как подать заявление на обучение на сайте работа в россии
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Внимание! Прием заявок на обучение в 2021 году завершен.
Федеральный проект «Содействие занятости» национального проекта «Демография»
то Вы можете пройти бесплатное обучение в ЯрГУ, зарегистрировавшись в качестве участника проекта и представив нужные документы.
2. Зайдите на портал Работа в России по ссылке https://trudvsem.ru/information/pages/support-employment, щелкните по кнопке Записаться на обучение Для входа используйте Вашу учетную запись портала Госуслуг.
3. Укажите наиболее подходящую категорию и регион проживания.
ВНИМАНИЕ! Для каждой из категорий Вам предстоит затем представить подтверждающие документы, поэтому выбирайте осознанно!
Опцию Дистанционное обучение выбирать не нужно.
4. Выберите нужную Компетенцию (программу обучения). Обращайте внимание на Место обучения – это та организация, которая непосредственно ответственна за обучение и выдаваемые документы о квалификации.
5. Укажите Ваш регион и город проживания. Подтвердите сведения о себе и отправьте заявку.
После того, как Ваша заявка будет отправлена:
После проверки на Вашу электронную почту поступит Анкета от федерального оператора (ТГУ), которую также необходимо будет заполнить, приложив соответствующие документы.
По завершении процесса регистрации Ваши данные поступят в ЯрГУ (обычно на это требуется до 2 недель), и мы свяжемся с Вами для согласования сроков обучения.
В качестве среды дистанционного обучения при реализации программ используется LMS Odin.
Одновременно с поступлением Ваших данных в ЯрГУ Вам будет открыт доступ к расписанию и учебным материалам соответствующего электронного учебного курса.
По завершении обучения Вы получите документ о квалификации (удостоверение для программ повышения квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).
С каждым слушателем программ заключается договор на обучение. При гарантии последующего трудоустройства договор заключается с самим слушателем, а также и потенциальным работодателем.
Как узнать больше?
С вопросами по Вашему участию в проекте Вы можете обращаться в Институт цифрового педагогического дизайна ЯрГУ
или телефону +7 903-638-59-35
Шаматонова Галина Леонидовна,
заместитель директора Института
Ответы на часто задаваемые вопросы:
Подать заявление на обучение по нацпроекту «Демография» можно через портал «Работа в России»
Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации
Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации
Войти через Госуслуги
Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг
Войти на сайт с логином и паролем
Пожаловаться на описание проблемы
Правила поведения пользователей на сайте
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Спасибо за внимание и понимание!
Пользовательское соглашение
1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении
1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.
Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Предмет соглашения
2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.
3. Использование сервисов, представленных на Портале
3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.
3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.
3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.
3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.
3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.
3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.
4. Конфиденциальность и защита персональных данных
4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.
4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.
4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.
4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.
4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.
5. Порядок работы Портала
5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.
5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.
5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.
5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.
5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).
6. Стоимость услуг
6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.
7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как я в декрете бесплатно получила образование и построила карьеру
Удаленно и с ребенком на руках
Я многодетная мама из Сибири.
До рождения третьего ребенка я работала в бюджетных организациях: сначала логопедом и старшим воспитателем в детском саду, затем инспектором и начальником отдела в центре занятости населения. Немного прервала стаж на последнем месте — решила реализовать мечту юности и пошла служить в органы МВД. Не понравилось — вернулась в ЦЗН.
Когда младшему ребенку было десять месяцев, я бесплатно получила новую профессию — стала специалистом по управлению персоналом. Через полгода я попыталась поработать в этой сфере, но не прошла отбор в компанию, в которую хотела устроиться.
В статье расскажу, как бесплатно получить новую профессию, и на своем примере покажу, что в декрете реально построить карьеру на фрилансе.
Получить профессию могут как работающие мамы, которые ушли в декрет, так и безработные. Это будут разные программы, но итог один — новая специальность. Ниже расскажу подробнее о каждом варианте.
Если нет официальной работы. Освоить новую специальность может любой человек, зарегистрированный в центре занятости как безработный, — не только женщина в декрете. Для этого нужно подать заявление через госуслуги, портал «Работа в России», МФЦ либо лично обратиться в ЦЗН по месту прописки.
Вот какие документы понадобятся, чтобы встать на учет как безработному:
Если трудовая книжка в электронном виде, нужно взять у работодателя выписку по форме СТД-Р либо поступить проще — сформировать документ самостоятельно на госуслугах.
Сначала специалисты центра занятости будут предлагать варианты трудоустройства: так положено по закону. Если подходящей работы не найдется, сотрудники направят на обучение. Но просто так открещиваться от работы нельзя: если в течение десяти дней после подачи заявления в центр занятости человек откажется от двух предложений работодателей, статус безработного он не получит. Выучиться за счет государства не удастся. Лучше сходить на собеседование с потенциальным работодателем — возможно, ваша кандидатура его не устроит, и он сам напишет отказ.
В центре занятости безработным помогают выбрать, в каком направлении им будет легче учиться и работать, — инспектор предложит пройти тестирование по профессиональной ориентации. Это бесплатно.
Каким именно будет направление учебы, зависит от уровня образования. Если женщина окончила одиннадцать классов, она сможет пройти профессиональную подготовку по рабочим специальностям, например на делопроизводителя или повара. При наличии высшего, среднего или начального профессионального образования предложат переквалифицироваться.
Обучение проводят не сотрудники ЦЗН, а образовательные центры, колледжи и вузы. Выбрать учебную организацию самостоятельно нельзя — все зависит от того, с кем ЦЗН заключил договор по конкретной программе.
Обучение может быть очным и заочным и длиться разное время в зависимости от специальности. Например, в Москве центр подготовки «Профессионал» предлагает выучиться на таргетолога за одну неделю, на бухгалтера — за три месяца.
На время обучения безработному продолжают платить пособие — от 1500 до 12 130 Р в месяц. Сумма зависит от зарплаты на последнем месте работы и причины ее потери.
Если есть официальная работа. Снова первым шагом станет подача заявления в центр занятости населения. Его примут от женщин, которые ухаживают за детьми до трех лет. Доход и образование значения не имеют.
Обучение будет проходить по другой государственной программе — региональной. Направления обучения определяют субъекты РФ.
Для участия в программе понадобятся:
После регистрации в центре занятости сотрудники присвоят женщине статус «Ищущий работу», но с пометкой «Занятый», поэтому претендовать на пособие по безработице она не сможет.
Как и в предыдущей ситуации, женщина должна обратиться за услугой по поиску работы и только потом подать заявление на профессиональное обучение. Поэтому специалисты центра занятости сначала будут предлагать работу, но от нее можно спокойно отказываться — это никак не скажется на вашем положении. Статуса безработного у вас нет, выплат тоже — терять нечего. Профессиональное обучение вы получите в любом случае.
Специальность можно выбрать любую. Если сложно определиться со сферой, то можно обратиться к инспектору центра занятости за услугой по профессиональной ориентации. Конкурса при зачислении в этой программе, как обычно бывает в учебных заведениях, нет. Есть только график набора групп на ту или иную специальность.
Женщина может выбрать любую форму обучения, но некоторые специальности подразумевают обязательное личное присутствие. Например, если вы учитесь на медицинскую сестру, парикмахера или мастера ногтевого сервиса.
Как было у меня. Я получила профессию специалиста по управлению персоналом, когда младшему ребенку было десять месяцев. Я целенаправленно выбрала сферу HR, потому что хотела развиваться в этом направлении.
Обучение было дистанционным. Представитель образовательного учреждения отправил мне ссылку на личный кабинет студента. Вся информация — учебники, нормативно-правовые акты — находилась там. В течение месяца я должна была прочитать два учебника, трудовой кодекс, лекции и сдать тест. Я успешно прошла его с первого раза, но вообще дается пять попыток.
