как правильно написать монастырь или монастырь
Поиск ответа
Вопрос № 306274 |
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препинания расставлены верно. Нам не удалось найти правила, которое запрещало бы ставить запятую после цитат и чужих слов, включенных в состав предложения.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное бенедиктинский есть, сочетание бенедиктинский монастырь зафиксировано в словарях.
Эти уральские края. Почему с маленькой буквы- уральские?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательные, образованные от географических названий, пишутся с прописной буквы, если они являются частью составных наименований — географических и административно-территориальных, индивидуальных имен людей, названий исторических эпох и событий, учреждений, архитектурных и др. памятников, военных округов и фронтов.
В остальных случаях они пишутся со строчной буквы.
Ср., напр.: невские берега, невские набережные и Александр Невский, Невский проспект, Невская битва; донское казачество и Дмитрий Донской, Донской монастырь ; московские улицы, кварталы, московский образ жизни и Московская область, Московский вокзал (в Петербурге), Московская государственная консерватория; казанские достопримечательности и Казанский кремль, Казанский университет, Казанский собор (в Петербурге, Москве); северокавказская природа и Северо-Кавказский регион, Северо-Кавказский военный округ; 1-й Белорусский фронт, Потсдамская конференция, Санкт-Петербургский монетный двор, Великая Китайская стена, Большой Кремлёвский дворец.
Ответ справочной службы русского языка
Написание без кавычек правильно: монастырь Коренная пустынь.
Здравствуйте! Названия монастырей пишутся в кавычках?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь или Новоиерусалимский. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
Помогите решить наш спор с бабушкой о правильности написания этих двух предложений.
1.Я долго ворочался с боку на бок до тех пор, пока меня не осенила мысль:»Прежде чем пойдет свет, сразу идти в монастырь к духовнику.»
2.Я долго ворочался с боку на бок до тех пор, пока меня не осенила мысль, о том, что:»Прежде чем пойдет свет, сразу идти в монастырь к духовнику.»
(после слова «мысль» вставлены слова «о том, что»)
Или все эти две предложения неверны с точки зрения специалиста по русскому языку?
Ответ справочной службы русского языка
Слова «о том, что» избыточны. Я ворочался с боку на бок до тех пор, пока меня не осенила мысль: прежде чем рассветет, идти в монастырь к духовнику.
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемая Грамота!
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать: монастырь святого Николая или монастырь Святого Николая.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Большое спасибо! Значит лучше исправить на «с начала существования обители»?
В предложении: «Известен монастырь и своей иконописной школой, сформировавшей и сохранившей традиции псковских икон, и существующей здесь с начала основания обители.» Нужна ли запятая перед «и существующей»?
Или лучше так: «Известен монастырь и своей иконописной школой, существующей здесь с начала основания обители, и сформировавшей и сохранившей традиции псковский икон»? Нужна ли запятая перед «и сформировавшей»? Нужно ли заменить на «псковского иконописания»?
Большое спасибо!
konstantsia
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях не нужна запятая. Текст нужно править (см., например, «с начала основания»).
Ответ справочной службы русского языка
В предложении: «Известен монастырь и своей иконописной школой, сформировавшей и сохранившей традиции псковских икон, и существующей здесь с начала основания обители.» Нужна ли запятая перед «и существующей»?
Или лучше так: «Известен монастырь и своей иконописной школой, существующей здесь с начала основания обители, и сформировавшей и сохранившей традиции псковский икон»? Нужна ли запятая перед «и сформировавшей»? Нужно ли заменить на «псковского иконописания»?
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях не нужна запятая. Текст нужно править (см., например, «с начала основания»).
Скажите правильно ли постороена фраза или лучше употреблять «когда» вместо «в который? «Монахи основали его в 1399 году и обитали в нем до 1835 года, в который монастырь расформировали»
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
МОНАСТЫРЬ
Смотреть что такое «МОНАСТЫРЬ» в других словарях:
МОНАСТЫРЬ — (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка
МОНАСТЫРЬ — муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | моск. церковный двор, погост … Толковый словарь Даля
Монастырь — (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия
монастырь — Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См … Словарь синонимов
МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion). 1. Земельно церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти… … Толковый словарь Ушакова
монастырь — МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь, скит МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Монастырь — (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история
Монастырь — (Битолія). См. Славяно греко турецкая война 1912 13 гг.1 [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия
МОНАСТЫРЬ — (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными… … Юридическая энциклопедия
МОНАСТЫРЬ — Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого л. ТСУЖ, 142. Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141. Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О… … Большой словарь русских поговорок
Монастырь – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово монастырь? Пытаешься разобраться, что такое монастырь? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «монастырь» в словарях русского языка
Монастырь это:
Монасты́рь ( от «один, одинокий») — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Монастыри существуют в буддизме, христианстве: православная и католическая церковь, монофизитские течения; протестантское христианство отрицает институт монашества и монастырей не знает (см.
Монастырь
1.Религиозная община давших обет воздержания монахов или монахинь с едиными правилами коллективной аскетической жизни, с особой церковно-хозяйственной организацией и с единым уставом.
2. разг.Члены такой общины.
3.Комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных строений, а также территория, принадлежащие такой общине.
Монастырь
1) вор-одиночка;
2) разрешение на кражу;
3) украденная картина
Монастырь
м.
1) а) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию. б) разг. Члены такой общины.
2) Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и т.п., принадлежащие такой общине.
3) Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек.
Монастырь
Монастырь
Монастырь
религиозная община Монахов или монахинь, представляющая собой Отдельную церковно-хозяйственную организацию Мужской м. Женский м. монастырь территория, Храм и все помещения такой общины М. на берегу озера. Ограда монастыря.
Монастырь
монастырь м.
1) а) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию. б) разг. Члены такой общины.
2) Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и т.п., принадлежащие такой общине.
3) Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек.
Монастырь
монастыря, м. (греч. Monasterion).
1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь. – собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем.
2. Церковь и жилые помещения, принадлежащие этой общине. Наш монастырь сверкал зубчатою стеной. Лермонтов. Цельный день сидите в комнате, словно в монастыре. Чехов.
Монастырь
Монастырь
Монастырь
община монахов или монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, обычно владеющую землями и капиталами члены этой общины совокупность церквей, жилых помещений и территорий, принадлежащих такой общине
Письмовник
Как писать слова, связанные с церковью?
Правописание
Когда использовалась прописная буква?
В русской гражданской печати XIX – начала XX века многие слова, связанные с церковной тематикой, начинались прописной буквой. Яков Карлович Грот (Русское правописание, СПб., 1885) указывает, что с большой буквы пишутся «имена трех лиц Божества и высших существ, составляющих предмет религиозного почитания христиан: Бог, Господь, Творец, Всевышний, Спаситель, Богородица, Святой Дух, Св. Троица и т. п.; также слова: Провидение, Промысл, Небо, Церковь в духовном смысле» (Здесь и далее дореволюционные издания цитируются в современной орфографии. – Ред.).
Однако в церковной печати на церковнославянском языке прописная буква в начале таких слов не использовалась; вместо нее над словом ставился надстрочный знак – титло. «Прописные (большие) буквы в изданиях церковной печати… ставятся в начале книги или ее отделов (в начале красной строки). Но в середине предложений все слова, не исключая и собственных имен, пишутся (согласно постановлению Св. Синода) со строчных букв» (Д. Д. Соколов. Справочная книжка по церковно-славянскому правописанию. СПб., 1907).
Словари и справочники советских времен предписывали писать со строчной буквы практически все слова, связанные с религией. Своеобразное исключение было сделано для «названий культовых книг»: рекомендовалось писать Библия, Евангелие, Часослов, но (поступать) по библии, по евангелию (см., например: Д. Э. Розенталь, Справочник по правописанию и литературной правке. 3-е изд., М., 1978).
В 90-е годы формулировки рекомендаций по оформлению религиозных названий в практических пособиях и справочниках по правописанию существенно менялись, а главное – пополнялись новыми, доселе не рассматривавшимися случаями и примерами. В «Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию» (Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова, М., 1999) посвященный религиозной лексике параграф расширен с двух до одиннадцати пунктов, при этом бОльшую часть рассматриваемых наименований рекомендуется писать с большой буквы.
В 2000-е годы некоторые прописные буквы в рекомендациях справочников исчезли. Так, если в изданиях 90-х годов рекомендуется написание Русская Православная Церковь, Поместный Собор, то в справочниках более поздних лет издания приводятся написания лишь с одной (начальной) прописной буквой, что соответствует общим правилам употребления прописных букв в собственных наименованиях.
Отметим, что свод правил правописания 1956 года (Правила русской орфографии и пунктуации) предписывал писать строчными буквами «названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п.», рекомендуя при этом использовать прописную букву в «индивидуальных названиях, относящихся к области религии и мифологии», не раскрывая суть того, что же все-таки считать «индивидуальными названиями». О написании слова Бог / бог в своде правил не говорится, но «по букве закона» и это слово нужно было писать с большой буквы.
В каких случаях нужно писать слово «Бог» с прописной буквы?
Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.
Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:
С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).
Как пишутся названия церквей и религиозных организаций?
В названиях организаций и органов церковной власти пишется с прописной буквы первое слово и собственные имена.
Однако в православной и вообще церковной среде прописные буквы используются более широко, чем того требуют правила правописания. Так, например, издательство Московской патриархии рекомендует все слова, кроме служебных, писать с большой буквы:
Как написать фразу: Его преследовали церковь и правительство?
Слово церковь пишется с прописной буквы в двух случаях:
1) в значении ‘Божественное учреждение’ – в богословских текстах, а также если слову церковь в этом значении придается особый высокий смысл, например: Отцы Церкви, Заповеди Церкви;
2) если слово Церковь используется вместо полного названия религиозной организации (например, вместо Русская православная церковь): решение Церкви.
В значениях ‘храм’ и ‘религиозная организация’ слово церковь пишется со строчной буквы, например: ходить в церковь, служить в церкви, отлучить от церкви, отделение церкви от государства.
В примере, который приводится в вопросе, требуется написание церковь со строчной буквы: Его преследовали церковь и правительство.
Как пишутся названия церковных праздников и дней церковного календаря?
В названиях церковных праздников с прописной буквы пишется первое слово и все собственные имена (в том числе прилагательные Христов и Господень):
Также с прописной буквы пишутся названия постов и собственные названия определенных дней церковного календаря:
Народные названия дней и периодов, связанных с церковным календарем, также пишутся с прописной буквы:
Примечание 1. В «Русском правописании» Я. К. Грота рекомендовалось писать народные названия праздников строчными буквами: масленица, семик, святки, мясоед.
Примечание 2. С прописной буквы пишутся все слова в полном церковном названии праздника Пасхи: Светлое Христово Воскресение.
Как писать названия церковных должностей и титулов?
В документах при написании полных официальных наименований высших церковных должностных лиц употребляются прописные буквы:
Однако в прочих текстах наименования этих лиц пишутся строчными буквами:
проповедь патриарха Кирилла
резиденция римского папы
Прочие церковные звания и должности пишутся строчными буквами. Так, со строчной буквы пишутся следующие слова: владыка, митрополит, архиепископ, архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон, протоиерей, иерей.
Как обратиться к архиерею?
Словарь «Прописная или строчная» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой (М., 2011) указывает, что прописные буквы используются при обращении к патриарху: Ваше Святейшество. Обращения к прочим духовным лицам в словаре приводятся в строчном написании: ваше высокопреосвященство, ваше преосвященство, ваше высокопреподобие и т. д.
При этом издательство Московской патриархии рекомендует при обращениях к священнослужителям любого чина писать все слова с прописной буквы:
Как писать названия канонических книг Библии?
В названиях канонических книг Библии с прописной буквы пишутся первое слово (которое может быть единственным) и входящие в состав названия имена собственные.
При этом следует обратить внимание, что названия жителей, народов (галаты, римляне, коринфяне и др.) не являются именами собственными и пишутся с маленькой буквы. Напротив, нарицательные существительные судья, царство употребляются в названиях книг Библии как собственные имена: Судьи (Книга Судей), Царства (Книга Царств).
Книга пророка Аввакума
Второзаконие
Послание к галатам
Деяния святых апостолов
Послание Иакова
Книга Иисуса Навина
Первое послание Иоанна
Евангелие от Луки
Вторая книга Паралипоменон
Песнь песней
Обратим внимание: слова книга и послание пишутся строчными, если не являются первым словом названия: Первая книга Царств, Второе послание Иоанна. Но как первое слово названия Книга и Послание пишутся с прописной: Книга Судей, Послание к римлянам.
Как писать названия храмов и монастырей?
В названиях монастырей, храмов, икон пишутся с прописной буквы все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, монастырь, лавра и т. д.) и служебных слов. Поэтому верны написания:
Это правило нарушается, если название храма содержит слова «во имя»:
Какие церковные слова пишутся строчными буквами?
Со строчной буквы пишутся:
Как правильно: патриаршего или патриаршЬего? Патриаршие или патриаршьи?
Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).
Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.
По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница, Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.
«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил. монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед |j| (казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без |j| в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».
Значение слова монастырь
Словарь Ушакова
монаст ы рь, монастыря, муж. (греч. Monasterion).
1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь.
| собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем.
Этимологический Словарь Русского Языка
Греческое – monasterion (жилище, келья монаха).
Существительное «монастырь» является греческим по происхождению и используется с X в.
Монастырь – это «религиозная община монахов или монахинь, которая представляет собой отдельную организацию».
Архитектурный словарь
комплекс сооружений, включая храм или аббатство, где живут монахи или монахини.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Фразеологический словарь русского языка
Православие. Словарь-справочник
(греч. «жилище монахов»)
1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.
2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
Православный энциклопедический словарь
Словарь церковных терминов
1) Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.
2) Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
Православная энциклопедия
1) монашеская община, объединенная единым уставом. Административно монастырь подчинен либо архиерею, либо самому патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник в чине игумена или архимандрита. Крупные монастыри принято называть лаврами. На некотором отдалении от него располагается пустынное место, где селятся монахи, ищущие уединения. Первые монастыри стали появляться в Палестине и Египте в IV веке. Затем они получили широкое распространение во всем христианском мире. Первым монастырем на Руси был Киево-Печерский, который был организован в XI веке;
2) комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных строений, принадлежащих монашеской общине.
Вестминстерский словарь теологических терминов
1) ♦ ( ENG monastery)
здания, населенные людьми (монахами), давшими религиозные обеты и ведущими монашескую жизнь;
2) ♦ ( ENG convent)
община монахов, к-рые живут под присмотром настоятеля, или здание, в к-ром они живут. Обычно термин используется для обозначения места, где живут религиозные женщины, находящиеся под руководством настоятельницы.
Словарь Ожегова
МОНАСТЫРЬ, я, м.
1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.
2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря.
• В чужой монастырь со своим уставом не ходят посл. о том, что в чужом месте не следует наводить свои порядки.
Подвести под монастырь кого (прост.) подвести под неприятность, наказание.
| прил. монастырский, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(болгарск. Битоль или Бетель [обитель?] турецк. Толи-монастир, лат. Bitolia, Butelium) — гл. г. вилайета в Западной Македонии (европ. Турции), на высоком логе (550 м высоты, 20 км шириной и 70 км шириной), окруженном высокими горами и прорезанном р. Черной (Црена; турецк. Кара-су), главным притоком р. Вардара, на болотистой почве. М. имеет большое торговое значение, так как лежит на перекрестке дорог, ведущих из г. Солуня (Салоник) в Драч (Дураццо), так называемой Via Egnatia, и из Софии в Янину; большой базар. Население М., доходящее до 50 тысяч, состоит из болгар, сербов, турок, греков, евреев, куцовлахов и цыган и занимается преимущественно ремеслами. Консульства русское, австрийское, греческое и великобританское. В плодородных окрестностях М. население живет земледелием, возделывая пшеницу, кукурузу, табак и марену. М. — конечный пункт железнодорожной линии Солунь — М. На месте М. был древний г. Гераклея-Линкестида, служившая (под именем Битоль) столицей болгарского царя Гавриила или Радомира в 1014—1015 г. В 1806 г. город был взят и разорен Али-пашой Янинским.