как пойти служить в храм
«Мне достаточно того, что имею»: сколько зарабатывает священник РПЦ
В Подмосковье
Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.
Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст
Под этим материалом герой открыто и подробно отвечает на вопросы читателей, и некоторые из его ответов нам кажутся важными дополнениями к его рассказу, поэтому мы добавили их в текст — вы увидите их на таких же вставках, как эта.
Образование
Я вырос в хорошей, но не религиозной семье. У нас не принято было регулярно ходить в храм или молиться дома. А меня уже в юношестве привлекали «помогающие» профессии: хотелось стать либо врачом, либо священником. В 14 лет я решил, что после школы пойду в семинарию. В старших классах алтарничал — помогал при богослужениях в алтаре в одном из подмосковных храмов. Алтарничать перед семинарией обязательно: без рекомендации настоятеля храма и благочинного округа поступить на учебу невозможно. Я познакомился с замечательными священниками Москвы и области, которые всей своей жизнью показывали пример жертвенного служения. Думаю, общение с ними и стало определяющим фактором при выборе профессии. В то же время это было и мое личное, осознанное решение.
В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.
Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.
В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.
Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.
была стипендия в семинарии
Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.
Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.
В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.
Наша священническая «карьера» вполне предсказуема. Если во время обучения ты не успел жениться и рукоположиться, то есть стать священником, то на пятом курсе администрация семинарии распределяет тебя в храм чтецом — это первая степень церковнослужителя. Ты остаешься на этой должности до тех пор, пока не женишься и не рукоположишься либо не станешь монахом. Женитьба — обязательное условие для священника. У меня есть несколько знакомых, которые уже лет пять служат чтецами, так как до сих пор не женаты, но и в монастырь не хотят.
После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.
получал в чине чтеца в подмосковном храме
После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.
Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.
Суть профессии
Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.
На мой взгляд, нормальный священник не будет заниматься бытовыми вопросами прихожан: подсказывать, какой марки купить машину, в какой цвет покрасить волосы, где в доме забить гвоздь, куда поехать отдохнуть. К сожалению, некоторые и сюда свой нос суют и заставляют своих духовных чад спрашивать у них на все разрешение. А по моему мнению, священник должен «воспитать» прихожанина свободным, чтобы он не прибегал со всякими мелочными вопросами, умел сам организовать свою религиозную жизнь и нести за это ответственность.
У священника есть и прямые обязательства: совершать службы, причащать, венчать, крестить, исповедовать и так далее. Самое радостное для меня — венчать и крестить тех, кто знает, зачем им это нужно, а не просто «чтобы не развестись» и «чтобы Бог защищал».
Сложнее всего отпевать, особенно в моргах, где бывает по пять-шесть отпеваний подряд и на каждое дают минут 15—20. А если стоит жара, то при всем старании работников морга запах тления все равно просачивается повсюду. Все на потоке, никто ничего не понимает, всем бы только закончить побыстрее. Это самое тяжелое: видишь, что никому ничего не нужно, просто «отмахал кадилом» и все.
Как и врачи с учителями, мы подвержены выгоранию.
Это происходит из-за большого потока людей, которые приходят со своими бедами, слезами, горем, и ты так или иначе погружаешься в их трудности. Конечно, со временем приобретаешь профессиональную привычку «стряхивать» с себя эти проблемы при выходе из храма. Но когда с этим сталкиваешься изо дня в день, из года в год — это тяжело. Растет раздражение, появляется апатия, сложно восстановить силы. Об этом нужно не забывать и заранее принимать меры.
Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.
Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.
Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.
Место работы
Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.
В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.
Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.
В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.
Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.
Если священника запретят в служении, то он потеряет возможность служить, а значит, и зарплату.
Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:
Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.
Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.
Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.
В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.
У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.
Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.
Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.
Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.
Рабочий день
Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.
Я совершаю Литургию — это главная служба в Церкви — три-четыре раза в неделю, бывает и чаще. Перед этим нужно прочитать положенное молитвенное правило. Но самая важная подготовка к службе — это сама жизнь священнослужителя, то, как и чем он живет. Об этом очень хорошо пишет апостол Павел: священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился…» Лучше и не скажешь! Кроме того, накануне службы нельзя иметь близость с женой.
По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.
Любой человек, который заходит в храм в течение дня, может поговорить со мной о своих проблемах.
В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.
Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.
Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.
Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.
Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.
Как послужить Церкви?
Чтобы служить Богу и Церкви, достаточно строить свою жизнь в соответствии с Евангелием, иметь чувство долга, желание приносить пользу, помогать ближним, смело применять свои таланты, быть наблюдательным и отзывчивым человеком. Этими простыми истинами руководствуются наши собеседники — молодые прихожане храмов Покровской епархии. Больше подробностей — в их коротких, но очень интересных рассказах.
Александр Ашмаров, 17 лет, ученик МОУ СОШ № 1, алтарник Свято-Троицкого храма г. Красный Кут, помощник благочинного по молодежной работе в Краснокутском округе:
— Я думаю, что самое главное для верующего человека — исполнение заповедей Божиих согласно тому, как учит Церковь. Это внимательное наблюдение за собой: насколько дела, слова и мысли согласуются со Священным Писанием. При этом важно изучать святоотеческие толкования, дорожить проповедями, которые слышишь в храме, и советами духовника. Господь сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Поэтому цель христианской жизни — стяжание Духа Святого, без Которого человек не может исполнить ни одной заповеди. А для этого надо участвовать в Таинствах, прибегать к искреннему покаянию, молитве со смирением.
Служение каждого христианина заключается в том, чтобы помочь людям прийти в Церковь, глава которой — Христос, и именно в Нем помочь обрести спасение. Сегодня можно открыто не только исповедовать, но и проповедовать веру. Проповедь выражается в разных направлениях приходской деятельности: миссионерской, социальной, молодежной, образовательной. Молодежное служение в Церкви — это работа с молодежью как церковной, так и невоцерковленной, а порой даже некрещеной, которая заключается и в приобщении к Православию, и в воцерковлении. Мы должны сделать всё возможное для того, чтобы молодой человек никогда не покинул Церковь, ведь вне ее нет спасения.
Примерами молодежного служения может стать деятельность нашего Православного молодежного клуба «Встреча». Его участники проводят мероприятия в школах — круглые столы, интеллектуальные игры, уроки нравственности, просветительские беседы — на различные темы, раздают православную литературу, организуют миссионерские и социальные акции.
Георгий Шматко, 25 лет, студент 3-го курса Саратовской православной духовной семинарии:
— Жизнь нагружает нас бесконечными делами на работе, учебе и дома. Куда ни посмотри, кругом у нас долг и обязанности. В молитве Господней есть слова: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Мы просим избавления от ноши неудобоносимой и тягостной для нас, учимся прощать других и тем самым освобождаем их от этой ноши «долгов». Но только ли это требуется от нас? Особенно от тех, кто выбирает служение Церкви, желая больше времени посвящать Богу.
Жизнь в Церкви — это не часть жизни, не одна из социальных ролей. Это сама жизнь. Чем ближе ты хочешь быть к Богу, тем больше ты должен отдать Ему. В этом будет заключаться твой рост, укрепление в любви.
Церкви я обязан своим воскресением, освобождением от плена смерти. Вне ее я погибну. Апостол говорит: Вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 7, 23). Это значит, что мы принадлежим Господу, но не как господину, а как Отцу. А какова обязанность ребенка перед родителем? Слушаться во всем, преодолевать трудности, самого себя и быть благодарным. Даже центральное Таинство нашей Церкви — Евхаристия — переводится с греческого как благодарение. Причастие — центр нашей жизни, наш долг и обязанность. Иначе мы потеряем то, что получили даром — возможность быть со Христом. Если говорить о конкретном служении, то я несу послушание иподиакона: участвую в архиерейских богослужениях, отвечаю за их подготовку, помогаю на клиросе.
Тимофей Николаев, 23 года, алтарник в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска:
— О том, что человек должен Церкви, можно рассуждать, опираясь на слова святого Киприана Карфагенского: «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Человек, считающий матерью Церковь Христову, должен иметь и соответствующее к ней отношение, по-детски любить ее. Как у сына перед матерью, так и у православного христианина перед Церковью есть определенные обязательства и послушания. Например, посещение храма по воскресным дням и большим праздникам, соблюдение постов, исполнение утренних и вечерних правил. В свою очередь и Церковь, как любящая мать, всегда поддержит и защитит свое чадо от вражеских козней: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
За годы пребывания в Церкви я понял: главное, чего требует от нас Бог, — это покаяние. Первое, что сказал Иисус после Своего Крещения: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Поэтому любой человек, считающий себя православным христианином, должен служить Богу в первую очередь борьбой со страстями и очищением сердца покаянием, ибо сказано: кто не собирает со Мной, тот расточает (Мф. 12, 30).
Помимо служения в алтаре мне приходится сталкиваться с разными, зачастую непредсказуемыми задачами, о которых мало кто догадывается: к примеру, как украсить цветами паникадило, или как сделать так, чтобы новый ковер не превращался в плиссе под ногами у священника, или как подготовить фоторепортаж.
Меня спрашивают, где я работаю, а я отвечаю: «Нигде». Считаю, в храме не работают, а служат. Не называют же «священноработниками» духовенство, служащее Богу и людям.
Евгения Земскова, 18 лет, студентка 2-го курса философского факультета НИУ СГУ им. Чернышевского:
— Если человек является членом Церкви, то он должен ей помогать по мере своих сил. А если не является, то пусть хотя бы с уважением относится к ней.
Под помощью я имею в виду различную деятельность: от мытья полов и субботников до спонсорства и организации масштабных проектов. Если ты архитектор, то помоги в планировке храма, если учитель — попробуй преподавать в воскресной школе. Но всё должно быть по мере сил. Никто не заставит человека жертвовать деньги или работать по воскресеньям, если тот не захочет. Каждый должен спросить себя, какую помощь он может оказать дому Божиему. Ведь вопреки общественному мнению в храме зачастую не хватает самого необходимого. Далеко не всегда материальных средств. Иногда это руки и время.
Мое служение — оказание посильной помощи. Я работаю волонтером там, где это необходимо: чаще всего, в отделе религиозного образования и катехизации, участвую в епархиальных спектаклях. Возможно, когда-нибудь я стану преподавать в воскресных группах или петь на клиросе, но пока я просто помощник.
Александра Фетисова, 22 года, певчая Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска:
— Придя в Церковь, мы ощущаем, что она дает нам то тепло, благодать и наставления, которые так необходимы на данный момент. С течением времени человек понимает, что теперь и он должен что-то дать. Это подобно тому, как мы, становясь взрослыми, окружаем заботой родителей. Это какое-то чувство долга. И каждый сам решает, как его исполнить. В храме я с детства, на клиросе — с одиннадцати лет. Как певчая, могу сказать, что мой и христианский, и профессиональный долг — пение, которое помогло бы людям почувствовать единство молитвы и музыки за богослужением.
Андрей Касимов, 25 лет, студент 3-го курса Саратовской православной духовной семинарии:
— Раньше в людях воспитывали представление о долге перед Родиной, родителями, профессией. Военные и врачи жертвовали и жертвуют своей жизнью и временем ради других. Они дают клятвы, принимают присягу на верное и бескорыстное служение. До революции клятвы давали в присутствии духовенства на Священном Писании, в знак того, что человек несет послушание Богу в миру. С тех пор многое изменилось: люди не жертвуют собой ради других, потому как не видят в этом смысла, не имеют ориентиров. Но ищущему Бог обязательно поможет: через поучения святых отцов, классическую литературу, живой пример священника. Главное — искать, согласуясь с опытом Церкви.
В церковном сообществе люди тоже имеют некий долг перед Богом и перед собой: читать правило, ходить на службы и быть свидетелями веры Христовой, выполняя заповеди. В Евангелии сказано: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15) и если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики (Ин. 8, 31). Отношения между Богом и человеком индивидуальны, и поэтому каждому дается определенное послушание, которое должно нести со смирением.
Елизавета Шевченко, 19 лет, студентка факультета нелинейных процессов НИУ СГУ им. Н. Г. Чернышевского:
— Моего отца, протоиерея Димитрия Шевченко, направили на служение в с. Дьяковка, когда мне исполнился год. С детства я вместе с братьями читала и пела на клиросе, а папа всегда брал нас в помощники: убрать, покрасить, помыть. В общем, сделать что-то для храма.
После реставрации в нашем храме во имя святителя и чудотворца Николая появились колокола. К тому времени братья уехали учиться в Саратов. Мне же пришлось учиться звонить на колокольне, вести уроки в воскресной школе. Теперь и я поступила в саратовский вуз. Помимо учебы пою в университетском храме во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Для меня это большая радость. Еще мне довелось поработать вожатой в православном лагере Покровской епархии «Гардарика». Мне кажется, что служить Церкви — это значит справляться со всем, что посылает Господь, и приумножать таланты, которые мы все должны будем Ему вернуть.