как правильно пожертвовать икону в храм

О храмовых финансах и других неудобных вопросах

Размышления в режиме самоизоляции

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм

Когда крепкого русского крестьянина спрашивали, каков его доход, он, хитро прищурившись, отвечал: «Хватает и давать в долг, и отдавать долг, и на ветер бросать». Что означает этот непростой ответ, можно погуглить в интернете. Но на самом деле это не ответ, а уход от ответа. Примерно так отмахнется от вопроса и любой уважающий себя современный россиянин: «Хватает». Дело в том, что в нашем менталитете тема доходов, так сказать, табуирована: от зарплаты чиновника до зарплаты соседа и даже родственника. Такие вопросы задавать как-то неудобно. Хорошо это или плохо, но так есть. Так уж сложилось. Да и, действительно, зачем спрашивать? Человека, который доел сегодня последнюю краюху хлеба, а на завтра у него ничего нет, видно издали. А остальным хватает. Кому – на хлеб, кому – на хлеб с маслом, а кому еще и на икру сверху. Ну, опять же, красную, черную или кабачковую, спрашивать не принято.

Тема церковного бюджета сегодня тоже табуирована. Зачастую не только прихожане, но даже и рядовые священники не знают, много ли у прихода денег, на что они тратятся, – это забота настоятеля и казначея. И это тоже особенность нашего менталитета. Одно можно сказать наверняка: существование прихода на какой-то территории означает, что пожертвований хватает. То есть на данной территории хватает людей, которым нужен храм и служители при нем, чтобы покрестить ребенка, отпеть усопшего, повенчать молодых и просто прийти помолиться. Пожертвования людей, посещающих храм, как раз и создают тот бюджет, из которого начисляется заработная плата священнослужителям, певчим, уборщицам, сторожам, оплачиваются коммунальные услуги, налоги, ремонт и все остальное.

Каким-то приходам повезло: они находятся в центре города, в удобной транспортной развязке, до них легко добраться, у них много состоятельных прихожан. Этим храмам хватает и на богатую роспись, и на прекрасный хор, и на серьезную социально-благотворительную работу, общественную и образовательную деятельность. Другим храмам повезло меньше: они находятся, например, в вымирающем селе. Им тоже хватает, но только на то, чтобы едва свести концы с концами, иногда за счет средств самого священника, кстати. Но раз приход действует, значит, хоть как-то можно существовать, значит, денег хватает. Еще раз повторюсь: жизнеспособность храма зависит от «денежного потока», формируемого прихожанами, ну или от личного подвига сельского священника-одиночки. Наши храмы не содержит ни государство, ни Москва, ни олигархи, за редким, даже редчайшим исключением.

Сегодня в вопросе содержания храмов у многих, даже постоянных прихожан, нет четкого понимания ситуации, а есть некая отстраненность: «Не мое это дело». Как же мы пришли к такому отношению? Отчасти нас избаловало некое смутное воспоминание о царских временах, когда Церковь была в значительной степени на государственном финансировании. Многие (но далеко не все) церковные учреждения и храмы строились и содержались за счет государевой казны, а также православных меценатов, коих было немало. Память об этом осталась в нашем менталитете: «Я, конечно, принесу в церковь свой гривенник, но ведь этого явно мало; очевидно, что содержит ее кто-то другой, богатый и могущественный, наверное, помещик или сам царь-батюшка». Справедливости ради нужно отметить, что до революции официально публиковались ежегодники, в которых подробнейшим образом расписывалось имущество и доход каждого прихода. Все было предельно прозрачно: сколько десятин земли, сколько средств из казны, какой кружечный сбор и требы. Но это было уже очень давно.

После революции отделение Церкви от государства, то есть от государственного финансирования, физические репрессии верующих, закрытие и разрушение храмов загнали Церковь буквально в подполье, вынудили старательно прятать от враждебного государства (и от возможных осведомителей среди прихожан) всё, включая и свои финансы. Церковная казна потеряла прозрачность. Приходская община в результате гонений была разрушена: верующие, приезжавшие в единственный храм со всего региона, перестали чувствовать себя единым организмом, ответственным за судьбу своего храма, приходские собрания стали пустой формальностью, ну а распределение средств сосредоточилось в руках настоятеля, а в некоторых случаях – даже засланного советской властью «церковного старосты».

В позднесоветское время гонения ослабли, а рубликов, пожертвованных пенсионерами, с избытком хватало и на содержание храма, и на очень неплохое (по советским меркам) жалование священникам и сотрудникам храма. Ведь храм, как правило, был один на областной центр, а верующих было немало. Да и тратить особо некуда было, ведь любая деятельность кроме богослужения была по-прежнему запрещена. Церковь стремительно богатела, и на фоне брежневского дефицита и горбачевских талонов выглядела уже вполне респектабельно, а прихожане не особо задумывались, на что живет Церковь, просто покупали свечки, подавали записки, и было очевидно, что этого вполне хватает.

До сих пор живы стереотипы: «государство нам должно» и «Церковь богата, проживет и без меня»

С другой стороны, советская власть приучила нас к социальной безответственности, ведь мы ни за что не платили. Детский сад, школа, институт, больница, жилплощадь… Всё было за государственный счет, за все платило большое и могучее советское государство. И вот эта смесь советского «государство нам должно» и «Церковь богата, проживет и без меня» пришла в 1990-е годы, когда «новые русские» и старые партийные функционеры стали строить храмы. И будущие прихожане с этим радостно согласились: «Вот, у них есть деньги и власть, пусть они нам построят, тогда мы и будем ходить». Конечно, были замечательные исключения, но массово дело обстояло именно так.

Вся эта предыстория сформировала современное отношение к церковным финансам – не только со стороны далеких от темы «диванных финансистов», но зачастую и постоянных прихожан. Все перечисленные «архетипы» постоянно всплывают в разговоре: «Вы же на госфинансировании, почему за свечки еще деньги берете? В Церкви все должно быть бесплатно! Вас же “Газпром” спонсирует! Вам же губернатор дает! У вас же богатые спонсоры!» Увы, не содержит нас «Газпром». Наши главные благотворители – вы, дорогие прихожане. И если хотите, чтобы ваш храм действовал, а священники в нем служили, а не ждали покойников в прощальном зале или не подрабатывали таксистами по ночам, вам нужно полностью храм содержать. Не просто купить свечку и посетовать, что подорожали записки, а содержать. Богатые благотворители, конечно, есть, но они могут сделать разовое пожертвование, заказать дорогую икону или целый иконостас, оплатить какие-то конкретные строительные работы или даже построить храм. Но редко какой храм сможет похвастать регулярной спонсорской помощью, постоянно покрывающей все расходы. Содержать храм приходится приходскими силами.

Все эти рассуждения касались недавнего «мирного времени». А в сегодняшней непростой ситуации всем храмам категорически не хватает средств. И тут уже вопрос не в дорогих иконах и не в позолоте куполов. Не хватает на оплату труда работников храма. По причине эпидемии вместе с прихожанами исчезли из наших храмов и пожертвования. Это означает только одно: абсолютное большинство прихожан жертвуют на храм только в виде треб и свечей, не представляя себе, какой процент расходов покрывает его личный вклад, считая, что эти пожертвования – некие «сверхдолжные заслуги», без которых приход в общем-то может и обойтись.

Без эпидемии денег хватало. По закону больших чисел: не один, так другой, не другой, так третий; не постоянный прихожанин – так проезжий: кто-нибудь да пожертвует. Сейчас не жертвуют ни постоянные прихожане, ни тем более «захожане». Конечно, ситуация не совсем катастрофическая, но если у крупных приходов была какая-то финансовая «подушка безопасности», был штат сотрудников, без которых можно обойтись, на которых можно сэкономить (что, на самом деле, тоже очень печально), то в маленьких сельских приходах эпидемия ударила непосредственно по единственному работнику – священнику. Если из храма уйдет красивый хор, это неприятно, но не страшно; даже если уйдут просфорница, уборщица, сторож и дворник – все это можно стерпеть. Но если приход не обеспечит священника и не сможет оплатить коммуналку – храм будет стоять пустым, без отопления и света, а долги будут только расти.

Здесь мне видится два вопроса. Вопрос ближней перспективы уже озвучен многими: #поддержисвойхрам. Подсчитай, сколько ты жертвуешь в обычное время, прибавь к этому немного за своих соседей, друзей и знакомых, которые приходили в храм гораздо реже и сейчас вряд ли задумываются о содержании храма, еще прибавь за престарелых прихожан, которые не умеют пользоваться интернет-банком, и переводи регулярно на храмовый счет. Ну, или подавай записки в режиме онлайн, заказывай молебны, панихиды… Все, как в обычное время. Если ты считаешь себя прихожанином, конечно. Не нужно думать, что чужой богатый дядя продержит храм на плаву во время эпидемии. Если не мы – то никто.

Прихожане должны быть ответственны за формирование и распределение церковного бюджета

Вопрос дальней перспективы – серьезный и честный диалог о приходских финансах и активное привлечение прихожан к ответственности за формирование и распределение церковного бюджета. Безусловно, этот диалог будет сложным. С одной стороны, далеко не всем входящим в храм можно доверить распределение церковных средств. Нужно, чтобы человек ориентировался в современной обстановке, в уровне цен, разбирался в хозяйстве, социальных вопросах и, наконец, сам был жертвователем и, конечно, верующим прихожанином, а не просто сторонним спонсором. Открытость, прозрачность – да, для всех прихожан, но вот «рулить», конечно, захотят многие, но не многие смогут. Следовательно, нужен механизм формирования попечительского совета – не формальной, а реально действующей структуры. С другой стороны, будет сопротивление некоторой части духовенства «позднесоветского образца», привыкшей мыслить, перефразируя Людовика XIV, так: «Церковь – это я», воспринимающей церковный бюджет как свой личный источник дохода. Ну, это вполне понятно, ведь на очередном собрании может встать вопрос: откуда у батюшки новая машина, сопоставимая по стоимости с расходами, необходимыми на достройку храма?

Если такой диалог состоится и будет продуктивным, мы убьем нескольких зайцев сразу. Мы снимем с Церкви и священнослужителей постоянные обвинения либеральных СМИ в финансовых интригах, так как сможем ответить: «Извините, сколько средств собрали, столько и распределили, туда, куда сами решили, это уж наше общинное дело». И даже если прихожане решили купить батюшке дорогую машину или, например, в знак благодарности за труды отправить его с семьей на курорт – то это будет их общинное решение, а не его личный произвол. Во-вторых, прихожане будут чувствовать ответственность за свой храм. Ведь если человек принес свои деньги, не просто положил их в копилку, а два часа аргументированно спорил о том, куда их направить, ему будет далеко не все равно, на что их в итоге потратили, что в храме обновилось и чего еще не хватает. Коллегиальные финансовые решения позволят избежать многих несуразностей, таких как нереальные, надуманные, нерентабельные приходские проекты, бесполезные печатные издания, чрезмерно раздутые штаты или, наоборот, слишком низкие зарплаты служащим в храме, нецелевые расходы и т.д., ведь не секрет, что далеко не все настоятели одновременно и хорошие хозяйственники.

Коллегиальные финансовые решения позволят рационально распределять приходские средства

Мы сможем освободить священника от поисков цемента, профнастила, арматуры, пиломатериала, от необходимости ругаться с бригадами строителей, ведь священнику нужно служить, а не быть прорабом на стройке храма. Наконец, это будет серьезный шаг к формированию реальной приходской общины, поскольку совместные дела, как известно, объединяют.

Ну, а если все останется по-старому, если мы не проведем работу над ошибками.

Пройдет эпидемия, вернутся в храм прихожане, снова принесут свои пожертвования, и все вернется на свои места. Если, конечно, не будет второй волны… Или опасности возникновения второй волны… Или профилактических мер по предупреждению опасности возникновения второй волны… Или настоящих, а не надуманных алармистами гонений… Или еще чего.

Сегодня нам дан шанс пересмотреть приходскую жизнь и сделать наши приходы более устойчивыми, в том числе в финансовом отношении. Конечно, финансы – далеко не самый важный, но, пожалуй, самый трудный и болезненный вопрос. Другие вопросы надеюсь затронуть в других публикациях.

А пока, как это ни банально звучит, – огромная благодарность всем, кто, несмотря ни на что, поддерживал и поддерживает храмы, с пониманием и смирением воспринимая нынешнюю суровую реальность.

Источник

Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями

Проблемы современного иконопочитания. Часть 6

В завершение предыдущих публикаций на указанную тему авторы суммируют сказанное в виде кратких рекомендаций по благочестивому обращению со священными изображениями. Сами рекомендации были подробно (с примерами) разобраны ранее. Рекомендациям предшествует краткий теоретический очерк, в котором приводится анализ текущей ситуации, а также догматическое и богословское обоснование предлагаемых рекомендаций. В завершение перечисляются необходимые меры по противодействию профанации священного.

I. Актуальные проблемы
современного иконопочитания

Иконы (священное изображения) – это произведения искусства, имеющие публичный характер. Иконы в наглядной, образной форме выражают православное вероучение и тем самым несут в мир весть о Христе. Поэтому иконы имеют огромное миссионерское значение, особенно в наше время примата визуальной информации над всеми другими ее видами. Однако бытование священных изображений в публичном пространстве порождает и свои проблемы, которые требуют решения.

Бытование священных изображений в публичном пространстве порождает проблемы, которые требуют решения

В настоящее время многие производители товаров, предназначенных для православных верующих, при изготовлении своей продукции используют священные изображения для оформления как предметов церковного обихода, так и бытовых предметов: книг, журналов, газет, календарей, закладок, обложек аудио- и видеодисков, алкогольной продукции, сумок, рушников, салфеток, одежды, посуды, постельного белья, ковров, сувениров, ювелирных украшений, бижутерии и т. п.

Как к этому следует относиться, с точки зрения Православного вероучения и церковного Предания?

Догмат иконопочитания

В первую очередь следует вспомнить ту непреложную истину, что церковное искусство всегда имело и должно иметь догматический и литургический характер, не допускающий произвольных сюжетов, образов, смыслов, не соответствующих Священному Писанию, Священному и церковному Преданию, догматическому учению Церкви, литургической (богослужебной) практике, живому опыту духовной жизни, имеющему рецепцию Церкви.

Напоминаем, что в определении VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего догмат иконопочитания, говорится:

Из соборного определения следует, что священные изображения должны

Вселенский Собор устанавливает, что священные изображения предназначены для возведения человеческого ума от образа, изображенного на иконе, фреске, росписи, мозаике, выраженного в скульптурной форме, в виде рельефа и т.п., к первообразу – Самому Господу Иисусу Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим. Честь, воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней. А это означает, что любые преднамеренные оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.

Преподобный Феодор Студит († 826), продолживший после Собора исповедническую борьбу за иконопочитание, глубоко раскрыл соборное учение. Святой отец, в частности, говорил:

В отношении икон (образов) святые отцы – Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др. – употребляли наименования самих первообразов, изображенных на них, пишет игумен Студийский.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Монета с изображением императора Константина V Копронима

Священные изображения в Православии

Относительно использования на бытовых предметах священных изображений часто можно услышать возражение, что последние таковыми не являются, поскольку не освящены в храме священником, т.е. над ними не совершался чин освящения с окроплением святой водой согласно Требнику, как это положено для икон в Русской Православной Церкви. Однако изначально в Церкви не было никакого особого чина освящения икон. Он появился довольно поздно и фактически является простым признанием данного изображения каноничным, не противоречащим православному вероучению, благословением Церкви в лице ее священнослужителя на использование данного изображения в качестве святого образа, или иконы.

Так, возражая иконоборцам, утверждавшим, что иконы являются обыкновенными вещами, поскольку не имеют освящающей их молитвы, VII Вселенский Собор утвердил:

«Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати».

Таким предметом является и Животворящий Крест, даже напечатление которого в воздухе прогоняет демонов.

Поэтому благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные.

Благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные

Священные изображения самим фактом явления нам Божественного, небесного относятся к области сакрального, отделяясь от изображения всего обыденного, временного, мирского – профанного. При этом образы Господа Нашего Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых становятся священными не через какой-то специальный чин освящения, а только самим фактом их изображения, по тождеству ипостаси (лица) изображенного и изображаемого.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Иисус Христос. Мозаика

Для большинства культур необходимость разграничения между священным и профанным очевидна и необходима

VII Вселенский Собор также назначает строгое наказание за бытовое употребление священных евхаристических сосудов: духовенство извергается из сана, а монашествующие и миряне отлучаются от общения (т. е. от Причастия). Но священные изображения, по мысли отцов Собора, – это не просто область сакрального. Они занимают в нем совершенно особое место: почитаются наравне с Крестом и Евангелием, которые, в отличие от богослужебных сосудов, находятся в личном пользовании практически каждого христианина. Поэтому каждый человек ответственен за надлежащее с ними обращение.

Св. Феодор Студит подтверждает:

Мы не поклоняемся евхаристическим сосудам или чему-либо подобному самим по себе (без Святых Даров, в них содержащихся), но иконам, носящим на себе образы Христа, Богородицы и святых, воздается особое религиозное поклонение и почитание в виде лобызания, каждения и т. д. Поэтому профанация священных изображений – неблагоговейное, неблагочестивое их употребление кем бы то ни было – в духовном смысле является проступком большим, чем простая профанация евхаристических сосудов.

Дореволюционные гражданские законы в защиту святынь, основываясь на церковных правилах, прямо запрещали профанное употребление священных изображений:

Профанация священного в современном российском обществе

В VIII веке одной из причин возникновения иконоборчества стала реакция на распространившееся среди христиан избыточное и профанное использование священных образов, отягченное суевериями и пережитками до конца не изжитого язычества.

В конце XX – начале XXI веков, после снятия жестких запретов государственного атеизма на Церковь и ее участие в жизни российского общества, иконы и священные изображения как атрибуты православной веры покинули литургическое пространство храмов и заполнили публичное пространство, к сожалению, не всегда оправданно. Икона, святой образ из предмета сакрального и церковного искусства, из принадлежности храма по преимуществу, из большой редкости и ценности, из святыни стала быстро превращаться в обычный артефакт, в нечто обыденное и потому профанное, что противоречит ее назначению.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Матрешки с иконами

Одно из предназначений иконы как священного образа состоит в том, чтобы являть человеку священное и, освящая профанное пространство его жизни, приобщать его к священному. Например, привнесение иконы из литургического пространства православного храма в наше жилище должно освятить наш дом, создать пусть ограниченное, но освященное место для нашей домашней духовной жизни – молитвы в первую очередь. Однако распространившаяся порочная практика бездумного соединения священных образов с профанными вещами приводит к обратному эффекту – обмирщению священного, профанированию сакрального образа.

Сегодня проблема профанирования священных образов существенно обострилась вследствие ничем и никем нерегулируемого массового их тиражирования с помощью современных технологий. Эта ситуация усугубляется утратой значительной частью общества культуры обращения как со значимыми гражданскими ценностями и особо почитаемыми символами, так и с религиозными святынями, а также отсутствием уважения к религиозным чувствам своих сограждан.

Священные изображения на обыденных изделиях и товарах для православных верующих используются не по своему прямому назначению, т.е. для религиозного поклонения и воздаяния им должной чести, а как элементы «фирменного стиля», декоративного оформления товара или его упаковки. К сожалению, на первое место здесь выходит не почитание священного образа, а употребление его как элемента торгового знака, бренда, призванного привлечь внимание православно-ориентированных покупателей, паломников, туристов и т. п. Набор свечей или плитка шоколада с изображением на упаковке иконы или храма – это то внешнее оформление товара, которое сообщает ему уникальную добавленную стоимость, а несведущие покупатели готовы за это платить.

Профанация священного в целях привлечения внимания покупателей также проявляет себя и в другом. Браслет с иконами, обложка для документов с Крестом – это обозначение не только религиозного бренда или православной самоидентификации потребителя, это ещё и то, что якобы может дать обладателю подобных вещей некую дополнительную духовную защиту, стать своего рода «православным оберегом». Но глубоко ошибается тот человек, который желает получать от Бога защиту и благодеяние через профанацию священных изображений. И Божье долготерпение здесь нельзя возводить в одобрение этого печального явления.

Глубоко ошибается тот человек, который желает получать от Бога защиту через профанацию священных изображений

Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства священного и благоговения перед ним. Наметилась опасная тенденция к стиранию границы между священным и мирским, различение которых составляет основу подлинной религиозности. Сложившаяся ситуация начинает восприниматься многими верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, церковными обычаями и канонами.

Однако еще в 2006-м г. Святейший Патриарх Алексий II говорил о проблеме неблагочестивого отношения к священным изображениям:

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон

По выражению прп. Феодора Студита,

Поэтому, раскрывая содержание догмата иконопочитания VII Вселенского Собора в отношении благоговейного почитания святых икон и следуя словам Святейшего Патриарха Алексия II, предлагаем свои рекомендации по благочестивому использованию священных изображений.

Подробно (с примерами) каждая из рекомендаций была рассмотрена в предыдущих наших публикациях. Здесь же все они сведены в кратко сформулированный перечень.

II. Рекомендации
по благочестивому обращению со священными изображениями

Цель рекомендаций – сформулировать норму иконопочитания в современном обществе, на основании Священного Предания, канонов Православной Церкви и святоотеческого наследия.

Актуализация и формулирование самих церковных канонов (правил), относящихся к современному иконопочитанию и обязательных для исполнения всеми членами Церкви, есть прерогатива её священноначалия и уполномоченных им органов и учреждений, на что разработчики данных рекомендаций никоим образом не претендуют и не посягают.

Поэтому конкретное содержание приводимых ниже рекомендаций может обсуждаться; на определенные частные детали и формулировки у читателей и экспертов могут быть другие взгляды. Однако важно, чтобы они были не голословны, но укоренены в подлинном церковном Предании, а не в ставших привычными ложных обычаях. При составлении рекомендаций авторы исходили из того, что об указанных выше давно наболевших проблемах необходимо не только говорить, донося до общества знания о благоговейном отношении к священным изображениям, но и предлагать способы их решения.

Под нормой иконопочитания в данной статье понимается использование священного изображения в соответствии с его предназначением, согласно догмату иконопочитания, принятому VII Вселенским Собором, а именно, для достижения таких целей, как:

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку легко определить, соответствует ли она догмату иконопочитания и Преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные вещи, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

Данные рекомендации адресованы в первую очередь православным христианам: производителям товаров и услуг, их продавцам, покупателям – и тем, кто в своей жизни и деятельности соприкасается со священными изображениями: иконами, крестами, изображениями храмов. Однако рекомендации адресованы также и тем, кто, хотя и не является православным христианином, готов с благоговением отнестись к тому, что священно для Православия.

Далее под священными изображениями подразумеваются изображения священного: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

2.1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Одноразовые наклейки для пасхальных яиц со св. иконами

2.2. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы (например, декоративного характера: ювелирные изделия, сувениры и др.), выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если характер использования таких священных изображений не соответствует норме и условиям иконопочитания и благочестивого отношения к священным изображениям.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Перстень с изображением вмц. Ирины

2.3. Недопустимо размещать священные изображения на упаковке товаров. Такие действия являются кощунством производителя упаковки.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Ладан в жестяной коробке с изображением Афонской иконы Божией Матери

2.4. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы, выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если они являются произведениями низкого (вульгарного) художественного качества или грубо искажают иконописный канон.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Фигурки «ангелов» в церковной лавке рядом с православными иконами

2.5. Не соответствует правилам благоговейного иконопочитания практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видео- дисков.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Полки православного книжного магазина похожи на хаотичный «иконостас», в котором святые образы стоят и лежат в произвольном порядке

2.6. Публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.) не соответствует норме иконопочитания.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Журнал «Божий мир» №5, 2016 г.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Журнал «Мiръ Божiй», №3, 1898 г.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Православная народная газета «Русь Державная» (бумажная версия). На снимке хорошо видно, как складка от сложения газеты искажает образ Божией Матери. Кроме того, на сгибе листа священное изображение истирается и пачкается. Края газетного листа обтрепаны и порваны, в результате чего святой образ оказывается в оскверняющей его профанирующей среде

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Православная газета г. Москвы в 2013-м г. получила «инновационное» оформление: заголовок, а также все рубрики и статьи «оптоволоконными кабелями» были подключены к древней, со следами повреждений, иконе Спасителя на первой странице

2.7. Публикация священных изображений в календарях различного типа (настенных, настольных, карманных, перекидных, отрывных и любых иных) не соответствует норме иконопочитания.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Настенный календарь на 2019 г. «Богословие иконы…» в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз головой.

2.8. Неблагочестиво и недопустимо использовать священные изображения в качестве декоративных элементов в оформлении полиграфической продукции кратковременного характера использования: баннеры, православные книжки-раскраски, ежедневники, блокноты, различные бланки приглашений и уведомлений, рекламные проспекты, печатные программки мероприятий (конференций, концертов, собраний и т.п.), билеты, поздравительные открытки, этикетки и т. п.).

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Подобные раскраски предлагают многочисленные интернет-сайты

2.9. Церковным учреждениям, православным приходам и организациям рекомендуется осмотрительно и выборочно использовать священные изображения (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православных храмов) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба т. п. Недопустимо использовать священные образы в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.

2.10. Не следует использовать на продукции кратковременного бытового употребления государственные символы и иные знаки, если на них присутствуют священные изображения. Кроме того, недопустимо использовать знак Креста на рекламе и продукции медицинского и гигиенического предназначения, а также привносить в Крест чуждые ему элементы и символы (изображения змеи, рекламный текст и др.).

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Бумажный пакет с гербом РФ, на котором присутствуют символ христианства Крест

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Реклама аптечного пункта, в которой электронное панно выполнено в виде креста с бегущей светящейся строкой и медицинской эмблемой «змея, обвивающая чашу».

2.11. Священные изображения на любом носителе, в том числе в виртуальном (цифровом) пространстве, должны изготавливаться и использоваться с соблюдением благоговейного к ним отношения.

То же самое относится и к образам Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Рекламный баннер «Православного Интернет-магазина икон ручной работы». Рекламный и служебный тексты помещены поверх ликов Божией Матери и Богомладенца, что есть очевидное кощунство

2.12. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать иконы, если материалы из которых они изготовлены, не являются долговечными.

Иконы, в соответствии с определением VII Вселенского Собора, должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Такие иконы желательно вставлять в застекленные рамки или хотя бы ламинировать.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Видны обтрепанные края бумажной иконы свт. Николая

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Бумажные иконы, вставленные в рамки под стекло. Источник: сайт «Страна мастеров»

2.13. Противоречит букве и духу догмата иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур

2.14. Неправильным и неблагочестивым является распространившийся обычай при посещении святых мест (часовен, купелей, мест подвигов святых угодников и т. д.) оставлять там «на память» какие-то святыни (как правило, маленькие дешевые иконы). Во-первых, это самочиние. Во-вторых, это небрежение к святым иконам, которые быстро приходят в негодность (пачкаются, отсыревают, коробятся и т. п.). Такие самочинные «иконостасы» выглядят неблагообразно и противоречат правилам иконопочитания. В-третьих, если человек не желает хранить у себя такую иконку, лучше принести и оставить ее в храме, где ее могут взять другие прихожане, или утилизировать самому благочестивым способом.

2.15. Мы ответственны за те священные изображения, которые находятся в нашем распоряжении, — размещать и хранить их необходимо должным, благочестивым образом.

Иконы и другие священные изображения должны храниться в приличных местах – на отдельных полках (примерно на уровне глаз или выше, но никак не ниже уровня пояса взрослого человека), не смешиваться с предметами бытового характера (фотографиями близких, посудой, предметами гигиены и т. д.). Сказанное относится и к сувенирным изображениям храмов, часовен, их макетам, моделям из конструктора и т.п.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм «Красный угол» в современном деревенском доме с традиционным православным благочестием. В правом углу между окнами на смежных стенах оформлен домашний иконостас с вертикальным расположением икон; под ним на столике, застланном цветастой скатертью, стоят только иконы и крестообразный подсвечник. Перед столиком на полу постелен чистый коврик. «Красный угол» как сакральная зона особо выделен легкой белой занавеской. Фотографии родных и близких висят в противоположном левом углу над телевизором. Помещение строго зонировано на область священного и мирского (профанного).

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Современный «городской дизайн» – привычный, но неблагочестивый: на нижней полке иконы небрежно стоят вперемежку с книгами. На верхней полке икона Спасителя стоит вплотную к большой фотографии (или картине), справа и слева от иконы Христа – роутер и аудиоколонки. В дополнение на полке небрежно подвешены еще три крестика. Сакральное не отделено от профанного. Духовный характер некоторых книг не исправляет ситуацию – ведь в храме богослужебные книги не стоят в иконостасе вперемежку с иконами, а сложены в особом месте.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Пример компактного домашнего иконостаса

2.16. Принципы размещения священных изображений на таких церковных предметах, как церковная мебель (сиденья, аналои, шкафы и т.п.), богослужебные облачения (саккос, фелонь, стихарь, епитрахиль, набедренник, палица, поручи и т.п.), священные предметы алтаря (жертвенник, престол), должны соответствовать правилу размещения священных изображений в православном храме – расположение их по высоте не ниже уровня пояса взрослого человека. Кроме того, священные изображения на облачениях не должны подвергаться переворачиванию вниз головой при действиях священно- и церковнослужителей (так происходит, например, при изображении ликов святых на поручах).

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Старинные деревянные аналои без священных изображений

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Аналой с иконой свт. Николая на передней стенке

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Аналой с изображением Голгофы на подножии

2.17. Правила торговли продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) должны исключать возможность неблагоговейного отношения к ним:

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм В магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей. Россия

2.18. Не соответствует древней церковной традиции размещение на артосах изображения Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Канонические просфоры: Крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Для совершения литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со св. образами

2.19. Недопустимо использовать священные изображения, символы и знаки, а также образы священных предметов (Потир, наперсный или нательный крест, Библия, Евангелие и т.п.) при изготовлении съедобных предметов не богослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм «Торт на Крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией». Источник изображения и текста: сайт производителя

2.20. К текстам религиозного характера, а также к текстам, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников, необходимо относиться с особым благоговением, где бы они ни встречались (в церковной, светской печати, на баннерах и т.п.).

Недопустимо использовать их в бытовых целях, равно как и утилизировать вместе с обычным мусором. При утилизации сжигать в чистом месте.

Представляется неуместным печатать тексты религиозного характера (цитаты из Священного Писания и т.д.) на повседневной одежде (футболках, головных уборах и т. д.). Во-первых, это очевидное нарушение третьей заповеди Декалога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20, 7). Во-вторых, это снижение образа. В-третьих, такой подход к исповеданию веры скорее свойственен протестантской культуре с ее более демонстративным характером.

В православной традиции священные знаки и образы, надписи, состоящие из святых молитв и цитат из Священного Писания, используются на небогослужебной одежде только в облачении схимника – монаха, принявшего великую схиму, т.е. давшего особо строгие монашеские обеты, отрекшегося от мира и всецело посвятившего себя служению Богу.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Облачение схимника

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Майка с принтом «Голгофский крест»

2.21. Недопустимо использовать священные изображения (в том числе стилизованные), а также священные тексты в качестве элементов дизайна профанных (обыденных) предметов и интерьеров. То и другое является осквернением сакрального и кощунством против христианской святыни.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Оформление кухни в частной квартире. Керамическая плитка, расписанная в псевдонародном стиле с шаржированными образами Божией Матери, мультиплицированными (повторяющимися подряд) образами святителей и святых в окружении профанных изображений. На плитках с текстом угадываются фрагменты евангельской притчи о блудном сыне (Лк. 15, 11–32).

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Оформление кухни в частной квартире. Шаржированные портреты хозяев и их кота. Надпись вокруг портретов – цитата из Евангелия (Лк. 15, 11–32) на церковнославянском языке: (вокруг мужского портрета) «Яко братъ сь мрьтвъ бе и оживе изгыблъ бе и обретеся»; (вокруг женского портрета) «Чадо ты всегда съ мъною еси и вься моя твоя суть»; (вокруг кота) «И приведъше тельць оупитанный зако[лите и ядше веселимся]»

Приведенный пример относится к частному пространству, которое доступно лишь хозяевам и их гостям. Оформление же в «религиозном стиле» публичных пространств становится вызовом для многих верующих людей. Так, в интерьерах Интернет-кафе РГГУ использованы священные изображения разных религий, в том числе христианства. В результате такого смешения (кощунственного самого по себе) сакральный сюжет росписи алтаря православного храма – причащение апостолов – используется как «задник» для сцены, на которой выступают отнюдь не церковные хоры, а рок-группы с соответствующим репертуаром. Подобное не может не оскорблять чувств верующих. К сожалению, интерьер кафе так и не претерпел изменений.

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Интернет-кафе РГГУ. Рок-группа с гитарами выступает на фоне копии сюжета «Причащение апостолов»

2.22. Священные изображения и тексты (включая псалмы) не могут и не должны использоваться в качестве «православных оберегов», смешиваться с оберегами из чуждых религиозных традиций, а также в различных магических обрядах. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное.

В отношении производителей таких товаров действует 20-е правило Номоканона об их отлучении от Церкви (если таковые к ней принадлежат, конечно) и необходимости избегать их самих и их продукции:

Номоканон прямо запрещает христианам носить на себе тексты псалмов Царя Давида или имена мучеников

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм Икона Спасителя с «глазом Фатимы» и Распятиями в качестве подвесок

Псалом 90 часто используют производители «ювелирных изделий для православных». Можно встретить кольца и браслеты с резным церковнославянским текстом этого псалма. Причем изготовители убеждают покупателей, что это древняя традиция (а не нарушение канонов) и для солидности даже приводят слова о силе молитвы известных священнослужителей.

2.23. Изготовление и продажа священных предметов (в т.ч. священных изображений), предназначенных для православных христиан, должна осуществляться лицами, принадлежащими к Православию.

Для этого целесообразно создать уполномоченный церковный орган, который бы выдавал соответствующие официальные церковные благословения (разрешения, лицензии), по образцу православного книгоиздания, когда для распространения книг в церковных магазинах требуется их одобрение Издательским Советом РПЦ.

К какому абсурду приводит бесконтрольное и нелицензируемое Церковью изготовление и распространение «товаров для православных», видно из такого примера, как декоративные свечи с иконами некоего «свечного заводика» (название и адрес не указываем из принципиальных соображений).

как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть фото как правильно пожертвовать икону в храм. Смотреть картинку как правильно пожертвовать икону в храм. Картинка про как правильно пожертвовать икону в храм. Фото как правильно пожертвовать икону в храм «Свечи с иконописью. Отправляем по Украине и России. На свечу можно наносить любой лик святого по желанию заказчика, с обратной стороны наноситься молитва, дополнительно свечи украшают стразами» (орфография оригинала). На фото свечи подписаны: «Вел. Муч. Целитель Пантелеимон», «Св. Николай Чудотворец», «Господь Вседержитель», «Обр. Пр. Бцы Владимирской». (Источник изображения и текста: сайт производителя)

Этот же свечной завод производит одновременно и «магические свечи», которые рекламирует на своем сайте наряду с декоративными свечами (украшенными живописью, логотипами компаний по заказу и т.п.). Причем в разделе сайта, подробно рассказывающем о магических свечах и оккультных с ними ритуалах, в качестве примера приводятся в том числе и свечи с иконами.

Таким образом, якобы освященный, «церковный» и «православный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или (в лучшем случае) совершенно беспринципные люди, готовые зарабатывать на чем угодно.

«Церковный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или совершенно беспринципные люди

2.24. Утилизация предметов со священными изображениями и текстами.

В случае прихода в негодность, обветшания освященные предметы и священные изображения должны утилизироваться благочестивым способом: репродукции икон и священных изображений, издательская продукция, имеющая священные изображения (журналы, газеты, календари и т.п.), подлежат сожжению в церковных печах приходских храмов, монастырей, церковных учреждений или сжигаются самостоятельно владельцем в домашних условиях в чистом месте. В последнем случае желательно сжигать в специально выделенном для этого металлическом контейнере (в мангале, бочке, ведре и т. п.). Оставшийся пепел следует ссыпать в какое-то непопираемое место (где не ходят люди, не бегают кошки и собаки) или в проточную воду (реку и т.п.), если она более или менее чистая.

Сжигать святые образы, находящиеся в хорошем состоянии, неблагочестиво.

III. Необходимые меры по противодействию профанации священного

В отличие от ситуации VIII–IX вв., современное иконоборчество приняло другие формы: оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство обогащения для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по неведению. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, за что и отвечать будем перед Богом как за сознательное кощунство.

3.1. «Рыночные» меры борьбы с профанацией священного

С рынком можно бороться рыночными же мерами. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и изображениями храмов), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.

Иконопочитатели должны объявить бойкот любой продукции, которая противоречит условиям иконопочитания

Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить мирный бойкот любой продукции, которая противоречит норме и условиям иконопочитания и благочестивого использования священных изображений. Для этого следует буквально исполнять приведенные выше рекомендации: отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового, профанного использования, а не для молитвы.

3.2. Поиск альтернативных торговле источников финансирования жизнедеятельности Церкви

В церковной жизни сегодня есть насущная необходимость поиска иных способов материального обеспечения православных приходов. Не секрет, что отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности прихода (оплата коммунальных услуг – электричество, водоснабжение, отопление и др., материальное обеспечение духовенства и причта, расходы на благотворительную деятельность и т.д.) понуждают многих настоятелей искать источник финансирования в торговле разнообразными товарами, не только далекими от собственно духовных целей (например, продуктами питания [24] ), но и совсем уж сомнительными и даже душевредными («православные» сувениры с уклонением в обереги и т.п.). Примеры такой продукции приводились в наших публикациях. Одним из негативных последствий такой слишком обширной торговли в Церкви являются, выражаясь современным языком, репутационные потери и получение поводов к нередким упрекам в том, что «Церковь – это бизнес».

3.3. Разработка и принятие общецерковных регламентирующих документов

Наконец, свое веское и авторитетное слово должно сказать наше священноначалие.

В комментариях к публикациям авторов в православных СМИ по данной тематике многие читатели справедливо отмечали настоятельную необходимость решения рассматриваемых проблем на высшем церковном уровне, для чего предлагалось принять соответствующие общецерковные документы Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским Собором.

Необходимо сказать, что работа над проектом такого документа уже давно ведется. 28 января 2015 года президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви были одобрены темы к рассмотрению его комиссиями на период 2015–2018 гг. [26] Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства, среди прочих тем, предписывалось подготовить проект общецерковного документа на тему «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства».

В процессе работы Комиссии тема была переформулирована следующим образом: «Священные изображения и современная практика иконопочитания». Данная формулировка наиболее близка к обсуждаемой теме. К сожалению, в указанный срок документ не был подготовлен, и работа над ним перенесена на следующий период.

Остается ждать, когда работа над проектом этого документа будет закончена, и он будет представлен на общецерковное обсуждение.

IV. Заключение

Перечисленные выше и ставшие для многих привычными и потому незаметными недостатки и упущения в нашей церковной жизни, в православном обиходе и бытовом благочестии некоторые могут посчитать уже устоявшимся церковным обычаем, не подлежащим исправлению или изменению. Однако это неверно.

О неправильных обычаях в Церкви священномученик Киприан Карфагенский († 258) говорил:

Для того чтобы оставить заблуждение и открыть истину, продолжает сщмч. Киприан, следует обратиться к «источнику и началу Божественного Предания»:

Таким образом, для исправления неправильного обычая необходимо обратиться к Священному Писанию и Преданию, к догматам, утвержденным Вселенскими Соборами, к мудрости святых отцов нашей Церкви, что и постарались в меру своих скромных сил сделать авторы данных публикаций.

Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк

Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк. Как честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, так и неблагоговейное, неблагочестивое отношение к священным изображениям, в конечном счете, есть неблагоговейное и неблагочестивое отношение к самим первообразам, их профанация и даже поругание. Массовое распространение сегодня этого печального явления уже называют «новым иконоборчеством».

Прп. Феодор Студит об иконоборчестве своей эпохи говорил:

Помоги нам всем, Господи, быть внимательными, вдумчивыми Твоими почитателями и не попусти нам стать таковыми неоиконоборцами.

Догмат иконопочитания, принятый на VII Вселенском Соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1 Кор. 6, 20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении их делать «внешним».

Будем духовно трудиться и молиться, чтобы благочестивое отношение к священным изображениям повсеместно утвердилось в нашем народе.

[1] Карташев А.В. Вселенские Соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 518. Также см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. – Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 591.

[2] Феодор Студит. Слово на поклонение Честнаго и Животворящаго Креста среди четыредесятницы // Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том 2. – СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. – С. 94–98.

[3] Феодор Студит. Письмо 21. К братиям, содержимым в темницах // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 74–75. Во избежание недоразумений прп. Феодор оговаривал, что «икона Христова называется Христом не в собственном, но в переносном смысле» (Феодор Студит. Письмо 161. К Никите Спафарию // Там же. С. 409).

[4] Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый // http://www.patriarchia.ru/db/text/912832.html. Также см.: Страдание святого преподобномученика Стефана Нового // Димитрий Ростовский, свт. Жития святых.

[5] Деяния Вселенских Соборов. Указ. соч. С. 541.

[7] Феодор Студит. Против иконоборцев семь глав, 1 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 168–169. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. – СПб.: СПДА, 1907. С. 222–230.

[8] Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев, 12 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 103. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. СПб.: СПДА, 1907. С. 128.

[9] Забияко А.П. Сакральное // Культурология. XХ век. Энциклопедия. Т. 2 / гл. ред. и сост. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 186; Его же. Святое // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 839–840.

[10] Куракин Д.Ю. Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «сильной программы» культурсоциологии // Социологическое обозрение. Т. 10. №3. 2011. С. 41–70.

[11] Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев, 13 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 104. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. – СПб.: СПДА, 1907. С. 129.

[12] Полная цитата: «Итак, без всякого сомнения, если презирающий изображение Креста оказывает презрение Христу, то тем более отвергающий икону Христову направляет отвержение на Христа. Таким образом терпящий мучения за то и другое есть истинный мученик, и еще более за икону; ибо то есть знак, а эта – образ Христов» (Феодор Студит. Письмо 21. К братиям, содержимым в темницах // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 76).

[13] Об этом говорится в 99 статье Свода Уставов о предупреждении и пресечении преступлений (Изд. 1890 г.), входившего в том 14 Свода законов Российской империи. Также см.: Ст. 107, 1820 Мая 27 (28289) // Уставъ о предупреждении и пресечении преступлений. СПб.: Типографія Второго Отдела Собственной Е.И.В. канцелярии, 1876. Подробнее о дореволюционной практике защиты священного см.: Немыченков В.И. Церковные каноны и гражданские законы о Священном // https://pravoslavie.ru/67821.html

[14] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 51. Также см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/173887.

[15] См.: Мысык А.Д. Религиозное и церковное искусство: различие в понимании художественного творчества // Творчество и развитие общества в XXI веке: Взгляд науки, философии и богословия: сб.ст. – СПб.: Алетейя, 2017. – С. 449–465; Яхнин А.Л. Трансформации художественного творчества: от церковного искусства к антицерковной культуре // Там же. С. 466–491.

[16] Григорий Богослов, свт. Слово 37 // Собрание творений в 2-х тт. Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1. С. 511.

[17] Феодор Студит. К монашествующим // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 198. Также см.: Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 6–7.

[18] Феодор Студит, прп. Послание 201. Чаду и исповеднику Фаддею // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 2. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 328.

[19] Типикон, сиесть Устав: В 2 т. Т. 2. – СПб., 1997. – Репр. С. 945.

[20] Барский Н.Н. Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. 25а. – СПб., 1898. С. 503–504. Курсив наш – Авт.

[21] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 32–36.

[22] Номоканонъ сиречь законоправильникъ // Требник, 1995. Лист 278.

[23] Современное переиздание см.: Номоканонъ сиречь законоправильникъ // Требник. – СПб.: Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры, 1995. – Листы 276–294. Правило 20, лист 278.

[25] См. статьи авторов: Церковная десятина в историческом контексте // https://pravoslavie.ru/129581.html; Перспективы церковной десятины в наше время // https://pravoslavie.ru/129615.html

[26] Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015-2018 гг. (от 28.01.15) // http://www.patriarchia.ru/db/text/3983877.html

[27] Киприан Карфагенский, сщмч. 61. Письмо к Помпею против письма Стефана о Крещении еретиков // Его же. Творения. Ч. 1. Киев, 1879. – (Библиотека Творений св. отцев и учителей Церкви западных. Книга 1. Творения св. Священномученика Киприана Епископа Карфагенскаго. Часть 1). С. 308.

[29] Феодор Студит. Письмо 49. К отцам гонимым // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867.С. 150–155. С. 152.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *