как понять надо ли уходить в монастырь
«Сплошной некрополь»: как уйти в монастырь и что там ждет
Марина Найденкова
На сегодняшний день в российских монастырях живут тысячи монахов и монахинь. Кто-то из них пришел в обитель из-за страха расплаты за грехи, кто-то — из-за желания обменять служение на рай, а кто-то — просто из-за любви к Богу. При этом прожить жизнь в монастыре — непростое решение и большое испытание. «Вечерняя Москва» узнала, кто может уйти в монастырь, какие трудности встретятся ему на пути к Богу, а также почему обители называют некрополями.
Почему уходят
У каждого человека свои причины, чтобы уйти в монастырь, рассказал наместник ставропигиального Новоиерусалимского монастыря архимандрит Феофилакт. Но всех людей, по его словам, объединяет любовь к Богу, а их на сегодняшний день тысячи человек.
— Сколько людей, столько и путей в царство небесное. Самые разные люди. У нас тысячи монастырей, тысячи монашествующих, — сказал Феофилакт.
Обычно в монастырь уходят по трем причинам. Первая — страх. Например, человек жил и грешил, а потом понял, что ему, грешнику, нужно спастись, и он идет в монастырь каяться и плакать.
— Вторая причина — это купец. То есть ты — мне, я — тебе. Такое тоже бывает, и над таким нельзя смеяться. Например, господи, я пойду в монастырь, а ты мне потом даруешь рай. Вторая ступенька — ее тоже надо пройти — ступенька страха, ступенька купца, — сказал собеседник «ВМ».
Третья причина, по которой уходят в монастырь, проста. Ее можно назвать ступенькой сыновства: как безоговорочно дети любят родителей, не ради чего-то, так и люди любят Бога, называя его Отцом и Творцом, который любит человека. Эта ступенька — самая главная у большинства ушедших в монастырь.
Как уйти
Феофилакт рассказал, что, для того чтобы уйти в обитель, нужно только желание. При этом принять община может только совершеннолетних граждан. Сначала нужно определиться, в каком монастыре хотелось бы прожить жизнь. Для этого следует посетить пять–семь учреждений. Конечно, мужчины могут рассматривать только мужские монастыри, а женщины — женские.
Верные и неверные
В начале пути в монастырь можно выбирать обитель: пожить в одной, потом в другой, в третьей просто помолиться. Точнее, до того момента, пока пришедший в монастырь не дал обет и стал послушником или послушницей. Обычно этот период длится от года до трех лет. За это время можно осознать, насколько человек вообще готов провести всю жизнь в монастыре, или он все же хочет создать свою семью и жить светской жизнью.
— Если они поняли, что это не для них, то, слава богу, молодец, герой. В таких вещах мы шутим: дадим деньги на такси, на букет цветов для невесты, на то, чтобы он довез ее на такси до ЗАГСа и они подали заявление. Если он понял, что его путь — мирская семейная жизнь, что он, например, не может без жены, ну ладно, слава богу, что он разобрался в себе и понял, что его путь — мирская семейная жизнь. Молодец, очень честный и порядочный человек: он не врет другим и, самое главное, себе. То же касается девушки, которая так поступила. И пока идет период искуса, послушничества, они имеют право принять соответствующее решение, — сказал Феофилакт.
Как рассказал в беседе с «ВМ» насельник Пафнутьево-Боровского монастыря иеромонах Фотий, перед тем как решиться остаться в обители, «человеку нужно 300 раз подумать об этом, потому что это не романтика, о которой пишут в книгах».
— Тебе надо будет проходить искус, проходить все этапы перед поступлением в братию. Сначала ты становишься трудником, потом кандидатом в братию, потом послушником, надеваешь подрясник, но ты еще не монах. В этот период подготовки нужно иметь максимальное терпение, потому что тебя будут испытывать на смирение. Оно пригодится в течение всей жизни в монастыре, потому что одна из главных добродетелей в монастыре — послушание, — сказал Фотий.
Послушание — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются новички в монастыре. Особенно это касается людей, которые приходят в обитель уже в зрелом возрасте, со сложившимся характером и привычками. Фотий также отметил, что в женском монастыре дисциплина строже. Поэтому молодым девушкам, которые решили провести свою жизнь в стенах обители, особенно нужно подумать над выбором.
— Как правило, женские монастыри более наполненные. Дисциплина намного строже, чем в мужских. Есть, конечно, очень строгие мужские монастыри, но все-таки. Надо понимать, когда уходят молодые девушки, что в женском коллективе им придется несладко, — сказал собеседник «ВМ».
Если монахиня идет на исповедь, по его словам, она должна говорить и об известном ей грехе своей сестры. Если не расскажет, грех будет на каждой из сестер.
Священник рассказал, когда нужно молиться Александру Невскому
Работа
По словам Фотия, во всех монастырях разные уставы. Но у монахов и монахинь в течение дня есть послушание или даже послушания. Например, могут отправить на работу в коровник. Там можно пробыть до середины дня. После этого нужно будет отправиться для работы за компьютером, а в конце дня — помочь с делами в храме.
— У каждого, если берем мужской монастырь, брата есть пара послушаний точно. Иногда бывают общие послушания. Например, отправляют собирать картошку или пропалывать что-нибудь, — сказал Фотий.
Что касается финансового вопроса, то в обители даже выплачивают зарплату. Правда, она не такая большая, как в миру. Прожить на нее вряд ли получится, но и платить в монастыре ни за что не нужно. Рассматривать зарплату послушников приходится лишь как карманные расходы.
По словам Фотия, время на отдых у монахов и монахинь есть. Каждый организовывает его самостоятельно. Кто-то читает, кто-то за компьютером что-то делает. Кроме того, в некоторых монастырях разрешен выход за пределы учреждения, но по согласованию.
Фотий также добавил, что, если подвижник пренебрег правилами обители, например, нарушено послушание в наглой форме, могут сделать предупреждение. А за грубое нарушение — даже попросить покинуть монастырь.
Уйти?
Если человек остался в обители, его постригли, то среди прочих обетов он дает клятву жить в выбранном монастыре до смерти, отметил Феофилакт.
В монастыре живут до смерти. По словам Феофилакта, есть даже такой принцип: «зашел в монастырь — зашел как в могилу, кто из могилы вышел раньше всеобщего воскресения, тот погиб».
— То есть если в монастырь пришел, ты умер в миру. Ты должен там находиться, подвязаться, а после смерти смешать свой прах с костями предшествующих подвижников. Поэтому всякий монастырь — это сплошной некрополь, — заключил Феофилакт.
Ответ на зов Божий
Святая Гора Афон занимает особое место в Православии. Её история, устав, особые строгие правила монашеской жизни, непрерываемая традиция старчества были всегда эталоном, авторитетом для монашествующих всего православного мира.
С одной из древних афонских обителей — монастырём Дохиар — Ионинский монастырь связывает многолетняя духовная дружба, и постоянные взаимные визиты только укрепляют её. В одно из таких посещений Киева афонитами редакции «Отрока» удалось побеседовать с проэстаменосом (помощником игумена) монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом (Гиуврисом) — монахом, уже тридцать лет живущим в подвиге на Святой Горе.
— Многие люди считают, что в монастырь можно уйти, если не сложилась жизнь. Хочется что-то противопоставить такому взгляду. Как почувствовать, нужно ли тебе идти в монастырь или нет, призывает ли тебя Господь? Может быть, сто`ит дойти до какого-то возрастного рубежа и на этом рубеже однозначно отправляться в монастырь, если ты не вступил в брак?
— Прежде всего, если нет призвания от Бога, то никто не сможет стать настоящим монахом. Первый этап на пути к истинному монашеству — это зов Божий, а второй — это согласие человека на этот зов и следование ему. Так как существуют именно эти два условия, то других условий для вступления в монастырь нет. Ни возрастных, ни других.
Конечно, юный возраст имеет свои преимущества. На моей родине есть такая поговорка: или в юности женись, или юным постригись. Всё делай в юности. Почему? Потому что юноша имеет огонь, пламенное желание, он любит божественное — любит божественное так сильно, как юноша любит девушку, это то, что называется словом πόθος — желание, стремление к единству. Это чувство — ответ человека на зов Божий. Другое дело — расслышать, понять, что это именно зов Божий. Одни люди понимают это рано, другие чуть позже, а некоторые — совсем поздно. Чем быстрее человек это поймёт, тем лучше — прежде чем мир схватит его и затянет своими похотями. Для настоящей монашеской жизни очень важно, насколько чистым и свободным от мирских пристрастий в неё вступает человек. Например, некто занимается бизнесом, он богат, у него много денег и имущества — он с трудом отклеится от них, потому как привык к определённому образу жизни. А другой очень склонен к каким-то грехам, и ему тоже весьма трудно от них отстать, чтобы стать монахом. Поэтому у нас и говорят, что чем раньше человек определится и чем более чистым он вступит в монашескую жизнь, тем плодотворнее она будет.
Тема огромная, и её нельзя исчерпать в таком коротком ответе.
— А как не перепутать свои личные желания и свои иллюзии с зовом Божиим?
— Если я имею призвание от Бога, то разве может идти речь о моей собственной воле? Как можно, ощущая призвание, спутать его с собственным желанием?! Это ощущение призыва Божия настолько яркое, что его ни с чем не спутаешь! Если меня непреодолимо тянет быть в монастыре, молиться на службах — просто тянет, и всё, и ничего не могу с этим поделать; если я люблю молитву, если я желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс. 83, 11), то это явный признак того, что есть призвание. А если человеку, наоборот, нравится сидеть в кафе, общаться с друзьями, а в храм он заставляет себя идти через силу, очевидно, что призвания к монашеству нет.
— Геронда, а как Вы ушли в монастырь?
— О, это длинная история! Нужно очень много времени, чтобы всё рассказать, да и как-то неудобно говорить о себе. Я не понимаю, как оказался в монастыре. Мне с самого раннего детства нравилось ходить в храм. Обычно мы ходили на службу с бабушкой. Бывало, и с родителями, но чаще с бабушкой. Она была и глухая, и совершенно неграмотная, но она хотела всегда первой приходить в храм, раньше священника. Дедушка ей говорил: «Куда ты идёшь? Ты всё равно ничего не слышишь!» А она отвечала: «Я ничего не слышу, но всё понимаю». Мы не пропускали ни одного богослужения! Наверное, это было первым стимулом для принятия монашества. Я был маленьким мальчиком и ещё не знал, что есть обители (в нашей деревне не было монастырей), где живут монахи. Я учился в церковной школе и хотел стать просто приходским священником. Когда закончил школу, мне кто-то из родственников сказал: ты знаешь, теперь, чтобы стать священником, ты должен жениться. Я посмотрел на него с ужасом: как это жениться?! И слышать даже не хочу! Это сейчас уже необязательно жениться, могут рукоположить и целибатом.
Я до того, как узнал о геронде Амфилохии (Макрисе) с острова Патмос, и не думал становиться монахом, а когда познакомился с ним. уже и не помню, как очутился в монастыре. Это необъяснимо! Господь так управил, что эта история продолжается до сих пор.
— Как избежать охлаждения в духовной жизни?
— Наше духовное сердце никогда не бывает постоянно горячим, и у него есть разные состояния. Когда-то мы восходим, когда-то спускаемся, колесо вращается. В период охлаждения в духовной жизни мы не должны отчаиваться и бросать свой подвиг, как раз наоборот, подвиг нужно усердно продолжать. Колесо поднимется, и всё придёт в норму, нужно только потерпеть. Иногда такое охлаждение производит Сам Господь, отнимает Свою благодать на какое-то время, чтобы нас к Себе приблизить ещё больше, в таком случае охлаждение можно назвать даром Божиим. Господь как бы говорит: если ты хочешь получить благодать, приблизься ко Мне, поищи её. Если ты усердно ищешь, то получаешь, но всё опять повторяется, и благодать уходит, но всё же не стоит унывать и отчаиваться, нужно продолжать борьбу.
— Бывают случаи, когда человек сдаётся в этой борьбе и уходит из Церкви.
— Это может случиться потому, что сам человек не может вынести такого состояния в духовной жизни, это слишком тяжело, но ведь у него есть духовный наставник, и в такие моменты нужно обращаться к нему. Он возьмёт за руку, утешит и поможет пройти этот нелёгкий путь борьбы.
— Но многие люди не имеют духовника. В наше время довольно сложно найти духовного наставника.
— Что делать? Надо искать. Действительно, сейчас мало духовных отцов. Но мы ведь немало сил тратим на поиски хорошего врача, который бы исцелил наше тело? С таким же усердием нужно искать хорошего духовника, который будет руководить нашей душой.
— Один из обетов монашества — это целомудрие. Но в современном обществе приняты свободные отношение до брака, и это считается нормой. Как человеку понять, что такое целомудрие, если он уже грешен?
— Узнать, что такое целомудрие, можно только в семье, когда тебя с раннего возраста приучают к этому. Неужели вы думаете, что человек вырастет и сам узнает, что такое целомудрие? Тогда должно произойти какое-то чудо! К сожалению, сейчас сами родители толкают детей к нечистоте, не осознавая, какое осуждение понесут за такой поступок. Ведь мать и отец поставлены Богом воспитывать своих детей, а они толкают их к разврату! Моя мама была совершенно неграмотной, но она никогда не переставала следить за нами, чтобы мы росли в чистоте, не соблазняли девушек и не шатались с дурными компаниями по ночам.
— Совсем оградить ребёнка от внешнего мира, от подобных искушений, пошлой рекламы невозможно.
— Если у него есть основа, фундамент, то он знает, что делать. Если же нет, то он тут же падает.
— Может ли христианин стремиться к земному счастью? Может быть, вы расскажете об истинном понимании счастья для христианина?
— Собственно, что такое счастье? Это мир в душе. Если это человек семейный, то счастье — это мирные отношения с женой, с детьми, с родственниками; мирное устроение души — вот что такое счастье. Некоторые люди считают, что счастье — это много денег, роскошные дома, виллы и прочее, чем принято наслаждаться здесь, на земле. Но не следует забывать, что если насладимся в этой жизни, то это всё утратится в жизни будущей, — помните, как в притче о богаче и Лазаре, когда Авраам говорит богачу: «Чадо, ты уже всё получил в жизни своей, поэтому теперь страдаешь, а Лазарь отдыхает». Счастье не в земных наслаждениях и стяжании, а в стремлении и приближении к Богу.
Как понять, что твоим призванием является монашество?
Здравствуйте.
Не могу понять, что со мной происходит. Подойти с этим вопросом тоже стесняюсь, к тому же приход большой и к батюшкам не пробиться, только благословение попросить на какое-либо дело. По этой же причине духовника не имею.
Не интересна мне стала мирская жизнь совсем, и все больше и больше, я не понимаю людей, их разговоры о материальном, о красоте, о событиях которые в мире происходят. Мне это все просто стало непонятным и пустым. Стараюсь больше времени проводить в храме, берусь за различные работы, чтобы больше времени проводить в служении во Славу Божию, участвую в заботах нашего сестричества.
Становится тяжело сочетать эти две жизни, как будто мучаешься до того времени пока в храм не зайдешь. На молитву и чтение времени мало остается. Потому что день не понятно чем занимаешься, работа офисная, не тяжелая.
Полтора года назад ездила в отпуск на море, через три дня развернулась и уехала трудничать в монастырь. Вот там по милости Божией мне было очень хорошо. Там я была на месте. С утра молитва, какая благодать с утра приложиться поклониться Кресту и по благословению идти трудиться. Все понятно. А здесь живешь не понятно зачем, задыхаешься. Славить Господа, восхищаться всеми делами Его, молиться, пожалуй то, что мне сейчас интересно и необходимо как воздух.
