как различать иконы богородицы
Иконы Богоматери: какие бывают и чем отличаются?
Икона Богоматери по подсчётам специалистов имеет около семисот образов. Здесь мы рассмотрим иконы, наиболее часто встречающиеся в церквях, узнаем, чем они отличаются друг от друга и какое значение имеют.
Владимирская:
Точная дата создания неизвестна, но считается, что апостол Лука написал её ещё при жизни Богородицы. Первое изображение появилось на простой деревянной крышке стола.
Для иконы Владимирской Богоматери характерно изображение Богородицы и Младенца, которые соприкасаются ликами. Ножка Младенцы согнута таким образом, что видна его пяточка, а руки обнимают Мать за шею, как символ близкого общения души с Богом.
Перед этой иконой молятся об избавлении от различных неприятностей, от ересей и распрей, о прекращении вражды между странами и сохранении России.
Донская:
Всё то же изображение двух святых ликов, однако, в этом исполнении выражение лица Богоматери весьма эмоционально, что является редкостью. По мнению исследователей, эмоциональность – признак принадлежности иконы русским мастерам.
Донская Божья Матерь считается заступницей России в сражениях с иноплеменными войсками. В её чудодейственную силу веровал сам Иван Грозный.
Феодоровская:
На первый взгляд икона очень схожа с Владимировской, но есть существенные отличия. Например, то, что Младенец сидит на руке Богородицы, а вместо оголенной пяточки здесь видна ножка до колена. При этом, кажется, что его ноги хотят сделать шаг, и изображены на фоне облачения Святой, которые в отдалении напоминают чашу, как символ избавления.
Приобрести деревянную икону Федоровской Богоматери можно здесь.
Казанская:
Казанская икона Божьей матери изображает фронтальное положение Младенца, сидящего на руке Богоматери. Она указывает на Младенца так, что её руки не видно.
Иконе молятся о прозрении, об исцелении от всевозможных болезней глаз и любых других недугов, о сохранении Русской державы. Также этой иконой чаще других благословляют брак (смотрите разделы: венчальные иконы).
Один из самых распространенных и почитаемых образов.
Семистрельная:
Икона отличается от предыдущих тем, что здесь нет изображения Младенца. Только Богородица, пронзённая мечами, которые выступают как символ печали и горечи.
Перед этой иконой молятся о прекращении семейной вражды и милосердии к родным.Часто этот образ можно встретить не только в церквях и домах, но и на рабочих столах, так как читается, что она охраняет от недоброжелателей и преступников.
На нашем сайте вы можете купить икону Семистрельную, выполненную из натурального дерева или заказать ее выполнение по индивидуальным размерам.
Остроабрамская:
Данная икона почитается не только в православии, но и в католицизме. Величественный образ Богоматери полон любви и сдержанности. Святая изображается без Младенца и по пояс, руки в молитвенном перекрёстном жесте. Только этому образу характерна пышная одежда и обилие других деталей.
Иконе Остроабрамской Богоматери молятся, если хотят снять порчу и проклятья. Молитвы перед образом снимают тоску и уныние, спасают от депрессии и прочих душевных недугов, а также защищают от преступников и недоброжелателей.
Отрада и утешение:
Пожалуй, это еще одна самая известная икона Богоматери. Святая держит Младенца на своей руке, при этом прильнув губами к его руке. Более всего привлекают внимание глаза Богоматери. Чистые, пронзительные, чёткие, кажется, что она смотрит в самую душу – это как символ спасения.
В православии считается, что икона Отрада и Утешение спасает от катаклизмов и бедствий, избавляет от грешных помыслов, указывает истинный путь и даёт внутреннюю свободу.
Призри на смирение:
У этой иконы просят помощи не только для живых, но и для мёртвых. Считается, что, если человек умирает и не раскаивается в своих грехах, то живые могут попросить об этом за него у иконы Богоматери Призри на смирение, прочитав соответствующие молитвы. Икона помогает всем ущемлённым, обделённым, гонимым и сомневающимся в вере.
На иконе изображена Богоматерь в короне со скипетром в правой руке. В левой держит Младенца, который находится на её коленях с державой.
Каждая икона по-своему уникальна и требует к себе трепетного отношения, уважения не только в стенах храмов, но и дома. Образ Богородицы – архаичен и многолик.
В нашем интернет-магазине икон вы можете приобрести любые лики святых из натурального дерева, а также купить полочки для икон или домашние киоты для хранения святых образов, вы можете на нашем сайте. Компанию 3dekor отличают широкий ассортимент, доставка по всей России и возможность изготовления по вашим индивидуальным размерам.
Виды икон Божией Матери и их названия, отличия и значение образов
За всю историю было написано более восьмисот разновидностей иконы Божией Матери. Самые первые из них принято приписывать евангелисту Луке. Наиболее ранние изображения Богородицы были найдены в римских катакомбах, их относят ко второму и третьему векам нашей эры. Давайте рассмотрим наиболее известные вариации икон Пресвятой Девы Марии и разберемся в их происхождении и значениях.
Разновидности православных икон Пресвятой Богородицы с названиями
В русском православном календаре насчитывается около двухсот шестидесяти чтимых икон Богородицы. Общее же число изображений Божьей Матери насчитывает порядка восьмисот шестидесяти икон. Давайте рассмотрим несколько наиболее известных разновидностей изображений Пресвятой Девы Марии.
Казанская
Является одним из самых распространенных изображений Богоматери. Сама Божья Матерь изображена по плечи полубоком, а на ее руке восседает Младенец Иисус. Их взгляды направлены на молящегося. Этой иконой принято благословлять молодоженов к венчанию, ее вешают возле детских кроваток.
Неупиваемая чаша
Чудотворная икона, известная с конца девятнадцатого столетия. По преданию, этот образ Божьей Матери явился миру, как источник помощи людям, страдающим от алкоголизма. На изображении присутствует сама Богоматерь, а впереди нее – младенец Иисус Христос, стоящий в чаше. Первоначальный образ был утерян в двадцатых годах прошлого века.
Феодоровская
Одно из ранних изображений, написанных, согласно преданию, евангелистом Лукой. На месте явления был построен монастырь во имя Нерукотворного Спаса. На иконе изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул обнимающий ее младенец. На обратной стороне изображался образ святой мученицы Параскевы Пятницы, покровительницы свадеб.
Державная
Изображение было найдено впервые во времена Февральской и Октябрьской революций в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Является основной святыней русских монархистов. По преданию, считается символом того, что падение монархии было послано русскому народу в качестве наказания за грехи.
Владимирская
Согласно преданию, написана Лукой во время жизни Девы Марии, на столе, за которым принимали трапезу Иисус Христос с Богородицей и праведным Иосифом. Изображение находилось в Палестине до середины пятого века нашей эры, после чего икону перевезли в Константинополь. В двенадцатом веке копия была отправлена в Киев.
Тихвинская
Еще одна из ранних икон, приписываемых Луке. Находилась в Константинополе до четырнадцатого века, после чего исчезла. Летописи гласят, что в то же время она явилась рыбакам на Ладожском озере возле города Тихвина.
Троеручица
Представляет собой образ Богородицы с младенцем на правой руке. Под правой рукой изображается человеческая кисть. Традиционно третью руку принято считать принадлежащей Богоматери.
Нечаянная радость
Написана под влиянием рассказа Дмитрия Ростовского о чудесном видении грешника, где говорится о человеке, который молился иконе Божьей Матери, а после шел на преступление. Однажды он увидел образ движущимся. Язвы Христа открылись, из них полилась кровь. Грешник просил помиловать его. Изображение повторяет сюжет рассказа – в левом нижнем углу помещают человека, молящегося перед образом Девы Марии с младенцем, в разорванной одежде и с язвами.
Блаженное чрево
На иконе изображается Богоматерь, сидящая на подушке, с младенцем на руках, который прильнул к ее груди. Изображение имеет черты итальянской живописи, из-за чего считается копией с итальянского оригинала.
Благовещение
Посвящена празднику Благовещения. На образе присутствуют Архангел Гавриил и сама Пресвятая Дева Мария. Описывает событие, рассказанное в Евангелие от Луки, когда Господь послал Архангела Гавриила с благой вестью, что Марии суждено стать матерью Спасителя рода человеческого.
Благодатное небо
Основной смысл изображения – прославление Божьей Матери, как Царицы Небесной. Ее прообразом являлась икона «Жена, облеченная в солнце». Образ Жены принято толковать, как символ Христианской Церкви.
Всех скорбящих радость
Здесь Богоматерь изображена в окружении бедствующих людей и ангелов, которые от ее имени совершают благие деяния. Является символом заступничества всех бедных, голодных, больных людей.
Воспитание
Здесь Богородица изображается с младенцем Христом, сидящем на ее левой руке. Правая рука Иисуса простирается к лику Девы Марии. Оригинальный образ находился в Казанском соборе до 1917-го года, после чего был утерян вследствие разрушения храма.
Живоносный источник
По преданию, явление иконы произошло в пятом веке, в Константинополе, в роще рядом с Золотыми Воротами. В этой роще находился святой источник, издавна прославленный чудесами.
Избавительница
Икона приобрела свою известность в семнадцатом веке, когда одна из греческих провинций, благодаря молитвам, избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от этого образа, привлекли множество паломников, что тяготило хранителя святыни Мартиниана.
Образ Избавительницы вез в поезде Александр Третий, когда ехал с семьей с отдыха. Поезд попал в катастрофу, но царская семья чудом была спасена.
Ключ Разумения
Здесь Богородица изображается в полный рост, а в нижней части образа присутствует ключ. Является символом разума и знаний. Перед образом совершаются молебны перед началом обучения детей, а также в случае, если у детей наблюдается задержка умственного развития.
Млекопитательница
Богородица кормит грудью младенца Христа. Иногда изображается в короне и с ангелами. Образу молятся за здоровье младенцев и с просьбами послать побольше грудного молока.
Неувядаемый цвет
Дева Мария с младенцем на правой руке и с белой лилией в левой. Символизирует неувядаемый свет непорочности Пречистой Девы.
Отрада
Один из ранних образов, считающийся нерукотворным. Происхождение связывают с чудесным спасением сына Феодосия Великого – Аркадия, который упал в воду с парусника вблизи монастыря, расположенного на Святой Горе Афон.
Помощница в родах
Икона, которой традиционно молятся женщины с просьбой о рождении детей и благополучных родах. Находится в Храме Спаса Преображения на Болвановке и в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре.
Самонаписавшаяся
Икона из афонского скита Иоана Предтечи. Имеет такое название в связи с тем, что, по преданию, художник, писавший ее, никак не мог успешно закончить над ней работу и отложил на утро, уйдя молиться. После чего утром обнаружил изображение полностью готовым.
Скоропослушница
Молитвы этой иконе помогают в непонятных ситуациях и недоумении. Скоропослушница – символ помощи в трудной ситуации, когда срочно нужно уладить дела или решить какие-то вопросы.
Утоли моя печали
Богородица держит младенца Христа правой рукой. В руках у него свиток с посланием к людям. Образ является символом избавления от болезней и душевных мук.
Целительница
Известна благодаря чудесным случаям излечения людей, молившихся перед этой иконой. Является символом исцеления от болезней.
Семистрельная
Богородица здесь изображена пронзённой семью стрелами. Сходна с иконой «Умягчение злых сердец», с тем отличием, что стрелы располагаются по обе стороны от Девы Марии. Было множество свидетельств чудес, сотворенных образом, таких как исцеление от болезней и душевных мук.
Всецарица
Данный образ является наиболее сильным для молитв во спасение от неизлечимых заболеваний, в том числе онкологии. Помимо этого, икона защищает от злого колдовства. Молитвы перед Всецарицей помогают избавиться от пагубных зависимостей.
Достойно есть
Обращение к этой иконе способно отпустить самые тяжелые грехи при условии, что молящийся раскаивается за свою вину. Избавляет ум и душу от греховных убеждений.
Знамение
Изображение сидящей Богородицы, поднимающей свои руки в молитве. На ее груди изображен младенец Иисус Христос на фоне круглого щита. Является одной из древнейших икон Православной Руси.
Иверская
Символ взятия Девой Марией всего человеческого рода под свое заступничество.
Взыскание погибших
Икона, посвященная родителям, молящимся за своих детей, символ утешения родительской скорби. Перед ней принято молиться за здоровье близких, с кем неизбежна долгая разлука.
Четыре типа образов святой
Существуют четыре основные разновидности изображения Девы Марии.
Первая разновидность иконографии – Знамение или Оранта. Богоматерь здесь представлена молящейся, возносящей руки к небу, на груди – красивый медальон с изображением Христа.
Второй тип – Одигитрия. Дева Мария стоит полубоком, а на одной ее руке восседает младенец Иисус. Обычно Богоматерь изображается по пояс, но есть иконы, которые отличаются оплечной композицией. К этому типу относят большинство старинных образов, приписываемых евангелисту Луке.
Третья разновидность – Умиление. Богоматерь склоняется головой к младенцу, а тот обнимает ее за шею.
Четвертый тип – Акафистный. К нему относят иконы, которые не вошли в первые три типа, в том числе редкие экземпляры, на которых не присутствует младенец Иисус.
Значение богородичных икон
Каждая из икон Богородицы означает что-то свое, и каждая является определенным символом. Каждый из образов призван разрешить ту или иную жизненную ситуацию, с которой молящийся обращается к Матери Божьей.
История происхождения первых икон
Первые изображения чудотворного лика Девы Марии приписывают авторству евангелиста Луки. Он считается одним из первых иконописцев в православной и католической традиции. По преданию, он был послан в составе семидесяти апостолов Христа на землю еще при его жизни. Происходил родом из греческой среды и был одним из авторов Нового Завета. Им были написаны первые образы Девы Марии и апостолов Петра и Павла.
Элементы иконографии
На большинстве образов Дева Мария изображается с младенцем – Иисусом Христом, сидящем на ее правой, реже – на левой руке. Взгляды направлены на молящегося и, в зависимости от конкретной разновидности, могут выглядеть спокойными либо уставшими от человеческих грехов.
На Богородице традиционно надет мафорий – одежда замужних женщин. Звезды на одеянии одновременно означают непорочность и являются символом Святой Троицы. Над головой Девы Марии присутствует нимб.
На иконографических изображениях присутствуют надписи: «MR OU» и «IС ХС», что означает имена «Матерь Бога» и «Иисус Христос» соответственно. В варианте икон Оранта Иисус изображается на медальоне Девы Марии, а сама Пресвятая Дева изображена стоя, с вознесенными в молитве руками.
Молитвы
Молитв к Пресвятой Божьей Матери так же много, как и разновидностей ее изображений. Принято считать, что неважно, какой именно иконе вы молитесь, так как молитва обращена не к конкретному образу, а к святому, на нем изображенному.
Самое главное – молитва должна быть искренней, идти от сердца и нести в себе исключительно благородные намерения. Вот некоторые из основных, часто используемых молитв.
Первая
«Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица, Приют сирот и странников Защитница, скорбящих Радость, обиженных Покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь».
Вторая
«Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобой! Среди женщин Ты самая благословенная. Благословен Плод Твоего чрева, потому что Ты родила Спасителя душ наших».
Третья
«Царица моя преблагая, Надежда моя, Богородица, приют сирот и странников защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь».
Какими бывают иконы, посвященные Пресвятой Богородице, и как научиться разбираться в них?
21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции православной церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Девы Марии. К ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде или в горе. В народной памяти сохранилось множество историй о том, как по горячим, искренним молитвам перед образом Богородицы молящиеся получали не только утешение, но и реальную, действенную помощь.
Богородичных икон множество. О четырех самых основных сюжетах иконографических изображений Божией Матери рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» искусствовед, заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института Александр Копировский.
Икона Рождество Божией Матери
Фото: Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея
Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея
Общий принцип написания любого рождества – это поздравление родившей. «Традиция этой общепринятой схемы уходит корнями еще в дохристианскую иконографию, изображающую лежащую роженицу, которую все поздравляют и приносят ей дары», – говорит искусствовед. Схема одна, но она имеет множество вариантов. Например, эту не самую изящную новгородскую икону отличает, по словам Александра Копировского, довольно редкий сюжет. Святые на верхнем поле, которые как бы присутствуют при рождении Девы Марии, из очень разного времени: пророк Илия жил задолго до Рождества Богородицы, а все остальные святые – значительно позже того, как окончился ее земной путь. Во времени все сместилось.
Икона Рождества Богородицы больше не о Ней самой, а о родителях, прежде всего, о матери – святой Анне. На этой иконе она очень внушительная, властная, строгая, она как будто не испытывает страданий и боли после родов. В отличие от ее огромной фигуры, новорожденная Мария смотрится совсем маленькой, крохотной. Но сам факт Ее рождения для всего мира имеет огромное значение. Ведь это залог будущего спасения. Рождается Та, которая станет матерью Спасителя.
«Многие женщины в Иудее мечтали, что именно от них родится Искупитель. Особенно надеялись на это те, кто прямо или косвенно входил в число потомков царя Давида, – говорит богослов. – Дева Мария тоже входила в число потомков Давида. И этот контраст в иконе показан очень ярко: рождается не величественная царица, а рождается маленькое существо, и ее держит на руках повитуха. То есть Она рождается, как все».
Хотя, по словам искусствоведа, есть и такие иконы Рождества Богородицы, на которых Она уподобляется именно царице, которой приносят роскошные подарки много дев в дорогих одеждах. Иконы Рождества Богородицы могут быть на удивление разными, все зависит от выбранных акцентов. Например, может подчеркиваться, что это чудесное рождение, на которое родители не надеялись. Ведь родители Девы Марии Анна и Иоаким к тому времени были в очень преклонных летах. А есть иконы древние, конца XV века, где Анна даже кладет левую руку на лоно – будто ей еще больно, и она склоняет голову, не так величественно сидит, как здесь на иконе. Возможны совершенно разные акценты.
В иконографии Рождества самой Богородицы почти нет, Ее образ лишь чуть-чуть обозначен – и это уже залог всего будущего развития человечества, говорит Копировский.
Сюжеты богородичных икон
В иконографии великое множество разных икон, на которых изображается Царица Небесная. «Есть те, на которых Она изображается в сценах Нового Завета, – говорит Александр Копировский. – Ангел благовествует ей будущее рождение Иисуса Христа (Благовещение). Она изображена в сцене принесения младенца Христа в храм (Сретение). Она перед распятием. Или Она в сюжетах, связанных с торжеством от Ее икон или посмертных событий, например, Покрова Богородицы. Она и величественная, Она и скорбная, Она и мягкая – очень много икон Богородицы. Но самое большое разнообразие икон Богородицы, где Она вдвоем с Младенцем Христом».
По словам искусствоведа, вся иконография Божией Матери, где она изображена с Младенцем, развивается вокруг трех вариантов написания: либо Богородица и Младенец прижимаются друг к другу щеками, либо Она сидит прямо и царственно, либо Младенец изображен у нее в лоне, внутри, но как будто одновременно и перед Нею.
Икона Божьей Матери «Умиление»
Первый иконографический сюжет, когда младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, получил название «Умиление». «Интересно, что умиление здесь – это не состояние Богородицы, которая умиляется, играя со своим Сыном, – говорит Александр Копировский. – «Умилися Спас» – значит «пожалел». Богородица в сцене умиления изображается не столько играющей с Младенцем, сколько молящейся Ему. Умиление здесь – жалость Сына, жалость до слез, к Матери в ответ на Ее молитву».
Александр Копировский: «На этой иконе Младенец хоть и маленький, но в особых одеждах, чаще всего в золотых – Он сам, как солнце. Мы видим здесь парадокс – Она царица, но у Нее на руках Царь, который превосходит всех, в том числе и Ее саму. И Он жалеет Богородицу, поскольку Она страдает за весь человеческий род, приносит Богу ходатайство от лица всего человечества».
Обычно этого не знают и потому смотрят на икону, как на обычную игру матери и ее младенца, но только немного условную, строгую, плоскостную, как это бывает в иконе. Хотя и эта ласковость, мягкость здесь тоже присутствует.
Фото: Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея
На иконе «Умиление» XII века трагический лик Богородицы, которая как бы видит будущие страдания своего Сына. Он сам изображен только начинающим жизнь, но уже как Царь в золотых одеждах. И Он, воцарившийся, снисходит к Ее просьбам. Здесь лик Младенца строгий, сияющий царственным светом.
А бывают иконы Богородицы, где Ее лик невероятно светлый, улыбающийся, с внутренней радостью. И лик Младенца такой же. Мы видим, как иконография позволяет делать разные содержательные оттенки.
Икона Божьей Матери «Одигитрия»
Фото: Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Другой тип иконографии – Одигитрия. Это изображение, когда Богородица сидит прямо, как царица на троне, и Младенец сидит у Нее на руке тоже как на троне, лицом к нам. Одигитрия с греческого буквально переводится как путеводительница: ведущая в путь, помогающая в пути.
«Такой тип иконографии иллюстрирует икона конца XV века знаменитого русского иконописца Дионисия, – говорит Александр Копировский. – Дионисий написал ее в 1482 году на доске от более древней иконы, начала XIV века, которая пострадала в пожаре, причем воспроизвел точный размер утраченной иконы».
Александр Копировский: «В этом образе Дионисию удалась удивительная вещь: Младенец – царственный, но в то же время хрупкий и маленький, а Богородица – величественная, но в то же время ощущается, что она совсем юная девочка. Сверхзадача иконописца здесь была в том, чтобы и обозначить Ее величие, и показать особую духовную зрелость, и сохранить – легким намеком, символом – акцент на непередаваемой юной красоте. И Дионисий это сделал!»
Икона Божьей Матери «Оранта»
Последнее из трех самых распространенных изображений Богородицы с Младенцем, где Она изображена уже абсолютно царственно, при этом Она воздевает руки в молитве к Сыну. Икону еще называют Великая Панагия – это одно из ее греческих наименований. «Также этот тип иконографии называется Оранта, то есть «молящаяся», – говорит Александр Копировский. – Образ человека, молящегося таким образом – подняв вверх раскинутые руки – известен с древности. В нашей церкви этот жест сохранился у священников и у епископов, когда они на утренней молитве поднимают руки, произнося: «Слава Тебе, показавшему нам свет»..
Фото: Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея
Жест Богородицы очень торжественный и просительный одновременно. В нем Она являет себя, как Заступница – будто она что-то держит, воздевая руки. Можно вспомнить древнегреческих атлантов, «держащих небо на каменных руках». Кстати говоря, в греческой скульптуре есть и женщины, которые тоже как будто держат небо на себе – кариатиды – их использовали как колонны в некоторых храмах.
«Воздетые руки – это еще и сюжет Ветхого Завета, связанный с пророком Моисеем. Когда пророк Моисей приводит израильский народ в Землю обетованную, то враги не пускают Израиль на место, дарованное ему Богом. Тогда Моисей поднимает руки в молитве, и пока он держит руки – Израиль одолевает врага, как только он опускает руки – враги одолевают Израиль».
Младенец здесь изображен не на руках, а в круге сияния света, что символически означает, что Он внутри, в утробе Матери. Он еще как бы и не родился. Это условность иконы, которая позволяет очень о многом сказать коротко. На древней ярославской иконе начала XIII века Младенец царственным жестом благословляет Вас двумя руками как бы из чрева Богородицы.
Все три типа изображения Богородицы иконописцы пишут с разными акцентами, с большим числом вариантов: более мягкие, более строгие, более сильные, более яркие. И поэтому икон Богородицы у нас очень много. Богородичные иконы не столько дополняют разговор о Царице Небесной какими-то новыми апокрифическими подробностями, сколько являют собой попытку проникновения в Ее суть, в Ее образ, раскрывая его с разных сторон.