как работает церковь на пасху

Ночное пасхальное богослужение: что происходит во время самой радостной службы в году?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Текст пасхальной службы скачать

Приближается Пасха, и скоро православные христиане будут приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос Воскресе». Об особенностях самого радостного богослужения в году рассказывает игумен Силуан (Туманов)

как работает церковь на пасху. Смотреть фото как работает церковь на пасху. Смотреть картинку как работает церковь на пасху. Картинка про как работает церковь на пасху. Фото как работает церковь на пасхуРаз в год, по весне, когда земля сбрасывает с себя снежный покров и воздух наполняется прохладной свежестью и чириканьем решивших наконец-то вернуться на родину птиц, многие люди независимо от того, ходят ли они в храм и молятся ли дома, начинают взволнованно спрашивать: «Когда?!»«Когда в этом году будут праздновать Пасху? Успеем ли мы. А то ведь хлопот много. Надо не ударить лицом в грязь и покрасить-таки яйца и напечь куличи по рецептам, претендующим на строгое следование старинным традициям. А потом отпраздновать как полагается: съездить на кладбище к родным, всплакнуть на могилке, оставить там водочки с краюшкой хлеба, и домой: накрыть стол, опять же выпить водочки, но перед этим обязательно съесть освященное яйцо, иначе грех!».

Неделя перед Пасхой у большинства проходит в приятных кулинарных хлопотах, «чтоб всё как у людей», и накануне пасхального воскресенья вереницы верующих в душе людей впервые за год переступают церковную ограду и выкладывают свои кулинарные шедевры на стол, ожидая заметно приуставшего батюшку с кропилом и глазами, ожидающими чего-то гораздо более главного, чем освящение куличей.

Очередь большая, пока батюшку дождемся, успеем поговорить с соседями. И тут выясняется: освящением пищи праздник не заканчивается и не ограничивается. Особая праздничная служба начинается в полночь, а закончится около трех ночи.

Да что же в храме так долго делать? Ну ладно, крестный ход обойдет вокруг церкви с колокольным звоном – это все знают, но это минут пятнадцать. А потом что? И зачем?

Интересно. Раз все пойдут, пойдем и мы.

На ночное пасхальное богослужение лучше приходить заранее. И заранее подумать, в какой храм. Народ будет везде, но там, где лучше хор или храм центральный, давно открытый, людей будет больше.

Лучше всего принести с собой… себя. То есть своё внимание, свою готовность к радости, свою готовность не отвлекаться на неудобства и искушения ради того, чтобы встретить как положено Праздник Праздников и Торжество из Торжеств.

Пасхальная полунощница

Праздничное богослужение начинается не сразу в полночь с субботы на воскресенье, а чуть раньше, немного позже 23.00.

Мы входим в наполненный народом полутемный храм. Паникадила – большие люстры – выключены. Перед закрытыми Царскими вратами на амвоне стоит большая подставка в виде гробницы. На ней лежит Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе.

Еще несколько молитв – и полунощница заканчивается.

Крестный ход

Есть разные традиции. Где-то пасхальная заутреня начинается ровно в полночь, и предваряющий её крестный ход начинается, соответственно, минут за 15 до неё. Где-то в полночь начинается сам крестный ход.

В любом случае, без крестного хода не обойтись.

Символизируя переход от мрака язычества к свету христианства, живописно оттеняя свет Воскресения Христова, крестный ход начинается в темном храме, освещенном лишь горящими в руках людей свечами.

Если настоятель знаком с греческими традициями, то он может вынести огонь для прихожан из алтаря под пение особой стихиры: «Приидите, приимите свет от Невечерняго Света и прославите Христа воскресшаго из мертвых!»

как работает церковь на пасху. Смотреть фото как работает церковь на пасху. Смотреть картинку как работает церковь на пасху. Картинка про как работает церковь на пасху. Фото как работает церковь на пасху

Фото Санкт-Петербургской Духовной академии

Если такой традиции нет, то люди зажигают свечи самостоятельно.

Итак, после небольшой паузы и зажжения свечей, священнослужители в алтаре, при закрытых вратах и завесе иконостаса, трижды поют стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время совершается троекратное каждение в алтаре вокруг престола. Мы его не видим, но слышим позвякивание кадила, доносится благоухание ароматного ладана.

Стихира поётся каждый раз всё громче, её подхватывает хор. Открываются Царские врата, всё еще в темноте священнослужители в белых одеждах, напоминающих нам о том, что в древности прямо накануне Пасхи крестили всех, желающих стать христианами, выходят из алтаря.

Хору уже подпевают все прихожане. Слышен ликующий звон колоколов. Впереди священников идут заранее приготовившиеся прихожане и алтарники, несущие особый фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. Далее идут попарно хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие настоятель храма с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне, прикрыв руки платками из благоговения к святыне.

За священниками идём и все мы – прихожане. Неторопливо обходим вокруг храма. Душа звенит внутри в такт колоколам, уста поют святые и таинственные слова, а руки заботливо прикрывают пламя свечки от прохладного ночного весеннего ветерка.

Вот все подходят к входу в храм, он называет притвор. Входные, западные двери уже специально закрыты.

Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и прославляет Святую Троицу.

Затем священнослужители поют особые стихи. Их мы будем слышать в начале каждого богослужения и иногда в других местах службы. Это называется пасхальным началом:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», и пр.

На каждый стих певцы снова поют тропарь «Христос воскресе».

Время от времени настоятель обращается ко всем с приветствием: «Христос воскресе!». В ответ надо как можно громче ответить: «Воистину воскресе!» Не бойтесь, не молчите — это ночь особой радости.

Отверзаются церковные двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Храм наполняется светом всех светильников. Начинается светлая пасхальная заутреня, то есть утреня, начинающаяся задолго до рассвета.

Заутреня и литургия

Вот все вошли в храм, встали на своих местах. Диакон произносит великую ектению, то есть много коротких прошений к Богу о наших духовных и телесных нуждах, на которые хор поёт «Господи, помилуй». После возгласа священника хор начинает петь пасхальный канон из восьми частей, сочинение св. Иоанна Дамаскина, жившего в IX веке в Сирии – венец духовных песней.

Поёт хор то торжественно, то быстро. На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители в одеяниях разного цвета с крестом и кадилом быстро обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!» (Не забудьте громко ответить «Воистину воскресе!») Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.

как работает церковь на пасху. Смотреть фото как работает церковь на пасху. Смотреть картинку как работает церковь на пасху. Картинка про как работает церковь на пасху. Фото как работает церковь на пасху

«Фото Санкт-Петербургской Духовной академии»

Понятно, что создается некоторая праздничная кутерьма, людям надо постоянно тесниться, чтобы пропустить священников, при этом мы стараемся не поджечь друг друга свечами, которые все еще держим в руке. Так что текст пасхального канона становится фоновым шумом и проходит мимо нас. Зря, конечно.

Пасхальный канон — это выдающееся произведение церковной словесности. Пышный, по-византийски изобилующий красивыми речевыми оборотами и сравнениями, он вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.

Вот отрывки канона в переводе на русский язык:

Воскресения день! Просияем люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам Христос Бог нас, песнь победную поющих, перевел.

Придите, будем пить питие новое, не чудесно изводимое из бесплодного камня (как Моисеем в Ветхом Завете), но источник бессмертия, источаемый из гроба Христом, на Котором (как на твердом основании, камне) мы утверждаемся.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, и с Тобою, воскресшим в сей день, восстаю; распинался я с Тобою вчера: Сам прославь меня с Собой, Спаситель, в Твоем Царстве!

Предок Твой Давид перед ковчегом (который в Ветхом Завете как тень напоминал о Тебе), плясал; и мы, святой народ Божий, исполнение пророчеств видя, возрадуемся боговдохновенно, ибо воскрес Христос, как всемогущий.

Христос как однолетний агнец, (приносимый в жертву в Ветхом Завете на Пасху) для нас – добрый венец, (завершивший действие Ветхого Завета), Благословенный добровольно заколот в оставление грехов всех, как Пасха очистительная, и вновь воссиял нам из гроба прекрасным правды Солнцем.

Бодрствовать будем с раннего утра и вместо ароматного масла принесем Владыке пение, и Христа узрим – правды Солнце, всем жизнь излучающее.

Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение, иной – вечной – жизни начало, и в восторге воспеваем тому Виновника – Единого благословенного Бога наших отцов и препрославленного.

Заканчивается канон торжественно-печальным пением экзапостилария:

А затем звучат ликующие стихиры Пасхи:

В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами. Это называется «христосоваться».

По Уставу священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и здесь христосуются с каждым из прихожан. Но в наше время при большом количестве прихожан священник, выйдя с крестом на солею, с троекратным возглашением «Христос воскресе!» осеняет всех крестом на три стороны, после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами очень древний. Уже ученики Христа «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность христианской веры.

После христосования читается особое «Огласительное слово» св. Иоанна Златоустого, рассказывающее о духовной сути праздника:

«…все войдите в радость Господа своего! … богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздерживавшиеся и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто да не уйдет голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Предвосхищая это, Исаия восклицал: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв даже в гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, первый восстал из умерших, (показав и нам путь). Ему слава и Его могущество во веки веков! Аминь».

Еще споют несколько песнопений (вообще чтений в эту ночь будет мало) и начинается литургия, за которой можно услышать чтение Евангелия на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

В конце службы, после причащения самых верных и стойких прихожан, не ушедших после крестного хода, освятят особый хлеб, напоминающий громадную просфору. Он называет Артос, что в переводе с древнегреческого и означает – Хлеб. Его будут всю неделю носить на крестных ходах, разрежут и раздадут людям через неделю, в субботу, как большую святыню.

И вот только потом все идем из храма в трапезную – храмовую, или домой, — и разговляемся.

Вот и вся ночная служба. Вот три часа, отданные в жертву Богу. Вот она, святая усталость и ощущение тайны и не зря прожитого времени.

Кстати, если Вы не все расслышали и поняли на ночной службе, можно в спокойствии, без ночной усталости, без мыслей о сне и разговении помолиться на таких же пасхальных богослужениях в течение всей Пасхальной седмицы – недели после воскресенья Пасхи, утром и вечером. И тем самым дополнить радость ночной молитвы. И душу напитать той благодатной пищей, которая укрепит нас на весь оставшийся до следующей Пасхи год.

Не тот год, который начинается под звон курантов в январе, а богослужебный год, начатый под звон пасхальных колоколов.

Мы знаем, что время приводит нас к смерти.

Вечность, в которую так зовет душа, взволнованная ясной тайной Воскресения.

Вечность с Богом, Имя Которого мы носим, и Которым освящаем все свои пути на этой Земле.

Вечность, которая может стать для каждого из нас подлинной, уже не нуждающейся в символах, разговениях и обрядах, Пасхой.

Источник

Пасхальное богослужение: все о пасхальном богослужении

как работает церковь на пасху. Смотреть фото как работает церковь на пасху. Смотреть картинку как работает церковь на пасху. Картинка про как работает церковь на пасху. Фото как работает церковь на пасху

Как происходит пасхальное богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!» Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и обходит храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста. Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый понедельник, Светлый вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые среду и пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

До конца XVI века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени — венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающихся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме — всю Пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне: Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

Вы прочитали статью Пасхальное богослужение. Читайте и другие материалы на эту тему:

Источник

Все о службе в церкви на Пасху: начало, сколько идет и как проходит

Служба в церкви на Пасху — особенно торжественна, поскольку знаменует собой главное для христиан событие года. В спасительную ночь Светлого Христова Воскресения принято бодрствовать. С вечера в Великую Субботу в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы.

Начало праздничной службы

Начнем с вопроса, во сколько служба в церкви на Пасху начинается. Итак, если вы планируете бодрствовать в пасхальную ночь, то должны знать, что начало службы в церкви на Пасху стартует незадолго до полуночи, когда во всех храмах служат полунощницу.

В это время иерей с диаконом направляются к Плащанице, вокруг нее совершают каждение. При этом поют «Возстану бо и прославлюся», после чего поднимают Плащаницу и относят ее на алтарь.

как работает церковь на пасху. Смотреть фото как работает церковь на пасху. Смотреть картинку как работает церковь на пасху. Картинка про как работает церковь на пасху. Фото как работает церковь на пасху

Как проходит служба в Церкви на Пасху? Есть ряд важных моментов. Плащаницу располагают на святом Престоле, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. В эти минуты все священнослужители в полном облачении выстраиваются по чину у Престола. В храме зажигают свечи.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах (двустворчатые двери напротив Престола в алтаре, главные врата иконостаса в православном храме) священнослужители тихо поют стихиру (текст, приуроченный к стихам псалма) о воскресении Спасителя мира.

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Завесу открывают и снова уже громче поют ту же стихиру. Царские Врата открываются. Стихиру о воскресении Спасителя поют в полный голос.

Крестный ход

Еще одна важная часть пасхальной ночи — шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход проводят вокруг здания храма в сопровождении непрекращающегося трезвона.

В самом начале крестного хода несут фонарь, за ним располагается запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. За ними, располагаясь двумя рядами, следуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами в руках, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники.

как работает церковь на пасху. Смотреть фото как работает церковь на пасху. Смотреть картинку как работает церковь на пасху. Картинка про как работает церковь на пасху. Фото как работает церковь на пасху

Последняя пара священников (тот из пары, который располагается справа), несет Евангелие, в руках у священника, следующего слева — икона Воскресения. Замыкает Крестный ход — предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Сколько идет служба в церкви на Пасху? Праздничное ночное богослужение длится до 2-3 часов ночи. Учитывайте этот момент, если планируете прийти в храм с детьми. После Крестного хода начинается утреня, которая продолжается Божественной литургией.

В этот время верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы планируете приобщиться к причащению, следует заранее сходить на исповедь и получить благословение. Это необходимо потому, что перед причащением следует быть чистым и телом, и духом.

Окончание утрени

По окончании утрени вы увидите, как священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. После этого они христосуются с каждым из молящихся, если храм небольшой и это позволяет количество верующих.

как работает церковь на пасху. Смотреть фото как работает церковь на пасху. Смотреть картинку как работает церковь на пасху. Картинка про как работает церковь на пасху. Фото как работает церковь на пасху

Обычно в больших храмах, куда на пасхальное богослужение приходит много верующих, священник произносит от себя краткое приветствие и завершает его троекратным «Христос воскресе!», при этом осеняя Крестом на три стороны, после чего возвращается на алтарь. В краткой фразе «Христос воскресе!» заключается вся сущность веры.

Пасхальные часы и Литургия

Во многих храмах за окончанием утрени следуют пасхальные часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме. Всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией диакон совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение проводят несколько священников, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. Во время чтения Евангелия с колокольни доносится «перебор», когда ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Как себя вести в храме

Входя в церковь, необходимо трижды перекреститься с поясными поклонами: тремя пальцами только правой рукой. Обязательно при этом снимите перчатки. Мужчины должны снять головной убор.

Если вы хотите обратиться к священнику, сначала нужно сказать: «Батюшка, благословите!». После этого можно задавать вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно — ладонями вверх правую на левую и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Храм, тем более в пасхальную ночь — особенное место, что происходит духовное таинство. Поэтому следует вести себя соответственно. Помните о том, что пока продолжается церковная служба, не рекомендуется поворачиваться спиной к алтарю.

как работает церковь на пасху. Смотреть фото как работает церковь на пасху. Смотреть картинку как работает церковь на пасху. Картинка про как работает церковь на пасху. Фото как работает церковь на пасху

Если вы пришли с ребенком, заранее объясните ему, что здесь нужно вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться. Не пользуйтесь мобильным телефоном в храме и не позволяйте этого делать ребенку. Переключите аппарат на режим без звука. Пока проходит пасхальная служба, вы должны быть сосредоточены исключительно на этом.

Пока вы стоите в числе других верующих во время службы, и священник по время чтения осеняет вас крестом, Евангелием и образом, в этот момент нужно слегка поклониться. Крестным знаменем себя принято осенять в тот момент, когда вы слышите слова: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сын, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу».

Покидая храм, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *