как попасть в богадельню при монастыре
Место, где обнимают стариков
Рассказ о буднях Свято-Спиридоньевской богадельни
Что делать, если родственники при всем желании не могут справиться с уходом за стариком? Почему мало умыть, накормить и вовремя поменять памперс? И почему некоторые старики отказываются, чтобы их обнимали? Об особенностях жизни с пожилым родственником мы беседуем со старшей сестрой Свято-Спиридоньевской богадельни службы «Милосердие» Ольгой Иорданской.
– Ольга, в наше время появляется много как государственных, так и частных мини-отелей, пансионатов, социальных домов для пожилых людей. И периодически возникают дискуссии: где все-таки лучше и комфортнее жить пожилому человеку – со сверстниками и под присмотром профессионалов или дома, в семье, со своими детьми, которые, может быть, и не в состоянии обеспечить профессиональный уровень ухода, зато – родные. Где правда?
– Ситуаций множество, и очень разных. И я не осуждаю людей, которые отдают своих близких в богадельню, пансионат или дом престарелых.
Моя бабушка сломала шейку бедра. После того, как это случилось, она переехала к нам, и сначала мы ухаживали за ней сами. Слава Богу, моя мама к тому времени уже была на пенсии, она оставалась с ней днем, а вечером я приходила с работы, и мы выполняли уже какие-то более сложные манипуляции. Два года мы справлялись.
Но со временем бабушке становилось хуже, она стала тяжелой лежачей больной, которую не просто приходилось регулярно переворачивать, но трудно было даже накормить.
Мама справляться перестала. Я же днем была на работе и могла помочь ей только вечером. Мы не спали по ночам, так как каждые два часа бабулю надо было переворачивать. Но ее надо было переворачивать, кормить и выполнять прочие манипуляции и днем, когда мама оставалась одна. Мы взяли сиделку, которая приходила к нам три дня в неделю, и в эти дни я оставалась на работе по 14 часов. Мы тянули до последнего. Надо было либо мне уходить с работы и ухаживать самой, либо поместить бабулю в богадельню.
Мы привезли ее в тяжелейшем состоянии. С пневмонией. Там ее выходили, и она прожила еще два месяца.
– Но старики, наверное, могут обидеться, что родные их «сдают» в богадельню, в пансионат, в дом престарелых?
– Да, могут обидеться. За время моей работы в богадельне у меня было несколько таких случаев. Но я хотела бы сразу предупредить, что говорю именно о нашей богадельне. У нас – особая атмосфера, и к этому я еще вернусь. Ни в какое другое учреждение я бы свою бабулю не отдала.
Но и она, когда ей стало лучше, очень обиделась, что «ее бросили», хотя и я, и мама были рядом. Правда, наши сестры окружили ее такой любовью, что со временем она все поняла и обижаться перестала.
Но некоторым со своей обидой справиться не получается. И тогда это может иметь самые печальные последствия. Была у нас Серафима Александровна. Случилось так, что она ослепла. Она жила со своим сыном, и сын поместил ее к нам в богадельню. Она очень подружилась с одной нашей насельницей – Раисой Ивановной. Раиса Ивановна рассказывала ей обо всем, что происходило вокруг, и бабушка Серафима даже говорила, что Раиса – это ее глаза. И всем бы она была довольна, но она так и не смогла смириться с тем, что сын отдал ее в богадельню. Сам он приезжал раз в месяц, привозил деньги, но постоянно маму не навещал. Она никак не могла понять, как он мог так поступить, и из-за этого очень тосковала. И в конце концов она умерла – от этой тоски. Это была основная причина.
Еще один случай. У нас жила бабуленька, многодетная мать. Внуков к тому времени, как она к нам попала, у нее было уже с десяток. Она была не такая адекватная, как Серафима Александровна, но тоже очень тосковала. Дело кончилось тем, что я попросила ее родственников ее забрать, так как она впала в страшную тоску и начала от нее буквально умирать. Эта ситуация разрешилась, слава Богу, благополучно. Бабушку отвезли назад в ее деревню, и, поскольку родственников было много, они стали по очереди у нее жить. И результаты оказались очень хорошими – мне рассказывали, что она даже поднялась и начала ходить.
А сейчас у нас есть одна насельница, которая тоже долго не могла принять эту ситуацию. Но со временем обида на родственников и тоска у нее ушли. Она сроднилась с нашими сестрами, у нас очень насыщенная жизнь, храм. И главное – родные ее не оставляют, они постоянно приезжают к ней, навещают. Так что сейчас никакой обиды на родственников у нее нет.
– А бывает такое, что после того, как человек оказывается в богадельне, его отношения с родственниками улучшаются?
– Вы знаете, бывает. Как-то раз мы приехали смотреть одну бабулю и решили забрать ее к себе просто потому, что дома была очень тяжелая атмосфера. Ее дочка была в таких расстроенных чувствах, что она терроризировала и свою маму, и срывалась на детях. У человека было полное нервное расстройство. Поэтому, видя, что сама дочка не в состоянии адекватно ухаживать за своей матерью, хотя и уход-то был не такой сложный, мы приняли решение бабулю забрать.
Иногда больные могут быть достаточно капризны со своими близкими, а с посторонним человеком, с сестрой будут вести себя иначе. Например, у человека перелом шейки бедра. Его родные или даже давно ухаживающая за ним сестра не могут его повернуть, подвинуть – при малейшей попытке это сделать он начинает кричать от боли. Но вот приходит врач. И вдруг изумленные родственники видят, что, оказывается, ничего не болит и что можно, оказывается, и поворачиваться набок, и садиться. Просто когда-то было больно, и сознание зафиксировало, что в таких ситуациях надо жаловаться, капризничать. Но приходит другой человек, и начинается другая жизнь, более правильная и упорядоченная.
Вообще отношения сестер и пациентов вне дома становятся более конструктивными. У людей иногда срабатывает такой шаблон, что если человек пришел к нему домой, то должен выполнять его пожелания. И в таких условиях сформировать правильные отношения не всегда возможно.
– А что такое «правильные отношения»?
– Отношения, в которых присутствует некая субординация. Человек, нуждающийся в уходе, должен соблюдать режим. Хочет он или не хочет, но утром он должен умыться; если может, переодеться в дневную одежду; позавтракать. И сделать это не через три часа, когда у него возникнет настроение, а сейчас, когда к нему пришла сестра, которая ему в этом поможет.
День даже лежачего больного должен быть по возможности наполнен. У нас пожилые живут довольно насыщенной жизнью
Человек утром встает, умывается, завтракает, выполняет какие-то действия. День должен быть по возможности наполнен делами. У нас пожилые люди живут довольно насыщенной жизнью. И это важно. И здесь я хотела бы вернуться к тому, о чем уже упоминала. Наша богадельня отличается от других учреждений, в которых ухаживают за немощными.
Наши сестры всегда отличались от сиделок, от медицинских сестер. У нас девочки вкладывают в наших насельников всю душу.
В основном сейчас в отделения паллиативной помощи, в другие организации, в те же дома престарелых ухаживать за больными приходят люди, не подготовленные к такой работе. Это простые женщины, которым никто не передал навыки внимательного тщательного ухода за больными. Они могут быть очень хорошими людьми, но…
Приходишь в такое отделение – светло, чисто, не пахнет. И в кроватках лежат – белые куклята. Все чистые, все накормленные. Но никого не сажают – это не входит в обязанности ухаживающих. Хотя, может быть, этот старый человек и сам бы поел, если бы его посадили.
Наши сестры знают, что важно и физическое состояние, и психическое, и духовное. И они буквально «тетешкают» таких больных, выхаживают их, возят к Причастию. Конечно, люди разные, кому-то сначала может и не понравиться, что его целуют, обнимают. Но и такие со временем оттаивают.
Человеку важно, чтобы с ним поговорили, приласкали его, почитали, просто посидели рядом
У нас была в богадельне Мария Егоровна. Она всю жизнь работала «в людях», замужем не была, оставалась одинокой и приехала к нам таким «ежиком». Когда ее первый раз потянулись приобнять, она так возмутилась. А потом привыкла и была очень счастлива, когда ее начинали обнимать, целовать. Но на это понадобилось время. Человеку важно, чтобы с ним поговорили, приласкали его, почитали, просто посидели с ним.
И это особенность нашей богадельни. Нам рассказывали, что такое уход. У нас и коллектив особенный, наши сестры учатся этой любви друг у друга, мы стараемся это у себя сохранять. Когда к нам приходят новые сестры, их ставят к сестрам, которые уже имеют опыт работы, и их обучают столько, сколько нужно, чтобы они могли начать работать самостоятельно.
– Вы наверняка бывали в домах престарелых, в пансионатах. Что же, везде такое формальное безучастное отношение?
– Все очень по-разному. Я не так давно побывала в одном частном пансионате в Подмосковье – и он произвел на меня очень приятное впечатление. Своими больными там явно занимаются, ведь все видно по обстановке. Если вокруг все безжизненное, «замороженное» и сами бабуленьки все лежат аккуратно – значит, ничего не происходит. А там – сестры снуют, сами бабушки вполне активны, все чисто и живо.
А в другом частном пансионате я увидела чрезвычайно грустное зрелище. Представьте себе два хороших красивых дачных дома в Подмосковье. На втором этаже – помещение для лежачих. Просторная вытянутая комната. В торце – окно. Вдоль стен – кровати. Лежат люди, более десяти человек. За ними ухаживает одна сестра, работая без выходных в течение месяца или двух. Как она одна может обеспечить нормальный уход за 10 лежачими больными?! У нее попросту нет сил и возможности делать все, что нужно. То есть люди просто лежат и ждут смерти. Стоит этот «уход» 30 тысяч рублей в месяц.
Но вообще, как бы хорошо ни был организован уход в подобных учреждениях, я совершенно убеждена, что все-таки лучший вариант – когда человек остается дома. Понятно, что если складывается ситуация, когда за вашим близким некому присмотреть и нет возможности нанять сиделку, тогда можно думать о доме престарелых или частном пансионате. Но надо обязательно заранее узнать о качестве ухода и вообще об обстановке в учреждении.
Свято-Спиридоньевская богадельня – один из старейших проектов православной службы помощи «Милосердие». Это место, которое становится домом для тех, кто нуждается в постоянном уходе. Сейчас здесь проживает 20 стариков и тяжелобольных людей. Сестры милосердия не просто обеспечивают уход за ними, но становятся для них семьей.
Свято-Спиридоньевская богадельня существует благодаря пожертвованиям и всегда нуждается в помощи.
Православный пансионат в московской области
Православный пансионат для пожилых людей — лучшее решение для человека в возрасте, ослабленного болезнями и уже не справляющегося с каждодневной бытовой нагрузкой. Если престарелый родственник нуждается в медицинской помощи, специальном лечении, семья не сможет обеспечить нужные условия дома. Приходящие сиделки обходятся дорого и не всегда способны правильно ухаживать за людьми преклонных лет. Пансионат для пожилых станет местом, где престарелый человек будет «жить полной жизнью», а не коротать дни дома, в одиночестве.
Медосмотры 2 раза в сутки
Медицинский уход
Социальная адаптация
Круглосуточная сиделка
Интересный досуг
5-разовое питание
Приют при церкви: жизнь в благости
Приглашаем воспользоваться поддержкой центра в Иоанно-Предтеченском монастыре. Он находится в поселке Денежниково, в зеленом уголке Московской области, рядом с храмом св. пророка Божия Илии.
Пребывание в таком доме престарелых полезно не только телу, но и душе, ведь это возможность для пожилых людей постоянно находиться в благостной атмосфере монастыря. Постояльцы дома престарелых находятся в уникальных условиях – они могут посещать богослужения, просвещаться. Доступны им и обряды, которые поддерживают дух и даруют надежду, мир, радость – причастие, соборование, исповедь и другие. Если пожилым людям трудно самостоятельно прийти к храму, помогут сотрудники пансионата — поддержат ходячих и помогут посетить святое место постояльцам на колясках.
Еще одно преимущество монастырского приюта – особое окружение. Рядом с постояльцами будут монахини, послушницы – настоящие сестры милосердия, которые всегда готовы поддержать, поговорить о душе и спасении, оказать посильную помощь. Можно пообщаться с настоятелем монастыря, задать ему вопросы, получить совет.
Не менее приятными и полезными для духа будут прогулки в окрестностях монастыря – здесь есть водоемы, много зелени. Нужно только согласовать посещение храма с персоналом дома престарелых.
В нашем православном пансионате для пожилых людей можно остаться на временное или постоянное проживание — многие наши постояльцы решают остаться в столь благодатной атмосфере.
Эконом
Для здоровых и самостоятельных
Контроль режима сна и отдыха
Эконом+
Легкая степень деменции
Ежедневный мед. осмотр
Программа улучшения здоровья
Контроль приема пищи
Помощь в передвижении
Для стабильных средней тяжести больных
Ежедневный мед. осмотр
Программа улучшения здоровья
Контроль приема пищи
Помощь в передвижении
Макси
Максимальный уход и комфорт
Контроль приема пищи
Ежедневный мед. осмотр
Помощь в передвижении
Программа улучшения здоровья
Специальные условия для лежачих
При комфорте на уровне дома и профессиональной медицинской поддержке цены пансионата находятся на самом доступном уровне. В нашем приюте при храме действует несколько тарифов. Вы с легкостью подберете подходящий с учетом состояния престарелого родственника. К нам перевозят пожилых людей из других частных и государственных домов и паллиативных центров, так как мало где поддерживается настолько удачный баланс расходов и результата.
Актуальную информацию о составе ценовых пакетов вы сможете получить по телефону или лично. Вы можете приехать заранее, чтобы обсудить вопросы оформления и посмотреть на жизнь в богадельне.
Полный комплекс услуг
Пансионат предоставляет все, что нужно пожилым людям для полноценной, счастливой жизни. Престарелым постояльцам предоставляется круглосуточное медицинское обслуживание, которое невозможно обеспечить дома. Заботы об уборке, стирке одежды, смене постельного белья берут на себя сотрудники пансионата. Опытный повар нашего дома престарелых – богадельни готовит вкусные блюда, учитывая особенности пищеварения и потребности постояльцев.
Чтобы уход за больными в монастыре был качественным, наш приют при храме укомплектован всем необходимым для медицинского мониторинга и лечения людей преклонных лет. Пенсионерам с ограниченной подвижностью, деменцией предоставляется сиделка-компаньон, владеющая базовыми медицинскими навыками. В пансионате для пожилых есть:
Приют при храме принимает пациентов с тяжелыми физическими и ментальными заболеваниями. В пансионате вы сможете разместить престарелого родственника с инвалидностью, лежачего пенсионера. У нас будет комфортно всем людям в возрасте, независимо от состояния.
Простота оформления
Документы, необходимые для оформления в дом престарелых:
По сравнению с государственными домами для возрастных, тяжелобольных людей, у нас намного более простая процедура поступления. Для оформления в православный пансионат вам понадобится:
Остаться в пансионате можно уже на следующий день после согласования условий.
Не дом престарелых: как живет богадельня в подмосковном селе Остров
Суть богадельни
Фото: Cultinfo.ru
В целом, богадельня и есть дом престарелых и отличается от него не столько организационно, сколько по внутреннему содержанию. Современные богадельни стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в том понятии, как ее завещал нам Спаситель.
Именно здесь, под конец своих дней, люди стремятся к тому, на что у них всю жизнь не было времени – подумать о своей душе, обеспечить ей вечную жизнь и спасение. Поздно это или рано, людям знать не дано. На все есть высший суд, который и решит, кто достоин спасения. Но именно в богадельне для этого созданы все условия.
Обычно это заведение создается при храме и располагается в непосредственной близости от него – вот и второе отличие от дома престарелых.
И формальные отличия также наблюдаются – здесь престарелых называют насельницами, матушками. Комнаты – кельи, столовая – трапезная.
Но главный, кто живет в богадельне – это не ее заведующий, и не насельницы, а Святой Христианский дух, который помогает всем живущим и работающим в этом заведении рано или поздно осознать, что такое христианские отношения, что такое истинная любовь к Богу.
Богадельня. Как она есть
В нашей стране их почти нет, меньше сорока. И одна из них уникальна. Она находится… в обычной московской квартире.
В 1-й градской больнице жила бабушка Вера Николаевна. Именно жила. Выписывать ее было некуда, дом пошел под снос, она бы просто оказалась на улице. Ее держали по милости больницы, родственников у нее тоже не было. Очень часто в Первой градской появлялись такие бабушки. Отец Аркадий Шатов, настоятель больничного храма задумался о создании богадельни.
После того, как храму пожертвовали четырехкомнатную квартиру на Шаболовке, проблема начала решаться. Накануне 2000 года сюда привезли Веру Николаевну, потом почти сразу же появился еще один насельник (так называют живущих в богадельне). Уход за ними вели сестры милосердия Свято-Димитриевского Сестричества.
К тому времени они уже 10 лет работали на патронаже, ходили по домам, помогали бабушкам и дедушкам. Но с тяжелыми больными нужно было проводить почти круглые сутки. Немощные стали первыми насельниками. Богадельня постепенно разрослась до шести человек. Через четыре года храм приобрел на пожертвования вторую квартиру этажом выше. Так появилась Свято-Спиридоньевская богадельня.
Сейчас здесь 12 насельников, 10 бабушек, дедушка и парализованный мужчина сорока лет, все тяжелые и лежачие. Уход им требуется профессиональный: смотреть за пролежнями, исполнять медицинские назначения, обеспечивать гигиенический уход. Лежачие не могут сами ни поесть, ни умыться, ни сходить в туалет. А поскольку каждый человек делает все это несколько раз в день, то и сестры крутятся с утра до вечера. Влажная уборка всех помещений тоже лежит на них.
В богадельне трудятся пятнадцать постоянных сестер, еще около десяти человек приходят как волонтеры. В одной из квартир — повар, он готовит на два этажа. В другой кухне устроена прачечная.
Смена начинается с 8 утра. Сестры приходят чуть раньше, чтобы переодеться и принять дела у ночной сестры. Она рассказывает кто как себя чувствовал, какие таблетки давались, были ли экстренные случаи. Точно так же дневные сестры передают ночным, что произошло в течение дня, какие новые назначения и коррекции были.
Утренний туалет, подмывание, переодевание, смена подгузников, усаживание на завтрак. Сидеть могут практически все, но недолго. Быстро устают. Игоря Игоревича пересаживают в кресло и подвозят к столику, остальные сидят за прикроватными.
Потом гигиенические процедуры и врачебные назначения. Кому — капельница, кому — укол.
Насельников стараются как-то активизировать. Чем человек активней, тем дольше он живет и тем легче с ним сестрам. У сестер нет возможности выводить насельников на улицу, они гуляют только с добровольцами или друзьями. Это всегда для них большая радость и событие, но случается оно очень редко.
Если в гости пришел один человек, то насельника сажают в коляску и две сестры, перекинув ремни, которыми пользуются грузчики, через себя и коляску, вместе с гостем спускаются по лестнице. Точно так же обратно. Если мужчин нет, тягяют вчетвером. Как-то пытались что-то предпринять, чтобы оборудовали пандус, но это ничем это не кончилось. Купили раскладные рельсы, но поднимать и спускать больных не получалось — лестницы крутые, боялись уронить.
Поэтому сестры стараются, чтобы насельники хотя бы подольше сидели. Что-то слушали, кто может — читали, листали альбомы с фоторгафиями. Володя и Игорь Игоревич в компьютере сидят, Зоя Михайловна музыку слушает или фильмы смотрит. Все слабенькие, но насколько можно, их чем-нибудь занимают.
После обеда сон и полдник. А вечером снова смена подгузников, подмывания, переодевания и вечерние назначения.
Такую работу трудно с чем-то совмещать. Физически уход за больными очень тяжелый. Бабушки весят по 80 килограмм, чтобы их подмыть, нужно перевернуть в кровати.
Раз в неделю у каждого из насельников банный день. Его пересаживают из кровати в кресло и везут в ванную, в ней специально сделан слив в полу. Эта процедура самая тяжелая и она бывает каждый день у кого-нибудь. Раздеть, взять на руки в охапку, пересадить в кресло — это все делает одна сестра, вдвоем неудобно. В ванной — стрижка ногтей и обработка проблемных мест. В это время другая сестра меняет постельное белье и моет кровать специальным раствором. К этому моменту привозят уже помытую бабушку.
Иногда бывает, что вторая сестра не успевает, у нее кто-то описался и обкакался. Тогда первая должна сама застелить чистую постель и переложить бабушку. Все это надо делать быстро, старые люди устают от всех этих манипуляций.
Это очень большое физическое напряжение, после смены сил уже нет ни на что. Если сестра работает через два дня, то первый день приходит в себя, а во второй уже может чем-то заниматься.
Совмещать эту работу еще с какой-то нереально. Все сестры работают только в богадельне. Зарплаты мальенькие — 130 рублей в час. Но трудятся здесь совсем не из-за денег.
После десятимесячных курсов Виктория какое время была патронажной сетрой. Работа оказалась слишком тяжелой для нее. Но совсем уйти она не смогла, осталась в прачечной как волонтер.
Диагнозы у всех разные. У Юлии Гавриловны — инсульт. У Раисы Ивановны — инсульт, перелом руки, ноги и трепанация черепа после опухоли. Она одной рукой более-менее двигает и на одну ногу может опираться. За счет этого ее можно перетащить, она 160 килограммов весит. Если бы не нога, ее бы вообще нельзя было поднять.
У Зои Михайловны целый букет заболеваний, это уже немощь. Она даже сидеть долго не может, валится, ее обкладывают подушками. До недавнего времени еле-еле ела сама, но сейчас ее кормят сестры.
Володя самый молодой, ему 44 года. У него перелом шейных позвонков, ниже груди ничего не двигается. Но, к счастью, он может одной рукой как-то двигать и одним пальцем нажимать на мышку. Вся его жизнь в интернете, его оплачивает богадельня. Володя только читает, набивать на клавиатуре у него не получается.
Самым живчиком была Александра Васильевна, могла с ходунками в сопровождении двух сестер, выходить на улицу. Но сейчас ослабела. Со временем все превращаются в лежачих.
У Игоря Игоревича немощь, контрактура, не держат ноги. Начались отклонения с головой. С пожилыми людьми очень сложно работать. Они считают, что свою жизнь оттрудились и теперь имеют право на капризы. Еще старческая деменция (слабоумие) начинается.
Подходит сестра к бабушке, а та ей говорит: «Не трогайте меня, уйдите все. Ничего не хочу, ничего не буду!» А надо подмыться, умыться, одеться, позавтракать. Сестры включают фантазию, выдумывают какие-то истории, пытаются переключить внимание: «Ну давайте, ну пожалуйста. А вы знаете, кто к нам сегодня придет?» И забалтывая, потихонечку делают дела.
Бывает, больные ссорятся между собой. Но их же не расселишь. Кто в здравом уме — понимает безвыходность ситуации, смиряется. Это же не больница, откуда через два-три месяца можно вернуться домой. Здесь все знают, что останутся тут до конца своих дней. Сестры стараются устраивать какие-то мелкие радости: праздники, дни рождения, концерт на рождество, иногда готовят спектакли.
Телевизор в богадельне не смотрят. Он остался только в одной из комнат. Раиса Ивановна, например, все новости воспринимала близко к сердцу, сильно беспокоилась. Старческая деменция ухудшала ситуацию, она начинала их перевирать, персказывать какие-то кошмары. И телевизор под предлогом, что он сломался, забрали. Она и забыла про него. Ему нашли замену — Раиса Ивановна любит слушать песни советских композиторов Русланову, Магомаева, Толкунову.
А ее соседка, Юлия Гавриловна, почти глухая. Она в свое время была учителем английского и немецкого. Очень любила читать, а потом начала слепнуть. Это стало трагедией для нее, она потеряла то, чем ей можно жить. Но одна из сестер догадалась надеть ей наушники, в них она еще слышит. Теперь с утра до вечера Юлия Гавриловна слушает аудиокниги и никто никому не мешает.
От хорошей жизни сюда никто не попадает. Это всегда очень тяжелые случаи о которых можно сообщить, оставив заявление храме царевича Димитрия за свечным ящиком. Старшая сестра Ольга Геннадьевна и врач Маргарита Витальевна ездят по домам, смотрят на ситуацию. Прежде всего забирают тех, кто просто погибает в самых безвыходных случаях. С остальными разговаривают, кто-то сам осознает, что положение с их родственником не такое критичное, как у других. Для них остается вариант патронажа на дому. Сорок сестер приходят к таким беспомощным людям с утра, а уходят вечером. Они делают все: кормят, ухаживают, проводят гигиенические процедуры и выполняют врачебные назначения.
Очередь в богадельню есть почти всегда. Но в ожидании случается всякое, все мы не вечные. Бывает, умирает бабушка, освобождается место, а очереди и нет. Кто-то уже умер, кого-то пристроили…
Свято-Спиридоньевская богадельня — один из 24 проектов православной службы помощи «Милосердие», существует на пожертвования неравнодушных людей.
Чем отличается от дома престарелых?
Фото: Miloserdie.ru
Как же сразу отличить церковное заведение от светского? Внешние отличия, конечно, есть – в богадельне всюду встречаются иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они – не обязательный ее атрибут.
Нельзя сказать, что в богадельне всегда хорошо, а в заведении социальной защиты всегда плохо. И светские дома престарелых могут обеспечить своим клиентам хороший уход, вежливое, корректное отношение и замечательные бытовые условия. Если близких людей нет, или они не могут дать комфорт и уход старикам, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем все равно главным является материальная часть жизни – питание, чистое белье, медицинский уход.
То есть перед уходом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, как у них спокойно и легко на душе, а то, какая была каша на завтрак, да скоро ли им пододеяльники поменяют… Не о вечном думают, а о бренном. И помочь направить им мысли в нужное русло некому, вот пустота и заполняется суетой, которая завтра уже никому не будет нужна. Вот главное отличие, и оно в корне меняет представление о том, как нужно провести последние годы своей жизни.
Не дом престарелых: как живет богадельня в подмосковном селе Остров
Что такое богадельня, нам известно разве что по классическим романам XIX века. Между тем, настоящие богадельни, где заботятся о пожилых и больных людях, есть в ближайшем Подмосковье. Корреспонденты РИАМО побывали в богадельне Иоанно-Предтеченского монастыря в подмосковном селе Остров, пообщались с сестрами и насельницами и узнали, чем это место отличается от дома престарелых.
Село Остров в Подмосковье – царский секрет в 12 километрах от Москвы>>
Усадьба с видом на Москву-реку
© РИАМО, Николай Корешков
Светлое здание богадельни в окружении столетних лип смотрится торжественно и нарядно, как дворянская усадьба. На самом деле, это новодел, но в архитектуре и правда воссозданы черты усадебного дома графа Орлова-Чесменского, который когда-то стоял на этом месте.
Зимой с балконов открывается прекрасный вид на усадебный парк и пойму Москвы-реки. Сейчас бабушки очень ждут лета, когда расцветает яблоневый сад и великолепные розы вокруг усадьбы.
Остров – место с богатой историей, вотчина московских князей и царей. Главная достопримечательность села – храм Преображения Господня, уникальный памятник церковного зодчества времен Ивана Грозного.
Сто лет назад в селе Остров была и богадельня, выполнявшая функцию благотворительного учреждения для бедных духовного звания.
Как рассказывает монахиня Варвара (Герасимова), ответственная за работу «старческого дома», как еще называют богадельню, устройство богадельни – заслуга протоиерея и настоятеля московского храма Святого Равноапостольного князя Владимира в Старых Садех Сергея Романова.
Об отце Сергии обитатели богадельни говорят с большой любовью.
«Это его идея, его чаяния и молитвы. Продираясь сквозь дебри административных и других всевозможных проблем, отец Сергий все-таки сумел создать это место», — рассказывает монахиня Варвара.
Отец Сергий – духовник богадельни, он еженедельно совершает здесь божественную литургию и причащает насельниц – так здесь называют бабушек.
© РИАМО, Николай Корешков
Богадельни в Острове не было бы и без монахини Софии, которая активно занималась благоустройством старческого дома с момента его основания в 2001 году. Сейчас она живет в отдельном домике неподалеку, летом ее сад и огород снабжает монахинь ягодами и фруктами.
Старинный Ярополец, где Пушкин нашел сюжет для «Метели» и зажглась первая «лампочка Ильича»>>
Жизнь по монастырскому уставу
© РИАМО, Николай Корешков
© РИАМО, Николай Корешков
Если говорить современным языком, богадельня – это дом престарелых. Но разница между этими учреждениями огромная. Центр жизни в островской богадельне – это храм. Здесь обитательницы собираются утром и вечером на молитвенное правило, а также на церковные службы.
«Кто не в состоянии осознать этот факт, здесь просто не приживается», — отмечает монахиня Варвара. По ее словам, за 10 с небольшим лет здесь жили разные бабушки, и некоторые уезжали, поняв, что просто не предназначены для этого места.
Домовый храм богадельни освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. «Мы под Покровом Божией Матери, для бабушек это очень важно», — рассказывает матушка Варвара. В храме есть как новые, так и старинные иконы, есть образы с мощами – например, Целителя Пантелеймона.
© РИАМО, Николай Корешков
Сейчас в богадельне живут девять женщин преклонного возраста. В ближайшее время должна прибыть еще одна насельница.
Бабушки живут на первом этаже, сестры – на втором. У каждой насельницы есть отдельная келья, где все скромно и по-домашнему: кровать, шкаф, стол и домашний иконостас.
© РИАМО, Николай Корешков
Насельницы придерживаются довольно строгого распорядка дня: подъем и утренние молитвы – в 7 утра, после – завтрак, затем –послушания (посильные работы – ред.) и прогулки, в 13:00 – обед и тихий час. После – молитвенное правило, прогулки. В 17:00 – ужин, вечернее правило, и в 22:00 – отход ко сну.
© РИАМО, Николай Корешков
Во время Великого поста бабушкам подают постные блюда. При этом постный стол очень разнообразен – здесь и овощи, и орехи, и сухофрукты, и соленья, заготовленные сестрами летом со своего огорода.
Зимой на прогулки выходят не все бабушки, некоторым это просто не под силу. Их на колясочках сестры вывозят подышать воздухом в открытые галереи. В летний период самые активные бабушки выезжают на паломнические экскурсии. Правда, это непросто, ведь у богадельни нет своего автомобиля.
Возрождение Нового Иерусалима: прогулки по стенам и «парящий шатер» храма Гроба Господня>>
Как дома
© РИАМО, Николай Корешков
Несмотря на строгость устава, отношения между обитательницами старческого дома – как в дружной семье. Пожилые насельницы, действительно, не остаются без внимания сестер, вместе идут на трапезу и собираются в храме. Как и в любой семье, в богадельне отмечают дни рождения и Дни ангела, с подарками, праздничным столом и молитвой.
Пожилые женщины попадают сюда разными путями. Как правило, они оказываются в такой ситуации, что за ними некому ухаживать, и тогда родственники просят о содействии Иоанно-Предтеченский монастырь поместить их сюда. Родственники платят небольшую ренту, которая укладывается в пенсию бабушки.
Монахиня Марфа – одна из первых насельниц богадельни, она живет здесь более 10 лет. Монахине уже 88 лет, из которых 35 она работала уборщицей при храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове, а когда достигла преклонного возраста – оказалась здесь.
Татьяна Абрамовна здесь уже несколько лет, у ее дочери нет возможности ухаживать за матерью, страдающей старческим склерозом. «Сначала она прибыла в богадельню на короткое время, позже воцерковилась и захотела открыть для себя мир православия», — рассказывает монахиня Варвара.
Любовь Эдуардовна, которой далеко за 80, приехала сюда по собственному желанию, пережив жизненные утраты. «Родственники были поражены, что здесь она почувствовала себя лучше, вышла из депрессии, стала общаться», — делится сестра Варвара. Она – «идеальная бабушка», которая соблюдает режим и всегда присутствует на богослужениях. Любовь Эдуардовну все очень любят и называют просто – Любочка.
© РИАМО, Николай Корешков
Среди насельниц есть и совершенно уникальные люди. Одна из них – схимонахиня Иоанна. «По паспорту ей 95, но она утверждает, что в паспорте ошибка, и ей уже 100 лет», — рассказывает монахиня Варвара.
При этом мать Иоанна принимает активное участие в жизни богадельни.
Так как бабушки находятся в почтенном возрасте и имеют проблемы со здоровьем, их регулярно навещает врач-терапевт, постоянно дежурит медсестра. А если требуется госпитализация, насельниц отвозят в московские больницы.
Тайны Иосифо‑Волоцкого монастыря: куда «исчезла» колокольня и где похоронен Малюта Скуратов>>
С книгами и Интернетом
© РИАМО, Николай Корешков
© РИАМО, Николай Корешков
© РИАМО, Николай Корешков
© РИАМО, Николай Корешков
«Все здесь сделано с любовью стараниями отца Сергия», — отмечает монахиня Варвара. По ее словам, богадельня находится на полном финансовом обеспечении Иоанно-Предтеченского монастыря. Казначея монастыря монахиня Анувия заботится о том, чтобы бабушки ни в чем не нуждались.
На втором этаже богадельни есть библиотека с духовной и светской литературой. Там же стоит маленький телевизор. Посмотреть вечерние новости не возбраняется, как и пользоваться Интернетом. В подвальном помещении – целое хозяйство – и прачечная, и гладильная, и даже сауна. Есть и бассейн, который используется как резервуар для воды, поступающей из скважины.
По праздникам к насельницам в гости приезжает профессиональный хор патриарших волонтеров, которые прямо в трапезной дают концерты, детишки из местной воскресной школы, а также воспитанницы психоневрологического интерната из села Остров, которых монахини тоже, в свою очередь, поддерживают. «Они приходят к нам, показывают сценки, ставят спектакли», — рассказывает матушка Варвара.
© РИАМО, Николай Корешков
Еще одна отрада и утешение обитательниц богадельни – кошки, отдельный домик для пушистых питомцев оборудован на территории.
Тайны Серпухова: монастырские подземелья и клады времен революции>>
Цель создания богаделен
Фото: Nne.ru
Отсюда понятна цель – создать такие условия, когда старички могут прийти к глубокой, непоколебимой вере и в ней подготовиться к вечности. Обдумать, вспомнить то, что мешает им стать перед Судом, не склоняя скорбно голову под тяжестью грехов. Успеть покаяться, потрудиться на благо своей души. Духовые труды никак не легче физических, а порой и много тяжелее.
Но забота о душе не может быть отделена от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянная ухоженность – вот то, что является неотъемлемой частью богадельни. Ведь тело – это вместилище души и за ним также нужно следить, хранить его, но не забывать при этом, что оно вторично.
Кто работает в этом заведении?
Фото: Miloserdie.ru
Разумеется, контингент в богоугодном заведении самый разный. Все люди приходят сюда с определенным багажом жизненных привычек, опыта и своими сформировавшимися характерами. Но те, кто работает здесь, обращаются друг к Другу «матушка, сестра, батюшка», определяя тем самым круг этой Христовой семьи.
Главное качество, поэтому, для работников, персонала богадельни – это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил, как испытание истинной веры. Работающим в этом заведении приходится трудно. Ведь не всегда финансовое благополучие позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ущемлять себя во многих вещах, кажется порой, что упираешься в стену. Но если перетерпеть, то потом вдруг все разрешается само собой, по Воле Божьей. Это приходит вознаграждение за то, что испытание выдержано.
Нелегко мириться и с неблагодарностью, непримиримостью тех, кто начинает жизнь в богадельне. Не все насельники сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по мановению волшебной палочки. Они себя перевоспитывают, отрываясь от корнями проросших грехов, но процесс это длительный и, даже не у всех успевающий завершиться.
Этого его мама принять и понять не смогла
У нас есть бабушка, родственники которой действительно в силу объективных обстоятельств не могут за ней ухаживать дома. И сама бабушка не хочет отсюда уходить – думаю, по многим причинам. И потому, что она понимает, насколько она тяжелая, и что ее детям будет очень непросто, у которых итак очень сложная ситуация, а еще потому, что она здесь уже привыкла находиться, подружилась с соседкой и сестрами, и ощущает себя комфортно и по-домашнему. Правда, так бывает не у всех.
– Бывает так, что и не приживаются?
– Да. Бывает так, что люди все равно ощущают нехватку дома. Наша богадельня все-таки не дом, хотя мы очень постарались приблизить ее к домашним условиям. Но все равно, у многих в сознании остается, что где-то есть их бывший дом, и это действует на людей порой очень травматично.
Бывает так, что люди даже погибали оттого, что родные сдали их даже в такие хорошие условия, как у нас. Погибали от непонимания: «Почему я здесь?» «Почему сын меня сюда положил?» «Почему я не могу умереть дома?».
У нас так умерла одна бабушка. Она прожила в богадельне где-то год, и все время пробыла в тоске, хотя она и с соседкой подружилась, что тоже не всегда у нас бывает, и с сестрами. Но она все равно постоянно задавала себе вопрос: Почему она здесь? Почему не дома? Она была уже слепенькая, и ощущение и сознание того, что ее сын отказался от нее и ее сдал – это ее все время очень угнетало, пока она не умерла.
Мы с ее сыном не очень контактировали, поэтому подробностей его жизни я не знаю, почему он не имел возможности за мамой все время присматривать. В принципе, нужно было нанимать сиделку, потому что это был человек слепой, который мог ходить. Не факт, что у него на это были деньги. Поэтому его, возможно, тоже можно в какой-то степени понять. Но вот его мама этого принять и понять не смогла.
– Скажите, пожалуйста, часто ли встречаются люди с тяжелым характером?
Да, это бывает. Практически у любого человека, который попадает сюда к нам, сначала идет притирание. Он адаптируется к месту, к сестрам, и раскрывается сам иногда не сразу. Бывает и так, что сначала вроде все хорошо, а потом человек может вдруг раскрыться с какой-то тяжелой и трудной стороны. А иногда сразу видны тяжелые характеры, даже крайне тяжелые. Иногда бывает так, что на тяжелый характер накладывается стресс от переезда сюда, и человек впадает в тяжелое психическое состояние, настоящий психоз.
Иногда это даже просто стресс, а не собственно характер сказывается, потому что потом все как-то входит в колею. У нас здесь на самом деле отношения напоминают семейные, бабушки и сестры – все друг друга любят. Мне кажется, что у нас нет такого, чтобы кто-то у нас здесь не любил кого-то из сестер. Все бабуленьки очень любят сестер и сестры любят бабушек. Хотя в слишком тесной близости, например, в обращении на «ты» есть риск. По правилам медицинской этики этого все-таки делать нельзя.
Потому что требования пациента к такой сестре будут уже совсем другие совсем. Человек начинает от сестры требовать того, что он стал бы требовать лишь от своего родственника. Сестра этого в полной мере дать не может, у нее своя семья. И начинаются конфликты. Сестра переживает, что не может выполнить какую-то просьбу. Бабушка начинает капризничать и обижаться. Но в итоге все разрешается. Это чаще происходит с сестрами, которые пришли к нам недавно, и у которых еще маловато опыта.
– Что требуется от сестры, которая приходит работать в богадельню? Тут есть что-то особенное, или это обычная работа?
– Это, конечно, необычная работа. И, к сожалению, не все с ней справляются. Во-первых, мы берем лишь тех, кто ходит в храм и является церковным человеком, потому что мы православная организация, существующая при храме. Человек проходит собеседование и получает благословление.
Также необходимо, чтобы человек имел медицинское образование или хотя бы окончил патронажные курсы. Далее человек приходит сюда и проходит испытание. Не все здесь приживаются. У нас все-таки маленькое замкнутое пространство, не больница – две четырехкомнатные квартиры. В каждой комнате живет по два человека, то есть всего 12 насельников на две квартиры. Четвертая комната – это сестринская, и так в каждой квартире.
Поэтому когда человек проходит испытательный срок, то мы смотрим, как он может работать, да и сам человек тоже оценивает свои силы. Потому что некоторым хочется более свободной деятельности, а здесь все довольно четко – одни и те же люди, одно и то же повторяется изо дня в день. Постоянно один и тот же режим, который должен четко соблюдаться и выполняться.
То есть, с одной стороны у нас вроде как семейная обстановка, а с другой стороны ты постоянно делаешь одно и то же, плюс – врачей нет и если кому-то плохо, ты должен сам принимать решение, как оказывать помощь: то ли вызывать «Скорую», то ли все делать самому. После такого испытательного срока, если человек вливается в коллектив, он остается.
Как попасть в богадельню для проживания?
Фото: Vrataby.com
Человек, который стремится закончить свои дни в духе православной веры и под сенью храма, может найти для себя такое заведение неподалеку от своего места жительства. Для этого лучше всего обратиться за помощью в ближайший храм, а там уже помогут определиться с направлением поисков. При богадельне есть специальный сотрудник, который занимается отбором, заселением новых членов семьи. Он же поможет оформить все документы, помочь с переездом и устройством. У многих богаделен есть свой сайт, поэтому с помощью знакомых или самостоятельно можно найти такое заведение.
Современные российские богадельни
Фото: Stdimitry.ru
Следует рассказать о нескольких заведениях, которые существуют в наше время.
Свято-Спиридоньевская богадельня
Изначально представляла собой маленький приют, состоящий всего из двух квартир в жилом доме. Сейчас богадельня располагается уже в новом, отдельном здании на набережной реки Яузы. Здесь уход за жильцами ведут монашенки Свято-Дмитриевского сестричества. Многие из насельников с тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что этому сестричеству лицензированы медицинские сестринские услуги, поэтому они могут лечить болезни. Но главное, что лечение тел они ведут одновременно с лечением душ. Они помогают морально, разговаривают с людьми, искренне интересуются их душевным состоянием, разделяют с ними их боли, сопереживая их немощам и укрепляя насельников, способствуют им в исцелении.
Екатеринбургская богадельня
Подобная богадельня в обычном жилом доме есть и в Екатеринбурге. Она носит имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. В ней работают немного сотрудников, а медицинское обслуживание ведется через местную поликлинику, а также добровольцами.
Богадельни современного мира
Сегодня, как и в былые времена, церковные приходы продолжают ухаживать за одинокими и немощными стариками. Рассмотрим деятельность таких организаций на конкретных примерах.
Свято-Спиридоньевская богадельня
Это небольшой приют в Москве, который организован в обыкновенном жилом доме в 1999 году. Для размещения насельников имеется две квартиры по 4 комнаты каждая. Богадельня может вместить 10-12 человек, за которыми ухаживают сестры Свято-Димитриевского сестричества. Важно, что данное сестричество имеет разрешение проводить медицинские манипуляции, что позволяет выхаживать насельников с серьезными заболеваниями.
Очень большое значение сестры придают качеству ухода за больными. В богадельне нельзя работать механически и просто выполнять какие-либо действия по уходу за человеком. Необходимо помогать морально и духовно, разделять с человеком его боль и немощь. Это очень облегчает последние дни жизни пожилого человека.
Свято-Спиридоньевская богадельня
Большим плюсом этого приюта является домашняя атмосфера, отсутствие больничных стен. Для проживающих тут все, как дома. К тому же такие домашние небольшие организации в меньшей степени подвергаются проверкам контролирующих органов. Духовное окормление совершает священник сестричетва, который постоянно приезжает и совершает Таинства исповеди и причастия.