Я не знаю какими должны быть мысли человека, который решает посвятить свою жизнь служению Богу. Много читала, но так и не услышала, посоветоваться не с кем, тем более в условиях короновируса.
Нет ли в этом всем признаков прелести, которой я так же опасаюсь и стараюсь не открывать своих мыслей.
Немного о себе: 40 лет, три года в разводе (муж заблудил), с противоположным полом себя не вижу. Была чреда трагических событий в течение этого времени, которая оставила меня вдвоем с сыном (женат, живет не со мной), больше никого нет. Материальных проблем нет. Слава Господу!
Заранее благодарна. Спаси Вас Господь!
Похожие вопросы
4 Ответа
Вот, что советует в похожей ситуации святитель Николай Сербский:
«Чадо, если колеблешься, то знай: ты скорее за брак, чем за монастырь. Монашеская жизнь для тех, кто не колеблется. Святой Савва не испытывал сомнения. Ни святые Феодора, Ксения и Евфимия, ни многие другие, ставшие истинными подвижниками монашеской жизни, не сомневались. Ибо «не все могут вместить, но кому дано».
Говоришь, часто сидите с матерью у огня и взвешиваете «за» и «против». А я тебе скажу: сколько ни взвешивай, все равно не «за» и «против» решают, а любовь. Любовь выше всех доводов. Если любовь ко Христу не приведет тебя в уединение монастырской тишины, тогда любовь к миру удержит тебя в мире и приведет к браку. Но и в этом случае будешь благословенна благословением Сарры и Рахили и твоей собственной матери.
Великая любовь к Богу не выносит мира, чуждается общества, ищет уединения. Такая любовь подвигла тысячи душ уклониться с широкого пути мира и уйти в пустыни, чтобы быть наедине с любимым Господом. Чтобы иметь втайне свидание с Создателем своим, Который весь – любовь, и по имени, и по существу. Но прежде всего, чтобы удостоиться этого созерцания и встречи, монахи и монахини принимают и пост, и труд, и смирение, и бдение, и бедность, и послушание, и другие обеты, только чтобы удостоиться этого духовного свидания с Господом своим. И на этом тесном пути душа удостаивается встречи с Ним, когда освободится, очистится и украсится. От чего должна освободиться душа пустынника? От всех земных уз и пристрастий. От чего должна очиститься? От всякой так называемой любви телесной и земной, от любви к плоти, родным и друзьям, к своей деревне или городу, к имению, одежде, еде, к украшениям. Чем должна украситься душа? Одной только любовью ко Христу, которая вмещает в себя все украшения, весь жемчуг веры, все изумруды надежды, все самоцветы добродетелей. Испостившееся тело монаха служит только легким покровом этого бесценного небесного сокровища.
Так пишу тебе не для того, чтобы привлечь тебя к монашеству, но, скорее, чтобы отвратить тебя от него. Ибо если в колебании духа удалишься от мира, то тяга к миру в тебе усилится, и боюсь, что поборет тебя. И будешь ты телом в монастыре, а душой в миру. А мир, отраженный в зеркале души, мучает сильнее, нежели в действительности.
Благодари Господа, что, кроме тесного монашеского пути, Он указал тебе более просторный путь ко спасению и вечной жизни. Иди же, чадо, по этому просторному пути, который более отвечает твоим склонностям. Ступай по этому пути, но иди со страхом Божиим и полным доверием ко Господу. Ибо знай: и этот путь не одолеть без Бога.
Благословение Божие да будет с тобою!»
В Вашем случае, когда земное отходит, именно стремление к Богу должно заменять пустоту. И монашество хорошее продолжение жизни.
Конечно, нужно всё взвесить, решение принимать только обдуманно, проведя не менее 3 лет в монастырских трудниках и послушниках (как рекомендовали в древности). За это время осознать, и как вариант вернуться в мир, чтоб жить приходским храмом в относительной свободе. Это может быть храм в удалённом поселении, где не хватает всего.
Ещё важно, прочитать отцов Церкви, изучить монашеские уставы, книги об аскетике, о богослужениях. Монахи это не молчуны, но интеллектуалы. Если книги отцов по-настоящему тронут струны души, то это тоже будет плюсом для такого шага.
Ещё нужно понять, что можете принести в монастырь. Там нужно работать руками, и значит, иметь способности и умения, чтоб эти занятия не раздражали, не стать в тягость сёстрам.
Самое сложное принять отказ от собственной воли. Смирение монаха это отпечаток Любви, к которой призвал Христос. Не каждый способен к этому, нужно разбирать внутреннее Я, чтоб определить готовность полного безропотного подчинения духовнику и игуменье. Сможет сегодня одна женщина, быть в добровольном вечном подчинении у другой?
Это круг вопросов, который нужно обдумывать, и давать себе ответы.
Благодарствую за ответы. Для меня было важно понять, что то, что со мной происходит, не патологического состояние, а естественное. Совсем перестаю общаться на мирские темы, мне кажется коллеги уже шепчутся и переглядываются. Меня это мало волнует, волнует все ли хорошо с моим душевным состоянием.
Постараюсь поговорить со священником, желательно монахом, но монастырь сейчас закрыт на карантин, а исповедь общая, буду молиться, чтобы удалось по Божией милости, думаю все получиться. Тем более срочности особой нет.
Литература особенно близка для монашествующих, первая книга была «Не предпочитай ничего любви Христовой» схиархимандрита Иоакима Парра в монастыре. Далее начала читать труды преподобного Паисия Святогорца, святителя Игнатия Брянчанинова и др. На ночь молитва преподобного Иссака Сирина. Конечно все отзывается, радует душу.
Господь как будто шаг за шагом ведёт именно к монашеской жизни, поэтому читала про уклад монастырей, жизнь сестёр и братьев, про то что в монастыре искушений больше бывает и не так всё просто.
Господь не оставит и управит все должным образом.
Расскажу про моего бывшего друга. Он воцерковился и быстро понял: в миру, среди обычных людей, ему не место. В монахи он не собрался, но решил работать исключительно при храме, а лучше — при монастыре. Мы его убеждали не делать этого. Говорили: когда святое место станет для тебя обыденной рутиной, ты начнешь разочаровываться и неизвестно, куда тебя потом занесет. Говорили: работай на обычной работе, ходи в храм, молись. Так для тебя будет лучше.
Нет, он все это понимает, но он все обдумал и принял взвешенное решение, — отвечал он с вдохновенным взором.
В общем, устроился этот человек водителем в один из крупных монастырей нашего города. Разумеется, он быстро сделал для себя «великое открытие»: оказывается, монастырский быт — это не Рай на земле, а бытовуха и всякие приземленные, далекие от возвышенности хозяйственные заботы. Разочарование его росло, как на дрожжах. Хотя, справедливости ради, относились к нему там великолепно. Например, когда он по небрежности сбил машиной (без травм) одну из ключевых помощниц игумении, свою начальницу, то куча народа в течении полутора часов успокаивала и утешала… его. Разумеется, его за происшедшее даже не поругали, только жалели. Но все равно он пришел к выводу, что там все обмирщенные стяжатели, далекие от высоких идеалов иночества и старчества.
Ушел оттуда, поработал при другом приходе, но там еще быстрее разочаровался и забузил.
Потом этот человек стал сидеть на раскольнических сайтах и твердить о «безблагодатности РПЦ». А потом и вовсе пустился «во все тяжкие».
К чему я это рассказал? К тому, что не надо слишком рано и необдуманно «завышать свою планку». Может быть, мы еще не настолько неотмирны и близки к Небу, как нам кажется?
С уважением,
Вы можете пробовать обратиться к архирею на приём. Благодать Божия с ним непрестанно, владыка может подать хороший совет.