как пользоваться мудл дистанционное обучение
LmsList.ru
Системы Дистанционного Обучения
Система электронного обучения Moodle: обзор возможностей и функционала
Moodle — веб-приложение, позволяющее создать кастомизированную систему управления обучением.
Для начинающих администраторов Moodle будет полезен подробный гайд по этой системе. В серии статей доступно описаны возможности платформы, инструкция по установке и работе на платформе.
Мартин Дугиамас — создатель Moodle
Первые прототипы системы были созданы в 1999 году Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), на тот момент студентом Университета Кертин, Австралия. Первый сайт на базе Moodle был создан в 2001 году, а сейчас число сайтов на Moodle перевалило за 1 миллион по всему миру. За это время вокруг Moodle сформировалось большое и сильное сообщество, которое разрабатывает плагины (модули) и делится ими в сети. C помощью плагинов можно создать уникальную систему управления обучением, которая по функционалу будет не хуже современных СДО.
В этой статье мы подробно рассмотрим функционал системы, и оценим, какие задачи может решать платформа.
Платформа хорошо подходит как для задач образовательных учреждений, учебных центров, так и для корпоративного обучения. Но платформа требует обслуживания и настройки — от установки на хостинг, до настройки системы и обновления ее. Если в проекте планируете обучать до 500 сотрудников, выгоднее выйдет коммерческие платформы. Как альтернативу можно рассмотреть iSpring Learn.
Технические требования
Так как Moodle — бесплатная платформа с открытым кодом, вам придется устанавливать ее на сервер самостоятельно. Требования зависят от подключаемых модулей, контента на платформе и количества пользователей. Ниже в таблице указаны рекомендации от разработчиков:
Функционал Moodle
Как установить Moodle
Попробовать Moodle в работе можно разными способами в зависимости от доступных ресурсов и знаний. Первый вариант – можно развернуть локальную версию системы у себя на компьютере. Это потребует знаний по настройке веб-сервера. Второй вариант — использовать платформу https://moodlecloud.com: здесь можно создать свой Moodle сайт бесплатно.
Мы же рассмотрели демо-версию платформы на официальном сайте.
Как получить доступ к пробной версии
Для получения демо-доступа надо перейти на сайт moodle.org, нажать на вкладку Demo в меню сверху и выбрать одну из предлагаемых версий: Mount Orange School (красивая и более-менее функциональная версия), Moodle Sandbox (песочница; полезно для ознакомления, если будете ставить Moodle с нуля) и QA Testing Site (для тестирования плагинов разработчиками). Ниже мы рассмотрим версию Mount Orange School.
Система глазами пользователя
Чтобы зайти как пользователь, надо выбрать Mount Orange School и ввести данные входа для пользователя (логин: student, пароль: moodle). Это откроет главную страницу системы:
Что может делать пользователь в демо-версии:
У Moodle также есть мобильное приложение Moodle Mobile, позволяющее запускать систему на мобильных устройствах (iOS и Android).
Обзор Moodle Mobile на английском языке
Система глазами администратора
Рассмотрим основные функции Moodle с точки зрения администратора.
Управление пользователями
Чтобы добавить пользователя, нужно нажать на вкладку Site Administration, выбрать Users и во вкладке Accounts нажать на Add a new user для ручного добавления или Upload users для импорта из файла.
Пользователям можно присваивать роли. Это можно делать через меню пользователя, однако удобнее управлять через меню администратора. В Site Administration надо нажать на Users, выбрать Permissions, выбрать Assign system roles, выбрать роль, в списке Potential users найти пользователя и нажать Add. В Mount Orange сейчас 13 ролей, но вы можете удалить существующие или добавить свои.
Хотя данных функций в демо-версии нет, в Moodle можно добавить саморегистрацию и приглашение по email через плагин Authentication.
Управление контентом
В Moodle нет встроенного конструктора контента для электронного обучения. Для создания тестов и курсов разработчики советуют использовать Courselab, Easygenerator, iSpring Suite и QuizMaker.
Управление контентом происходит через вкладку Courses в Site Administration. Курсам можно назначать категории (Add a category) и загружать их в систему (Add a new course).
В демо-версии вы можете добавить видео, изображение, текстовый файл, тест, презентацию или SCORM пакет, однако есть предел по размеру загружаемого файла (256МБ).