Диплома я ждала около двух недель — его отправляют почтой в центр занятости.
В 2021 году появился еще один способ получить образование — поучаствовать в проекте «Демография». Эта программа будет действовать до 2024 года. Заявку на участие можно подать через портал «Работа в России». Чтобы это сделать, необходима учетная запись на госуслугах.
Расскажу подробнее об условиях этой программы. Вот кто может получить образование:
Категорию придется подтвердить документально. Например, справкой из центра занятости или свидетельством о рождении ребенка. Обучиться можно только один раз, даже если человек сменил статус. Например, сначала женщина была в отпуске по уходу за ребенком и получила образование, а потом стала безработной матерью дошкольника — ее статус подходит для участия в программе, но получить второй диплом не выйдет.
В зависимости от базового образования можно получить разные дипломы. Если есть только школьный аттестат, то предложат пройти профессиональное обучение, например на парикмахера или секретаря. Если есть среднее или высшее, то можно получить дополнительное профессиональное образование.
Форму обучения можно выбрать самостоятельно: очную, очно-заочную или дистанционную, но не все программы могут быть в удобном вам формате. Например, выучиться на тренера-преподавателя дистанционно не получится — придется ездить в колледж или вуз, который предлагает эту программу.
Заявка на обучение попадает в одно из образовательных учреждений: например, в РАНХиГС в Москве, Томский государственный университет или некоммерческую организацию «Ворлдскиллс». Это не значит, что учеба будет именно в этих университетах, — операторы просто собирают заявки и распределяют их по учебным заведениям. Например, мою заявку принял Томский университет, но учиться я буду в Сибирском федеральном университете — в Красноярске.
Длительность курсов может быть от трех недель до трех месяцев — все зависит от направления подготовки и графика занятий.
Курс о больших делах
Как было у меня. В июне 2021 года я подала через программу «Демография» заявку на обучение интернет-маркетингу в Томский государственный университет. В каком именно образовательном учреждении будет проходить учеба, заранее узнать невозможно. Но я выбрала дистанционную форму, поэтому город был не важен: ездить на пары я не собиралась.
После того как я отправила заявку, на почту пришло письмо со ссылкой на анкету. Там меня попросили указать трудовой стаж, сведения об образовании и цель участия в программе: стать ИП, самозанятым, сохранить или найти работу.
Потом меня попросили прикрепить документы, которые подтверждают, что я нахожусь в декрете: справку от работодателя, копию трудовой книжки и свидетельство о рождении ребенка.
Меня насторожило, что прошел месяц после подачи заявки, но ни звонка, ни письма на электронную почту я не получила. Поэтому сама позвонила в университет и узнала, что обучение не индивидуальное, а групповое. Старт потока по моей специальности запланирован на сентябрь 2021 года. Пока я не знаю, как долго будет длиться обучение, в каком формате группа будет общаться с преподавателями, — все это пропишут в договоре, который отправят накануне учебы. По окончании обучения я получу диплом о профессиональной подготовке.
Не все профессии есть в программах государственных учебных заведений. Например, в центре занятости точно не выучиться на SMM-специалиста или UX-копирайтера. Тогда на помощь приходят курсы.
Я не проходила платные программы. Если хорошо постараться, то можно найти полезные бесплатные курсы. Когда я задумалась о дополнительной профессии, у меня появилось хобби — копирайтинг. Я хотела совмещать написание статей и работу в HR.
Рекомендую записываться на бесплатные уроки и вебинары, даже если в дальнейшем вы планируете учиться платно. Это хорошая возможность познакомиться с преподавателями и в целом понять, ваше это или нет.
Не вся реклама бесплатных курсов в интернете меня привлекала. Вот что останавливало сразу:
Как было у меня. Я остановилась на бесплатных курсах от Coursera и «Нетологии». Первый ресурс выдает сертификат только за деньги, поэтому там я просто слушаю лекции. На втором диплом об окончании обучения появляется в личном кабинете после прохождения курса. Дипломы можно включить в резюме и портфолио. Что еще важно, там нет упоминания, что обучение было бесплатным.
У всех программ подготовки разная длительность. В среднем на прохождение одного курса у меня уходила неделя. Плюс обучения в «Нетологии» в том, что лекции не обязательно записывать за преподавателем — их можно распечатать. К каждому занятию предлагают материалы для подготовки: конспект, ссылки на полезные ресурсы и видеоурок в записи.
Совмещать учебу и уход за ребенком было несложно. Я слушала лекции, пока гуляла с сыном: он спит в коляске — я изучаю материал. Сейчас ребенку два года и учиться мне стало еще проще. В таком возрасте он уже может некоторое время занимать себя сам, а если есть старшие братья или сестры, как в нашей семье, то поиграть полчаса с младшим им будет только в радость.
Постепенно я начала искать новую работу. Дальше расскажу, где и как мне удалось ее найти.
Как я начала работать по новой специальности
Я решила попробовать силы в копирайтинге. Нашла биржу фриланса eTXT, на которой автор может найти заказчиков, и зарегистрировалась.
Первый заказ стоил 10 Р за 1000 знаков без пробелов — это примерно половина страницы А4 шрифтом Times New Roman размером 12 пт. Мою заявку одобрили сразу, так как сумма совсем небольшая и конкурентов среди авторов не было.
Потом стала повышать ставки: 25, 50, 70 Р за 1000 знаков. Темы брала те, в которых разбиралась или же могла быстро изучить. За полгода дошла до 150 Р за 1000 знаков без пробелов. Сроки для написания статьи на бирже стандартные — от 2 до 14 дней, плюс 3 дня на доработку.
Несколько месяцев я сотрудничала с одним заказчиком: писала по заданной фактуре статьи в СМИ на разные темы: например, о B2B-продажах, EdTech, цифровизации промышленных предприятий, HR. Информацию брала из записей, которые мне иногда предоставляли, либо искала самостоятельно.
Потом мы с заказчиком нарушили правила биржи — обменялись контактами — и стали сотрудничать напрямую. Это выгодно заказчику и исполнителю, потому что не надо отдавать комиссию сервису, но небезопасно: нет гарантий, что за работу заплатят.
Мои статьи публиковали «Форбс», «Русбейс», VC.ru, «Хайтек», РБК, «Мел», «Учи-ру», TAdviser. Но, к сожалению, похвастаться ими я не могу: материалы выходили не под моим именем.
Я очень много работала: иногда спала всего 4 часа в сутки. Через три месяца поняла, что так нельзя. Стало сложно вникать сразу в несколько тем. Например, в один день я писала статью про продажи сложных В2В-продуктов за границу, на второй — про лайфхаки учителю о том, как избежать эмоционального выгорания, на третий — про цифровизацию промышленных предприятий, а на четвертый — о суперфудах и экологичном питании. Работать в таком режиме стало тяжело, и мы с заказчиком расстались.
Сейчас я думаю, что стоило выбрать узкую нишу и развиваться в ней. Мне больше нравились темы, связанные с управлением персоналом и образованием.
Как раз в то время я пыталась занять должность специалиста по управлению персоналом, но не прошла отбор. Поэтому решила двигаться дальше и искать проекты на удаленке.
Как я нашла нового работодателя
Первая проблема, с которой я столкнулась при поиске работы, — отсутствие своих кейсов. Я не имела права брать в портфолио статьи, которые писала от имени бизнесменов. А уровень текстов для биржи был слаб. Поэтому я решила выполнять тестовые задания: надеялась, они покажут работодателям, что я могу справиться с работой.
Найти постоянную работу мне удалось все на той же бирже фриланса eTXT. Увидела объявление, которое было будто про меня: искали HR-специалиста, который будет писать тексты по своему профилю.
Дальше расскажу, как я ищу новых заказчиков и строю личный бренд.
Социальные сети
Я не активный пользователь социальных сетей, но уверена, что у фрилансера должен быть профессиональный аккаунт, то есть посвященный только работе. Где именно его заводить, зависит от целевой аудитории и направления работы. У меня это «Фейсбук».
Социальные сети помогут показать ваши достижения. У меня на стене размещены ссылки на опубликованные работы. Их пока мало, но я над этим работаю. Еще через соцсети легко связаться с человеком, чтобы предложить новый проект. Только не забудьте разрешить отправлять сообщения всем — не только друзьям.
В «Фейсбуке» я продвигаю личный бренд максимально простым способом: я вступила в несколько крупных HR-сообществ и периодически делаю там посты, комментирую публикации участников. О результатах говорить пока рано: посты я делаю редко, да и не готова сейчас к новым заказам.
Резюме и портфолио
По моим наблюдениям, работодатели, которые готовы платить хорошо, часто размещают объявления в «Фейсбуке» и LinkedIn. Но одним тестовым заданием их не удивишь. Почти все просят показать резюме и портфолио. Расскажу, как я их сделала.
Резюме. Рекомендую не тратить время на создание документа в «Ворде». Это долго, и, скорее всего, на разных устройствах файл будет криво открываться. За время работы в центре занятости я повидала много плохих резюме: рукописных, сфотографированных на телефон, вордовских в формате DOC. Их тяжело читать.
Я создавала свою анкету с помощью онлайн-конструктора на сайте myresume.ru. Сервис условно бесплатный: без денег можно создать ссылку на резюме и отправить ее в соцсетях и мессенджерах. Чтобы скачать PDF, нужно заплатить: 149 Р за 7 дней доступа, 199 Р за месяц или 599 Р за год. Ограничений по количеству документов нет.
При составлении резюме советую уделить внимание графе «Навыки». Посмотрите, какие требования указаны в вакансии, и добавьте то, чем вы владеете. Например, копирайтер должен не только хорошо владеть русским языком и уметь создавать продающие тексты, но и знать основы SЕО-оптимизации.
Часть навыков я получила уже в процессе работы с заказчиками. Сейчас мне приходится составлять техническое задание для авторов и дизайнеров, редактировать статьи исполнителей, проверять верстку и вносить корректировки. Такие знания повышают ценность кандидата в глазах работодателя.
Портфолио у меня пока нет. Свои работы я размещаю в «Фейсбуке», но чаще заказчики обращаются ко мне с другого ресурса. Расскажу, как так вышло. Когда я составляла резюме на myresume.ru, то обратила внимание на блог о карьерном развитии, который был на этой площадке. Решила рискнуть и предложила владельцу сайта писать статьи для этого блога и оставлять авторство за мной — так, чтобы в конце материала стояла ссылка на мой аккаунт в «Фейсбуке». За работу попросила немного — 100 Р за 1000 знаков без пробелов.
Этот условный бартер принес двух постоянных заказчиков и несколько разовых проектов. Заинтересовавшись статьей, люди переходили в мой аккаунт и предлагали сотрудничество.
Еще можно получить кейсы на площадке Pressfeed. Это ресурс, где журналисты оставляют запросы, а специалисты делают питчи, то есть дают комментарии. Специалист не получает за свои ответы денег, но в публикации будет его имя.
У сервиса есть платная подписка, но функционала бесплатной версии для начинающего фрилансера будет достаточно. В ней есть ограничения по ответам: не более трех в месяц. У каждого СМИ свои правила публикации. Кто-то просит для статьи фото и ссылку на соцсеть либо сайт. Кто-то упоминает только имя, фамилию, должность и название компании, а активную ссылку размещает за деньги.
Pro-аккаунт открывает большие возможности: неограниченное количество питчей в месяц, общение в чатах с журналистами, настройку фильтров по темам, публикацию новостей и релизов в личном кабинете. Стоимость подписки зависит от выбранных функций — минимум попросят 11 970 Р за три месяца.
На Pressfeed я даю комментарии не по теме HR, а по личным финансам, чтобы разнообразить свою деятельность. Писать о личном опыте всегда легче. Если не знаете, как начать писать в СМИ, возьмите на вооружение эту площадку: иногда там бывают запросы и на целую статью.
Как я определяю ставку за работу
После ухода с биржи фриланса я определила ставку, ниже которой заказы брать не буду, — 300 Р за 1000 знаков. И не отступаю от нее, даже если предложение кажется заманчивым.
Не обесценивайте свой труд: вы занимаетесь самообразованием для увеличения своего дохода, а не только для чьей-то прибыли. Сразу поясню, что в приоритете у меня только два направления — HR и образование, — поэтому трачу на написание и редактирование меньше времени, чем тогда, когда брала разношерстные заказы на бирже. Хотя я работаю на долгосрочных проектах, мне удобнее измерять свой труд в тысячах знаков, а не получать фиксированные выплаты ежемесячно.
Не всем работодателям нравится такой подход. Например, четыре месяца назад я откликнулась на вакансию, связанную с HR-тематикой. Скинула резюме, сопроводительное письмо и ссылки на пару статей, которые успела наработать уже после ухода с биржи с новым заказчиком. Мне назначили телефонное интервью и спустя два дня перезвонили.
Человек начал разговор с того, что их компания сотрудничает с крупнейшими организациями страны, а затем минуту их перечислял. Потом мужчина спросил меня о навыках и отметил качество, а также интересный формат моих статей. Но как только я назвала стоимость услуг — 300 Р за 1000 знаков, — его энтузиазм пропал. Работодатель обещал перезвонить, однако звонка не было. Через три дня я ему написала, но он сказал, что ищет копирайтера подешевле.
В итоге
Сейчас я всем довольна: мне не надо рано вставать, покупать офисную одежду, тратить деньги на проезд, общаться с большим количеством людей. К тому же я наконец могу отдохнуть от бюрократии и непонятной нагрузки, которые были в бюджетной сфере.
Универсальных советов, как совместить работу и уход за ребенком, нет. В каждом возрасте режим бодрствования и потребности у ребенка разные. До того как сыну исполнился год, я работала исключительно ночью — часов до четырех. Затем стала урывками что-то делать днем, пока малыш бодрствует.
Сейчас сыну два года, и я уделяю время проектам так: час утром, пока ребенок играет самостоятельно, час в обеденный сон и два часа ночью. Иногда его забирают бабушка с дедушкой — тогда у меня высвобождается дополнительная пара часов.
Я живу в Красноярском крае, но все мои заказчики из Москвы. Разница в часовых поясах — плюс 4 часа. Чтобы успевать разграничивать домашние и рабочие дела, я почти не пользуюсь гаджетами в первой половине дня. Но иногда бывают форс-мажоры, и семья относится с пониманием, что мама вне зоны доступа.
Сейчас у меня в работе три проекта:
Муж скептически относился к моему занятию, когда я выполняла заказы на бирже. Сейчас он видит, что мне это интересно и приносит неплохой доход. Окружающие разделились на два лагеря. Одни считают, что я ничего не делаю и гребу деньги лопатой. Вторые не понимают, как можно променять стабильную бюджетную организацию непонятно на что.
Пока я решила остаться во фрилансе. Когда пройду обучение на интернет-маркетолога, зарегистрируюсь в качестве самозанятой и уволюсь с работы, где пока числюсь в отпуске по уходу за ребенком. Возможно, через несколько лет выйду в офлайн, но это не точно.
Сейчас я не могу зарабатывать больше — но только потому, что уделяю много времени младшему ребенку. Когда он пойдет в детский сад, ситуация изменится. За последние два месяца мне пришлось отказаться от трех хороших предложений. Жаль, но на всех стульях не усидишь.