как прикладываться к иконам во время пандемии

Можно ли целовать иконы во время эпидемии коронавируса?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Грех ли, если боишься заразиться, целуя икону? И обязательно ли это в принципе делать в храме?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть фото как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть картинку как прикладываться к иконам во время пандемии. Картинка про как прикладываться к иконам во время пандемии. Фото как прикладываться к иконам во время пандемии

Божие на Вас благословение!

Греха в том, что человек боится заразиться, нет, потому что это естественный и вполне обоснованный страх. Другое дело, что некоторые наши страхи приобретают форму панического ужаса.

В мире существует огромное количество вирусов, и немалое их число вызывает болезни, которые могут в определенных условиях привести к смерти человека. Но это знание не отменяет общения друг с другом и не заставляет большинство людей доходить до паники. Другое дело – эпидемии, когда человек поддается общему настроению и начинает бояться всего. Так было и так будет всегда. Люди легко поддаются общему настроению, и если один человек может преодолеть свои страхи, то в ситуации, когда паника распространяется среди его окружения, не важно, реального или же виртуального, тяжело сохранять спокойствие.

Традиция целовать иконы достаточно древняя. Таким образом мы проявляем своё почитание Бога и святых, изображенных на этих иконах. Это благочестивая традиция, но никто не обязывает христианина целовать иконы, тем более если возникает страх заразиться во время эпидемии.

Иконы регулярно протирают и чаще всего это делается специальным спиртосодержащей жидкостью. Но, если есть опасения, можно взять с собой чистый платок и перед целованием иконы смочить его в дезинфицирующем растворе и протереть икону, в этом нет ничего запрещённого. А можно на время эпидемии на время отказаться от этого обычая.

Добавлю, что со многими чудотворными образами связаны не только единичные случаи исцелений и прекращения эпидемий. Например, икона Шуйская-Смоленская была написана в период эпидемии, и именно через почитание этого образа болезнь прекратилась. Да и вообще стоит помнить, что Бог имеет попечение о каждом из нас и такой важный момент, как тяжелая болезнь, уж никак не произойдет без попущения Божия.

Поэтому обязательности в том, чтобы целовать иконы, нет, и во многом практика именно Вашего поведения в этом отношении зависит от Вашей веры: если Вы верите искренне,что ничего не случится, и спокойны, целуйте образ с молитвой Богу, Матери Божией и святым, в том числе и об избавлении мира от эпидемии; если Вы боитесь и не можете пересилить свой страх – не смущайтесь этим. Просто поклонитесь святому образу, хотите – приложитесь лбом, хотите – просто помолитесь рядом о своих нуждах и о том, чтобы Господь помог нам всем преодолеть ту беду, которая пришла сейчас в мир.

Как молиться «от коронавируса»?

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

О правилах, действующих в храмах Русской Православной Церкви из-за COVID-19

как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть фото как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть картинку как прикладываться к иконам во время пандемии. Картинка про как прикладываться к иконам во время пандемии. Фото как прикладываться к иконам во время пандемии

Крест не лобызать, использовать перчатки, соблюдать социальное дистанцирование — именно такие правила теперь действуют в храмах Русской Православной Церкви. Храмы Подмосковья 3 июня 2020 года открылись для прихожан после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. На какие изменения пришлось пойти Церкви из-за эпидемии? Подробнее о том, как работают храмы после выхода из самоизоляции, — в интервью Федерального агентства новостей с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойдой.

— Сегодня свои двери для прихожан снова открыли храмы в Московской области. Какие меры безопасности принимаются для недопущения распространения коронавирусной инфекции?

— Доступ прихожан в храмы со дня открытия будет обеспечен с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора, в том числе социальной дистанции во время богослужений из расчета один человек на четыре квадратных метра. Еще 17 марта Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была утверждена инструкция в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции. В ней перечислены правила, составленные с учетом канонической и богослужебной традиции Русской Православной Церкви, которые соблюдаются и будут соблюдаться до улучшения эпидемиологической обстановки.

— Как изменилось проведение религиозных обрядов из-за пандемии?

— Церковные таинства всегда остаются неизменными, и пандемия не сможет поменять их природу. Те временные меры, которые приняты сейчас, ни в коей мере не являются изменением порядка богослужебной жизни.

— Как, например, теперь будет проходить обряд причастия?