В демо-версии Mount Orange курсы доступны всем пользователям, поэтому прямого назначения курсов нет. Для назначения курсов вручную есть плагин Enrolment.
Система отчетности
Отчеты выгружаются через вкладку Reports в Site Administration. Здесь есть следующие функции:
Так выглядит система отчетности в демо-версии. Для более конкретных отчетов по курсам и пользователям можно использовать плагин Zoola Analytics или My Feedback.
Какие плагины выбрать для начала
Сообщество Moodle советует следующие плагины для вашей первой системы:
Краткие выводы о возможностях Moodle
Правильнее будет сказать, что Moodle — не СДО, а инструмент для создания системы обучения. Благодаря плагинам и веб-разработке, каждая система на Moodle может выглядеть уникально и иметь функционал, заточенный под конкретные цели. Основной минус в том, что в Moodle нет встроенного редактора курсов, поэтому придется полагаться на внешние платформы, вроде H5P, или лучше создавать курсы в отдельном редакторе, вроде iSpring Suite. Если вы планируете использовать Moodle, то составьте следующий план:
Задачи, для которых подойдет Moodle
Рассмотрим, какие бизнес-задачи может решить Moodle.
Может использоваться для:
Пожалуй, самая популярная система для дистанционного образования — Moodle. Она бесплатная, постоянно обновляемая, имеет огромное количество возможностей для обучения. Она спасет вас и при обучении детей в период карантина, и при организации «шестого школьного дня» без очного присутствия, и при проектной работе.
Основной недостаток Moodle: из-за огромного числа опций и возможностей система кажется слишком сложной (например, Google Classroom интуитивно проще). Однако не стоит пугаться воображаемых сложностей. Систему вполне можно запустить за пару дней. В этой статье вы найдете пошаговый алгоритм.
Шаг 1. Найти администратора и несколько «передовиков»
Для работы с Moodle не нужно иметь навыки программирования или системного администрирования. То есть необязательно быть учителем информатики или сисадмином. Все будет работать хорошо, если в вашей школе есть человек, который обладает двумя качествами:
Еще очень неплохо, чтобы в школе было 3–4 учителя, которые готовы стать первопроходцами.
Шаг 2. Установить Moodle
Если у вас есть школьный сервер, то вам нужен пакет Moodle с официального сайта.
Однако в большинстве школ нет ни сервера, ни человека его обслуживающего. Но это не проблема. Вы можете воспользоваться платным хостингом (т.е. сервисом хранения вашей информации в интернете) с автоматической установкой Moodle. Как правило, это стоит около 2000 российских или 80 белорусских рублей в год. Нужно выбрать хостинг той страны, в которой вы работаете, т.к. государственным организациям запрещено хранить персональные данные на зарубежных площадках.
Например, в beget вы можете в разделе «Домены и поддомены » купить доменное имя. Оно обычно становится доступным в течение суток. Затем в разделе CMS выбрать Moodle. Это займет еще минут 5–10, после чего система для обучения будет доступна.
Шаг 3. Продумать логику организации курсов
В Moodle можно организовать курсы по категориям. Это удобно, т.к. в школе много разных классов и предметов.
Обычно школы категоризируют курсы либо по предметам, либо по классам. Например, основная категория «Русский язык », а в ней курсы обучения для 5-х, 6-х, 7-х и т.д. классов. Можно и наоборот идти от классов к предметам. Можно создавать дополнительно более сложные ветки с внеурочной работой, проектами и т.д. Можно создавать более крупные категории (например, 2019–2020 учебный год).
Лучше сначала решить это для себя, затем уже воплотить в Moodle.
Шаг 4. Создать первые категории и курсы в Moodle
В самой системе для обучения самый важный раздел для вас — это администрирование (в последней версии он находится в левой панели управления).
Там будут подраздел «Курсы », в нем — «Категории и курсы ». Добавление новых категорий вполне понятное. Про добавление курсов проще посмотреть короткое видео, их много на youtube, вот одно из:
Обычно удобнее, если администратор создаст все оболочки курсов, а потом учителя могут их редактировать по своему усмотрению.
Шаг 5. Загрузка пользователей (в тестовом режиме)
Это один из «хитрых шагов », которые важно сделать правильно с самого начала, чтобы не переделывать.
В панели администрирования есть пункт «Пользователи » и далее «Загрузить пользователей ». Вы можете автоматически импортировать всех учеников школы на сайт системы для обучения. Они получат логин и пароль. Импорт пользователей описан тут.
Важно! Для начала лучше загрузить небольшую тестовую группу учителей и учеников, чтобы разобраться, как работает система. После создания первых работающих курсов можно будет добавлять и реальных школьников.
Шаг 6. Зачислить учеников на курсы
В каждом курсе справа сверху есть шестеренка с настройками каждого курса. Там есть вкладка «Больше », далее «Пользователи »— там можно настроить, какие группы будут зачислены на курс. Далее небольшое меню «Записанные на курс пользователи », в котором можно найти опцию «Запись пользователей на курс ». Там нужно выбрать глобальные группы, которые вы можете записать на курс.
Шаг 7. Передовики могут сделать свои учебные курсы на пару недель
Есть хорошие материалы для учителей в youtube. Можно найти те уроки, которые кажутся понятными. Вот пример:
В целом для понимания, как работаете система, каждый может создать по 2–3 урока. После этого «передовики » могут обучать других педагогов работе с Moodle.
Хорошее решение: посмотреть на один и тот же курс как глазами учителя, так и глазами потенциального ученика. Это поможет найти потенциальные ошибки и неудобства.
Шаг 8. Инструкции для учеников, учителей, родителей
Я думаю, что Moodle не выглядит изначально суперпростым. Однако он позволяет выстроить стабильную систему дистанционного образования в своей школе. Иметь контроль над обучением школьников, реализовывать сложные проекты.
Было бы желание, а все технические шаги возможно проделать за 2–3 дня.
Moodle: обзор самой популярной системы дистанционного обучения
Каждый человек, который заинтересован в настройке дистанционного обучения с помощью электронной системы, скорее всего слышал о Moodle. Эта система выдается одной из первых в поисковиках, занимает 18% американского рынка, а во всем мире ее использует более 1 000 000 компаний, частных преподавателей и учебных заведений.
Привлекательной ее делают такие факторы, как длинная история, возможность индивидуальной подстройки под нужды пользователя, условная бесплатность и многие другие.
Из этой статьи вы узнаете подробнее о плюсах и минусах использования системы Moodle, ее отличиях от других систем дистанционного обучения и почему она только условно бесплатная.
История создания и развития
Moodle – это аббревиатура фразы Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).
То есть, первое, что нужно знать об этой системе – это не готовое решение для обучения через Интернет.
Moodle – обучающая среда – база, которая с помощью настройки, дополнительных программ и физических носителей информации превращается в систему. Эта база дает все необходимое для того, чтобы вам было удобно обучать и отслеживать успеваемость студентов, а студенты могли обучаться в удобном для них месте и в удобное время. Данная система при должной настройке упрощает и решает задачи любого обучения: передачу информации, контакт с преподавателем, контроль усвоения материала.
История Moodle начинается с 1999 года, когда Мартин Дугиамас – студент австралийского Университета Кертин – разработал прототип своей системы дистанционного обучения. Это был переломный момент истории, когда обучение активно переходило в Интернет, поэтому после того как Мартин защитил ученую степень, он не прекратил свои разработки. Уже в 2002 году мир познакомился с первой стабильной версией Moodle.
Первые версии Moodle устанавливались на сервер пользователя, настраивались техническим специалистом и давали доступ пользователям по всему миру, если сервер имел подключение к Интернету. С развитием информационных технологий Moodle получил облачную версию, которая дает еще больше свободы владельцу и пользователям.
На данный момент Moodle полностью переведена на 13 языков, распространяется на различных тарифах, среди которых есть и бесплатная версия. Кроме этого, за 20 лет вокруг этой системы собралось гигантское сообщество пользователей, которые обмениваются знаниями и опытом, создают плагины, дающие дополнительные функции и возможности, оказывают поддержку.
Неоспоримые плюсы Moodle
Вопреки фразе «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», Moodle дает своим пользователям ряд полезных функций.
Бесплатное распространение
Moodle можно скачать совершенно бесплатно с официального сайта. Это дает пользователю два преимущества. Во-первых, экономию денег. Во-вторых, большое сообщество, возникшее вокруг бесплатной системы. Это мультиязычное сообщество делится опытом, может помочь новичкам и создает полезные плагины, которые решают именно те задачи, которые могут вам потребоваться.
Но эта бесплатность условна, и ниже в статье рассказано почему.
Поддержка распространенных форматов компонентов
Moodle поддерживает современные форматы компонентов систем дистанционного обучения, которые открывают доступ для многократного использования материала вне зависимости от того, кто его создал. К этим форматам относятся SCORM, AICC и IMS. Некоторые другие форматы открываются для использования в Moodle с помощью плагинов.
Проще говоря, эти стандарты обеспечивают стабильную работу системы, позволяют создавать более полные и визуально привлекательные уроки в сторонних программах и переносить уже готовые уроки с системы на систему.
Поддержка разных типов контента обучения
В Moodle можно загрузить уроки с материалом, представленным в различных форматах. Он поддерживает текстовые расширения вплоть до PDF и таблиц Excel, изображения, презентации, аудио- и видеолекции. Также можно подключить функцию проведения вебинара.
Правда возможность использовать большую часть видов этого контента открывается после установки специальных плагинов. Но их легко найти в Интернете, а на форумах сообщества можно узнать, как их установить и настроить.
Выгрузка статистики
Moodle собирает статистику обучения и работы с системой. Правда для ее выгрузки и аналитики потребуются сторонние плагины, которые будут отвечать за внешний вид отчета, показатели, которые он будет включать в себя, и глубину анализа. Но сама возможность использовать статистику для корректировки обучения – это важный плюс.
Интеграция с множеством сторонних сервисов
Moodle очень просто интегрируется с различными полезными сервисами. CRM-системы, подключение электронных касс, вебинарных платформ, чатов, рассылок и многое другое легко осуществляется через специальные плагины. Некоторые из них платные, но функции, которые они дают, значительно облегчают работу и владельцу, и администратору и студентам курса.
Информационная безопасность.
На Moodle существует множество плагинов, осуществляющих защиту информации от копирования, а систему – от проникновения. Конечно, на коммерческих платформах уровень безопасности выше, поскольку ей занимаются специалисты. Но если качественно настроить систему, установить необходимые плагины и интегрировать платные системы безопасности, уровень информационной защиты возрастет.
Кастомизация под цели и нужды пользователя
Moodle представляет собой настраиваемую среду для дистанционного обучения. Это значит, что при должной настройке и подключении необходимых плагинов владелец получает уникальную версию системы, которая заточена под решение его индивидуальных задач и предоставление максимально эффективного обучения.
Получается, что Moodle решает все необходимые задачи, которые должна решать хорошая СДО – система дистанционного обучения. Она автоматизирует рутинные и упрощает сложные процессы. Помогает студенту получить учебный материал в удобное для него время и обратную связь преподавателя в быстрый срок. Преподаватель же может одновременно обучать большое количество студентов, затрачивая меньше времени, при этом контроль знаний происходит беспристрастно с помощью тестов, результаты которых проверяет машина. Владелец может в режиме реального времени отслеживать статистику студентов, автоматизировать доступ после оплаты или доступ к разным курсам в зависимости от учебной группы студента.
Но ничего идеального не существует, поэтому и Moodle обладает рядом минусов, которые не приходится решать при использовании другой системы. Об этих минусах подробнее будет рассказано ниже, и в первую очередь о бесплатности системы.
Почему Moodle – это УСЛОВНО бесплатная система?
Любой желающий может скачать бесплатную версию Moodle с официального сайта. Но таким образом пользователь получает просто образовательную среду, а не готовую систему обучения.
Чтобы эта система могла помочь обучать людей, потребуется сделать три шага:
Эти шаги требуют ресурсов, специалистов и времени. В среднем запуск курса на Moodle занимает от 1 месяца. Для сравнения: на обычной коммерческой системе дистанционного обучения срок запуска составляет 1-3 дня.
Для стабильной работы онлайн-школы на Moodle требуется сервер, причем от количества одновременно обучающихся студентов напрямую зависит его мощность. Сервер и его обслуживание, в отличие от самой системы, требуют денежных затрат.
Установка и стабилизация системы – трудоемкий процесс, который требует от пользователя глубоких знаний в программировании и IT. Поэтому Moodle часто используется вузами с техническими специальностями, где сами студенты могут обслуживать систему. В противном случае владельцу понадобится либо потратить много времени на изучении материалов в Интернете, либо пройти платный курс по работе с системой, либо нанять специалиста. Это все отнимает время и деньги.
Создание курса на Moodle – занятие непростое. Написание контента и создание из него урока здесь очень сильно разобщены. Специалист, который записывает материал, и специалист, который формирует из него занятия, редко является одним и тем же человеком.
Все дело в том, что функция создания уроков на платформе требует большого терпения и навыков программирования. Профессионалы пользуются сторонними ресурсами, для того чтобы создать урок и просто перенести его в свой курс.
Количество функций у оригинальной Moodle ограничено. Чтобы расширить ее функционал, требуются плагины. Тут тоже скрываются дополнительные финансовые затраты. Плагины создаются в сообществе пользователей Moodle, по приблизительной оценке их уже больше 2000. Часть из них распространяется на платной основе. Среди тех, которые можно получить бесплатно, много дублирующих друг друга функций, конфликтующих при одновременной установке, просто нестабильных. Поэтому для выбора нужного набора плагинов потребуется потратить много времени на поиск и оценку информации о них, выбор, установку и тестирование. Это можно поручить специалисту, но, если в вашем штате нет программиста, придется доплатить либо своим временем, либо деньгами.
Администрирование учебного процесса, работа с уроками, добавление курсов, выгрузка статистики и многие другие функции системы Moodle также требуют навыков работы с программным обеспечением.
Таким образом, чтобы Moodle оказался для вас бесплатным, необходимо соблюдать такие требования:
В противном случае затраты на установку и обслуживание вашей системы дистанционного обучения могут в несколько раз превзойти затраты на использование коммерческих СДО.
Другие минусы Moodle
Кроме освещенных выше недостатков, у бесплатной версии Moodle можно выделить еще несколько не менее важных:
Отсутствие качественной технической поддержки
Бесплатную версию Moodle вам придется настраивать вручную, либо нанимать стороннего специалиста. Ответы на вопросы, связанные с этим процессом, вам нужно будет искать самостоятельно. Техническая поддержка у Moodle имеется, но для ее использования может потребоваться знание английского, а осуществляется она через форум сообщества. Поэтому на поиск ответа на возникший вопрос потребуется много времени, при этом ответ может быть не найден.
Проблемы с локализацией
На данный момент сама платформа переведена полностью только на 13 языков. Русская локализация завершена чуть более, чем на 90%. Это значит, что вам понадобится дополнительно переводить с помощью программиста систему на необходимый язык, иначе ваши студенты будут сталкиваться с текстами на английском. Плагины, которые необходимы для полноценной работы Moodle, тоже переведены не полностью.
«Недружелюбный» интерфейс
Многие функции Moodle, такие как создание уроков, тестов, брендирование интерфейса, реализованы в неудобной для неподготовленного пользователя форме. Для их использования требуется много времени, специальные знания, тестирование готового материала и постоянные корректировки. Конечно, существуют сторонние программы для этого и специальные плагины, но чтобы в них разобраться также требуется время.
Невозможность быстро получить готовое решение
Большая свобода для настройки и кастомизации Moodle вкупе с технической сложностью вытекают в еще один минус – невозможно быстро получить результат. На запуск онлайн-школы или корпоративного обучения на этой системе понадобится в среднем не меньше месяца, и это при условии, что все необходимые ресурсы и специалисты у компании уже есть. Так что если вам необходимо быстро создать и запустить курс, Moodle не подойдет для этой цели.
Для кого подходит Moodle?
При том, что Moodle нельзя назвать полноценной СДО без трудоемкой настройки, она все равно отлично подходит для многих пользователей. В частности:
Для вузов и других учебных заведений
Уже множество учебных заведений пользуются бесплатной версией Moodle. В первую очередь для создания электронной базы оценок успеваемости студентов, которая встроена даже в обычную версию системы. Те же вузы, которые обучают будущих специалистов, нередко с их помощью переносят часть учебного процесса в дистанционную форму.
Для преподавателей, которым нравится разбираться в программах
В последнее десятилетие рынок онлайн-обучения растет с большой скоростью, поэтому все больше частных учителей, которые обучают от маникюра на дому до теоретической физики, переходят в онлайн. Обычно они выбирают платные облачные СДО, ведь они интуитивно понятны в настройке, изначально дают доступ к множеству нужных функций и позволяют запускать курс в течении 3 дней. Но тем, для кого заработок не в приоритете и кто любит настраивать программы и системы точно под себя, может понравиться Moodle.
Для компаний с широкой ресурсной базой
Владельцы крупных компаний, у которых уже есть свои сервера, домены в сети, штат IT-специалистов, тоже могут без проблем использовать Moodle. В этом случае единственным ограничивающим фактором является оплата работы сотрудникам и время, которое потребуется для запуска обучения.
Для кого Moodle не подходит?
Moodle не подходит для людей, которым требуется готовое и быстрое решение для запуска дистанционного обучения без лишних затрат.
Частным преподавателям и целым онлайн-школам, для которых удобство работы с системой, ее стабильность и качество для студентов стоят в приоритете.
Для компаний, которые хотят снизить затраты на корпоративное обучение, автоматизировать и стандартизировать его без лишних расходов времени, денег и работы специалистов.
Для тех, кто хочет быстро запустить курс на интуитивно понятной платформе, не тратить время на настройку под себя, кто хочет иметь возможность быстро создавать и корректировать свои уроки и курсы.
Этим категориям пользователей лучше подойдут коммерческие СДО, где в зависимости от тарифа открывается доступ к различному функционалу и можно подобрать именно тот, который выведет баланс затрат и прибыли в плюс.
Если вы решили использовать Moodle
Если после прочтения статьи вы решили стать пользователем Moodle, ознакомьтесь с планом, который поможет вам быстрее запустить обучение:
1. Четко выделите цель вашего обучения и задачи, которые необходимо решить
Moodle дает возможности, начиная от оптимизации очного обучения, заканчивая созданием целой онлайн-школы. В зависимости от того, какую цель будет преследовать ваша система и какие задачи для этого она должна решать, создайте список оборудования, программного обеспечения, плагинов и технических специалистов, которые потребуются вам. Если создавать такой список слишком долго и трудно для вас, попробуйте использовать тестовый период любой платной СДО – готовое решение может вам подойти гораздо лучше, чем Moodle.
2. Установите бюджет запуска обучения
Перед тем, как скачивать систему с сайта, сделайте смету расходов, которые будут сопутствовать запуску. Внесите в них стоимость сервера, оплату работы специалистов, ежемесячные расходы на обслуживание. В случае, если цифра выходит невыгодной, изучите другие способы запуска обучения, например, с помощью платной СДО.
3. Установите сроки запуска
Для запуска усредненного курса на Moodle с нуля и полным комплектом необходимых ресурсов требуется от одного месяца. Добавьте к нему дополнительное время на тестирование, чтобы студенты не сталкивались с ошибками и недочетами в обучении. Если этот срок слишком велик и для вас на первом месте стоит скорость запуска обучения, попробуйте коммерческие СДО, на которых можно запустить обучение всего за 3 дня.
Вывод
Moodle – это не система дистанционного обучения в привычном понимании, а обучающая среда – инструмент для создания своей СДО. Ее главным преимуществом является бесплатное распространение и возможность точной подстройки для решения индивидуальных задач. Но для человека, не обладающего экспертными знаниями в области программирования и IT-технологий, потребуется много времени на то, чтобы разобраться, запустить и наладить систему, либо нанять специалиста за дополнительную плату.
Moodle подходит только тем, кому нравится решать технические задачи, тем, кому не нужна полноценная система дистанционного обучения, и тем, у кого есть большая ресурсная база и запас времени.
Остальным лучше подходят коммерческие готовые решения для обучения через Интернет, например, платформа «АнтиТренинги». Вы можете ознакомиться с ней и получить месяц бесплатного тестового использования, перейдя по ссылке.
Если вам нужно больше информации по технической части дистанционного обучения…
Прочитайте статью о системах дистанционного обучения, чтобы разобраться подробнее в видах и особенностях СДО, узнать, по каким критериям нужно их выбирать. Также изучите статью о системах управления обучением, чтобы узнать, какие полезные функции и возможности дают своим пользователям современные платформы для онлайн-обучения.