как проходит обучение ординаторов
Интернатура и ординатура: в чем разница, правила поступления, стоимость обучения
Те, кто хочет стать врачом, знают, что поступлением в медицинский колледж или вуз дело не ограничивается. После окончания университета специалисты продолжают изучать основы профессии под руководством опытных медиков. Мы расскажем, чем отличается интернатура от ординатуры и какую из этих форм обучения выбрать.
Больше полезных советов для абитуриентов, бакалавров или магистров можно найти в нашем телеграм-канале. Рейтинги вузов и правила оформления работ облегчат поступление и дальнейшую учебу.
Что такое интернатура в медицине
После окончания медицинского вуза выпускники не сразу приступают к работе в больнице или частной практике. Сначала они проводят год в качестве интернов.
Интернатура — последипломная форма обучения будущего специалиста-медика. К ней приступают сразу после окончания профильного института.
В этот период интерны учатся на практике применять полученные теоретические знания. Этим процессом руководит заведующий кафедрой или куратор в медицинском учреждении. Студенты не могут сами формулировать окончательный диагноз и устанавливать лечение.
Диплом интернатуры — подтверждение того, что студент овладел не только знаниями, но и практическими умениями по выбранной специальности. Без этого документа он не может устроиться на работу по профилю или вести частную врачебную деятельность.
Интернатура: сколько лет занимает
Обучение в интернатуре длится один год. Раньше она являлась обязательной для всех, кто собирается стать практикующим врачом. Не идти в интернатуру могли только те студенты, которые собираются поступать в аспирантуру или ординатуру.
С 2018 года это правило отменили: теперь выпускник может работать по специальности сразу после окончания мед. вуза.
Интернатура входит в стаж работы, если между интерном и руководством клиники или больницы заключено трудовое соглашение. Если документ заключался с вузом, интернатура в стаж не войдет.
Интернатура и ординатура: в чем разница
Ординатура является более сложной формой последипломного образования в медицине.
Что такое ординатура в медицинском университете
Цель ординатуры в медицинском вузе — углубленная подготовка специалистов. Диплом об окончании ординатуры дает право не только оказывать медицинские услуги, но также занимать должности в структурах МОЗ или работать в частном порядке.
Разница между интернатурой и ординатурой
Рассмотрим, в чем отличия интернатуры от ординатуры:
Как мы видим, ординатура является высшим уровнем медицинского постдипломного образования. Туда поступают те, кто нацелен на карьерный рост и готов потратить несколько лет, чтобы получить максимум знаний, умений и навыков.
Ординатура: сколько лет учиться
Срок обучения зависит от образовательной программы ординатуры. С 2019 года действуют новые ФГОС по подготовке ординаторов, согласно которым обучение на этом уровне займет от одного года до пяти лет.
Можно ли работать врачом без ординатуры
Сертификат об окончании ординатуры не является обязательным при трудоустройстве. Вы можете работать в больнице, клинике или мед. центре с дипломом интернатуры или сразу после выпуска из вуза.
Но если вы хотите занимать руководящие должности или претендуете на пост в структуре Минздрава, без ординатуры не обойтись. Рассмотрим особенности поступления в ординатуру.
То, сколько длится ординатура, зависит от специальности
Как поступить в ординатуру
Правила поступления в ординатуру устанавливает МОЗ России. Последние изменения в них вызваны тем, что министерство хочет повысить число квалифицированных медиков, которые работают в селах.
Правила поступления в ординатуру в 2021 году
Как и прежде, зачисление происходит на рейтинговой основе. Баллы для ординатуры можно получить двумя способами:
Внутреннее тестирование состоит из 60 вопросов разного уровня сложности. К конкурсу допускаются те, кто дал не менее 70% правильных ответов.
Дополнительные баллы в ординатуру 2021 можно получить за:
Как поступить в ординатуру на бюджет
Особенность приема в ординатуру 2021: поступить будет проще тем, у кого есть стаж работы в сельских амбулаториях. Баллы за этот стаж могут существенно повлиять на результаты тестирования.
Поэтому абитуриентам, которые не уверены в своих знаниях, стоит после выпуска из вуза поработать в селе, а потом претендовать на бюджетное место. Тогда у них больше шансов пройти высокий конкурс.
Во многих профильных вузах действует заочная ординатура. Ее стоимость ниже, но срок обучения может быть больше, чем на дневной форме.
Как получить целевое направление в ординатуру
Целевая ординатура предусматривает, что специалист, которого организация направляет на обучение, будет в дальнейшем трудоустроен по выбранной специальности.
Целевое направление в ординатуру можно получить, оставив заявку в медицинских заведениях своего города. На основе их анализа будут выбраны несколько студентов, которые получат гарантийное письмо. Этот документ обеспечивает бесплатные места и подтверждает, что после окончания учебы они минимум 3 года будут работать в этой организации по своей специальности.
Сколько стоит ординатура
Если выпускник не смог поступить в бесплатную ординатуру, он может учиться по контракту. Цена обучения начинается от 150 000 рублей за учебный год и зависит от специальности.
Где проходить ординатуру в Москве и других городах РФ
Перечень организаций, где можно пройти ординатуру, представлен на сайте городских или областных департаментов здравоохранения. Например, список учреждений для ординатуры в Москве с указанием количества мест легко найти на портале Мосгорздрава.
Организации для ординатуры в Санкт-Петербурге также можно найти на сайте департамента или отдельных вузов.
Входит ли ординатура в медицинский стаж
Если на период обучения трудовое соглашение было заключено между администрацией мед. учреждения и самим ординатором, то ординатура будет частью стажа. Если договор заключался с вузом, нет факта трудовых отношений и ординатура в стаж не войдет.
Чтобы успешно окончить интернатуру или ординатуру, нужно много заниматься. Подготовиться к ответу на семинаре или написать статью для конференции вы можете вместе с экспертами сервиса для студентов и аспирантов. Там работают профессионалы, которые помогут в краткие сроки понять сложную тему или оформить работу любого вида.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Ординатура и интернатура, в чем разница?
Интернатура и ординатура в медицине – это финальные формы получения врачебного образования с активным уклоном на проведение практики в лечебных учреждениях.
Что такое интернатура в медицине?
Интернатура – это первичная, последипломная форма обучения будущего медработника, начинающаяся сразу после окончания профильного вуза.
В процессе учебы, учащиеся закрепляют полученные теоретические знания на практике под строгим руководством заведующего кафедры. Студентам не разрешается самостоятельно устанавливать окончательный диагноз или назначать экспериментальное лечение, так как их уровень знаний не предполагает ответственности за проделанные действия.
По завершению обучения и успешно-пройденной аттестации, интерну выдается диплом специалиста соответствующего образца, подтверждающий наличие необходимого уровня знаний в выбранном медицинском направлении.
Окончание интернатуры и получение диплома – это обязательное условие для выпускников всех медицинских учебных заведений, желающих стать практикующими врачами. Для тех, кто планирует вести научную деятельность в НИИ, прохождение интернатуры необязательно.
Что такое ординатура?
Ординатура – это конечная ступень получения высшего последипломного образования для выпускников медицинских вузов после интернатуры, научно-исследовательских институтов и т.д.
Главная цель поступления в ординатуру – это получение исчерпывающих знаний по выбранной профессии, необходимых для открытия частной врачебной практики или получения должности в государственной структуре здравоохранения.
Основные задачи ординатуры:
После окончания учебы и положительных результатах аттестации, ординатору выдается сертификат, наделяющий правом ведения самостоятельной медицинской практики (без диплома об окончании интернатуры недействителен).
Привилегии и льготы при обучении в ординатуре
Если у вас возникли вопросы, связанные с написанием медицинской диссертации или подбором необходимой темы для будущей научной работы, обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы начинаем сотрудничество только после заключения официального юридического договора.
За что могут отчислить из ординатуры
Если ординатора отчислили из ординатуры в середине обучения, он имеет право восстановиться и продолжить прерванное обучение. Окончательное решение о возможности восстановления принимает специально-созданная комиссия во главе с руководителем медицинской образовательной организации.
Целевая ординатура и ее особенности
Целевая ординатура – это обучение специалистов в соответствии с условиями договора, заключенного между учреждением, занимающимся повышением квалификации медработников и соответствующим учебным заведением.
В отличие от клинической ординатуры, специалисты обязуются продолжить врачебную практику в учреждении, направившем их на учебу. Рабочее место, должность прописывается в договоре отдельным пунктом. Медработник имеет право на досрочное расторжение трудовых соглашений с указанным учреждением.
Для поступления в целевую ординатуру на бюджет, претендент обращается с соответствующей заявкой в департамент здравоохранения или частную медицинскую организацию.
После получения положительного решения, будущий ординатор узнает условия выдачи направления в ординатуру, заключает договор с подробным описанием условий и предъявляет его копию вместе с пакетом основных документов в приемную комиссию выбранного вуза.
Чем отличается ординатура от интернатуры
Кто такие интерны?
Интерны – это студенты, обучающиеся на выпускных курсах медицинских вузов. Обучение строится по условиям официального трудового договора.
Подготовка рабочих кадров проходит под наблюдением куратора проекта в строгом соответствии с календарным планом. Отчет о выполнении фиксируется в дневнике и еженедельно проверяется, подписывается руководителем.
При провальной попытке прохождения аттестации с первого раза, интерну выдается удостоверение о прохождении интернатуры. Для поступления в ординатуру и возможности работать практикующим врачом, необходимо повторно пройти экзаменацию.
Кто такие ординаторы?
Ординаторы – это специалисты, проходящие обучение в клинической или целевой ординатуре по выбранному медицинскому направлению.
Как проходит обучение ординаторов?
Основные отличия интернов от ординаторов
Интерн отличается от ординатора тем, что он является выпускником медицинского учреждения, проходящим практику под руководством куратора, не занимаясь непосредственным проведением лечебной деятельности.
Входит ли интернатура/ординатура в стаж медработника?
По нормативным документам, интернатура является подвидом обязательной вузовской подготовки, поэтому такое обучение не входит в трудовой стаж. В течение этого периода, интерн не является медиком-специалистом. Начисление медицинского стажа — только после успешной сдачи обязательной аттестации.
Обучение в ординатуре входит в трудовой стаж, так как считается работой по специальности.
Сколько лет длится обучение?
Срок прохождения интернатуры – 1 год (вместе с отпуском).
Обучение в ординатуре составляет два года (на очном отделении) и до пяти лет (на заочной форме или по истечению непредвиденных обстоятельств, связанных с беременностью, продолжительной болезнью и т.д.).
От чего зависит стоимость?
Цена обучения в интернатуре/аспирантуре зависит от месторасположения медицинского ВУЗа, престижности выбранного направления, а также других условий (требования контракта, руководства и т.д.).
При оформлении договора на платное обучение, плательщиком может быть физическое и юридическое лицо.
Пример ориентировочной стоимости в региональном медицинском ВУЗе
Для расчета примерной стоимости учебы в ординатуре, ознакомьтесь с вилкой расценкой, представленной в таблице.
Как поступить в интернатуру?
К обучению в интернатуре выбранного медицинского учреждения, допускаются лица, успешно сдавшие государственные экзамены по специальности. Иностранные граждане принимаются на условиях международных договоров или на платной основе.
Существует две формы обучения в аспирантуре – бюджетная и платная.
Чтобы пройти зачисление на бюджет, финансируемый Минздравом РФ, следует пройти предварительный конкурсный отбор или соответствовать условиям целевого приема по договору.
Обучение на платной основе осуществляется по договору с юридическим/физическим лицом, оплачивающим услуги ВУЗа.
Вступительные экзамены
Поступление в интернатуру прямо пропорционально зависит от требований вуза – это может быть собеседование или тестирование знаний. Возможность пересдачи в текущем учебном году исключается.
Зачисление лиц происходит по итогам испытаний, а полученные результаты фиксируются в протоколе процедуры. Окончательное решение сообщается лицу не позднее, чем через пять дней после оглашения результатов приемной комиссии или за две недели до начала учебы.
При обучении на контрактной основе, зачисление осуществляется после двухстороннего подписания договора об обучении, предоставления копий квитанций об оплате.
Как поступить в ординатуру?
В ординатуру могут поступить граждане РФ после окончания интернатуры, иностранцы с возможностью подтверждения уровня знаний, необходимого для зачисления в ВУЗ. Количество бюджетных мест определяется решением Минобразования и науки РФ.
Документы, необходимые для поступления
Правила приема в ординатуру устанавливаются в индивидуальном порядке каждым медицинским учреждением. Порядок сдачи экзаменов, их точное количество, форма проведения, условия поступления и т.д. публикуются на официальном сайте вуза за 3 месяца до начала приема документов.
Документы, необходимые для поступления в клиническую ординатуру, подаются одним из трех способов: лично, по электронной почте (если такая возможность указана в регламенте медицинского учреждения), через доверенных лиц.
Рекомендованный пакет документов для приема на обучение в ординатуру:
Порядок начисления дополнительных баллов для поступления в ординатуру
Согласно современным стандартам, поступление в ординатуру зависит от уровня баллов, присваиваемых за разные врачебные достижения. Если специалисту не удалось заработать нужное количество баллов до назначенной даты, его поступление автоматически откладывается до следующего года.
За что могут начисляться дополнительные баллы?
Примеры расчетов подробно описаны в таблице.
Врач ординатор: кто это
Врач ординатор: кто это
Кто такой ординатор? Чем занимается ординатор? Каковы функции молодого врача? Что входит в обязанности начинающего специалиста? Обязательно ли оканчивать ординатуру? Что дает дополнительное послевузовское обучение? Ответы далее.
Кто такой ординатор
Медицинское образование в Российской Федерации складывается из нескольких ступеней, каждая из которых позволяет получить определенные навыки в работе. Начальная стадия становления полноценного специалиста – это получение высшего образования в медицинском университете или ином высшем учебном заведении. Обучение на кафедре ВУЗа позволяет получить теоретические знания по профилактике, выявлению и лечению болезней, а также незначительную практику. После получения диплома молодой специалист может работать младшим медицинским работников, сотрудником исследовательского центра, лаборатории и так далее.
Заключительной стадией послевузовского образования в медицине является обучение в клинической ординатуре. Ординатор проходит практику по выбранной специализации под надзором квалифицированного специалиста. Успешное окончание обучения позволяет получить сертификат о возможности частной практики и работы по найму в государственных структурах, относящихся к системе здравоохранения России.
Таким образом, врач-ординатор или клинический ординатор (ordinator) – это медицинский работник, успешно получивший высшее образование по какой-либо специальности и проходящий дополнительную послевузовскую подготовку.
Может ли обучающийся в ординатуре работать врачом
В соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Приказом Минобрнауки №1258, которым устанавливаются правила приема и обучения молодых специалистов в ординатуре, ординатор имеет право одновременно проходить послевузовское обучение для повышения собственной квалификации и работать на основном месте.
Между работодателем и ординатором может быть заключен трудовой договор с особым режимом трудового времени, что позволит совмещать работу и учебу.
Некоторые врачебные специальности могут занимать лица только после окончания ординатуры. Это означает, что ординатор имеет право работать младшим медицинским сотрудников или иным специалистом, не требующим аккредитации.
Обязательна ли ординатура для молодого специалиста
Обучение в ординатуре – это дополнительные стадии образования медицинского работника, не являющиеся обязательными.
Если студент медицинского ВУЗа не планирует становиться врачом и лечить больных, то дополнительное образование не требуется.
Если выпускник медицинского ВУЗа планирует далее самостоятельно заниматься врачебной практикой, стать специалистом терапевтом, врачом общей практики, гинекологом, офтальмологом и так далее в какой-либо области медицины или продолжить карьеру в государственных учреждениях Министерства здравоохранения, то в обязательном порядке нужно окончить ординатуру.
Сколько длится ординатура у врачей
Сколько времени длится период послевузовского обучения врача? Период прохождения дополнительного обучения в ординатуре длится 2 года, но в некоторых ситуациях (длительная болезнь молодого специалиста, беременность и роды, уход за ребенком, родственником-инвалидом и так далее) может быть продлен до 5 лет.
Что дает ординатура врачу
Основное значение окончания ординатуры заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста в выбранной области медицины и подготовка кадров для работы в государственных структурах. Что еще дает ординатура? Лица, получившие дополнительное образование после окончания ВУЗа, могут самостоятельно заниматься врачебной практикой при больнице или в личном кабинете. Молодые терапевты, врачи общей практики, анестезиологи, хирурги и так далее могут лечить людей в городской поликлинике или в больнице, расположенной в сельской местности, занимая высокие должности в структуре здравоохранения.
Должностные функциональные обязанности ординатора
Специалисты, проходящие обучение в ординатуре, должны:
Должностные обязанности практически не отличаются от ответственности молодого доктора. Врач, обучающийся в ординатуре несет ответственность:
Кем может работать врач лечебник без ординатуры
На основании диплома о высшем образовании и свидетельства об аккредитации молодого специалиста выпускники ВУЗов, без окончания ординатуры имеют право работать:
Если у выпускника ВУЗа есть только диплом и выписка из протокола о сдаче экзаменов по допуску к работе медицинского персонала, то врача могут взять на следующие должности:
Ординатура в Чехии для русских врачей
Русские врачи могут пройти обучение в ординатуре не только в РФ, но и в иных государствах, особой популярностью из которых пользуется Чешская республика. В чем отличия обучения? Основная разница заключается в том, что как таковой ординатуры в этой стране нет. Молодой врач после окончания ВУЗа устраивается на работу по специальности и продолжает обучение для получения аттестации.
Чтобы стать аттестованным специалистом требуется не менее 5 лет стажа по выбранной специальности и сдача квалификационного экзамена.
Чтобы русскому врачу переехать для прохождения аттестации в Чехии необходимо:
В Чехии требуется большое количество молодых специалистов в возрасте 18 – 50 лет, имеющих высшее медицинское образование и не имеющих судимостей. Для увеличения шансов получения рабочего места рекомендуется пройти программу переподготовки World Study.
С изменениями и дополнениями от:
4. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование*(3).
5. Формы получения образования и формы обучения по программам ординатуры устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.
7. При осуществлении образовательной деятельности по программе ординатуры организация обеспечивает:
проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, практических занятий (в том числе на базе медицинских, фармацевтических и иных организаций), в иных формах, устанавливаемых организацией;
проведение практик (в том числе на базе медицинских, фармацевтических и иных организаций);
проведение контроля качества освоения программы ординатуры посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Базовая часть программы ординатуры является обязательной, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, и включает в себя:
дисциплины (модули) и практики, установленные организацией;
итоговую (государственную итоговую) аттестацию.
Вариативная часть программы ординатуры направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией.
9. При реализации программы ординатуры организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы ординатуры) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.
При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в программу ординатуры специализированные адаптационные дисциплины (модули).
При реализации программы ординатуры, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, факультативные и элективные дисциплины (модули), а также специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть указанной программы.
II. Организация разработки и реализации программ ординатуры
Информация об изменениях:
10. Программа ординатуры представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы ординатуры, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), практики, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав программы ординатуры по решению организации.
11. В программе ординатуры определяются:
планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике-знания, умения, навыки, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы ординатуры.
12. Программа ординатуры представляет собой комплект документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Порядок разработки и утверждения программ ординатуры устанавливается организацией.
13. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации программы ординатуры осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения ординаторами планируемых результатов освоения указанной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей ординаторов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
14. При реализации программ ординатуры может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий*(4).
Информация об изменениях:
15. Программы ординатуры реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(5).
Сетевая форма реализации программ ординатуры обеспечивает возможность освоения обучающимся программы ординатуры и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных программами ординатуры (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
В реализации программ ординатуры и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных программами ординатуры (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей программе ординатуры*(6).
16. В рамках обучения по программам ординатуры ординаторы участвуют в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности в порядке, установленном Минздравом России*(7).
17. Объем программы ординатуры (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы ординатуры и ее составных частей используется зачетная единица.
Объем программы ординатуры (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц.
Зачетная единица для программ ординатуры эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.
18. Объем программы ординатуры в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), и сроки получения высшего образования по программе ординатуры, в том числе при использовании сетевой формы реализации программы ординатуры, срок получения высшего образования по программе ординатуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом.
20. Получение высшего образования по программе ординатуры осуществляется в сроки, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий.
21. В срок получения высшего образования по программе ординатуры не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.
22. Разработка и реализация программ ординатуры осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
III. Организация образовательного процесса по программам ординатуры
23. В образовательных организациях образовательная деятельность по программам ординатуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если статьей 14 Федерального закона не установлено иное*(8).
Высшее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с программой ординатуры и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации*(9).
Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(10).
24. Образовательный процесс по программе ординатуры разделяется на учебные годы (курсы).
Учебный год начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года не более чем на 2 месяца.
25. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель. Срок получения высшего образования по программе ординатуры включает в себя каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.
26. Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся определяются учебным планом программы ординатуры.
Информация об изменениях:
27. При сетевой форме реализации программ ординатуры организация в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(11) осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в других организациях, участвующих в реализации программ ординатуры.
Информация об изменениях:
29. Контроль качества освоения программ ординатуры включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.
31. Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.
32. Лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании ординатуры, подтверждающий получение высшего образования по программе ординатуры.
33. Лицам, не прошедшим итоговой (государственной итоговой) аттестации или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы ординатуры и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией*(11).
IV. Особенности организации образовательного процесса по программам ординатуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
34. Содержание высшего образования по программам ординатуры и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной программой ординатуры, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(12).
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программ ординатуры, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся*(13).
35. Обучение по программам ординатуры инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
36. Образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по программам ординатуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья*(14).
Под специальными условиями для получения высшего образования по программам ординатуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ ординатуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья*(15).
37. В целях доступности получения высшего образования по программам ординатуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).
38. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях*(16).
39. При получении высшего образования по программам ординатуры обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(17).
*(1) Часть 9 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(2) Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(3) Часть 4 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(4) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(5) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(6) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).
*(7) Часть 7 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(8) Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(9) Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(10) Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962.
Информация об изменениях:
*(12) Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(13) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(14) Часть 8 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(15) Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(16) Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(17) Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(18) Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).