как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина

Жан Кальвин

французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма

как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть картинку как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Картинка про как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвинаЖан Кальвин

Жан Кальвин (фр. Jean Calvin), выдающийся деятель Реформации и основатель кальвинизма, родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. Он получил образование в лучших учебных заведениях Парижа и Орлеана, изучая теологию, искусство и право.

Первый теологический трактат был написан им в 1534 году, а уже в 1536 году он опубликовал свое основное произведение «Наставления в христианской вере», в котором дал систематическое изложение теологического обоснования Реформации.

В своих теологических изысканиях Кальвин в отличие от духовных лидеров ранней Реформации переносил центр внимания с Нового на Ветхий Завет. Он разработал учение об абсолютном предопределении, согласно которому все люди по непознаваемой божественной воле делятся на избранных и осужденных.

Вместо заботы о спасении души Кальвин предлагал придерживаться нравственно-этических принципов мирского аскетизма, что позволяло человеку и даже обязывало его в земной жизни все свои силы посвящать трудовой деятельности.

В Женеве Кальвину удалось провести церковную реформу на основе выдвигаемых им идей. Он добивался, чтобы новая Церковь следила за религиозными и общественными нравами жителей города, а светские власти неукоснительно выполняли соответствующие церковные предписания.

Борьба между протестантскими фракциями в женевском магистрате вынудила Кальвина в 1538 году покинуть Женеву на 3 года, но уже в 1541 году Кальвин возвращается, и с удвоенной энергией берется за строительство новой Церкви. Он добивается строгого и неукоснительного соблюдения религиозно-нравственных предписаний, создает диктатуру реформатской консистории и подчиняет ей городской магистрат.

С этого момента начинается эволюция Кальвина к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников. К 1555 году Кальвин физически уничтожает, подчиняет или изгоняет из города оппозицию и становится непримиримым «женевским папой» Реформации.

Он ввел строгую дотошную регламентацию религиозной, общественной и даже личной жизни горожан. Нарушение дисциплины каралось различными мерами наказания вплоть до смертной казни. Были запрещены многие светские развлечения, громкий смех на улице, введены ограничения в еде и одежде.

В 1559 году Кальвин основал в Женеве университет, в котором начали готовить протестантских теологов-проповедников для всех европейских стран. Благодаря деятельности Кальвина Женева превратилась в духовный центр и оплот европейской Реформации.

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости.

Умер Жан Кальвин 27 мая 1564 года в Женеве (Швейцария).

Источник

Кальвинистская Церковь

как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть картинку как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Картинка про как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина

как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть картинку как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Картинка про как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина

Кальвини́зм — направление протестантизма, наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином.
Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская, реформатская и конгрегационалистская церкви. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов, методистов, пятидесятников и евангельских христиан.

Содержание

История

Возник в 1536 в Женеве. Кальвинизм исповедует значительная часть населения Швейцарии, Нидерландов, Шотландии. Также кальвинизм достаточно сильно распространён в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Венгрии и Республике Корея (Южной Корее).

В конце XVI — начале XVII вв. с реформатством слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором Ульрихом Цвингли.

Доктрина, вероучение

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия, евангелического протестантизма и пр.):

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Ефесянам 2:20; Деяния 17:11; 1 Коринфянам 2:5; 2 Коринфянам 1:24)» (Вестминстерском исповедании веры, Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Библия, Бытие 1:28)
«утешайся женой юности твоей, груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» (Библия, Притчи 5:18-19)

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» (Библия, Ефесянам 1:4-5,11,19; 2:4-10)
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деяния 13:48)
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоанна 15:16)
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25-26)

Спасённый человек имеет другую природу. Как гусеница изменилась и превратилась в бабочку, и уже больше физически не может быть гусеницей, также и истинно спасенный Христом грешник в принципе имеет другую природу — он ненавидит грех (то есть нарушение Закона Моисеева), хочет творить добро, и не хочет возвращаться ко злу. Говоря кратко, в кальвинистском богословии спасённым называется человек, который: 1. познал свои грехи через проповедь и внимательное изучение Закона Моисеева (первые 5 книг Библии и их толкование в остальных книгах Библии) («ибо законом познается грех» (Римлянам 3:20)) 2. опять-таки через проповедь и изучение Библии он познал святость Бога, Который не терпит даже один грех, ибо Адаму и Еве было достаточно одного греха, чтобы навсегда быть изгнанными из рая (они съели запретный плод, вместо того, чтобы заниматься любовью и рожать детей, выполняя заповедь Божью «плодитесь и размножаётесь» (Бытие 1:28) 3. он познал суд Божий – что всякий грех несовместим со святостью Бога, а потому проклят Богом и поэтому за свои грехи каждый грешник по Закону Божьему достоин смерти и ада (Бытие 2:17; 3:17-19) 4. он осознавший милость Божью во Христе – что безгрешный Спаситель Иисус Христос умер на кресте вместо него за его грехи, в чём заключается абсолютно незаслуженный им дар Божий прощения его грехов только по благодати Божией.

Источник

Кальвинизм

как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть картинку как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Картинка про как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть картинку как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Картинка про как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина

как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Смотреть картинку как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Картинка про как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина. Фото как по другому называется церковь основанная на учении жана кальвина

Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей непротестантских конфессий: свидетелей Иеговы, мормонов.

Содержание

История

Кальвинизм возник в 1536 в Женеве. Кальвинизм исповедует значительная часть населения Швейцарии, Нидерландов, Шотландии. Также кальвинизм достаточно сильно распространён в ЮАР, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Венгрии и Республике Корея (Южной Корее).

В конце XVI — начале XVII вв. с реформатством [уточнить] слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором Ульрихом Цвингли.

Доктрина, вероучение

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Еф.2:20; Деян.17:11; 1Кор.2:5; 2Кор.1:24)» (Вестминстерском исповедании веры, Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28)
«утешайся женой юности твоей, груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» (Прит.5:18-19)

Источник

КАЛЬВИНИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «КАЛЬВИНИЗМ» в других словарях:

КАЛЬВИНИЗМ — Учение Кальвина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАЛЬВИНИЗМ Учение Кальвина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

КАЛЬВИНИЗМ — КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.)… … Современная энциклопедия

Кальвинизм — одно из основных течений протестантизма. Возник в 1630 х гг. в Женеве. В конце 16 начале 17 вв. с ним слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором У. Цвингли. Библия в кальвинизме считается единственным… … Исторический словарь

кальвинизм — протестантизм, вероучение Словарь русских синонимов. кальвинизм сущ., кол во синонимов: 2 • вероучение (9) • … Словарь синонимов

Кальвинизм — КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАЛЬВИНИЗМ — КАЛЬВИНИЗМ, кальвинизма, мн. нет, муж. (рел.). Протестантское вероисповедание, основанное на учении Кальвина (16 век), распространенное в Швейцарии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Кальвинизм — направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.) революции. Для… … Политология. Словарь.

Кальвинизм — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

кальвинизм — а, только ед., м. Одно из трех основных вероучений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством) основанное швейцарским священником Ж. Кальвином. Родственные слова: кальвини/ст, кальвини/стский Этимология: От французского calvinisme (←… … Популярный словарь русского языка

Источник

Кальвин и кальвинизм.

По мнению одних, основная идея речи внушена была Копу Кальвином, а другие считают Кальвина даже автором речи. Эта речь по духу была протестантскою. Впрочем, иные отрицают участие Кальвина в этом деле. Как бы то ни было, Кальвин после этого события вынужден был удалиться из Парижа переодетым, из опасения преследования. Он бежал в южную Францию и жил там в Сантонже и Ангулеме под чужим именем. В Ангулеме он нашел убежище и радушный прием у молодого каноника Людовика Дю-Тиллэ, склонявшегося к протестантизму. Пользуясь обширною библиотекой Дю-Тиллэ, Кальвин, как полагают, в это время уже задумал составить систему богословия.

Ко времени приезда Кальвина в Базель реформация уже широко распространилась по Швейцарии: в иных местах протестантизм стал господствующим вероисповеданием, в других он боролся с католицизмом за преобладание и был на пути к нему. Как известно, отцом реформатского исповедания, распространившегося первоначально в Швейцарии, был Цвингли. В те же годы, как Лютер в Виттенберге, Цвингли начал провозглашать протестантские идеи в Цюрихе, и уже в начале двадцатых годов XVI ст. Цюрих стал городом протестантским. Хотя армия католических кантонов: Люцерна, Ури, Швица, Унтервальдена и Цуга, разбила цюрихское войско при Капеле в 1531 г., и сам Цвингли был убит в этом сражении, и хотя после этого католичество было восстановлено в некоторой части немецкой Швейцарии, однако реформатское исповедание продолжало распространяться в этой стране. В частности, во французской Швейцарии предшественником и соработником Кальвина в проповедании реформатства был француз Фарель, изгнанный из Франции и приехавший в Базель в 1523 г. Он распространил реформатство во многих городах юго-западной Швейцарии в двадцатых и тридцатых годах шестнадцатого века. В Женеве не было благоприятной почвы для реформации, и Фарель был даже изгнан из нее в 1532 г., пробывши только несколько дней. В это время Женева стала вольным городом, освободившись от подчинения Савойскому герцогу. Это освобождение было достигнуто союзом Женевы с Фрейбургом и могущественным Берном. В Берне тогда уже господствовало учение Цвингли, и Берн стал оказывать влияние на Женеву. Фроман несколько месяцев распространял в Женеве реформатство. Явился опять сюда и Фарель. Женевцы разделились на две партии: католическую и реформатскую; последняя усиливалась более и более, и в 1535 г. Женева стала реформатским городом. Хотя Фарель был покинут наиболее деятельными своими помощниками, Вире уехал в Неуенбург, Фроман отказался от общественной деятельности; но утрата этих людей для реформатства в Женеве была вознаграждена деятельностию здесь Кальвина. Окончивши „Наставления в христианской вере“, он в 1536 г. отправился из Базеля в Италию к герцогине Ренате феррарской, дочери французского короля Людовика XII, расположенной к протестантству; однако пробыл там не долго. Уехавши из Италии, он посетил свой родной город и был намерен веселиться в Страсбурге или Базеле. Во время путешествия он заехал на несколько дней в Женеву в августе 1536 г. Но последствием этого случайного проезда Кальвина чрез Женеву было то, что здесь он остался жить и действовать, и Женева стала для него вторым отечеством. Друг Кальвина Людовик Дю-Тиллэ, рассорившийся с Кальвином после его возвращения из Италии и проживавший теперь в Женеве, рассказал своим друзьям о приезде Кальвина в Женеву. Слухи дошли и до Фареля. Он стал убеждать Кальвина остаться в Женеве, а когда убеждения не помогли, то принудил его к этому угрозами суда Божия, чтобы иметь в нем помощника в церковном реформировании Женевы. Отправившись для устройства своих дел на короткое время в Базель, Кальвин возвратился в Женеву. Теперь началась разнообразная, ученая и практическая, деятельность Кальвина в Женеве и для Женевы. По предложению Фареля Совет (городской) разрешил Кальвину читать в соборе св. Петра объяснения Свящ. Писания, имевшие характер богословских лекций. Кальвин одержал победу над авабаптистами в публичном состязании в присутствии Совета и народа. В 1537 г. Фарель и Кальвин представили Совету составленный, по-видимому, Кальвином проект правил церковного устройства Женевы. В проекте две стороны: полемическая, против католицизма, который еще глубоко коренился в сердцах женевцев, и положительная, излагавшая план протестантского обучения, правила нравственной дисциплины и особенности богослужения. Основная мысль проекта – чуждое швейцарским общинам обособление церковной власти от гражданской и главенство первой над последнею. Проект правил имел много пробелов, не имел определенности и законченности и обнаруживал неопытность составителя. Вместе с правилами были предложены „Исповедание» и Катехизис, или возвещалось, что они скоро будут представлены. Исповедание, по-видимому, составлено Фарелем, но не без участия Кальвина. Его нужно отличать от „Исповедания Швейцарского“. Катехизис был конспектом „Наставлений в христианской вере“, о чем мы упомянули раньше. Совет принял правила, но с большими урезками, а с другой стороны значительно дополнил их. „Исповедание“ было принято, а также было принято и предложение, сделанное, по-видимому, Кальвином, чтобы правительственные делегаты и проповедники опросили каждого жителя, принимает ли он „Исповедание“, и отбирали присягу. Этим путем можно было узнать, кто принадлежит к протестантской церкви. Не присягнувших стали изгонять из города. Но эта крутая мера вызвала сильное противодействие правительству, которым многие были не довольны и за его самовластие. В ноябре 1537 г. собралось очередное народное вече. Оно восстало против управления города немногими лицами, потребовало демократического строя правления. На выборах в 1538 г. многие из членов Совета были забаллотированы и выбраны лица из оппозиций. Новое правительство не сочувствовало Фарелю в Кальвину, тем более, что оно угождало Верну, а некоторые бернские пасторы, особенно Кунц, не сочувствовали Фарелю и Кальвину. В марте 1538 г. было приказано проповедникам, т. е. Фарелю и Кальвину, не вмешиваться в политику и дела магистрата, а только проповедовать Евангелие. Совет принял бернский регламент о церковных обрядах, не спросившись проповедников. Берн в посланиях к правительству и к проповедникам Женевы просил их в силу дружеского и братского чувства выразить согласие на три пункта: введение баптистериев, четырех больших праздников и опресноков в причащении. Проповедники не хотели принять предложения Берна, резко осуждали действия правительства с кафедры, не подчинились приказу правительства прекратить проповедование, а Кальвин назвал собрание Совета „диавольским сборищем“. Вообще, проповедники, признавая себя посланниками Божиими, выказали надменность и неуступчивость в отношении светского правительства, власти которого над собой они, по-видимому, не признавали. Тогда вече постановило изгнать их из города. Кальвин подал жалобу в Берн с программою условий, на которых могло бы состояться примирение проповедника с Женевой. Но эта попытка не достигла цели. В апреле 1538 г. Кальвин выехал из Женевы в Страсбург, к своему приятелю Будеру, который уже лет десять как ввел реформацию в этом городе. В Страсбург стекались французские, нидерландские и английские протестанты и отсюда расходились в разные страны. Страсбургская протестантская община держалась примирительного направления, она принимала к сердцу интересы протестантских общин в других странах и была посредницею между лютеранами и цвинглианами. Под влиянием этого направления Кальвин во втором издании „Наставлений в христианской веры“ выставил идею всемирной Церкви. Он отдает явное предпочтение Лютеру пред кумиром швейцарцев Цвингли и жалуется на крайнюю несговорчивость цвинглиан. Занятый прежде вопросами отвлеченными и интересами местными, Кальвин теперь впервые знакомится с общеевропейским, а в особенности германским реформационным движением, принимает деятельное участие в нем и вступает в сношения с германскими реформаторами. Желая под влиянием Буцера соглашения и примирения между различными партиями и направлениями протестантства, Кальвин в отношении католиков по-прежнему остается непримиримым, резко осуждает всякие уступки им и провозглашает воинственную политику. Поэтому он не мог слишком близко сойтись с Меланхтоном, с которым он познакомился, как участник франкфуртского рейстага в 1539 г., и виделся во время вероисповедного совещания в Ворсме в 1540 г. и в Регенсбурге в 1541 г. В 1540 г. он присутствовал еще на совещании в Гагенау. При первом знакомстве с германскою реформацией она показалась ему способной к быстрому росту и решительному успеху; но скоро он заметил недостаток строгой дисциплины в протестантстве и его стали раздражать примирительные приемы Меланхтона и Буцера. В Страсбурге Кальвин был проповедником у протестантских выходцев из Франции и предлагал богословские чтения. Осенью 1540 г. он женился на вдове Иделетте Буре. Она умерла в 1549 г., а единственный сын их скончался в детском возрасте. Кальвин переписывался и с женевскими своими друзьями. Когда в 1539 г. ученый епископ и кардинал Садолет отправил послание в Женеву, убеждая жителей вернуться к прежней вере, Кальвин написал опровержение послания, и это опровержение оказало действие, так что даже некоторые из его противников склонились на его сторону. Между тем столкновения Женевы с Берном привели к падению тех членов женевского правительства, известных под именем „Артишо“, при которых состоялось изгнание Кальвина из Женевы, и власть перешла к так называемым „Гиллерменам“, приверженцам Вильгельма (Guillaume) Фареля и Кальвина. Осенью 1540 г. женевцы уже просили Кальвина вернуться к ним. Но он, занятый устройством страсбургской общины, в которой ввел строгую дисциплину, и питая еще нерасположение к Женеве, согласился не сразу. Только когда просьбы возобновились настойчиво и после того как народное постановление об изгнании проповедников было формально отменено вечем 1-го мая 1541 года, он возвратился в Женеву 11 сентября 1541 г. Немедленно по приезде своем Кальвин внес в, Совет проект церковного устройства. Получивши в Совете существенные поправки, этот проект стал церковным законом под названием „Церковные ордонансы 1541 г.“. Этот проект гораздо полнее и совершеннее правил 1537 г.

В проекте три отдела: 1) О выборе, положении и обязанностях церковных чинов и о нравственном надзоре среди них и над ними, при чем проект различает четыре церковные чина, „установленных Самим Господом: пасторов, докторов или ученых богословов, старейшин и диаконов“; 2) О церковной и общественной деятельности церковных чинов; 3) О строе нравственной дисциплины. Члены церковной общины привлекаются в собрание пасторов и старейшин за мнения, не согласные с церковным учением, за нехождение в церковь и пренебрежение к церковному порядку и за безнравственный образ жизни. Виновных положено увещевать, а в случае упорства не допускать до причащения и отделять от общины до исправления.

Только в Данциге и Эмдене переселенцы нашли прием. Возмущенный этим, Кальвин начал борьбу и написал много полемических сочинений против Вестфаля и Гессгуса.

В этой борьбе принимали участие и другие лица; однако Меланхтон, несмотря на настойчивую просьбу Кальвина, хранил во время этого спора необъяснимое молчание. Но и после этого столкновения, в котором отчуждение лютеран от кальвинистов обнаружилось не менее резко, чем их неприязнь к цвинглианам, Кальвин не терял еще надежды на примирение и единение с лютеранами, так как в 1556 г. он желал для достижения этой цели устроить съезд. При всем том соглашение и соединение реформатов (как цвинглиан, так и кальвинистов) с лютеранами но состоялась. Должно заметить, что в „Тигуринском Соглашении» Кальвин выразил свой взгляд на евхаристию не так отчетливо, как в „Наставлении“ и в специальном сочинении об евхаристии. Часто встречающиеся в „Тигуринском Соглашении“ отрицания чисто лютеранского и католического понимания евхаристии суть приспособления Кальвина к цюрихским цвинглианам, сильно возмущенным лютеранами. Но это не значит, чтобы Кальвин при этом отвергнул свое прежнее учение и принял цвинглианское.

Центром кальвинизма при жизни Кальвина была Женева. Таким же центром кальвинизма вместе со всею французской Швейцарией остался этот город и после Кальвина. Кроме Швейцарии кальвинизм распространился в Голландии, а позже в бывших южно-африканских республиках – Трансваале и Оранжевой, населенных выходцами из Голландии, бурами.

Затем кальвинисты были издавна и существуют доселе в Англии и во Франции. Есть они и в Соединенных Северо-Американских штатах. В Польшу и Литву кальвинизм проник еще при жизни Кальвина в царствование Сигизмунда Августа (1548–1572 г.), сочувствовавшего протестантизму. Лютер посвятил ему свой перевод Библии, а Кальвин – толкование на послание к Евреям и прислал ему в дар свою догматическую систему. Кроме короля кальвинизм широким и быстрым распространением в Польше и Литве был обязан князю Николаю Радзивиллу Черному. Потомок знаменитых православных князей, – оп во время пребывания своего за границей заразился учением Кальвина и Цвингли в 1553 г. Владелец многочисленных имений и богатейших староств, первый в государстве вельможа, великий маршал и канцлер литовский, родственник и друг короля, второй король и правитель королевства, – Радзивилл все свои связи, силы, средства и власть употребил на обращение литовцев в кальвинизм. Он вызвал из-за границы и Польши выдающихся проповедников, которые разъезжали по всей стране, поучали народ и своею образованностию и вкрадчивостию затмили ксендзов, так что даже иные из этих последних стали кальвинистами. Во многих городах он основал школы, устроил типографии для печатания кальвинистических сочинений, построил много кирок или же обратил в кирки православные храмы и католические костелы, помогал и покровительствовал принимавшим кальвинизм, вообще употреблял все возможные средства для распространения этого исповедания. Кроме того, кальвинисты привлекали к себе строгою нравственностию. Скоро огромное большинство католиков, а также и множество православных сделались кальвинистами. В столице Литвы, Вильне, кальвинизм стал господствующим исповеданием, а также чрезвычайно усилился и в других городах, местечках и селениях Литвы. Но после смерти Радзивилла Черного в 1565 г. и Сигизмунда Августа в 1572 г. кальвинизм уже не имел столь сильных покровителей в Литве и Польше. Началась продолжительная и упорная борьба против него католиков и особенно иезуитов, и с течением времени он ослабел.

В России кальвинисты в то время были в Архангельске и в Москве, но было их там мало. В настоящее время в России реформатские общины, достаточно численные, чтобы иметь храмы, есть только в больших городах. Вообще в России их немного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *