как работать дома и не сойти с ума
Удалённая работа. Как начать работать из дома и не сойти с ума
Всё большее количество компаний переводят своих сотрудников на работу из дома. Этот тренд ускорился пандемией коронавируса. Меньше контактов – меньше вероятности заболеть. Работу, при этом, выполнять, всё равно, нужно. Не затрагивая технических сложностей перевода сотрудников на удалённую работу (пусть об этом голова болит у работодателя), хочу остановиться на теме проблемы работы из дома и возникающего стресса.
Начиная со школы, мы чётко для себя научились разграничивать личное пространство, дом, где можно заниматься своими делами и местом учёбы/работы, со своими требования к внешнему виду и правилами поведения. После стольких лет научения приходится резко менять свои привычки, что приводит к стрессу, неудовлетворённости в работе, личной жизни. Возникают неизбежные конфликты, ссоры, что только подстёгивает недовольство собой, замыкая проблемный круг.
Кто я такой, чтобы давать советы? У меня большой опыт удалённой работы. За больше, чем 10 лет я испробовал различные лайфхаки «из интернета» и книг по тайм-менеджменту. Любое изменение в стиле работы, поведению, требует усилий. Внедрение нерабочей же практики вызывает внутренний протест и стойкое нежелание что-то менять в будущем. Я хочу поделиться своим опытом и знаниями, которые помогут избегнуть стресса и плавно переключиться на удалённую работу.
Как же начать работать из дома и не сойти с ума?
Подготовка
Рабочее пространство. Постарайтесь найти место, откуда домашние не будут периодически вас просить пересесть. Обеденный стол, где собирается вся семья, крайне неудачный вариант.
Время работы. Каков ваш график был в офисе? Проговорите ещё раз с руководителем о времени начала и окончания работы. Таким образом, вы сразу выясните ожидания своего начальника и избежите неприятных сюрпризов;
Разговор с домашними. Это трудный, но важный шаг, который необходимо пройти. Объясните, что в ваше обычное время работы, вы будете не доступны для личных дел, просьб или походов в магазин. Расскажите, что вы будете игнорировать просьбы не потому, что стали эгоистом, а находитесь на работе. Зачастую, потребуется не один разговор, чтобы домашние приняли новые правила.
Рабочее время
Не ломайте свои привычки! Встаёте в рабочие будни в 6? Продолжайте. Смена ритмов негативно сказывается на организме и вызывает стресс. Иллюзия дополнительного времени, которое появляется из-за близости кровати и рабочего места, к сожалению, остаётся лишь иллюзией. Стресс лишь увеличит время, которое вы обычно тратили на знакомые действия по работе, вызывая досаду и неудовольствие собой;
Включение в рабочий процесс. В среднем, для полного переключения к новой задаче требуется около 20 минут. Отличное время для прогулки! Не бросайтесь сразу за своё рабочее место, потратьте это время с умом. Сила привычки в нас настолько велика, что организм будет ждать поездки на работу. Помогите ему в этом! У вас есть 20 минут, чтобы прогуляться и переключить свои мысли с домашних дел на рабочие. Попробуйте использовать счётчик шагов. Если раньше рекомендованные 10тыс шагов давались с трудом, то сейчас можно поставить себе цель их достигнуть;
Скажите домашним о начале рабочего дня. Да, уже вы рассказали им, что работаете из дома. Да, все согласились. Да, всё поняли. Не лишним будет напомнить, что с этого момента вы на работе;
Одежда. Даже если не предполагается участие в видеоконференциях, оставьте домашнюю одежду для того времени, когда вы закончите работать. Обманите свой мозг, не дайте ему почувствовать, что вы дома и можете расслабиться.
Подготовьте список дел на неделю/день. Отбросьте застарелые стереотипы, что русские могут работать только в авральном режиме. Без планирования мы не отправили бы человека в космос. Оглянитесь вокруг себя. Вы найдёте в своём окружении людей организованных и целеустремлённых. Стремитесь к лучшим примерам!
Одно из частых возражений на планирование является быстрая изменчивость мира. Но для того и существуют планы, чтобы реагировать на внешнее непостоянство. Процесс чистки зубов не нуждается в планировании, потому что он предсказуем и интуитивно понятен.
Список дел на день или неделю должен быть обязательно материальным – будь то планировщик задач, ежедневник или лист бумаги и быть всегда перед глазами. Вычёркивайте выполненные задачи, смотрите, что необходимо выполнить следом, дополняйте его, если необходимо.
Когда составлять план? Всё зависит от характера вашей работы и личных предпочтений. Попробуйте как с утра, так и с подведением итогов дня, вечером;
Виртуальные рабочие столы. Большой соблазн остаётся смотреть что-то, не относящееся к рабочим вопросам. Попробуйте использовать виртуальные рабочие столы – один для работы, один для всего остального. Таким образом, вы уберёте отвлекающие приложения и сайты. Станет меньше соблазна делать что-то иное;
Завершение рабочего дня. Настало время закончить дела на сегодня и вернуться домой. Сходите снова на прогулку, попробуйте побить утренний результат по шагам. Вернувшись, обязательно скажите домашним, что на сегодня работать вы закончили.
В дополнение
Жизнь вносит свои коррективы в разработанный график, в желание делать всё правильно или по-новому. На каждый момент жизни не разработаешь план, не дашь совета. Попробуйте лишь задать себе один вопрос: «Как бы я поступил, будучи в офисе, на виду у своих коллег?».
30 советов, как эффективно трудиться и не сойти с ума, работая дома
Тем, кому знакомы прелести работы дома (на себя, фрилансером или удаленно на ставку), также знаком соблазн поваляться на диване и затягивание сроков.
Я тоже люблю вздремнуть часок-другой, но это должно быть перерывом, а не постоянным рабочим режимом.
С другой стороны, работа дома приводит к размытию границ между работой и личной жизнью — если работать чересчур много, то не останется времени и сил на жизнь как таковую.
Так как же работать эффективно и в то же время не довести себя до нервного истощения? Я недавно уволился с постоянной работы и поэтому спросил совета у читателей своего блога. Они, как и всегда, откликнулись на мою просьбу, и я отобрал наиболее понравившиеся мне рекомендации, чтобы люди могли использовать их как руководство (ну, я тоже собираюсь руководствоваться этими советами).
Несколько замечаний, прежде чем перейти к списку советов: еще раз, это советы от читателей, так что все благодарности — им. Так как собраны рекомендации от разных людей, они могут показаться противоречивыми, поэтому лучше всего отобрать те из них, которые, вероятно, будут работать именно для вас, и попробовать их использовать. Если идея не работает — вернитесь к списку и выберите что-то другое. Не пытайтесь следовать всем советам, и уж точно не всем сразу и одновременно.
Установите распорядок рабочего дня и придерживайтесь его.
Не начинайте работать сразу, только вскочив с постели. Позавтракайте, примите душ, оденьтесь. Составьте список дел на сегодня и начинайте работу.
Закрывайте дверь. Очень просто оставить открытой дверь в комнату, где вы работаете. Не делайте этого. Если дверь открыта, это кое-что значит для вас и вашей семьи. Для вас это означает, что если вам трудно или не хочется работать сегодня, то можно и не работать. Для вашей семьи открытая дверь показывает, что папочка дома, можно пойти и поболтать с ним.
Соблюдайте порядок на рабочем месте. Порядок на столе помогает поддерживать порядок в голове, что способствует более эффективной работе.
Выключайте телефон, когда нужно работать, не отвлекаясь. Также выключайте системы типа ICQ и уведомления о новой почте. Вообще, если возможно, отключайтесь от Интернета.
Не прекращайте работу, даже если выдался нелегкий день. Бывают дни, когда в голову не приходит никаких идей или просто понижается работоспособность. Приучите себя все-таки работать в такие дни. От «я сделаю это немного позже» легко перейти к «сложновато, хватит на сегодня». В итоге, работа не будет сделана никогда.
Составляйте три списка по три дела в каждом. Первый список — обязательные дела на сегодня. Второй — три вещи, которые желательно сделать, но не обязательно. В третьем списке — дела, которые надо сделать «когда-нибудь». Таким образом, под конец дня вы не будете бездельничать и размышлять, что бы еще такого сделать.
Как следует подготовьтесь к рабочему дню. Хорошенько позавтракайте, просто посидите в одиночестве. Расслабьтесь. Помолитесь. Просто убедитесь, что мозг не находится в режиме «я ненавижу работать».
Купите хорошее кресло. Прочное и удобное, возможно кожаное. Оно стоит потраченных денег.
Держите под рукой блокнот и карандаш. Кратко записывайте идеи заметок для блога, проектов и т.д. Приобретите доску для заметок и прикалывайте на нее листки с записями. Просматривайте пару раз в неделю, чтобы освежить в памяти вещи, которые стоит когда-нибудь сделать. Иногда лучшие результаты получаются в результате внезапно нахлынувшего вдохновения.
Делайте перерывы. Не запирайтесь в комнате на целый день. На каждый час работы делайте 15-30 минутный перерыв. Дайте мозгу время упорядочить сделанное и возвращайтесь к работе. Качество увеличится во сто крат.
Не возвращайтесь к работе, когда уже закончили рабочий день. Внезапная идея для статьи? Замечательно, набросайте план и отложите его на завтра.
По возможности, планируйте рабочий день в соответствии со свои природным графиком. Некоторые люди наиболее продуктивно работают утром, другие — вечером, третьи вообще ночью.
Всегда держите питьевую воду на рабочем месте. Выработайте привычку выпивать пару литров воды в день.
Тщательно выбирайте музыку, которую слушаете во время работы. Музыка, ТВ, погода… Практически все влияет на настроение. Что-то нельзя изменить, что-то можно. Убедитесь, что создали себе наиболее комфортную обстановку для работы.
Не включайте компьютер, чтобы быстро проверить почту или сделать одну маленькую вещь, то тех пор, пока вы не «подготовились к работе», как говорилось выше. Эта одна маленькая вещь потянет за собой еще одну и т.д., и в итоге вы забудете поесть, все закончится головной болью и т.п.
Умейте остановиться. Не засиживайтесь допоздна. Определите часы работы, и по их завершению прекращайте. Нет необходимости придерживаться распорядка минута в минуту, но убедитесь, что работа не заменяет вам жизнь.
Не работайте по 8 часов в день. Один из читателей блога работает около пяти часов, четыре блока по часу с 20-минутными перерывами. Если работать больше, внимание может начать рассеиваться, появится тревога и беспокойство, и качество работы будет ниже обычного.
Выделите определенные дни для определенной работы. Например, систематизируйте документы в пятницу вечером, самое позднее в субботу утром. Так вы сможете уйти на выходные без чувства незаконченной работы.
Очертите границы для своих близких. Планируйте свое рабочее время и объясните детям и супруге, что в это время вы не можете играть с детьми, выполнять работу по дому и т.д.
Беруши. Это серьезно помогает, если в семье маленькие дети.
Регулярно подсчитывайте свои доходы. Вы будете менее расположены торчать у телевизора, если будете знать, сколько стоит ваше бездельничанье. Помните, «работа НЕ сделана — денег нет».
Хорошо обедайте. Один из читателей блога рекомендует пищу с высоким содержанием углеводов для хорошего настроения во второй половине дня.
Следите за своим временем. Один из читателей рекомендует простую программу gtimelog (http://mg.pov.lt/gtimelog/). Вы указываете в программе, что сделано, когда завершили дело. Очень просто и не мешает работе. В конце дня, недели можно смотреть отчет. Также программа позволяет просто разделить время работы и время отдыха.
Установите время, когда вы он-лайн. Нет необходимости быть всегда доступным. Этот пункт больше относится к удаленным работникам, чем к работающим на себя.
Не позволяйте работе поглотить вашу жизнь. Легче сказать, чем сделать, когда работаешь дома. Обязательно установите рамки рабочего времени.
Уделяйте внимание людям. Когда просят, помогайте. Отвечайте по возможности на каждое письмо. Необязательно отвечать быстро, в тот же день, но ответить нужно. Это важно.
Не скупитесь на благодарности. Определите, кто больше всего помогает вашему блогу (или вашему бизнесу). Если вы блоггер, то это читатели, а не упоминающие вас ведущие авторитетных блогов. Люди, которые отдали свое время и энергию, чтобы помочь вам достигнуть того, чего вы достигли. Теперь вы должник на всю жизнь. Дайте им знать, что вы им благодарны.
Радуйтесь, что вы работаете дома, а не в офисной кабинке! Эта мысль будет мотивировать вас работать лучше, чтобы иметь возможность продолжать работать дома.
Как не выгореть на удаленке: 12 советов для трудоголиков
Читатели Т—Ж рассказывают, как держать себя в руках
Мы уже писали о том, почему трудоголики так много работают, основываясь на опыте читателей Т—Ж.
В этот раз изучили истории тех, кто работает на удаленке, и собрали 12 советов, которые, возможно, помогут избежать выгорания и наладить баланс между работой и личной жизнью, даже если приходится и жить, и работать за кухонным столом.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Я трудоголик по натуре, и остановиться мне достаточно сложно. Выставила для себя границы: не читаю почту в выходные и вечером. Но, если поспала днем пару часиков, приходится сидеть вечером допоздна. В целом мне удобно: у мужа фиксированный по времени график и я опираюсь на него.
Начинаю работать в девять, заканчиваю в шесть. Выключаю компьютер и не заглядываю в него до утра следующего дня. На выходных так же: ноутбук отправляется в тумбочку до понедельника.
Стараюсь придерживаться такого же графика, как в офисе, и заканчивать работу принудительно в 17:00—18:00. После этого времени может казаться, что на тебя снизошло вдохновение и в вечерние часы будет даже лучше работаться. Но это самообман: в такие моменты, как правило, пишется булшит. Вечером лучше хорошо отдохнуть, потренироваться. А утром со свежими силами приступить к работе.
Благодарна своему руководителю за дельные советы. Он научил меня разделять работу и личное время, качественнее планировать рабочие часы. Из прижившихся у меня лайфхаков — смена «униформы»: никогда не работаю в пижаме. Всегда, даже если болею, переодеваюсь в другую одежду — комфортное платье или футболку и джинсы. Это настраивает на рабочий лад.
Мне помогают списки задач на день и их тайминг. После восьми вечера не работаю — это у меня на автомате еще со времен, когда я пахала по 12—14 часов в день. Конец того эксперимента был печальным: здоровье не выдержало, пришлось долго восстанавливаться. С тех пор фразу «Ты у себя одна» повторяю как мантру. Прошло более десяти лет, и небо не упало на землю, я не провалила ни одного проекта, меня не уволили, а позицию сохранения баланса стали больше уважать.
Мои лайфхаки — это будильник, как на заводе, грамотно составленный план на день и календарь, синхронизированный с календарем компании. В нем есть все: от звонков и тренировок до обедов и перерывов на разминку. Помогает оставаться в ритме офиса и не скатиться с графика.
На удаленке при большом количестве задач руководство вдруг решило, что теперь жизнь сотрудников — это работа. Если у вас такая же ситуация, стоит поговорить с начальством, чтобы не было недопонимания. Так я и сделал, поскольку для меня очень важен баланс между работой и личной жизнью. В итоге на удаленке у меня стало лучше с продуктивностью: задач выполняю больше, хотя работать стал меньше и всегда могу отдохнуть, даже поспать днем. Возможно, моя эффективность повысилась просто за счет повышения квалификации: за год из младшего сотрудника я дорос до специалиста.
Мы с коллегами договорились фиксировать в чате четкое время начала и конца рабочей смены. Выходные — это выходные. На удаленке как никогда важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью.
Не реагирую на рабочие сообщения после 20:00 и по выходным, это моя принципиальная позиция. Наелась ненормированного графика на фрилансе — спасибо, достаточно. Когда есть постоянная удаленная работа, обо всем можно договориться, а если границы регулярно нарушаются, то лучше уходить.
Поток рабочих задач на удаленке, как и в «мирное время», останавливается за счет отключения телефона. Звонок после определенного времени с настойчивым предложением срочно что-то сделать по работе — это симптом не удаленки, а плохо организованной работы и банального неуважения к личному времени сотрудников.
Чтобы работа на удаленке не стала бесконечной, надо придерживаться четкого графика: садиться работать ровно в 10, именно час тратить на обед и точно в 19 часов закрывать ноутбук. И желательно не работать там, где отдыхаешь, — например, делать дела за кухонным столом, а не в кровати. Если не думать, что раз уж все равно работаешь из дома, то можно начать попозже и закончить попозже, тем самым размазывая свой рабочий день, — есть шанс сохранить нормальную жизнь.
Бесит, когда начальство спокойно говорит о том, что какую-то задачу можно сделать в субботу, если ты не можешь заняться ею в пятницу вечером. Если у кого-то нет личной жизни, чтобы в свое свободное время выполнять рабочие дела, можно только посочувствовать. У меня, помимо работы, дома куча интересных дел: можно порисовать, посмотреть сериалы, почитать, прибраться или что-то приготовить. Я не настолько сильно люблю свою работу, чтобы работать в то время, за которое мне не доплатят.
Лучшие мои рабочие дни были в Таиланде: я начинала работать в 13:00 по местному времени, во время обеда в 18:00 шла смотреть на закат и купаться в бассейне, а с 19:00 до 21:00 снова работала. Сейчас я опять в России и в шесть-семь вечера всегда стараюсь уже отдыхать.
Выключаюсь через девять часов после начала рабочего дня, закрывая ноут. И больше к нему не подхожу: он у меня ассоциируется только с работой. Конечно, когда аврал и срочный запуск проекта, рабочий день может длиться и 12 часов, но потом я обязательно нахожу время для себя: масочка на лицо, фоновый подкастик, лаунж-музыка. Бокал сухого красного, в конце концов.
Собака «включает» мой рабочий день и помогает его «выключить». Выгуливаю ее с утра и после окончания работы. У меня чихуахуа, и гулять с ним в принципе не обязательно. Но это больше для удовольствия — здорово перезагружает.
Закрывать почту и вовремя откладывать рабочие дела на удаленке достаточно сложно, так как нет дополнительных причин из серии «Нужно ехать домой», «Пора готовить ужин» или «Можно встретиться с друзьями». Но меня обычно приводит в чувство голодный взгляд моего молодого человека.
Работа и зарплата. Сколько зарабатывают и как строят карьеру люди разных профессий. Как поднять себе зарплату и где искать работу
Как не сойти с ума, работая на удалёнке
Удалёнка для многих стала неожиданностью. Если раньше работать из дома приходилось разве что пару дней из-за недомогания, то сейчас такой формат стал стандартом. Психологи считают, что резкая смена образа жизни — это стресс. Стоит также учесть трудности в коммуникациях с близкими, нехватку активности и проблемы с тайм-менеджментом.
Чтобы не сорваться, не потерять контроль над собой и как-то наладить новую жизнь, нужны практические советы. Мы поинтересовались у психологов, HR-специалистов и директоров о том, что они делают для психологического комфорта сотрудников. Нашли фрилансеров и просто удалёнщиков, которые успешно справляются с работой из дома уже несколько лет.
Оказалось, что чувствовать себя на удалёнке даже лучше, чем в офисе, им помогают следующие правила:
Соблюдайте график работы
Основная проблема тех, кто переходит на удалёнку, — управление временем. Часто мы откладываем дела, любую задачу растягивая на весь день. В итоге сидим за компьютером по 12 часов, отвлекаясь на социальные сети и новости, а потом судорожно доделываем работу ночью.
Трудоголики обнаруживают, что на удалёнке можно делать больше. Они используют во благо работе то время, которое раньше уходило на дорогу. Потом обедают за компьютером. Не видят проблемы в том, чтобы поработать вечером или в выходные. В итоге их рабочий день выходит далеко за рамки стандартных 8 часов. Но организм не выдерживает, и начинается выгорание.
Решение этой проблемы — составить график и соблюдать его. Если вы на фрилансе, то решите, какие часы будут рабочими. Если это обычная работа, просто удаленная, то обсудите с руководителем ваш график. Договоритесь, когда вы будете на связи. В остальное время отключайте телефон и запрещайте себе приближаться к компьютеру.
Главный редактор блога Mail.ru Cloud Solutions Екатерина Кушнир работает удаленно с 2010 года. Поэтому проблема смешения личного и рабочего времени ей хорошо знакома.
В итоге она нашла такое решение — установить режим, количество часов, больше которого работать нельзя. «Обычно это стандартный офисный график — с 9.00 до 17.00 с перерывом на обед, чтобы быть на связи с коллегами, — рассказывает Кушнир. — Иногда могу работать рано утром или поздно вечером, а днем нет. Также у меня всегда два выходных в неделю, правда, это не всегда суббота и воскресенье».
Чередуйте время на отдых и работу
Не требуйте от себя максимальной концентрации на протяжении всего рабочего дня. «Ответственно работать 8 часов в день сложно, — считает основатель компании WB-Tech Кирилл Гришанин. — Эффективность нормального человека — от 70 %, остальные 30 % времени уходит на личные дела или серфинг в интернете».
Яна Франк в книге по тайм-менеджменту «Муза и чудовище: как организовать творческий труд» рекомендует разделить рабочее время на отрезки — 40-45 минут работаем, 15 минут отдыхаем.
Но отдыхать тоже нужно правильно. Если работа связана с интеллектуальными нагрузками, то не стоит переключаться на что-то сложное. Лучше заняться физкультурой или бытовыми делами, например, помыть посуду.
Еще это отличный способ заставить себя взяться за работу, когда очень не хочется. Примерно так же работает известная техника борьбы с прокрастинацией — метод Помидора. Обещаете себе поработать всего 25 минут, потом отдыхаете 5 минут. Так проще начать, ведь 25 минут это совсем мало. После четырех повторений растягиваете отдых на 15-20 минут.
Генеральный директор Pharmedu Татьяна Ходанович рекомендует находить время для себя — эти 10-15 минут раз в несколько часов помогают не сойти с ума, находясь в замкнутом пространстве. «Можно даже просто посмотреть в окно 5-7 минут, это своего рода медитация. Или сходите в магазин, во время самоизоляции это тоже своего рода отдых».
Добавьте физическую нагрузку или экстрима
Автор книги «Фокус» Дэниел Гоулман делит наше мышление на два вида. Это «блуждающий ум», когда вы постоянно держите в голове какие-то заботы. Например, думаете о том, что нужно купить в магазине вечером, что скажет руководитель на планерке завтра. И состояние «здесь и сейчас» — максимальная концентрация над задачей.
Основатель компании WB-Tech Кирилл Гришанин считает, что состояние «здесь и сейчас» можно тренировать с помощью «скоростных» физических упражнений. Получается своеобразная зарядка, которая вытаскивает наш мозг из состояния «блуждающего».
«Сейчас моя зарядка для ума, которую делаю каждый день — велопрогулка до коворкинга. Еще это может быть спуск с горы на сноуборде или тренировка сложных комбинаций на батуте. Сложно мчаться на доске со скоростью 50 км/ч и расстраиваться, что заказчик не переводит деньги», — говорит Кирилл Гришанин.
Различные исследования доказывают пользу физических упражнений для мозга и психики. Необязательно заниматься спортом профессионально, достаточно нескольких часов упражнений в неделю, причем тех, которые вам нравятся.
Для ясности ума и развития памяти займитесь циклическими нагрузками — бегайте, катайтесь на велосипеде, плавайте. Силовые тренировки нужны для поиска новых идей и развития креативности. Командные интенсивные игры или единоборства помогут с концентрацией внимания.
Полноценно отдыхайте в выходные
Удаленная работа часто превращается в стресс не из-за самих рабочих задач, а из-за нашего неумения отдыхать вне дома. Раньше было так: 5 дней в неделю мы работаем в офисе, а субботу и воскресенье приятно провести дома. Сейчас многие из нас каждый день проводят в квартире, поэтому на выходные лучше менять обстановку.
Можно уехать за город, поездить по региону в поисках интересных аутентичных мест. Посмотрите, какой экотуризм предлагают рядом с вашим городом? Может быть, есть сырная ферма или возможность сходить в однодневный поход.
Если выбираться в область возможности нет, старайтесь найти что-то новое в городе. Поищите местные активности, например, это могут быть занятия спортом в парках, прогулки по возвышенностям в поисках заката. Попробуйте «уличные» хобби — пейзажную фотографию, скандинавскую ходьбу, катание на самокате или роликах.
Сформируйте план активностей для детей
На удалёнке нужно учиться планированию. Составьте список дел, которыми можно быстро занять ребенка. Это поможет, если придется срочно созвониться по работе или появится внезапная задача.
Тренируйтесь предугадывать неожиданные ситуации. Когда есть план, проще действовать.
Чтобы организовать себе несколько часов качественной работы в день, генеральный директор Pharmedu Татьяна Ходанович создала режим, как в детском саду. В этом ей помогли досуговые центры, которые предлагали разные активности для детей.
Арендуйте офис
Проблемы на удалёнке порой начинаются из-за необходимости работать рядом с близкими. С одной стороны, вас постоянно отвлекают просьбами и заботами. С другой, родным тоже сложно постоянно сидеть в тишине. Раздражение накапливается.
Попробуйте найти «офис» недалеко от дома. Кажется, что такой вариант подходит только высокооплачиваемым специалистам, но это не так. Зачастую удалёнщику достаточно небольшого тихого пространства.
Поищите комнаты в старых НИИ, которые сейчас переделали в офисные комплексы — там нет роскоши, но и цена обычно в несколько раз ниже, чем в бизнес-центрах. Или арендуйте малогабаритную квартиру. Расходы можно разделить на несколько человек, как часто делают фрилансеры.
Сооснователь агентства «Сделаем» Павел Молянов рассказывает, что первые полгода он фрилансил в однушке с маленьким ребенком. Чтобы не отвлекаться, приходилось работать в наушниках.
В итоге он решил снять помещение в подвале и обустроить его под офис. «Работать стало гораздо комфортнее: ничего не отвлекает, можно подумать, — говорит Павел Молянов. — Я перестал чувствовать дискомфорт от того, что напрягаю семью, вынуждая их весь день сидеть в тишине. Сейчас я снова работаю дома, но это другая квартира, есть свой кабинет и поэтому никто никому не мешает».
Подготовьте место для работы
Если с офисом не получается, сделайте себе рабочее место дома. Это не просто ноутбук и любимый диван — лучше организовать хотя бы стол и кресло, чтобы не смешивать пространство для жизни и работы.
«Не ешьте за компьютером. Во-первых, это вредно. А во-вторых, вы размываете границы вашего рабочего места и не даете мозгу переключиться и сменить обстановку», — предупреждает корпоративный психолог Ксения Лукашева.
В офисе об обустройстве рабочего места заботится ваш руководитель. Дома придется продумывать всё самому. По словам гендиректора центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Натальи Сторожевой, важно проработать технические вопросы: обеспечить бесперебойный интернет, хорошую мобильную связь, удобное кресло или отгороженный угол. «Важна эргономика пространства, чтобы деловые документы, рабочие материалы и ноутбук были всегда под рукой», — считает эксперт.
Организуйте рабочие процессы
Комфортное состояние зависит не только от работающей техники — на удалёнке появляются проблемы с коммуникациями. Если раньше можно было просто подойти к коллеге и сразу получить ответ на вопрос, то сейчас приходится общаться через почту или мессенджеры.
Конечно, организация рабочих процессов — это задача руководителя. Но если что-то мешает конкретно вам, можно попробовать взять инициативу в свои руки. Например, предложить договориться о том, как и в каких ситуациях нужно общаться с коллегами — по почте решаем несложные вопросы, по конкретному мессенджеру срочные. Если вопрос совсем нельзя откладывать, созваниваемся.
Если вы руководите коллективом, позаботьтесь о подчиненных — они должны понимать, как им теперь работать.
«Мы создали на корпоративном портале мануал, — рассказывает генеральный директор «Инфомаксимум» Александр Бочкин. — Теперь каждый сотрудник знает, к кому можно обратиться по тому или иному вопросу. Ещё коллеги получили рекомендации по планированию работы в дистанционном формате. Мы организовали доставку на дом рабочих станций, периферийных устройств и даже офисных кресел».
Следите за внешним видом
Корпоративный психолог Ксения Лукашева считает, что деловая одежда настраивает нас на работу. Поэтому даже если вам не нужно выходить из дома, всё равно переодевайтесь из домашней одежды в рабочую. Пусть это будут хотя бы джинсы и футболка, но специальные, в которых вы «ходите» только на работу.
«Запускайте внутренние процессы внешними стимулами, — советует руководитель отдела по работе с персоналом ГК «Везёт» Дина Максимова. — Наш мозг привык к ритуалам, используйте это. Не приступайте к работе в пижаме, особенно если раньше вы так не делали. Одежда, прическа и даже макияж могут помочь и расположить к продуктивной работе».
Фильтруйте информационный поток
Этот совет применим и к обычной офисной работе, но на дистанционном формате он становится особенно актуальным — контролируйте потоки информации. Избегайте новостных слухов и фейков. Чем меньше плохих новостей, тем лучше.
«Я бы вообще рекомендовала не смотреть новости по телевизору и не читать рассылку в разных чатах вроде школьно-родительских, про вторые-третьи волны пандемии и прочие ужасы, а изучать новости в интернете в надежных СМИ. Поберегите свою психику, она вам ещё пригодится», — говорит психолог и арт-терапевт Наталья Коротеева.
Стремитесь к завершенным действиям
Есть мнение, что на удаленной работе сложнее получить повышение, якобы коллеги меньше замечают вклад такого сотрудника в общее дело. Частично это правда — на дистанционном формате нас не видят руководители, многие ценят больше личное общение, а не переписку.
Ответственные сотрудники на удалёнке страдают от синдрома самозванца — сложно объективно оценивать свою же работу. Стоит также учесть нехватку одобрения, поддержки и карьерных перспектив. Например, когда мы в офисе отдаем руководителю отчет, он может в тот же момент бегло просмотреть его и похвалить. На удалёнке мы просто отправляем письмо, а в ответ получаем минимум обратной связи.
Директор по персоналу и организационному развитию холдинга S8 Capital Татьяна Гладюк рекомендует фокусировать сотрудников на более конкретных и коротких задачах.
«Так люди будут понимать, что от них требуется, быстрее ориентироваться в задаче и самостоятельно выстраивать шаги для достижения результата. Обязательно благодарите их за выполненную работу, выражайте поддержку другими способами. Это мотивирует сотрудников работать лучше», — советует Татьяна Гладюк.
Если ваша работа состоит из долгосрочных проектов, то старайтесь самостоятельно дробить их на небольшие кусочки — на 1-2 часа работы.
Чек-лист: как сохранить психическую стабильность на удалёнке
Вот перечень пунктов, которые помогут вам продуктивно решать задачи и не сходить с ума от внезапного дистанционного формата работы:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.