как подростка перевести на домашнее обучение
Как подростка перевести на домашнее обучение
Рассказываем, что надо знать при переходе на домашнее обучение.
Учить любимые предметы, ни от кого не зависеть, самостоятельно планировать время — звучит здорово. Но процесс домашнего образования не всегда проходит так радужно, как хочется.
Попробуем разобраться, какие опасности таит в себе домашнее обучение.
Проблема 1. Нехватка знаний у родителей
Закон «Об образовании в Российской Федерации» не требует, чтобы у родителей, решивших перевести детей на семейное обучение, были дипломы педагогов. Часто домашнее образование приносит удовольствие от процесса познания всем членам семьи. Мамы и папы вспоминают, что учили в школе и институте, и вместе с ребёнком осваивают современную науку.
Но иногда родителям при переходе на домашнее обучение действительно не хватает знаний или времени на то, чтобы разбираться в сложных темах. Например, профессиональный педагог знает, как решить задачу разными способами, а мама с папой — способом, который помнят. Настоящий преподаватель говорит с великолепным британским произношением, а мама с папой — «хеллоу, хау ар ю» и так далее.
Решение
Выходом станут многочисленные онлайн- и офлайн-помощники: репетиторы, дополнительные курсы, дистанционные школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дети с 1 по 11 класс системно осваивают школьную программу в удобном для них темпе. Можно делать упор на отдельные предметы, которые интересны ученику, готовиться к олимпиадам и экзаменам.
«При домашнем обучении учитываются сильные стороны и интересы детей, чтобы стимулировать мотивацию к учёбе. В нашей домашней онлайн-школе, например, с пятого класса кроме базы можно проходить углублённые и олимпиадные курсы по дисциплинам, к которым есть интерес и задатки. А с ними — курсы по развитию эмоционального интеллекта и навыка самообразования».
Юлия Шароватова, руководитель «Экстерната и домашней школы
Фоксфорда»
Проблема 2. Давление и критика
Несмотря на нарастающую популярность, семейное образование всё ещё овеяно мифами. Сторонники традиционного школьного образования скептически утверждают, что обучать ребёнка дома — чуть ли не преступление против человечности.
Дарья Горбачёва, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофея Кожина, поделилась опытом борьбы с предвзятостью преподавателей:
«Сначала мы сдавали аттестацию в школе, откуда ушли. Было нелегко выдержать моральное давление со стороны учителей. “Одумайтесь!” — говорили они, мол, испортите ребёнка, он деградирует и прочее, прочее. На аттестациях нам каждый раз пытались доказать, что мы ошиблись, избрав семейное образование».
Решение
При переходе на семейное обучение будьте готовы проводить границы в разговоре с людьми и давать понять, что домашнее обучение — осознанный выбор вашей семьи, который следует уважать. Ведь согласно Семейному кодексу России обязанность обеспечить детей общим образованием лежит именно на родителях. А значит, у вас преимущественное право выбора формы обучения.
Проблема 3. Недостаток общения
Иногда домашнее образование приводит к тому, что ребёнок проводит слишком много времени дома. Больше не нужно ежедневно ходить в школу, и пропадает мотивация чаще выходить из дома.
Решение
Позаботьтесь о социализации ребёнка. Семейное образование позволяет окружать себя интересными людьми. На домашнем обучении больше времени для посещения музеев и выставок, а также для кружков по интересам и спортивных секций.
Михаил Рабинский, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда», подтверждает: «Кружки нужны, чтобы общаться с ровесниками и расширять кругозор».
«Социализация — это построение социальных связей. А для построения социальных связей совершенно необязательно ходить в школу. Можно ходить в музей, а можно ходить в кружок, а можно иметь отличную компанию во дворе, в которой у тебя понятно устроены отношения».
Дима Зицер, педагог, автор книг
Проблема 4. Отсутствие системности
Хоумскулеры не понаслышке знают, что планирование учебного процесса своими силами — это трудно. Нужно самостоятельно разработать или выбрать учебный план, составить расписание, определить график тем, учесть дополнительные кружки и секции.
Если расписание составлено плохо или не соблюдается, ребёнок на домашнем обучении начинает скучать, лениться, играть в компьютер вместо учёбы.
Многим семьям требуется педагог или наставник, который сможет грамотно организовать процесс за них.
Решение
Чтобы снять с себя груз ответственности за разработку учебного плана при переходе на семейное обучение, родители часто подключают онлайн-школы. Чаще всего такие школы помогают составить индивидуальный гибкий график.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» наставник помогает распределить нагрузку, учитывая потребности и желания каждой семьи.
Хотите составить расписание самостоятельно? Следуйте нашей пошаговой инструкции, чтобы ничего не упустить.
Проблема 5. Аттестация
Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры демонстрируют, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта.
На время аттестации ребёнок на семейном образовании и самообразовании прикрепляется к аккредитованной школе и становится экстерном.
К сожалению, прикрепление к школе при переходе на домашнее обучение может доставить массу проблем. Во-первых, не все школы работают с хоумскулерами. Во-вторых, подходящая школа может находиться далеко. И в-третьих, вам могут предложить неудобный график аттестаций.
Решение
Если с вами изначально не хотят «связываться», то высока вероятность, что и в дальнейшем будут ставить палки в колёса. Найдите школу, дружелюбную к хоумскулерам:
Проблема 6. Недостаток мотивации
Бывают дни, когда хочется лежать на диване и ничего не делать. Заполнять контурную карту — лень, решать задачу — неохота, читать параграф из учебника — уныло.
Периодические упадки настроения — нормальны. Возможно, ребёнку на семейном обучении нужен отдых. Но если у хоумскулера отсутствует мотивация и интерес к учёбе на постоянной основе, стоит пересмотреть программу.
Решение
В «Экстернате Фоксфорда» учеников мотивирует интерактивность процесса и искренняя вовлечённость преподавателей.
За выполнение интерактивных домашних заданий ребята получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм. Так обучение становится увлекательней.
Преподают специалисты из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других топовых вузов страны. Каждый горит своим предметом, поэтому уроки интересные и насыщенные.
Алёна Руденко, медалистка и выпускница Фоксфорда, делится: «Предметы, которые трудно давались, оказались не такими уж и страшными. Например, я никогда не любила историю, но Елена Валерьевна так интересно рассказывала, что у меня вдруг стало получаться».
Резюме
Обучение на дому — отличная альтернатива традиционной школе. Хоумскулеры получают качественное и полноценное образование из любой точки мира. Преимущества домашнего обучения:
Если грамотно организовать процесс домашнего обучения и предусмотреть возможные трудности, учиться будет легко. Так, обучение в «Домашней школе Фоксфорда» строится на персонализации. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок получал удовольствие от учебного процесса и стремился к знаниям. Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем тьюторское и наставническое сопровождение.
За и против: стоит ли переводить детей на семейное обучение?
Аргументы читателей Т—Ж
Мнения читателей Т—Ж разделились. Одни готовы отправиться в прошлое, чтобы перевестись на семейное обучение и не тратить время на ненавистные предметы, другие убеждены, что школа — это не только знания, но и общение со сверстниками. Т—Ж собрал главные аргументы сторон в одном материале.
👍 За: система школьного образования не отвечает запросам времени
Мой старший ребенок уже разделался со школьным обучением, это был ад. Младшему 14 лет, и я не могу искренне ответить на его вопросы по поводу смысла некоторых школьных предметов. Особенно когда он изучает с помощью интернета все, что считает важным, причем более глубоко и комплексно, чем в школе.
Есть, конечно, и исключения: у кого-то дети хорошо вписались в школьную систему и/или им повезло со школой и учителями. Но качество обучения не должно быть результатом лотереи и зависеть от того, попались ли вам хорошие одноклассники, которые не мешают учиться, понравились ли вы и ваш ребенок учителю, знает ли преподаватель свой предмет и может ли научить ему. Систему обучения нужно менять и адаптировать к реалиям времени, а не ретроградствовать, пытаясь вернуть «лучшие в мире советские учебники». Проблема в том, что это требует времени и ресурсов, а дети растут, не дожидаясь окончания реформ.
По поводу социализации детей я разделяю мнение Олега Макаренко. Он пишет, что школа дает ребенку опыт жизни в коллективе тюремного типа, из которого нельзя уйти. Такой опыт может пригодиться в тюрьме или в армии, но не в реальной жизни, где нет надсмотрщиков. Важно же не оградить детей от самостоятельного решения проблем, а сохранить в них веру в людей и дать им возможность получать удовольствие от процесса обучения. И не научить вместо этого общаться с отморозками и давать сдачи.
Общение у детей сейчас в основном виртуальное — это просто реальность, которую нужно принять. Младший постоянно общается в интернете и делает совместные проекты с ребятами не только из России, но и из других стран. Да, он сидит за компьютером, но я уверен, что в итоге от этого толку будет больше, чем если бы он «социализировался» на улице.
👎 Против: реальные уроки эффективнее виртуальных занятий
Я преподаю в вузе, но иногда провожу в школах углубленные занятия для олимпиадников. Мне непонятна схема обучения «не требуйте повторить в третий и четвертый раз, вам будет доступна запись». Ну запись, и что? Ее вообще можно получить бесплатно: на «Ютубе» тысячи роликов с разнообразным изложением любого материала. Так же можно и учебник почитать.
Это все не то. Во время занятия я могу увидеть, что студент чего-то не понимает, остаться с ним после пары на перерыв и объяснить ему иначе. Могу вызвать его к доске и заставить самостоятельно решать задачи. А могу подключить к обсуждению одногруппников, которые помогут с возникающими вопросами, чтобы был не монолог, а диалог. Но ничего из этого нельзя сделать дистанционно, а если бы было можно, то моих коллег не «выписывали» бы в школы и детские образовательные лагеря для проведения занятий. Ведь есть «Скайп» или просто «запись занятия».
👍 За: квалификация некоторых учителей оставляет желать лучшего
Компания, в которой я работаю, продает учебное оборудование, поэтому мне приходится быть на связи со школами. После такого количества общения с учителями, директорами и прочими сотрудниками, включая завхозов, контрактных управляющих и секретарей, я полностью разочаровалась в образовательной системе. Хочется верить в лучшее, но я не понимаю, чему может научить ребенка преподаватель, который сам не умеет грамотно писать и корректно формулировать вопросы, а также не обладает хоть какими-то навыками этичного общения.
Каждый день на работе я сталкиваюсь с ситуацией, когда кто-то из учителей пишет, например, вместо «комплект по физике» — «комплект по физики». Раз в день кто-нибудь звонит и начинает панибратствовать, обращаясь ко мне «Оль, ну сделай нам КП», как будто я их ученица-пятиклашка. Сообщения в почте — из разряда «в какую цену у вас дозиметр»: ни здрасьте, ни до свидания, ни подписи, ни знаков препинания. О том, в каком виде мне отправляют вордовские документы и письма по электронной почте, я вообще молчу. Могли хотя бы научиться оформлять договоры, но нет: то пробелы вместо структурированной таблицы, то шрифты разные, то грамматические ошибки.
Чему могут научить детей люди, которые сами не умеют хотя бы просто нормально общаться? Я не говорю, что все учителя такие, и не хочу задевать действительно толковых людей. Но за шесть месяцев я поняла, что не хотела бы доверять таким людям учить ребенка (пусть у меня его еще и нет).
👎 Против: не каждый родитель сможет самостоятельно обучить ребенка
Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети. Но нужно понимать, что такое обучение обойдется дороже, чем обычная государственная школа, а контроль за ребенком займет тонну личного времени.
Если вы горите самостоятельными занятиями с ребенком — тогда вперед. Но если у вас работы по самое горло, вы уходите в офис в 8 утра и возвращаетесь в 7 вечера (или позже), то задумайтесь, чем все это время будут заниматься дети и какой результат даст такое обучение.
Любая учеба — это труд. Не обольщайтесь, но даже самые дисциплинированные дети рано или поздно начинают халтурить и искать лазейки, чтобы не делать задание, а смотреть мультики или играть в игры на компьютере. Если вы реально думаете, что ребенок будет каждый день, как робот, самостоятельно выполнять задания на нужном сайте, то вы очень наивны.
Даже взрослых тяжело заставить учиться самостоятельно: все мы любим прокрастинацию. Но их хотя бы мотивирует осознание того, для чего они учатся. Для детей же далекое «успешное будущее» — просто абстракция, которую они не понимают. Поэтому со взрослыми дистанционное онлайн-образование работает, а с детьми возникают проблемы.
👍 За: ребенок может уделять больше времени предметам, которые ему интересны
Самый большой плюс семейного обучения — осознанный выбор предметов и меньше ненавистного «надо». Школьная программа — это вообще отдельная история. Безусловно, должны быть обязательные предметы вроде русского языка, математики, физики, географии. Но музыка, ИЗО и физкультура — по выбору.
Зачем мне было тратить время на физкультуру, бегать стометровки за какие-то секунды, прыгать через козла и метать мячи? Я и так занимался в спортивной секции, и мне это нравилось. То же самое с музыкой и ИЗО: если у ребенка нет к этим предметам интереса, зачем его заставлять? Еще и оценки ставить, ухудшая общую успеваемость. Можно долго рассуждать, что и зачем нужно и не нужно школьнику, но я считаю, что у человека должен быть выбор.
Не могу не упомянуть школьную программу по литературе. Меня сейчас, конечно, проклянут вундеркинды, которые с «Войной и миром» разделались, как только научились читать, но глупо требовать от пятнадцатилетнего школьника прочесть и понять бессмертный труд Федора Михайловича «Преступление и наказание». Да еще и сопровождая проверку знаний тестами из серии «В какой руке был топор, когда Раскольников убивал старуху?». Я прочел это произведение осознанно и с удовольствием только на последних курсах института. И это относится ко многим книгам из школьной программы. Возможно, когда ее составляли, дети были умнее и раньше взрослели, но надо исходить из сегодняшних реалий.
👎 Против: школа не только дает знания, но и учит жизни
Если у вас есть 300 тысяч рублей в год на обучение, отдельная комната для ребенка и вы готовы к тому, что большую часть времени он будет проводить вне социума, пялясь в экран и выполняя задания, — то, конечно, такая форма обучения подойдет.
Считаю, что если и выбирать обучение, то тогда уж в частной школе, если не хотите идти в государственную. Но никак не онлайн. А как же дискотеки, которых ждали школьники? А как же Машку за косичку дернуть и портфель ее донести? Зачем лишать детей этого? Вырастет общество неженок, у которых в голове куча знаний, а применить их они не смогут.
👍 За: в школе ребенок может попасть в токсичную среду
Я ходила в обычную школу. Из-за специфики работы родителя и частых переездов пришлось сменить пять или шесть учреждений. Даже вуз пришлось менять по той же причине.
В школе училась в девяностых — нулевых и, поверьте на слово, прошла огонь, воду и медные трубы. По идее я должна быть максимально адаптирована к социуму, закалена как солдат в армии и прошарена как заключенный. Но ничего, кроме психологических травм, мне это не принесло.
Не поймите неправильно: школы были обычные, не коррекционные. И я была не социопатом, а среднестатистической школьницей из хорошей полноценной семьи. Но особенности моей личности, характера, воспитания и опыта в сочетании со школьным общением не взрастили во мне аса коммуникации. Так что ходить в школу только ради так называемой социализации и формирования «правильных» навыков общения для жизни — не лучший аргумент.
👎 Против: в будущем у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией
Для меня обучение на дому обернулось проблемами с социализацией в университете. Только к началу второго семестра я научилась нормально общаться с одногруппниками. Со взрослыми было легко: учителя приходили на дом и у меня получалось производить на них правильное впечатление. Но как и что говорить сверстникам, я не понимала. Хотя у меня уже был интернет, и я общалась на форумах и в чатах.
Мне кажется, такое обучение — хорошая вещь, если есть все условия для реального, а не виртуального общения со сверстниками. Как и возможность узнать, что общество полно не совсем адекватных личностей, чтобы научиться правильно вести себя с ними.
За и против. Читатели выбирают сторону в околофинансовых спорах
Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий
В прошлом учебном году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.
Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.
Переходим на семейное образование
Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.
Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение
Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.
Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.
При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.
Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению
Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.
Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение
Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.
Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования
К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.
Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением
В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.
Образец такого документа вы также сможете найти ниже.
Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия
При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.
Семейное обучение. Закон и порядок
В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.
Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.
Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».
В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.
Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.
Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.
Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.
Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).
В этой же статье можно встретить и такую строчку:
«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».
Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).
Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.
Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:
«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».
На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.
Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:
«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».
То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.
В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.
А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.
В пункте 4 той же статьи указано:
«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».
Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.
Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:
«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).