помилуй меня» — сделай так, чтобы побыстрей подошел автобус, чтобы я успел на всенощное бдение.
Так это «помилуй меня» начинается с мольбы о предметах высоких, а кончается нашими обыкновенными бытовыми прошениями. Это и значит: «помилуй меня» — мою семью, моих родных и близких, устрой обстоятельства моей жизни, чтобы они были служением Тебе. Так что эта молитва всеобъемлющая, доступная всем и всегда, потому что для нее ничего не надо — ни храма, ни особой иконы, ни особого положения. Даже здоровья для нее не надо, потому что и больной человек, лежащий с инсультом, умом может молиться и так находиться с Богом, а его сердце станет храмом Божиим. Он и молитвослов уже не может взять в руки, и не видит ничего, а внутренняя жизнь у него может быть такой, что нам и не снилось. Немногие люди благочестивой жизни могут достичь такого соединения с Богом, как тот человек, который неподвижно лежит на одре болезни и непрестанно творит внутреннюю молитву.