как проходит обучение в театральном вузе
Как проходит обучение в театральном вузе
Поступление в театральный вуз для многих абитуриентов затягивается на долгие годы. Все из-за жесткого отбора. Из сотен участников проходят далеко не все. Преподаватели оценивают не только актерские способности, но и смотрят на внешность, пол, национальность.
Мы пообщались с Анастасией Прониной, которая во второй раз смогла поступить в ГИТИС, и узнали, насколько важна внешность будущего актера, почему мальчикам легче поступить, чем девочкам, и как проходит отбор.
Я поступала два раза в ГИТИС на факультет эстрады. В прошлом году не поступила, но не отчаялась, а приехала в этом и добилась своего. Сейчас учусь у мастера, к которому изначально хотела попасть.
Готовиться к поступлению я начала с того, что стала подбирать под себя чтецкую программу, это не очень легкий процесс, но интересный. К прослушиванию готовила: басни, стихотворения и прозы. Желательно готовить больше трех, чтобы материал был разный: комический, драматический, трагический. Это нужно, чтобы мастер смог посмотреть на вас с разных ракурсов и узнать типаж.
Поступить с первого раза можно, но сложно. Я не знаю, почему у меня не получилось в прошлом году. Скорее всего, просто не зацепила мастера. Такое тоже бывает. Но это даже хорошо: лучше пусть возьмёт мастер, который действительно этого хочет, чем из-под палки. Получаются совершенно другие отношения с мастером.
Я безумно хотела поступить к Валерию Гаркалину, но понимала, что не попадаю по годам. Когда мне сказали, что он набирает курс в этом году, я сказала вселенной спасибо за то, что не поступила в прошлом. Просто нужно с умом воспользоваться годом: много читать, ходить на спектакли, развиваться. Вы не сможете играть роль Сонечки из «Преступления и наказания», если не знаете, как жили люди в то время. Артист должен быть разносторонним и не пустым.
Прослушивания из-за коронавируса в этом году проходили не как обычно. Если в прошлом году в аудиторию заводили по десятку, то в этот раз слушали по одному человеку.
Нам не говорили, что нужно показывать какие-то предметы или этюды. Обычно такие вещи говорят делать режиссерам, но в том году, когда я поступала на курс Нонны Гришаевой, она такое задавала. Мальчики брали стул и представляли, что это их девушка. А девочки были ростками и выполняли все действия, которые им говорила Нонна Гришаева. Поэтому все зависит от мастера.
Я сдавала русский и литературу. По русскому у меня 70 баллов, по литературе 72. Конечно, баллы влияют на поступление. Тем более, если вы хотите поступить на бюджет, потому что баллы, которые вам ставят на вступительных экзаменах плюсуются к баллам ЕГЭ.
Но если вы знаете, что можете за себя платить, то вам нужно только пройти порог. Однако литературу надо знать, потому что если у вас на коллоквиуме спросят что-то из школьной программы, а вы ответите неправильно, то будет плохо.
Наш преподаватель поможет подготовиться к ЕГЭ по литературе
У меня репетитором был актер качаловского театра. Он помогал мне поступать уже второй год. Благодаря ему я узнала свой типаж, составила правильную программу и правильно ее преподнесла.
Подготовиться к коллоквиуму за день невозможно. Если вы хотите показать себя умным, то начать изучать театр, искусство и историю нужно за два года. Но слишком умных не любят так же, как и тупых. Ничего страшного, если вы не будете чего-то знать. Они прекрасно понимают, что у нас поколение, которое мало читает. Но без перебора. Если вы скажете, что «Три сестры» написал Островский, то это уже будет за гранью.
Я очень сильно переживала перед коллоквиумом. Многие выходили оттуда со слезами. Одной девочке, которая уверена шла на бюджет, сказали, что в ней разочарованы, потому что она пустая и ничего не знает. По итогу ее не взяли. Плюс были сильные волнения из-за того, что мальчиков меньше, чем девочек. А это значит, что если что, то срезать будут девчонок.
В итоге, когда я зашла в аудиторию, Михаил Борисович сказал, что меня мучать не будут, они все про меня поняли и дальше со мной познакомятся в совместной работе. Тут до меня доходит, что меня взяли и ничего при этом не спросили. От счастья я орала на всю улицу.
Нестандартная внешность на сегодняшний день не самое страшное. Наоборот, это то, что выделяет вас из массы людей. Если вы не очень красивый, то это не страшно. Красивых людей много, а персонажей мало, они ценятся.
Но, конечно, педагоги говорят, что если вы низкий и внешность не очень, то работать нужно еще больше, потому что особо брать публику нечем, остается только характер и роль. Будет сложнее, но в этом нет ничего страшного. Опять же, красивых много, но больше ценятся единичные экземпляры.
Мальчиков тоже много приходит поступать, но девочек все равно больше. Сейчас у нас на курсе 13 мальчиков и 22 девочки. Хотя до этого парней было много, но их почему-то убрали и взяли девочек.
Нам сложнее всегда, у нас больше конкуренции, мальчики в приоритете. Изначально в этом году хотели отдать все бюджетные места мальчикам, но потом что-то поменялось.
Про учёбу в театральном вузе
Давеча меня попросили рассказать об обучении в театральном учебном заведении. Все хотел да никак руки не доходили, решил наконец запилить пост, может будет кому интересно.
Для начала обзорный.
Как правило, обучение в театральном вузе строится по одной общепринятой схеме:
В целом схема такая. Но в зависимости от мастера курса (основной педагог, который ведёт курс от набора до выпуска, Бог и властелин набора) все может быть как точно по классической схема, так и различаться до абсолюта.
На речи учат говорить правильно, правильному произношению любых звуков и правильному дыханию, учат плакать и смеяться синтетически. Дальше уже начинается читка стихотворений и прозы, где учат не ставить точки (голосом не рвать мысль), идти в перспективу.
Ну вот пока все, небольшой обзор. Если кому-то будет интересно, я напишу ещё, конкретнее и шире, расскажу про съёмки, про знаменитых артистов, про судьбу после выпуска и театры. Спасибо за внимание.
Как развлекаются будущие/нынешние актеры и прочая богема(именно из обычных, а не какие нибудь звезды типа Хабенского или Миронова)? Банальный пивасик и портвейн или к веществам себя приучаете? Тусовки в духе Дали или Уорхолла с муравьедами и масонским маскарадом бывают или все по простому?
Правда, очень интересно=) Еще не читала о таком «закулисье».
Почувствуй разницу
Удивительное дело, психфак не для детей. Продолжение истории Алисы Тепляковой со стороны родителей студентов и педагогов
— Уже встречала этот аргумент в комментариях под статьями об Алисе. Но что там такого уж недетского?
— Например, на лекциях по психологии обсуждали насильников, самоубийства, Эдипов комплекс, пациентку Фрейда, которая испытывала сексуальное возбуждение, когда ее бил отец…
— Это на первом курсе рассказывают?
— Да. А анатомия и физиология ЦНС (центральной нервной системы) даже взрослых девиц в транс вгоняет. На лекции в сентябре профессор пошутил, указывая на изображение голого человека: мол, в следующем году придется прикрывать фиговым листочком.
— Программа первого курса вообще сложная?
— Не просто сложная, а очень сложная. Попробуйте осилить хотя бы одну страницу психологической теории Леонтьева. Прочитать это можно, но осмыслить трудно даже взрослым. Кроме того, на первом курсе сложная линейная алгебра. Алиса сдала ЕГЭ на низкий балл, подозреваю, что интегралы и логарифмы она знает не очень хорошо.
— Какие экзамены сдают первокурсники?
— Русский, математику, право, введение в психологию и анатомию ЦНС.
— Серьезное испытание. Но, может, папа сможет Алисе помочь, он ведь тоже по образованию психолог?
— Когда сдавали онлайн, это было возможно. Но сейчас возвращается оффлайн, и Алисе придется все сдавать самой. Если, конечно, не будет каких-то преференций от факультета.
Но вообще, я не понимаю, зачем так обходиться с собственным ребенком? Дочь говорит, что Алиса похожа на обычную девочку, которой нравится прыгать в классики, что она и делает в перерывах между парами…
«Над девочкой ставят эксперимент»
— Тепляковы говорят, что у них революционная методика обучения детей. И, судя по комментариям, есть люди, которые их поддерживают и все это одобряют.
— Может ли ребенок в девять лет освоить такие массивы информации по психологии, философии, логике?
— Никаких данных о том, что девочка освоила дисциплины на должном уровне, пока нет. Думаю, что это все-таки имитация. Чтобы постичь философию, нужно иметь собственный жизненный опыт, который позволяет пережить чужой опыт, осмыслить чужие суждения и сформировать на этом сплаве собственного и чужого нечто новое. У этого маленького человека еще нет опыта, который позволяет рассматривать категории добра, зла, смерти, любви…
Говоря простыми словами, в этом возрасте мозг и психика имеют предел по восприятию и вдумчивому перевариванию информации. Если этот предел перейти, будет сбой. Именно так, по словам нашей собеседницы, произошло с американским вундеркиндом-математиком Уильямом Сайдисом. Мальчик в 11 лет стал студентом Гарварда, очень много знал, но его психика не выдержала. Аналогии между Сайдисом и Алисой четко прослеживается еще и в том, что там тоже папе очень нужен был ребенок-гений.
Ольге Остроумовой – 74: Почему одна из самых красивых актрис так мало снималась в кино и не жалела об этом
21 сентября исполнилось 74 года известной актрисе театра и кино, народной артистке России Ольге Остроумовой. Она начала сниматься в кино еще во время учебы в ГИТИСе и сразу заставила о себе заговорить. «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Гараж» – после выхода этих фильмов в 1970-х гг. ее называли одной из самых ярких советских актрис. Но после такого мощного старта Остроумова долгое время появлялась на экранах преимущественно в телеспектаклях. Ей поступало много предложений от кинорежиссеров, но она чаще всего отвечала им отказом. И не жалеет об этом, ведь выбрала то, что было для нее гораздо более важным.
Стремительный взлет и первые разочарования
Актриса в юности | Фото: kino-teatr ru
Ольга Остроумова мечтала стать актрисой с самого детства – с тех самых пор, когда впервые попала в театр в 10 лет. Вот только никто из ее близких об этом даже не догадывался, ведь в школьные годы она не участвовала в художественной самодеятельности и не занималась в драмкружке. Ольга рассказывала: «Никаких сценок, монтажей, концертов. Потому все мои друзья, родители и даже учителя ну просто шокированы были моим решением уехать в Москву и поступать в ГИТИС».
Актриса в юности | Фото: kino-teatr ru
Она родилась в Бугуруслане – маленьком городке Оренбургской области, выросла в Куйбышеве, а после школы отправилась в Москву. Никаких других театральных вузов, кроме ГИТИСа, она не знала, а во ВГИК не хотела поступать из-за того, что изначально не мечтала сниматься в кино и видела себя театральной актрисой. Тем не менее всесоюзную славу ей принес именно кинематограф.
Ольга Остроумова в фильме *Доживем до понедельника*, 1968 | Фото: kino-teatr ru
Уже на втором курсе Остроумову пригласили в труппу московского ТЮЗа, а на третьем она сыграла свою первую роль в кино – школьницу Риту Черкасову в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Этот режиссер стал ее крестным отцом в кино, ведь следующую свою звездную роль – Женьку Комелькову в фильме «А зори здесь тихие» – она сыграла тоже у него.
Ольга Остроумова в фильме *А зори здесь тихие*, 1972 | Фото: kino-teatr ru
И первая популярность, и первое разочарование в профессии пришли к ней в самом начале творческого пути. После дебютной роли были два неудачных фильма, и Остроумова поспешно сделала вывод о том, что истинным искусством может быть только театр, а кино – это «сплошное производство и монтажи», а потому сниматься она больше не будет. Но оглушительный успех фильма «А зори здесь тихие» заставил ее усомниться в правильности таких категоричных суждений.
Идеал женщины 1970-х
Кадр из фильма *Любовь земная*, 1974 | Фото: kino-teatr ru
А потом были роли в фильмах «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», и к концу 1970-х гг. Остроумова превратилась в одну из самых ярких, востребованных и любимых в народе звезд советского кино. Правда, слава не приносила ей никакой радости. После спектаклей в театре к ней подходили зрители и восхищенно говорили: «Какая же вы красивая!» А она мечтала услышать то, что обычно слышала ее коллега, Лия Ахеджакова: «Какая же вы талантливая!»
Кадр из фильма *Гараж*, 1979 | Фото: kino-teatr ru
Ее театральные успехи волновали ее намного больше, чем съемки в кино. О всенародной славе она никогда не мечтала и тяготилась ею. «На сцене хочу быть первой, а в жизни стараюсь быть незаметной, не выделяться. Бывает приятно, когда меня благодарят за театральные работы. Или тактично узнают. У нас ведь народ – либо сразу по плечу, либо громко: «Это она? Да нет, не она. Да ты посмотри на нее, у той такие глаза, волосы, а у этой…» Я столько оскорблений наслушалась! Есть актрисы, которые не выходят без макияжа из дома. Они и в жизни поддерживают экранный или сценический имидж. Я – нет», – признавалась актриса.
Ольга Остроумова в фильме *Василий и Василиса*, 1981 | Фото: kino-teatr ru
После выхода фильма «А зори здесь тихие» ее называли «идеалом женщины», воплощением манкой женственности, но сама она своей любимой киноработой называла другой фильм, который большинство зрителей, скорее всего, даже не видели, – «Василий и Василиса». Остроумова говорила, что если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход». Так же актриса дорожила образами Глафиры в постановке «Волки и овцы», Эммы в «Мадам Бовари» и Елены в «Днях Турбиных».
Долгий путь к счастью
Актриса с мужем Михаилом Левитиным и детьми
Однажды в юности Остроумова опрометчиво сказала: «Пошли мне Бог столько страданий, чтобы я могла стать хорошей артисткой». Страданий на ее долю действительно выпало немало, ведь личное счастье актриса нашла только в зрелые годы, в третьем браке с Валентином Гафтом. К тому моменту у нее за плечами был недолговечный студенческий брак и 23 года семейной жизни с режиссером Михаилом Левитиным.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт
До встречи с Гафтом она даже не представляла, что семейная жизнь может быть счастливой, ведь на протяжении долгих лет мирилась с многочисленными изменами и предательствами мужа, пытаясь сохранить брак ради двоих детей. Все заботы о семье легли на ее плечи, ведь супруг продолжал жить собственной жизнью и искать вдохновения вне брака.
Кадр из фильма *Тихие троечники*, 1980 | Фото: kino-teatr ru
От съемок актриса тогда отказывалась, а уйти из театра не смогла, хотя было очень тяжело заниматься воспитанием детей и продолжать актерскую карьеру. «Никто мне не помогал. Как говорю, не снимая калош, прибегала, бросалась к плите, что-то варила, кормила, стирала и снова убегала». Тем не менее семья всегда оставалась для нее на первом плане, и о несыгранных ролях в кино Остроумова не жалела.
«Театр – это не вся моя жизнь»
Народная артистка России Ольга Остроумова | Фото: kino-teatr ru
Несмотря на то, что в ее фильмографии могло бы быть вдвое больше ролей, Остроумова даже после того, как дети стали взрослыми, не спешила соглашаться на предложения кинорежиссеров и не боролась за роли. Даже высокие гонорары никогда не были для нее мотивом сниматься в откровенно слабых фильмах. Однажды ей предложили 5 тысяч долларов всего за один съемочный день. И нужно было всего-то сидеть за столиком в ресторане, изображая спутницу «какого-то крутого». На это Остроумова заявила, что она не манекенщица, а актриса, и ей нужны роли, а не эпизоды со статистками «с красивым лицом».
Ольга Остроумова в фильме *Прощальные гастроли*, 1992 | Фото: kino-teatr ru
Ольга Остроумова никогда не утверждала, что она в первую очередь театральная актриса и считала себя «просто актрисой», но при этом театр называла своим домом. Она не жалела о том, что не только на съемочной площадке, но и на сцене не сыграла многих ролей, например, из классического репертуара – ни Чехова, ни Тургенева. Но тем не менее на свою актерскую судьбу Остроумова не жалуется и считает ее счастливой.
Ольга Остроумова в сериале *Не родись красивой*, 2005 | Фото: kino-teatr ru
Актриса говорит: «Как бы много упущено. Но что-то другое было в жизни. Было рождение детей. Я никогда не отделяю театр от жизни. Театр – это не вся моя жизнь, это часть жизни. Я далеко не всем жертвовала ради театра. Наоборот, я чаще жертвовала театром ради жизни. Поэтому я не думаю, что я чего-то не успела, потому что дети. Нет. Я чего-то не успела, зато у меня дети!».
Сегодня официально признанному лучшему в мире Шерлоку Холмсу исполнилось 86 лет!
Крепкого здоровья и долголетия великолепному актёру, режиссёру, художнику, писателю, народному артисту РСФСР Василию Борисовичу Ливанову.
1992. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
С 1 сентября в России введут новую выплату для молодежи
Выплаты на культурное развитие молодежи: с 1 сентября в России появятся «Пушкинские карты», на которые будут зачисляться деньги — их молодые люди смогут тратить на походы в музеи, кино или театры🎭
Как выглядели актёры советского кино и театра в молодости
Леонид Фёдорович Быков.
Николай Николаевич Рыбников
Георгий Михайлович Вицин
Александр Борисович Белявский
Александр Анатольевич Ширвиндт
Лев Константинович Дуров
Армен Борисович Джигарханян
Любовь Григорьевна Полищук
Алиса Бруновна Фрейндлих
Олег Иванович Даль
Владимир Семёнович Высоцкий
Анастасия Александровна Вертинская
Александр Викторович Збруев
Владимир Сергеевич Ивашов.
Нина Ивановна Русланова
Михаил Иванович Пуговкин
Михаил Иванович Кононов
Олег Павлович Табаков
Георгий Степанович Жженов
Георгий Александрович Юматов
Андрей Игоревич Харитонов
Инна Михайловна Чурикова
Николай Афанасьевич Крючков
Виктор Павлович Павлов
Галина Александровна Польских
Кого не увидели не стесняйтесь добавляйте!))
Ответ на пост «На студентах это тоже работает»
Мы на 3-м курсе института, нужно сдавать экзамен по экономике (вообще не профильный предмет), приехали в другой корпус, а тут выясняется что наш преподаватель заболел, принимать будет другой. Мы к нему, а у него сейчас пара, а до неё большая перемена, получается нам больше двух часов гулять нужно. Ну, мы давай и так, и сяк уговаривать, он не ведется. Минут через 15 он вышёл хмурый, я, говорит, курить, подумаю что можно сделать. Сходил, вернулся, подошёл к одному и говорит: никому не расходиться, как я зайду в кабинет заходи за мной.
Начало пары, заходят студенты экономисты, наш за ними, через минуту выходит с бледным лицом и пачкой билетов, говорит «препод сказал чтобы нашли аудиторию, тихо сели, выбрали по билету и написали как на письменном экзамене, как будет наша пара – по одному «на сдачу».
Мы офигели, разобрали билетый, давай решать, а предмет толком не учили, не помним ничего, кто в библиотеку побежал, кто домой к компьютеру…
Прошло 2 часа, заходит первый и… пропал. Выходит минут через 15 и обречённо так говорит: «Пацаны! Он нас как последних лохов развёл! Те билеты, на которые мы ответы писали, это 4-й курс экономфака!». Мы все такие «как так?!», а препод вышел, ржёт, вы, говорит, реально задолбали мешать, не знал уж как вас спровадить вот и раздал первое что под руку попалось. Я думал вы минут 10 почитаете и назад придёте скажете что дал не то, смотрю вас нет, думал вы разошлись просто.
P.S.: как итог конечно все кто принёс письменный ответ хотя бы на 3 сдали, за старания 🙂
1963 год. Дискуссия о том, кто сегодня может считать себя действительно образованным и культурным человеком с участием студентов высших учебных заведений Москвы.
Съёмки проходили в аудитории Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Думаю, в эпоху ЕГЭ и «галочек в тестах» подобные дискуссии (на разные темы) должны проходить в любом учебном заведении, потому что на них молодые люди учатся формулировать и выражать свои мысли, размышлять и вести диалог.
Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Поздравляем с 86-летием талантливого и обаятельного Юрия Соломина!
Шикарные Пельтцер и Абдулов в легендарной «Поминальной молитве»: тогда уже Абдулов говорил текст за них двоих.
6 июня любимую актрису вспоминали поклонники таланта Татьяны Пельтцер: ей исполнилось бы 117 лет (1904-1992).
Актёрская судьба Татьяны Пельтцер складывалась нелегко, но это оказалась именно её судьба, от которой невозможно уйти. Сначала, ещё не имя специального образования, Татьяна Ивановна играла в разных театрах, потом в 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с ним в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Но жить без России и без театра Пельтцер не смогла, а посему развелась с мужем (тёплые отношения они сохраняли всю жизнь) и вернулась домой.
Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Решения задач по теор.механике из сборника Кепе О.Э. (Глава 1. Система сходящихся сил)
Приветствую! Продолжаю пилить видеоуроки по теоретической механике, пока что на примере решения задач из одного годного сборника.
Раздел кинематики почти был закончен, была большая пауза с выпуском роликов. Так что с новым семестром и с новыми студентами актуальнее было начать раздел статики.
И вот разобрали материал первой главы на систему сходящихся сил. Каких-то нововведений нет по организационной части, так что просто следующая порция контента, который появляется на стримах.
Тема 1.1. Сложение и разложение сходящихся сил в плоскости (задачи с 1.1.1 по 1.1.19):
Тема 1.2. Равновесие плоской системы сходящихся сил (1/2) (задачи с 1.2.1 по 1.2.10):
Тема 1.2. Равновесие плоской системы сходящихся сил (2/2) (задачи с 1.2.11 по 1.2.25):
Тема 1.3. Сложение и разложение сходящихся сил в пространстве (задачи с 1.3.1 по 1.3.10):
Тема 1.4. Равновесие пространственной системы сходящихся сил (задачи с 1.4.1 по 1.4.10):
Сегодня исполнилось бы 88 лет замечательному актёру театра и кино Георгию Буркову (1933-1990). Тонкий, умный и очень талантливый, Георгий Иванович сыграл много ролей, раскрывшись в них как актёр огромного диапазона. Одинаково достоверным и обаятельным он был в классических постановках и в пьесах современных авторов, мы помним его героев в комедиях Эльдара Рязанова («Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Старики-разбойники», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово»), а также в пронзительных картинах Василия Шукшина («Печки-лавочки», «Калина красная»), в драматических ролях в фильмах «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Подранки» Николая Губенко и многих других. Колоритным голосом Георгия Буркова говорят персонажи многих мультфильмов, а также Заслуженный артист РСФСР оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадей, в которых сокровенные мысли перемежались с размышлениями об искусстве.
1984. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Ответ ZoMi в «Иностранные студенты требуют снизить проходной бал на высоком экзамене в медунивере»
Прокомментирую это как краевед, непосредственно курирующий набор иностранцев не только в отдельно взятом вузе, но и по межвузовским программам.
4. Вот тут соглашусь. Базовые знания по техническим предметам ниже, чем в среднем у российских. Это касается, большинства стран, включая Европу и США, исключение, пожалуй, Китай, Япония и Иран.
8. Ой, большинство студентов не читает объявления.))))))))))) У нас есть: 1. Новостная лента в университетском интранете 2. Рассылка на почту и в личные сообщения в личном кабинете студента в системе университета 3. Телеграм-канал 4. Новостная лента в ВК и ФБ 5. Специальный сайт для студентов 6. Сотраницы в соц сетях у программ / деканатов 7. Звонки и сообщения в соцсетях от сотрудников студенческого офиса (трубку не берут, сообщения с незнакомых аккаунтов в соц сетях не читают). И таки, несмотря на всю это информационную бомбардировку, около 20% российских студентов уходят в несознанку «не читал, не видел, не знаю, никто не сказал».
У иностранцев таких, побольше, около 25%, но их ещё отдельно клюют из офиса обучения иностранных студентов, так что шансов уйти в несознанку меньше.
В общем, иностранцы «бесячий контингент» для тех, кто «не умеет их готовить». Они, конечно, более беспокойные, но у меня с ними проблем в разы меньше, чем с россиянами.