— В инструкции перечислены точные рекомендации по совершению таинств в условиях пандемии коронавирусной инфекции. В частности, там говорится, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено. Ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела. С учетом при этом исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий, преподавать святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. Предписывается также преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде. Для раздачи антидора рекомендуется использовать одноразовые гигиенические перчатки. Для утирания уст по отдельности для каждого причастника — использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Причастникам рекомендуется временно воздержаться от лобзания Чаши.

— Есть ли позиция Церкви по целованию креста и икон прихожанами сейчас, так как угроза заражения коронавирусной инфекцией все еще не сошла на нет?

— Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан, также рекомендуется регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане. Хочу заметить, что и до пандемии стекло на иконах, к которому прикладывались прихожане, регулярно дезинфицировали.

— Прихожане долгое время не могли посетить церкви. Обращались ли они за консультациями и психологической помощью дистанционно? Какие темы больше всего беспокоили людей в это непростое время?

— Православная служба помощи «Милосердие» во время пандемии активно помогает больным коронавирусом, их близким и всем, кто страдает от сложившейся эпидемиологической ситуации. Работает круглосуточная горячая линия «Милосердие». По телефону +7 (495) 542-00-00 можно получить психологическую помощь, оставить заявку на получение помощи, если вы относитесь к группе риска и вам некому доставить продукты и предметы первой необходимости, если вы попали в другую экстренную ситуацию из-за эпидемии коронавируса. Горячие линии организованы и в епархиях по всей стране. В конце марта социальная сеть «Одноклассники» при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата запустили группу «Поговори со священником». Сейчас в группе больше 20 тысяч участников. Десять священников в режиме онлайн отвечают на звонки, ведут прямые эфиры. За это время поступило более 5 000 звонков. Можно определенно сказать, что людям очень не хватает мудрого пастырского слова, успокоения, радости от возможности помолиться в стенах своего храма.

— Планируете сохранить этот формат взаимодействия с верующими после пандемии?

— Церковь давно взаимодействует с прихожанами в режиме онлайн, но, разумеется, это не заменяет и, уверен, никогда не заменит молитвы в храме, разговора со священником, не говоря уже о таинствах, которые просто невозможно проводить дистанционно.

— Есть ли примерные сроки открытия храмов в других регионах?

— Мы очень ждем открытия храмов по всей стране. Нам известно о письме Анны Поповой от 23 мая в региональные структуры Роспотребнадзора с рекомендациями, какие меры должны приниматься в плане постепенного снятия ограничений на посещение храмов на каждом из трех обозначенных этапов выхода из текущей ситуации. Рабочая группа при Патриархе обсуждала эти меры с представителями ведомства. Они представляются вполне приемлемыми. В зависимости от того, какой этап сейчас в том или ином регионе, епархия по согласованию с местной властью будет вводить указанные меры. В ряде регионов процесс уже идет, в некоторых ограничения с самого начала не были такими сильными в связи с эпидемиологической обстановкой.

— Совсем скоро день Святой Троицы, в который верующие традиционно стремятся в храмы. Будут ли двери храмов открыты в этот день для прихожан?

— Повторюсь, все зависит от эпидемиологической обстановки в регионе и решения санитарных властей. Как я уже говорил, доступ в храмы будет обеспечен с соблюдением всех пунктов инструкции в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции и, разумеется, с соблюдением санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора. Патриарх Кирилл благословил открытие всех храмов Московской епархии для прихожан с субботы. Уже открыты для посещения Храм Христа Спасителя и Богоявленский собор в Елохове, где соблюдаются все санитарные нормы. Недавно митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий сообщил, что главный государственный санитарный врач Подмосковья Ольга Михайловна Микаилова сообщила ему о первом этапе снятия ограничительных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса. Согласно этому решению, верующим разрешается посещать храмы на территории Московской области в небогослужебное время, а богослужения можно совершать на воздухе, около храмов, также при соблюдении всех санитарных предписаний.

Источник

Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:

Мы не можем не пере­жи­вать за судь­бы людей, пото­му что коро­на­ви­рус — опас­ная болезнь, про­те­ка­ет тяже­ло, осо­бен­но у пожи­лых людей. А имен­но они, как пра­ви­ло, состав­ля­ют боль­шую часть наших прихожан.

Я бы обра­тил вни­ма­ние, что состо­я­лось засе­да­ние Сино­да, где было при­ня­то разум­ное и взве­шен­ное реше­ние о том, что надо оза­бо­тить­ся состо­я­ни­ем сани­тар­ных норм на любом при­хо­де. Это ни в коем слу­чае не свя­за­но с лише­ни­ем цер­ков­ных таинств. Это зна­чит надо при­би­рать­ся вовре­мя в хра­мах, дез­ин­фи­ци­ро­вать руч­ки вход­ных две­рей, поль­зо­вать­ся одно­ра­зо­вой посу­дой в тра­пез­ных хра­ма, одно­ра­зо­вы­ми ста­кан­чи­ка­ми для запив­ки. Мы видим мно­го фак­то­ров рис­ка, кото­рые не свя­за­ны с таин­ством Евхаристии.

Надо пом­нить, голо­ва нам дана не толь­ко для того, что­бы шап­ку носить, а думать. Есть эле­мен­тар­ная куль­ту­ра чело­ве­че­ско­го обще­ния, кото­рая гово­рит о том, что если ты болен, то надо идти в боль­ни­цу или вызы­вать вра­ча на дом, а не под­став­лять дру­гих людей, под­вер­гать их опас­но­сти. Это каса­ет­ся всех слу­ча­ев, а не толь­ко посе­ще­ния хра­ма. Каса­ет­ся не толь­ко коро­на­ви­ру­са, но и любой дру­гой болезни.

У нас поче­му-то люди при пло­хом само­чув­ствии идут на рабо­ту и ещё гор­дят­ся этим. В шко­лу, садик отправ­ля­ют детей, когда те каш­ля­ют, чиха­ют. Так­же и в хра­мы идут, когда боле­ют. Поче­му бы не заду­мать­ся: если чув­ству­е­те себя неваж­но, если есть подо­зре­ние на вирус­ное или респи­ра­тор­ное забо­ле­ва­ние, не надо иску­шать Бога, не надо под­вер­гать окру­жа­ю­щих опас­но­сти. Луч­ше остать­ся дома. А если веру­ю­щий хочет при­ча­стить­ся в таком состо­я­нии, надо при­гла­сить домой свя­щен­ни­ка. Это не какое-то ново­вве­де­ние, извест­ная прак­ти­ка, когда к боль­но­му при­ез­жа­ет батюш­ка. Свя­щен­ник при­е­дет, испо­ве­ду­ет, при­ча­стит. Не под­вер­гать близ­ких опас­но­сти – это ува­же­ние, любовь к ним.

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

Сле­ду­ет раз­де­лить воз­мож­ность зара­же­ния в хра­ме и воз­мож­ность зара­же­ния через При­ча­стие. В хра­ме зара­зить­ся, есте­ствен­но, мож­но и не толь­ко коро­но­ви­ру­сом, но и грип­пом, и любой дру­гой воз­душ­но-капель­ной инфек­ци­ей. Так же, как в хра­ме может обва­лить­ся пото­лок и поуби­вать или пока­ле­чить людей. Дру­гое дело — При­ча­стие. В Чаше — Кровь и Тело Хри­сто­во. Мы в это верим, ина­че При­ча­стие бес­смыс­лен­но. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом слу­чае явля­ет­ся злом, даже если Гос­подь обра­ща­ет её к вящей сла­ве Сво­ей (ина­че не нуж­ны были бы вра­чи, кото­рые, как ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии, “от Бога” — Сир.38 ). Здесь часто воз­ни­ка­ет недо­по­ни­ма­ние — мы зна­ем, что Свя­тые Дары сохра­ня­ют свои физи­че­ские свой­ства. На осно­ва­нии это­го мно­гие пред­по­ла­га­ют, что они так­же могут являть­ся пере­нос­чи­ком виру­са. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может ока­зать­ся. Но его зло­твор­ная спо­соб­ность (соб­ствен­но воз­мож­ность зара­жать) не реа­ли­зу­ет­ся. Воз­мож­но, что виру­сы были и в раю, и нико­го не зара­жа­ли. При­ча­стие — это соеди­не­ние Бога и чело­ве­ка, при­чём соеди­не­ние бла­го­дат­ное и физи­че­ское, поэто­му зла оно не приносит.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:

Тело и Кровь Гос­под­ня, кото­рым мы при­ча­ща­ем­ся, — свя­ты­ня, побеж­да­ю­щая всё, и остав­лен­ная нам Гос­по­дом. Вер­нее, свя­ты­ня, кото­рая каж­дый раз пода­ёт­ся нам Гос­по­дом для здо­ро­вья наших душ и телес.

И мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, верим в то, что инфек­ция через При­ча­стие пере­да­вать­ся не может, пото­му что хлеб и вино на литур­гии таин­ствен­ным, непо­сти­жи­мым для чело­ве­ка обра­зом пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­под­ни, а в них ника­кая зара­за и ника­кой вирус не могут жить.

Так­же сле­ду­ет пом­нить, что попе­че­ние Бога о нас про­сти­ра­ет­ся даже до, каза­лось бы, мело­чей: “Не пять ли малых птиц про­да­ют­ся за два асса­рия? и ни одна из них не забы­та у Бога. А у вас и воло­сы на голо­ве все сочте­ны. Итак, не бой­тесь: вы доро­же мно­гих малых птиц”( Лк. 12:6–7 ). Неис­чис­ли­мо коли­че­ство слу­ча­ев исце­ле­ний и даже пре­кра­ще­ния эпи­де­мий при обра­ще­нии веру­ю­щих к Богу, мно­же­ство чудо­твор­ных икон, преж­де все­го Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, помо­га­ли во вре­ме­на “повет­рий и моро­вых язв”.

За годы сво­е­го слу­же­ния я мно­го кого при­ча­щал, эти люди име­ли раз­ные болез­ни, что не меша­ло мне потреб­лять Чашу. Но утвер­ждать, что свой­ства вина и хле­ба, став­шие Телом и Кро­вью, совер­шен­но лише­ны спо­соб­но­сти испор­тить­ся, я не стану.
Когда я при­е­хал на пер­вый свой при­ход, мне при­шлось при­ни­мать храм от свя­щен­ни­ка, кото­рый был изгнан сво­ей старостой.
Исто­рия была весь­ма печаль­ная и непра­вы были обе сто­ро­ны. Но так уж слу­чи­лось, что свя­щен­ник не потре­бил Чашу после сво­ей послед­ней служ­бы, и её содер­жи­мое на момент при­ё­ма мною при­хо­да пре­вра­ти­лось в комок пле­се­ни. Епи­скоп бла­го­сло­вил сжечь то, что было в потире.
Когда я слы­шу и читаю кри­ти­ку тех мер, кото­рые пред­пи­са­ны Сино­дом в свя­зи с пан­де­ми­ей, я думаю о том, что, хотя хри­сти­а­ни­ну не нуж­но боять­ся зара­зить­ся от При­ча­стия, но и при­ду­мы­вать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Напри­мер, что в хра­ме мож­но забыть обо всех предо­сто­рож­но­стях. Да, Бог печет­ся о каж­дом мгно­ве­нии жиз­ни чело­ве­ка. Но и разум чело­ве­ку тоже даро­вал Бог. Как и чув­ство осторожности.
Нам не запре­ще­но при­ча­щать­ся. Но даны реко­мен­да­ции, как пра­виль­но посту­пать в пери­од эпи­де­мии. И при­слу­шать­ся к мне­нию того, кого мы име­ну­ем Вели­ким гос­по­ди­ном и отцом, думаю, совер­шен­но логично.

В тех хра­мах, где я несу послу­ша­ние насто­я­те­ля, вве­де­ны меры без­опас­но­сти. Закуп­ле­на одно­ра­зо­вая посу­да, более тща­тель­но про­ти­ра­ют­ся ико­ны, поме­ще­ния про­вет­ри­ва­ют­ся. Но мы пом­ним, что “если Гос­подь не охра­нит горо­да, напрас­но бодр­ству­ет страж” ( Пс 126:1 ), поэто­му мы, пред­при­ни­мая меры без­опас­но­сти, всё своё упо­ва­ние воз­ла­га­ем на Бога.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

Эпи­де­мии, эко­но­ми­че­ские кри­зи­сы и даже вой­ны — это всё вре­мен­ные явле­ния. А есть то, что при­бли­жа­ет к веч­но­сти — это молит­вы, бого­слу­же­ния и таин­ства, кото­рые явля­ют­ся для пра­во­слав­ных хри­сти­ан меро­при­я­ти­я­ми без­от­ла­га­тель­но­го харак­те­ра, подоб­ные похо­ду в поли­кли­ни­ку, лече­нию в боль­ни­це. Веру­ю­щие люди опыт­ным путем зна­ют, что после таинств мно­гие полу­ча­ют исце­ле­ние души и тела. И для мно­гих хри­сти­ан это жиз­нен­но необ­хо­ди­мые вещи.
Кста­ти, даже во вре­мя бубон­ной чумы, при­шед­шей в Рос­сию в XIV веке, пра­во­слав­ные хра­мы не закры­ва­лись. Пото­му что вера для людей в таких ситу­а­ци­ях явля­ет­ся силь­ным моти­ви­ру­ю­щим фак­то­ром, вплоть до укреп­ле­ния имму­ни­те­та, посколь­ку меди­ки зна­ют, что мно­гие болез­ни при­хо­дят из-за нерв­ных сры­вов и стрес­сов. Уже не гово­рю про укреп­ля­ю­щую силу цер­ков­ных таинств.
И в те ста­ро­дав­ние вре­ме­на, когда по стране ходи­ли эпи­де­мии оспы, диф­те­рии и брюш­но­го тифа – Цер­ковь нико­гда не пре­не­бре­га­ла сани­тар­ны­ми мера­ми. Дела­ет­ся это и сей­час. Более того, извест­но, что в Бла­го­ве­щен­ске в нача­ле XX века во вре­мя эпи­де­мии тифа, когда над дома­ми рея­ли чер­ные фла­ги, ука­зы­ва­ю­щие на зара­же­ние, после крест­но­го хода с Алба­зин­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри – болезнь лока­ли­зо­ва­лась и сошла на нет. И пра­во­слав­ные бла­го­ве­щен­цы верят, что это про­изо­шло помо­щью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но так­же пом­ним запо­ведь: на Бога надей­ся, а сам не плошай.

Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:

Коро­на­ви­рус не суще­ству­ет сам по себе, всем управ­ля­ет Гос­подь! И если попус­ка­ют­ся эпи­де­мии и дру­гие скор­би, то, веро­ят­но, цель одна – оста­но­вить рас­про­стра­ня­ю­ще­е­ся без­бо­жие, при­ве­сти людей к пока­я­нию. Поэто­му и эпи­де­мию коро­на­ви­ру­са хоро­шо бы встре­тить с пока­ян­ной молит­вой, поста­рать­ся оста­вить гре­хов­ные при­выч­ки. В Таин­ствах дей­ству­ет Гос­подь, верим, что Он и сохра­нит от вся­ко­го зара­же­ния! Но что­бы не иску­шать Гос­по­да Бога наше­го, сле­ду­ет при­нять неко­то­рые меры в хра­ме – напри­мер, луч­ше мыть посу­ду в тра­пез­ной, вве­сти одно­ра­зо­вые поло­тен­ца, запи­вать после При­ча­стия из одно­ра­зо­вых стаканчиков.

Собра­ла мне­ния Алек­сандра Грипас

Источник

Священник рассказал о том, как вести себя верующим во время коронавируса

как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть фото как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть картинку как прикладываться к иконам во время пандемии. Картинка про как прикладываться к иконам во время пандемии. Фото как прикладываться к иконам во время пандемии

В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусом, особого рода трудности возникают у верующих людей. Ведь в обстановке любых угроз они уповают на Господа, ходят в храм, причащаются. И соблюсти рекомендации медиков им бывает непросто. О том, причащаться ли им сейчас и прикладываться ли к иконам, рассказал корреспонденту «МИР 24» духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков.

– Отец Георгий, как верующим людям следует вести себя в сложившейся действительно непростой ситуации?

Отец Георгий Кочетков: Самое главное – не поддаваться панике, паника – это отсутствие разума, это эмоции, причем слепые. Если они захватывают человека, то до добра не доводят. Кто чего боится, тот на то и нарывается – это известный закон жизни.

Когда приходят такие искушения, мы должны понимать, что нужно делать. Возможно, что паническое настроение создается искусственно, может быть это кому-то выгодно, но как бы то ни было – вирус есть, есть и опасность. Она не единственная, в жизни много опасностей, болезней, эпидемий, в том числе не только этого вируса. ВИЧ-инфекция, например, достаточно страшна. Надо в целом быть аккуратными, собранными, жить по вере. Это способствует тому, чтобы мы не заболели и ничего в нашей жизни не повредилось.

Надо понимать, что даже течение болезни зависит от того, в каком настрое человек находится. Тот же коронавирус кого-то убивает, а кого-то нет. И дело не только в иммунитете. Иммунитет и физическое состояние имеют большое значение, но не только они. И мы, как верующие люди, должны это знать.

как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть фото как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть картинку как прикладываться к иконам во время пандемии. Картинка про как прикладываться к иконам во время пандемии. Фото как прикладываться к иконам во время пандемии

– Как вести себя в храме? Надо ли сократить посещение церкви, как места, где собирается много народа?

Г. К.: Не надо бояться проявлять свою веру, надо молиться, в том числе о том, чтобы все эти искушения быстрее ушли. Молиться за своих ближних – и за старых, и за малых, и помнить, что сейчас рискуют все люди, каждый человек может заболеть, и последствия могут быть серьезными, вплоть до летальных.

Надо быть разумными, сдержанными, осторожными, не надо нарушать рекомендаций, не надо прикладываться к святыням или к руке священника, к чаше с причастием. Ни церковные святыни, ни рука священника, ни чаша с причастием не будут унижены, если мы приложимся к ним не физическими устами, а приобщимся друг к другу духовно.

Приобщение к благодати возможно и через приобщение к подвигу святых, а не только через целование кусочка мощей. Господь действует и на расстоянии, благословение действует на расстоянии, и любовь тоже может быть проявлена на расстоянии, во всяком случае, в таких острых ситуациях, которые мы сейчас переживаем.

В конце концов, иногда надо воздержаться и от причастия. Я считаю, что сейчас это было бы желательно, я бы даже рекомендовал на какое-то время воздержаться от причастия в храме. Есть священники, а у них есть запасные дары, в случае чего ими и можно причаститься.

Конечно, это не значит, что не надо молиться, но надо перенести молитву в домашние условия. Если, например, раньше в том или ином доме не было традиции совершать праздничную вечерню в субботу вечером, то сейчас это надо делать.

Если человек не пошел в храм в воскресенье утром, можно совершить дома утреню, а также использовать молитвы, которые есть в Часослове. Сейчас все тексты литургии есть в интернете на русском и на церковнославянском языках. Первый раз может быть сложно, а потом – ничего трудного. как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть фото как прикладываться к иконам во время пандемии. Смотреть картинку как прикладываться к иконам во время пандемии. Картинка про как прикладываться к иконам во время пандемии. Фото как прикладываться к иконам во время пандемии

– А общение тоже нужно сократить до минимума?

Г. К.: Нет, это не так. Сейчас некоторые люди совсем боятся общаться, соприкасаться с кем бы то ни было, не доверяют никому и ничему, и это тоже неправильно. Не случайно в рекомендациях названо количество в 50 человек. Больше 50 – это уже опасность существенная, что не значит, что 49 не опасно, а 51 уже смертельно. Понятно, что можно заразиться и от одного человека и не заразиться в собрании 100 или 500 человек, просто риски разные и рационально все никогда не разложишь.

Поэтому надо не терять молитвенной настроенности, причастности ко Христу через свою жизнь, особенно, если ты видишь кого-то страдающего или больного. Не надо бояться. Другое дело, что надо не лениться и соблюдать меры предосторожности, быть в маске, например. Знаменитое русское «авось» не должно здесь работать.

Надо стараться, чтобы все это как можно быстрее прошло, чтобы исчезли инфекции, эпидемии, карантины. Это немного зависит от погоды, природы, но и от формы отношений между людьми тоже. Всегда надо знать, как распространяются вирусы и понимать, что надо делать, а чего делать не следует.

Верующие люди должны показывать пример того, как вести себя в таких случаях: жить по вере, продолжая общение с Богом и ближними, не боясь ничего, и в то же время соблюдая рекомендации, которые дают профессиональные врачи.

Не нужно бегать и скупать продукты, медикаменты и прочие товары, не нужно поддаваться панике. Но вопрос о том, что иногда попадаешь в неловкое положение, когда приходишь в магазин, а там уже ничего нет, или в аптеке не выдают лекарство, – это уже социальная проблема, вопрос к властям, которые должны заботиться обо всех людях в обществе и делать все для того, чтобы потери были минимальными.

Мы надеемся на Бога, но надеемся и друг на друга, мы надеемся и на то, что что-то доброе сделают власти и разные социальные службы.

Верю, что у всех вас всё будет хорошо. Я всем этого и желаю!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *