как причащаться на светлой седмице после пасхи

Как причаститься на Светлой седмице?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Следует ли причащаться на Светлой седмице? Правда ли, что перед этим не нужно поститься? Как тогда готовиться к причастию на Светлой седмице? Нужно ли исповедоваться? В любом ли храме меня могут причастить?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Причащаться на Светлой неделе можно и даже нужно! Об этом нам говорит 66-е правило VI Вселенского Собора, которое предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Причащаться каждый день Светлой Седмице для большинства из нас, конечно, сейчас мало возможно. Но хоть раз за Светлую неделю побывать еще раз на пасхальной литургии и причаститься, было бы очень хорошо. Ведь истинная Пасха — это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве.

Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой седмице он может приступать ко причащению натощак, но без поста накануне. Почему мы не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» Пасха — самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе.

Правило ко причащению составляет чтение пасхального канона (который и так читается на Утрене перед Литургией), часов Пасхи и Последования ко Причастию.

Что касается исповеди: если вы исповедовались последний раз не раньше Лазаревой субботы или одного из дней Страстной седмицы и не имеете на душе нераскаянных тяжких грехов, то по благословению священника вы можете причащаться на Светлой без предварительной исповеди. Эта церковная традиция опять же таки связана с тем, что перед Пасхой был Великий пост — время нашего сугубого покаяния. А Пасха — время радости о Христе Воскресшем, которую ничто не должно заслонять.

Конечно же, практика причащения не может быть полностью регламентирована. Общая концепция такова, как выше написано, но в некоторых пределах она может разниться от прихода к приходу. Поэтому лучше всего прислушиваться к тому, что говорит духовник или же священнослужители вашего прихода. Тогда Вам станет проще определиться с регулярностью причащения и днями, когда лучше приступать к этому Таинству.

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: „От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся“ (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

На заставке: фрагмент фото spbpda

Источник

Как причащаться на пасхальной неделе?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

На пасхальной неделе причащаться особенно радостно, ведь в нас ещё свежо ощущение долгожданной праздничной ночи. И службы на Светлой седмице особенные – почти целиком они поются, Царские врата не закрываются даже во время Причастия священнослужителей, после Литургии совершается крестный ход вокруг храма, а сам храм украшенный и нарядный.

Весь пост верующие ограничивают себя в угощениях и развлечениях, много молятся и каются, и пасхальная неделя – награда за эти труды: во все дни отменяется пост, и даже исповедь краткая, по необходимости.

И подготовка к причастию тоже необычная: вместо привычных канонов читается короткий и радостный Канон Пасхи, часы Пасхи и Последование ко Святому Причащению. Хорошо накануне побывать на вечернем богослужении, но и оно в эти дни очень короткое, наполненное ликованием.

Перед причастием надо постараться не ссориться с близкими, никого не обижать, а если же конфликт все же произошёл, то поскорее прийти к примирению. Ведь Господь всегда призывает нас к любви, а пасхальный период, когда весь мир радуется Воскресению Христову, тем более не должен омрачаться нашей злобой и раздражением.

Несмотря на то, что подготовка к Таинству упрощена, а соблюдение поста не требуется, далеко не всем верующим житейские дела и заботы дают возможность причащаться на пасхальной неделе ежедневно. Тем не менее, многие стараются хотя бы ещё один-два раза за этот период побывать на Литургии. Ведь Пасха как будто возвращает нас во времена первых христиан. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах», говорится о них в Книге Деяний Святых Апостолов. То есть они приобщались Тела и Крови Христовых часто, в отличие от большинства современных верующих. На Светлой седмице радость частого Причастия доступна всем живущим церковной жизнью и открывающим своё сердце Христу.

Источник

Литургия не «понарошку»

Как причащаться в Светлую седмицу, требуется ли соблюдать пост перед причастием в дни разговения? Об этом спросили протоиерея Максима Козлова, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятеля Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.

− Постом перед причастием в данном случае является то, что человек соблюдал Великий пост, и действует такое короткое правило ко Святому Причащению только неделю. Как бывает обидно священнику, если в дни Светлой седмицы он говорит «со страхом Божиим и верою приступите», но должен развернуться с Чашей и уйти, потому что никто на этой седмице не желает причащаться. Слава Богу, я не переживал такого, но знаю опыт других.

Нет литургии, при служении которой священник, произнося слова: «Со страхом Божиим и верою приступите», имел бы в виду другое: на самом деле, вы не приступайте к причащению Святых Таин, не надо сейчас это делать, потому что на Светлой седмице поста нет, мы сейчас понарошку так говорим. На литургии ничего «понарошку» не бывает. Если говорится «со страхом Божиим и верою приступите» − значит, приступайте.

Мне лично кажется (у кого-то мнение может быть и другим), что только одной категории людей не стоило бы причащаться на Светлой седмице: если человек сознательно проигнорировал Великий пост, но знает, что на Светлой не постятся, и поэтому хочет кратенько исповедаться и причаститься. Вот если какая-то такая есть задняя мысль с хитрецой, то это неправильный подход. Если же ты говел Великий пост, то причащайся.

Есть, естественно, еще некоторые ограничения. Предположим, человек, как бывает иной раз, как-то чрезвычайно разговелся и даже не очень четко помнит, что происходило в Светлый понедельник. Тогда не стоит причащаться. Все же следует отрезвиться во всех смыслах слова.

А ежели встретил с радостью духовной Светлое Христово Воскресение и пришел в храм в дни Светлой седмицы – что же, будешь стоять в сторонке, мол, «я мясо съел»? А что ты должен есть на разговении − баранки жевать? Получается, если я хочу причаститься в Светлый понедельник, то баклажаном разговеюсь? Но это же абсурд!

Дорогие мои, Святая Церковь дает нам есть время поститься и время радоваться. Так что же, разве в радости мы не можем причащаться? Нужно причащаться и когда мы покаялись, и когда мы со Христом радуемся Его праздником, праздником Божией Матери, литургией праздников.

Слава Богу, такая практика сейчас ушла, но я помню, как в одном храме, где мне довелось служить, настоятель − заслуженный, хороший, дивный во многих отношениях священник, усвоив обычай, который сложился за прежние десятилетия, даже говорил, бывало, прихожанам: «Что вы приходите в двунадесятые праздники причащаться и исповедоваться? Ну что вы приходите со своими грязными душами? Вот вы накануне поисповедайтесь, причаститесь, а потом как праздник − приходите молиться вот такие хорошие». Но понятно, что литургия − не для того, чтобы вы хорошие пришли постоять и посмотреть, как батюшка благоговейно служит и вдохновенно проповедует, а прежде всего для того, чтобы со Христом соединиться в Таинствах.

Источник

О Причащении на Пасху и Светлую седмицу

Кратко об осо­бен­но­стях при­ча­ще­ния в Свет­лую Сед­мицу

66‑е пра­вило VI Все­лен­ского Собора пред­пи­сы­вает всем хри­сти­а­нам всю Свет­лую Сед­мицу еже­дневно при­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Тайн. Это пра­вило Все­лен­ского Собора.

У многих людей до сих пор суще­ствует ере­ти­че­ское пред­став­ле­ние (это ересь – насто­я­щая, осуж­ден­ная Все­лен­ским Собо­ром), что мясо и при­ча­стие несов­ме­стимы. Туда при­вно­сят какие-то инду­ист­ские сооб­ра­же­ния: что это убитое живот­ное и прочая ерунда. Как будто кар­тошка – это не убитое рас­те­ние. Это совер­шенно не хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние, потому что ска­зано: «Кто гну­ша­ется мяса по при­чине нечи­стоты, ана­фема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то спе­ци­фи­че­ское отно­ше­ние. Был пост – чело­век постился, сейчас нет поста – чело­век не постится.

Я не запре­щаю при­ча­щаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сего­дня я служу. Если я, свя­щен­ник, это делаю, значит, полу­ча­ется, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непо­нятно. Свя­щен­ник должен жить строже, чем миря­нин. Полу­ча­ется, что свя­щен­ник сам-то себе все поз­во­ляет, а другим нельзя. Это же лице­ме­рие.

О При­ча­ще­нии на Пасху и Свет­лую сед­мицу

про­то­и­е­рей Вален­тин Уляхин

Есте­ственно, все хри­сти­ане соби­ра­лись вокруг общей Евха­ри­сти­че­ской Чаши на Пасху. Но нужно отме­тить, что первое время поста пред При­ча­стием вообще не было, сна­чала шла общая тра­пеза, молитва, про­по­ведь. Об этом мы читаем в посла­ниях апо­стола Павла и в Дея­ниях.

В Чет­ве­ро­е­ван­ге­лии не регла­мен­ти­ру­ется при­част­ная дис­ци­плина. У еван­ге­ли­стов-синоп­ти­ков гово­рится не только о совер­шён­ной на Тайной Вечере в Сион­ской гор­нице Евха­ри­стии, но и о тех слу­чаях, кото­рые яви­лись про­об­ра­зами Евха­ри­стии. На пути в Эммаус, на берегу Ген­ни­са­рет­ского озера, во время чудес­ного улова рыб… В част­но­сти, при умно­же­нии хлебов Иисус гово­рит: «Отпу­стить же их не евшими не хочу, чтобы не осла­бели в дороге» ( Мф.15:32 ). В какой дороге? Не только веду­щей домой, но и на жиз­нен­ном пути. Не хочу оста­вить их без При­ча­ще­ния – вот о чём слова Спа­си­теля. Мы думаем иногда: «Этот чело­век недо­ста­точно чист, ему нельзя при­ча­щаться». Но именно ему по Еван­ге­лию и пред­ла­гает Гос­подь Себя в Таин­стве Евха­ри­стии, чтобы этот чело­век не осла­бел в дороге. Тело и Кровь Хри­стовы нам необ­хо­димы. Без этого нам будет намного хуже.

Посто­вые тре­бо­ва­ния появи­лись только с IV–V веков. Совре­мен­ная цер­ков­ная прак­тика осно­вана на Цер­ков­ном Пре­да­нии.

Что такое При­ча­ще­ние? Награда за хоро­шее пове­де­ние, за то, что ты постился или молился? Нет. При­ча­стие – это То Тело, это Та Кровь Гос­пода, без Кото­рых ты, если погиб­нешь, то погиб­нешь окон­ча­тельно.

Васи­лий Вели­кий отве­чает в одном из своих писем жен­щине по имени Кеса­рия Пат­ри­ция: «При­об­щаться каждый день и при­ча­щаться Свя­того Тела и Крови Хри­сто­вых хорошо и полезно, так как Сам [Гос­подь] ясно гово­рит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомне­ва­ется, что при­ча­щаться непре­станно жизни есть не что иное, как жить мно­го­об­разно?» (то есть жить всеми душев­ными и телес­ными силами и чув­ствами). Таким обра­зом, Васи­лий Вели­кий, кото­рому мы часто при­пи­сы­ваем многие епи­ти­мии, отлу­ча­ю­щие от При­ча­стия по грехам, очень высоко ценил достой­ное При­ча­ще­ние каждый день.

Иоанн Зла­то­уст также раз­ре­шал частое При­ча­ще­ние, тем более на Пасху и на Свет­лой сед­мице. Он пишет, что сле­дует непре­станно при­бе­гать к Таин­ству Евха­ри­стии, при­ча­щаться с долж­ной под­го­тов­кой и тогда можно насла­диться тем, чего желаем. Ведь истин­ная Пасха и истин­ный празд­ник души – это Хри­стос, Кото­рый при­но­сится в Жертву в Таин­стве. Четы­ре­де­сят­ница, то есть пост Вели­кий, один раз в год бывает, а Пасха трижды в неделю, когда при­ча­ща­ешься. А иногда и четыре, точнее же, столько раз, сколько мы захо­тим, ибо Пасха – это не пост, но При­ча­стие. Под­го­товка не в том, чтобы вычи­ты­вать три канона неделю или сорок дней гове­ния, а в очи­ще­нии сове­сти.

Бла­го­ра­зум­ному раз­бой­нику потре­бо­ва­лись счи­тан­ные секунды на кресте, чтобы очи­стить свою совесть, при­знать в Рас­пя­том Мессию и первым войти в Цар­ство Небес­ное. Неко­то­рым тре­бу­ется год и больше, иногда вся жизнь, как Марии Еги­пет­ской, чтобы при­об­щиться Пре­чи­стому Телу и Крови. Если сердце тре­бует При­ча­стия, то должно при­ча­щаться и в Вели­кий Чет­вер­ток, и в Вели­кую Суб­боту, и на Пасху. Испо­веди же доста­точно одной нака­нуне, если только чело­век не совер­шил греха, кото­рый надо испо­ве­до­вать.

А под­твер­жде­ние тому, что При­ча­ще­ние воз­можно и на Свет­лой сед­мице, есть во всех древ­ней­ших ана­фо­рах. В молитве перед При­ча­ще­нием ска­зано: «Спо­доби дер­жав­ною Твоею рукою пре­по­дати нам Пре­чи­стое Тело Твое и Чест­ную Кровь, и нами всем людям». Эти слова мы читаем и на Пас­халь­ной литур­гии Иоанна Зла­то­уста, что сви­де­тель­ствует об общем При­ча­ще­нии мирян. После При­ча­ще­ния свя­щен­ник и народ бла­го­да­рят Бога за эту вели­кую бла­го­дать, кото­рой они удо­ста­и­ва­ются.

О при­ча­ще­нии на Пасху. Вси насла­ди­теся. Пред­пас­халь­ное слово

Закан­чи­вая Вели­кий пост, всмот­римся в его конеч­ную цель, в свя­щен­ную, в све­то­нос­ную ночь Пасхи. Эта ночь, в кото­рую Цер­ковь укра­ша­ется в свои лучшие одежды, и поет свои вдох­но­вен­ней­шия песни, встре­чая вос­крес­шаго Жениха — Христа. Бодр­ствуют хри­сти­ане пра­во­слав­ные! В древ­но­сти особо строго наблю­да­лось, чтобы никто не спал в эту ночь… Одним словом, гото­вимся к чему-то вели­кому.

И спра­вед­ливо: если Вла­дыка Анто­ний [веро­ятно, Хра­по­виц­кий — ред.] про­ник­но­венно объ­яс­нял, что каждый празд­ник есть таин­ство, то празд­ник празд­ни­ков — Пасха, есть таин­ство таинств, о кото­ром я не смею и не умею любо­мудр­ство­вать.

Впро­чем, оста­но­вив­шись над глу­би­ною Пасхи, уловим хотя бы ту истину, что в ту ночь Чело­ве­ко­лю­бец к нам как бы сугубо мило­стив. Мно­же­ство без­за­ко­ний наших, в иное время столь тягост­ных для сове­сти, если только она не усып­лена, и если мы сокру­ша­лись о них, здесь облег­ча­ются одним вздо­хом уми­ле­ния. Пове­рим в это «богат­ство бла­го­сти», о кото­ром воз­гла­шает боже­ствен­ный Иоанн, насла­димся «пиром веры», на кото­рый его зла­тыми устами зовет Цер­ковь. Слово Зла­то­уста, на кото­рое я ссы­ла­юсь, так совер­шенно гово­рит о Пасхе, что в свет­лую ночь никто не заме­няет его и не допол­няет своею про­по­ве­дью. В рус­ских храмах оно чита­ется неиз­менно… Впро­чем, о рус­ском народе и вообще известно, что ни один другой народ так не празд­нует Пасху. За это бла­го­да­ре­ние Гос­поду!

Но минуя наш доро­гой и любез­ный рус­скому сердцу пас­халь­ный быт, минуя неска­зан­ную кра­соту рус­ского пат­ри­ар­халь­наго бого­слу­же­ния, заду­ма­емся о глав­ном, о высо­чай­шем моменте празд­ника Пасхи. И заду­ма­емся, и сми­римся, и при­знаем, что многие и многие из нас еще не научи­лись истинно цер­ков­ному празд­но­ва­нию Пасхи.

Что за пир веры, на кото­рый зовет нас Зла­то­уст?

В вос­кре­се­ние, в кото­рое чита­ется Еван­ге­лие о блуд­ном сыне, когда мы еще при­го­тов­ля­емся к Вели­кому посту, цер­ков­ное тол­ко­ва­ние этой притчи, пояс­няя, что Блуд­ный это мы, а Отец его — Отец наш Небес­ный, гово­рит: «И тельца упи­тан­ного его ради (т. е. нас ради!) зака­лает, Сына Своего Еди­но­род­наго Отец, и Плоти Его дает при­ча­сти­тися и Крови» (Синак­са­рий в Hеделю блуд­наго сына). Чудная притча, а испол­не­ние ее — Пасха.

Только мы вспом­ним об Отце нашем Hебес­ном, только дви­немся к Hему, Он отвер­зает объ­я­тия Отча и дает нам при­ча­ститься Сына Своего Еди­но­род­наго. Если так бывает при каждом обра­ще­нии греш­ника, то пас­халь­ная ночь, как бы пре­дельно сокра­щает грань вре­мени между реше­нием пойти к Отцу и объ­я­ти­ями Отчими, в кото­рые падают души наши, чтобы насла­диться совер­шенно неза­слу­жен­ной тра­пе­зой Тела и Крови Хри­сто­вых. Вот почему Зла­то­уст все в том же зна­ме­ни­том слове гово­рит: «Тра­пеза испол­нена, насла­ди­теся вси, Телец упи­тан­ный, никто же да изыдет алчай: вси насла­ди­теся пира веры…»

Слы­шите: «Вси насла­ди­теся!»

Вот почему в древ­но­сти именно в пас­халь­ную ночь при­ча­ща­лись все — и старцы, и дети, и мужи, и жены, и здо­ро­вые, и боль­ные (послед­ним Св. Тайны носи­лись на дом). Даже в вечер Вели­каго чет­верга, когда и уста­нов­лено таин­ство, при­ча­ща­лись пре­иму­ще­ственно свя­щен­ники, как слу­жи­тели алтаря, ибо алтарь есть гор­ница Тайной вечери. А на Пасху при­ча­ща­лись все.

Читаем в 66 пра­виле VI-го Все­лен­скаго собора: «От свя­таго дня Вос­кре­се­ния Христа Бога нашего до недели новыя, во всю сед­мицу верные должны во святых церк­вах непре­станно упраж­няться во псал­мех и пениях духов­ных, раду­яся и тор­же­ствуя во Христе, и чтению Боже­ствен­ных писа­ний внимая и свя­тыми Тай­нами насла­жда­яся… Ибо таким обра­зом (читаем мы дальше) со Хри­стом купно вос­крес­нем и воз­не­семся».

Если так рас­су­дили отцы даже о целой свет­лой сед­мице, как нам не вспом­нить об этом в первый ее и свет­лей­ший день.

Ведь от забве­ния насла­жде­ния Св. Тай­нами, увы, многие пере­шли к тому, что стали пре­не­бре­гать пас­халь­ной литур­гией и, выстояв свет­лую заут­реню, кото­рая служит к ней лишь при­уго­тов­ле­нием, уходят раз­гов­ляться.

Но ведь не к роз­го­ве­нам же нас звал цер­ков­ный коло­кол! Не для того были и свечи и мно­го­крат­ное «Хри­стос вос­кресе!»

«Да будет известно, — гово­рит цер­ков­ный устав об освя­щен­ных пас­халь­ных яствах (мясе, куличе, яйцах, сырной пасхе), — что это не Пасха и не Агнец, как неко­то­рые гово­рят и пони­мают, и осо­бенно бла­го­го­вейно вку­шают, как бы некую свя­тыню, но про­стое при­но­ше­ние, ибо его надо при­но­сить не как жертву Богу, а лишь для того, чтобы свя­щен­ник молит­вою бла­го­сло­вил сие начи­на­ю­щым после поста вку­шать мясо и сыр (вообще ско­ром­ное)… Ибо Пасха и Агнец — это Сам Хри­стос, взяв­ший на себя грех мiра, при­но­си­мый свя­щен­ни­ком на Пре­столе Богу и Отцу в пре­чи­стых Тайнах Чест­наго Тела и Живо­тво­ря­щей Крови. И тому (Христу) при­ча­ща­ю­щи­еся, истин­ную ядят Пасху.»

Об этом поется и в анти­фо­нах Вели­кой Пят­ницы: «Не якоже иудее празд­нуем: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Хри­стос» (анти­фон 15).

Но, скажут мне, мы при­об­ща­емся Христу и тогда, когда при­об­ща­емся Св. Тайнам, на 1‑й или на 4‑й неделе поста, в Вели­кий Чет­верг, Вели­кую суб­боту и другие дни…

Воис­тину так, и более того! «Пасха вожде­ленна, — как об этом гово­рит преп. Феодор Студит, — есть очи­ще­ние грехов, сокру­ше­ние и сми­ре­ние сердца, слезы уми­ле­ния, чистота сове­сти, устра­не­ние плот­ских стра­стей… Кто спо­до­бился достиг­нуть в тако­вые дела доб­ро­де­те­лей, тот празд­нует Пасху Гос­поду и совер­шает свет­лый и мно­го­во­жде­лен­ный празд­ник, не одна­жды в год, но во всю свою жизнь» (преп. Феодор Студит, поуч. огл.).

Явле­ние чаши народу всегда озна­чает Вос­кре­се­ние, и за каждой полной литур­гией свя­щен­ник, при­ча­стив­шись, тайно читает пас­халь­ные песни «Све­тися, све­тися, новый Иеру­са­лиме» и «О, Пасха велия».

Но почему эти же пес­но­пе­ния все в ту же вели­кую ночь впер­вые звучат явственно? Почему стих: «Тело Хри­стово при­и­мите, Источ­ника без­смерт­наго вку­сите», кото­рый обычно сопро­вож­дает при­част­ни­ков к чаше, когда тако­вые име­ются, в пас­халь­ную ночь поется непре­менно еще до явле­ния чаши, как бы всем пове­ле­вая при­сту­пить? И как можно, имея в иные дни спа­си­тель­ную жажду при­ча­ще­ния, не гореть этой жаждой бого­об­ще­ния в Его день — Хри­стов день?

Вот и цар­ские врата от пас­халь­ной ночи семь дней не закры­ва­ются. В Вели­кий чет­вер­ток, в дивный вечер Таин­ства, их откроют для при­ча­ще­ния верных мiрян, как всегда, после Тайной вечери свя­щен­ни­ков. Но на Пасху всем дано видети и самую Тайную вечерю.

«Не сердце ли наше горело в нас?» ( Лк.24:31 ), гово­рит Лука и Клеопа, когда Он открылся им в пре­лом­ле­нии хлеба. Как же не заго­римся мы, знающе, Кто этот Хлеб, и что Он вос­крес?!

И 7 дней перед алта­рем будет стоять хлеб-артос в напо­ми­на­ние о хлебе жизни — Вос­крес­шем Христе.

Зачем пас­халь­ную литур­гию ука­зано совер­шать «по рану»? Куда это Цер­ковь нас торо­пит, вернее, куда нас так стре­ми­тельно влечет в эту спа­си­тель­ную ночь Сам Хри­стос Бог наш?!

«Питие новое… во Цар­ствии Моем… пию, якоже бо Бог с вами, боги (т. е. богами), буду», — обе­щает Хри­стос апо­сто­лам (канон Вели­каго чет­вертка, песнь 4). А в свет­лую ночь мы все услы­шим: «При­и­дите, пиво пием новое… Нетле­ния источ­ник» (ирмос 3 Пас­халь­ного канона).

Еще с вечерни Вели­кой Суб­боты про­ро­че­ским чте­нием ( Исх.12:1-11 ) о поспеш­ном ядении про­об­ра­зо­ва­тель­ного агнца Моисей под­го­то­вил нас к этой стре­ми­тель­но­сти.

Пре­кра­сен рус­ский обычай начи­нать пас­халь­ное бого­слу­же­ние в пол­ночь, и не пре­ры­вая, совер­шать вечерю Гос­подню до утра.

Немощ­ные есте­ством, но пре­по­я­сан­ные силою свыше, кре­сто­об­разно сложив руки, и с жезлом молитвы, все поспе­шим к чаше. Сия Пасха есть Гос­подня! ( Исх.12:11 ).

Ты гово­ришь: не смею, не под­го­тов­лен… — Но ты дерзал в иные дни. А в эту ночь Гос­подь всё про­щает. К Петру отрек­ше­муся Он на рас­свете этого дня через ангела посы­лает миро­но­сиц с бла­го­ве­стием ( Мк.16:7 ).

Ска­жешь: как я буду празд­но­вать, есть и пить? — Но в этот день Цер­ковь не только не спра­ши­вает с нас поста, а прямо запре­щает его (Ап. пост. пр. 64 и Гангр. соб. 18).

— Буду в обще­стве, не смогу удер­жать ум собран­ным… — Что же, вспомни, что сила и вели­чие Его отра­жа­ется в каждой капле.

Слышал я об иерее Божием, кото­рый в пас­халь­ную ночь пред­ло­жил всем остав­шимся у литур­гии при­ча­ститься, даже не испо­ве­ды­вав­шимся. Если бы он ввел это как все­гдаш­нее пра­вило, было бы крайне соблаз­ни­тельно. Но если он лишь одна­жды возрев­но­вал, и дерз­нул взять на свою совесть непод­го­тов­лен­ность паствы, чтобы раз­бу­дить ее и пока­зать, что для нея Гос­подь даро­вал эту св. ночь, я не дерзну под­нять на него камень.

Встре­тил я и дру­гого иерея, кото­рый хва­лился, что отучил при­хо­жан при­ча­щаться на Пасху. «Ведь у нас, гово­рят, в России этого не было…» Что ска­зать на это?!

Весь Вели­кий пост есть под­го­товка к тому, чтобы на Пасху при­сту­пить к чаше. Вот за неделю до его начала Цер­ковь поет: «Воз­ве­демся к пока­я­нию, и чув­ства очи­стим, к ним же брань, вход поста тво­ряще, надеж­дою бла­го­дати сердца извест­ву­юще… И снестся нами Агнец Божий во свя­щен­ной и све­то­нос­ной нощи Вос­кре­се­ния; нас ради при­ве­ден­ное зако­ле­ние, уче­ни­ком при­об­щен­ное в вечер таин­ства, и тьму раз­го­ня­ю­щее неве­де­ния, светом его Вос­кре­се­ния» (неделя мясо­пуст­ная, сти­хира на сти­ховне вечера).

Через два дня слышим: «Помо­лимся видети образ­ныя зде Пасхи совер­ше­ние и истин­ныя явле­ние» (Втор­ник сырн. на стих. веч).

Еще через неделю молимся: «Да достойни будем при­ча­стия Агнца, за мiр заклан­наго волею Сына Божия и духовно празд­нуем из мерт­вых Спа­сово Вос­кре­се­ние» (Втор­ник 1 седм. на стих. веч.).

Про­хо­дит два дня, снова поем: «Жела­юще Боже­ствен­ныя Пасхи при­ча­сти­тися, не из Египта, но из Сиона гря­ду­щия, гре­хов­ный квас отымем пока­я­нием» (Чет­верг 1 седм. стих. на стих. веч.).

В среду чет­вер­той сед­мицы: «Спо­доби при­ча­сти­тися и боже­ствен­ныя Пасхи Твоея» (стих. на Гос­поди воз­звах).

Чем ближе Пасха, тем неудер­жи­мее наше стрем­ле­ние: «Радо­стию поте­цем пред­ва­рити и страш­ное и святое Вос­кре­се­ние» (неделя 4‑ая, вечер­няя сти­хира на Гос­поди воз­звах).

Нельзя, чтобы такая напря­жен­ная под­го­товка завер­ши­лась только сим­во­ли­че­ским, хотя и вдох­но­вен­ным празд­но­ва­нием Вос­кре­се­ния Хри­стова!

В этот день, «сотво­рен­ный Гос­по­дом», когда бла­го­вест­ву­ется, что «Слово Плоть бысть и все­лися в ны» ( Ин.1:14 ), рас­про­стра­ним сердца наши, вме­стим в себя и мы Бога Слово в пре­чи­стых таинах Его Тела и Крови, чтобы Он обитал с нами и в нас.

Послу­шайте: как хри­сти­а­нин вообще гото­вится к при­ча­ще­нию? Молит­вой, испо­ве­дью… А еще? Скажем: постом, чте­нием духов­ных книг, при­ми­ре­нием с ближ­ними…

А как нас всех Цер­ковь гото­вит к Пасхе?

Постом… Здесь вели­кая Четы­ре­де­сят­ница, и перед самой Пасхой един­ствен­ная в году строго пост­ная Суб­бота, Вели­кая Суб­бота.

Чте­нием… В посту уси­ленно пере­чи­ты­ва­ется в Церкви Псал­тырь, чита­ются книги Бытия, Прит­чей, св. про­рока Исаии… Перед самой свет­лой заут­ре­ней про­чи­ты­ва­ется вся книга деяний апо­столь­ских.

Что каса­ется при­ми­ре­ния с ближ­ними, то вспомни, как в пер­вен­ству­ю­щей Церкви каждый раз перед воз­но­ше­нием Св. Даров, после слов «воз­лю­бим друг друга», веру­ю­щие (а все они гото­вилсь при­ча­щаться) цело­вали друг друга. Это, как объ­яс­няет Симеон Солун­ский: «в знак того, что людям должно любить друг друга… что жела­ю­щий при­ча­ститься Его (Христа) должен пред­стать без вражды, и что в буду­щем веке все будут дру­зьями». Впо­след­ствии этот обычай цело­ва­ния должен был быть уни­что­жен, может быть, потому же, почему был уни­что­жен и непре­мен­ный обычай при­ча­щаться за каждой боже­ствен­ной литур­гией или в каждый празд­ник, потому что те, древ­ние, были духов­нее, потому что ослабли мы. Но в пас­халь­ную ночь, кото­рая есть образ буду­щаго века, и мы, все, все при­гла­ша­емся к свя­щен­ной тра­пезе и поем: «Про­стим вся Вос­кре­се­нием», и даем друг другу трой­ное лоб­за­ние мира.

Один иерей рас­ска­зы­вал мне, как маль­чи­ком забе­гал он в пас­халь­ное утро в уже опу­стев­ший после тор­же­ствен­наго бого­слу­же­ния храм. Светло, нарядно, но без­молвно и без­людно… И маль­чику ста­но­ви­лось грустно: Хри­стос один!

Братие! В день Вос­кре­се­ния не подо­бает остав­лять Христа оди­но­ким. Все стран­но­при­и­мем Его, Еди­наго, не имев­шаго где пре­кло­нить главу, в сердца наши. Все при­и­мем в себя Тело и Кровь Его. Аминь.

сбор­ник «Вос­кре­се­ние Хри­стово» 1947 г. Источ­ник пуб­ли­ка­ции — «Пра­во­слав­ная Русь», №7, 1992 г.

О при­ча­ще­нии на Свет­лой Сед­мице

Я считаю, что свя­щен­ники, кото­рые не бла­го­слов­ляют при­ча­щаться на Пасху, допус­кают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литур­гия слу­жится для того, чтобы люди при­ча­ща­лись.

В Вели­кий Пост по будням – по поне­дель­ни­кам, втор­ни­кам и чет­вер­гам – Литур­гия не слу­жится. И это отсут­ствие воз­мож­но­сти при­ча­ститься и явля­ется знаком пока­я­ния и поста. А тот факт, что Устав пред­пи­сы­вает слу­жить Литур­гию на Свет­лой Сед­мице каждый день, как раз и озна­чает, что люди при­зы­ва­ются каждый день при­ча­щаться.

Почему они не должны поститься в Пас­халь­ную сед­мицу? Потому что, как сказал Хри­стос, «могут ли печа­литься сыны чер­тога брач­ного, пока с ними жених?»

Пасха – самый глав­ный празд­ник хри­сти­ан­ской Церкви. Весь Вели­кий Пост явля­ется под­го­тов­кой к Пасхе. Как можно тре­бо­вать от чело­века, чтобы он ещё и в Свет­лую сед­мицу тоже постился, если он хочет при­ча­щаться!

О при­ча­ще­нии на Пасху и на Свет­лую сед­мицу

игумен Петр (Пру­тяну)

Мне уже неод­но­кратно зада­вали сле­ду­ю­щий вопрос: «Можно ли нам при­ча­щаться на Пасху? А в Свет­лую сед­мицу? Чтобы при­ча­ститься, нам надо про­дол­жать пост?»

Вопрос хоро­ший. Однако он выдает отсут­ствие чет­кого пони­ма­ния вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно при­ча­щаться. В пользу этого утвер­жде­ния мне бы хоте­лось при­ве­сти в обоб­щен­ном виде ряд аргу­мен­тов:

Таким обра­зом, каждый хри­сти­а­нин при­зван гото­виться к при­ча­стию и про­сить его у свя­щен­ника, осо­бенно на Пасху. Если же свя­щен­ник отка­зы­вает безо всяких осно­ва­ний (в том случае, если у чело­века нет таких грехов, за кото­рые поло­жена епи­ти­мья), но пус­кает в ход раз­ного рода отго­ворки, то, на мой взгляд, веру­ю­щий может пойти в другой храм, к дру­гому свя­щен­нику (только если при­чина ухода в другой приход ува­жи­тель­ная и не явля­ется лукав­ством). Такое поло­же­ние дел, кото­рое осо­бенно рас­про­стра­нено в Рес­пуб­лике Мол­дова, необ­хо­димо как можно скорее испра­вить, тем более что высшая иерар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви дала четкие пред­пи­са­ния свя­щен­ни­кам не отка­зы­вать веру­ю­щим в при­ча­стии без оче­вид­ных кано­ни­че­ских осно­ва­ний (см. Поста­нов­ле­ния Архи­ерей­ских собо­ров 2011 и 2013 гг.). Таким обра­зом, сле­дует искать мудрых духов­ни­ков, и если мы тако­вых нашли, надо им послу­шаться и под их руко­вод­ством при­ча­щаться как можно чаще. Не стоит вве­рять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда неко­то­рые хри­сти­ане на Пасху при­сту­пали к при­ча­стию, а свя­щен­ник под­ни­мал их на смех перед всем цер­ков­ным собра­нием, говоря: «Разве тебе не было доста­точно семи недель, чтобы при­ча­ститься? Почему ты нару­ша­ешь обычаи села?». Хоте­лось бы спро­сить у такого свя­щен­ника: «А тебе разве не хва­тило четы­рех-пяти лет учебы в духов­ном заве­де­нии, чтобы опре­де­литься: либо ты ста­нешь серьез­ным свя­щен­ни­ком, либо пой­дешь пасти коров, потому что «домо­стро­и­тели тайн Божиих » ( 1Кор 4:1 ) не могут гово­рить такие глу­по­сти…». И об этом надо гово­рить не ради насмешки, но с болью о Церкви Хри­сто­вой, в кото­рой служат и такие неком­пе­тент­ные люди. Насто­я­щий свя­щен­ник не только не запре­щает людям при­ча­щаться, но и при­зы­вает их к этому и учит жить так, чтобы они могли при­сту­пать к Чаше на каждой литур­гии. И тогда уже сам свя­щен­ник раду­ется тому, насколько иной ста­но­вится хри­сти­ан­ская жизнь его паствы. «Име­ю­щий уши слы­шать да слышит!».

Поэтому «со стра­хом Божьим, верой и любо­вью при­сту­пим» ко Христу, чтобы лучше понять, что значит «Хри­стос вос­крес!» и «Воис­тину вос­крес!». Ведь Он Сам гово­рит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» ( Ин. 6:53-54 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *